Министерство образования Республики Башкортостан
Государственное автономное учреждение
дополнительного профессионального образования
Институт развития образования Республики Башкортостан
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
. Технологическая карта урока с использованием ЭФУ и ЭОР.
Разработчик проекта:
Никитина Татьяна Владимировна
учитель начальных классов
МОБУ СОШ с.Благовар
Руководитель проекта:
Ишемгулова Идалия Галинуровна,
старший методист кафедры физики, математики и информатики
Уфа – 2016
1.Понятие ЭФУ и ЭОР. Типы и виды используемых ресурсов.
Под электронными
образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают – совокупность средств
программного, информационного, технического и организационного обеспечения,
электронных изданий, размещаемая на машиночитаемых носителях и/или в сети.
А свою очередь цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в
цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели,
объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические
материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые
документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного
процесса.
Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) авторы нацпроекта “Образование”
называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются
электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы
и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или
CD-плейера.
Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на
компьютере. Иногда чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют
цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер
использует цифровые способы записи-воспроизведения.
Самые простые ЭОР — текстографические. Они отличаются от книг в основном формой
предъявления текстов и иллюстраций: материал представляется на экране
компьютера, а не на бумаге. Но его очень легко распечатать, т. е. перенести на
бумагу.
ЭОР следующей группы тоже текстографические, но имеют существенные отличия в
навигации по тексту. Страницы книги мы читаем последовательно, осуществляя
таким образом так называемую линейную навигацию. При этом довольно часто в
учебном тексте встречаются термины или ссылки на другой раздел того же текста.
В таких случаях книга не очень удобно нужно разыскивать пояснения где-то в
другом месте, листая множество страниц. В ЭОР же это можно сделать гораздо
комфортнее: указать незнакомый термин и тут же получить его определение в
небольшом дополнительном окне или мгновенно сменить содержимое экрана при
указании так называемого ключевого слова (либо словосочетания). По существу
ключевое словосочетание — аналог строки знакомого всем книжного оглавления, но
строка эта не вынесена на отдельную страницу (оглавления), а внедрена в
основной текст. Среди информационных источников
выделяются (по цели создания):
· общекультурные информационные источники (ресурсы), существующие независимо от учебного процесса (представленные в электронной форме объекты культурного и исторического наследия, изображения природных объектов и явлений);
· педагогические информационные источники (ресурсы), разработанные специально для целей учебного процесса.
Среди общекультурных информационных источников будем выделять (по природе основной информации):
· текстовые ЭОР (коллекции текстовых материалов), содержащие преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольную обработку;
· изобразительные ЭОР (коллекции фотографий и всевозможных оцифрованных изображений), содержащие преимущественно электронные образцы объектов. Электронная форма учебника
- общеобразовательный ЭОР (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование);
- профессиональный ЭОР (профессиональная подготовка (для лиц, не имеющих основного общего образования), начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование).
- очный;
- очно-заочный;
- заочный;
- семейное образование;
- самообразование;
- экстернат.
- абитуриент;
- обучаемый;
- педагогический работник;
- менеджер;
- методист;
- научный работник;
- технический специалист.
- учебный материал (задачник, лабораторный практикум, учебник, учебное пособие, конспект лекций,тест, контрольные вопросы, электронный учебный курс;)
- учебно-методический материал (методическое указание, учебная программа, учебный план, план занятий);
- справочный материал (геоинформационная/картографическая система, база данных, словарь, справочник, энциклопедия);
- иллюстративный и демонстрационный материал (атлас, карта, альбом, иллюстрация, наглядное пособие);
- дополнительный информационный материал (хрестоматия, публикация научно-популярного характера, печатное издание (книга), рекламно-информационная публикация, библиография);
- нормативный документ (национальный стандарт, образовательный стандарт, инструкция, нормативный акт);
- научный материал
(автореферат диссертации, диссертация, статья, монография,обзор);
- электронное периодическое издание (полнотекстовое издание, оглавление
печатных изданий, электронная библиотека, образовательный сайт);
- программный продукт (программный комплекс для образовательных учреждений, инструментальное средство для создания компьютерных средств обучения.)
-научный;
-научно-популярный;
-производственно-практический;
-нормативныйпроизводственно-практический;
-учебный;
-массово-политический;
-справочный;
-длядосуга;
- художественный.
