Министерство образования и науки Республики Дагестан
Тема проекта:
« Экологический мониторинг состояния
почвы пришкольной территории».
Автор
:
Гитинов Зирал Гитинмагомедович
ученик 10 класса
ГКОУ РД « Казиюртовская СОШ Ахвахского района»
ГКУ РД « ЦОДОУ ЗОЖ»
Руководитель: Мусакаева Маизат Бадрудиновна
учитель биологии
ГКОУ РД « Казиюртовская СОШ Ахвахского района»
Махачкала 2022 год
Содержание
1. Введение -----------------------------------------------------2-3
2. Основная часть---------------------------------------------4-10
2.1 Общая характеристика почв---------------------------4-9
2.2 Антропогенное воздействие на экологическое состояние почв------------------------------------------------------------9-10
3.Практическая часть-------------------------------------------10-12
3.1Отбор образцов почвы-------------------------------------10-11
3.2 Результаты исследования--------------------------------12-13
4. Выводы------------------------------------------------------------13
5.Заключение-------------------------------------------------------14
6. Список использованной литературы---------------------15
7. Приложение-------------------------------------------------------16-17
Введение
Почвенная поверхность Земли является важнейшим компонентом биосферы планеты. Именно почвенная оболочка определяет множество процессов, происходящих в биосфере. Почвенные покровы выполняют функцию биопоглощения, разрушения и нейтрализации различных загрязнений.
Для понимания того, как образуется и как живёт этот природный объект, состоящий из твердых земных, вод, воздухов и живых веществ, необходимо знать не только географию, биологию, химию, но и геологию, и некоторые разделы физики для понимания.
Для безопасности жизнедеятельности школьников необходимо оборудовать среду обитания так, чтобы она была экологически безвредна. Озеленение территории пришкольного участка является важнейшим условием организации безопасной и благоприятной образовательной среды для учащихся. Так, экологическое озеленение территории школы снижает перегрев зданий, снижает загрязненность окружающей среды, увлажняет и очищает воздух, создаёт шумоизоляцию, обогащает воздух кислородом.
На пришкольной территории у нас имеется много растений, клумб и даже небольшой сад. В школе функционирует кружок «Садоводство», где учащиеся нашей школы занимаются озеленением, возделывают растения сельскохозяйственного назначения и ухаживают за ними.
Чтобы избежать неурожая на учебно-опытном участке мы должны следить за составом почвы и знать, какие химические элементы и их соединения входят в её состав.
На одной почве растения хорошо себя чувствуют, хорошо цветут, дают богатую урожайность. На других грунтах урожайность гораздо меньше. Для поиска причины необходимо хорошо ознакомиться с характеристиками почвы, своевременно, грамотно провести мероприятия по улучшению структуры грунта. Поэтому очень важно изучить почву ее современное состояние, а так же выяснить какие изменения возникают в почве под воздействием антропогенной деятельности.
В целях экологического мониторинга состояния почвы пришкольной территории рекомендуется каждый год фиксировать 5 параметров:
- кислотность,
-концентрации
-тяжелого металла,
-нитрата,
-хлорида и др.
Несколько многолетних растений и деревьев в школьном
саду погибли по непонятным причинам, и учительница дала нам задание, провести
мониторинг экологического состояния пришкольной территории.
В рамках данного мониторинга я занимался исследованием почвы.
В рамках моего проекта я планирую:
- выполнить забор почв в различных участках пришкольной территории
- разработать рекомендации по улучшению состояния почвы в соответствии с
полученными результатами.
Цель работы: Экологический мониторинг почвы пришкольной территории.
Задачи, решаемые в ходе исследования:
- определить понятие и виды почв
- выяснить, какое влияние оказывает человек на состояние почвы
- изучить литературу по данной теме
- отбор образцов почвы
- провести физико-химический анализ почвы
- составить план по улучшению состояния почвы
- разработать рекомендации по внесению необходимых минеральных удобрений
Объект исследования: почва пришкольного участка
Предмет исследования: состав почвы
Методы исследования:
- изучение литературы и интернет - ресурсов
- наблюдение
- анализ почвы
- обработка результатов
2. Основная часть
2.1 Общая характеристика почв.
