Проектная работа "Русский православный храм"
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Проектная работа "Русский православный храм"

Оценка 5 (более 1000 оценок)
docx
11.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Проектная работа.docx

Проектная работа.   Тема: «Русский православный храм»

 

Содержание

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3 стр.

ГЛАВА 1.  «Русский православный храм»

      1.1.  История возникновения православных храмов……………..  4 стр.

      1.2. Архитектурный облик православного храма ………………... 6 стр.

      1.3. Внешний вид православного храма ………………………….  12 стр.

      1.4. Внутреннее устройство храма…………………………………. 14 стр.

 

ГЛАВА 2. Экскурсия в Храм Казанской иконы

                    Божьей Матери

                                                                                                                          25 стр.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….. 32 стр.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………….... 34 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Нельзя представить современный русский город или село без храма. Эти особенные неповторимые архитектурные сооружения всегда были главным украшением городских и сельских пейзажей России. И не удивительно. Русские люди стараются посвящать Богу всегда все самое лучшее, на что они способны. Трудно ли, радостно ли живется людям, но без храма их жизнь немыслима: и беды, и праздники собирают их под куполами церквей, где все напоминает о духовном, высоком назначении человека. Ибо это ДОМ БОЖИЙ.  Внутреннее помещение церкви очень красиво. На стенах росписи, фрески, иконы. Церковная утварь, одежда священнослужителей тоже привносят декоративно-символический элемент в создание особенной атмосферы. Единство архитектуры, изобразительного искусства, музыки, содержание Священных Книг - все это составляет синтез храмового искусства.  Никто никого не обязывает ходить в храм. Идущие туда никаких поощрений не получают. Напротив, в церкви христианам приходится потрудиться и потратиться на свечи, поминальные записочки, литературу, на восстановление храма. Но почему-то люди идут в храм. Почему?

     Потому что храм – это общий дом Бога и верующих в него. Это место специально предназначено для встречи с Богом и для соборной молитвы Ему. Помнят православные христиане: «Кому Церковь - не мать, тому Бог – не Отец».

      Цель данного проекта – познакомить с историей возникновения православных храмов, архитектурным обликом и их внутренним устройством.  Во второй части проекта представлена практическая часть работы – методическая разработка экскурсии в Церковь Казанской иконы Божьей Матери, которая находится в городе Котельники Московской области.

 

ГЛАВА 1.  Русский православный храм

1.1. История возникновения православных храмов

       Первым православным храмом, по свидетельству Евангелия, была Сионская горница. Перед Своим распятием Господь заповедал ученикам отыскать горницу большую, устланную, готовую (Мк. 14; 15) и приготовить все, что нужно для празднования иудейской Пасхи. В этой горнице и состоялась Тайная Вечеря Господа Иисуса Христа со Своими учениками. Здесь Христос омыл ученикам ноги и Сам совершил первую Евхари́стию – Таинство претворения хлеба и вина в Свои Тело и Кровь. При этом Господь заповедал апостолам, а в их лице и всем христианам, совершать то же и так же в Его воспоминание.

Сио́нская го́рница – прообраз христианского храма, как особо устроенного помещения для молитвенных собраний, богообщения, совершения таинств и всего христианского богослужения. В Сионской горнице в день Пятидесятницы апостолы, собравшиеся для молитвы, удостоились обещанного им Сошествия Святого Духа. Это великое событие положило начало устройству земной Христовой Церкви. Первые христиане продолжали почитать Ветхозаветный иудейский храм, куда ходили для молитвы и проповеди Евангелия еще не уверовавшим иудеям, но новозаветное Таинство Евхаристии совершали в других помещениях, какими в то время были обычные жилые дома. В них для молитвы отводилась комната, наиболее удаленная от внешнего входа и уличного шума, называвшаяся у греков «и́косом», а у римлян «э́кусом». Гонения на христиан со стороны иудеев полностью прервали связь апостолов и их учеников с Ветхозаветным храмом, который был разрушен римлянами в 70 году н. э.

До Миланского Эди́кта Константина Великого, изданного в 325 году, христианство в Римской империи было гонимо. Это не позволяло открыто строить храмовые здания. Но в связи с быстрым распространением христианства в Греции, Малой Азии и Италии такие попытки делались. В основном же для молитвенных собраний служили дома богатых верующих римлян и особые постройки в их имениях – базилики.

Базили́капрямоугольное вытянутое здание с плоским потолком и двускатной крышей. Снаружи и изнутри по всему периметру здания рядами шли колонны, несущие кровлю, а также выполнявшие функцию архитектурного украшения. Напротив входа в противоположном конце здания имелась абсида, отделенная от остальной части помещения колоннами, которая и служила, по всей видимости, алтарем.

