Проектная работа. Использование вежливых слов в век информационных технологий.
Оценка 5

Проектная работа. Использование вежливых слов в век информационных технологий.

Оценка 5
docx
13.12.2023
Проектная работа. Использование вежливых слов  в век информационных технологий.
Проектная работа. Использование вежливых слов в век информационных технологий..docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 33»

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

Использование вежливых слов

в век информационных технологий

 

 

 

 

Автор: Гусев Денис Александрович

учащийся 3 «Г» класса

Руководитель: Епанчина Ольга Сергеевна

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

поселок имени Воровского

2022 г.


Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….

3

Глава 1. Цели и предположения проекта…………………………………………

3-4

Глава 2. Вежливые слова в цифровом мире……………………………………...

4-5

Глава 3. Проведение эксперимента (наблюдение и опрос).

Построение диафильма……………………………………………………………

5-7

Заключение………………………………………………………………………….

8

Список используемой литературы………………………………………………...

9

Приложения ………………………………………………………………………..

10

 

 

 


 

Введение

Мы живем в 21 веке, это век великих технологий. Они изменили жизнь, мир. Сегодня много говорят о нас – детях, о наших уникальных способностях, о том, что мы «пришли в этот мир, чтобы его изменить».

Но нам трудно представить свою жизнь без гаджетов. Смартфоны и планшеты стали нашими настоящими помощниками. Ими мы пользуемся с самого раннего детства.

По данным Института современных медиа, к 10 годам у каждого ребенка есть личный гаджет, а у 25% он появляется в 4-5 лет. Медицинская школа Вашингтонского университета провела опрос среди детей, подростков и взрослых. Оказалось, что 62% детей проводят с гаджетами в руках более 2-х часов в день [1].

Ребята на переменах, уткнувшись в свои гаджеты, поглощают просторы глобальной сети. Но любая школа будет в радость, если каждый ученик будет вежливым, доброжелательным, воспитанным и умным. Ведь важно уметь правильно говорить, вести беседу, уместно отвечать, не перебивая собеседника. Убежден,
что без такого качества, как вежливость, нам трудно будет устроиться
в жизни.

Народная мудрость гласит: «Теплая одежда согревает тело, теплым словом согревают душу». Ведь иногда, для того чтобы поднять человеку настроение, требуется совсем немного: сказать несколько теплых слов, подбодрить его.

Мы живем в современном мире, в котором жизнь очень активна и  постоянно
не хватает времени. А на живое общение времени остается все меньше и меньше. Выручают социальные сети, гаджеты. Наши диалоги короткие, торопливые.

Я решил понаблюдать за речью одноклассников. Насколько вежливы
в общении те, кто меня окружают? Зачем она нужна – вежливость, в наше время информационных технологий? И нужна ли вообще?

Это и стало темой моего проекта.

 

Глава 1.

Цели и предположения проекта

Если вспомнить русские народные сказки и былины, то в них частенько встречается такое приветствие, как «Гой еси!». Первая его часть «гой» означает жизнь. Владимир Даль в своем словаре писал: «здравствовать, жить, говеть» [2].

Именно со слов приветствия начинается любое общение. «Здравствуйте», «добрый день» или «доброе утро», «привет» и «приветствую вас».

При переписке в чатах требуется быстрая передача информации и короткие тексты. Речь при общении в социальных сетях изменяется: появляются сокращения слов. Например: привет – прив, пожалуйста – пж, спокойной ночи – спок и многие другие. Эти сокращения становятся нормой письменного общения, а также проникают и в устную речь [3].

Я задался целью выяснить, насколько ребята моего класса используют вежливые слова и их сокращения при общении в социальной сети и жизни.
И поставил для себя следующие задачи:

1.            Проведение опроса и наблюдений.

2.            Проведение эксперимента.

3.            Построение диафильма.

Я предположил, что:

- в разговорной речи одноклассников происходит сокращение вежливых слов, как и в переписке в социальных сетях. Это влияет на уважение друг к другу;

- нужны ли вежливые слова сегодня для современных детей?

