Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров.
Кафедра естественного образования.
Проект
Реализация требований ФГОС на тему:
«Внутренняя среда организма»
Выполнила: учитель биологии
«Казиюртовской СОШ» ЦОДОУЗОЖ
Мусакаева Маизат Бадрудиновна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Основная часть 1. Значение темы «Внутренняя среда организма» для развития
мировоззрения учащихся. Цели и задачи темы.
2. Тематическое планирование по теме «Внутренняя среда организма»-5 ч.
3.Урок по теме: «Внутренняя среда организма»
4.Урок по теме: «Группы крови. Переливание. Донорство. Резус-фактор»
5. Итоговая контрольная работа по теме
Рекомендации
Заключение
Список использованной литературы.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Введение
Тема «Внутренняя среда организма» является
одной из важнейших в образовательном цикле биологической науки. И, данный
проект направлен на реализацию требований ФГОС при изучении темы: «Внутренняя
среда организма».
Наш организм является уникальным объектом исследования. . Многие
люди не задумываются о том, как работает организм, как помочь ему в трудную
минуту. Прекрасно себя чувствовать, быть всегда в хорошем настроении поможет
его изучение. Данная проектная деятельность направлена на активизацию знаний по
теме: кровь и кровообращение, сохранению своего здоровья и здоровья окружающих.
Проект нацелен на изучение состава крови, групп крови, механизмов свертывания и
переливания крови и т. д.
В рамках развивающего подхода биологического содержания
рассматриваемый проект направлен на активизацию мыслительной
деятельности учащихся, решению определенных биологических задач.
Задачи:
1.Изучить требования ФГОС
2.Составить тематическое планирование по разделу: «Внутренняя среда организма»
3.Составить конспекты двух уроков в соответствии требований ФГОС:
Урок 1 «Внутренняя среда организма»
Урок2 «Группы крови .Переливание. Донорство. Резус – фактор»
4.Разработать методические рекомендации обучения теме и применить их в учебном процессе.
При написании проекта я использовала рабочую программу, составленную мною на основе федерального государственного стандарта ,где на изучении темы «Внутренняя среда организма»отведено 5 часов. В ходе изучения темы, учитель, используя учебник, ИКТ должен создать условия для формирования у уч-ся понятия о внутренней среде.
Для разработки уроков я использовала различные методические приемы: дидактические материалы из своего опыта, а также знания, полученные в ходе курсов повышения квалификации.
Каждый урок содержит необходимые для работы с учащимися материалы:
-вопросы, тесты, проверочные работы.
-беседы, схемы, таблицы.
-подробное описание домашнего задания
Ожидаемые результаты обучения:
Уч-ся должны знать:
-признаки внутренней среды организма;
-защитные барьеры организма;
-признаки иммунитета;
-сущность прививок и их значение;
-правила переливания крови.
Уч-ся должны уметь:
-сравнивать между собой строение и функции клеток крови;
-проводить описание и наблюдение клеток крови на готовых микропрепаратах;
-объяснять механизмы свертывания и переливания крови.
Личностные результаты обучения:
-умение уч-ся реализовывать теоретические познания на практике;
-понимание уч-ся ценностей здорового и безопасного образа жизни;
-понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
-умение отстаивать свою точку зрения;
-умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию.
Цель темы: создать условия для развития интеллектуальных способностей уч-ся, навыков самообразования, интереса к биологическим знаниям.
Задачи темы:
Образовательные: способствовать формированию знаний уч-ся о составе внутренней среды организма.
Развивающие: содействовать формированию общеучебных умений и навыков работы с учебником, дополнительной литературой.
Воспитательные: способствовать воспитанию культуры общения и гигиеническому воспитанию и формированию здорового образа жизни.
Цели:
Образовательные: способствовать
формированию знаний учащихся о составе внутренней среды организма; особенностях
и значениях тканевой жидкости, крови и лимфы; организовать деятельность
учащихся по восприятию и осмыслению понятий: «внутренняя среда организма»,
«кровь», «лимфа», «тканевая жидкость», постоянство внутренней среды
организма.
