Проектная работа
Тема:
Организация проектно-исследовательской деятельности
детей
дошкольного возраста
в процессе экологического воспитания.
Выполнила:
Воспитатель первой квалификационной категории Соловьева Л.В.
Введение
Всё хорошее в людях - из
детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться
к природе всем сердцем:
Удивиться,
узнать, полюбить!
Мы
хотим, чтоб земля расцветала,
И
росли, как цветы, малыши, Чтоб
для них экология стала
Не наукой, а частью души!
С. Николаева
В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты. Ученые всего мира сошлись в едином мнении, что экологические проблемы и катастрофы связаны с образованностью населения – ее недостаточность или отсутствие и породили потребительское отношение к природе. Обретение экологического сознания и мышления – единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Необходимо формирование человека нового типа, с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста.
Поэтому в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения мира. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения. Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров. Нашу планету может спасти лишь деятельность людей, базирующаяся на основе глубокого понимания законов природы, учёта многочисленных взаимодействий в её сообществах, осознания того, что человек не властелин природы, а её часть. Иными словами, экологическая проблема – это не просто проблема загрязнения окружающей среды и других отрицательных влияний, это результат деятельности человека на Земле.
Именно поэтому одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности. В настоящее время формирование экологической культуры у дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее - это, то направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.
Формирование экологической культуры – это экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе. Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы. Формирование экологической культуры, проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Отсюда вытекает цель экологического образования в ДОУ – становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых (воспитателей, родителей), их воспитывающих.
В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Поэтому, именно в дошкольном возрасте необходимо закладывать у воспитанников основы нравственного и интеллектуального развития личности, позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления - знания о ее объектах и явлениях – важнейшие задачи детского сада. Данную задачу можно легко решить, используя метод проектов. Данный метод формирует способности сосредотачивать свое внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Следовательно, педагог ДОУ должен быть подготовлен к осуществлению этой работы.
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Установление гармонических отношений с живой и неживой природой, развивает органы чувств ребенка.
Программа обучения и воспитания в детском саду предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим нас миром, природой и ее закономерностями, начиная с младшей группы. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день во время прогулок. Такое взаимодействие детей с природой, ее явлениями, разнообразием животного и растительного мира, оказывает неизгладимое впечатление на ребенка.
В работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников, характером воспитательно - образовательных задач, которые решает педагог.
Эффективность решения задач опытно-экспериментальной деятельности зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников конкретных знаний, умений и навыков об окружающем мире.
Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
Актуальность проекта.
У людей, живущих в современном мире общества, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Общение детей с природой, организованное педагогом, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания у детей любви к природе родного края, на мой взгляд, является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников.
Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе.
Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира. Через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.
В данном проекте отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок сензитивен к восприятию системы знаний о природе. Сложившиеся система ценностей в воспитании подрастающего поколения требует совершенствования.
Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного края, города. Знание детей приблизятся к системным. Дети проявят устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувства гордости и восхищения малой Родиной. Данная программа поможет решить задачи воспитания маленького гражданина не равнодушного к проблемам региона.
Цель проекта.
Формирование у детей дошкольного возраста и их родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного города.
Задачи проекта.
1. Формирование системы элементарных экологических знаний доступных пониманию ребенка-дошкольника о природе родного края.
2. Развитие познавательного интереса к миру природы, умение отражать это в художественно продуктивной деятельности.
3.Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
4. Воспитание любви к природе, личной ответственности за ее сохранность.
Тип проекта.
Групповой с привлечением родителей.
Участники проекта.
Дети от 4 до 7 лет, воспитатели, музыкальные руководители, родители воспитанников.
Сроки реализации проекта.
Долгосрочный.
Вид проекта.
Познавательно-исследовательский проект.
Ресурсное обеспечение проекта.
1. Методическая, художественная и справочная литература.
2. Плакаты, иллюстрации, коллекции, гербарии, шаблоны, уголок природы и уголок родного края в группе детского сада.