Продуктом моего труда будет анализ воспитанности учащихся моего класса
и создание диафильма для формирования культуры речи.

 

Глава 2

Вежливые слова в цифровом мире

Чтобы понять, нужны ли вежливые слова сегодня, достаточно ответить
на простой вопрос: кому вы скорее уступите, человеку, который сказал: «Эй, дай мне пройти!» или тому, кто попросил: «Будьте так любезны, разрешите мне пройти, пожалуйста!»

Сегодня интернет-язык – это, безусловно, жаргон. Создавая его, люди хотят выделиться. Однако мы губим литературный язык и получаем низкие оценки
за сочинения… Приведем показательный пример диалога, при общении ребят между собой:

Прямоугольная выноска: -Лан, потом напишу
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Может быть, диалог покажется искаженным, странным, но это считается нормальным для пользователей социальных сетей.

Краткость – сестра таланта. Однако это не относится к сокращению базовых слов вежливости и учтивости.

Например: Пжс – пожалуйста.

Спс – спасибо.

Мб – может быть.

Спок – спокойной ночи.

Нз – не знаю.

Прив – привет.

Это считается грубым нарушением.

Общаясь в Интернете, будь дружелюбен и вежлив с другими, ведь ты можешь нечаянно обидеть человека.

 

Глава 3

Проведение эксперимента: наблюдение, опрос, построение диафильма

Мы начали свою работу с того, что вместе с классным руководителем Епанчиной Ольгой Сергеевной решили провести эксперимент и понаблюдать,
как хорошо ученики нашего класса знают вежливые слова, насколько часто
они используют их при общении.

Письменный опрос (прил. 1) показал, что учащиеся нашего класса:

- часто говорят и пишут  вежливые слова, но и обидные говорят тоже;

- общаются в социальных сетях;

- проводят в интернете достаточное долгое время;

- иногда сокращают вежливые слова;

Это можно увидеть на диаграмме.    

 

А вот наблюдение показало, что в речи использовать вежливые слова дети частенько забывают. Так, по итогам эксперимента, поздороваться с учителем при встрече забыли 10 человек, что составляет ≈31% всех учащихся, а с одноклассниками – 7 человек, что составляет 22%. Наблюдение мы проводили в течение трех дней.

Потом всем классом мы приступили к выполнению заданий на платформе Учи.ру.

Для этого прочитали небольшой рассказ и выполнили тестирование.
Мы познакомились с литературным произведением В.А Осеевой «Волшебное слово» и выполнили тест.

 

Сделали вывод, что нарушение правил вежливого общения приводит к ссорам и непониманию.

 

Далее мы разыграли сценку – диалог Даши и Миши в школьной раздевалке и предложили ребятам догадаться, почему Даша обиделась.

 

Миша: Дай пройти.

Даша: Не могу, я переобуваюсь.

Миша: Так ты подвинься.

Даша: Ой, ты на мой шнурок наступил!

Миша: Ты что, не видишь, что я случайно?

Сделали вывод, что Даша обиделась, потому что Миша грубо разговаривал.

 

Решили исправить диалог и вот, что получилось:

Миша: Здравствуй, Даша, пропусти меня, пожалуйста.

Даша: Не могу, я переобуваюсь.

Миша: Можешь тогда подвинуться, пожалуйста.

Даша: Ой, ты на мой шнурок наступил.

Миша: Извини, я случайно.

 

И снова подтвердили наш вывод, что грубость в общении приводит к ссорам. Поняли, что такие ситуации часто происходят в нашей школьной раздевалке…..

 

Мы не всегда понимаем, в каких ситуациях использовать «волшебные» слова; мы не всегда замечаем, что разговариваем грубо. И решили наглядно показать,
что фразы без «волшебных» слов могут звучать невежливо – создать диафильм.

 

Составили план работы.

1. Придумать положительных и отрицательных персонажей.

2. Придумать интересные события с этими персонажами.

3. Придумать кульминацию и развязку, которые раскрывают идею истории.

4. Выбрать количество и содержание картинок.

5. Нарисовать картинки.

6. Подготовить сопровождающий рассказ.

7. Презентовать диафильм.

 

Следующим этапом мы приступили к созданию диафильма.

 

Завершили работу тем, что:

- коллективно обсудили вопросы и проблемы  по данной теме  

- определились в поведении согласно ситуациям

- применили ситуации к себе

- сделали выводы, как правильно нужно сказать в том или ином случае.

 

Я продемонстрировал ребятам свой макет «вежливых слов».


 

Заключение

  Закончив проект, я могу сказать: не все можно изменить так, как хотелось бы, не все всегда получается… Но я увидел, что после реализации данного проекта речь многих ребят в классе изменилась, ребята стали больше использовать вежливых слов. Заметил я и изменения в сообщениях в социальной сети, ребята старались писать слова полностью, особенно «здравствуй», «привет», «до свидания».

Работа над проектом показала, что «волшебные» слова необходимо использовать в своей речи, и тогда мы заметим, как мир начнет меняться в лучшую сторону и становиться добрее.

Мы окончим школу и станем учителями, парикмахерами, поварами, продавцами. Но сначала мы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому надо научиться.

  Я уверен, если ребята будут использовать эти слова, то станут лучше понимать друг друга и узнают истинный смысл выражения «Как ты относишься
к окружающим, так и они относятся к тебе».

Много слов на земле. Есть дневные слова

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести…

Вадим Шефнер 


 

Список используемой литературы

 

1. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/sovremennyie_deti_i_gadzhetyi/

2. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка / В.И. Даль. - М.: АСТ, 2018. - 736 c.

3. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/etiket_v_sotcsetyah_125302.html

4. https://infourok.ru/issledovatelskiy_proekt_na_temu_vezhlivye_slova-452892.htm

5. Учебная платформа Учи.ру.

6. Рассказ В. А. Осеевой «Волшебное слово».


Приложение 1

 

Опрос

1. Какую социальную сеть ты чаще всего посещаешь?

        

2. Для чего ты общаешься в социальных сетях?

        

3. Сколько времени в день ты проводишь в интернете?

 

4. Как часто ты говоришь вежливые слова?

         часто / редко/ никогда

 

5. Как часто ты пишешь вежливые слова при переписке в социальных сетях?

часто / редко/ никогда

 

6.Сокращаешь ли ты слова при общении в социальных сетях?

никогда/ иногда/ всегда

 

7. Говоришь ли ты обидные слова?

Никогда / иногда/ всегда

 


Приложение 2

Макет


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 33»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 33»

Оглавление Введение……………………………………………………………………………

Оглавление Введение……………………………………………………………………………

Введение Мы живем в 21 веке, это век великих технологий

Введение Мы живем в 21 веке, это век великих технологий

Эти сокращения становятся нормой письменного общения, а также проникают и в устную речь [3]

Эти сокращения становятся нормой письменного общения, а также проникают и в устную речь [3]

Может быть, диалог покажется искаженным, странным, но это считается нормальным для пользователей социальных сетей

Может быть, диалог покажется искаженным, странным, но это считается нормальным для пользователей социальных сетей

А вот наблюдение показало, что в речи использовать вежливые слова дети частенько забывают

А вот наблюдение показало, что в речи использовать вежливые слова дети частенько забывают

И снова подтвердили наш вывод, что грубость в общении приводит к ссорам

И снова подтвердили наш вывод, что грубость в общении приводит к ссорам

Заключение Закончив проект, я могу сказать: не все можно изменить так, как хотелось бы, не все всегда получается…

Заключение Закончив проект, я могу сказать: не все можно изменить так, как хотелось бы, не все всегда получается…

Список используемой литературы 1

Список используемой литературы 1

Приложение 1 Опрос 1. Какую социальную сеть ты чаще всего посещаешь? 2

Приложение 1 Опрос 1. Какую социальную сеть ты чаще всего посещаешь? 2

Приложение 2 Макет

Приложение 2 Макет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2023