Проектная деятельность в начальной школе
Оценка 4.6

Проектная деятельность в начальной школе

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
4 кл
14.04.2017
Проектная деятельность в начальной школе
В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и основного общего образования возрастает актуальность применения педагогических средств, методов, технологий, которые позволяют формировать метапредметные и личностные образовательные результаты. В работе описан опыт внедрения проектной деятельности в начальной школе, раскрываются основные положения проектной деятельности, кратко характеризуются виды проектов.В работе описан опыт внедрения проектной деятельности в начальной школе, раскрываются основные положения проектной деятельности, кратко характеризуются виды проектов.
проектная деятельность.docx
Проектная деятельность в начальной школе             В   современной   образовательной   системе   учение   больше   не рассматривается   как   простая   трансляция   знаний   от   педагога   к   учащимся. Обучение а выступает как сотрудничество — совместная работа учителя и учеников   в   ходе   овладения   учащимися   знаниями   и   приобретения   опыта решения   проблем.   Активной   позиция   учащегося   в   учении   приводит   к изменению представлений о характере взаимодействия ученика с педагогом и одноклассниками..           В   связи   с   введением   федеральных   государственных   образовательных стандартов (ФГОС) начального и основного   общего образования возрастает актуальность   применения   педагогических   средств,   методов,   технологий, которые и   личностные образовательные результаты.           «Мета» – означает «стоящее «за», «через», «над »».  Метапредметный результат ­ это навыки и способности, которые сформировались в процессе обучения,   необходимые   для   самостоятельного   изучения   предмета   и оперирования с информацией.          В соответствии с ФГОС образовательные результаты подразделяются на предметные, метапредметные (надпредметные), личностные.   позволяют   формировать   метапредметные   Образовательный результат Характеристика Предметные результаты Метапредметные  (надпредметные) результаты Личностные результаты Знания, умения, навыки; опыт решения про­ блем, творческой деятельности; система  ценностей, усвоенных в рамках изучения от­ дельного предмета (программ определенной направленности) Освоенные на базе одного, нескольких или  всех учебных предметов (образовательных  программ одной или нескольких  направленностей) способы деятельности Индивидуальные достижения в освоении  предметной области (программы  определенной направленности), ценности и  мотивы образовательной деятельности,  самооценка образовательного опыта, в том  числе уровня образованности  (функциональной грамотности,  допрофессиональной и общекультурной  компетентности), готовности к решению социально и личностно­значимых проблем   ФГОС   нового   поколения   предусматривают   формирование   универсальных учебных действий   (совокупность действий обучающегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение знаний и формирование умений).          Универсальные   учебные   действия   (УУД) –   это   совокупность различных   способов   действий   учеников,   обеспечивающих   способность   к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.   Виды универсальных  учебных действий: Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные.         В   процессе   проектной   деятельности   происходит   формирование универсальных   учебных   действий.   Учащиеся   учатся   самостоятельно добывать знания и применять их на практике,     находить решения  учебных и социальных проблем.            Метод   проектного   обучения   поможет   педагогу   в   решении   этих непростых   задач,   потому   что   он   относится   к   личностно   ориентированным технологиям,   обеспечивающим   проблемное   обучение   и   системно­ деятельностный   подход. Проектная   деятельность   обеспечивает   учащимся самостоятельность   и   относительную   свободу   действий,   предоставляет возможность реализовать свои творческие замыслы. Использование проектной деятельности в педагогической практике позволяет  целенаправленно решать задачи  индивидуально ориентированного образования.          Проектное   обучение рассматривается   как   дидактическая   система.  Метод   проектов является   компонентом   системы,   как   педагогическая технология,   которая   предусматривает   не   только   интеграцию   знаний,   но и применение актуализированных знаний, приобретение новых. О проектном обучении   можно   говорить   только   тогда,   когда   метод   проектов   является основным      а   остальные методы   являются вспомогательными.   Уже   с   начальной   школы   согласно   ФГОС   педагогам необходимо выстраивать систему проектного обучения.          Проектная деятельность решает ряд важных педагогических задач: в   процессе   обучения, учит   применять   базовые   знания   и   умения,   усвоенные   на   учебных занятиях, для поиска и решения социальных, семейных, личных проблем; стимулирует самостоятельную познавательную деятельность детей; стирает грани между школьными дисциплинами, тем самым приближает учебный процесс к реальной жизни;         привлекает   детей   к   социальной   деятельности,   которая   обеспечивает   Реализация   формирование различных качеств, профессиональных интересов.           