Проектная работа на тему: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУССКОГО НАРОДА. СОЗДАНИЕ ПАПКИ РАСКЛАДУШКИ.
Оценка 5

Проектная работа на тему: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУССКОГО НАРОДА. СОЗДАНИЕ ПАПКИ РАСКЛАДУШКИ.

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература
2 кл
31.01.2020
Проектная работа на тему: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУССКОГО НАРОДА. СОЗДАНИЕ  ПАПКИ  РАСКЛАДУШКИ.
Устное народное творчество проект..docx

Основная общеобразовательная школа д.Енахметово – филиал  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 с.Шаран» муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 

 

Проектная работа на тему:

Устное народное творчество русского народа. Создание  папки  раскладушки.

 

номинация «Литература»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                              Выполнила Хайдарова Луиза,

                                                        ученица 2 класса

Руководитель Минликаева В.Г,                                           

                                                                                 учитель начальных классов

 

 

Енахметово 2019                   

СОДЕРЖАНИЕ

1

Введение

3

2

Основная часть

7

3

Заключение

15

4

Список литературы

16

5

Приложения

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Русский народ создал огромную изустную литературу: 
мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные 
обрядовые песни, торжественные былины, – говорившиеся нараспев, 
под звон струн, – о славных подвигах богатырей, защитников земли 
народа – героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. 
Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. 
Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его 
нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными 
одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную 
жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, 
природой и почитанием отцов и дедов. 
(А.Н. Толстой)

Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не путем самоограничений и сохранения замкнутости, а путем постоянного и требовательного познания всех богатств, накопленных другими народами и культурами прошлого. В этом жизненно важном для любой культуры процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков собственной национальной культуры.

История Руси полна драматизма. Частые набеги кочевников, монголо - татарское нашествие, войны пожары, природные катаклизмы уничтожали многие произведения национальной культуры. Поэтому особенно важно бережно хранить то, что досталось нам в наследство. Культуру Руси можно сравнить с величавым деревом, крона которого имеет тысячи ветвей, несметное количество листьев и мощные, глубоко уходящие в землю корни.

Сейчас с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции, что ели и пили.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди'? Как работали? Как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? Ответить на эти вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Поэтому мы, посчитали необходимым донести до сознания окружающих, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать в национальных традициях. Для этого мы обратились к истокам русской народной культуры и в первую очередь к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито столетий, духовный мир, мысли и чувства наших предков. Поставив задачу познакомиться с устным народным творчеством и некоторым видами народного искусства. На самом деле с устным народным творчеством ребенок знакомится еще в младенчестве, когда мама поет ему колыбельную песню. Подрастая, малыш слышит от взрослых потешки различные заклички, пословицы и поговорки. Но этого не достаточно, чтобы глубоко изучить русское народное творчество.

Актуальность данного проекта заключается в необходимости приобщения учеников к народному творчеству, культуре, истории. Устное народное творчество в полной мере отражает быт, традиции, обычаи и нравы наших предков. Издавна устное народное творчество являлось одним из средств воспитания, молодое поколение черпало из него знания о нравственности, взаимоотношениях между людьми, духовности. С развитием новых информационных технологий, устное народное творчество отошло на второй план и утратило свою роль в жизни общества на некоторое время. В настоящее время, в связи с возникшими проблемами воспитания, общество осознало необходимость возвращения к культурным народным традициям, которые способствуют гармоничному развитию личности. В программе            "Литературное чтение" на изучение малых жанров фольклора отводится очень мало часов. Развивающие и воспитывающие возможности этих жанров очень велики, поэтому есть необходимость более глубокого их изучения, тем более, что младшие школьники с удовольствием читают, заучивают, анализируют произведения устного народного творчества. Восполнить недостаток выделенных часов помогает метод проектов.

          Аннотация проекта: Проект рассчитан на 3 месяца. Учащимся второго класса предлагается создать папку- раскладушку по устному народному творчеству.

В целом на протяжении трех месяцев ученики должны создать и оформить папку - раскладушку.

Описание проекта: Подготовительный этап. Проект начинается с обсуждения с учащимися темы проекта, ее значимости и актуальности. Затем ученики вместе с учителем обсуждают конечные результаты работы и способы их достижения, разрабатывают план работы, выбирают исследовательские методы. Также перед началом проведения работы с учениками обсуждается, как найти источники информации по теме. Учитель рекомендует список ресурсов (школьная библиотека, учебная литература, опрос старшего поколения и другие).

 Основной этап. Выполнение работы.  Этот этап характеризуется реализацией проекта, самостоятельной работой учеников по нахождению информации, ее систематизации и оформлению. В течении выполнения работы, учитель контролирует и корректирует деятельность учеников, но при этом основная ответственность за работу и инициатива лежит на учениках. Они лишь могут обращаться за советами к учителю.  На этом этапе проходит представление полученных результатов.

Тема исследования: Устное народное творчество русского народа. Создание папки раскладушки.

 Цель исследования: изучить фольклор русского народа, выполнить папку – раскладушку  «Устное народное творчество русского народа».

Задачи исследования:

·        расширять кругозор учащихся по народному творчеству;

·        прививать любовь к народной культуре;

·        пополнять словарный запас;

·        учиться правильно извлекать нужную информацию, пользоваться справочной литературой и опросом;

·        развивать творческие способности, логическое мышление;

·        учить детей работать в коллективе, нести ответственность за порученное дело;

Предполагаемый продукт проекта: Папка – раскладушка по устному народному творчеству.

База исследования: Основная общеобразовательная школа д.Енахметово  - филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ №1 с.Шаран» муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Устное народное творчество также называют одним словом – фольклор.

Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») – это не только устное словесное творчество народа, но и музыкальное.

Особенности русского фольклора

На протяжении долгого времени создавалось множество сказаний, которые придумывались народом во время размышлений над теми или иными проблемами. Испокон веков люди думали о том, что такое хорошо, и что такое плохо; как достичь счастья в семейной жизни, и как воспитывать детей. Также устное народное творчество постигало проблему всестороннего развития личности, пытаясь дать важные советы на счет того, как стать мудрым. В результате этого появилась масса поучительных сказок, поговорок и притч, помогающих человеку получить ответы на самые разные интересующие его вопросы.

Жанры устного народного творчества

Жанрами фольклора являются былины, сказки, песни, пословицы, загадки и другие вещи, о которых мы узнали от наших предков. С течением времени многие выражения и мудрые высказывания видоизменялись, благодаря чему смысл того или иного изречения становился более глубоким и поучительным. Нередко произведения, придуманные народом, рифмовались и складывались в стихи и песни, которые легко запоминались. Благодаря этому способу на протяжении долгих столетий русский фольклор передавался из уст в уста.

Произведения устного народного творчества

Итак, давайте перечислим произведения устного народного творчества, чтобы сформировать четкий список имеющихся видов фольклора.

  • Былины;
  • Сказки;
  • Песни;
  • Пословицы и поговорки;
  • Загадки;
  • Заклички;
  • Небылицы;
  • Скороговорки;
  • Колыбельные песни;
  • Пестушки и потешки.

Это основные виды произведений, которые создаются не одним человеком, а непосредственно всем народом.

Песни

В народе песни являлись одним из наиболее популярных способов для выражения чувств. Несмотря на то, что они по объему значительно уступали сказкам и былинам, люди пытались закладывать в них глубокий и содержательный смысл. Таким образом, в песнях отражались любовные переживания человека, размышления о жизни и будущем, общественные и семейные проблемы, и многие другие вещи. Стоит заметить, что песни из устного народного творчества могут отличаться по стилю и манере исполнения. Песни бывают лирическими, хвалебными, плясовыми, романтическими и т. д. (Приложение 1).

В устном народном творчестве очень часто используется прием параллелизма, помогающий ощутить природу настроения какого-либо конкретного персонажа.

Исторические песни посвящались разным выдающимся личностям или событиям.

Так, например, русские люди воспевали подвиги Степана Разина и Емельяна Пугачева, а также вспоминали о битвах, в которых они одерживали блестящие победы.

Былины

Интересен факт, что впервые термин «былины» был введен Иваном Сахаровым в середине 19 века. Былины представляют собой устное народное творчество в виде эпических песен, повествующих о героических событиях и знаковых эпизодах в истории народа. Стоит отметить что они возникли еще в 9 веке. Ярким примером могут служить былины о богатырях, обладавших невероятной силой, красотой, мужеством и храбростью. Самыми известными русскими богатырями были Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. (Приложение 2.)

Как правило, исторические персонажи или события описываются в былинах в приукрашенном, и даже фантастическом стиле. В них национальные герои могут в одиночку уничтожать целые вражеские войска, убивать разных чудовищ и преодолевать большие расстояния в кратчайшие сроки. Герои былин никогда не испытывают страха перед врагом и всегда готовы выступить в защиту Родины

Сказки

Сказки играют важную роль в устном народном творчестве. В данном жанре присутствуют элементы волшебства и чудесного героизма. Нередко в сказках представлены совершенно разные сословия: от царей до простых крестьян. В них можно встретить работников, солдат, королей, принцесс, шутов и многих других персонажей. Однако сказка – это не просто выдуманная и красиво сложенная история для детей. С помощью сказок народ старался воспитывать детей, закладывая в них глубокую мораль. Как правило, все сказки имеют счастливый конец. В них всегда добро торжествует над злом, каким бы сильным и могущественным оно ни было. (Приложение 3)

1.     Лисичка-сестричка и волк

2.     Лиса, заяц и петух

3.     Снегурушка и лиса

4.     Мужик, медведь и лиса

5.     Овца, лиса и волк

6.     Кот, петух и лиса

7.     Лиса и тетерев

8.     Лиса и рак

9.     Колобок

10. Репка

11. Курочка Ряба

12. Свинья и волк

13. Волк и коза

14. Сказка о козе лупленой

15. Зимовье зверей

16. Медведь и петух

17. Собака и дятел

18. Журавль и цапля

19. Ворона и рак

20. Золотая рыбка

21. Жадная старуха

22. Сказка о Ерше Ершовиче

23. Пузырь, соломинка и лапоть

24. Терем мухи

25. Морозко

26. Старуха — говоруха

27. Дочь и падчерица

28. Крошечка — Хаврошечка

29. Баба-Яга

30. Василиса Прекрасная

31. Баба-Яга и Заморышек

32. Ивашко и ведьма

33. Терёшечка

34. Гуси-лебеди

35. Покатигорошек

36. У страха глаза велики

37. Умный работник

38. Три калача и одна баранка

39. Теремок

40. Сивка-бурка

41. Сестрица Аленушка и братец Иванушка

42. Про одного солдата

43. Привычки

44. Правда и Кривда

45. Поп и батрак

46. По щучьему веленью

47. Петушок — золотой гребешок

48. Алеша Попович

49. Летучий корабль

50. Мальчик с пальчик

51. Царевна — Несмеяна

52. Царевна-лягушка

53. Белая уточка

54. Кощей Бессмертный

55. Два Ивана солдатских сына

56. Каша из топора

57. Как лиса шила волку шубу

58. Как лиса училась летать

59. Как мужик гусей делил

Загадки

Загадки представляют собой метафорические выражения, в которых один предмет изображается с помощью другого, имеющего с ним какое-либо сходство. На этом основании человеку требуется посредством размышлений и смекалки угадать тот или иной предмет. На самом деле очень сложно представить устное народное творчество без загадок, которые часто подавались в зарифмованном виде. Например, известное всем детям «Зимой и летом – одним цветом». Конечно, вы знаете, что это ёлка. (Приложение 4)

Благодаря сказкам, как дети, так и взрослые могут развивать свое логическое мышление и сообразительность. Интересен факт, что в сказках неоднократно встречаются загадки, которые обычно успешно разгадывает главный герой.

Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки играют одну из ключевых ролей в устном народном творчестве. Пословица – это краткое образное изречение с поучительным подтекстом, несущее какую-либо обобщенную идею или иносказание с дидактическим (нравоучительным) уклоном. Поговорка представляет собой образное изречение, отражающее какое-нибудь явление жизни. При этом она не является законченным высказыванием. Нередко поговорки могут носить юмористический характер. Пословицы и поговорки принято относить к малым жанрам устного народного творчества. (Приложение 5).

Пестушки и потешки

Пестушки и потешки в фольклоре использовались для воспитания подрастающего ребенка. Пестушки происходят от слова «пестовать», то есть «нянчить» или «воспитывать». Раньше их активно использовали для комментирования движений новорожденного. Постепенно пестушки переходят в потешки – ритмичные песенки, напеваемые во время игры ребенка с пальцами ног и рук. Наиболее известными потешками в устном народном творчестве являются «Сорока-ворона» и «Ладушки». Интересно, что в них также прослеживается определенная мораль. Благодаря этому, малыш с первых дней жизни учится различать добро и зло, а также хорошие или плохие качества человека. (Приложение 6)

Скороговорки

Скороговорка – это и жанр устного народного творчества, и всякая фраза-шутка с непринужденностью проговаривания неудобопроизносимого звукового ряда, и просто любая быстрая речь. Эта небольшая часть языковой стихии с её нарочитой «несерьёзностью» бытового юмора изначально предстаёт в виде синкретизма забавной поговорки, незамысловатой прибаутки, звуко-речевой игры. Но уже и в старину не могла не замечаться практическая польза скороговорок в деле формирования фонетической чистоты речи личности и, отсюда, её речевой полноценности – неспроста ведь назывались они в просторечии «чистоговорками». (Приложение 7)

Заклички

И в наше время можно видеть детей, самозабвенно выкрикивающих обращение к дождю, чтобы он перестал лить или лил «пуще», к «солнышку-колоколнышку», чтоб оно выглянуло, к радуге. Выкрикиваются они обычно нараспев хором. Каждый крестьянский ребенок прежде знал приговорки: обращения к улитке, мыши, маленьким жучкам, скрывающимся в цветках.

Произносят их подчас и современные дети. Заклички и приговоры, обращенные к явлениям природы, животным, насекомым, растениям, а также обрядовые песни, которые сопровождали основные праздники земледельческого календаря, составляют детский календарный фольклор. Когда-то эти русские народные заклички имели магическую функцию, произносились с целью вызвать желаемое действие со стороны явлений природы, животных, растений. Дети вполне разделяли заботы своих родителей и их надежды на хороший урожай, а с ним и достаток. Они верили, что смогут словом, песенкой заставить дождь поливать весь день на ячмень, овес, гречу и просо. (Приложение 8)

Небылицы

Небылицы представляют собой небольшие выдуманные юмористические истории и являются разновидностью сказочного жанра, в которых действительность преподносится с совершенно неожиданной стороны и события в ней описываемые никогда на самом деле произойти не могут. По определению отечественных исследователей фольклора небылицы являются словосочетанием и описанными ситуациями, не поддающиеся обычной логике и призванные произвести комический эффект, т.е. рассмешить слушающую аудиторию, «включить» процессы логики и мышления, немного пофантазировать и конечно, неплохо повеселиться. (Приложение 9)

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фольклор является бесценным национальным богатством. Это огромный пласт духовной культуры народа, который складывался коллективными усилиями многих поколений на протяжении многих столетий. На современном этапе национального возрождения необходимо вернуться к тому, что было достигнуто нашими предками.

Фольклор с  воспитывающим содержанием, бытовые  традиции, праздники – это те понятия, которые оказывают огромное влияние на формирование национального  характера. Он способствует творческому  развитию детей и молодежи в мире былин, сказок, преданий. Пословицы и поговорки могут служить основанием для нравственных заповедей, помогая развивать мышление, логику, интерес к истории и культуре народа.

Таким образом, устное народное творчество – это главный источник знаний о принципах воспитания, сложившихся в культуре разных народов, его нравственный, религиозно – мифических основах. Образно-символическая природа художественного творчества, его воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности делает его наиболее адекватным средством ненавязчивостью и в то же время эффективного воспитательного воздействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Аникин В.П. Русское устное народное творчество. – М., 2001.

2.     Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. – М., 2000.

3.     Александрова О.В. Развитие речи для малышей / О. В. Александрова. - М.: Эксмо, 2010.

