ГБОУ СОШ №13 СП «Детский сад №29 «Кораблик »г.о.Чапаевск Самарская область
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
на тему:
«Услышь сокровенные слова природы» №1
В рамках совместного проекта. международной программы «Эко- школы/Зеленый флаг» и компании «Ригли» «Меньше МУСОРА»
Селягина Елена Ивановна
воспитатель старшей группы
2017
Содержание
Актуальность темы……………………………………………………………….3
Цель проекта………………………………………………………………………4
Ожидаемый результат…………………………………………………………….4
Шаг 1. «Создание экологического совета»……………………………………5
Шаг 2. «Проведение исследования экологической ситуации»………………5
Шаг 3. «Разработка плана действий по снижению нагрузки на окружающую среду………………………………………………………………………………7
Шаг 4. «Мониторинг и оценка»…………………………………………………7
Шаг 5. «Включение экологической тематики во все виды деятельности»…...8
Шаг 6.Предоставление информации и сотрудничество………………………11
Шаг 7. «Формулировка и принятие Экологического кодекса»………………13
Приложение №1…………………………………………………………………14
Приложение №2…………………………………………………………………15
Приложение №3…………………………………………………………………17
Приложение №4………………………………………………………………….18
Результативность проекта……………………………………………………….20
Вывод……………………………………………………………………………..20
Литература ………………………………………………………………….. .. .21
Актуальность темы:
Привлечение внимания к проблемам загрязнения окружающей среды, проявление инициативы в решении задач по охране окружающей среды, вовлечение в практическую природоохранную деятельность.
На нашей планете Земля живут вместе разные народы, множество животных и растений. Все мы дышим одним воздухом, пьём одну воду и очень зависим друг от друга. В мире растений и животных нет ненужных, лишних.
Человек тоже есть часть природы. Без неё он не может жить. Если человек не правильно ведёт себя в природе, уничтожает растения и животных загрязняет реки, землю, моря, то ему самому становится жить плохо.
Грязный воздух и вода, заражённая земля вызывают разные заболевания, и даже гибель людей, всего живого.
Помните, то, что вы всегда должны бережно относиться ко всему, что вас окружает, чтобы наша земля не превратилась в пустыню.
Наблюдая за поведением детей во время занятий, опытов прогулок, мы заметили, что у некоторых детей слабая познавательная активность, недостаточная экологическая культура.
Проанализировав ситуацию, решили, что разумное сочетание исследовательской проектной деятельности, познавательного интереса детей, их стремление к самостоятельным наблюдениям и опытам позволит сформировать конкретные знания о взаимодействиях в природе, о воздействии человека на окружающую среду, создаст благоприятные условия для формирования экологической культуры дошкольников.
Цель проекта:
1. Сформировать представление о чистоте окружающей среды, как о важной составляющей здоровья и всего живого на Земле.
2. Развивать экологическое сознание детей, исследовательские навыки, умение анализировать и делать выводы.
3. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде
Задачи:
1.Формировать у детей умение правильно вести себя в природе, чтобы
не повредить ей.
2. Расширять представление об источниках бытового мусора и способах его утилизации. Убедить, в необходимости соблюдения чистоты в доме, детском саду, городе.
3. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, умение ответственно ухаживать за растительными и животными.
Ожидаемый результат:
1. Дети умеют правильно вести себя в природе, чтобы не повредить ей
3. Имеют представление об источниках бытового мусора и способах его утилизации.
4. Знают о необходимости соблюдения чистоты в доме, детском саду, городе.
3. Знают о том, что надо бережно относиться к окружающей среде, ухаживать за растениями и животными.
Вид проекта: Исследовательский
Шаг 1. «Создание экологического совета»
Участники проекта: Воспитатель детского сада, дети средней группы, родители.
Срок реализации: Долгосрочный. (Сентябрь- май)
Шаг 2. «Проведение исследования экологической ситуации»
Выявление проблемы:
« Что нужно сделать с мусором, чтобы он не загрязнял окружающую среду»
Не знаем:
- Куда девается мусор?
- Что происходит с мусором различного происхождения через определенное время.
- Может ли этот мусор навредить природе, её обитателям?
Оценка количества и состава мусора, выбрасываемого детьми и воспитателем за неделю, месяц, год.
Результат исследований приведен в таблице.
