Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиямОпыт работы, диагностики, анкетирования показали, что ИКТ – это технология не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода проектов
«Проектная деятельность на уроках математики».
Думаю, каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация
школьников по мере их пребывания в школе? Все дети, когда идут в школу, хотят учиться,
почему для ребёнка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения
превращается в трудную, малопривлекательную работу?
Таким образом, противоречие между высокими требованиями к качеству знаний учащихся
со стороны родителей, социальных заказчиков, с одной стороны, и, снижение интереса к
учебе, в том числе и на уроках математики, с другой, предопределило для меня
использование проектного обучения на своих уроках. Проанализировав ситуацию в
классах, где веду математику, пришла к выводу: Математика начинается вовсе не со счета,
что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось
творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство,
повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение
проблем, ребенок может войти в мир творчества.
Для чего нужен метод проектов?
• Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
• Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные
выводы.
• Принимать самостоятельные аргументированные решения.
• Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в
настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать
собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно
работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:
10% от того, что они читают;
26% от того, что они слышат;
30% от того, что они видят;
50% от того, что они видят и слышат;
70% от того, что они обсуждают с другими;
80% от того, что основано на личном опыте; 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;
95% от того, чему они обучаются сами.
Необходимость прогрессивных образовательных технологий – это объективное требование,
и поэтому, как правило, каждый учитель со временем их вырабатывает. И здесь можно
пойти двумя путями:
1) создать собственную технологию;
2) перенять то, что открыто другими и адаптировать для себя и своих учеников.
Оптимальным для меня представился второй путь и над этим я работаю второй год.
Математика + информатика + ИКТ = учебный проект. Такую формулу я пытаюсь
воплотить на своих уроках. При изучении математики учащиеся осваивают инструмент для
познания мира и человека, на информатике – умение применять ИКТ для обработки,
передачи, хранения информации, а получаемый учебный проект и есть цель образования:
научить детей получать знания, научить работать и зарабатывать на жизнь (компетенции),
научить жить (бытие), научить жить вместе.
Первый этап в моей работе – был направлен на изучение научнометодической литературы
по исследуемой проблеме, которые необходимо знать для правильной организации работы.
Необходимые теоретические сведения, которые помогли мне структурировать проектную
деятельность: «Проектная деятельность в естественнонаучном образовании», «Теория и
практика реализации личностноориентированного подхода в преподавании математики в
условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения», «Информационные
технологии в образовании»; «Использование интерактивных досок в учебном процессе».
Второй этап – позволил спланировать работу по экспериментальному обучению, а именно,
повышению интереса, самостоятельности, активности учащихся на уроках,
психологического благополучия и здоровья детей в учебной деятельности, повышению
уровня использования наглядности и визуализации на уроке, повышению эстетической
привлекательности урока, привлечению учащихся к использованию ИКТ при
самоподготовке, повышению уровня математической грамотности.
В своей работе я использую групповые и индивидуальные, информационные и практико
ориентированные проекты. Так же применяю модель учебного занятия в режиме
проектного обучения, используя технологию исследовательского проекта.
На третьем этапе – а именно на нём я сейчас нахожусь, идёт пополнение методической
копилки уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ и проектных работ
учащихся, распространение опыта в работе с учащимися нового набора.
Опыт работы, диагностики, анкетирования показали, что ИКТ – это технология не только
сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где
и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода
проектов.«Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется».
Проект – это «пять П».
1.Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной
проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Метод проектов можно использовать в
учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного
двух уроков (минипроекты или краткосрочные проекты). В этом случае тема проекта
связана с темой урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях.
К примеру, для решения крупных задач (проблем) по математике, сложных для понимания
вопросов использую крупные проекты, которые в основном выполняются во внеурочной
деятельности. Данные проекты в основном направлены на углубление и расширение знаний
по математике. Это так называемые среднесрочные проекты (макропроекты),
применяемые в основном во внеурочных формах работы (кружки, факультативы,
элективные курсы).
Поле для выбора темы долгосрочных проектов по математике огромно. Проект может
быть связан с изучением какойлибо темы по математике, которая не изучается в школьной
программе или с приложениями математики в науке и практике.
Примерами могут служить проекты по следующим темам:
1.Практическое применение логарифмической и показательной функций /11 класс/
2. « Что дает мне синус ?» /10 класс/
2.Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта
вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и
предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели,
корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения
задачи.
Участников проекта я разбиваю на группы от 3 до 5 человек в зависимости от количества
учеников в классе. В каждой группе распределяются роли: например, генератор идей,
презентатор, дизайнер, критик, энциклопедист, секретарь и др.
3.Поиск информации обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом
оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается.
После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует
последовательность технологических операций в каждой работе.4.Результат работы – продукт. Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания
своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию,
формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты
выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это
теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный
результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например,
продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть опорный
конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме
и др. Ученики 56 классов сочиняют сказку или детективную историю по изучаемой теме.
Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в
повседневной жизни. Например расчет минимального количества необходимых продуктов
и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчет погашения
банковского кредита и др.
Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты,
эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д.
5. Презентация результатов представление готового продукта. Иными словами,
осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты
самого проекта, которую провожу в форме конкурса, выставки, презентации.
При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной
проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои
ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий.
Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью учителя учатся оценивать
их .Вычисляется средний балл за каждый проект и выставляется оценка в зависимости от
количества набранных баллов: более 85 баллов – «отлично», от 65 до 80 баллов –
«хорошо», от 50 до 65 баллов – «удовлетворительно», менее 60 баллов доработать.
В заключение провожу рефлексию. Предлагаю следующие вопросы для обсуждения:
Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? Что в работе
над проектом было наиболее интересным? Каковы были основные трудности и как вы их
преодолевали? Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?
Благодарю учеников и обязательно их награждаю, вручая диплом разработчика проекта,
научного исследователя, лучшего дизайнера и т.д. Каждому из участников проекта ставлю
отметку по математике за данную тему. Естественно, что этой отметкой является "пять".
Положительные эмоции и успех учеников рождают желание работать дальше.
Метод проектов разрушает школьную рутину.
На вопрос: что же даёт детям применение проектной технологии на уроках математики?
Школьники отвечают:
лучше усваивается материал 73%, уроки стали интереснее 68%, с желанием идем на
урок 53%,появилась возможность демонстрировать свои работы 26%.На вопрос: «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом? Школьники отвечают:
распределять правильно время 32%, достигать поставленной цели 17%,выступать перед
аудиторией 16%. добывать информацию 14%, готовить презентацию 21%.
Мотивация обучения учащихся:
интерес к предмету – 98%;
к практическому материалу – 87%;
к области знаний (шире школьного курса) – 42%;
желание общаться с педагогом по предмету – 97,8%.
Приобщение учащихся к проектной деятельности с использованием компьютерно
информационных технологий позволяет наиболее полно определять и развивать
интеллектуальные и творческие способности.