Но гонения на христиан заставляли их искать иных мест для собраний и богослужений.

Катако́мбыобширные подземелья в древнем Риме – стали выполнять функцию храмовых зданий в первые века христианства. Они служили для христиан убежищем от преследований, местом богослужений и погребений.

Характерной архитектурной особенностью подземных храмов являлись арки и сводчатые потолки, нашедшие широкое употребление в храмоздательстве Византийского времени. Деталь, присущая только катакомбным храмам – это так называемые люмина́рии. Они представляли собой вырезанные в средней части храма колодцы, выходящие на поверхность земли и позволяющие дневному свету проникать внутрь помещения.

Основные символические изображения, существовавшие в катакомбах, следующие: якорь – знак или образ христианской надежды, дающей душе опору в житейском плавании; голубь – символ Святого Духа и невинности очищенной покаянием христианской души; феникс – мифическая неумирающая птица, ставшая в катакомбных росписях символом воскресения; павлин – символ бессмертия, так как, согласно современным той эпохе верованиям, тело его не подвергается разложению; петух – также стал символом воскресения, так как его крик пробуждает от сна, многими христианскими писателями сравниваемого со смертью; агнец – символизирует Иисуса Христа, которому в евангельском повествовании усваивается это Имя; лев – символ силы, могущества, власти; оливковая ветвь – символ мира, возрождающейся жизни; лилия – символ чистоты; рыба – глубокий символ, связанный с греческим написанием слова «рыба» – «ИХТИС», заключающего в себе начальные буквы греческих слов Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель; виноградная лоза и корзина с хлебом – символизируют Таинство Причащения. Языческий поэт Орфей с лирой в руках, согласно легенде, укротил своей лирой диких зверей – так и Спаситель Своим учением привлек к Себе одичавших язычников.

Надземных храмовых зданий первых трех столетий христианской эры не осталось, поскольку в годы жесточайших гонений сменяющих одно другое, они безжалостно уничтожались. В связи с этим особую значимость приобретают сохранившиеся до нашего времени катакомбные храмовые постройки. Их изучение показывает, что архитектура подземного христианского храма предопределила развитие принципов храмостроительства в определенном русле вплоть до нашего времени. Это относится, прежде всего, к такому основополагающему принципу, как трехчастное деление храма. Архитектура катакомбных храмов представляет собой законченный корабельный тип церкви, разделенной на три части: алтарь, средняя часть и притвор.

 

1.2.  Архитектурный облик православного храма

      Храмы по своему наружному устройству отличаются от обыч­ных зданий. С древнейших времен христиане предпо­читали строить храмы на местах возвышенных, подражая Иерусалимскому храму, построенному на горе Мориа, и в то же время, следуя высокому духовному смыслу — в равнинной части России построенный на возвышенности храм был издали виден жителям многих окрестных деревень, где церкви не было, а видневшийся храм был для них символом Божьего присутствия и лицезрения их жизни и дел. Наружные особенности храма — купола, главы, колокольни, или звонницы, и крес­ты на главах. Все во внешнем устройстве храма имеет свою сим­волику.

Храмы Православной Церкви своими архитектурными особенностями символически выражают канонику церковного вероучения. Существует несколько общеизвестных типов храмовой архитектуры.


012

Схема храма в форме креста

 

Храмы в форме креста строились в знак того, что Крест Христов – основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола, Крестом открыт вход в потерянный прародителями Рай.

 

Храмы в форме круга (круг, не имеющий ни начала, ни конца, символизирует вечность) говорят о бесконечности существования Церкви, ее нерушимости в мире по слову Христа: Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16; 18).

 

Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом, Церковь Божия свидетельствует о своей роли путеводительницы к жизни Будущего Века.

Храмы в форме корабля – самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.

Существовали и смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы. К примеру, характерно смешение крестообразной формы храма снаружи с круглой формой внутри. Или прямоугольной формы снаружи и круглой внутри. Все эти формы храмостроительства Церковь сохранила до наших дней.

Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Купола же, в свою очередь, непременно увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа. Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий очень много присваиваемых ему символических значений, одно из которых – якорь христианской надежды на спасение по вере в крестные заслуги Христа. Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой – это жизнь Будущего Века.

Разное количество глав у храмового здания обуславливается тем, кому они посвящены.

Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.

013

Одноглавый храм Петра и Павла на Бую, XIV–XVI вв. Псков

Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).

Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.

Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.

Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов.

014

Пятиглавый храм Христа Спасителя. Москва

Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.