3. Мультимедийный проектор, экран, комплект мультимедийных презентаций, интерактивная доска, ноутбук, фотоаппарат, музыкальный центр.
4. Зелёная зона, цветники на участке детского сада.
5. Зоны для проведения опытов в группах: огород на окне, экологический уголок, уголок экспериментирования.
6. Природное окружение для проведения экскурсий и наблюдений.
Реализация проекта
Методы реализации проекта .
·наблюдение;
·познавательная деятельность;
·выставочная деятельность;
·чтение художественных произведений, посвящённых природе;
·беседы;
·дидактические игры;
·экскурсии и др.
Этапы реализации проекта.
Первый этап- подготовительный (Предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.)
Второй этап – организационно-практический. (Беседы, знакомство с легендами нашего края, сказками, рассказами, стихами о нашем крае. Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов. Подвижные и дидактические игры. Составление экологических сказок.
Третий этап – заключительный (подведение итогов, выводы).
Предполагаемые результаты.
Для детей. - У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Умение различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода).
- Сформируется понимание детьми неразрывной связи человека с природой;
- Сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Узнают растения родного края, нуждающиеся в защите и охране, занесенных в красную книгу РТ;
- Узнают значение воды и воздуха, почвы в жизни всех живых объектов природы, их свойства.
- Сформируется понимание целительной силы природы через ознакомление с лекарственными травами.
- Научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять правила поведения и безопасности в природе.
- Научатся проводить простейшие, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
Для родителей.
- К экологическому проекту будут привлечены родители.
-Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада. У родителей сформируется желание быть активным соучастником ребенка в его деятельности и творчестве.
Этапы реализации проекта.
Этапы проекта |
Содержание работы |
I этап. Подготовительный. |
Постановка цели и задачи, определение направлений, объектов и методов исследования. |
Предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. |
|
Составление перспективно - творческого плана. По ознакомлению детей с природой родного края . |
|
II этап. Организационно-практический
|
1. Использование словесных методов: - Беседы, знакомство с легендами нашего края, сказками, рассказами, стихами о нашем крае. - Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов. - Подвижные и дидактические игры - Составление экологических сказок - Загадки. - Чтение художественной и познавательной литературы. |
2. Использование метода экспериментирования и моделирования. - Использование схем, моделей - Использование карт, составление планов. - Экспериментирование с природным материалом. Знакомство со свойствами природного материала. - Создание макетов – продуктивная деятельность, использование их в игре, - Пиктограммы (мимическое отражение настроения) |
|
3.Практические методы. - Проведение акций: «Сдай бумагу – спаси дерево», «Покормите птиц зимой»; конкурсы: «Лучшая кормушка», «Жалобная книга природы» - составление творческих рассказов детей, мотивация отношения к природе. - Викторины, КВН – закрепление и обобщение знаний. - Создание гербариев – поисковая деятельность, закрепление знаний о растениях, правила поведения с растениями. - Поделки из природного и бромового материала – развитие творческих способностей, закрепление знаний (конкурсы «Краски осени», «Вторая жизнь упаковки др.). |
|
4.Наглядные методы. - Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий – донести детям всю красоту нашего края - Просмотр видеофильмов – развитие эмоционального отклика. |
|
5.Создание зон экологической среды. - Уголок познавательной литературы (энциклопедии, познавательная и художественная литература, журналы, легенды, сказки.) - Экологическая мини – лаборатория (стаканчики для опытов, бумага для фильтрования, лупы, природный материал: камушки, песок, разная по составу земля, листья, ветки, шишки, мох, спилы разных деревьев; журналы наблюдений). |
