Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ»
Оценка 4.9

Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ»

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
13.02.2018
Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ»
Проектная программа "Орнаментальная культура обских угров" знакомит обучающихся с историческими культурными традициями обских угров. Значение и роль орнамента в культуре любого народа, обских угров в частности. Программа построена в основном из практических занятий и творческих работ, являющихся итогом освоения раздела
«ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ».docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  дополнительного образования  «Локосовская детская школа искусств» Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ» Срок реализации программы: 1 год Возраст обучающихся от 9 лет 1 Автор составитель: Городилова А.В. С.п. Локосово 2016 г. СТРУКТУРА ПРОЕКТНОЙ ПРОГРАММЫ Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; I. Пояснительная записка Срок реализации учебного предмета; Форма проведения учебных аудиторных занятий Цели и задачи вариативного учебного предмета Обоснование структуры программы учебного предмета II. Учебно­тематический план. Содержание предмета Учебно ­ тематический план. Содержание тем. Годовые требования III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок Аттестация: цели, виды, форма, содержание; V. Методическое обеспечение учебного процесса. VI. Материально­технические условия Критерии оценки Описание материально­технических условий реализации программы учебного предмета «Орнаментальная культура обских угров» VII. Список литературы и средств обучения Список рекомендуемой литературы 2 I. Пояснительная записка. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. Программа   учебного   предмета   «Орнаментальная   культура   обских угров»   (в   рамках   вариативной   части   учебного   плана)   по   дополнительным предпрофессиональным   общеобразовательным   программам   в   области изобразительного   искусства   «Декоративно­прикладное   творчество» разработана   на   основе   Федеральных   государственных   требований   к дополнительной   предпрофессиональной   общеобразовательной   программе   в области   декоративно­прикладного   искусства   «Декоративно­прикладное творчество» и на основе опыта работы по данному профилю преподавателем первой квалификационной категории Городиловой А.В. На   протяжении   многовековой   истории   мира   соблюдение   обрядов, ритуалов и иных традиций способствовали развитию народной философии и декоративных искусств, играли важную роль в организации жизни общества. Декоративно­прикладное   творчество   является   почвой   и   основой   любой национальной   культуры.   Творческие   способности   и   практические   умения обучающихся   не   могут   развиваться   вне   соответствующей   сферы деятельности.   Занятия   народным   декоративно­прикладным   творчеством   в детской   школе   искусств   ­   это   путь   приобщения   обучающихся   к   истокам фольклорной   культуры,   воспитание   эстетического   отношения   к   предметам быта, знакомство с историей своей страны, своего региона. Проектная   программа  «Орнаментальная   культура   обских угров»  направлена   на   знакомство   обучающихся   с   национальными особенностями   культуры   Ханты   и   Манси   исоответствует  концепции гражданско­патриотического   воспитания   граждан   Ханты­Мансийского автономного округа ­ Югры, одобренная на заседании Правительственной комиссии   от   19.11.2014   года,   которая   обозначила   следующие   основные направления: углублённое изучение истоков истории, культуры и искусства 3 родного края; приобщение детей к общекультурным ценностям; воспитание у   подрастающего   поколения   патриотизма   и   толерантности.   Внедрение   в образовательный   процесс   регионального   компонента   дает   детям представления   основ   региональной   культуры.   Развивает   у   школьников интерес   к   малой   родине,   ее   культурно­историческим   и   этническим особенностям.  В результате освоения этой программы у обучающихся формируются знания   о   национальном   орнаментальном   искусстве.  Простые   и   красивые изделия народных умельцев, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить   традиции   родных   мест,   уважать   труд.   