015

Девятиглавый храм Покрова Божьей Матери (собор Василия Блаженного), середина XVI в. Москва

Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Форма и цвет купола также имеют символический смысл. Например, шлемовидная форма символизирует ту духовную брань, которую Церковь с момента своего основания ведет с силами зла.

016

Шлемовидная форма купола Спасского собора Андроникова монастыря, XV в. Москва

Форма луковицы символизирует пламень свечи, о которой свидетельствует Евангелие: И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5; 15, 16).

017

Купол в форме луковицы у Воскресенского храма, XVII в. Каргополь

Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, говорит о красоте Небесного Иерусалима.

По цвету купола также можно определить, кому посвящен храм. Поскольку золото символизирует Небесную Славу, то купола золотятся у храмов, посвященных Христу и двунадеся́тым праздникам (двенадцать главных праздников церковного года, исключая Праздников Праздник – Пасху). Купола синие со звездами являются свидетельством того, что храм над которым они воздвигнуты, посвящен Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Храмы с зелеными куполами посвящались Пресвятой Троице, потому что зеленый – цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчивались как зелеными, так и серебряными куполами.

Поскольку каждый храм посвящается Богу в память того или другого священного события или угодника Божия, то и название он получает соответствующее, например: Троицкий, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, храм святителя Николая, Преподобного Сергия Радонежского, храм Святых Отцов  Семи Вселенских Соборов и т. д.

 

1.3. Внешний вид православного храма

019

Представленная ниже схема здания православного храма отражает лишь самые общие принципы храмостроительства, на ней отражены лишь основные, присущие многим храмовым зданиям архитектурные детали, органично объединенные в единое целое. Но при всем разнообразии храмовых строений, сами здания сразу узнаваемы и могут быть классифицированы по тем архитектурным стилям, к которым они относятся.

020

Абси́да – алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный в плане, в нем размещается алтарь.

Бараба́н – цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.

Бараба́н световой – барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами

Глава́ – купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.

Закома́ра – в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода.

Куб – основной объем храма.

Лу́ковица – церковная глава, напоминающая по форме луковицу.

Неф (франц. nef, от лат. navis — корабль), вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Па́перть – открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.

Пиля́стра (лопатка) – конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.

Порта́л – архитектурно оформленный вход в здание.

Трапезная – часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служащая местом проповеди, общественных собраний, а в древности и местом, где братия принимала пищу.

Шатер – высокое четырех-, шести– или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.

Фронто́н – завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.

Яблоко – шар на завершении купола под крестом.

Ярус – убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.

1.4. Внутреннее устройство храма

      Православный храм делится на три части: притвор, собственно храм (средняя часть) и алтарь.

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от Причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных.

Сам храм предназначался непосредственно для молитвы верных, то есть крещенных и не находящихся под епитимьей христиан.

Алтарь – место священнодействий, важнейшим из которых является Таинство Евхаристии.

021

Схема алтаря

Алта́рь

Слово алтарь, которым обозначается важнейшее, недоступное мирянам место храма, имеет давнюю историю. Уже в Древней Греции в местах общественных собраний существовало особое возвышение, предназначенное для выступлений ораторов, философов, вынесения приговоров судьями, оглашения царских указов. Называлось оно «би́ма», и означало это слово то же, что и латинское alta ara – возвышенное место, возвышение. Присвоенное важнейшей части храма название показывает, что с самых первых веков христианства алтарь сооружался на возвышенной по отношению к другим частям храма площадке. А символически это означает, что место, обозначаемое словом «алтарь» имеет чрезвычайно высокое духовное значение. В христианском храме – это место сугубого пребывания Царя Славы, Господа Иисуса Христа. Алтари в православных храмах по древней традиции устраиваются с восточной стороны. Алтарное помещение представляет собой абсиду, как бы пристроенную к восточной стене храма. Иногда бывает, что алтарь в храме находится не с восточной стороны, связано это с различными причинами, большей частью историческими.

Хотя православные храмы строятся алтарем на восток, в ту сторону, где восходит солнце – поклонение оказывается не тварному астрономическому началу, а Самому Христу, Которому в церковных молитвах усваиваются такие имена, как «Солнце Правды», «Восток свыше», «Восток имя Ему». Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными или приделами. Существуют и двухэтажные храмы, на каждом этаже которых может быть по несколько приделов.

В алтаре находятся Престо́л, на котором совершается Таинство Евхаристии и же́ртвенник, на котором происходит приготовление хлеба и вина для этого Таинства (проскоми́дия). За Престолом расположено Го́рнее место. Кроме того, принадлежностью алтаря является сосудохрани́лище и ри́зница, где до и после Литургии находятся священные сосуды, используемые для совершения Таинств а и богослужебные облачения священнослужителей. Названия Престол и жертвенник достаточно поздние, поэтому в богослужебных книгах в соответствии с древней традицией жертвенник называется предложением, а Престол носит также название Трапезы, так как на нем находятся и с него преподаются духовенству и верующим Тело и Кровь Христовы.