Проектная   деятельность   успешно   сочетается   с исследовательской деятельностью. метода обучения обеспечивает     Отличительная особенность    исследования   от проектирования   прослеживается   в   том,   что исследование не  предполагает  создание какого­либо планируемого объекта, модели или прототипа. Результат проекта всегда известен заблаговременно, а результат исследования   не известен. выработку   новых   знаний. исследовательского   Исследовательская деятельность обучающихся —  это деятельность учащихся, которая связанна с решением  разного рода задач.  Решение  заранее неизвестно.   Исследовательская   деятельность   состоит   из   основных   этапов, которые   характерны   для   исследования   в   научной   сфере:   постановку проблемы,   изучение   теории,   посвященной   данной   проблематике,   подбор методик   исследования   и   практическое   овладение   ими,   сбор   собственного материала,   его   анализ   и   обобщение,   научный   комментарий,   собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.           Проектная   деятельность   обучающихся —   совместная   учебно­ познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на   достижение   общего   результата   деятельности.   Непременным   условием проектной   деятельности   является   наличие   заранее   выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка   концепции,   определение   целей   и   задач   проекта,   доступных   и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности   по   реализации   проекта)   и   реализации   проекта,   включая   его осмысление и рефлексию результатов деятельности.           Проектно­исследовательская   деятельность —   деятельность   по проектированию   собственного   исследования,   предполагающая   выделение целей   и   задач,   выделение   принципов   отбора   методик,   планирование   хода исследования,   определение   ожидаемых   результатов,   оценка   реализуемости исследования,   Является организационной   рамкой   исследования.   Учебное   исследование   и   научное исследование. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что  оно  является   учебным. Это  означает,  что  его  главной  целью  является развитие   личности,   а   не   получение   объективно   нового   результата,   как   в «большой» науке. Если в   науке главной целью является производство новых знаний,   то   в   образовании   цель   исследовательской   деятельности   —   в приобретении   учащимся   функционального   навыка   исследования   как  необходимых   ресурсов.   определение как     развиваться универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому   типу   мышления,   активизации   личностной   позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых  знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).           Наличие   таких   видов   деятельности   как   учебно­исследовательская   и проектная,   среди   прочих   в   общем   образовательном   процессе,   может   быть обусловлено следующими походами: личностным, ситуационным и задачным.           Критерием   успешности   организации   учебно­исследовательской   и проектной   деятельности   выступает   обогащение   исследовательского   опыта учащихся. Основная задача педагога­ помогать каждому ученику с учетом имеющегося   у   него   опыта   совершенствовать   свои   индивидуальные способности, личность.          Задачный подход к организации учебно­исследовательской и проектной деятельности   означает,   что   освоение   учебного   материала   происходит посредством   решения   учебно­исследовательских   задач,   предполагающих выполнение   определенных   действий.   Основной   единицей   учебно­ исследовательской деятельности является учебно­исследовательская задача, которая   формулируется   на   основе   учебного   материала,   предъявляется школьнику   в   виде   проблемной   задачи,   а   ее   решение   строится   адекватно логике   исследования   и   предполагает   определенные   действия.           Ситуационный   подход   к   организации   деятельности   предполагает управление   учебно­исследовательской   и   проектной   деятельностью   как взаимодействие её субъектов. Его суть состоит в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов. Ученическое исследование предполагает не только решение значимых для учащихся проблем, но и овладение способами решения этих   проблем.   При   организации   учебно­исследовательской   деятельности необходимо создавать учебные ситуации, при разрешении которых учащиеся овладевают знаниями и способами решения проблем в процессе познания в большей или меньшей степени организованного учителем. Особенности организации проектной деятельности учащихся. В   основе   метода   проектов   лежит   та   или   иная   продуктивная   идея, составляющая суть понятия «проект» и определяющая его прагматическую направленность   на   результат.   Ключевым   является   не   только   слово   проект («бросок в будущее»), но и слово метод («путь», «способ исследования»). Метод   —   это   совокупность   приемов,   последовательность   операций   по изучению определённой области практического или теоретического знания, овладению той или иной деятельностью.   Наличие метода обеспечивает: развитие познавательных способностей учащихся;     1. 2. 3. 