Развивающие: содействовать формированию общеучебных умений и
навыков: работе с учебником, дополнительной литературой, классификации и
систематизации, умение логически мыслить и оформлять результаты мыслительных
операций в устной и письменной форме; создать условия для развития интеллектуальных
способностей учащихся, навыков самообразования, интереса к биологическим
знаниям, помочь учащимся осознать значимость изучаемого материала для
сохранения и укрепления здоровья.
Воспитывающие: способствовать воспитанию культуры общения;
гигиеническому воспитанию и формированию здорового образа жизни.
Задачи:
Формировать у учащихся новые анатомо-физические понятия: о внутренней среде
организма, составе крови, переливании и свертывании крови, фагоцитозе, об
относительном постоянстве состава крови, познакомить с понятием внутренняя
среда организма, ее составы;
Разъяснить роль внутренней среды в жизнедеятельности организма, значение
постоянства ее состава;
Сформировать знания о плазме крови, ее функции, о свертываемости крови и
группах крови, форменных элементов крови.
Продолжить формирование умений работать с учебником, с Интернет-ресурсами,
анализировать, делать выводы.
Развивать у учащихся общебиологические понятия о клеточном строении, взаимосвязи строения и функции.
Развивать логическое мышление и речь учащихся путем организации их напряженной умственной работы на уроках (анализ, сравнение обобщение, самонаблюдения, синтез).
Развивать умения работы с различными информационными источниками, заполнять таблицы, составлять схемы.
№ |
Темы уроков |
К/Ч |
Цель |
Оборудование |
Планируемые результаты |
Домашнее задание |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||
1. |
Внутренняя среда организма и её значение |
1ч |
Создать условия для формирования знаний уч-ся о составе внутренней среды организма |
Таблицы: «Эпителиальные, соединительные ткани», «Кровь» |
Знать признаки внутренней среды организма и компоненты внутренней среды организма |
Уметь самостоятельно работать с учебником, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме |
Способствовать воспитанию культуры общения; гигиеническому воспитанию и формированию здорового образа жизни |
Стр.116-119 Задание в рабочей тетради, задание 83 и 84,желаю щим подгото вить сообще ние« Дыхате льные функции крови» |
2.
|
Плазма крови, и её состав. Форменные элементы крови их строение и функции |
1ч
|
Создать условия для формирования знаний уч-ся о плазме крови и форменных элементах крови |
Таблица «Кровь», микропрепарат крови лягушки и человека, микроскопы |
Уметь выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями |
Уметь проводить сравнения клеток организма человека и делать выводы на основе строения, уметь работать с микропрепара тами; уметь объяснять механизмы свертывания крови |
Формирование ответственного отношения к учению, труду; |
Изучить текст учебника на стр.116-119 В рабочей тетради задание 85,87, 88,89 Сообще ние «Защит ные свойства крови»
|
3. |
Иммунитет |
1ч |
Создать условия для формирования знаний уч-ся о том что такое иммунитет, виды иммуни тета |
Схема «Кровь» , портреты И.Мечникова, Л.Пастера |
Знать защитные барьеры организма, сущность прививок и их значение |
Уметь работать с дополнительными источниками информации, извлекая из неё нужную информацию |
Понимать значимость знаний для использования повседневной жизни и осознанного выбора профессии |
Изучить текст учебника на стр.122,вып. в рабочей тетради задания 94-96,сообщение «Из истории переливания крови» |
4.
|
Группы крови. Переливание. Донорство. Резус-фактор |
1ч |
Создать условия для усвоения учащимися знаний о группах крови и их отличительных признаках
|
Таблица: «Кровь человека» и «Ткани» |
Знать правила переливания крови |
Уметь работать с учебником, анализировать, делать соответствующие выводы |
Понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни |
Изучить текст учебника на стр.122-123,повторить материал в учебнике на стр.116 |
5. |
Итоговая контрольная работа. |
1ч |
|
|
|
|
|
|
Цель: создать условия для развития интеллектуальных способностей уч-ся, навыков самообразования, интереса к биологическим знаниям.
