"Проектная деятельность на уроке математики"

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 17.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиямОпыт работы, диагностики, анкетирования показали, что ИКТ – это технология не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода проектов
Иконка файла материала проектная деятельность на уроках математики Office Word.docx
«Проектная деятельность на уроках математики». Думаю, каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация  школьников по мере их пребывания в школе? Все дети, когда идут в школу, хотят учиться,  почему для ребёнка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения  превращается в трудную, малопривлекательную работу?  Таким образом, противоречие между высокими требованиями к качеству знаний учащихся  со стороны родителей, социальных заказчиков, с одной стороны, и, снижение интереса к  учебе, в том числе и на уроках математики, с другой, предопределило для меня  использование проектного обучения на своих уроках. Проанализировав ситуацию в  классах, где веду математику, пришла к выводу: Математика начинается вовсе не со счета,  что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось  творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство,  повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение  проблем, ребенок может войти в мир творчества.  Для чего нужен метод проектов?  • Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.  • Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные  выводы.  • Принимать самостоятельные аргументированные решения.  • Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.  Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в  настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать  собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно  работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.  Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:  ­ 10% от того, что они читают;  ­ 26% от того, что они слышат;  ­ 30% от того, что они видят;  ­ 50% от того, что они видят и слышат;  ­ 70% от того, что они обсуждают с другими;  ­ 80% от того, что основано на личном опыте;­ 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;  ­ 95% от того, чему они обучаются сами.  Необходимость прогрессивных образовательных технологий – это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем их вырабатывает. И здесь можно  пойти двумя путями:  1) создать собственную технологию;  2) перенять то, что открыто другими и адаптировать для себя и своих учеников.  Оптимальным для меня представился второй путь и над этим я работаю второй год.  Математика + информатика + ИКТ = учебный проект. Такую формулу я пытаюсь  воплотить на своих уроках. При изучении математики учащиеся осваивают инструмент для познания мира и человека, на информатике – умение применять ИКТ для обработки,  передачи, хранения информации, а получаемый учебный проект и есть цель образования:  научить детей получать знания, научить работать и зарабатывать на жизнь (компетенции),  научить жить (бытие), научить жить вместе.  Первый этап в моей работе – был направлен на изучение научно­методической литературы  по исследуемой проблеме, которые необходимо знать для правильной организации работы.  Необходимые теоретические сведения, которые помогли мне структурировать проектную  деятельность: «Проектная деятельность в естественнонаучном образовании», «Теория и  практика реализации личностно­ориентированного подхода в преподавании математики в  условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения», «Информационные  технологии в образовании»; «Использование интерактивных досок в учебном процессе».  Второй этап – позволил спланировать работу по экспериментальному обучению, а именно,  повышению интереса, самостоятельности, активности учащихся на уроках,  психологического благополучия и здоровья детей в учебной деятельности, повышению  уровня использования наглядности и визуализации на уроке, повышению эстетической  привлекательности урока, привлечению учащихся к использованию ИКТ при  самоподготовке, повышению уровня математической грамотности.  В своей работе я использую групповые и индивидуальные, информационные и практико­ ориентированные проекты. Так же применяю модель учебного занятия в режиме  проектного обучения, используя технологию исследовательского проекта.  На третьем этапе – а именно на нём я сейчас нахожусь, идёт пополнение методической  копилки уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ и проектных работ  учащихся, распространение опыта в работе с учащимися нового набора.  Опыт работы, диагностики, анкетирования показали, что ИКТ – это технология не только  сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где  и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода  проектов.«Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется». Проект – это «пять П».  1.Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной  проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Метод проектов можно использовать в  учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного­ двух уроков (мини­проекты или краткосрочные проекты). В этом случае тема проекта  связана с темой урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях.  К примеру, для решения крупных задач (проблем) по математике, сложных для понимания  вопросов использую крупные проекты, которые в основном выполняются во внеурочной  деятельности. Данные проекты в основном направлены на углубление и расширение знаний  по математике. Это так называемые среднесрочные проекты (макро­проекты),  применяемые в основном во внеурочных формах работы (кружки, факультативы,  элективные курсы).  Поле для выбора темы долгосрочных проектов по математике огромно. Проект может  быть связан с изучением какой­либо темы по математике, которая не изучается в школьной программе или с приложениями математики в науке и практике.  Примерами могут служить проекты по следующим темам:  1.Практическое применение логарифмической и показательной функций /11 класс/  2. « Что дает мне синус ?» /10 класс/  2.Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта  вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и  предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели,  корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения  задачи.  Участников проекта я разбиваю на группы от 3 до 5 человек в зависимости от количества  учеников в классе. В каждой группе распределяются роли: например, генератор идей,  презентатор, дизайнер, критик, энциклопедист, секретарь и др.  3.Поиск информации ­ обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается.  После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует  последовательность технологических операций в каждой работе.4.Результат работы – продукт. Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания  своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию,  формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты  выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это  теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный  результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).  В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть опорный  конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме  и др. Ученики 5­6 классов сочиняют сказку или детективную историю по изучаемой теме.  Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в  повседневной жизни. Например расчет минимального количества необходимых продуктов  и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчет погашения  банковского кредита и др.  Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты,  эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д.  5. Презентация результатов ­ представление готового продукта. Иными словами,  осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты  самого проекта, которую провожу в форме конкурса, выставки, презентации.  При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной  проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои  ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий.  Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью учителя учатся оценивать  их .Вычисляется средний балл за каждый проект и выставляется оценка в зависимости от  количества набранных баллов: более 85 баллов – «отлично», от 65 до 80 баллов –  «хорошо», от 50 до 65 баллов – «удовлетворительно», менее 60 баллов ­ доработать.  В заключение провожу рефлексию. Предлагаю следующие вопросы для обсуждения:  Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? Что в работе  над проектом было наиболее интересным? Каковы были основные трудности и как вы их  преодолевали? Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?  Благодарю учеников и обязательно их награждаю, вручая диплом разработчика проекта,  научного исследователя, лучшего дизайнера и т.д. Каждому из участников проекта ставлю  отметку по математике за данную тему. Естественно, что этой отметкой является "пять".  Положительные эмоции и успех учеников рождают желание работать дальше.  Метод проектов разрушает школьную рутину. На вопрос: что же даёт детям применение проектной технологии на уроках математики?  Школьники отвечают:  ­лучше усваивается материал ­ 73%, уроки стали интереснее ­ 68%, с желанием идем на  урок ­ 53%,появилась возможность демонстрировать свои работы­ 26%.На вопрос: «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом? Школьники отвечают:  распределять правильно время ­ 32%, достигать поставленной цели ­ 17%,выступать перед  аудиторией ­ 16%. добывать информацию ­ 14%, готовить презентацию ­ 21%.  Мотивация обучения учащихся:  ­ интерес к предмету – 98%;  ­ к практическому материалу – 87%;  ­ к области знаний (шире школьного курса) – 42%;  ­желание общаться с педагогом по предмету – 97,8%.  Приобщение учащихся к проектной деятельности с использованием компьютерно­ информационных технологий позволяет наиболее полно определять и развивать  интеллектуальные и творческие способности.