Иконоста́с

Иконостас – особая перегородка, со стоящими на ней иконами, отделяющая алтарь от средней части храма. Уже в катакомбных храмах Древнего Рима существовали решетки, отделяющие пространство алтаря от средней части храма. Появившийся на их месте в процессе развития православного храмоздательства иконостас является совершенствованием и углублением этой традиции.

Составляющие иконостас иконы таинственно содержат в себе присутствие Того, Кого они изображают, и это присутствие тем теснее, благодатнее и сильнее, чем более икона соответствует церковному канону. Иконописный церковный канон (то есть определенные правила написания икон) так же непреложен и вечен, как канон священных богослужебных предметов и книг. Православная икона должна иметь два необходимых атрибута: нимб – золотое сияние в форме круга над головой святого, которое изображает его Божественную Славу; кроме этого икона должна иметь надпись с именем святого, что является церковным свидетельством соответствия образа (иконы) первообразу (самому святому).

В соответствующих молитвах и прошениях, где поминаются все святые, а также в действиях богослужения Святая Церковь отражала общение людей, стоящих в храме, с теми, кто находится на небесах и молится вместе с ними. Присутствие лиц Небесной Церкви было издревле выражено и в иконах, и в старинной росписи храма. Не хватало только такого внешнего образа, который бы явил собой ясным, видимым способом, невидимое, духовное покровительство Небесной Церкви, ее посредничество в спасении живущих на земле. Такой стройной совокупностью символов-образов, стал иконостас.

037

1. Местный ряд

2. Праздничный ряд

3. Деисусный ряд

4. Пророческий ряд

5. Праотеческий ряд

6. Навершие (Крест или Голгофа)

7. Икона «Тайная Вечеря»

8. Икона Спасителя

9. Икона Пресвятой Богородицы

10. Местная икона

11. Икона «Спас в Силах» или «Спас на престоле»

12. Царские врата

13. Диаконские (северные) врата

14. Диаконские (южные) врата

Принадлежность нижнего ряда иконостаса – трое врат (или дверей), которые имеют свои названия и функции.

Царские врата – двустворчатые, самые большие врата – располагаются в середине иконостаса и называются так, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Через Царские врата никому кроме священнослужителей, и то только в определенные моменты богослужения, проходить не разрешается. За Царскими вратами, внутри алтаря, висит завеса (катапета́сма), которая отдергивается и задергивается в моменты, определенные Уставом и знаменует собой вообще покров тайны, покрывающий святыни Божии. На Царских вратах изображаются иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех Апостолов, которые написали Евангелия: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над ними помещается образ Тайной Вечери, который указывает также, что за Царскими вратами в алтаре происходит то же самое, что происходило в Сионской горнице. Направо от Царских врат всегда помещается икона Спасителя, а налево от Царских врат – икона Божией Матери.

Диа́конские (боковые) врата расположены:

1. Направо от иконы Спасителя – южная дверь, на которой изображается либо архангел Михаил, либо архидиакон Стефан, либо первосвященник Аарон.

2. Налево от иконы Божией Матери – северная дверь, на которой изображаются либо архангел Гавриил, либо диакон Филипп (архидиакон Лаврентий), либо пророк Моисей.

Боковые двери называются диаконскими, так как через них чаще всего проходят диаконы. Справа от южной двери помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой справа от образа Спасителя, между ним и изображением на южной двери всегда должна быть храмовая икона, т. е. икона того праздника или святого, в честь которого освящен храм.

 

Вся совокупность икон первого яруса составляет так называемый местный ряд, который называется так, потому что в нем есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм.

    Иконостасы обычно устраиваются в несколько ярусов, т. е. рядов, каждый из которых формируется из икон определенного содержания:

1. Во втором ярусе помещаются иконы важнейших двунадеся́тых праздников, изображающих те священные события, которые послужили спасению людей (праздничный ряд).

2. Третий (деису́сный) ряд икон имеет своим центром образ Христа Вседержителя, восседающего на троне. По правую руку от Него изображается Пресвятая Дева Мария, молящая Его о прощении человеческих грехов, по левую руку от Спасителя – образ проповедника покаяния Иоанна Предтечи. Эти три иконы носят название деи́сис – моление (разг. деису́с) С обеих сторон от деисиса – иконы апостолов.