4. формирование умения самостоятельно конструировать свои знания; способность ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления. В   дидактике   имеются   различные   классификации   учебных   проектов. Существует много критериев для составления их типологии. Проекты могут классифицироваться по количеству участников и своей продолжительности. Выбирать тот или иной тип проекта следует, исходя из специфики предмета, интересов и способностей учеников. В ходе работы над проектом любого типа обычно наблюдается актуализация целого комплекса вспомогательных знаний: межпредметных, межнаучных, историко­научных, оценочных и др.   Проекты могут классифицироваться по следующим критериям: предметно­содержательная   область. доминирующая в проекте деятельность (исследовательский, поисковый, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно­ориентировочный проект);   Проект   может   быть монопредметным,  межпредметным   и   надпредметным  (или   внепредметным); межпредметные   учебные   проекты   могут   играть   интегрирующую   роль   в современной   школе,   стремящейся   преодолеть   традиционную   дробность   и обрывочность   содержания   образования,   формирующего   у   школьников мозаичную картину мира; характер   осуществления   учителем   координации   проекта: непосредственный   (жёсткий,   гибкий),   скрытый   (неявный,   имитирующий участника   проекта,   что   характерно   для   телекоммуникационных   проектов, когда проектировщики находятся на достаточном расстоянии друг от друга); характер   контактов   между   проектировщиками   (среди   участников   из одного класса, одной школы, города, региона, страны, разных стран мира). Естественное вовлечение ребенка в активный познавательный и творческий процесс   —   главная   идея   метода   проектов.   Активизация   познавательной деятельности   способствует   развитию   словесно­логического,   наглядно­ образного   и   наглядно­действенного   видов   мышления.   Много   внимания изучению   зарубежного   опыта   и   разработке   отечественных   версий   метода проектов как педагогической технологии уделили отечественные учёные Е.С.  Проектная   деятельность   начинается   с   мотивации.   Если   ученик   в предложенном   педагогом   тематическом   перечне   возможных   проектов обнаружил   такую   формулировку,   которая   его   заинтересовала,   зацепила, значит    мотивация   состоялась.   Главное   условие   мотивации   —   наличие интересной, занимательной для ученика, познавательной темы проекта. Основана   проектная   работа   на   сотрудничестве,   в   первую   очередь,   с педагогом. Реализация проекта всегда ведёт к изменению ролевой функции педагога.   Из   носителя   готовых   знаний   он   превращается   в   организатора познавательной,   исследовательской   деятельности   своих   учеников.   Задача педагога   —   грамотно   сориентировать   учащихся   на   разнообразные   виды самостоятельной работы, разные варианты деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.   Начинать   проект   следует   с   выбора   и   формулирования   его   темы, ориентировки на тип проекта и количество участников с учётом их возраста и индивидуальных особенностей.  Необходимо продумать возможные варианты проблем,   которые   важно   исследовать   в   рамках   намеченной   тематики   и которые   затем   выдвигаются   самими   учениками   (с   подачи   учителя   —   с помощью   наводящих   вопросов,   создания   ситуаций,   способствующих определению   этих   проблем,   использования   видеоряда   и   т.п.).   Здесь   будет уместна   и   «мозговая   атака»   с   последующим   коллективным   обсуждением. Привлечение   учеников   к   обсуждению   содержания   предстоящей   учебно­ проектной работы также выполняет мотивирующую и мобилизующую роль. На   следующем   этапе   происходит   распределение   задач   по   группам, обсуждение   возможных   методов   исследования,   поиск   информации, выдвижение творческих решений. Затем   следует   самостоятельная   работа   участников   проекта   по   своим индивидуальным   или   групповым   исследовательским   задачам.   Этот   этап включает в себя и промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на   уроках   или   занятиях   в   научном   обществе,   в   групповой   работе   в библиотеке, медиотеке и пр.). Представление   проделанной   работы   осуществляется   на   этапе   защиты проектов.   Завершающий   этап   проектной   деятельности   ­   коллективное обсуждение,   экспертиза,   получение   результатов   внешней   оценки,   делаются выводы. Организация  исследовательской  деятельности учащихся. Исследовательская   деятельность   учащегося   —   это   деятельность, которая  направлена   на получение,  переработку,  хранение, использование  и передачу информации. Информация необходима для получения новых знаний и развития личностных характеристик, которые способствуют продолжению  образования учащихся. Главным   средством   исследовательской   деятельности   выступает   учебное исследование. Исследование называется учебным, потому что, в отличие от  подлинного   исследования,   имеет   своим   результатом   не   объективно   новое знание,   а   изменения,   которые   происходят   в   обучающемся.   Поэтому  исследовательская деятельность относится  к образовательным технологиям, позволяющим   эффективно   достигать   личностных   и   метапредметных результатов. В   работе   над   исследовательскими   проектами   и   проектами   других   видов используются разные методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся.   