Они   формируют   у   ребенка эстетическое   и   философское   восприятие   мира,   передают   детям представления народа о красоте, добре, зле, предназначении человека. Причины   знакомства   с   культурой   Ханты   и   Манси   именно   через национальный   орнамент   объясняется   тем,   что   именно   орнамент   является своего рода "визитной карточкой" любого народа, его культуры. Именно по характеру   орнамента   любого   изделия,   будь   то   национальная   одежда, предметы   декоративно­прикладного   творчества,   отделка   архитектуры,   мы определяем его принадлежность к какой­либо национальности, народности, временному   периоду.   Орнамент   не   может   существовать   сам   по   себе   как самостоятельный   вид   искусства,   он   всегда   ложится   на   предмет,   поэтому относится   к   декоративно­прикладному   искусству.   Получается,   что совокупность определённого орнамента, материала и формы предмета (что в свою очередь зависит от быта народности, видов хозяйственной деятельности, географическому положению и временному периоду) создают определенный стиль.  Важным аспектом данной программы является возможность соединить новые   материалы   с   традиционными   приемами   декоративно­прикладного искусства, что даёт новое звучание древним техникам и облегчает соблюдение национальных   традиций   в   образовательных   и   культурных   учреждениях. Современные материалы позволяют по ­ новому взглянуть на традиционную культуру. Основной   формой   обучения   является   учебно­практическая деятельность   обучающихся.   В   проектной   программе   предусмотрено выполнение творческих и проектных работ.  Таким   образом,   достижение   цели   и   решение   задач   предполагается осуществлять   посредством   использования   метода   творческих   проектов. Метод проектов позволяет в системе овладеть организационно­практической 4 деятельностью по всей цепочке ­ от идеи до её реализации в модели, изделии, синтезируя знания из разных областей, применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая авторские произведения декоративно­ прикладного   творчества.   Проектная   программа   "Орнаментальная   культура обских   угров»   ориентирована   для   реализации,   как   учебный предметвариативной   части   в   детских   школах   искусств   и детскиххудожественных   школах,   а   также   в   средних   общеобразовательных школах в видефакультативных занятий или кружков. Срок реализации вариативного учебного предмета  «Орнаментальная культура обских угров» Срок реализации данной программы 33 недели.  Общий   объем   максимальной   учебной   нагрузки   (трудоемкость   в   часах) реализации данной программы составляет 99 часов, в том числе аудиторные занятия   –   66   часов,   самостоятельная   работа   –   33   часа.   Самостоятельная (внеаудиторная)   работа   используется   на   выполнение   обучающимися: краткосрочных   набросков,   зарисовок;   выполнение   эскизов   к   творческим работам;   копирование   изделий   декоративно­прикладного   творчества   и народных   промыслов;   участие   в   конкурсах   по   декоративно­прикладному творчеству,   а   также   в   целях   самообразования   посредством   интернета ресурсов и посещения библиотеки. Виды учебной нагрузки Класс Максимальная учебная нагрузка (на весь  период обучения) Количество часов на аудиторные занятия Общее количество часов на аудиторные  занятия Продолжительность реализации предмета в неделях Срок обучения 1 год 1 99 1 66 33 Форма проведения учебных аудиторных занятий Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и  учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме,  численность группы ­ от 4 до 10 человек. Для развития навыков творческой  5 работы обучающихся, программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения. Цели и задачи Цель проектной программы «Орнаментальная культура обских угров» ­расширение   представлений   о   художественном   наследии,   народном творчестве   ханты   и   манси;   углубление   знаний   о   культуре   этих   народов. Сохранение   культурных   традиции   малочисленных   народов   в   условиях современных образовательных учреждений. Задачи: Образовательные:  Формирование   у   детей   комплекса   знаний,   умений   и   навыков   области национальной культуры региона;  Приобретение детьми опыта творческой проектной деятельности;  Умение   