Проектная деятельность в начальной школе в рамках системнодеятельностного подхода
Оценка 4.7

Проектная деятельность в начальной школе в рамках системнодеятельностного подхода

Оценка 4.7
Семинары
doc
информатика
Взрослым
29.04.2018
Проектная деятельность в начальной школе в рамках системнодеятельностного подхода
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребёнку дают не только сумму знаний, а формируют умение быть коммуникабельной личностью, умеющей добывать информацию и работать с ней, применять знания в различных ситуациях. «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму.»Школа должна привить две группы новых умений. Речь идёт, во-первых, об УУД, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
доклад.doc
Проектная деятельность в начальной школе в рамках системнодеятельностного подхода «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму.»  Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным  образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребёнку дают не только  сумму знаний, а формируют умение быть коммуникабельной личностью,  умеющей добывать информацию и работать с ней, применять знания в  различных ситуациях.                                                  Школа должна привить две группы новых умений. Речь идёт, во­первых,  об УУД, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих  задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации. Во­вторых,  речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в  самоорганизации и саморазвитии.                                                                     Эти  задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.                              Что же такое проект?                                                                                               Проект – это, по сути дела, просто специальное задание, план, замысел, путь  решения проблемы, в результате которого должно  получиться что­то новое:  продукт, отношение, книга, модель, презентация и т.д.                                          Что такое проектная деятельность? Это метод, который раскрепощает  ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной  мотивации; способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в  своих силах.                                                                                                                 Метод проектов – это совместная деятельность учителя, и учащихся,  родителей, направленная на поиск решения возникшей проблемы (Мы видим, что роль учителя и родителя совпадают, они должны помочь в  поиске нужных источников информации, скоординировать весь процесс; В процессе проектной деятельности формируются следующие  общеучебные умения и навыки: ­ социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение  оказать помощь товарищам и принимать их помощь; ­ коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и учиться  умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё. –  ­ мыслительные навыки ­ формируются в ходе проектной деятельности,  дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д. ­ исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь  наблюдать, выявлять, соотносить и выбирать лучшее решение; ­ информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной  информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт); ­ презентационные навыки: навыки монологической речи; умение выступать перед аудиторией; умение отвечать на незапланированные вопросы; умение  использовать различные средства наглядности при выступлении;  артистические умения; ­ рефлексивные навыки: отвечать на вопросы «Чему я научился? Чему мне  необходимо научиться?»; ­ развитие интереса к предмету; ­ приобретение оценочные навыки: оценивать ход, результат своей  деятельности и деятельности других. Главными целями введения проектной деятельности в начальную школу  являются: ­развитие исследовательского опыта; ­развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной  аудитории; ­ развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д., ­получение дополнительных знаний по теме; ­ развитие навыков монологической речи. Организация проектной деятельности в начальных классах специфична  и требует соблюдения некоторых условий: 1. «Исходи из ребёнка» ­ проекты должны быть посильны ребёнку. Чем  меньше ребёнок – тем проще проект. 2. Максимально возможное дидактическое, информационное и  материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе. 3. Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на  всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в  интересную игру. Классификация проектов по продолжительности: ∙ Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее. Работа над  проектом ведётся в группах. ∙ Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки  используются для координации деятельности участников проектных групп,  тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и  подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома. ∙ Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их  выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при  участии руководителя. ∙ Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.  Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации  выполняются во внеурочное время. По количественному составу различают: ­индивидуальные; ­ парные; ­ групповые проекты. По доминирующей деятельности учащихся проекты делят на: ∙ Практико­ориентированный проект. Он нацелен на решение социальных  задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат  деятельности его участников, который может быть использован в жизни  класса, школы, микрорайона, города, государства. Ценность проекта  заключается в реальности использования продукта на практике и его  способности решить заданную проблему. Такой проект требует хорошо  продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с  определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в  оформлении конечного продукта. ∙ Исследовательский проект. По структуре напоминает научное  исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, выделение проблемы и постановку цели и задач исследования, определение  методов исследования, источников информации, обязательное выдвижение  гипотезы и путей решения обозначенной проблемы, обсуждение и анализ  полученных результатов, обозначение новых проблем для дальнейшего  исследования. ∙ Информационный проект. Это тип проектов ,изначально направленный на  сбор информации о каком­то объекте, явлении; ознакомление участников  проекта с данной информацией, ее анализом и обобщением фактов,  предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и  исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности  систематической коррекции по ходу работы. Результатом работы может  являться реферат, доклад, статья и т.п. ∙ Творческий проект. Интересен тем, что его участники берут на себя роли  литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью  воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровую  ситуацию. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим видом  деятельности все­таки является ролевая игра. В отличие от собственно  ролевых игр, в проектах подобного типа персонажи не просто разыгрывают  свои роли, а исследуют характер их возможного поведения в предлагаемых  ситуациях, особенности их речи, этикета и т.п. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы  учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной  деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана,  осмыслена и представлена участниками проектной группы. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выхода проекта  является продукт «Пять П», а шестое портфолио, т.е. папка, в  которой собраны все рабочие материалы проекта. ­ проблема – социально значимое противоречие, разрешение которого  является прагматической целью проекта. ­ проектирование – процесс разработки проекта и его фиксации в какой­либо внешне выраженной форме. ­ поиск информации – сбор информации: обращение к уже имеющимся  знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание  собственной системы хранения информации. ­ продукт проектной деятельности – конечный результат разрешения  поставленной проблемы. ­ презентация – публичное предъявление результатов проекта. На всех этапах работы над проектом формируются навыки самостоятельной  работы. Под руководством учителя ученики сами выбирают оптимальные  пути решения данной проблемы. Важное правило – каждый этап работы над проектом должен иметь свой  конкретный продукт. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различной. В одних случаях может выдвигаться преподавателями с учетом учебной  ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов,  интересов и способностей учащихся. В других, тематика проектов может  предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при  этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и  творческие, прикладные. В­ третьих случаях эта тематика может  формулироваться специалистами органов образования в рамках  утвержденных программ. Поэтому мы остановимся на тематике проектов, которые входят в программу  обучения по УМК «Школа России» и являются обязательными как для  учителя, так и для ученика. Проекты в первом классе. РУССКИЙ ЯЗЫК «Скороговорки». «Сказочная страничка». ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД Проект «Живая азбука». ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ «Составляем сборник загадок». «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса. МАТЕМАТИКА «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках». «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». ОКРУЖАЮЩИЙ МИР «Моя малая Родина». «Мой класс и моя школа». «Мои домашние питомцы». ТЕХНОЛОГИЯ «Осенний урожай». «Дикие животные». «Украшаем класс к новому году». «Чайный сервиз». «Речной флот». 2 класс РУССКИЙ ЯЗЫК «И в шутку и всерьёз». «Пишем письмо». «Рифма». «В словари – за частями речи». ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ «О чём может рассказать школьная библиотека». «Мой любимый детский журнал». «Мой любимый писатель сказочник». МАТЕМАТИКА «Математика вокруг нас. Узоры на посуде». «Оригами». Изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму  квадрата. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР «Родной город». «Красная книга», или « Возьмём под защиту». «Профессии». «Родословная».  «Страны мира». ТЕХНОЛОГИЯ «Праздничный стол». «Деревенский двор». «Убранство избы». «Аквариум». 3 класс РУССКИЙ ЯЗЫК «Рассказ о слове». «Семья слов». «Тайна имени». «Зимняя страничка». «Имена прилагательные в загадках». ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ «Сочиняем волшебную сказку». «Как научиться читать стихи». МАТЕМАТИКА «Математические сказки». «Задачи – расчёты». ОКРУЖАЮЩИЙ МИР «Богатства, отданные людям». «Разнообразие природы родного края». «Кто нас защищает». «Экономика родного края». «Музей путешествий». ТЕХНОЛОГИЯ «Детская площадка». «Океанариум». «Водный транспорт». «Готовим спектакль». 4 класс РУССКИЙ ЯЗЫК «Говорите правильно». «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ «Создание календаря исторических событий». «Природа и мы». «Они защищали Родину». МАТЕМАТИКА «Математика вокруг нас. Создание математического справочника «Наш  город». «Математика вокруг нас. Составление сборника математических задач и  заданий». ОКРУЖАЮЩИЙ МИР «Проекты по выбору». ТЕХНОЛОГИЯ «Вагоностроительный завод». «Полезные ископаемые». Работа огромная. Осуществить такое количество проектов – нереальная  нагрузка на учителя. Таким образом, проектная деятельность – важная составляющая процесса  обучения Она позволяет повысить познавательную активность, мотивацию  учащихся, обеспечить деятельностный подход в обучении, разнообразить  формы работы учителя и учащихся. В работе с проектами мы выделили как плюсы, так и минусы. Плюсы: 1. Создают ситуацию успеха. 2. Помогают строить новые отношения в сотрудничестве. 3. Способствуют проявлению организаторских способностей у детей. 4. Осуществляется преемственность. Дети подготовлены к выполнению проектов в среднем звене. 5. Активизировалась роль родителей в учебной  деятельности 1. Нехватка времени на уроке. 2. Пока ещё не все дети выполняют проекты. Своё выступление я хотела бы завершить словами выдающегося немецкого  поэта, философа и драматурга. Готхольда Эфраима  Лессинга «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте и,хотя и  криво, да сами»

Проектная деятельность в начальной школе в рамках системнодеятельностного подхода

Проектная деятельность в начальной школе в рамках системнодеятельностного подхода

Проектная деятельность в начальной школе в рамках системнодеятельностного подхода

Проектная деятельность в начальной школе в рамках системнодеятельностного подхода

Проектная деятельность в начальной школе в рамках системнодеятельностного подхода

Проектная деятельность в начальной школе в рамках системнодеятельностного подхода

Проектная деятельность в начальной школе в рамках системнодеятельностного подхода

Проектная деятельность в начальной школе в рамках системнодеятельностного подхода

Проектная деятельность в начальной школе в рамках системнодеятельностного подхода

Проектная деятельность в начальной школе в рамках системнодеятельностного подхода

Проектная деятельность в начальной школе в рамках системнодеятельностного подхода

Проектная деятельность в начальной школе в рамках системнодеятельностного подхода

Проектная деятельность в начальной школе в рамках системнодеятельностного подхода

Проектная деятельность в начальной школе в рамках системнодеятельностного подхода
Скачать файл