Четырехугольники
Четырехугольники
Четырехугольники
Четырехугольники
на клетчатой
на клетчатой
на клетчатой
на клетчатой
бумаге.
бумаге.
бумаге.
бумаге.
Работу выполнила ученица
Работу выполнила ученица
Новобатайской СОШ №9 Полякова
Новобатайской СОШ №9 Полякова
Руководитель: Оноприенко Е.В.
Руководитель: Оноприенко Е.В.
ЮлияЮлия
Актуальность.
• Задачи по нахождению площадей
фигур на клетчатой бумаге
встречаются в заданиях ЕГЭ и
практической деятельности:
увеличение масштаба рисунка,
вышивание, художественная
графика и др.
Определение
предмета
исследования.
• При решении задач в 11 классе один
ученик предложил свой способ
нахождения площадей
четырехугольников: найти площадь
прямоугольника, описанного около
данного четырехугольника, и
разделить на 2.
Формулировка
проблемы.
• Проверить достоверность
предложенного способа.
• Изучить и предложить разные
способы решения задач по
нахождению площадей фигур
на клетчатой бумаге.
Выдвижение
гипотезы.
• Площадь вписанного
четырехугольника в
прямоугольник равна половине
площади этого прямоугольника.
Проверка
гипотезы.
• Для решения задач
используем свойство
площадей: «Если
многоугольник разбит на
несколько
многоугольников, не
имеющих общих
внутренних точек, то его
площадь равна сумме
площадей этих
многоугольников».
Вычислим площадь
фигуры на рисунке 2.
Sиск. = 5∙8-
(7+6+6+1)=20
Проверим гипотезу:
Sиск. =S опис. 4-хуг : 2
Sиск.=40:2=20 -
гипотеза верна.
Интерпретация.
• Гипотеза подтверждается, если хотя бы
две противоположные вершины
четырехугольника лежат на прямой,
параллельной одной из сторон
прямоугольника, описанного около
четырёхугольника. В этом случае
площадь четырёхугольника равна
половине площади прямоугольника,
описанного около него.
• Итак, мы доказали, утверждение
Вывод:
«Если хотя бы две
противоположные вершины
четырехугольника лежат на
прямой, параллельной одной из
сторон прямоугольника,
описанного около
четырёхугольника, то площадь
четырёхугольника равна половине
площади прямоугольника».
заинтересовала
проблема
нахождения
площадей, и я
изучила формулу
Пика, для
которой
необходимо
знать понятие
узла.
Узел – пересечение двух прямых.
Узел – пересечение двух прямых.
A, BA, B – внутренние узлы.
– внутренние узлы.
C,DC,D – узлы на границе.
– узлы на границе.
Формула Пика.
S
a
1
2
b
,1
где
a
b
количество
количество
внутренних
узлов
на
;
узлов
границе
.
В заданиях ЕГЭ
встречаются такие задачи:
Задача: рассмотреть углы и
найти их связь с узлами клеток.
Я построила с помощью транспортира углы от 10° до
80°
со стороной, идущей по горизонтальной линии сетки,
отметила у каждого угла ближайший узел сетки, через
который прошла другая сторона каждого угла.
10
20
«Путь» из
вершины угла
в отмеченную
точку я
занесла в
таблицу, по
которой легко
определить
величину угла
без
транспортира.
Величина
угла
10
20
30
40
50
60
70
80
Клеток
вправо
6
8
7
6
5
4
3
1
Клеток
вверх
1
3
4
5
6
7
8
6
Вывод:
Площадь фигур на клетчатой
бумаге можно вычислять
• По формулам площадей.
• По свойству площади фигуры,
составленной из нескольких
фигур.
• По формуле Пика.
• По доказанной мною гипотезе.
•Открывать новое для себя
и других очень интересно!
Присоединяйтесь!