Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Туршунайская средняя общеобразовательная школа»
Проектная работа
|
Выполнили: Малулова Шайма, ученица 9 класса Нурудинова Халилат, ученица 9 класса
Руководитель: Джанакавова Бийке Магомедовна |
Туршунай
2017
Содержание
1.Актуализация
2.История геометрии в архитектуре
· Зарождение архитектуры;
· Древняя Греция и Рим;
· Феодальная эпоха в архитектуре;
· Архитектура Древнего Востока;
· Эпоха возрождения;
· Архитектура нового времени.
3.Золотое сечение
4.Геометрия в концепциях конструктивизма и функционализма
· Модулор Ле Корбюзье;
· Конструктивизм в России.
5.Геометрия в современной архитектуре
6.Вывод
7.Продукт, представляющий проект учащегося
Актуализация
Надо признаться, что попытка трактовать естественные проблемы без геометрии есть попытка сделать невозможное.
Галилео Галилей
Профессия архитектора, прежде всего, очень ответственна. К тому же, она требует глобального образного мышления, когда вместо листка бумаги человек уже видит план здания, района и целого города. Так, для любого сооружения изначально был создан проект – глазами и руками архитектора. Издавна люди этой профессии создавали невероятные, потрясающие архитектурные шедевры, некоторые из которых можно и поныне наблюдать – только взгляните на древнюю капеллу или замок, изящный и в то же время имеющий очень точный силуэт. Действительно, профессия, требующая четкий расчетов и не только творческой, но и геометрической мысли, благодаря которой будет воплощена идея конструкции. Так, без математического видения и приверженности к расчетам, умения сопоставить все элементы и их соотношение друг к другу – стать настоящим архитектором нельзя. Именно поэтому, если профессия действительно вас привлекает, стоит обратить внимание на основы геометрии еще в школе, где все объясняется максимально доступно.
Академия художеств. Санкт Петербург
Человек всегда стремился к идеализации природных форм, создавая свои творения на основе простых геометрических фигур, однако их переизбыток в архитектуре XX века перешел в новое качество - обеднения визуальной эмоциональной среды, которое всегда преодолевалось многообразием и сложностью форм. Соответственно, если оценивать архитектуру начала XXI века, то можно увидеть, что она выходит из рамок элементарного геометризма и развивается в сторону усложнения составляющих структур. Более того, в проектах последних лет наблюдается чрезмерное увлечение почти полной свободой формотворчества, которую предоставляют архитектору строительные технологии, свободой, сводящей творчество к соревнованию в необычности и новизне.
Проект архитектора Заха Хадид
Начав работу над проектом мы определили перед собой такие цели и задачи:
· Донести до учащихся значимость геометрии в профессии архитектора.
· Изучить способы применения простых геометрических фигур в архитектуре.
· Узнать, что такое золотое сечение и какую роль оно играет в архитектуре.
· Понять, как в архитектуре используется симметрия.
В ходе своей работы мы постараемся найти сведения, которые помогли бы нам с решением этих задач
История геометрии в архитектуре
«Прошли века, но роль геометрии
не изменилась. Она по-прежнему
остается грамматикой архитектора»
- Ле Корбюзье
Большая Арка Дефанс. Франция
Зарождение архитектуры
Зарождение архитектуры относится ко времени первобытнообщинного строя, когда возникли первые искусственно сооружаемые жилища и поселения. Были освоены простейшие приёмы организации пространства на основе прямоугольника и круга, началось развитие конструктивных систем с опорами-стенами или стойками, коническим, двускатным или плоским балочным покрытием. Применялись природные материалы (дерево, камень), изготовлялся кирпич-сырец. Конец существования первобытного общества отмечен строительством крепостей со стенами или земляными валами и рвами.