- учебно-методический комплекс по дисциплине;
- учебная программа;
- конспект лекций;
-хрестоматия;
-словарь;
-справочник;
- практикум (комплект практических заданий, сборник задач, лабораторных работ,
виртуальный практикум, сопровождение курсовых и дипломных работ, проведения
научно-исследовательской работы, деловые игры);
- тест, комплект тестовых заданий;
- иллюстративный материал (набор слайдов, анимационные и видеофрагменты, аудиосопровождение);
- методические указания, методики изучения дисциплины, выполнения практических и лабораторных работ, решения задач, проведения курсовых, дипломных и научно-исследовательских работ, организации и проведения деловых игр и т.д.);
- учебно-методическое пособие (различные комбинации методических указаний с другими видами учебных пособий);
- научно-популярная публикация;
- научная публикация;
- лекционное сопровождение (слайды, видеофрагменты, аудиосопровождение);
- сопровождение практикумов;
- самостоятельная работа;
- для системы дистанционного обучения;
- для системы электронного обучения;
- для самообразования;
- для краткосрочных курсов и системы повышения квалификации.
- мультимедийные ЭОР;
- программные продукты;
- изобразительные;
- аудио;
- текстовые;
- электронные аналоги печатных изданий.
-активные;
-описательные;
-смешанные;
- неопределенные.
Электронная форма учебника – это электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника (определение МОН РФ по Приказу от 8 декабря 2014 г. № 1559).
Для работы с ЭФУ достаточно обладать умениями обычного пользователя компьютера, и умения работы в сети Интернет.
Электронный учебник является новой формой учебника, которая имеет больше возможностей для организации образовательного процесса и может использоваться в качестве не только источника информации, но и инструмента для выполнения практических, лабораторных работ, письменных заданий, наблюдения за различными процессами и является хорошим дополнением при выполнении домашней работы. При работе с электронным учебником учитель может предлагать задания, которые обычно даются и при работе с обычным бумажным учебником. Современные устройства, используемые для воспроизведения электронных учебников, позволяют не только просматривать информацию, но и писать на экране.
Таким образом, все те приемы, которые использовались при работе с печатным учебником, можно применять и в электронной форме, расширяя их новыми, с учетом программных средств и технологических возможностей электронного учебника. Расширение ресурсов печатного учебника мультимедийными и интерактивными элементами, тестами и виртуальными лабораториями создает все условия для индивидуализации процесса обучения. Важно понимать, что учитель использует электронные образовательные ресурсы не просто для демонстрации иллюстративного материала, а для активной познавательной деятельности, создания учебного продукта вместе с учениками.
2. Технологическая карта урока технологии. 2 класс
Тема урока: Народные промыслы (изделие: пейзаж «Деревня»)
Учитель: Никитина Татьяна Владимировна
Цель: создание рельефной картины.
Задачи:
· создать условия для освоения техники рельефной картины, приёма получения новых оттенков пластилина;
· закрепления умения работать с пластилином и составлять тематическую композицию (деревенский пейзаж).
Планируемые результаты:
1. Предметные:
ü Знать свойства, способы использования, виды пластилина,
ü Работать в технике изготовления рельефной картины с использованием пластилина;
ü Анализировать образец пейзажа, предложенного в учебнике, и на его основе создавать собственный эскиз;
ü Организовывать рабочее место;
2. Метапредметные
Познавательные УУД
ü Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.
ü Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов.
ü Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД
ü Формируем умение слушать и понимать других.
ü Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
ü Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
ü Умение работать в паре и в группе.
Регулятивные УУД
ü Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
ü Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Личностные
ü Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ресурсы урока: Рабочая программа,
Н.И. Роговцева и др. «Технология». Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 класс.
Оборудование: У учителя: изображение деревни, макеты построек деревни, различные виды пластилина, барельефа, горельефа, рельефа в природе. У учащихся: учебник, картон для основы поделки,
пластилин, стека, подкладной лист, изображения построек деревни.