3. В центре четвертого (пророческого) ряда иконостаса изображается Матерь Божия с Богомладенцем. По обе стороны от Нее изображены предвозвестившие Ее и рожденного от Нее Искупителя ветхозаветные пророки (Исайя, Иеремия, Даниил, Давид, Соломон и другие).

4. В центре пятого (праоте́ческого) ряда иконостаса, где этот ряд есть, часто помещается образ Господа Саваофа, Бога Отца, по одну сторону от которого помещаются образы пра́отцев (Авраама, Иакова, Исаака, Ноя), а по другую – святи́телей (т. е. святых, которые в годы своего земного служения имели епископский сан).

5. На самом верхнем ярусе всегда сооружается навершие: либо Голгофа (Крест с Распятием как вершина Божественной любви к падшему миру), либо просто Крест.

Это традиционное устройство иконостаса. Но часто встречаются и другие, где, например, праздничный ряд может быть выше деисиса, или его совсем может не быть.

     Иконы размещаются и вне иконостаса – по стенам храма – в кио́тах, т. е. в особых, обычно застекленных рамах, а также располагаются на анало́ях, т. е. на высоких узких столиках с наклонной поверхностью.

Средняя часть храма

    Средняя часть храма знаменует собой тварный мир. Это, прежде всего, мир Горний, ангельский, а также область небесного бытия, где пребывают и все праведники, отошедшие туда от земной жизни.

Средняя часть храма, как это явствует из ее названия, находится между алтарем и притвором. Поскольку алтарь ограничен иконостасом не полностью, то некоторая его часть «выносится» за пределы алтарной перегородки. Эта часть представляет собой возвышенную по отношению к уровню остального храма площадку и носит название солея́ (греч. возвышение посреди храма). Это возвышение может иметь одну или несколько ступеней. В таком устройстве солеи таится удивительный смысл. Алтарь не оканчивается на самом деле иконостасом, а выходит из-под него к людям, давая возможность понять очевидное: для молящихся, стоящих в храме, во время богослужения совершается то же, что совершается в алтаре.

      Полукруглый выступ в центре солеи называется амво́ном (греч. восхожу). С амвона верующих причащают святых Христовых Таин, оттуда священник произносит самые значительные слова при совершении службы, а также проповеди. Символические значения амвона следующие: гора, с которой проповедовал Христос; Вифлеемская пещера, где он родился; камень, с которого Ангел возвестил женам о Воскресении Христа. По краям солеи устраивают особо огороженные места для певцов и чтецов, называемые клиросами. Это слово происходит от названия певчих-священников «клирошане», то есть певчих из числа священнослужителей, кли́ра (греч. жребий, надел). Рядом с клиросами ставятся хору́гви – иконы, написанные на материи и прикрепленные, подобно запрестольным изображениям Креста и Божией Матери, к длинным древкам. Они используются во время крестных ходов. В некоторых храмах есть хо́ры – балкон или лоджия обычно с западной, реже с южной или с северной стороны.

038

Хоругвь

     В центральной части храма, в верхней точке купола на массивных цепях подвешивается большой светильник с множеством ламп (в виде свечек, либо в др. виде) – паникади́ло, или паниканди́ло. Обычно паникадило выполняется в виде одного или нескольких стилизованных колец, может быть богато орнаментовано, украшаться «таблетками» – иконописными изображениями. В куполах боковых приделов подвешиваются подобные же светильники меньших размеров, называемые поликанди́лами. Поликандила имеют от семи (символизируют семь даров Святого Духа) до двенадцати (символизируют 12 апостолов) ламп, паникадила – более двенадцати.

039

Паникадило

     Кроме того, по стенам храма часто прикрепляются стилизованные светильники, играющие вспомогательную роль. Изначально, богослужебный Устав предусматривал в одних случаях возжжение всех светильников, в других – только некоторой части, в третьих – полное погашение почти всех светильников. В настоящее время эти указания Устава соблюдаются не так строго, но, тем не менее, изменение освещения в разные моменты разных служб для присутствующих в храме очевидно.

      Неотъемлемой принадлежностью всех частей храма являются также лампа́ды, которые зажигаются у большинства икон в храме. Современные храмовые лампады бывают как подвесные, так и напольные (в этом случае они объединены с подсвечниками, на которых верующие возжигают свечи – свою малую жертву Богу).

 

       Принадлежностью средней части храма в кафедральных соборах является помост для епископа, представляющий собой возвышенную квадратную площадку и носящий название архиере́йский амво́н, облача́льное место или рунду́к. Там архиерей облачается, совершает некоторые части богослужений. Символически это место изображает собой пребывание Сына Божия во плоти среди людей. В приходских храмах архиерейский амвон выносится в центр храма по мере необходимости, то есть в то время, когда богослужение в нем совершает епископ.

За облачальным местом в западной стене храма устраиваются двухстворчатые двери, или красные врата, ведущие из средней части храма в притвор. Они являются главным входом в церковь. Помимо западных, красных врат, храм может иметь еще два входа в северной и южной стенах, но это бывает не всегда. Вместе с западными вратами эти боковые двери составляют число три, символизирующее Святую Троицу, вводящую нас в Небесное Царство, образом которого является храм.

      В средней части храма считается обязательным иметь образ Голгофы, представляющей собой большой деревянный Крест с Распятым на нем Спасителем. Обычно он делается в натуральную величину, то есть в рост человека, и восьмиконечным с надписью на верхней короткой перекладине «I Н Ц I» («Иисус Назорей Царь Иудейский»). Нижний конец Креста укрепляется на подставке в виде каменной горки, на которой изображаются череп и кости прародителя Адама. По правую сторону от Распятого ставится образ Богоматери, устремившей Свой взор ко Христу, по левую сторону – образ Иоанна Богослова либо образ Марии Магдалины. Распятие во дни Великого поста выдвигается на середину храма для сугубого напоминания людям о Крестных страданиях Сына Божия, которые Он претерпел ради нас.

041

Образ Голгофы

Кроме того, в средней части храма, обычно у северной стены, ставится стол с кану́ном (кано́ном) – четырехугольной мраморной или металлической доской со множеством держателей для свечей и небольшим Распятием. Рядом с ним служатся панихиды по усопшим.

Притво́р и па́перть

    Название «притвор» (притворять, приделывать, пристраивать) дано третьей части храма по той причине, что в определенный исторический момент к двухчастным древним храмам в России стали дополнительно пристраивать третью часть. Другое название этой части храма – трапеза, поскольку в ней во дни больших церковных праздников или поминовения усопших устраивались обеды для нищих. Обычай сооружать притворы стал на Руси, за редким исключением, всеобщим. Тема настенных росписей притвора – жизнь прародителей Адама и Евы, их изгнание из рая. Притворы по ширине обычно уже западной стены храма, нередко встроены в колокольню, если она примыкает к храму вплотную. Иногда ширина притвора одинакова с шириной западной стены.

      Попасть в притвор с улицы можно через па́перть – площадку перед входными дверями, окруженную с трех сторон ступенями. Паперть символизирует то духовное возвышение, на котором находится Церковь среди окружающего мира, как Царство не от мира сего.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II.

Экскурсия в Храм Казанской иконы Божьей Матери

    Материал, изложенный в главе I настоящего проекта, я использовала при разработке экскурсии в храм. Данная экскурсия проводится с детьми 4 класса. Храм Казанской иконы Божьей Матери находится в городе Котельники Московской области.

церковь

 

 

Экскурсовод.

- Здравствуйте, дети. Давайте  знакомиться. Меня зовут Наталья Вячеславовна. Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Вы уже знаете, что во время экскурсии нельзя громко разговаривать, перебивать рассказ, а нужно внимательно слушать и в заключение беседы задавать вопросы. Итак, прошу вас подойти ко мне поближе, чтобы всем было слышно.

церковь1

 

     Нашу экскурсию в храм Иконы Казанской Божьей матери мы начинаем с площадки перед храмом, откуда открывается великолепный вид на церковь. Это один из уникальных памятников подмосковного зодчества, классический образец московской архитектурной школы, положивший начало формированию знаменитого стиля «русского барокко». Холм, на котором возвышается храм, и поныне является  одной из самых высоких точек в окрестностях столицы. Высота современного подножия храма 170 м над уровнем моря. Время, пожары, войны  изменили внешний вид храма. А начиналось все так.

     В 1676 году в селе Котельники началось строительство каменной церкви во имя Казанской Божьей матери, которое было окончено в начале 80-х годов. Работы велись мастерами царского каменного приказа. Освящение состоялось в 1685 году. Храмовый образ преподнесла церкви Наталья Кириловна Нарышкина (мать будущего царя Петра Первого), которая присутствовала на освящении вместе с царевичами Иваном и Петром. Шло время. Ветры, дожди, снегопады влияли на здание. После наполеоновского нашествия князь Голицын возглавил работы по восстановлению храма. Скульптор И.П. Витали создал новый иконостас. По проекту архитектора А.Жилярди была возведена колокольня. Продолжилась православная жизнь жителей ближайших окрестностей.