Задачи:
Образовательные: способствовать формированию знаний уч-ся о составе внутренней среды организма; особенностях и значениях тканевой жидкости, крови и лимфы.
Развивающие: содействовать формированию общеучебных умений и навыков: работа с учебником, дополнительной литературой.
Воспитательные: способствовать формированию культуры общения; гигиеническому воспитанию и формированию здорового образа жизни.
Планируемые результаты:
Предметные: знать признаки и компоненты внутренней среды организма.
Метапредметные: уметь самостоятельно работать с учебником, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций, в устной и письменной форме.
Личностные: показать значимость изучаемого материала для сохранения и укрепления здоровья.
Термины: кровь, лимфа, тканевая жидкость, гомеостаз.
Оборудование: таблицы: «Эпителиальные, соединительные ткани», «Кровь»,
Схема «Внутренняя среда организма»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала
Ход урока.
1.Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Я очень рада видеть вас.
«Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время»- так писал выдающийся русский писатель Ф.М.Достоевский. На уроках биологии мы познаем строение человеческого организма, его функции. Сегодня на уроке продолжим познавать удивительный мир организма.
2.Актуализация знаний уч-ся.
Ребята, давайте представим, что мы все превратились в маленьких человечков и оказались внутри организма человека. И что мы видим -быструю красную полноводную и очень теплую реку. Что это за река в организме человека? (это кровь)
Кровь-это одна из жидкостей, составляющих внутреннюю среду организма.
Внутренняя среда организма включает 3 жидкости: кровь, лимфу и тканевую жидкость. Итак, Тема нашего урока «Внутренняя среда организма» (на доске)
3.Изучение нового материала.
Наша задача состоит в изучении внутренней среды организма, её составляющих и их функций. Мы часто говорим о здоровье, но каждый понимает его по-своему. На доске слово «здоровье», подберите 2 прилагательных, с которыми у вас ассоциируется слово «здоровье». А теперь 3 глагола, далее составьте словосочетание или предложение со словом «здоровье», на последней строке должно быть существительное, которое по смыслу может заменить слово «здоровье».
Здоровье
Крепкое, хорошее (постоянное, бесценное)
Беречь, сохранять, укреплять.
Свое здоровье, крепкое здоровье.
4.Счастье (богатство, постоянство)
Итак, мы с вами составили синквейн, в 5 строках раскрыли понятие «здоровье».
Все мы хотим быть здоровыми. Постоянство внутренней среды организма является одной из составляющих здоровья. Сегодня мы изучаем внутреннюю среду организма, чтобы полученные знания помогли вам сохранить и укрепить свое здоровье.
Сейчас вы будете работать в группах и попытаетесь выяснить, какая из 3-х жидкостей, составляющих внутреннюю среду организма, играет решающую роль в поддержании постоянства внутренней среды организма? Это проблемный вопрос. Поиском ответа на этот вопрос будут заниматься 3 группы:
1группа - «Тканевая жидкость»
2 группа- «Лимфа».
3группа - «Кровь»
Пожалуйста, ознакомьтесь с заданиями. В результате поисково-исследовательской деятельности вы должны сделать следующее: (Задачи на доске)
Сформулировать основные понятия…
Выяснить состав место образования, местонахождения и функции жидкостей, образующих внутреннюю среду организма.
Заполнить таблицу: «Внутренняя среда организма».
Подготовить отчет о работе группы (1 человек, выбрать самостоятельно)
Задания для группы «Тканевая жидкость»
Прочитать текст учебников «Биология. Человек »( авт. Н. И. Сонин ) на стр. 116 и «Человек» (авт. А. С. Батуева) на стр.42, дополнительный текст из энциклопедий «Биология» и «Человек»
Рассмотреть рисунки учебника, таблицы
Дать понятие термину «Тканевая жидкость».