исследовательский   метод.   Исследовательский   метод   (метод   исследовательских   проектов)   основан   на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования.   Среди   таких   методов   ­ Цель   исследования ­   это   представление   о   результатах   изучения объекта,   которое   отражает   механизмы   и   способы   решения   исследуемой проблемы. Ожидаемые результаты могут быть теоритическими (идея, подход, тенденции, классификация и др.) и практическими (программа, технические средства,   книга   и   др.)   Формулировка   цели   отражает   направленность исследования. Движение   к   цели   и   к   результату   планируется   по   этапам   и   описывается   в задачах исследования. Задачи –   это   промежуточные   цели,   которые   необходимо   достичь исследователю для реализации общей цели. Достижение цели требует решения серии взаимосвязанных задач. При   формировании   целей   и   задач   педагог   и   учащиеся могут   использовать следующие слова:  Описать Определить Организовать Оценить Подтвердить Применить Проверить Провести опыт Протестировать Прочитать Разработать Раскрыть Рассчитать Решить Сделать обзор Систематизировать Собрать Создать Составить Сравнить Установить Уточнить Эксперементально  проверить и др.   Апробировать Выполнить Выявить Выяснить Измерить Изобрести Иллюстрировать Интервьюировать Исследовать Каталогизировать Классифицировать Наблюдать Обсудить          Методы исследования – это способы познания объективной реальности, способ достижения поставленной цели. Методы   исследования   подразделяются   на   теоритические,   эмпирические   и вспомогательные. Теоритические   методы:  теоритический   анализ   и   синтез,   абстрагирование   и конкретизация, индукция и дедукция, метод моделирования. Эмпирические   методы:  наблюдение,   исследовательская   беседа,   опросные методы   (анкетирование,   интервьюирование,   тестирование,   социометрия), эксперимент, опытная работа. Вспомогательные методы:  статистический и математический (интерпретации результатов исследования). Наибольшую трудность вызывает формулирование гипотезы.  Гипотеза   исследования  —   это   научное   предположение,   истинность которого не очевидна и требует проверки на опыте и доказательства. Гипотеза выдвигается   для   решения   какой­либо   конкретной   проблемы.   Чаще   всего функция   гипотезы   —   объяснение   новых   экспериментальных   данных   или устранение   противоречия   теории   с   отрицательными   результатами экспериментов.   Для   того   чтобы   быть   обоснованной   гипотеза   должна соответствовать определённым условиям.           Исследовательская деятельность  осуществляется с учетом программы исследования.  Программа   исследования  ­   это   научный   документ,   который   содержит методологическую, методическую и процедурную основу исследования. Организационная   функция   обеспечивает   разработку   четкой   системы разделения ролей между участниками исследования. Структура программы: 1.     2.   Методологический раздел состоит из следующих элементов: формулировка проблемы, цели, задач исследования определения объекта и предмета исследования интерпретация основных понятий предварительный системный анализ объекта исследования Методико­процедурный раздел состоит из следующих элементов: план исследования основные процедуры сбора и анализа первичных данных. Разработка   программы   исследования   требует   практические   половину интеллектуальных   затрат   исследователя.   При   составлении   программы решается   проблема   выбора   объекта   и   предмета   исследования, разрабатываются конкретные методики сбора, обработки и анализа данных, проблемы достоверности информации и интерпретации данных. Программа   включает   в   себя   план   исследования,   который   может   быть   в текстовым, графическим и смешанным. План должен  быть четким и кратким, содержать временные сроки. Полученные   в   ходе   исследования   результаты   подвергаются   анализу, оценке и интерпретации. Анализ выявляет роль объективных  и субъективных факторов, повлиявших на ход исследования. Оценка проводится на основании выбранных   критериев   и   направлена   на   прояснение   теоритической   и практической   значимости,   степени   новизны   полученных   результатов. Интерпретация позволяет объяснить смысл полученных выводов. Формы организации исследовательской деятельности: —   урок­исследование,   урок­лаборатория,   урок­экспертиза,   «мозговой штурм»; —   учебный   эксперимент   (основные   этапы:   планирование   и   проведение эксперимента, обработка и анализ результатов, формулирование выводов); — домашнее задание исследовательского характера. Формы   организации   учебно­исследовательской   деятельности   учащихся   на внеурочных занятиях и (или) в учреждениях дополнительного образования: — исследовательская практика; — учебные экспедиции; —   походы,   поездки,   экскурсии   с   чётко   обозначенными   образовательными целями, программой деятельности; — факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета; —   участие   учащихся   в   работе   ученического   научно­исследовательского общества; — участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, предметных неделях.

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2017