Древняя Греция и Рим
Строительство грандиозных построек, подавляющих массивностью конструкций, основывалось на громадных затратах примитивного физического труда. Создание таких сооружений свидетельствует о накоплении строительного опыта, о сложившихся принципах композиции здания и ансамбля. В условиях рабовладельческой демократии Древней Греции создаётся целостная среда городов-государств (полисов). Развивается система регулярной планировки города, с прямоугольной сеткой улиц и площадью - центром торговой и общественной жизни. Был разработан тип жилого дома с помещениями, обращенными к внутреннему пространственному ядру - дворику. Культовым и архитектурно-композиционным центром города был храм, который воздвигался на вершине Акрополя.
Парфенон
Классически завершенным типом храма стал периптер (например, Парфенон в Афинах), Развитая общественная жизнь полиса породила такие типы сооружений, как театр, стадион и др. Сложилась система классических ордеров. В Др. Риме, огромной средиземноморской державе, унаследовавшей традиции греческой архитектуры, ведущее значение приобрели сооружения, выражавшие могущество республики (позже империи) и удовлетворявшие потребностям рабовладельческого государства. Расширился круг инженерных сооружений, достигло большого совершенства строительство мостов и акведуков. Для возведения крупных построек большую роль сыграло внедрение новых строительных материалов (бетон). Были разработаны рациональные методы строительства, получившего гигантский размах. Создавались крупные ансамбли (общественные центры) и общественные сооружения, рассчитанные на огромные массы народа: амфитеатры (Колизей в Риме), театры, термы, крытые рынки, базилики.
Колизей
Тип жилого дома с помещениями, обращенными к внутреннему замкнутому пространству, был развит и усовершенствован; в перенаселённых городах возникли 5-6-этажные жилые дома для малоимущих. Получили широкое применение арочные и сводчатые конструкции (храм Пантеон в Риме, перекрытый огромным куполом), развившиеся также в архитектурной эллинистической Парфии. Архитектура Римской империи от строгих и целесообразных переходит к тяжеловесным, пышным, иногда преувеличенным формам, усложнённым планам; усиливаются элементы декоративности. Ордер, ставший неотделимым от представления о прекрасном в архитектуре, часто накладывается на стеновую или арочную конструкцию из бетона как часть её облицовки.
Феодальная эпоха архитектуры
В феодальную эпоху архитектуры развивается на основе более дифференцированного разделения труда. Труд рабов сменяется деятельностью ремесленников-профессионалов. При феодализме область распространения монументальной архитектура значительно расширяется, охватывая Европу, Азию, большую часть Африки, часть Америки.
С объединением русских земель под властью Москвы складывается единая русская архитектурная школа. Ансамбль Московского Кремля явился прообразом для кремлей других городов и послужил ядром радиально-кольцевой структуры растущей Москвы.
Ярко своеобразен тип шатровых храмов-башен, сложившийся в 16 в. (церковь Вознесения в с. Коломенском, ныне в черте Москвы). Для русской архитектуры 17 в. характерны многообразие форм, праздничная живописность. Наряду с каменной архитектурой большое место занимало деревянное зодчество, достигшее в 17-18 вв. высокого совершенства. В странах Западной и Центральной Европы с возрождением городов в конце 10 в. начинает развиваться тип каменного жилого дома в 2-3 этажа с мастерскими и лавками внизу. Складывается архитектура романского стиля. В культовой архитектуре появляются монастырские комплексы с замкнутыми двориками, окруженными аркадами ("клуатры"), и с массивными тяжёлыми храмами базиликального типа. Во второй половине 12 в. во Франции зародилась архитектура готики, отразившая наиболее высокий этап развития производительных сил феодального общества и усиление городов, с которым связано возникновение новых типов общественных зданий (ратуши, дома ремесленных цехов и гильдий). Массивные конструкции заменила каркасная система, в которой с предельной рациональностью используется материал; освобождается пространство интерьера, получающее активное развитие по вертикали (соборы: в Париже, Реймсе и Амьене - во Франции; во Фрейбурге и Кельне - в Германии; в Кентербери - в Великобритании; в Бургосе - в Испании; в Праге, Кракове). В жилищном строительстве наряду с каменными конструкциями применяется фахверк - деревянный каркас, заполненный кирпичом или камнем. В развитие архитектуры эпохи феодализма большой вклад внесли народы арабского Востока. Строгая симметрия композиции выделяла крупные торговые и культовые сооружения среди живописных кварталов низких глинобитных или сырцовых жилых построек.