Изучить состав тканевой жидкости.
Определить местонахождения и место образования тканевой жидкости в организме. Сформулировать функции тканевой жидкости.
Заполнить таблицу (Приложение 1)
Подготовить отчет о работе группы
Задания для группы« Лимфа»
Прочитать текст учебников « Биология. Человек » (авт. Н. И.Сонин) на стр. 116 и «Человек» (авт. А. С. Батуева), на стр.42, дополнительный текст из энциклопедий «Биология» и «Человек».
Рассмотреть рисунки учебника, таблицы.
Дать понятие термину «Лимфа».
Изучить состав тканевой жидкости.
Определить местонахождения и место образования лимфы в организме. Сформулировать функции лимфы.
Заполнить таблицу.
Подготовить отчет о работе группы.
Задания для группы« Кровь».
Прочитать текст учебников« Биология. Человек» (авт. Н. И. Сонин) на стр. 116 и «Человек» (авт. А. С. Батуева), дополнительный текст из энциклопедий «Биология» и «Человек»
Рассмотреть рисунки учебника, таблицы
Дать понятие термину «Кровь»
Изучить микроскопическое строение и состав крови.
Определить место нахождения и место образования крови в организме. Сформулировать функции крови.
Заполнить таблицу.
Подготовить отчет о работе группы.
4.Первичное закрепление знаний.
Учащиеся в группах с использованием учебника и других источников обсуждают понятия темы, работают и заполняют таблицу. Учитель направляет учащихся и помогает в поиске ответов на вопросы заданий. По окончании один представитель от группы рассказывает о работе группы.
Начинаем отчет о проделанной работе. Остальные учащиеся в группе заполняют таблицу о тех составляющих внутренней среды организма, о которых рассказывают участники других групп.
Прослушав результаты работы группы, мы дополним схему и установим взаимосвязи между составляющими внутренней среды организма.
На доске:
Внутренняя среда организма
![]() |
|||||
![]() |
![]() |
||||
Вещества из крови, протекающей по сети капилляров поступают в тканевую жидкость, обновляя ее состав, из тканевой жидкости в кровь удаляются продукты обмена веществ. Избыток тканевой жидкости поступает в лимфатические капилляры, образуя лимфу. Лимфа собирается в лимфатические протоки, которые впадают в кровяное русло.
5.Обобщение и систематизация знаний, полученных на уроке.
Таким образом, внутренняя среда организма представляет собой единую систему жидкостей, в которой поддерживается постоянство ее составляющих. Внутренняя среда организма объединяет все клетки, ткани и органы в единое целое.
А теперь скажите, какой же жидкости принадлежит главенствующая роль в процессе поддержания постоянства внутренней среды организма? (Этой жидкостью является кровь). Итак, ребята мы достигли целей урока?
6.Организация контроля и самоконтроля знаний основных понятий темы.
В заключении давайте проверим, как вы усвоили основные понятия темы.
У вас на рабочих местах карточки. Каждому понятию подберите определение и соедините их стрелочками. Поменяйтесь с рядом сидящим и проверьте.
7.Рефлексия
8.Домашнее задание
• домашнее задание сегодняшнего урока вы можете выбрать сами. Имеются карточки: они 2-х цветов.
(в красной карточке – творческое задание, в зеленой – обычное.)
Урок окончен, до свидания.
Цель: создать условия для усвоения учащимися знаний о группах крови и их отличительных признаках.
Задачи:
Образовательные: расширить знания уч-ся о группах крови и их отличительных признаках; совместимости крови по группам; значению переливанию крови и роли доноров в сохранении жизни и здоровья людей.
Развивающие: продолжить формирование умения работать с текстом
учебника, в парах.
Воспитательные: развивать чувство ответственности за жизнь и здоровье
людей.
Планируемые результаты:
Предметные: знать механизмы переливания крови.
Метапредметные: уметь работать с учебником, анализировать, делать соответствующие выводы.
Личностные: понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни.
Термины: донор, реципиент, резус фактор, агглютинация, агглютиногены.
Оборудование: таблица: «Кровь человека»,
модель-аппликация «Группы крови. Резус фактор»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
Словарная работа (у доски и в тетрадях)
- Подчеркните опорные термины по теме «Внутренняя среда организма»- волнистой чертой ,а опорные термины темы «Плазма крови. Состав крови»- одной чертой.
- Фибрин, лейкоциты, иммунитет ,кровь ,фагоцитоз ,тканевая жидкость, эритроциты ,лимфа, лимфоциты, гемоглобин, плазма, антитела.
- Взаимопроверка (друг у друга)
- Вспомните определения записанных терминов.
Оценивание работы:
1. 2-3 уч-ся за определения.
2. 2-3 уч-ся за опорные термины.
3. одному уч-ся за работу у доски
3.Изучение нового материала.
Если человек теряет большое количество крови , то нарушается постоянство объема внутренней среды организма .И поэтому уже с древних времен в случае кровопотери при заболеваниях люди пытались переливать больным кровь живых или здорового человека. Первое в мире переливание крови от человека к человеку было сделано в 1819 году в Англии.
Проблема: в 1832 году петербургский врач Вольф впервые в России произвел переливание крови от человека к человеку, женщине, находившейся при смерти из-за большой кровопотери .Успех переливания был блестящим: жизнь женщины была спасена.
А дальше все пошло по-старому: то блистательный успех, то тяжелое осложнение вплоть до смерти. В чем причина чередования успеха и неудач?
4.Самостоятельная работа.
Прочитайте стр.122-123 разделы «Группы крови человека», «Переливание»
- Выделите основные моменты.
- Ответьте на вопрос: «В чем причины неудач переливания крови?», «В чем причины успехов переливания крови?»
- Оформите таблицу: «Группы крови человека» (Приложение 3)
Ответили ли мы на все поставленные вопросы?
Если «да» - то проверьте себя, выполнив следующее задание;
Если «нет» - выполните это задание.
Прочитайте раздел «Резус фактор» стр.123
•Что узнали нового?
• Какая информация вам знакома?
• Какова роль антител при переливании крови?
•Составьте и запишите в тетрадях правила переливания крови:
а ) Совместимость групп крови - для предотвращения склеивания эритроцитов (агглютинация)
б ) Совместимость резус – фактора - для предотвращения агглютинации.
в ) Стерильность - предотвращение заражения ВИЧ-инфекцией, гепатитом ,и др. инфекциями, передающимися через кровь.
-Давайте подведем итог вышесказанного.
Правила переливания крови:
•правильный подбор групп крови.
•правильный подбор резус-фактора
•соблюдение стерильности
-Выберите то, что правильно. Ответ обоснуйте.
Записи на доске: Донорство, реципиент, банк крови, донор.
4.Закрепление.
Пользуясь схемой переливания (стр123), определите ,кто из родителей может быть доктором для ребенка с 3 группой крови ,резус-фактор положительный, которому требуется переливание крови.
У матери 1(0) группа крови, резус-фактор положительный.
5.Рефлексия
Завершая сегодняшнее занятие, скажите ,какие чувства вы испытываете?!
•Мне понравилось;
•Мне грустно, что не все удалось;
6.Домашнее задание.
•изучить текст учебника на стр. 122-123.
•узнайте, какие группы крови у ваших родителей , дедушек, бабушек, братьев ,сестер ,а также резус-факторы, подберите для них доноры
«Внутренняя среда организма»
Задания с кратким ответом (уровень А )
1 вариант
1.Внутренняя среда состоит из крови , …… и тканевой жидкости.
2.Человек, имеющий 1 группу крови, может стать донором для людей ,имеющих …..группу крови.