копировать,   варьировать   и   самостоятельно   выполнять   изделия декоративно­прикладного творчества и народных промыслов;  Овладение   детьми   духовными   и   культурными   ценностями   народов Приобья;  Знание основных законов и особенностей, характерных для декоративно­ прикладного творчества Ханты и Манси;  Умение   сочетать   традиционный   национальный   характер   и   современные материалы; Развивающие:  Развитие   у   обучающихся   личностных   качеств,   позволяющих   уважать   и принимать духовные и культурные ценности разных народов;  Развитие у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; Воспитательные:  Воспитание эстетического восприятия, формирование представлений об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой конкретной культуре, осознание, что самобытная культура ханты и манси ­ их вклад в мировую культуру, наследие, достойное уважения. II. УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКЕИЙ ПЛАН. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ПРОГРАММЫ Учебно­тематический план 6 № Тема занятия Вид занятия Общая нагруз ка Аудито рные заняти я Самост оятель ная работа 7 Знакомство с бытом и национальными традициями обских угров. Народные промыслы ханты и манси. Изучение нового материала. Теория. Загадки, легенды, сказки народов хаты и манси. Изучение нового материала. Теория. Ознакомление с орнаментальным искусством народов ханты и манси и его месте в мировом орнаментальном искусстве. Изучение нового материала. Теория. Математическая основа угорского орнамента. Творческая работа. Изучение нового материала. Теория­ практика. Аппликация угорских орнаментов из цветной бумаги. Теория­ практика Симметричные орнаментыиз значения их применение. Изготовление симметричных орнаментов. Творческая работа. Панно из фетра. Проектная работа. Керамическое панно с использованием национального орнамента. Работа с бисером. 10. Вышивание орнамента для 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 3 6 3 6 3 3 6 6 3 6 2 4 2 4 2 2 4 4 2 4 1 2 1 2 1 1 2 2 1 2 Изучение нового материала. Практика. Практика. Изучение нового материала. Теория. Изучение 8 одежды народов ханты и манси бисером по канве. Практическая работа. Имитация вышивки бисером. Точечная роспись керамической игрушки. Плетение из бисера. Практическая работа. Кукла Акань. Кукла Акань, оформление платья. Применение знаний и умений о традиционном декоративно­ прикладном творчестве обских угров в стилизованных авторских изделиях. Творческая практическая работа: Авторская кукла из шерсти, декорированная мехом и бисером. Проектная работа. Авторское панно из фетра, декорированное мехом и бисером. Проектная работа. Авторская объёмная композиция из глины с использованием точечной росписи. Подведение итогов. Просмотр творческих и проектных работ обучающихся. Всего 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. нового материала.Пр актика. Теория­ практика Практика. Изучение нового материала. Теория­ практика. Теория­ практика. Практика. 6 3 6 6 3 Практика. 12 Практика. Практика. Итоговое занятие. 6 9 3 4 2 4 4 2 8 4 6 2 2 1 2 2 1 4 2 3 1 99 66 33 Содержание тем вариативного учебного предмета «Орнаментальная культура обских угров» Содержание проектной программы «Орнаментальная культура обских угров» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей   развития   их   пространственного   мышления;   включает теоретическую   и   практическую   части.   Теоретическая   часть   предполагает знакомство   обучающихся   с   традициями,   ритуалами,   устным   народным творчеством Ханты и Манси, техниками и способами работы с различными 9 материалами, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом процессе. Значительная   часть   проектной   программы   посвящена   знакомству   с традиционным орнаментом Ханты и Манси, связи орнаментального искусства с   бытом   и   устным   народным   творчеством   обских   угров.   Национальный орнамент   любого   народа   или   национальности   несет   в   себе   информацию   о быте, о виде деятельности, о традициях. Наличие общих черт в орнаменте ханты и манси явилось результатом общности территории, которую заселяли эти народы, и тесных экономических связей,   существовавших   между   ними.   Орнаментальное   искусство   Манси обычно рассматривалось в комплексе с орнаментальным искусством Ханты, как   декоративное   искусство   обских   угров,   так   как   различия   между хантыйским   и   мансийским   орнаментом   незначительны.   