Понятие почвы
Почва-это биологически активная пористая среда, которая
присутствует в самом верхнем слое на самом верхнем слое земной коры,
образованной процессами выветривания при различных воздействиях.
· Почва выступает в качестве субстрата для жизни на Земле, который служит резервуаром воды и питательных веществ, средой для распада органических материалов и участником различных биогеохимических циклов.
· Почва в любой конкретной местности развивается в результате ряда процессов выветривания, на которые влияют биологические, топографические, климатические и геологические факторы.
· По мере расширения исследований в области сельского хозяйства и геологии почва в настоящее время считается сложной, динамичной биогеохимической системой, жизненно важной для жизненных циклов различной наземной растительности и организмов, населяющих почву.
· Почва является одним из важнейших элементов экосистемы, поскольку она содержит как биотические, так и абиотические компоненты.
Влажность почвы
· Влажность почвы-это объемное содержание воды в почве, содержащееся в пространствах между частицами почвы или почвенными агрегатами.
· Влажность почвы бывает двух типов; поверхностная влажность почвы-это вода, присутствующая в верхнем слое почвы, в то время как влага корневой зоны-это вода, доступная растениям, обычно присутствующая в почве.
· Влажность почвы считается показателем качества почвы и плодородия почвы.
Почвенный газ
· Почвенные газы-это различные типы газов, которые присутствуют в порах между частицами почвы или почвенными агрегатами.
· Газы, содержащиеся в почве, включают углекислый газ, кислород и азот. Другие атмосферные газы включают метан и радон.
· Поры в почве заполняются газами после того, как вода, присутствующая в таких порах, испаряется и поглощается корнем.
Почвенная матрица
Почвенная матрица относится ко всем твердым частицам, содержащимся в почве, которые включают частицы почвы, органическое вещество и другие неорганические материалы.
· Частицами почвы могут быть песок, ил или глина, состав которых может отличаться от одного типа почвы к другому и от местоположения.
· Органическое вещество, содержащееся в почвенной матрице, представляет собой гумус, который является конечной стадией деградации мертвых растений и животных.
· Гумус может даже образовывать органические коллоиды с водой и другими неорганическими веществами.
· Почвенная матрица определяет различные физические и химические свойства почвы, такие как способность удерживать воду, содержание питательных веществ и рН.
Состав почвы
· Почва состоит из различных факторов, таких как воздух, вода, минералы и различные живые и неживые органические соединения.
· Весь состав почвы может быть классифицирован как биотический и абиотический компоненты; абиотический компонент включает неживые элементы почвы, в то время как биотический компонент включает живые организмы.
· В целом, абиотический компонент почвы составляет около 40-45% объема почвы, за которым следуют воздух и вода, занимающие по 25% каждая, при этом 5% покрыто живыми существами.
· Однако точный состав почвы может варьироваться от места к месту в зависимости от существующих пород местности и климата.
· Другие факторы, такие как количество растительности, уплотнение почвы и способность удерживать воду, также влияют на состав почвы определенной местности.
· Неорганическая часть почвы состоит из горных пород, которые медленно распадаются на более мелкие частицы, которые могут различаться по размеру.
· Органический компонент почвы называется гумусом, который состоит из живых организмов, таких как насекомые или микроорганизмы (мертвые или живые), а также мертвых животных и растений на различных стадиях разложения.
Свойства почвы
Свойства почвы определяются составом почвы, в зависимости от различного количества биотических и абиотических компонентов. Сочетания этих компонентов определяют физические и химические свойства почвы.
А) Физические свойства
Физические свойства почвы включают в себя следующее:
Текстура Почвы
· Текстура почвы относится к размеру частиц почвы, который зависит от относительных пропорций минеральных компонентов, таких как песок, ил и глина.
· На текстуру почвы дополнительно влияют пористость почвы, инфильтрация и способность удерживать воду.
· Текстура почвы отличается в зависимости от типа почвы; песчаная почва кажется песчаной, ил кажется гладким, а глина липкая и поддается формовке.
Структура Почвы
· Текстурные компоненты почвы, включая песок, ил и глину, могут привести к образованию агрегатов в результате их слипания.
· На структуру почвы влияют физические процессы, которые могут быть улучшены или разрушены в результате выбора методов ведения сельского хозяйства.
Плотность Почвы
· Плотность частиц почвы ниже для почв с высоким содержанием органических веществ и выше для почв с более высоким содержанием минералов.
· Плотность частиц почвы отличается от насыпной плотности почвы, которая всегда меньше плотности частиц почвы.
· Плотность почвы обычно зависит от текстуры и структуры почвы и ее состава.
Пористость почвы
· Пористость почвы определяется количеством пор, присутствующих в почве.
· Пористость почвы определяется движением воздуха и воды внутри почвы.
· Здоровые почвы обычно имеют большее количество пор между и внутри почвенных агрегатов, в то время как почвы низкого качества имеют мало пор или трещин.
Консистенция почвы
· Консистенция почвы относится к способности почвы прилипать к себе или другим объектам и сопротивляться деформации и разрыву.
· Три условия влажности определяют консистенцию почвы: воздух-сухой, влажный и влажный.
· Консистенция сухой почвы варьируется от рыхлой до твердой, в то время как консистенция влажной почвы варьируется от нелипкой до липкой.
· Консистенция почвы является важным свойством, которое определяет способность почвы поддерживать здания и дороги.
Цвет почвы
· Цвет почвы определяется в первую очередь органическим составом почвы.
· Цвет почвы является одним из факторов, которые помогают в прогнозировании других характеристик почвы в пределах почвенного профиля.
· Наблюдение за цветом почвы является качественным средством измерения содержания органики, оксида железа и глины в почве.
· Кроме того, на цвет почвы также влияет содержание минералов в почве, так как цвет может измениться в результате окисления или разложения.
Б) Химические свойства.
рН почвы
· Реакционная способность почвы выражается в показателях рН почвы, который определяет кислотность и щелочность почвы.
· Это мера концентрации ионов водорода в водном растворе почвы, которая колеблется от 3,5 до 9,5.
· Обычно почвы с высокой кислотностью содержат большее количество алюминия и марганца, а почвы с более высокой щелочностью имеют более высокую концентрацию карбоната натрия.
· С точки зрения плодородия почвы сельскохозяйственное производство, как правило, в большей степени сосредоточено в кислых почвах.
Засоленность почвы
· Соли в почве переносятся из соляных пластов в водные ресурсы, которые затем накапливаются за счет испарения.
· Засоление почвы также происходит во время процессов орошения из дренажей. Накопление соли влияет на деградацию органического вещества в почве и растительности на почве.
· Наиболее распространенные соли, присутствующие в почве, включают сульфат магния, сульфат калия и карбонаты.
Типы почв
· Почва, в целом, подразделяется на четыре различных типа в зависимости от ее состава и размера частиц. Существует четыре типа почв:
1. Песчаная Почва
· Песчаная почва-это тип почвы, который содержит большую долю песка и меньше глины.
· Песчаная почва легкая, сухая и теплая, которая, как правило, более кислая, чем другие типы почв.
· Поскольку размер частиц песка больше, чем у других частиц, они обладают низкой способностью удерживать воду и меньшим количеством питательных веществ.
· Недостаток достаточного количества влаги и питательных веществ делает почву менее пригодной для выращивания сельскохозяйственных культур.
· Однако почву можно сделать пригодной для использования, добавив органическое вещество для увеличения содержания воды и питательных веществ.
2. Глинистая Почва
· Глинистая почва-это тип почвы, которая сравнительно тяжелая, так как она обладает более высокой способностью удерживать воду и более высокой концентрацией питательных веществ.
· Почва состоит более чем на 25% из частиц глины, которые меньше по размеру и, следовательно, содержат большое количество воды.
· Глинистая почва медленно отводит воду и поэтому летом нагревается дольше, не высыхая.
· Однако, поскольку это тяжелый и плотный тип почвы, он не обеспечивает места для роста корней растений.
3. Илистый Грунт
· Илистая почва-это легкая почва с более высоким уровнем плодородия, в которой частицы почвы крупнее глины, но меньше песка.
· Почва гладкая и хорошего качества, которая удерживает воду лучше, чем песчаная почва.
· Почва также может легко переноситься движущимися течениями, и она находится вблизи водоемов.
· Илистая почва считается лучшим типом почвы для ведения сельского хозяйства, поскольку она содержит достаточное количество питательных веществ и влаги для роста растений.
4 Суглинистая Почва
· Суглинистая почва-это смесь песка, ила и глинистой почвы, которая сочетает в себе свойства всех трех типов почвы, чтобы сделать ее более плодородной.
· Почва имеет достаточное количество пор, а также способность удерживать воду для стимулирования производства сельскохозяйственных культур.
· Уровень кальция и рН суглинистой почвы также имеют соответствующее количество из-за присутствия неорганических веществ.
Функции почвы
· Почва является средой для роста растений, поскольку она обеспечивает якорь для корней растений и действует как резервуар для хранения воды для необходимой влаги.
· Деградация растительного и животного вещества, т. е. высвобождение и связывание питательных веществ и микроэлементов, является одной из важнейших функций почвенных организмов.
· Почва поглощает воду во время осадков и снегопадов, что создает бассейн доступной воды для растений и почвенных организмов.
· Поглощенная вода также движется вниз по профилю почвы в направлении водных объектов, действуя, таким образом, в качестве регулятора водоснабжения.
· Почва является неотъемлемой частью биогеохимических циклов, где она обеспечивает круговорот различных органических и неорганических соединений из атмосферы в почву и обратно.
· Почва является средой обитания почвенных организмов, поскольку она обеспечивает живые существа необходимыми питательными веществами и водой.
· Почва служит основой для строительства домов, дорог и зданий, выступая в качестве ландшафтной или инженерной среды.
· Почва обеспечивает сырьем для различных целей, таких как глина для производства керамики.
1.2. Антропогенное воздействие на экологическое состояние почв.
Антропогенная деятельность и природные процессы загрязняют
почву и водную среду большим количеством органических загрязнителей или
веществ, таких как пестициды, растворители, галогенированные соединения,
нефтяные углеводороды и сложные эфиры фталатов.
Использование традиционных или общепринятых подходов, таких как физические и
химические методы, для очистки этих органических загрязнителей является
экономически сложным процессом.
Антропогенные воздействия в нашей сельской местности, проявляются в основном при использовании почв в земледелии во время длительного возделывания на них сельскохозяйственных культур, а также под влиянием пастьбы скота.
Состояние используемых в сельском хозяйстве земель, прежде всего пашни, их производительность в большей мере зависит от условий эксплуатации, уровня культуры земледелия. Игнорирование научно-обоснованной системы земледелия приводит в первую очередь к потере органического вещества почв.
2. Практическая часть
Так как почва твердый субстрат, то определение многих параметров возможно только после перевода образцов в почвенный раствор, или в почвенную вытяжку.
2.1 Отбор образцов почвы пришкольной территории.
Исследуемая территория была разделена на участки. С каждого участка взял один смешанный образец. Отбор почвенных образцов производил в ноябре на двух участках пришкольной территории (сад и поле). Масса пробы составила 350-400г с каждой площадки. Образец почвы после отбора высушил, очистил от крупных частиц, измельчил и просеял. Затем всю почву высыпал на клеенку, тщательно перемешал и распределил тонким ровным слоем. Так получил смешанный почвенный образец.
2.2 Определение плотности почвы.
Плотность - степень связанности почвенной массы.
Если лопата:
· втыкается легко – почва рассыпчатая;
· входит с усилием - уплотненная;
· входит с трудом - плотная;
· не входит, «звенит»- очень плотная;
· втыкается без труда – рыхлая.
2.3 Определение структуры почвы.
Для определения структуры вырезал образцы почвы и подбросил их по очереди на лопате 1-2 раза, в результате чего образцы распались на структурные частицы.
2.4 Определение механического состава почв.
Для определения механического состава почвы мне понадобились пробы почвы и вода в склянках. Вначале я слегка увлажнил комочек почвы, размешал до тестообразного состояния и скатал в шнур, затем сгибал в кольцо. По тому, как скатывалась почва и сгибалась в кольцо, определил механический состав. Глинистая почва во влажном состоянии пластична , при скатывании получается шнур. Суглинистая почва слабо пластичная и получается непрочный шнур. Супесчаная почва шнур не скатывается во влажном состоянии. Песчаная почва сыпучая. Щебенчатая почва наряду с глинистыми или песчаными частицами содержит обломки горных пород (не более 3 мм).
2.5 Определение химического состава почвы.
А) Исследование кислотности почвы
Оборудование: пробирки, фильтрованная бумага, воронка, дистиллированная вода, универсальный индикатор, образцы почв.
Ход работы :
1. |
В пробирку поместил почву. |
2. |
Прилил дистиллированную воду. |
3. |
Закрыл пробирку пробкой и встряхивал 1-2 минуты |
4. |
Профильтровал полученную смесь почвы и воды. |
5. |
Полученный почвенный раствор нанёс на универсальный индикатор. |
6. |
Определил по окраске индикатора pH почвенного раствора. |
.
Если лакмус окрашивается в розовый цвет, то почва является кислой, а если в зеленоватый, то щелочной .
Определение степени кислотности почвы
Значение pH |
Степень кислотности почв |
Ниже 4,5 |
Сильнокислые |
4,5 – 5,0 |
Среднекислые |
5,1 – 5,5 |
Слабокислые |
5,5 – 6,0 |
Близкие к нейтральным |
Более 6,0 – 7,0 |
Нейтральные |
7,0 – 8,0 |
Слабощелочные |
Б) Качественное определение химических элементов почвы
Оборудование: весы, фарфоровая чашка, штатив , спиртовка , коническая колба , мерный цилиндр , пипетка , воронка , фильтровая бумага , соляная кислота (10%), растворы азотной кислоты (10%) , хлорида бария (20%) , нитрата серебра (2%) , дистиллированная вода.
Ход работы
1. |
Обнаружение сульфатов в почве. |
К 5 мл почвенной вытяжки прилили несколько капель концентрированной соляной кислоты и 3 мл хлорида бария . Если почва содержит сульфат – ион , то появляется белый , или , как говорят , молочный осадок сульфата бария . О концентрации его в почвенной вытяжке можно судить по степени прозрачности полученной смеси |
2. |
Определение наличие хлоридов в почве:
|
- Подготовил водную вытяжку почвы. Для этого поместил 25 г почвы в коническую колбу , добавили 50 мл дистиллированной воды. Взболтал содержимое колбы , дал отстояться в течение 5 – 10 минут . Еще раз взболтал, после отстаивания профильтровал. - Отлил в пробирку 5 мл почвенной вытяжки , добавили несколько капель 10%-й азотной кислоты . По каплям добавляли раствор нитрата серебра . Если хлориды присутствуют , то образуется белый осадок хлорида серебра . Если признаком реакции при анализе образца будет хорошо различимый белый творожистый осадок , то данный образец содержит десятые доли процента хлорид – ионов . Если раствор только мутнеет , т.е. теряет прозрачность , то почве содержатся сотые и тысячные доли процента хлорид – ионов. |
|
Обнаружение нитратов в почве |
В пробирку налил 5 мл фильтрата водной вытяжки почвы и по каплям прибавил раствор дифениламина в серной кислоте . При наличии нитратов раствор окрашивается в синий цвет. |
|
Обнаружение карбонатов в почве |
К пробе почвы добавили несколько капель 10%-й соляной кислоты . Если почка содержит карбонат – ион , то под действием кислоты начнется выделение углекислого газа . Почва как бы « вскипает». Почвы , вскипающие от 10%-й соляной кислоты , относят к карбонатным . Интенсивность образования углекислого газа , т.е. интенсивность «вскипания» дает предварительную количественную оценку содержания карбонат – иона в почве. |
В) Результаты исследования
Анализируя полученные данные, я выявил:
1. Овощной участок имеет среднесуглинистую почву , участок сада имеет супесчаную почву. Такие почвы сложены из крупных частиц , они сухие и плохо задерживают влагу, среднесуглинистые почвы плохо пропускают воду, затрудняя ее доступ к растениям.
2. На втором участке - структурная. Такая почва состоит из более крупных частиц, связанных в отдельные комочки разнообразной формы и величины. В отличие от размеров комочков промежутки между ними больше или меньше. Через эти промежутки проходят необходимые растениям вода и воздух. После дождя на участке,где почва комковатая, рыхлая , вода быстро впитывается .
3. На первом участке почва мелкоструктурная. В основу этих почв входят очень мелкие частички. В таких почвах плохо проходит вода и воздух. После дождя бесструктурные почвы образуют сплошную массу, а после высыхания становятся твердыми и трескаются.
4. Реакция pH на первом участке соответствует нейтральной, а в участке сада отделе слабокислой. Следовательно, нет никакой необходимости проводить работу по раскислению почвы.
5. Химический анализ почвы:
· Содержание карбонат – ионов : в почве со второго участка под действием соляной кислоты интенсивность « вскипания» слабая, с первого участка 0- средняя.
· В обеих пробах почвы : содержание сульфат – ионов – медленно появляющаяся муть ; наличие хлорид – ионов – ополисцения содержания хлорид – ионов 1-0,1 мг на 100 мл раствора вытяжки ; наличие ионов кальция – слабая муть, выделяющаяся при отстаивании. Содержание катионов и анионов в почве не превышает ПДК.
Выводы:
1. Данная тема является актуальной для современного общества;
2. В результате исследований было выявлено: почва со второго участка супесчаная, а с первого мелкоструктурная
3. Исследование аэрации почвы показали, что менее всего аэрации выражено у суглинистых почв, а максимально у супесчаных.
4. Разработали рекомендации по внесению необходимых минеральных удобрений и по выбору возделываемых культур.
3. Заключение
Важно помнить, что почва не объект эксплуатации, а великое богатство, которое досталось нам в наследство и останется нашим потомкам.
Почва – чрезвычайно сложное образование. Вся почва различается по механическому составу, структуре , влагоемкости , водопроницаемости , аэрации и химическому составу. Каждый из этих признаков является очень важным компонентом в почвообразование.
Необходимо выявить основные морфологические признаки и физические свойства почвы для того, чтобы грамотно проводить окультуривание почвы и предупредить её эрозию.
Нужно ежегодно определять кислотность почвы, т.е. вносимых минеральных удобрений она может повыситься.
Необходимо изучать влияние природных и антропогенных факторов на выращиваемые растения.
Литература
1. www.sunnygarden.ru/soil/soil.htmlМосква
2. Журнал « География в школе»
3. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно – экологическое воспитание школьников . Москва , 2005 год
4. Постникова Т.Ф. «Экологический мониторинг почвы» Интернет – портал «Исследовательская деятельность школьников»
5. Сидоров А.М. «Оценка Экологического состояния почвы» «Экология», М., Дрофа , 2004г
6. Школьный экологический мониторинг . Учебно – методическое пособие/ подред . Т.Я.Ашихминой – М : АГАР,2000
Приложение №1
План улучшения экологического состояния почвы
1. Правильно приготовить компост
2. Составить схему севооборота растений на 3 года
3. Внесение органических и минеральных удобрений
4. Изучать влияние природных и антропогенных факторов
5. Разработать рекомендации по внесению необходимых минеральных удобрений
6. Высаживать растения на участке , учитывая их отношение к почве
Приложение №2
Как изменить кислотность почвы ?
Любая почва склонна к закисанию. Минеральные удобрения ускоряют этот процесс. Навоз , компост и другие органические удобрения – замедляют.
Меньше всего подкисляют почву такие удобрения, как кальциевая селитра , калийная селитра ,натриевая селитра , двойной суперфосфат , костная мука.
Известь и зола.
Для снижения кислотности почву известкуют . При этом снижается кислотность , улучается структура почв и уменьшается деятельность сорняков.
Под древесные породы известь вносят раз в четыре- семь лет. Иногда вместо извести применяют мел , который лучше вносить вместе с навозом.
Вместо извести можно применить древесную или растительную золу.
Когда известковать и сколько ?
Известь вносить можно осенью и весной. Изменение кислотности почв происходит не сразу. В зависимости от внесенной дозы слабокислая и нейтральная реакция устанавливается через два , три года.
На супесчаных и песчаных почвах известь вносят в меньших дозах, но чаще , т.к она вымывается
Отбор образцов почвы
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.