«Проектная деятельность учащихся в начальной школе в рамках ФГОС нового поколения»
Оценка 4.9

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе в рамках ФГОС нового поколения»

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
воспитательная работа
1 кл
13.07.2017
«Проектная деятельность учащихся в начальной школе  в рамках ФГОС нового поколения»
Проектная деятельность в начальной школе.docx
Бурматова Е.П. учитель начальных классов  I категории Выступление на педагогическом совете  (опыт работы по теме) «Проектная деятельность учащихся в начальной школе  в рамках ФГОС нового поколения» Слайд 1     Тема данного выступления для вас, уважаемые коллеги, не является новой. Моя задача заключается в том, чтобы коротко ознакомить вас с основными моментами работы над проектной деятельностью учащихся в рамках ФГОС, поделиться опытом работы над проектом.           Вот   уже   третий   год     учителя   начальной   школы   реализуют Федеральный государственный образовательный стандрт начального общего образования.   Стандарты   второго   поколения   определили   приоритеты начального   общего   образования:   формирование   метапредметных   умений, навыков и способов деятельности, уровень освоения которых предопределяет успешность всего последующего обучения. Слайд 2 Главная   задача   начального   образования   –   заложить   основу формирования учебной деятельности ребенка. Поэтому   в   настоящее   время   все   более   актуальным   становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.  В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать через проектную деятельность. Слайд 3 Проектная   деятельность   ­   один   из   методов,   направленный   на   выработку самостоятельных   исследовательских   умений,  некая  творческая  работа,  для выполнения которой требуется пройти определённые этапы.  Слайд 4      Проект – это «пять П»: * Проблема * Проектирование (планирование) * Поиск информации * Продукт * Презентация Умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку. Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена   биологически.   Всякий     ребёнок   рождается   исследователем. Неутолимая   жажда   новых   впечатлений,   любознательность,   стремление наблюдать   и   экспериментировать,   самостоятельно   искать   новые   сведения рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это стремление к познанию через исследование создаёт условия для исследовательского обучения. Использование   проектного   метода   в   образовательной   системе   оказывает содействие для понимания учащегося для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является   развитие   познавательных   умений   учащихся,   обучение   их   умению конструировать свои знания. Стандарты   второго   поколения   ставят   задачу   сформировать   компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Итак, что же такое проект в соответсвии с ФГОС?   Слайд 5 В   ФГОС   нового   поколения   под   проектом   понимается   комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Проект   с   точки   зрения   учащегося  –   это   возможность   делать   что­то интересное   самостоятельно,   в   группе   или   самому,   максимально   используя свои   возможности;   это   деятельность,   позволяющая   проявить   себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Учебный   проект   с   точки   зрения  учителя  –  это   дидактическое   средство, позволяющее   обучать   проектированию,  т.е.  целенаправленной   деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Целью   и   результатом   проектной   деятельности   обучающихся   в   начальной школе является создание под руководством учителя творческой работы, в результате которой:  формируются   учебно­познавательные   компетенции:   расширяется система образов и представлений  об изучаемом предмете и явлении, развиваются познавательные и исследовательские навыки, формируются умения поиска и переработки информации и многие другие;  развиваются   коммуникативные   компетенции:   навыки   группового взаимодействия, презентации и рефлексии деятельности;  расширяются   информационные   компетенции:   поиск   информации   в различных источниках, ориентация в информационном пространстве. Слайд 6 В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований: ­ исследовательские, информационные, практические, игровые, творческие; Слайд 7 ­   по   количеству   учащихся:   индивидуальные, коллективные;   парные,   групповые, Слайд 8 ­по месту проведения: урочные, внеурочные; Слайд 9 ­по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения) Слайд 10 ­ по продолжительности   Краткосрочные (1­2 урока),   Средней продолжительности (в течение недели, месяца)  Долгосрочные (в течение всего учебного года, четверти) Слайд 11 Каковы же принципы организации проектной деятельности? • Проект должен быть посильным. •Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов. • Обеспечить руководство проектом со стороны педагога. •   Обязательная   презентация   результатов   по   проекту   в   той   или   иной форме При  организации   проектной  деятельности   в  начальной  школе   учитываются возрастные особенности младшего школьного возраста.  Темы   детских   проектных   работ   выбираются   из   содержания   учебных предметов   или   из   близких   к   ним   областей.   Проблема   проекта   или исследования,   обеспечивающая   мотивацию   включения   школьников   в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. При   работе   над   проектом   учителю   надо   учесть,   что   дети   не   способны   к длительной   самостоятельной   работе   без   участия   взрослых,   их   поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Поэтому очень важно привлечь родителей к сотрудничеству. Слайд 12 Учебный комплект, дидактический материал и другие пособия, по которым работают   учителя   начальных   классов,   отвечают   требованиям   нового стандарта.Речь   идёт   об  УМК   «Школа   России».  Во­первых,   весь   курс является   интеграционным.   Это   даёт   возможность   обучить   учащихся различным   областям   науки,   искусства.   Учебный   материал   интересен   для понимания, т.к. у учащихся есть возможность ознакомиться с материалом в интеграции   с   другими   предметами.   Во   –вторых   в   данномУМК   заложен учебный   материал,   способствующий   выходу   на   проектную   работу.На страницах   учебника   располагается   материал   по   умению   наблюдать, исследовать, проектировать. С первого класса дети учатся делать творческие проекты. Слайд13 На данном слайде показано количество проектов по учебным предметам за весь курс начальной школы.  Рассмотрим некоторые страницы учебников. Слайд 14 1. «Окружающий мир»  С первым проектом наши ученики знакомятся  на уроках окружающего мира. Проекты на страницах  всех учебников  находятся в разделе «Наши проекты». На страницах учебника 1 класса в разделе «Кто и Что?»вI учебной четверти учащимся предлагается выполнитьпроект «Моя малая Родина».  На   уроке     учащиеся   знакомятся     с   новым   видом   работы­   проектом,   идёт подготовка   к   выполнению   данного   проекта.   Ученики   знакомятся   с материалами   учебника   по   данной   теме;   обсуждают   способы   и   сроки выполнения работы. В   ходе   выполнения   данного   проекта   первоклассники   с   помощью   взрослых учатся: ­фотографировать   наиболее   значимые   достопримечательности   своей   малой родины; ­находить в семейном альбоме соответствующий материал; ­ составлять устный рассказ; ­выступать с подготовленным сообщением опираясь на фотографии; ­оцеивать результаты собственного труда и труда товарищей. Самым интересным проектом в данном учебном курсе был проект «Домашние питомцы». Выполняя данный проект, дети были в роли исследователей. Исследовательский проект «Домашние питомцы» Выполняя проект, дети учатся с помощью взрослых: ­  наблюдать за жизнью своего питомца; ­фиксировать свои наблюдения; ­фотографировать своего питомца; ­ составлять рассказ о своём питомце, его характере, повадках, играх; ­ оформлять свою работу; ­презентовать свой проект с демонстрацией фотографий; ­ оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. Слайд 15 2. «Литературное чтение» Интересным для детей оказался проект «Живая азбука», который является завершающим   этапом   заключительного   периода   обучения   грамоте.  Каждый ребёнок выбрал букву русского алфавита. Для выбранной буквы подбирались загадки, стихи. Представление проектов прошло в форме презентации. Буква «П» превратилась в перекладину на турнике, буква «В» в красивую девочку, «О»   в   акробатку,   а   «С»   в   смышлёного   мальчишку.Дети   не   только рассказывали   про   свои   любимые   буквы,   но   и   отвечали   на   вопросы одноклассников. Во время рефлексии дети поделились своими впечатлениями. Оказалось, что не бывает главных и неглавных букв, потому что для того, чтобы написать слово   одной   буквы   недостаточно.   Дети   смогли   проанализировать   степень своего участия при подготовке проекта: выбор букв, поиск информации по теме ­ все это делали самостоятельно, но оформлять сам проект помогали детям родители и воспитатели.  Слайд 16 3. «Математика» Изучая раздел «Числа от 0 до 10» детям был предложен проект «Числа в загадках, пословицах, поговорках». Цель данного проекта: создать свою книгу сборник загадок, пословиц, стихов о числе в пределах первого десятка. Дети охотно   выполняли   работу   над   проектом.   Выбрали   для   начала   то   число, которое   больше   всего   понравилось.   Работали   с   разными   источниками информации: сборниками загадок, пословиц, поговорок. Применяли в своей работе интернет­ресурсы. Каждый выпустил свой сборник.   Слайд 17 4. «Технология» Анализируя страницы учебников с проектами, то можно отметить следующее: к   каждому   проекту   дан   чёткий   инструктаж   работы,   составлен   план работы,показано поэтапное выполнение проекта, весь материал составлен   в доступной   для   ребёнка   форме.   Выполнение   таких   проектов   не   доставит ребёнку труда выполнить как в группе, в паре так и  индивидуально. Учащиеся начальной школы  выполняют  проекты в рамках образовательной программы.     Проекты   выполняются   индивидуально,   в   группе,   в   паре, коллективно.   Продуктами   проектной   деятельности   стали:   видео   фильм   о семье, презентации, стенгазеты, сборники, коллажи. Слайд 18 Весьма   важный   вопрос   –   оценка   выполненных   проектов,   которая   должна носить   стимулирующий   характер.   Школьников,   добившихся   особых результатов в выполнении проекта, можно отметить грамотами при этом в начальной   школе   должен   быть   поощрен   каждый   ученик,   участвовавший   в выполнении проектов. Не  следует превращать презентацию в соревнование проектов   с   присуждением   мест.   Лучше   выделить   несколько   номинаций   и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой­либо» номинации. Например,   могут   быть   следующие   номинации:   «Познавательный   проект», «Нужный   проект»,   «Памятный   проект»,   «Красочный   проект»,   «Веселый проект»  Подводя   итог   сказанному,   хочется   сказать,   что   метод   проектов­это очень интересная работа. Его использование позволяет повысить мотивацию к выполнению учебных заданий, глубже усвоить учебный материал и научиться применять полученные знания в различных видах творческой деятельности. Умение   добывать   и   использовать   полученную   информацию, самостоятельность   и   целенаправленность   в   отборе   информации   развивает навыки   самообразоваия.   Практика   публичного   выступления   и   обсуждения снимает у ребёнка многие психологические комплексы. Навыки группового взаимодействия   позволяет   детям   лучше   научиться   понимать   партнёра   по общению, решать продуктивно проблемы, возникающие в процессе общения, лучше узнавать себя и своих одноклассников.

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе в рамках ФГОС нового поколения»

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе  в рамках ФГОС нового поколения»

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе в рамках ФГОС нового поколения»

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе  в рамках ФГОС нового поколения»

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе в рамках ФГОС нового поколения»

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе  в рамках ФГОС нового поколения»

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе в рамках ФГОС нового поколения»

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе  в рамках ФГОС нового поколения»

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе в рамках ФГОС нового поколения»

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе  в рамках ФГОС нового поколения»

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе в рамках ФГОС нового поколения»

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе  в рамках ФГОС нового поколения»

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе в рамках ФГОС нового поколения»

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе  в рамках ФГОС нового поколения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.07.2017