3.К какому типу ткани относится кровь? ......
4.Препарат, содержащий готовые антитела , полученный из крови переболевших животных или человека, называется …..
5.Плазма крови- это межклеточное вещество которое составляет около 60% её объема и на 90-92% состоит из…..
Задания на соответствие (уровень В)
Б1 .Соотнесите места разрушения форменных элементов крови.
1 |
Печень и селезенка |
2 |
Селезенка |
3 |
Весь организм |
А |
Тромбоциты |
Б |
Лейкоциты |
В |
Эритроциты |
Б2.Заполни схему предложенными понятиями
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Понятия: вакцина, иммунитет, пассивный, искусственный, приобретенный, активный, врожденный, естественный ,лечебная сыворотка.
С1. Зачем больному делают анализ крови?
С2. Почему при переливании крови необходимо учитывать группу и резус-фактор крови?
2 вариант
Задания с кратким ответом (уровень А)
1.Человек, имеющий 2 группу крови, может стать донором для людей, имеющих ….группу крови.
2.Свертывание крови осуществляется только в присутствии солей…
3.К компонентам внутренней среды относятся кровь, лимфа и ……
4.Человек, имеющий 4 группу крови ,может стать донором для людей с …группой крови.
5. Особый белок— агглютиноген ,содержащийся в крови большинства людей…..
Задание на соответствие
Б1. Соотнесите длительность жизни форменных элементов крови.
1 |
1-3 месяца |
|
А |
Тромбоциты |
2 |
От нескольких часов до 5-7 дней |
Б |
Лейкоциты |
|
3 |
От нескольких часов до 1-3 дней |
В |
Эритроциты |
Б2. Составьте схему« Внутренняя среда организма», используя нижеперечисленные понятия.
Понятия: кровь, внутренняя среда организма, лимфоциты, тканевая жидкость, лимфа, плазма, вода, форменные элементы,тромбоциты,неорг.вещества,лейкоциты,орг.вещества,эритроциты
С1. Почему клетки могут существовать только в жидкой среде?
С2. Кровь каких групп совместима, а каких нет?
На уроке «Внутренняя среда организма» вводится понятие о единстве элементов внутренней среды и отмечается её постоянство. Значение этого постоянства и механизмы его поддерживания на этом уроке рассматривать не стоит. Если позволяют возможности, следующий урок по теме можно провести в виде урока-практикума с элементами ролевой игры, который позволит комплексно применить и закрепить полученные знания о морфофункциональных особенностях крови и роли внутренней среды организма в поддержании гомеостаза.
Порядок изучения функций форменных элементов крови несколько отличен от традиционного. Вначале рассматриваются тромбоциты. Они связаны с функцией плазмы и участвуют в свертывании крови. Входе объяснения нового материала подчеркивается ,что свертывание-это ферментативный процесс. Затем рассматриваются эритроциты и лейкоциты. Функция последних связана с проблемой иммунитета, а потому переход к материалу следующего урока вполне логичен. Лабораторную работу дать в конце урока как закрепление изученного материала.
Школа - это часть общества. Все изменения, происходящие в обществе, затрагивают и школу. Слабая образовательная система - это угроза конкурентоспособности страны. Поэтому при переходе России к рыночной экономике модернизация в области образования стала необходимостью. Модернизация образования — это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни. Модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики.
Основные задачи модернизации российского образования это не только обновление содержания образования, но и повышение его доступности, качества и эффективности. В зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться школьнику и выпускнику во взрослой жизни, разработан и поэтапно вводится новый образовательный стандарт.
Модернизация образования требует иной школьной инфраструктуры. В место существующих в настоящее время двухсменных школ нужны односменные школы оснащенные новым оборудованием, учебными кабинетами, спортивными залами, библиотеками. Школы должны иметь высокотехнологичное учебное оборудование, обеспечивающее выход в глобальные информационные сети; условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития личности обучающихся.
