Проектная деятельность на уроках математики и информатики
Выступление Анисимовой О.М.
учителя математики и
информатики 1 категории
«Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе…, учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения определенными умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом». Отсюда следует, что в обучении необходимо использовать такие методы, которые развивают мышление школьников, учат рассуждать, ставить цели и задачи, искать способы их достижения на основе собственного опыта и глубокого осмысления. Образовательный процесс должен формировать не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью.
С позиций компетентностного подхода в результате обучения и воспитания должны формироваться следующие компетентности:
1. Ценностно-смысловая – уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
2. Учебно-познавательная – готовность к самостоятельной познавательной деятельности, ее самооценке.
3. Информационная – готовность к самостоятельному поиску, анализу, отбору и оценке необходимой информации из различных источников; способность самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи.
4. Коммуникативная – готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в публичных выступлениях; навыки работы в группе.
5. Компетентность разрешения проблем - способность анализировать нестандартные ситуации; уметь принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь.
6. Личностная - готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку как наиболее общих выработанных способов действия, позволяющих человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни.
Для того, чтобы формировать ключевые компетентности и поддерживать у учащихся интерес к предмету информатика и ИКТ, у меня возникла необходимость строить обучение и воспитание на активной основе. Приоритет в этом отношении принадлежит проектно-исследовательскому методу. Причем использую его на уроках, во внеурочной и во внеклассной деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность на уроках информатики направлена на формирование учебно-познавательной и информационной компетнтности, т.к. создаёт у учащихся образ цельного знания, повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний, формирует научное познание. В рабочей программе по каждому классу предусматриваю количество часов на проектную деятельность. С точки зрения развития учебно-исследовательских навыков, практикую уроки следующих типов.
Урок – мини-проект. Учащиеся не получают «готовую» информацию, а ищут ее в той или иной степени самостоятельно. Результат поиска ответа на проблемный вопрос оформляется в виде мини-проекта, созданного в среде программирования или в прикладной программе.
Урок – практическая работа. На уроке учащиеся выполняют практическое задание в среде программирования или в прикладной программе и дополнительно - задание творческого характера. Это может быть моделирование ситуации, эксперимент или исследование из другой предметной области. Например, практическая работа которая буллы представлена на уроке в 11 классе «Создание электронной формы ведомости успеваемости обучающихся»
Урок – проектное исследование. Структура учебного исследования на уроке соответствует логике научного исследования. Учитель ставит проблему, создает проблемную ситуацию, обеспечивает учащихся необходимым фактическим материалом, руководит их деятельностью. Учащиеся совершают открытия. Примером исследовательской деятельности на уроке может служить работа по моделированию ситуаций в электронных таблицах. В исследовательской работе «Хищники и жертвы» необходимо выполнить задание: «По данным численности волков и лосей составить план отлова хищников, чтобы сохранить популяцию лосей и не нарушить экологическую обстановку».
Урок - деловая игра. Урок, основанный на имитации деятельности учреждений и организаций: лечебное учреждение, школа, библиотека, фирма по продаже компьютеров, турагенство, автосалоны и т.п. Проектирование на таких уроках, как правило, связано с изучением табличного процессора или СУБД MS Access.
Урок-практикум. Уроки - практикумы провожу при изучении алгоритмизации и программирования. На уроках решаем задачи, моделирующие процессы или явления из других учебных предметов или из жизни. Например, создать проект «Движение шарика, брошенного под углом к горизонту» и т.п.
Урок-защита проектов - это урок корректировки знаний и умений. Уроки защиты проектов проводятся как завершающие уроки учебной темы. В форме защиты проекта удобно организовать повторение, особенно обобщающее повторение в конце учебного года.
Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей учащихся; на создание условий для самоопределения и самовыражения. В процессе индивидуальной и коллективной работы над проектами формируются учебно-познавательная, коммуникативная, информационная компетентности и компетентность разрешения проблем. Результатом данной работы является участие в ШНПК «Эврика», ежегодные участие в районных и республиканских научно-практических конференциях.
Примерный банк проектов
1. Информация, информационные прогрессы, информационные ресурсы.
2. Поколения ЭВМ.
3. Информатика – наука об информации.
4. Теория кодирования.
5. Искусственный интеллект.
6. Роботы и робототехника.
7. Машинная музыка.
8. Кроссворды по темам: “Информация”, “Единицы измерения информации”, “Кодирование информации”, “Арифметические основы ЭВМ”, “Логические основы ЭВМ”.
9. Структурная схема ПК.
10. Развитие микропроцессов.
11. Сканворды по темам: “Память”, “Процессоры”, “История развития ЭВМ”, “Структурная схема ЭВМ”, “Функциональные характеристики ЭВМ”.
12. Ребусы и задачи по темам: “Информация”, “Кодирование информации”.
13. Информатика в картинках.
14. Функциональные характеристики ПК.
15. Загадки по информатике.
16. Основоположники аппаратного и программного обеспечения.
17. Компьютер на службе образования.
18. Развитие российской ЭВТ.
19. Новости микропроцессорной техники.
20. Вычислительные приборы: от каменного века – до наших дней.
Заключение
Проектная деятельность неразрывно связана с понятием – “творчество”. Творчество – это способность познавать и удивлять, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Оно является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и оценивается по социальной значимости и оригинальности. Творчество невозможно без самостоятельных деятельности и мышлений.
На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и сформировавшихся способов действия, но и выдвижение гипотезы, формирование идеи и разработка оригинального плана решения задачи.
Творчество, как созидательная деятельность, характеризующаяся неповторимостью и оригинальностью, всегда происходит в конкретных социально-исторических условиях, в тесной связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры. Рассматривая творчество с педагогической точки зрения, правильно видеть в нем деятельность, в процессе которой создаются новые индивидуально значимые ценности, а также развиваются способности личности.
В процессе работы часто возникают объективные и субъективные трудности:
Предлагаю некоторые пути преодоления:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.