После Октябрьской революции многие церкви подверглись разрушению. Не миновала эта участь и наш храм. В 1938 году церковь закрыли, в 1940 году с нее сняли главы, и до 1990 года здесь размещались склады и авторемонтная база. Разумеется, погибли фрески, роспись, многие иконы.

     В 1990 году настоятелем храма был назначен Андрей Табаченков (отец Андрей). Для церковной службы в это время оставался пригодным только нижний придел.

- Посмотрите, ребята, он находится слева от вас.

Батюшка взялся за реставрацию храма. Реставраторы под руководством Н.А.Быковской приступили к работам. Через 6 лет возродился главный придел. Освящение престола и иконостаса совершил викарий Московской епархии Высокопреосвященный Григорий, архиепископ Можайский. В 2003 году была полностью восстановлена колокольня, на которой находится главный колокол весом в 210 пудов.

kot-17b

- Ну-ка, ребята, сосчитайте, каков вес колокола?

И вот зазвучал в храме хор, заработала приходская школа, над городом Котельники поплыл колокольный звон. По благословлению митрополита Крутицкого Ювеналия в храм был перенесен чтимый образ Казанской Божьей матери, хранившийся  много лет в Успенской церкви села Жилино. Сегодня с радостью за родную землю приходим мы в возрожденный храм и с гордостью приводим сюда гостей города Котельники.

- Вас, дорогие гости, приглашаем в наш храм, где продолжим  экскурсию.

- Девочки, покройте головы платками, мальчики снимите головные уборы. Перед входом в храм перекреститесь, поклонитесь и произнесите: « Боже, милостив буди мне грешному!» или «Боже, очисти мя грешного и помилуй».

Православный христианский храм делится на три части: алтарь, средний храм и притвор.

Алтарь означает Царство Небесное. В ветхозаветные времена в святая святых мог входить только первосвященник и то лишь раз в году.     Первосвященник был прообразом Христа и вход его в святая святых  как бы показывал людям, что придет время, когда Христос через пролитие  Своей крови откроет Царство Небесное для всех. Алтарь - самая важная часть храма. Здесь совершаются священнослужителями Богослужения и находится  главная святыня-престол, на котором таинственно присутствует сам Господь и совершается Таинство Причащения Тела и Крови Господней. Он представляет собою особо освященный стол, облаченный в две одежды- нижнюю, из белого полотна и верхнюю из дорогой цветной ткани. На престоле находятся священные предметы, прикасаться к нему могут только  священнослужители. Само слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник». Он устраивается обычно на возвышении. Алтарь отделяется от среднего храма перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом.

церковь5

В ней трое врат. Средние, самые большие, называются Царскими вратами, потому что через них сам Господь Иисус Христос невидимо проходит к чаше со Святыми Дарами. В эти двери никому не позволено проходить, кроме священнослужителей. Боковые двери - северную и южную - называют  диаконскими: чаще всего в них проходят диаконы. Об иконах на иконостасе мы поговорим чуть позже.

     Средний храм соответствует древнему святилищу. В святилище могли входить только священники. В нынешнем православном храме в средней части стоят все верующие. В этой части находится канунник или канун, с изображением распятия и рядами подсвечников. Перед ним служатся заупокойные Богослужения или панихиды. Здесь поминают усопших (умерших).

Раньше весь народ стоял в третьей части (притворе). В первые века христианства здесь находились «оглашенные» - те, которые только готовились к таинству Крещения.

Христианские храмы строятся  алтарем на восток - в сторону, где восходит солнце. Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного священного события или угодника Божия. Если в нем несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого праздника или святого.  Тогда все алтари, кроме главного, называются приделами.

- Вернемся, ребята,  к обустройству алтаря.

- Как звали архитектора и скульптора, создавших иконостас? Правильно. Жилярди и  Витали, итальянские зодчие.

Традиционно на иконостасе направо от Царских Врат помещается икона Спасителя, налево - Божьей Матери, далее – образа особо чтимых святых, причем икона вправо от Спасителя называется храмовой – на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.

Главной святыней нашего храма является Казанская икона Божьей Матери ХVII (семнадцатого) века, написанная мастерами Оружейной палаты. Богородица держит на руках Сына Иисуса Христа, несет его людям, зная, на что Он обречен. Ей приносят свои молитвы христиане, Ее просят о помощи, Ее славят.

В местном ряду находится икона святителя Макария (Невского) митрополита, находившегося в заточении в поселке Котельники. Здесь он был похоронен в 1926 году, позже его мощи перенесли в Троице-Сергиеву лавру.