В основу модернизации образования на первое место ставится постепенное изменение образовательного мировоззрения. Это долговременная задача, которая в первую очередь затрагивает педагогов, от которых общество давно отвернулось. И дети, у которых сложилось устойчивое мнение, если родители состоятельные, то беспокоиться ни о чём им не следует. Понадобятся педагоги, владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, являющиеся профессионалами во всех областях своей деятельности, способные помочь детям найти себя в будущем. Естественно, нужно значительно повысить социальный статус учителя и строго придерживаться правовых норм проведения ЕГЭ и ОГЭ.
1. Александрова В.П., Попов М.А., Биология. Диагностические работы для проведения промежуточной аттестации.5-10 классы-М: Вако,2013
2. Борзова З.В. ,Государственный образовательный стандарт. Приемы формирования метапредметных умений на уроках биологии. Махачкала- 2015 год.
3. Козачек Т.В. ,Поурочные планы по учебнику Сонина Н.И, Сапина М.Р.,8 класс-Учитель,2006 год
4. Научно- методический журнал. Биология. Все для учителя. ОСНОВА, 2013.
5. Пальдяева Г.М., Рабочие программы. Биология 5-9 класс-М: Дрофа,2012
6. Сонин Н.И., Рабочая тетрадь по биологии.,8 класс. - М:2013
7. Сонин. Н. И, Сапин. М. Р. Биология. Человек.8 класс-М: Дрофа,2002
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования - документ.
Приложение 1
Внутренняя среда организма
Внутренняя среда |
Тканевая жидкость |
Лимфа |
Кровь |
Понятие
|
Водный раствор веществ, окружающих клетки организма |
Тканевая жидкость, попавшая в лимфатические капилляры |
Промежуточная внутренняя среда, жидкая соединительная ткань |
Состав |
Вода, растворенные в ней органические и неорганические вещества, О2, СО2,, продукты обмена, выделившиеся из клеток |
Вода, растворенные в ней белки (1-2%), жиры (2%) и другие вещества, лимфоциты, лейкоциты. |
Состоит из плазмы (90%воды, белки, жиры, глюкоза, минеральные соли и клеток крови: эритроцитов (красные. кровяные клетки), лейкоцитов (белые кровяные клетки) и тромбоцитов (кровяные пластинки). |
Местонахождение |
Промежутки между клетками всех тканей |
Лимфатическая система |
Сердце и кровеносные сосуды.
|
Место образование |
Образуется из плазмы крови, проникающей через стенки капилляров, и продуктов жизнедеятельности клеток |
Образуется из тканевой жидкости, проникшей в лимфатические капилляры |
Образуется за счет поглощения организмом органических и неорганических веществ |
Функции |
Является промежуточной средой между кровью и клетками организма, переносит из крови в клетки О2 и питательные вещества, из клеток в кровь – СО2и продукты обмена |
Участвуют в процессе иммунитета, защищая организм от болезнетворных микроорганизмов Фильтрует, обеззараживает и возвращает тканевую жидкость в кровяное русло. |
Транспортная, дыхательная питательная, выделительная, терморегуляторная, защитная, взаимосвязь всех органов в единое целое, поддержание постоянства внутренней среды организма. |
Каждому понятию в левой колонке подобрать соответствующее определение в правой, и соединить их стрелками.
Внутренняя среда организма |
Промежуточная внутренняя среда, жидкая соединительная ткань. |
Кровь |
Совокупность жидкостей (кровь, лимфа , тканевая жидкость), принимающих участие в процессах обмена веществ и поддержание постоянства внутренней среды организма. |
Лимфа |
Водный раствор веществ, окружающий клетки организма. |
Тканевая жидкость |
Тканевая жидкость, попавшая в лимфатические капилляры.
|
Группы крови |
Антигены (белки) эритроцитов |
Антитела (белки) плазмы |
I (0) |
|
|
II (А) |
|
|
III(В) |
|
|
IV (АВ) |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.