|
6.Работа с родителями. -Анкетирование родителей - Помощь в составлении гербариев. - Пополнение художественной и научной литературы. - Участие в соревнованиях (викторины, КВН). - Участие в акциях и конкурсах (составление рассказов, фотомонтажи, природные поделки). |
|
III этап. Заключительный |
- Итоговое развлечение «Наш город - чистый город!» /«Земля наш общий дом»/ - Оформление фотовыставки «Природа просит помощи» -Выставка поделок по художественному творчеству на темы: «Красота вокруг нас», «Вторая жизнь упаковки», «Краски осени» -Выставка стенгазет на тему: «Наш город - чистый город!»; |
Работа с детьми
Месяц |
Неделя |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Сентябрь |
1 |
Знакомство с цветами на клумбе. Заучивание названий. |
Составление семейных энциклопедий «Цветы на нашей клумбе |
2 |
Сбор семян летних цветов. |
||
3 |
Занятие по рисованию на тему «Цветы на нашей клумбе». |
||
4 |
Уборка оставшихся овощей с огорода. |
Уборка цветников. Сбор урожая. |
|
Октябрь |
5 |
Прогулка по участку. Беседа на тему «Изменения в природе осенью». |
Сопровождение детей на прогулке. |
6 |
Рисование на тему «Природа осенью». |
||
7 |
Сбор осенних листьев для гербария. Чтение стихотворений об осени. |
Конкурс подделок из природного материала на тему «Осенний вернисаж» |
|
8 |
Изготовление подделок из природных материалов «Осенний букет». |
||
Ноябрь |
9 |
Целевая прогулка на участок. Наблюдения за птицами. |
Изготовление птичьих кормушек |
10 |
Беседа на тему «Жизнь птиц зимой». |
||
11 |
Развешивание кормушек на участке. Раскладывание корма в кормушки. |
Создание плаката экологической направленности «Покормите птиц зимой» |
|
12 |
Разучивание стихов о птицах. |
||
Декабрь |
13 |
Целевая прогулка на участок. Наблюдение за елью. |
Оформление стенгазеты о пословицах и поговорках о ели. |
14 |
Инсценировка: «Встреча с ёлочкой» |
||
15 |
Беседа на тему «Кто дружит с елью?» |
Создание фотовыставки на тему «Новогодняя елочка». |
|
16 |
Аппликация на тему «Новогодняя елочка» Чтение стихотворений о зиме. |
||
Январь |
17 |
Зимние каникулы |
|
18 |
Занятие на тему «Защитники природы». |
Беседа с детьми тему «Жалобная книга природы». |
|
19 |
Работа над плакатом «Берегите природу». |
||
20 |
Акция «Берегите природу». |
Создание листовок. Сопровождение детей на акции. |
|
Февраль |
21 |
Знакомство с новым растением в группе – Калатея. |
Составление альбомов «Растения в моем доме». |
22 |
Занятие по экологии на тему «Природа, ты и я - друзья». |
||
23 |
Аппликация на тему «Зимний лес». |
Выставка альбомов «Растения в моем доме». |
|
24 |
Итоговое занятие на тему «Зимушка - зима». |
||
Март |
25 |
Знакомство с новым растением в группе - Фикус. |
Рассказ детям о необходимости солнечного света для роста растений. |
26 |
Занятие на тему «Забота о растениях». |
||
27 |
Рисование на тему «Зеленые листочки». |
Проведение опыта «На свету и в темноте». |
|
28 |
Демонстрация результатов опыта «На свету и в темноте». |
||
Апрель |
29 |
Целевая прогулка на участок. Наблюдение за изменениями в природе весной. |
Беседа на тему «Растения и животные весной». |
30 |
Беседа на тему «Весне дорогу». |
||
31 |
Работа над плакатом «Весенний пейзаж». |
Заучивание стихотворений о весне. |
|
32 |
Аппликация на тему «Подснежники». Чтение стихотворений о весне. |
||
Май |
33 |
Беседа на тему «Наш ковер – цветочная поляна». |
Беседа на тему «Многообразие цветов». |
34 |
Рисование на тему «Клумба моей мечты ». |
||
35 |
Высадка луковиц и семян цветов на клумбы. |
Высаживание цветников. |
|
36 |
Чтение стихотворений о лете. |
||
Июнь |
37 |
Высаживание рассады помидор на огород. |
Высаживание овощей на огороде. |
38 |
Занятие на тему «Волшебница вода». |
||
39 |
Игра – путешествие «Во саду иль в огороде». |
Викторина «Наша дача». |
|
40 |
Рисование на тему «Синьор - помидор». |
||
Июль |
41 |
Целевая прогулка в сад. Наблюдение за плодами деревьев. |
Изготовление знаков «Не рвите», «Не ссорите». |
42 |
Распределение знаков на участке детского сада. |
||
43 |
Работа на огороде. |
Рисование на тему «Мои плоды». |
|
44 |
Работа на клумбе. |
||
Август |
45 |