Определяется в зависимости от планир.результатов и содержания деятельности по их достижению |
Действия педагога |
Действия обучающегося |
1. Самоопределение к деятельности Орг. момент |
Учитель приветствует детей. Смотрит готовность к уроку. - Добрый
день, мои друзья! |
Дети приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. |
2. Актуализация знаний, мотивация |
Путешествуем во времени. - На прошлых уроках мы с вами знакомились с разными видами народных промыслов. А вы помните, что народные промыслы зародились еще в древности, люди начали заниматься различными промыслами еще в то время, когда жили в деревнях? Сегодня мы отправимся в путешествие по деревне и к разным мастерам рисования. http://easyen.ru/load/mkhk_izo/2_klass/khokhloma/183-1-0-45256
http://easyen.ru/load/mkhk_izo/2_klass/prezentacija_gorodeckaja_rospis/183-1-0-17063
- Какой материал использовался для строительства деревень? (Дерево.) - Как называют дом в деревне? (Изба.) - А какие еще постройки есть в деревне?» (Колодец, баня, сарай, амбар и т. д.) |
- наблюдают и выделяют особенности изделий Хохломы, Дымково и Городца, - осмысливают значение народных промыслов для развития декоративно-прикладного искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций |
3. Постановка учебной задачи |
- Сейчас мы создадим свою маленькую деревню, а для этого будем рисовать, причем не обычным способом, а пластилином. Рисование пластилином — это редкий способ создания изображения. Также нам предстоит использовать в работе элементы рельефа.Электронное приложение к учебнику
|
- ориентируются на страницах учебника, находят необходимую информацию,
|
4. Решение учебной задачи
|
Анализ образца. Выполняется с опорой на образцы и материал в учебнике на с. 33 – Откройте учебник на с. 33, рассмотрите рисунки. - Какие материалы нам необходимы? - Какие инструменты будем использовать? - Назовите правила и приёмы работы с пластилином? - В чём особенность изображения (это выпуклое изображение), способы применения поделки. - А как называется выпуклое изображение? (Рельеф.) Различают несколько видов рельефов: барельеф — низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема (показ рисунка); высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема (показ рисунка). - А где еще мы можем встретить рельеф? (В природе.) - Что называют рельефом? (Неровность суши, дна океанов и морей.) (Показ рисунка.) - Прочитайте в учебнике на странице 32, о чем вспомнила Аня. Физминутка http://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/fizminutka_tancevalnaja/319-1-0-47376
|
- анализируют образец пейзажа, предложенного в учебнике и электронном приложении к учебнику,
|
5. Первичное закрепление (Применение алгоритма на практике) |
Планирование. – Давайте обсудим план нашей работы. - Прочитаем план работы в учебнике (с. 33) и сравним с приложением в учебнике.
Последовательность изготовления изделия - Рассмотрим последовательность изготовления изделия. - Видеофильм с электронного приложения к учебнику
|
- ориентируются на страницах учебника, находят необходимую информацию, - самостоятельно составляют план выполнения работы на основе слайдового плана и анализа образца изделия;
|
6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. |
Самостоятельная работа. 1. Замысел: придумать композицию с использованием различных деревенских построек. Учитель предлагает учащимся подумать, какие элементы можно использовать для создания композиции «Деревня», посмотреть на с. 33 учебника, какую композицию придумала Аня. 2. Разметка: нарисовать карандашом задуманный пейзаж на картоне так, чтобы его можно было раскрасить пластилином. Этот этап работы поможет развить у учащихся навыки самооценки и самоконтроля. 3. Подготовка отдельных деталей композиции из пластилина: вылепить детали различной формы, необходимые для работы, помня о правилах и приемах работы с пластилином, о его свойствах. 4. Нанесение пластилина на основу: перед нанесением пластилин размять, заполнить слоями пластилина участки с изображениями неба и земли при помощи приема растирания (нанесение пластилина на основу следует начинать с верхней части, чтобы исключить касание ладони с покрытыми участками), выложить валиками заготовленные детали пейзажа в нужных местах. Важно развивать аккуратность, терпеливость и внимательность у учащихся. Учитель напоминает детям, что пластилин можно смешивать, как краски, для получения новых цветов. Для этого нужно взять кусочки разных цветов и, разогрев их в ладонях, скатать до получения однородного цвета (без прожилок и пятен цвета). 5. Оформление композиции: закончить композицию при помощи стеки, можно поместить поделку в рамочку
|
- используют умения работать с пластилином, - организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов, - осваивают технику изготовления рельефной картины с использованием пластилина, - на основе анализа предложенного пейзажа создают собственный эскиз, - используют при создании эскиза художественные приёмы построения композиции, - соблюдают пропорции при изображении перспективы, - составляют композицию в соответствии с тематикой, -создают новые цветовые оттенки путём смешивания пластилина - оформляют изделие
|
7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов |
Диагностика достижений планируемых результатов: - Какой вид изображения вы сегодня использовали в своей работе? (Рельеф.) - Чем он отличается от обычного изображения?»
|
Выполняют задания учебника (учителя). Придумывают свои задания по изученной теме. |
8. Оценка |
Выставка работ Критерии оценивания работ: ü аккуратность, ü тщательность, ü проявление творчества, ü использование приема смешивания пластилина, ü оригинальность композиции ииспользование приемов для создания деталей композиции. |
Выполняют предложенную самостоятельную работу. Оценивают результаты, способы их достижения. |
9. Итог занятий. Рефлексия деятельности |
Дополнительные творческие задания: - Подготовьте письменно ответ на вопрос: «Чем жизнь в деревне отличается от жизни в городе?» |
Участвуют в диалоге с учителем (организованной дискуссии). . |
Литература:
5. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1—4 кл. / Под
ред. Б. М. Неменского. М- Просвещение. 2010.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.