Проектная работа по теме "Народные промыслы"
Оценка 5

Проектная работа по теме "Народные промыслы"

Оценка 5
docx
26.02.2023
Проектная работа по теме "Народные промыслы"
Народные промыслы.docx

Проектная работа

 

 

По теме

 

 

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ

Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ № 7 г.о. МЫТИЩИ

Чайникова Галина Алексеевна

 

 

Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим.

Народные промыслы России представлены производством фарфора, декоративной росписью, изготовлением глиняной игрушки, вязанием пуховых платков, лаковой миниатюрой. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа.

 

Гжель

Необыкновенная фарфоровая посуда сине-белого цвета завораживает взор, окутывает дымчатым туманом – это знаменитая Гжель – народный керамический промысел. Живописный подмосковный регион Гжель расположен в 60 км от Москвы. Гжель известна и популярна не только в России, но и далеко за пределами страны. Голубая сказка, воплощенная мастерами Гжели в изящных чайниках, чашках, кувшинах, вазах и тарелках радует глаз и греет душу. Традиционный орнамент, украшающий фарфоровые изделия – синие и голубые цветы, листья, злаки, и гжельская синяя роза. Большие блюда украшают синей росписью диковинных птиц, изображением бытовых сцен. История гжельского фарфора начинается в 14 веке с изготовления предметов домашнего обихода, изразцов и черепицы. Затем был сложный путь к майоликовой посуде, фаянсу, а в 19 веке гжельские мастера стали изготавливать посуду из фарфора. Сегодня в Гжели производят не только посуду, но и игрушки, камины, люстры. Мастера расписывают свои изделия только вручную, вкладывая в каждый штрих свое умение и душу.

 

Хохлома

С древних времен люди стремятся украсить свое жилище и предметы быта. В городе Семенов, который расположен в Нижегородском крае, издревле украшали росписью деревянную посуду. Так появилась «Золотая Хохлома» – искусство росписи красками по дереву. Технология росписи золотыми красками появилась еще в 17 веке, и с тех пор на золотом фоне живут диковинные цветы – яркие алые и задумчивые черные. Золотой орнамент украшает деревянную мебель. Расписные ложки и куклы-матрешки известны во всем мире. Сегодня мастера предлагают не только расписную деревянную посуду, но и детскую мебель, подсвечники, декоративные блюда. Нарядность и особую красочность изделиям из дерева придает специальная технология лакирования. Благодаря сушке лакированного изделия в печах при высокой температуре, изделие приобретает особый золотисто-медовый оттенок.

Символом художественных промыслов России стала Матрешка – деревянная игрушка в виде набора из нескольких полых внутри расписных кукол. Появилась Матрешка около 100 лет тому назад в г. Сергиев Посад. Традиционная роспись Матрешек – наряды крестьянских девушек древней Руси. Современные Матрешки «носят» наряды самые разнообразные, цвета красок и варианты росписи делают ее образ неповторимым.

 

Оренбургский пуховый платок

Вязаные платки из козьего пуха – древний промысел, зародившийся в Оренбургском крае еще 250 лет назад. Платки ручной работы, связанные руками мастериц, легкие, как пушинка, и теплые, как ладони матери. Пуховые платки живут долго и передаются из поколения в поколение, согревая своим теплом и накопленной энергией предков. Русские мастерицы изготавливают три вида платков: шали, паутинки и палантины. Они разные по форме, плотности вязки, цвету и рисунку. Пуховые платки выполняют не только свое прямое назначение – утеплять и согревать, но и являются эксклюзивным украшением. Ажурные легкие шали, и белые паутинки станут украшением для любой женщины, подчеркнут ее изящество и тонкий вкус.

 

Дымковская игрушка

Слобода Дымково Вятской губернии (ныне Кировской области) стала родиной глиняной игрушки, расписанной и обожженной в печи. Дымковская глиняная игрушка – символ русского ремесла. Игрушечных дел мастера создают различные образы: всадники на конях, нарядные барышни, расписные птицы. Глиняную игрушку считают оберегом от зла. Издавна игрушки на Руси были участниками древних обрядов. В формах игрушек, росписи и декоративных узорах прослеживается жизнь народа, характерные черты русской национальности.

 

Палехская миниатюра

Палех – центр иконописной живописи, расположенный возле города Иваново. В настоящее время в г. Палехе развит народный промысел «Палехская миниатюра» взамен существовавшей школы иконописной живописи. В росписи лаковой миниатюры сохранились традиции древнерусского искусства и мастерство иконописцев. Миниатюрная лаковая живопись выполняется темперой на папье-маше. Шкатулки, брошки, пепельницы и игольницы обычно расписываются золотом на черном фоне. Русская лаковая миниатюра отличается изяществом форм, мастерством тонкой кисти художника, поэтичностью образов.

 

Скань

Ювелирная техника скань – это ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Украшаются изделия из скани маленькими серебряными или золотыми шариками (зернью) и эмалью. Художественная обработка металла – филигранная скань – известна издавна. Появилось это художественно-прикладное искусство в 9 веке. Тончайшая проволока, искусно свитая, делает каждое изделие уникальным. Большое разнообразие видов скани позволяет создавать поистине образцы художественного промысла. Напайная филигрань предполагает напайку проволоки и зерни на листовой металл, объемная филигрань используется для объемных предметов – кубков, ваз, подносов, ажурная филигрань – кружево из проволоки с напаянной зернью. Филигранная ажурная скань горит и переливается всеми цветами радуги, разбрасывая вокруг золотые, серебряные и медные искры.

 

Каслинское литье

Садовая мебель, решетки, надгробия, бытовые предметы, скульптуры из чугуна и бронзы, выполненные на Каслинском чугунолитейном заводе (Южный Урал), становятся произведением искусства. Традиции Каслинского литья – это сложные технологии формовки и отливки изделий, ручная чеканка, графическая четкость силуэта. Завод был построен в 18 веке, и с тех пор чугунолитейное производство является центром отливок высокохудожественных изделий. Ажурные решетки, плиты с орнаментом, барельефы и скульптуры, тарелки и подсвечники не уступают по качеству и художественной ценности лучшим мировым образцам. На заводе трудились известные скульпторы и художники, выпускники Петербургской Академии художеств. При их участии были разработаны и воплощены многие проекты, в т.ч. изготовление мемориальных досок с портретами, памятников, архитектурное литье для Московского метрополитена.

Гжель – старинный гончарный район, в который входят 27 деревень. Он находится в 60 км от Москвы на берегу реки Гжелки. Там обнаружены богатейшие залежи глин, поэтому с давних времен жили гончары. Изумительно красивая, сине-белая керамика Гжели давно завоевала мировую славу.

Как появилась гжель

 

Первые упоминания о Гжели обнаружены в письменных источниках за 1339 г. Судя по найденной информации, Гжель входила в число прибыльных волостей и являлась собственностью великих московских князей и царей. Начиная с 16 века, гончары из Гжели стали привозить в Москву оставшиеся запасы керамической посуды, а также глину для гончаров из Яузской слободы. Захаживали они и на местные ярмарки, где знакомились с живописными изделиями мастеров из разных уголков России.
В 70-х – 80-х г.г. 18 века Гжель превратилась в российский центр изготовления майолики. Большой популярностью по всей стране стали пользоваться изготовленные здесь кувшины, квасники и
кумганы. Некоторые изделия носили подчеркнуто декоративный характер. К примеру, кувшин мог быть выполнен в форме двуглавого орла, кружка для кваса – в виде льва с открытой пастью. Помимо посуды, мастера создавали забавные фигурки людей и животных. В росписи гжельской майолики использовались преимущественно 4 цвета: голубой, зеленый, желтый и коричневый. На изделиях изображались сказочные терема и волшебные травы, сельские пейзажи и сценки из повседневной жизни, птицы и звери.

 



Большинство исследователей считает, что традиция расписывать изделия по белоснежному фону кобальтом, дающим после обжига синий цвет, появилась в Гжели под влиянием сине-белого китайского фарфора. В 19 веке Гжель перешла на производство полуфаянса, который стали расписывать кобальтом и покрывать прозрачной глазурью. Правда, в отличие от фарфора, полуфаянс – довольно грубый материал, из которого получаются толстостенные изделия. В росписи становится меньше пейзажей, преобладают цветочные орнаменты в сочетании с геометрическими элементами.

Во второй четверти 19 века, благодаря использованию новых материалов и усовершенствованию керамической массы, мастера Гжели начали создавать изделия из тонкостенного фаянса и фарфора, украшенные ставшим традиционным растительно-геометрическим орнаментом.


 



Конец XIX - начало XX веков стали периодом глубокого кризиса. Казалось, гжельское искусство погибло навсегда.

Послевоенное время связано с началом возрождения промысла и поиском своего образного языка. Для этого потребовались годы кропотливой и неустанной работы, обучение новых мастеров. В результате это привело к успеху.

Сегодня слово «гжель» вызывает ассоциации со сказочной красотой и утонченной гармонией удивительных сине-белых изделий. Художники Гжели создают посуду традиционных форм, украшая ее лепными фигурками. Хотя изделия сохраняют свое функциональное назначение, они используются преимущественно в декоративных целях. Кроме того, не прекращается традиция изготовления мелкой пластики – отдельных фигурок людей и животных и целых декоративных композиции:

В 1972 Объединение "Гжель", создано на основе шести маленьких производств, расположенных в нескольких деревнях. Творческие группы разрабатали новые образцы. Были созданы полностью новые формы изделий. Живопись стала более богатой, и выполняет художественные требования существующего дня.


Сегодня Объединение "Гжель" - современное предприятие, в состав которого входят 6 производств с персоналом, состоящим из 1500 высококвалифицированных рабочих.
Гжель - это вазы, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: камины, люстры и другие фарфоровые изделия. Продукты "Гжели" пользуются устойчивым спросом на Российском и международном рынке.


Гжель - это композиция народного искусства и художества. В производстве фарфора Гжель следует за старыми Российскими традициями в искусстве народа. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную.


В "Гжели" работают высоко - квалифицированные и одаренные художники, скульпторы и мастера технологии.


В Гжели существует круглый цикл образования. Обучение начинается с детского сада, средней школы и закончивается Гжельским Художественным Колледжом и курсами аспиранта в Москве.


У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.



Опытные мастера-модельщики на специальных станках вытачивают гипсовые модели будующих изделий. Станок представляет собой гончарный круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки с которой изготавливается рабочая форма для отливки изделий.
Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы. Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы.
Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти.
Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива.


 

Скачано с www.znanio.ru

Проектная работа По теме

Проектная работа По теме

Так появилась «Золотая Хохлома» – искусство росписи красками по дереву

Так появилась «Золотая Хохлома» – искусство росписи красками по дереву

Русская лаковая миниатюра отличается изяществом форм, мастерством тонкой кисти художника, поэтичностью образов

Русская лаковая миниатюра отличается изяществом форм, мастерством тонкой кисти художника, поэтичностью образов

Большинство исследователей считает, что традиция расписывать изделия по белоснежному фону кобальтом, дающим после обжига синий цвет, появилась в

Большинство исследователей считает, что традиция расписывать изделия по белоснежному фону кобальтом, дающим после обжига синий цвет, появилась в

Конец XIX - начало XX веков стали периодом глубокого кризиса

Конец XIX - начало XX веков стали периодом глубокого кризиса

Гжель - это вазы, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: камины, люстры и другие фарфоровые изделия

Гжель - это вазы, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: камины, люстры и другие фарфоровые изделия

Опытные мастера-модельщики на специальных станках вытачивают гипсовые модели будующих изделий

Опытные мастера-модельщики на специальных станках вытачивают гипсовые модели будующих изделий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2023