Обучающиеся познакомятся   с   особенностями   орнаментальной   культуры   обских   угров,   с использованием   национального   орнамента   в   быту,   с   традиционными   и современными материалами, используемыми для изображения орнамента. Для закрепления   полученных   знаний,   обучающимся   предлагаются   различные творческие проектные работы с использованием национального орнамента. Так же программа познакомит обучающихся с традиционными куклами, способом  их  изготовления.  Традиционные  куклы  занимают  особое место  в культуре   любого   народа.   Они   интересны   всем   и   всегда,   и   сближают   все возрасты   и   национальности.   Блок   уроков,   посвященный   изучению традиционных   кукол,   начинается   со   знакомства   с   календарем,   обрядами, традициями.   Затем   изучаются   типы   кукол   и   осваивается   технология   их изготовления:   от   простых   к   сложным.   В   завершении   этого   блока   уроков, обучающимся   будет   предложена   проектная   творческая   работа,   по изготовлению авторской куклы, с использованием знаний о быте, орнаменте и традициях обских угров.  Тема № 1. Знакомство с бытом и национальными традициями обских угров. Декоративно­ прикладное творчество любого народа всегда отражает его  образ  жизни, его   культуру, традиции,  обряды,  мифы, легенды.Наличие общих черт в декоративно ­ прикладном творчестве ханты и манси явилось результатом общности территории, которую заселяли эти народы, и тесных экономических   связей,   существовавших   между   ними.В   недавнем   прошлом 10 хозяйство ханты и манси было натуральным. Все необходимое для быта и промыслов они изготавливали сами.  Самостоятельная   работа:  подбор   иллюстративного   материала   по   теме урока. Тема   №   2.  Ознакомление   с   орнаментальным   искусством   народов ханты и манси. Орнаментальное   искусство   составляет   важную   часть   современной культуры   ханты   и   манси.  Орнамент   можно   встретить   в   изделиях   из   меха, кожи, бересты, бисера, ткани, дерева, кости и металла. Орнаментом и сегодня украшают обские угры свою одежду, обувь, платки, пояса, сумки и другие предметы быта.  Самостоятельная   работа:  подбор   иллюстративного   материала   по   теме урока. Тема № 3. Загадки, легенды, сказки народов хаты и манси. Знания   старинных   легенд,   сказок,   мифов   позволяет   узнать   мысли народа, его ценности. Эти знания необходимы для понимания и декоративно­ прикладного творчества. Самостоятельная   работа:  прочитать   несколько   старинных   сказок   или легенд. Можно зарисовать, наиболее понравившиеся моменты. Тема   №   4. Практическая работа.   Математическая   основа   угорского   орнамента. Раскраивая   орнамент   на  меху,  не   зная  математики,  древние   ханты   и манси   творили   математику   сами.   А   теперь,   зная   математическую   основу орнаментального искусства, мы тоже можем создавать орнаменты.  Творческая работа: Изображение с помощью равнобедренных треугольников, квадратов и прямоугольников животное или растение на бумаге в клеточку. Самостоятельная работа: изображение дерева, закрепление темы урока. Тема   №5Изготовление   угорских   орнаментов   в   цвете.Практическая работа. Аппликация из цветной бумаги. Заготовки из цветной бумаги в форме треугольников, квадратов и прямоугольников приклеиваются на картонную основу в виде угорского орнамента, на основе работ, сделанных на прошлом уроке. Самостоятельная   работа:  аппликация   из   цветной   бумаги,   изображение птицы. 11 Тема №6Симметричные орнаменты их значение и применение. Симметричный   орнамент,   его   отличие   от   других   отображаемых орнаментов.   Применение   симметричных   орнаментов   на   ограниченных поверхностях. Овальные линии. Творческая работа Изображение любой птицы   в   виде   симметричного   орнамента.   Выделить   особенность   крыльев, размах крыльев при взлете и приземлении, длина шеи, форма хвоста, и т. д. Самостоятельная   работа: симметричного орнамента. Тема   №7  Изготовление   панно   из   фетра   с   использованием симметричных орнаментов. Тема №8 Проектная работа: Керамическое панно с использованием национального орнамента "Югра".  