Архитектура Древнего Востока
Многообразие архитектурных типов отличает зодчество феодальной Индии. Стремление к конкретности художественных образов, преклонение перед буйной тропической природой породили исключительную пластичность монументальных сооружений, её сближение со скульптурной пластикой. Под влиянием индийской архитектуры формировалась архитектура Юга - Востока Азии (Индонезии, Цейлона, стран Индокитайского полуострова). В архитектуре Китая регулярность планировки городов дополнялась строгой симметрией организации пространства здании, оси которых получали ориентировку по странам света. Геометрическая правильность тонко сочеталась с использованием природных особенностей места. Под влиянием архитектуры Китая долгое время находилась японская архитектура, где деревянные каркасные конструкции были доведены до высокого художественного совершенства. Для архитектуры Китая и Японии характерно умелое использование естественного и формирование искусственного ландшафта.
Архитектура эпохи возрождения
Важный этап развития архитектуры связан с культурой Возрождения, возникшей в начале 15 в. в городах Тосканы (Италия) и развивавшейся в 15-16 вв. во многих странах Западной и Центральной Европы. Строителя-ремесленника сменяет широко образованный специалист-архитектор, опирающийся на все достижения современной ему культуры.
Непроизвольно возникавшей асимметрии постепенно развивавшихся ансамблей были противопоставлены ясные, завершенные геометрические системы как выражение волевого, организующего начала (новый подход к архитектуры выражен в палаццо - типе дома-дворца, в котором каждому элементу присуща выраженная законченность, проявляющаяся и в сосредоточенности здания вокруг замкнутого симметричного двора, и в строгой симметрии фасада). Итальянские архитекторы обращаются к ясной системе ордеров Древнего Рима (творчество Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти, Микелоццо, Лучано Лаураны, Браманте, Микеланджело).
В эпоху Возрождения развилась теория архитектуры. Архитектура Возрождения за пределами Италии была менее последовательна в преодолении средневековой традиции и проходила сложную длительную эволюцию. Логичность композиций архитектуры Возрождения, присущую им законченность частей сменяют характерные для архитектуры барокко сложные системы сливающихся пространств, развитая пластичность объёмов, обильное применение декоративной скульптуры и иллюзионистических эффектов живописи, зрительно разрушающих материальность стен и потолков. В архитектуре барокко здание тесно взаимосвязано с окружающим пространством (собор и охваченная колоннадой площадь Св. Петра в Риме).
Во Франции 17 в. торжество абсолютизма, развитие промышленности и торговли, рост городов создали предпосылки для возникновения архитектура классицизма. Лежащее в его основе рационалистическое мировоззрение выразилось в строгости геометрических композиций; система архитектурных ордеров широко использовалась как декоративный мотив. Принцип регулярности композиции распространялся на организацию садов, парков и городских площадей (творчество Л. Лево, Ж. Ардуэн-Мансара, архитектура Ленотра).
Сквозные перспективы пронизывали анфилады помещений, городские массивы, парки загородных резиденций (Воле-Виконт, Версаль и др. - во Франции). Развитие архитектуры классицизма продолжается во Франции (арх. Ж. Габриель, К. Н. Леду) и других европейских странах во 2-й половине 18 - начале 19 вв. после кратковременной вспышки декоративного и вычурного стиля рококо. Классицизм поддерживала укреплявшаяся буржуазия.
В период наполеоновской империи классицизм пришёл к холодной парадности ампира. В Англии живописная среда парков, имитировавших естественную природу, создавалась в контрасте с классицистической архитектурой зданий.
Архитектура Нового времени
Для истории русской архитектуры переломным был рубеж 17 и 18 вв. Главной задачей русской архитектуры начала 18 в. было развитие вновь основанного Петербурга. Город получил структуру, в которой регулярность планировки гибко сочеталась с особенностями природного ландшафта. Постройки петровского времени отличают простота и рациональность. В середине 18 века в русской архитектуре нарастают тенденции барокко (творчество В. В. Растрелли и С. И. Чевакинского в Петербурге, Д. В. Ухтомского в Москве). Для русского барокко характерно сочетание богатого пластического и цветового убранства фасадов с ясностью планов и объёмной композиции. В 1830-50-х гг. классицизм повсеместно приходит в упадок.
Противоречия между архитектурой и новой техникой, архаическими формами и новым назначением зданий пытался разрешить так называемый стиль модерн, возникший в 1890-е гг. Отвергая значение традиций и основываясь на свободе формообразования, которую открыли металлические конструкции, представители этого направления сосредоточили внимание на проблемах формы, получавшей подчас изобразительный Перед 2-й мировой войной в ряде стран утверждается неоклассицизм; его преувеличенно монументальные формы, лишённые свойственных классике гуманистических начал, использовались для выражения реакционной идеологии (архитектура фашистской Германии и Италии). Попыткам функционализма выработать интернациональный язык форм, основанный на современной технике, противостояла и органическая архитектура (основоположник - Ф. Л. Райт, США), стремившаяся учесть в своей строительной практике характерные особенности конкретного места и индивидуальные потребности людей, для которых создаётся здание; внесоциальный характер гуманистических тенденций "органической архитектуры" породил её индивидуалистической крайности. В послевоенные годы принципы функционализма получили истолкование, зависящее от местных условий и культурных традиций: в архитектура Финляндии, Японии, Бразилии новаторство сочеталось с ярко выраженными чертами национального своеобразия. В европейской архитектуре конце 50-60-х гг. иррационалистические, субъективно-произвольные формы возникли как протест против буржуазного самодовольства, как отражение конфликта между личностью и обществом (поздние работы Ле Корбюзье). Их необычность, однако, была использована буржуазией в целях рекламы. Современные возможности строительной техники, создающей сложные пространственные формы железобетонных оболочек и вантовых покрытий, получили художественное осмысление в сооружениях П. Л. Нерви в Италии, Ф. Канделы в Мексике, А. Э. Рейди в Бразилии, в ряде построек на последних Всемирных выставках. Всё большее внимание буржуазной политики уделяют идеологическому воздействию архитектуры на массы. Демократические архитектурно-художественные тенденции оттесняются капиталистической конкуренцией и давлением официальной идеологии.
В социалистическом обществе архитектура впервые в истории поставлена на службу всему народу, удовлетворению его растущих материальных и духовных потребностей. Задачи архитектуры СССР и других социалистических стран решаются на основе планового развития народного хозяйства. Реальной стала возможность закономерного формирования системы расселения в целом и входящих в неё населенных мест. Потребности социалистического общества определили главные направления поисков советских архитекторов. Уже в 20-х гг. создавались жилые дома и общественные здания новых типов, отвечающие вновь возникшим социальным функциям (дворцы культуры, рабочие клубы, фабрики-кухни, детские сады и ясли). Строились жилые дома с обобществленным бытовым обслуживанием (т. н. дома-коммуны). В послевоенные годы решались грандиозные задачи восстановления разрушенных населенных мест и их реконструкции. В структуру многих городов была внесена закономерность, организованность. Возникли ансамбли центров Волгограда, Киева, Минска и других городов. Глубокая творческая перестройка советской архитектуры во 2-й половине 1950-х гг., направленная на преодоление ложной парадности и архаических форм, открыла широкие новые возможности решения социальных и идейно-художественных задач архитектуры.
Золотое сечение
Одним из сокровищ геометрии назвал великий Кеплер золотое сечение. Смысл этого замечательного отношения величин, этой пропорции, вписанной в сотни архитектурных ансамблей древности, удивительно прост. Стоит только разделить любой отрезок на две части, чтобы длина его относилась к большей части так, как сама большая часть относится к меньшей, — цель окажется достигнутой. Обе части при этом пропорциональны двум числам: 1 и 1,618. Еще в 1509 году венецианец Лука Пачиоли опубликовал книгу ''Божественная пропорция''. Его друг Леонардо да Винчи предпочитал пользоваться другим названием. Оно осталось до сих пор: золотое сечение...
Известно, что золотое сечение вызывает впечатление красоты, приятности, согласованности, соразмерности, гармоничности, привлекательности. Психологи нашли вскоре, что оно создает также ощущение полноты, законченности, спокойствия, уравновешенности.
Парфенон. Афины. Архитекторы Иктин и Калликрат
AC : AB = 1.62 и АВ : BC = 1.62
Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Принцип золотого сечения – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе.
Отрезав квадрат от прямоугольника, построенного по принципу золотого сечения, мы получаем новый, уменьшенный прямоугольник с тем же отношением сторон
Греки были искусными геометрами. Даже арифметике обучали своих детей при помощи геометрических фигур. Квадрат Пифагора и диагональ этого квадрата были основанием для построения динамических прямоугольников.Платон (427...347 гг. до н.э.) также знал о золотом делении. Его диалог “Тимей” посвящен математическим и эстетическим воззрениям школы Пифагора и, в частности, вопросам золотого деления. В фасаде древнегреческого храма Парфенона присутствуют золотые пропорции.
При его раскопках обнаружены циркули, которыми пользовались архитекторы и скульпторы античного мира. В Помпейском циркуле (музей в Неаполе) также заложены пропорции золотого деления. В дошедшей до нас античной литературе золотое деление впервые упоминается в “Началах” Евклида. Во 2-й книге “Начал” дается геометрическое построение золотого деления После Евклида исследованием золотого деления занимались Гипсикл (II в. до н.э.), Папп (III в. н.э.) и др. В средневековой Европе с золотым делением познакомились по арабским переводам “Начал” Евклида. Переводчик Дж. Кампано из Наварры (III в.) сделал к переводу комментарии. Секреты золотого деления ревностно оберегались, хранились в строгой тайне. Они были известны только посвященным. В эпоху Возрождения усиливается интерес к золотому делению среди ученых и художников в связи с его применением как в геометрии, так и в искусстве, особенно в архитектуре Леонардо да Винчи, художник и ученый, видел, что у итальянских художников эмпирический опыт большой, а знаний мало. Он задумал и начал писать книгу по геометрии, но в это время появилась книга монаха Луки Пачоли, и Леонардо оставил свою затею. По мнению современников и историков науки, Лука Пачоли был настоящим светилом, величайшим математиком Италии в период между Фибоначчи и Галилеем. Лука Пачоли был учеником художника Пьеро делла Франчески, написавшего две книги, одна из которых называлась “О перспективе в живописи”. Его считают творцом начертательной геометрии. Лука Пачоли прекрасно понимал значение науки для искусства. В 1496 г по приглашению герцога Моро он приезжает в Милан, где читает лекции по математике. В Милане при дворе Моро в то время работал и Леонардо да Винчи. В 1509 г. в Венеции была издана книга Луки Пачоли “Божественная пропорция” с блестяще выполненными иллюстрациями, ввиду чего полагают, что их сделал Леонардо да Винчи. Книга
Леонардо да Винчи также много внимания уделял изучению золотого деления. Он производил сечения стереометрического тела, образованного правильными пятиугольниками, и каждый раз получал прямоугольники с отношениями сторон в золотом делении. Поэтому он дал этому делению название золотое сечение. Так оно и держится до сих пор как самое популярное.
Витрувианский человек
В то же время на севере Европы, в Германии, над теми же проблемами трудился Альбрехт Дюрер. Он делает наброски введения к первому варианту трактата о пропорциях.
В конце XIX – начале XX вв. появилось немало чисто формалистических теории о применении золотого сечения в произведениях искусства и архитектуры. С развитием дизайна и технической эстетики действие закона золотого сечения распространилось на конструирование машин, мебели и т.д.
В книгах о “золотом сечении” можно найти замечание о том, что в архитектуре, как и в живописи, все зависит от положения наблюдателя, и что, если некоторые пропорции в здании с одной стороны кажутся образующими “золотое сечение”, то с других точек зрения они будут выглядеть иначе. “Золотое сечение” дает наиболее спокойное соотношение размеров тех или иных длин. Одним из красивейших произведений древнегреческой архитектуры является Парфенон (V в. до н. э.). Парфенон имеет 8 колонн по коротким сторонам и 17 по длинным. выступы сделаны целиком из квадратов пентилейского мрамора. Благородство материала, из которого построен храм, позволило ограничить применение обычной в греческой архитектуре раскраски, она только подчеркивает детали и образует цветной фон (синий и красный) для скульптуры. Отношение высоты здания к его длине равно 0,618. Если произвести деление Парфенона по “золотому сечению”, то получим те или иные выступы фасада. Другим примером из архитектуры древности является Пантеон. Известный русский архитектор М. Казаков в своем творчестве широко использовал “золотое сечение".
М.Ф.Казаков
Пропорциональность — закономерные соотношения геометрических размеров здания (длины, ширины, высоты), его отдельных элементов (проемов, простенков и пр.) — имеют существенное значение в построении архитектурной композиции. Функционально обусловленные размеры помещений и здания гармонизируют приведением их к пропорциональным соотношениям. Применяют целочисленные пропорции - нюансные (4:5; 7:8; 9:10 и т.п.) и контрастные (1:5; 2:7 и т.п.), либо иррациональные, получаемые из геометрических построений (соотношение диагонали квадрата к его стороне или др.). Наиболее известна пропорциональная система «золотого сечения», основанная на делении отрезка в среднем и крайнем отношении а/х = х/(а-х), численное выражение которого приблизительно равно 1: 0.618
В геометрически подобных прямоугольниках диагонали взаимно параллельны (прямое подобие) или перпендикулярны (обратное подобие). Вертикально ориентированный прямоугольник носит название мажора, горизонтальный — минора. На этой закономерности был основан древний способ измерения площадей земельных участков. Понятие геометрического подобия y пифагорейцев выражалось термином гномон» — число или фигура, которая, будучи приложенной к основной фигуре, сохраняет ее форму, образуя подобную фигуру. Методом гномона растут все живые организмы, что позволяет им сохранять свою форму. Геометрически подобные фигуры, и в частности прямоугольники, могут увязываться в структуры, например, быть организованы какой-либо последовательностью.
Геометрия в концепциях конструктивизма и функционализма
Теория правильной геометрии, где присутствует эстетика чистых форм точности. Ярким представителем данной теории является Ле Корбюзье. Под сущностью вещей он понимает порядок, а средством познания является универсальный разум. Человеческое творчество есть акт упорядочивания.
Модулор Ле Корбюзье
На основе этой теории Ле Корбюзье создает эргономичный "модулор", заявляя, что человек живет, пользуясь этими геометрическими закономерностями и из природного хаоса создает свой порядок не споря с законами природы.
Ле Корбюзье разработал модулор на основе древней традиции Витрувия, Витрувианского человека Леонардо да Винчи, работ Леона Баттисты Альберти и других исторических попыток выявить математические пропорции человеческого тела для последующего использования этих знаний в совершенствовании внешнего вида и функций архитектуры. Система основана на измерениях человеческого тела, удвоении, числах Фибоначчи и золотого сечения.
Модулор
Ле Корбюзье создает модульную мебель, правильной геометрической формы, используя технологические возможности машинного производства. Формирует пространство архитектурной среды с помощью мебели и оборудования, приведенного в систему четкого модуля.
Основной критерий такого формообразования - функциональность.
Это - жесткая не гибкая система, имеющая четкую структурность - где языком формообразования являются геометрия линий и плоскостей.
В западной Европе дизайн формировался в проектную культуру вследствие бурного развития машинного производства и основным его принципом был функционализм. В России же дизайн зачинался в Советской Республике "Нового типа" , с менее развитой промышленностью и берет свои истоки в левых течениях художников и теоретиков.
Пoд влиянием классической традиции творили такие архитекторы, как И.Жолтовский, Ле Корбюзье, советские конструктивисты и многие другие. Те художники, которые рассматривали искусство не только как плод безудержной фантазии и чистой интуиции, a пытались постичь объективные законы прекрасного, находили их, прежде всего, в числе и пропорции. И именно в них они видели ключ к целостности, соразмерности и гармонии.
Конструктивизм в России
Супрематизм Казимира Малевича положил начало движению в мире искусства, как "беспредметность мира". Супрематизм Малевича подразумевал игнорирование реальности изображаемого объекта. Языком художника были геометрические фигуры, локальные чистые цвета, погружение в обобщенное пространство. Исторически супрематизм выплеснулся в виде орнамента, декора на стены домов , плакаты, ткань, посуду, одежду. Художник Малевич помог архитекторам по новому увидеть лишенные декора простые геометрические формы.
К.Малевич. Архитектон
Функционализм и модернизм в эстетике 20 века занимали ведущую позицию. Функционализм, который был воплощен в Баухаусе, стал практически самым значительным ответвлением архитектуры на западе в 20-е годы.
Идеологом и главой этого направления является Вальтер Гропиус. Здание Баухауса, которое находится в Дессау, является классическим примером данного направления. Идеи функционализма в Голландии были пропагандированы группой под названием "Стиль". В начале 20-го века функционализм являлся неоднозначным направлением в архитектуре. Среди представителей стиля был Бруно Таут, который являлся утилитаристом и использовал в строительстве бетон и стекло, а также пропагандировал в архитектуре различные цвета.
Мис ван дер Роэ был рационалистом, он предложил идею "универсальной формы" а также новейшую концепцию в пространстве, в ней стена связывает окружающую среду с внутренним пространством. Необходимо вспомнить пять принципов, которые предложил Ле Корбюзье: гибкая планировка интерьера, свободное решение фасада, дом на железобетонных столбах с зеленой зоной между ними, сплошные горизонтально протяженные окна и плоская крыша.
Геометрия в современной архитектуре
В данный момент архитектура развивается, появляется
много талантливых архитекторов, они создают новые здания, используя все
разнообразие геометрических форм.
Современные архитекторы: Норман Фостер, Седрик Прайс, Ричард Роджерс,
Николас Гримшоу – связывают образ научной фантастики с возможностями новых
технологий, поэтому стиль, который они создали, стал называться «хай-тек».
Другая традиция современной архитектуры – это так называемая экологическая
архитектура.
Архитектуру называют застывшей музыкой. Да, она несет в себе гармонию форм, которая отражает не только духовную жизнь поколений, но и вечные тайны человеческой души. Гармонию, которая доставляет нам эстетическое наслаждение и продолжает волновать.
Примером современнной архитектуры является деловой квартал во франции:
Ультрасовременный
деловой квартал Дефанс стал витриной новой французской архитектуры, последних
достижений строительной индустрии и дизайнерской мысли. И, надо заметить,
ничего удивительного в таком развитии событий нет. Район этот когда-то
находился на маршруте королевской охоты, он связывал внутренний двор Лувра с
замком Сен-Жермен, а путь проходил через Елисейские поля. Мог ли Дефанс при
таком «благородном» прошлом оказаться «на затворках» Парижа? Разумеется, нет.
Прародителем идеи экспериментального чудо-города был известный французский
архитектор-социалист Ле Корбюзье, чья роль в архитектуре, кстати, в последнее
время всё больше пересматривается. Ещё в 1925 году он разработал генеральный
проект застройки западной части Парижа. Но в то время основной принцип этого
проекта – гармония человека и железобетона – не произвёл на парижан должного
впечатления. А потому в предвоенную эпоху «чудо» не состоялось.
Однако четверть века спустя, в 1950 году, Министерство реконструкции обратилось к трём ведущим архитекторам – Роберу Эдуарду Камело, Жану де Мейи и Бернару Зерфюссу – с просьбой разработать проект развития района: предполагалось, что новый Дефанс обеспечит победу Парижа в борьбе за право проводить международную выставкуWorldexpo–1958. Архитекторы предложили расширение исторической границы города за мост Нейи. Кроме того, они посчитали, что для зрелищности необходимо воздвигнуть серию небоскрёбов, соединённых между собой пешеходными дорожками. Выставка Worldexpo прошла, увы, в Брюсселе. Но стремительное развитие Дефанса уже началось. Французские власти решили сделать свою столицу одним из мировых финансовых центров. Однако этому препятствовала острая нехватка офисных площадей. И тогда было принято решение о возведении делового центра.
Первый фантастический объект, знаменитый Центр науки и техники ЦНиТ (CNiT), был материализован в 1957 году. Равносторонний треугольник фундамента, с длиной сторон по 225 метров, перекрывается монолитной крышей-сводом волнистой структуры, создав невиданное доселе внутреннее гала-пространство. Очарован был не только генерал Де Голль, но и вся страна. План стратега, казалось, вполне удался. Принеся авторам и идее небывалый успех, парижский ЦНиТ явился мощным импульсом для дальнейших разработок. На территории 160 га запланировано строительство двадцати одного высотного дома. Как грибы после дождя, в духе американских «каменных джунглей» и, немного, поздней хрущёвской «оттепели», выросли знаменитые небоскрёбы: УАР – 190 метров высоты, CAN – 214 метров, ФИАТ – 235 метров. На 800 000 квадратных метров жилой площади проживает 120 тысяч человек.
Ярким представителем современнных архитекторов является Норман Фостер, воплощающий в своих работах все разнообразие геометрических форм.
Здание состоит из стеклянных блоков, которые представляют собой правильные треугольники. А правильные треугольники составляют правильные шестиугольники.
Состоит из ромбовидных стеклянных панелей разных оттенков, в свою очередь которые состоят из меньших по площади ромбов. Все ромбы образуют спирали.
Центральная башня в Токио. Двадцатиэтажное здание, хорошо вписывающееся в архитектурную среду города, но при этом имеющее собственный характер. В структуре дома хорошо просматриваются, некоторые геометрические фигуры: трапеции, треугольники и прямоугольники. Это здание состоит из двух башен. Из-за того что здание построено из стекла, минимального количества бетона и железных перекрытий, в самое сердце попадает свет. Таким образом создается контраст глухой поверхности стен и мягких лучей света, что очень любят японцы.
Вывод
Геометрия широко используется в профессии архитектора с незапамятных времен по наши дни. Закономерности геометрии необходимы архитектору для создания красивых гармоничных форм, которые будут удобны функционально и приятны для глаз. Мне очень нравится эта профессия и я хотел бы стать архитектором, именно поэтому я попытался раскрыть эту тему в моей работе.
Архитектура парадоксально соединяет в себе результат строительной деятельности, геометрические формы и вершину художественного творчества. С одной стороны, геометрия, сложные технологии, с другой — искусство. Инженерный расчет, научное знание и — вдохновение художника.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.