МАКИНА ЕКАТЕРИНА ЮРЬЕВНА
(преподаватель экономических дисциплин, высшая категория,
МПЭК РЭУ им. Г.В.Плеханова,
еmail:makina_69@mail.ru )
Проектная деятельность студентов в современном образовании
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются аспекты организации проектной работы студентов высших и средних специальных учебных заведений в целях развития умений, приобретения научных знаний путем личного поиска информации, формирования активного интереса к творческому подходу в учебной работе и при выполнении курсовых работ и выпускной квалификационной работы.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: проектная работа, поиск и обработка информации, компетентность, мотивация, самообразование.
ABSTRAKT
The article discusses aspects of the project work of students of higher and secondary special educational institutions for development of skills, acquisition of scientific knowledge by a personal information search, formation of an active interest in creativity in the classroom and in the performance of coursework and final qualifying works.
KEY WORDS: independent work, search and processing of information, competence, motivation, self-education.
Умение студентов самостоятельно добывать знания и совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что современному обществу, производству нужны работники и руководители, способные быстро и правильно решать постоянно возникающие конкретные задачи, вести диалог с коллегами и партнерами, самостоятельно принимать решения. Поэтому и преподавателю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие современным требованиям. Одной из таких технологий является “технология проектов”. Суть и идея ее заключается в организации самостоятельной, поисковой, творческой деятельности учащихся.
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования. Выработка концепции, определение целей и задач проекта, создание плана, программ и организации деятельности по реализации проекта (включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности).
Как показывает опыт, проектная деятельность в первую очередь повышает мотивацию учащихся к изучению предмета. Современные студенты хотят чётко знать, зачем им нужно то или иное знание, что оно даёт, где пригодится. Многие студенты имеют доступ к информации через Интернет, поэтому им скучно впитывать знания, читая учебник или слушая лекцию преподавателя. В ходе проектной деятельности студенты не просто приобретают знания, но и учатся самостоятельно делать это. Это очень важно, т.к. быстро устаревающие знания, делают заучивание определённого объёма информации бессмысленным. Знания приходится все время обновлять. Значит этому нужно учиться.
Овладение технологией педагогического проектирования - важнейшее условие для эффективной организации процесса формирования академических компетенций. При этом важно учитывать, что проектируется не только сам процесс, но и среда, в которой он осуществляется.
Проектировать процесс - значит, в первую очередь проектировать пути, средства реализации заданного подхода, т. к. только решения задач разного уровня сложности способствует формированию компетенций, т.е. готовности применять знания на практике.
Системообразующую роль в процессе формирования компетенций играет содержание.
Важным условием превращения содержания в системообразующий фактор является акцентирование внимания педагогов, студентов на развитии рефлексивных компетенций. Именно на этой основе обеспечивается успешность формирования учебно-познавательных компетенций, готовность к научной организации интеллектуальной деятельности.
Важнейшим этапом в формировании навыков самостоятельной работы с информацией у школьника или студента является написание проектов, которые могут быть самыми разнообразными - исследовательскими, информационными, обзорными или продукционными. Именно продукционные (или практикоориентированные) проекты чаще всего имеют форму бизнес-плана по выпуску и реализации какого-либо продукта или услуги.
Метод проектов – это педагогическая технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития студентов.
Слово «проект» заимствовано из латыни: причастие «projectus» означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность студентов, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
В современном понимании учебный проект - это и задание для студентов, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия студентов с преподавателем и студентов между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Применительно к уроку, проект - это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый студентами комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, студенты учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.
Основная идея проектного метода в обучении заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность студентов, требующую для своего оформления владения определенными средствами.
Использование технологии проектного обучения ориентирует современных студентов не только на простое усвоение знаний, но и на способы усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательной активности и творческого потенциала каждого обучаемого. Современного педагога этот подход привлекает тем, что противостоит вербальным методам и формам передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности знаний, навыков и умений, которые не реализуются в деятельности.
Проекты могут выполняться индивидуально, парно или в группах и должны быть реализованы в течение определённого отрезка времени.
Можно выделить несколько видов проектов, в соответствии с наиболее значимыми признаками деятельности.
Первый вид - исполнительский проект (проект выполняется при непосредственном руководстве преподавателя, студенты последовательно следуют рекомендациям наставника о порядке действий). Такие проекты целесообразны на начальном этапе проектного обучения. Не менее важно, чтобы тема проекта не навязывалась взрослыми. В крайнем случае, допустим выбор одной, из предложенных руководителем тем. Еще лучше, если поиск учащиеся будут осуществлять под скрытым руководством преподавателя.
Второй вид – конструктивный проект. Этот вид возможен, когда студенты способны, обсудив с преподавателем тему, проблему, план действий, самостоятельно выполнить проект.
Третий вид – творческий проект. Студенты сами выдвигают идею, разрабатывают план и реализуют его, создав реальный, новый продукт.
Формы представления проекта определяются его темой, целью, содержанием, замыслом автора и поэтому могут быть: устные (доклад, обзор, отчёт, сообщение, социологический опрос, сравнительный анализ); письменные (брошюра, публикация, отчёт, реферат, учебное пособие, подборка задач, сборник); наглядно – образные (видеофильм, презентация, макет, выставка, деловая игра, коллекция, плакат, оформление кабинета, стенгазета, чертёж).
Разумеется, могут быть и другие формы представления результатов.
На последнем этапе проектирования студент и преподаватель анализируют и оценивают результаты деятельности. Первый результат скрыт – это эффект от включения студента в самостоятельное «добывание знаний» и их применение: формирование личностных качеств, мотивация, самооценка, результаты собственной деятельности. Именно эта результативная составляющая часто остаётся вне сферы внимания преподавателя, и к оценке предъявляется лишь сам проект. Вторая так называемая видимая часть результата - применение освоенной информации в деятельности для достижения поставленной цели. В качестве экспертов могут выступать педагоги, одногруппники и сам проектант. Групповые проекты также могут быть оценены индивидуально, так как вклад каждого может быть различным. Особое внимание следует уделять оценке собственной работы самими студентами (рефлексии).
Список литературы:
1. Резник С. Д. Преподаватель вуза. Технологии и организация деятельности : учебное пособие для системы дополнительного образования - повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений / С. Д. Резник, О. А. Вдовина ; под общ. ред. С. Д. Резника. — 3-е изд., доп. и перераб. — Москва : ИНФРА-М, 2013. — 360, [1] с.
2. Циулина, М.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие / М.В. Циулина. – Челябинск: Издво ЮУрГГПУ, 2016. – 227 с.
3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.