Сбор плодов яблони и груши. Их сравнение. |
Высадка саженцев плодоносных деревьев. |
46 |
Игра-путешествие «Собери и положи». |
||
47 |
Распределение знаков на участке детского сада. |
Помощь в установке знаков. |
|
48 |
Занятие на тему «Юный садовод». |
Фото- конкурс «Юный садовод». |
Работа с родителями
Основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснить детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. С родителями проводились беседы и консультации на экологические темы. От того, какой пример подадут взрослые в своем отношении к природе, зависит уровень экологической культуры ребенка. Педагог, родители и дети вместе готовили праздники, походы, экскурсии. Не секрет, что осуществлять экологическое образование родителей гораздо труднее, чем детей. Однако этим вопросом заниматься необходимо, так как без поддержки родителей нам не обойтись.
Главная задача родителей:
- поддерживать интерес детей к природе;
- поощрять их экологически грамотные поступки;
- проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду;
- и, конечно же, быть во всем примером.
Кроме просветительной работы с родителями большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. Например, нами были проведены природоохранные акции «Превратим в игрушки мусор» (поделки из бросового материала), «Помоги птицам выжить» (изготовление кормушек, обеспечение кормом), «Помоги планете выжить» (уборка мусора) и другие. Родители оказывают помощь в сборе коллекций, экспонатов из природного материала, выращивании растений для уголка природы.
Месяц |
Форма проведения |
Содержание |
Предполагаемый результат |
Сентябрь |
Диагностирование детей, анкетирование родителей. Родительское собрание «Мы природе не враги, ты природу береги!» Фотовыставка «Отдыхаем не вредя». |
Диагностика, анкеты. Выставка работ из бросового материала «И мусор может быть красивым». Фотоматериалы об летнем отдыхе. |
Заинтересованность родителей в формировании экологической культуры у детей. Заинтересовать взрослых, вызвать эмоциональный отклик. Проявление заинтересованности в жизни ДОУ. |
Октябрь |
Консультация для родителей «НЕ причиняя вреда природе». Выставка работ «Дары осени». |
Консультация. Выставка детских поделок. |
Вызвать интерес к работе педагога по экологическому воспитанию детей. Повышение компетенции родителей. Повышение активности родителей, заинтересованности в выполнении задания. |
Ноябрь |
Акция «Поможем птицам!» Изготовление кормушек. Акция «Снежное одеяло для деревьев». |
Информация о птицах родного края. Изготовление кормушек. Рекомендации для родителей как проводить беседы с детьми, на что обращать внимание. |
Заинтересовать родителей в изготовлении совместно с детьми кормушек для птиц. Воспитание сострадательного отношения к пернатым зимой. Заинтересовать родителей. Привлечь родителей к труду на участке детского сада совместно с детьми. |
Декабрь |
Создание фотоальбома «Город зимой». Природоохранная акция «Сохраним ёлочку — красавицу!» |
Фотографии любимых мест в родном городе. Проведение конкурса «Необычная ёлочка!» |
Вызвать заинтересованность в формировании экологической культуры у детей и взрослых. Активное участие родителей в акции. |
Январь |
Оформление ширмы «Празднование Нового года». Консультация «Зимние травмы». |
Рекомендации по организации и проведению праздника. Знакомство с историей родного края. Знакомство с мерами предосторожности. Консультация. Изготовление плаката. |
Повышение активности родителей. Заинтересовать родителей в выполнении домашних заданий. Повысить уровень знаний взрослых и детей о том, как вести себя в экстренных случаях. |
Февраль |
Семинар – практикумв царстве лекарственных трав. «Фитотерапия». Обмен опытом. Консультация «Родительские заблуждения о морозной погоде». |
Система оздоровления детей в ДОУ. Лекарственные растения – средство оздоровления.(Фито-терапия.) Рекомендации для родителей о правилах одевания детей зимой. |
Повышение знаний родителей о пользе лекарственных растений через обмен родительским опытом. Повысить уровень компетентности родителей. |
Март |
Родительское собрание. Консультация «Воспитание у детей любви к природе». |
Рассказать о природе родного края, о необходимости бережного отношения к природе. Знакомство с напоминающими знаками. |
Научить родителей бережно относиться к природе. Повысить уровень сознательности родителей. |
Апрель |
Выставка работ «Весна – красна». «Как провести выходной день с детьми?» |
Познакомить детей и родителей с растениями, занесёнными в Красную книгу. Совместные работы детей и родителей на тему «Не рви растения!» Привлечь родителей к посадке растений на участке ДОУ. Опрос родителей. Предложить родителям несложные игры с природным материалом. |
Привлечь родителей к изготовлению плакатов. Активное участие взрослых в акции. Приобретение посадочного материала, высадка растений на участке. Заинтересовать родителей как можно больше времени проводить с ребёнком. |
Май |
Анкетирование Заседание клуба «Друзья природы». Создание журнала «Экомир моей семьи». |
Диагностика. Анкеты. Фотоматериалы, статьи из газет и журналов, родительский опыт. |
Повышение уровня заинтересованности родителей и согласованности действий родителей и воспитателей. Повысить уровень сознания родителей, активировать их деятельность совместно с детьми. |
Основные принципы успешной реализации проекта:
1. Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и современной воспитательно – образовательной работы.
2. Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопонимание взрослого и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
3. Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом возраста, подготовленности, разумности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
4. Принцип системности подразумевает достижение цели решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что получает получить прогнозируемый результат.
5. Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.
Ожидаемые результаты реализации проекта у детей:
-Созданы необходимые условия для организации деятельности ДОУ по экологическому воспитанию;
-Дети готовы самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях;
-Дети умеют выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;
-Дети освоили знания об экологии родного края;
-Сформированы первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе
-У дошкольников сформировано стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Узнали значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.
-Узнали значение воздуха в жизни живых объектов природы.
- Исследовали землю, разновидности почвы, их свойства и значение.
- Узнали много интересного о жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений лесов, лугов, полей и сада, комнатных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; умеют правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада.
У родителей повысился уровень экологического сознания, сформировались знания и умения целостного подхода к оздоровлению и воспитанию детей средствами природы.
Перспектива дальнейшего развития проекта:
Все то, что будет достигнуто и создано при реализации данного проекта, будет приведено в систему для активного использования в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду. Для полной реализации проекта необходимо реализовать еще ряд мероприятий, которые требуют в свою очередь и финансовые затраты.
К экологическому проекту будут привлекаться как можно больше родителей. Экологическое просвещение родителей дает большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Список использованной литературы
1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.
2. Воронкевич О.А. «Экологические занятия в детском саду».
3. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.: «Вако», 2007.
4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
5. Долгова, Т.Л. Прогулки в детском саду: Методическое пособие / Т.Л Долгова, М.В.Кравченко. – М.: Сфера, 2006.
6. Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аркти, 2004.
7. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений». Иванова А.И. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
8. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. Николаева С.Н. – М.: Новая школа, 1995.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.