Иконы также размещаются по стенам храма в рамах-киотах, лежат на аналоях -особых столиках с наклонной крышкой.  В нашем храме есть иконы  Владимирской Божьей Матери, Николая Чудотворца, Преподобного Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Святой Матроны, Святой Ксении и других святых, просиявших в земле Российской. Хочу обратить ваше внимание  на эту икону Вячеслава  пресвитера Котельниковского, который служил в нашем храме. Священномученик Вячеслав Занков был расстрелян за веру и верность Христу и православию в 1937 году на Бутовском полигоне. Его обвинили в контрреволюционной деятельности и расстреляли. 13 октября каждый год наш храм празднует день священномученика Вячеслава пресвитера Котельниковского.

Эту икону, которая называется «Прибавление ума», 2 октября 2011 года передали церкви ученики церковноприходской школы и дети спортивной школы «Белая лошадь». Они собирали средства для создания святыни на благотворительных ярмарках, где реализовывали сувениры, сделанные своими руками.

Перед чтимыми иконами и праздничными аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.

   Возвышение перед иконостасом называется солеею, середина которой – полукруглый выступ перед Царскими Вратами – носит название амвона. Здесь диакон читает Евангелие, отсюда проповедует священник. На амвоне же преподается верующим Святое Причастие.

С потолка свисают паникадила со множеством свечей, ныне электрических, зажигаемых  в торжественные моменты Службы. Очень часто Храм Божий имеет в плане форму креста. Не реже – форму корабля, который, как Ноев ковчег, ведет нас в Царство Небесное. Иногда в основании лежит круг - знак вечности или путеводная звезда.

- Скажите, ребята, по какому плану построен наш храм Иконы Казанской Божьей матери?  (ответы детей)      

- Правильно, форму корабля.

 

- Вот и закончилась наша экскурсия. Прошу вас, дети, задавайте вопросы, которые у вас появились.

- Меня зовут Софья. Я знаю, что у каждого человека есть свой святой. А где расположена икона Софьи?

- Икона «Священномученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья» в нашем храме расположена в средней части, рядом с иконой, посвященной всем Святым.

-А можно нам поставить свечи?

-Конечно. Они продаются в свечной лавке. Там же вы можете написать записочки о здравии своих близких.

- Благодарю вас за внимание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    Итак, значение храма в жизни православного христианина велико. Веками на Руси вся жизнь православного человека освяща­лась в храме: с рождения до кон­чины. В храме младенец «рож­дался свыше» в Таинстве свято­го крещения. С малых лет при­общался к храмовому богослу­жению, молиться со всею Цер­ковью «о всех и за вся». Так рож­далось чувство духовного едине­ния, общности, которую имено­вали православным миром. Так­же «всем миром» строились и ук­рашались Божьи храмы. Каждый вносил свою посильную лепту, потому что храм был средоточи­ем духовного бытия и самые зна­чительные события в земной жизни человека были связаны с храмом: крещение, венчание, а в конце пройденного пути – церковное погребение. Воскресный и праздничный благовест призы­вал верующих отложить всякое житейское попечение и поспе­шить в Храм Божий.

    Люди нецерковные часто за­дают вопрос: «Разве нельзя по­молиться Богу дома, почему надо выстаивать длинные церковные службы»? Молиться келейно дома можно и должно. Господь ведает наши нужды и внемлет сердечной молитве. Но только в храме, по слову апостола Пав­ла, мы собираемся в Церковь, составляя единое духовное тело, глава которого Христос. Наши предки сре­ди трудов и житейских нужд глубоко чтили храм Божий, помня заповедь Спасителя: ищите Цар­ства небесного и правды его, и это все приложится вам. Православный христианин чтит храм потому,  что «место это свято». Благодать Господа Иису­са Христа присутствует в Святых Дарах, на престоле – с части­цей благодатных мощей святых угодников, а лики святых отра­жают вечный свет Церкви Небес­ной. Православный христианин должен переступать порог хра­ма, со страхом Божиим, помня, что святой храм есть образ гор­него мира. Допустимы ли здесь пустые разговоры, хождение в то время, когда возносятся молит­вы и звучат славословия Госпо­ду. В храмах все должно быть не произвольно, не как попало, а по слову апо­стола: «...благообразно и по чину». Это относится и к настрою души, и к поведению, и к внешнему виду человека, пришедшего в святой храм. Научение церковному бла­гочестию требует смире­ния и душевного труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

       Кураев А.В. Основы православной культуры. – М: Просвещение,      

      Розина О.В. Духовные основы русской культуры. – М: Наука и Слово,

Трандафилов Н.К. Вы в православном храме.

      Лебедев. Дом Божий. Издательство: Сретенского монастыря, 2009

Калинина Г. Символика и устройство православного храма. Издательство: Яуза-пресс, 2008



 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке