Проектная работа
По теме
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ
Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ № 7 г.о. МЫТИЩИ
Чайникова Галина Алексеевна
Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим.
Народные промыслы России представлены производством фарфора, декоративной росписью, изготовлением глиняной игрушки, вязанием пуховых платков, лаковой миниатюрой. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа.
Гжель
Необыкновенная фарфоровая посуда сине-белого цвета завораживает взор, окутывает дымчатым туманом – это знаменитая Гжель – народный керамический промысел. Живописный подмосковный регион Гжель расположен в 60 км от Москвы. Гжель известна и популярна не только в России, но и далеко за пределами страны. Голубая сказка, воплощенная мастерами Гжели в изящных чайниках, чашках, кувшинах, вазах и тарелках радует глаз и греет душу. Традиционный орнамент, украшающий фарфоровые изделия – синие и голубые цветы, листья, злаки, и гжельская синяя роза. Большие блюда украшают синей росписью диковинных птиц, изображением бытовых сцен. История гжельского фарфора начинается в 14 веке с изготовления предметов домашнего обихода, изразцов и черепицы. Затем был сложный путь к майоликовой посуде, фаянсу, а в 19 веке гжельские мастера стали изготавливать посуду из фарфора. Сегодня в Гжели производят не только посуду, но и игрушки, камины, люстры. Мастера расписывают свои изделия только вручную, вкладывая в каждый штрих свое умение и душу.
Хохлома
С древних времен люди стремятся украсить свое жилище и предметы быта. В городе Семенов, который расположен в Нижегородском крае, издревле украшали росписью деревянную посуду. Так появилась «Золотая Хохлома» – искусство росписи красками по дереву. Технология росписи золотыми красками появилась еще в 17 веке, и с тех пор на золотом фоне живут диковинные цветы – яркие алые и задумчивые черные. Золотой орнамент украшает деревянную мебель. Расписные ложки и куклы-матрешки известны во всем мире. Сегодня мастера предлагают не только расписную деревянную посуду, но и детскую мебель, подсвечники, декоративные блюда. Нарядность и особую красочность изделиям из дерева придает специальная технология лакирования. Благодаря сушке лакированного изделия в печах при высокой температуре, изделие приобретает особый золотисто-медовый оттенок.
Символом художественных промыслов России стала Матрешка – деревянная игрушка в виде набора из нескольких полых внутри расписных кукол. Появилась Матрешка около 100 лет тому назад в г. Сергиев Посад. Традиционная роспись Матрешек – наряды крестьянских девушек древней Руси. Современные Матрешки «носят» наряды самые разнообразные, цвета красок и варианты росписи делают ее образ неповторимым.
Оренбургский пуховый платок
Вязаные платки из козьего пуха – древний промысел, зародившийся в Оренбургском крае еще 250 лет назад. Платки ручной работы, связанные руками мастериц, легкие, как пушинка, и теплые, как ладони матери. Пуховые платки живут долго и передаются из поколения в поколение, согревая своим теплом и накопленной энергией предков. Русские мастерицы изготавливают три вида платков: шали, паутинки и палантины. Они разные по форме, плотности вязки, цвету и рисунку. Пуховые платки выполняют не только свое прямое назначение – утеплять и согревать, но и являются эксклюзивным украшением. Ажурные легкие шали, и белые паутинки станут украшением для любой женщины, подчеркнут ее изящество и тонкий вкус.
Дымковская игрушка
Слобода Дымково Вятской губернии (ныне Кировской области) стала родиной глиняной игрушки, расписанной и обожженной в печи. Дымковская глиняная игрушка – символ русского ремесла. Игрушечных дел мастера создают различные образы: всадники на конях, нарядные барышни, расписные птицы. Глиняную игрушку считают оберегом от зла. Издавна игрушки на Руси были участниками древних обрядов. В формах игрушек, росписи и декоративных узорах прослеживается жизнь народа, характерные черты русской национальности.
Палехская миниатюра
Палех – центр иконописной живописи, расположенный возле города Иваново. В настоящее время в г. Палехе развит народный промысел «Палехская миниатюра» взамен существовавшей школы иконописной живописи. В росписи лаковой миниатюры сохранились традиции древнерусского искусства и мастерство иконописцев. Миниатюрная лаковая живопись выполняется темперой на папье-маше. Шкатулки, брошки, пепельницы и игольницы обычно расписываются золотом на черном фоне. Русская лаковая миниатюра отличается изяществом форм, мастерством тонкой кисти художника, поэтичностью образов.
Скань
Ювелирная техника скань – это ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Украшаются изделия из скани маленькими серебряными или золотыми шариками (зернью) и эмалью. Художественная обработка металла – филигранная скань – известна издавна. Появилось это художественно-прикладное искусство в 9 веке. Тончайшая проволока, искусно свитая, делает каждое изделие уникальным. Большое разнообразие видов скани позволяет создавать поистине образцы художественного промысла. Напайная филигрань предполагает напайку проволоки и зерни на листовой металл, объемная филигрань используется для объемных предметов – кубков, ваз, подносов, ажурная филигрань – кружево из проволоки с напаянной зернью. Филигранная ажурная скань горит и переливается всеми цветами радуги, разбрасывая вокруг золотые, серебряные и медные искры.
Каслинское литье
Садовая мебель, решетки, надгробия, бытовые предметы, скульптуры из чугуна и бронзы, выполненные на Каслинском чугунолитейном заводе (Южный Урал), становятся произведением искусства. Традиции Каслинского литья – это сложные технологии формовки и отливки изделий, ручная чеканка, графическая четкость силуэта. Завод был построен в 18 веке, и с тех пор чугунолитейное производство является центром отливок высокохудожественных изделий. Ажурные решетки, плиты с орнаментом, барельефы и скульптуры, тарелки и подсвечники не уступают по качеству и художественной ценности лучшим мировым образцам. На заводе трудились известные скульпторы и художники, выпускники Петербургской Академии художеств. При их участии были разработаны и воплощены многие проекты, в т.ч. изготовление мемориальных досок с портретами, памятников, архитектурное литье для Московского метрополитена.
Гжель – старинный гончарный район, в который входят 27 деревень. Он находится в 60 км от Москвы на берегу реки Гжелки. Там обнаружены богатейшие залежи глин, поэтому с давних времен жили гончары. Изумительно красивая, сине-белая керамика Гжели давно завоевала мировую славу.
Первые
упоминания о Гжели обнаружены в письменных источниках за 1339 г. Судя по
найденной информации, Гжель входила в число прибыльных волостей и являлась
собственностью великих московских князей и царей. Начиная с 16 века, гончары из Гжели стали привозить в Москву оставшиеся запасы
керамической посуды, а также глину для гончаров из Яузской слободы. Захаживали
они и на местные ярмарки, где знакомились с живописными изделиями мастеров из
разных уголков России.
В 70-х – 80-х г.г. 18 века Гжель превратилась в российский центр изготовления
майолики. Большой популярностью по всей стране стали пользоваться изготовленные
здесь кувшины, квасники и кумганы. Некоторые изделия носили подчеркнуто декоративный
характер. К примеру, кувшин мог быть выполнен в форме двуглавого орла, кружка
для кваса – в виде льва с открытой пастью. Помимо посуды, мастера создавали
забавные фигурки людей и животных. В росписи гжельской майолики использовались
преимущественно 4 цвета: голубой, зеленый, желтый и коричневый. На изделиях
изображались сказочные терема и волшебные травы, сельские пейзажи и сценки из
повседневной жизни, птицы и звери.
Большинство исследователей считает, что традиция расписывать
изделия по белоснежному фону кобальтом, дающим после обжига синий цвет,
появилась в Гжели под влиянием сине-белого китайского фарфора. В 19 веке Гжель
перешла на производство полуфаянса, который стали расписывать кобальтом и
покрывать прозрачной глазурью. Правда, в отличие от фарфора, полуфаянс –
довольно грубый материал, из которого получаются толстостенные изделия. В
росписи становится меньше пейзажей, преобладают цветочные орнаменты в сочетании
с геометрическими элементами.
Во второй четверти 19 века, благодаря использованию новых материалов и
усовершенствованию керамической массы, мастера Гжели начали создавать изделия
из тонкостенного фаянса и фарфора, украшенные ставшим традиционным растительно-геометрическим
орнаментом.
Конец XIX - начало XX веков стали периодом
глубокого кризиса. Казалось, гжельское искусство погибло навсегда.
Послевоенное время связано с началом возрождения промысла и поиском своего
образного языка. Для этого потребовались годы кропотливой и неустанной работы,
обучение новых мастеров. В результате это привело к успеху.
Сегодня
слово «гжель» вызывает ассоциации со сказочной красотой и утонченной гармонией
удивительных сине-белых изделий. Художники Гжели создают посуду традиционных
форм, украшая ее лепными фигурками. Хотя изделия сохраняют свое функциональное
назначение, они используются преимущественно в декоративных целях. Кроме того,
не прекращается традиция изготовления мелкой пластики – отдельных фигурок людей
и животных и целых декоративных композиции:
В 1972 Объединение "Гжель", создано на основе шести
маленьких производств, расположенных в нескольких деревнях. Творческие группы
разрабатали новые образцы. Были созданы полностью новые формы изделий. Живопись
стала более богатой, и выполняет художественные требования существующего дня.
Сегодня Объединение "Гжель" -
современное предприятие, в состав которого входят 6 производств с персоналом,
состоящим из 1500 высококвалифицированных рабочих.
Гжель - это вазы, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: камины, люстры и
другие фарфоровые изделия. Продукты "Гжели" пользуются устойчивым
спросом на Российском и международном рынке.
Гжель - это композиция народного искусства и
художества. В производстве фарфора Гжель следует за старыми Российскими
традициями в искусстве народа. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только
вручную.
В "Гжели" работают высоко - квалифицированные и одаренные художники,
скульпторы и мастера технологии.
В Гжели существует круглый цикл образования. Обучение начинается с детского
сада, средней школы и закончивается Гжельским Художественным Колледжом и
курсами аспиранта в Москве.
У Гжели собственный стиль - синие и голубые
узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который
в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.
Опытные мастера-модельщики на специальных станках вытачивают
гипсовые модели будующих изделий. Станок представляет собой гончарный круг с
двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек-резцов
обрабатывается поверхность гипсовой заготовки с которой изготавливается рабочая форма для отливки
изделий.
Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Шликер
(жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы. Пористый гипс впитывает
влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы.
Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Традиционная
роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты,
нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти.
Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и
того же декоративного мотива.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.