День недели |
Кол-во мусора за
1 день, |
Ветошь |
Металл |
Пластик |
Стекло |
Бумага |
Понедельник |
850 |
50 |
350 |
200 |
- |
250 |
Вторник |
1200 |
150 |
100 |
300 |
300 |
350 |
Среда |
960 |
- |
- |
250 |
350 |
350 |
Четверг |
850 |
- |
- |
300 |
250 |
300 |
Пятница |
1300 |
500 |
100 |
250 |
450 |
- |
Суббота |
2150 |
400 |
300 |
450 |
400 |
600 |
Воскресенье |
2200 |
500 |
300 |
450 |
450 |
500 |
Всего |
9500 |
1600 |
1150 |
2200 |
2200 |
2350 |
Общий вес отходов:
за неделю — 9500
г.
в среднем за месяц — 285 000 г.
в среднем за год — 3 420 000 г.
Диаграмма (Отходы из мусорного ведра нашей группы).
Шаг 3. «Разработка плана действий по снижению нагрузки на окружающую среду
Цель деятельности: Формировать знания дошкольников и их родителей об экологических проблемах современности и пути их разрешения, привлечь внимание людей к проблемам мусора и рассказать , что можно сделать из мусора.
Исходя из поставленных целей был составлен план работы.
Шаг 4. «Мониторинг и оценка»
Анкета «Знаете ли вы, что – нибудь о сортировке мусора?
1. Знаете ли Вы, что – нибудь о сортировке мусора?
Да
Нет
2. Сортируете ли Вы мусор?
Да
Нет
3. Готовы ли сортировать мусор, если будут созданы все условия для этого?
Да
Нет
4. Выбрасываете ли Вы мусор на улице в специально отведенные места?
Да
Нет
Диаграмма (Знаете ли вы, что – нибудь о сортировке мусора?)
Социологическое исследование «Какие существуют проблемы с утилизацией мусора в нашем городе»
Анкета
1. Что вы делаете с мусором?
а) сжигаю
б) вывожу
в) закапываю
г) другое.
2. Какой мусор Вы:
а) сжигаете
б) вывозите
3. Возникают ли проблемы с вывозом мусора?
а) да (какие?)
б) нет
4. Как бороться со стихийными свалками?
Шаг 5. «Включение экологической тематики во все виды деятельности»
Средства реализации проекта:
1.Беседы о том, куда девается мусор?
2.Чтение художественной литературы
3. Викторина « Вторая жизнь старых вещей
5. Сбор мусора.
6. Сортировка собранного мусора.
7. Составление правил поведения природе и природоохранных знаков.
8. Оформление эскиз схем «Что происходит с мусором?
9. Сюжетно- ролевые, дидактические игры.
Этапы проекта:
Подготовительный этап
· Обратить внимание на мусор, который мы выбрасываем каждый день дома, в детском саду. Куда он девается? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берётся? Есть ли рядом мусорные баки, урны, куда можно выкидывать мусор, не загрязняя среду?
· Чтение и обсуждение литературы по проблеме. Стихотворение «Мусорная фантазия» А. Усачёва. Сказка «Серая шапочка и Красный волк» Н. А Рыжовой.
· Составление правил поведения в природе и природоохранных знаков, на основе собственных исследований и выводов.
· Знакомство родителей с результатами исследований.
· Семинар- практикум для родителей «Игрушки из отходов»
· Оформление эскиз схемы « Что происходит с мусором?»
· Изготовление стенгазет «Загрязнение окружающей среды»
Исследовательский этап
· Прогулка по экологической тропе с целью нахождения мусора
· Наблюдение « Что происходит в природе со старыми листьями?»
· Беседа о том, куда девается этот мусор? Что с ним произойдёт через год? Запись предложений детей
· Сортировка собранного мусора:
Металлический
Пластиковый
Бумажный
· Рассматривания мусора, выявление путей попадания его в природу. Может ли этот мусор как-нибудь навредить природе, её обитателям?
Упаковочные материалы
Пищевые продукты
Опавшие листья; для дальнейшего наблюдений
за ними
· Периодическое наблюдение за тем, что происходит с ним.
· Занесение результатов исследований в специальную таблицу.
Мы в апреле мусор взяли,
На участке закопали.
И чего там только нет!
Есть обёртки от конфет,
Есть кожурки от картошки,
Апельсиновых немножко,
Целофана есть немало,
Даже банка из металла,
И бутылка из пластмассы!
Мы узнать решили это!
Ну во что вся эта масса
Превращается за лето?!
Лето целое прождали,
В сентябре всё раскопали…
Дети делают свой вывод по исследуемому проекту.
Серёжа К: “От апельсиновой кожуры. От картошки ничего не осталось, всё исчезло в земле”.
Полина М.: “ Банка заржавела, пакеты и стекло такие же и остались.”
Вывод: природные объекты перерабатываются естественным путём, искусственные – нет
Заключительный этап:
1. Наблюдение «какой мусор и сколько его остается после прогулок?»
2. Акция «Чистота вокруг нас» (по сбору мусора на территории детского сада, с родителями во дворе)
3. Акция « Чистое утро» начиная с гигиенических процедур. Наведение чистоты в группе, на участке, территории детского сада.
4. Рисование плакатов в защиту окружающей среды (Изо, с родителями)
5. Соревнование между группами детского сада «Самый чистый участок», «Самый зелёный участок»
6. Оформление фотоальбома.
7. Выставка рисунков.
8. Изготовление поделок из бросового материала.
10. Оформление фотогазеты: «Земля - наш дом».
11.Акция «Мы за чистый город».
12. Самостоятельные исследования по темам:
1. «Откуда берётся и куда девается мусор?»
2. «Как продлить жизнь старых вещей?»
3. «Что можно сделать из пустых пластиковых бутылок?»
Шаг 6.Предоставление информации и сотрудничество.
Акция «Не бросайте люди мусор» (Раздача листовок на улице города)
Агитбригада «Береги природу»
-Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя.
Так давайте же к ней будем
Относиться, как друзья!
Шаг 7. «Формулировка и принятие Экологического кодекса»
Не
бросайте, люди, мусор!
Может стать большим он грузом...
Дар природы берегите,
Ей внимание дарите!
Присмотритесь, как красиво!
Воды рек, морей, озёр...
это - чудо, это - диво!
Лес, луга, поля и бор...
Всем природа дарит пищу,
Чистый воздух и покой.
Вы всю жизнь её любите.
В холода и в летний зной.
А вокруг кто засоряет,
Тех природа не прощает.
Ведь последствием чревато...
Ну, а вдруг придёт расплата?
Кто сорит вокруг - тот вор.
Оправдание? Всё вздор.
Неужели не понятно?..
Всё даёт она бесплатно.
Так любуйтесь, удивляйтесь,
Красотою наслаждайтесь.
Вы идите верным курсом.
Не бросайте, люди, мусор.
Приложение№1
Наши плакаты « Береги природу»
Продукт нашего проекта Плакат- пластилинография
«Услышь сокровенные слова природы»
Приложение№2
Вот во что мы превратили мусор!
Карандашницы из коробки от сока
Приложение№3
Наши рисунки
Приложение№4
Игра «Подбери по цвету»
Игра «Сложи фигуру»
Игра «Ловушка» Эта игрушка - отличный способ развить в ребенке координацию и ловкость! А главное, она является источником хорошего настроения!
Игра «Собери бусы»
Баклажки превратились в грибки для хранения кубиков и конструктора.
2Вывод:
Мусор засоряет окружающую среду, его нужно собирать в специально отведённые места (мусорные баки и т.п.) или использовать в качестве вторсырья для изготовления поделок из бросового материала.
Мусор – это вред, если каждый из нас не будет мусорить, то и двор, и детский сад, и школа, и мир станут чище.
Результативность проекта:
У детей заложены навыки поддержания чистоты в различных местах; дома, в группе, на участке детского сада, во дворе, на природе. Дети вместе родителями приняли активное участие в выставке рисунков, в рисовании плакатов в защиту окружающей среды.
Литература
1.Грехова Л.И. «В союзе с природой»
2. «Дошкольное образование» №16-2001г.
3.Мерьянова О.Р. «Формирование у детей основ экологической культуры»
4.Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
5.Экологический портал В2В: www.clean-future.ru
6.Энциклопедия среды обитания: www.eco-nomos.ru
7.http://www.ivpress.ru/?q=node/712
8.http://docs.cntd.ru/document/906409375
9.http://900igr.net/prezentatsii/ekologija/Musor/001-Kak-izbavitsja-ot-musora.html
10.http://palirspb.ru/articles/9-classification-garbage.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.