Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 33»
ПРОЕКТ
Использование вежливых слов
в век информационных технологий
Автор: Гусев Денис Александрович
учащийся 3 «Г» класса
Руководитель: Епанчина Ольга Сергеевна
учитель начальных классов
поселок имени Воровского
2022 г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………. |
3 |
Глава 1. Цели и предположения проекта………………………………………… |
3-4 |
Глава 2. Вежливые слова в цифровом мире……………………………………... |
4-5 |
Глава 3. Проведение эксперимента (наблюдение и опрос). Построение диафильма…………………………………………………………… |
5-7 |
Заключение…………………………………………………………………………. |
8 |
Список используемой литературы………………………………………………... |
9 |
Приложения ……………………………………………………………………….. |
10 |
|
|
Введение
Мы живем в 21 веке, это век великих технологий. Они изменили жизнь, мир. Сегодня много говорят о нас – детях, о наших уникальных способностях, о том, что мы «пришли в этот мир, чтобы его изменить».
Но нам трудно представить свою жизнь без гаджетов. Смартфоны и планшеты стали нашими настоящими помощниками. Ими мы пользуемся с самого раннего детства.
По данным Института современных медиа, к 10 годам у каждого ребенка есть личный гаджет, а у 25% он появляется в 4-5 лет. Медицинская школа Вашингтонского университета провела опрос среди детей, подростков и взрослых. Оказалось, что 62% детей проводят с гаджетами в руках более 2-х часов в день [1].
Ребята на переменах,
уткнувшись в свои гаджеты, поглощают просторы глобальной сети. Но любая школа будет в радость, если каждый ученик будет вежливым, доброжелательным, воспитанным и умным.
Ведь важно уметь правильно говорить, вести беседу, уместно отвечать, не
перебивая собеседника. Убежден,
что без такого качества, как вежливость, нам трудно будет устроиться
в жизни.
Народная мудрость гласит: «Теплая одежда согревает тело, теплым словом согревают душу». Ведь иногда, для того чтобы поднять человеку настроение, требуется совсем немного: сказать несколько теплых слов, подбодрить его.
Мы живем в современном мире, в котором жизнь очень активна и постоянно
не хватает времени. А на живое общение времени остается все меньше и меньше.
Выручают социальные сети, гаджеты. Наши диалоги короткие, торопливые.
Я решил понаблюдать за речью одноклассников. Насколько
вежливы
в общении те, кто меня окружают? Зачем она нужна – вежливость, в наше время
информационных технологий? И нужна ли вообще?
Это и стало темой моего проекта.
Глава 1.
Цели и предположения проекта
Если вспомнить русские народные сказки и былины, то в них частенько встречается такое приветствие, как «Гой еси!». Первая его часть «гой» означает жизнь. Владимир Даль в своем словаре писал: «здравствовать, жить, говеть» [2].
Именно со слов приветствия начинается любое общение. «Здравствуйте», «добрый день» или «доброе утро», «привет» и «приветствую вас».
При переписке в чатах требуется быстрая передача информации и короткие тексты. Речь при общении в социальных сетях изменяется: появляются сокращения слов. Например: привет – прив, пожалуйста – пж, спокойной ночи – спок и многие другие. Эти сокращения становятся нормой письменного общения, а также проникают и в устную речь [3].
Я задался целью
выяснить, насколько ребята моего класса используют вежливые слова и их
сокращения при общении в социальной сети и жизни.
И поставил для себя следующие задачи:
1. Проведение опроса и наблюдений.
2. Проведение эксперимента.
3. Построение диафильма.
Я предположил, что:
- в разговорной речи одноклассников происходит сокращение вежливых слов, как и в переписке в социальных сетях. Это влияет на уважение друг к другу;
- нужны ли вежливые слова сегодня для современных детей?
Продуктом моего труда будет анализ
воспитанности учащихся моего класса
и создание диафильма для формирования культуры речи.
Глава 2
Вежливые слова в цифровом мире
Чтобы понять,
нужны ли вежливые слова сегодня, достаточно ответить
на простой вопрос: кому вы скорее уступите, человеку, который сказал: «Эй, дай
мне пройти!» или тому, кто попросил: «Будьте так любезны, разрешите мне пройти,
пожалуйста!»
Сегодня интернет-язык –
это, безусловно, жаргон. Создавая его, люди хотят выделиться. Однако мы губим
литературный язык и получаем низкие оценки
за сочинения… Приведем показательный пример диалога, при общении ребят между
собой:
Может быть, диалог покажется искаженным, странным, но это считается нормальным для пользователей социальных сетей.
Краткость – сестра таланта. Однако это не относится к сокращению базовых слов вежливости и учтивости.
Например: Пжс – пожалуйста.
Спс – спасибо.
Мб – может быть.
Спок – спокойной ночи.
Нз – не знаю.
Прив – привет.
Это считается грубым нарушением.
Общаясь в Интернете, будь дружелюбен и вежлив с другими, ведь ты можешь нечаянно обидеть человека.
Глава 3
Проведение эксперимента: наблюдение, опрос, построение диафильма
Мы начали
свою работу с того, что вместе с классным руководителем Епанчиной Ольгой
Сергеевной решили провести эксперимент и понаблюдать,
как хорошо ученики нашего класса знают вежливые слова, насколько часто
они используют их при общении.
Письменный опрос (прил. 1) показал, что учащиеся нашего класса:
- часто говорят и пишут вежливые слова, но и обидные говорят тоже;
- общаются в социальных сетях;
- проводят в интернете достаточное долгое время;
- иногда сокращают вежливые слова;
Это можно увидеть на диаграмме.
А вот наблюдение показало, что в речи использовать вежливые слова дети частенько забывают. Так, по итогам эксперимента, поздороваться с учителем при встрече забыли 10 человек, что составляет ≈31% всех учащихся, а с одноклассниками – 7 человек, что составляет 22%. Наблюдение мы проводили в течение трех дней.
Потом всем классом мы приступили к выполнению заданий на платформе Учи.ру.
Для этого
прочитали небольшой рассказ и выполнили тестирование.
Мы познакомились с литературным произведением В.А Осеевой «Волшебное слово» и
выполнили тест.
Сделали вывод, что нарушение правил вежливого общения приводит к ссорам и непониманию.
Далее мы разыграли сценку – диалог Даши и Миши в школьной раздевалке и предложили ребятам догадаться, почему Даша обиделась.
Миша: Дай пройти.
Даша: Не могу, я переобуваюсь.
Миша: Так ты подвинься.
Даша: Ой, ты на мой шнурок наступил!
Миша: Ты что, не видишь, что я случайно?
Сделали вывод, что Даша обиделась, потому что Миша грубо разговаривал.
Решили исправить диалог и вот, что получилось:
Миша: Здравствуй, Даша, пропусти меня, пожалуйста.
Даша: Не могу, я переобуваюсь.
Миша: Можешь тогда подвинуться, пожалуйста.
Даша: Ой, ты на мой шнурок наступил.
Миша: Извини, я случайно.
И снова подтвердили наш вывод, что грубость в общении приводит к ссорам. Поняли, что такие ситуации часто происходят в нашей школьной раздевалке…..
Мы не всегда
понимаем, в каких ситуациях использовать «волшебные» слова; мы не всегда
замечаем, что разговариваем грубо. И решили наглядно показать,
что фразы без «волшебных» слов могут звучать невежливо – создать диафильм.
Составили план работы.
1. Придумать положительных и отрицательных персонажей.
2. Придумать интересные события с этими персонажами.
3. Придумать кульминацию и развязку, которые раскрывают идею истории.
4. Выбрать количество и содержание картинок.
5. Нарисовать картинки.
6. Подготовить сопровождающий рассказ.
7. Презентовать диафильм.
Следующим этапом мы приступили к созданию диафильма.
Завершили работу тем, что:
- коллективно обсудили вопросы и проблемы по данной теме
- определились в поведении согласно ситуациям
- применили ситуации к себе
- сделали выводы, как правильно нужно сказать в том или ином случае.
Я продемонстрировал ребятам свой макет «вежливых слов».
Заключение
Закончив проект, я могу сказать: не все можно изменить так, как хотелось бы, не все всегда получается… Но я увидел, что после реализации данного проекта речь многих ребят в классе изменилась, ребята стали больше использовать вежливых слов. Заметил я и изменения в сообщениях в социальной сети, ребята старались писать слова полностью, особенно «здравствуй», «привет», «до свидания».
Работа над проектом показала, что «волшебные» слова необходимо использовать в своей речи, и тогда мы заметим, как мир начнет меняться в лучшую сторону и становиться добрее.
Мы окончим школу и станем учителями, парикмахерами, поварами, продавцами. Но сначала мы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому надо научиться.
Я уверен, если ребята
будут использовать эти слова, то станут лучше понимать друг друга и узнают
истинный смысл выражения «Как ты относишься
к окружающим, так и они относятся к тебе».
Много слов на земле. Есть дневные слова
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести…
Вадим Шефнер
Список используемой литературы
1. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/sovremennyie_deti_i_gadzhetyi/
2. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка / В.И. Даль. - М.: АСТ, 2018. - 736 c.
3. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/etiket_v_sotcsetyah_125302.html
4. https://infourok.ru/issledovatelskiy_proekt_na_temu_vezhlivye_slova-452892.htm
5. Учебная платформа Учи.ру.
6. Рассказ В. А. Осеевой «Волшебное слово».
Приложение 1
Опрос
1. Какую социальную сеть ты чаще всего посещаешь?
2. Для чего ты общаешься в социальных сетях?
3. Сколько времени в день ты проводишь в интернете?
4. Как часто ты говоришь вежливые слова?
часто / редко/ никогда
5. Как часто ты пишешь вежливые слова при переписке в социальных сетях?
часто / редко/ никогда
6.Сокращаешь ли ты слова при общении в социальных сетях?
никогда/ иногда/ всегда
7. Говоришь ли ты обидные слова?
Никогда / иногда/ всегда
Приложение 2
Макет
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.