4.     Большая книга русских народных сказок. - М.: Махаон, 2010.

5.     Даль В.И.Пословицы русского народа. - М.: АСТ, 2008.

6.     Дмитриева В. 1000 стихов, считалок, скороговорок, пословиц для чтения дома и в детском саду. - М.: Астрель, Полиграфиздат, Сова, 2012.

7.     Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошк. возраста. - СПб.: Детство-Пресс, 2010.

 

Интернет ресурсы:

1.     http://interesnyefakty.org/ustnoe-narodnoe-tvorchestvo/

2.     https://www.syl.ru/article/171928/new_ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-vidyi-janryi-proizvedeniy-i-primeryi

3.     http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=f1m6&from=yandex.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Лирическая песня.

Дорога наша гостья масленица,

Авдотьюшка Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, триаршинная,

Лента алая, двуполтинная,

Платок беленький, новомодненький,

Брови черные, наведенные,

Шуба синяя, ластки красные,

Лапти частые, головастые,

Портянки белые, набеленные!

Плясовая песня

Как по горкам, по горам

 Белый лебедь летал

Белый лебедь летал

Лебедушку выкликал

Белый лебедь летал

Лебедушку выкликал

Лебедушка выходила

Со лебедем говорила

Лебедушка выходила

Со лебедем говорила

Невестушка услыхала

Отцу матери сказала

Как отец - то и мать

пошли лебедя гонять

Как наш лебедь собрался

Оперился, поднялся

Полетел наш лебедин

 Вдоль по улице один

Глянул, глянул молодец

на высок новый крылец

Народная песня

Хороши цветы весной, я люблю их день деньской
Я смотрю во все глаза, ах какая красота
Ромашка белая, лепесточки нежные
Мне дороже всех цветов, ведь она моя любовь
Ах ромашка белая, лепесточки нежные
Мне дороже всех цветов, ведь она моя любовь
Выйду в поле вечером, там цветы цветут кругом
Среди синих васильков, там живёт моя любовь
Ромашка белая, лепесточки нежные
Мне дороже всех цветов, ведь она моя любовь
Ах ромашка белая, лепесточки нежные
Мне дороже всех цветов, ведь она моя любовь
Я нарву цветов букет, среди них ромашки нет
Я сорву её одну и к груди своей прижму.
Ромашка белая, лепесточки нежные
Мне дороже всех цветов, ведь она моя любовь
Ах ромашка белая, лепесточки нежные
Мне дороже всех цветов, ведь она моя любовь
Ромашка белая, лепесточки нежные
Мне дороже всех цветов, ведь она моя любовь
Ах ромашка белая, лепесточки нежные
Мне дороже всех цветов, ведь она моя любовь

Приложение 2

https://xn--80aabcddbpa3dcwee8c.xn--p1ai/wa-data/public/shop/products/57/11/1157/images/1279/1279.750x0.jpg

Приложение 3.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/236760/1fdc8b82-dfce-4809-966b-1bfb22d28941/s1200?webp=falsehttp://wiki-sibiriada.ru/images/9/9c/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BA_%D0%B6%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0.jpg 

                      «Колобок»                                     «Лиса и журавль»

Приложение 4.

Загадки


Пирожки — в корзинке.
Мчалась по тропинке
Девочка бегом.
Тёмный лес кругом.
Встретилась там с волком.
И не знает толком,
Как же он её скорей
Оказался у дверей,
И в кровать улёгся, плут?
Девочку-то как зовут?

Красная Шапочка

 

Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали?

Снегурочка


Берегись болезнь любая:
Грипп, ангина и бронхит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор ….

Айболит

 

Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут?

Буратино


Сказать волшебные слова,
Взмахнуть предметом тем едва:
Цветочки мигом расцветут
Между сугробов там и тут.
А можно дождь наколдовать,
Пирожных сразу штучек пять.
И лимонада, и конфет…
Вы назовите тот предмет!

Волшебная палочка

 

Он пришел из сказки к нам,
Постучал тихонько в дом,
В ярком красном колпачке —
ну, конечно, это …

Гном


Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.

Емеля


Приложение 5.

Пословицы и поговорки.

Пословицы:

В каждой шутке есть доля правды.

В камень стрелять – только стрелы терять.

 В ком правды нет, в том и толку мало.

В недружной семье добра не бывает.

Грехи любезны доводят до бездны.

На божье посягать – своё потерять.

Не торопись, сперва богу помолись.

На человеческую глупость есть божья премудрость.

Не бойся никого кроме бога одного.

Терпенье и труд всё перетрут.

 Тот жизнь ругает, кто счастья не знает.

Труд кормит, а лень портит.

Труд от ученья скучен, но плод от чтенья вкусен.

 

Поговорки:

Велик бог милостью.

Все под богом ходим.
Как сыр в масле катается.

Кто старое помянет, тому глаз вон.

 Как кликнется, так и аукнется.

Как жук в навозе копается.
Работа – с зубами, а лень – с языком.

 Рука руку моет.
Собака лает – ветер носит.

Смолоду прорешка – под старость дыра.

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

                                                                                                              Приложение 6.

Потешки


Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!

***

Ах, водичка хороша!
Хороша водичка!
Искупаем малыша,
Чтоб сияло личико!

***

Как на Солнышка именины
Испекли пирог из глины
Вот такой ширины!
Вот такой вышины!

***

Это — ложка,
Это — чашка.
В чашке — гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала —
Кашки гречневой не стало!

***

Вот когда я взрослым стану
И купаться захочу
Влезу сам
В большую ванну
Оба крана откручу.
Сам потру живот и спинку
И веснушки на носу.
Заверну себя в простынку
И в кроватку отнесу!

***

Дождик, дождик, посильней —
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, трава, гуще.

***

Идёт коза рогатая
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет —
Забодает,
Забодает,
Забодает!

 


Приложение 7.

Скороговорки


·        Алеша Ульяне, Сигнал подает. Ульяна слышит –Алешу найдет.

·        Бегают две курицы прямо на улице.

·        Валя на проталинке промочила валенки.

·        Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.

·        На рассвете Евсей
Ловил овсянку в овсе.
Евсей в овсе  
По колено в росе.

·        Два щенка
Щека к щеке
Щиплют щетку
В уголке.

·        Петр Петрович,
По прозванью Перов,
Поймал птицу
Пигалицу;
Понес по рынку,
Просил полтинку,
Подали пятак,
Он и продал так.

·        Раз - росинка-бусинка,
И еще раз- бусинка,
Засверкали бусинки
На травинках-усиках.

·        Архип осип.
Осип охрип.

·        Селa мышкa в уголок,
Съелa бубликa кусок.

·        Из-под Костромщины шли четверы мужчины;
Говорили они про торги да про покупки,
Про крупу да про подкрупки.

 


 

 

 

 

 

Приложение 8.

Заклички

Солнушко, ведрушко,
Выглянь в окошечко:
Твои детки плачут,
По камушкам скачут,
Хлебца есть хочут.

Уж ты, радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!

Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе я гущи,
Дам и ложку,
Хлебай понемножку.

Ветер-ветерцо,
Не дуй мне в лицо,
А дуй мне в спину,
Чтоб идти было в силу.

Легкое суденышко,
Золотое донышко,
Серебряное весельцо,
Мыщатое деревцо,
Зеленые трали.
Плыви, суденышко, подале!

Сей, сей горох,
Рассевай горох,
Уродись, горох,
В огороде не плох.
И крупен, и бел –
На потеху всем.
И сам тридесят –
Для всех ребят.

 

Приложение 9.

Небылицы


Небылицы в лицах
Сидят в светлицах,
Щелкают орешки
И творят посмешки.

 

На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.


Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.


Как петух в печи пироги печёт,
Кошка в окошке рубаху шьёт,
Поросёнок в ступе горох толчёт,
Конь у крыльца в три копыта бьёт,
Уточка в сапожках избу метёт.

 

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.


Как по речке по Волжанке
Соловей плывёт на палке.
Сел на доску тонкую -
Развёл гармошку звонкую.


В новой-то деревне
Дивное диво:
Утка-то в юбке,
В синем полушубке.
Корова в рогоже -
нет её дороже.
Петушок в сапожках,
Курочка в серёжках.


ПАПКА РАСКЛАДУШКА

IMG_20190303_163811.jpgIMG_20190303_163535.jpg

 

 

 

 

 

IMG_20190303_163721.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

IMG_20190303_163726.jpg

 

 

 

 

 

 

IMG_20190303_163731.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IMG_20190303_163736.jpg

IMG_20190303_163740.jpg

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Основная общеобразовательная школа д

Основная общеобразовательная школа д

СОДЕРЖАНИЕ 1 Введение 3 2

СОДЕРЖАНИЕ 1 Введение 3 2

ВВЕДЕНИЕ Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, – говорившиеся нараспев, под звон струн,…

ВВЕДЕНИЕ Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, – говорившиеся нараспев, под звон струн,…

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем

В программе "Литературное чтение" на изучение малых жанров фольклора отводится очень мало часов

В программе "Литературное чтение" на изучение малых жанров фольклора отводится очень мало часов

Цель исследования: изучить фольклор русского народа, выполнить папку – раскладушку «Устное народное творчество русского народа»

Цель исследования: изучить фольклор русского народа, выполнить папку – раскладушку «Устное народное творчество русского народа»

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение

Итак, давайте перечислим произведения устного народного творчества, чтобы сформировать четкий список имеющихся видов фольклора

Итак, давайте перечислим произведения устного народного творчества, чтобы сформировать четкий список имеющихся видов фольклора

В устном народном творчестве очень часто используется прием параллелизма, помогающий ощутить природу настроения какого-либо конкретного персонажа

В устном народном творчестве очень часто используется прием параллелизма, помогающий ощутить природу настроения какого-либо конкретного персонажа

В них можно встретить работников, солдат, королей, принцесс, шутов и многих других персонажей

В них можно встретить работников, солдат, королей, принцесс, шутов и многих других персонажей

Терем мухи 2. Морозко 3

Терем мухи 2. Морозко 3

Кощей Бессмертный 2. Два

Кощей Бессмертный 2. Два

Пестушки и потешки Пестушки и потешки в фольклоре использовались для воспитания подрастающего ребенка

Пестушки и потешки Пестушки и потешки в фольклоре использовались для воспитания подрастающего ребенка

Произносят их подчас и современные дети

Произносят их подчас и современные дети

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Фольклор является бесценным национальным богатством

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Фольклор является бесценным национальным богатством

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аникин

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аникин

ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Лирическая песня

ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Лирическая песня

Как отец - то и мать пошли лебедя гонять

Как отец - то и мать пошли лебедя гонять

Ах ромашка белая, лепесточки нежные

Ах ромашка белая, лепесточки нежные

Приложение 4. Загадки

Приложение 4. Загадки

Приложение 5. Пословицы и поговорки

Приложение 5. Пословицы и поговорки

Приложение 6. Потешки

Приложение 6. Потешки

Приложение 7. Скороговорки ·

Приложение 7. Скороговорки ·

Приложение 8. Заклички Солнушко, ведрушко,

Приложение 8. Заклички Солнушко, ведрушко,

Приложение 9. Небылицы

Приложение 9. Небылицы

ПАПКА РАСКЛАДУШКА

ПАПКА РАСКЛАДУШКА

Проектная работа на тему: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУССКОГО НАРОДА. СОЗДАНИЕ ПАПКИ РАСКЛАДУШКИ.

Проектная работа на тему: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУССКОГО НАРОДА. СОЗДАНИЕ  ПАПКИ  РАСКЛАДУШКИ.

Проектная работа на тему: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУССКОГО НАРОДА. СОЗДАНИЕ ПАПКИ РАСКЛАДУШКИ.

Проектная работа на тему: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУССКОГО НАРОДА. СОЗДАНИЕ  ПАПКИ  РАСКЛАДУШКИ.

Проектная работа на тему: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУССКОГО НАРОДА. СОЗДАНИЕ ПАПКИ РАСКЛАДУШКИ.

Проектная работа на тему: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУССКОГО НАРОДА. СОЗДАНИЕ  ПАПКИ  РАСКЛАДУШКИ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020