изображение   животного   в   технике   Панно   должно   отображать   один   из   аспектов   жизни   Ханты   и   Манси. Выполнить   в   виде   полуобьемного   изображения   или   сборное   панно   из нескольких элементов. Проектная работа должна создаваться с применением знаний, полученных на предыдущих уроках. Самостоятельная   работа:  отбор   материала,   композиционные   поиски, эскизирование проектной работы. Тема № 9. Работа с бисером. Известны два способа плетения бисером: ажурная сетка и нашивание бисера на ткань. Вышивали бисером верх женской короткой обуви из кожи. Предпочитали яркие, сочные цвета бисера (черный, синий, красный). Белый цвет   чаще   употребляли   для   фона.   В   настоящее   время   из   бисера   плетут небольшие салфетки, кошельки, украшения.  Самостоятельная   работа:  просмотреть   в   интернете   работы   мастеров работы с бисером. Тема № 10. Вышивание орнамента для одежды народов ханты и манси бисером по канве. Принцип вышивания бисером. Подобрать характерное сочетание цветов бисера. Практическая работа. Несложный орнамент вышить на канве. Самостоятельная работа:  закрепление составления схемы орнамента на бумаге.  Имитация   вышивки   бисером.   Точечная   роспись   керамической игрушки. Тема № 1. Практическая работа.  Принцип   плетения   угорских   орнаментов   из   бисера.   Практическая работа. Плетение несложного орнамента из бисера. 12 Самостоятельная работа: аналогичная работа для закрепления. Тема № 12. Кукла Акань. Изучение   традиционных   кукол   "Акань"   начинается   со   знакомства   с календарем,   обрядами,   традициями.   Затем   изучаются   типы   кукол   и осваивается технология их изготовления: от простых к сложным. Самостоятельная работа: аналогичная работа для закрепления. Тема №13. Кукла Акань. Оформление платья.  Творческая работа. Закрепление навыков изготовления кукол и работы с бисером. Самостоятельная работа: аналогичная работа для закрепления. Тема № 14.Применение знаний и умений о традиционном декоративно­ прикладном   творчестве   обских   угров   в   стилизованных   авторских изделиях. Применение нетрадиционных материалов. Понимание и знание культуры Ханты и Манси можно применить при создании   изделий   из   современных   или   нехарактерных   материалов   и инструментов,   но   с   сохранением   духа   северных   народов.   Практическая работа:   Глиняное   авторское   изделие,   декорирование   точечной   росписью (имитация вышивки бисером). Самостоятельная работа: эскиз материала.   Тема   №   15.Творческая   практическая   работа:   Авторская   кукла   из шерсти, декорированная мехом и бисером. композиции, подбор   глиняной     Повторение   знаний   и   умений   бисероплетения   и   вышивки   бисером, применение на практике. Создание авторской куклы из шерсти (способ сухого валяния). Декорирование шерстью и бисером. Создание образа народов Ханты и Манси. Самостоятельная работа: эскизирование, поиск образа. Тема   №   16.   Проектная   работа.   Авторское   панно   из   фетра, декорированное мехом и бисером. Создание авторского панно, которое должно отображать аспекты жизни обских угров и их орнаментальную культуру. Декорирование панно. Самостоятельная   работа:   создание   композиции. Тема № 17. Проектная работа. Авторская объёмная композиция из глины с использованием точечной росписи.  эскизирование, Создание   композиции   из   нескольких   фигур   (сцена   из   жизни   обских угров. Декорирование точечной росписью (имитация бисероплетения). 13 Самостоятельная работа: эскизирование, композиционные поиски, поиски образов. Тема № 18. Подведение итогов.   Просмотр   творческих   и   проектных   работ   обучающихся. III.   ТРЕБОВАНИЯ   К   УРОВНЮ   ПОДГОТОВКИ   И   ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ По   окончании   реализации   проектной   программы   обучающиеся должны: Знать:  Основные   понятия   и   терминологию   в   области   декоративно   ­ прикладного творчества Ханты и Манси.  Основные   виды   и   техники   декоративно­прикладной   деятельности обских угров.  Основные признаки орнаментальной культуры народов Ханты и Манси традиционное назначение куклы Акань; Уметь:  Работать с бисером в традиционных техниках.  Преобразовать природные формы, в угорский орнамент.  Изготавливать традиционные куклы "Акань",   Умение передавать особенности декоративно­прикладного творчества обских угров через современные и не характерные материалы. IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. СИСТЕМА ОТЦЕНОК Видами   контроля   по   вариативному   предмету  «Орнаментальная культура обских угров» является промежуточная и итоговая аттестации. Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени, в конце 1 полугодия в виде контрольного урока, в форме просмотров работ обучающихся. В конце 2 полугодия проводится итоговая аттестация в виде защиты творческих работ. Критерии оценок Оценивание   работ   осуществляется   по   двум   направлениям: практическая   работа   и   теоретическая   грамотность.   Важным   критерием оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и 14 раскрытие   темы   задания.   Это   обеспечивает   стимул   к   творческой деятельности и объективную самооценку обучающихся. "5" (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с   соблюдением   необходимой   последовательности,   составил   композицию, учитывая законы композиции, проявил организационно­трудовые умения. "4" (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные ошибки в композиции   и   в   цветовом   решении,   при   работе   в   материале   есть неаккуратность. "3"   (удовлетворительно)   ставится,   если   работа   выполнена   под постоянным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен. V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Для   развития   навыков   творческой   работы   обучающихся,  программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации, что позволяет полнее  учитывать  индивидуальные   возможности   и личностные   особенности каждого обучающегося, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей. Групповые вводные беседы и объяснения материала   дополняются   индивидуальной   работой   с   каждым   обучающимся, над особенностями его композиции (эскиза) и умением построить работу, как личный   творческий   процесс.   В   завершении   темы   рабочий   просмотр творческих работ. При реализациипрограммы используются следующие методы обучения:  Словесный (объяснение, беседа, рассказ);  Наглядный (демонстрация образцов, приемов работы);  Практический (выполнение упражнений, практических работ, творческих работ, реализация проектов);  Эмоциональный   (подбор   ассоциаций,   образов,   художественные впечатления). Применяются следующие средства дифференциации:  Разработка заданий различной трудности и объема;  Разная   мера   помощи   преподавателя   обучающимся   при   выполнении учебных заданий;  Индивидуальные и дифференцированные домашние задания.  Основной задачей дифференциации и индивидуализации, при объяснении   материала,   является   формирование   умения   у   обучающихся применять полученные ранее знания. 15 Обучающиеся  могут  получить  разную  меру   помощи,  которую  может оказать педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток. Основное   время   на   уроке   отводится   практической   деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности. В процессе освоения программы применяются 3вида заданий:  Тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, упражнения. Они   используются   с   целью   довести   до   стандартного   уровня первоначальные знания, умения, навыки;  Частично­поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов;  Творческие,   в   которых   обучающиеся   могут   использовать   полученные знания в авторских работах; Организации самостоятельной работы Для   полноценной   реализации   программы   предусмотрено   введение самостоятельной   работы.   На   самостоятельную   работу   отводится   50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий   (упражнений   для   закрепления   изученного   материала,   копирования образцов), а также возможны экскурсии, участие обучающихся в творческих мероприятиях села и образовательного учреждения.  VI. МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЯ. Описание материально­технических условий реализации программы учебного предмета «Орнаментальная культура обских угров» Для реализации программы «Орнаментальная культура обских угров» в образовательном учреждении оборудован кабинет, для занятий декоративно­ прикладным   творчеством.   Кабинет   оснащен   удобной   мебелью,   гончарными кругами,   муфельной   печью.   Входе   реализации   программы   обучающимся должны предоставляться следующие инструменты и материалы:  валяния;  глина,   войлок,   шерсть   для   валяния,   бисер,   контуры   по   стеклу   и керамике,   леска,   медная   проволока   для   плетения   их   бисера,   гуашь, витражные краски, акриловые краски, акриловый лак, кисти для росписи, карандаши, ластики, плотная бумага Ф А3;  ножницы, канцелярские ножи, стеки, линейки, иглы для шитья и для VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ 1. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010  16 2.Берстенева В.Е., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная кукла  своими руками. Белый город, 2010 3.Т.А. Канурская, Л.А. Маркман БИСЕР "Профиздат " Москва, 2000 г. 4.Под редакцией Е.А. Нёмысоевой, Е.К. Скрибник Сказки народа Ханты  СПб. ТОО "Алфавит" 1995 г. 5. Е.Н. Самойлова Сказки народов Севера СПб.: "Алфавит", 1995г. 6. А.Д. Каксин Мастера Югры Ханты­Мансийск "Полиграфист", 2007 г. 7.Е.А. Ерныхова Конспекты по декоративно­ прикладному искусству угорских народов. г. Ханты­Мансийск, 2003г.  Литература для обучающихся 1.Под редакцией Е.А. Нёмысоевой, Е.К. Скрибник Сказки народа Ханты  СПб. ТОО "Алфавит" 1995 г. 2. Е.Н. Самойлова Сказки народов Севера СПб.: "Алфавит", 1995г. 3. Воробьёва Н.Г. Точечная роспись ООО "АСТ­ПРЕСС КНИГА», 2015; 4. Данкевич Е.В., О.В. Жарова От простого к сложному Санкт­Петербург  "Кристалл" 1998 г. 5. Белякова О.В. Самые красивые поделки из бисера/ Ростов н/Д: Владис; М.:  РИПОЛ классик, 2010 г. 6.Г.Федотов Основы художественного ремесла МОСКВА "АСТ­ПРЕСС"  1999г. 7.Т.Ю. Глушковы Сериия: "Город мастеров" Увлекательный фелтинг Ростов на Дону "Феникс" 2014г. 8.Т.А. Камурская, Л.А. БИСЕР Информационно­издательский дом  "ПРОФИЗДАТ" МОСКВА 2000 8г. 9. Г.Визель Керамика, живопись скульптура МОСКВА "Творческая  мастерская Зураба Церетели" 2011г. Использование интернет ресурсов http://allwantsimg.com/ornamenty­nencev http://www.hnh.ru/culture/2011­02­19­1 http://etnic.ru/edu/orn/orn3.html http://stranamasterov.ru/node/43300 http://allbest.ru/k­2c0a65625b2bc78a5d53b89421206c27.html http://etnic.ru/edu/ugry/ugry6.html http://www.kulturologia.ru/blogs/031013/18947/ http://nrlib.ru/novosti/1462­zhizn­i­byt­narodov­khanty­i­mansi 17 http://m.nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/04/08/byt­narodov­hanty­i­mansi­ pravda­i­vymysel 18

Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ»

Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ»

Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ»

Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ»

Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ»

Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ»

Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ»

Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ»

Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ»

Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ»

Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ»

Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ»

Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ»

Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ»

Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ»

Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ»

Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ»

Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ»

Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ»

Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ»

Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ»

Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ»

Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ»

Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ»

Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ»

Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ»

Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ»

Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ»

Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ»

Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ»

Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ»

Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ»

Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ»

Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ»

Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ»

Проектная программа «ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБСКИХ УГРОВ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2018
Посмотрите также: