Проектная работа "Места родные, милые места, как памятные места жителей села Невьянского
Оценка 4.7

Проектная работа "Места родные, милые места, как памятные места жителей села Невьянского

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
3 кл
13.05.2018
Проектная работа  "Места  родные, милые  места, как  памятные  места  жителей  села  Невьянского
места родные, милые места.docx

 

Министерство  общего  и  профессионального  образования  Свердловской  области  Муниципальное  образование  Алапаевское

 

 

 

Муниципальное  образовательное

Учреждение  «Невьянская  средняя

общеобразовательная  школа»

 

 

 

 

 

 

Проект

 

Места  родные, милые  места  как  памятные  места   жителей  села  Невьянского

 

 

 

 

 

                                                                                                  Авторы:

Глухова  Алёна, Коптелова  Дарья,

Пеева  Софья, Поздина  Юлия –

учащиеся  3  класса

                                                                                         Руководитель:

Горнова  Валентина  Николаевна,

Учитель  начальных  классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   с. Невьянское2018 г.

 

Содержание

1.Введение…………………………………………………………….2

2.Основная  часть

2.1Историческая  справка…………………………………………….4

3.Практическая  часть

3.1 Памятники природы………………………………………………8

    излучина…………………………………………………………….8

    родник……………………………………………………………….8

    дерево………………………………………………………………..9

    камень……………………………………………………………...10

3.2 Святое  место……………………………………………………..11

3.3 Памятники  истории……………………………………………...13

3.4Знакомство  с  творческими  людьми……………………………14

4. Заключение ………………………………………………………..15

5. Список литературы………………………………………………..16

6.Приложения

Приложение 1 Результаты  анкетирования…………………………17

Приложение 2 Названия памятных  и  приметных  мест…………..18

Приложение 3 Стихи Е.Шалаева ……………………………………19

Приложение 4 Стихи Н.Клёпов ……………………………………...20

Приложение 5 Стихи И.Панова………………………………………21

Буклет

Фильм   «Места  родные, милые  места»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

Наша   родина  - село  Невьянское.   В этом селе родились  и  выросли  наши  родители. Это  родина  наших  бабушек  и  прабабушек,  дедушек  и  прадедушек. А  мы  хотим узнать  о  своей родине – селе  Невьянском, изучить  её  историю рождения  и  развития. 

Родина начинается с родного края, где ты родился и вырос, где многие века живет твой народ. Понятия родина и родная земля неразрывно связаны и священны для каждого человека.  Нам надо всегда помнить, что наша родина – это родительский дом, где нас с любовью и надеждой ждут родные и близкие. Это то место, куда мы всегда возвращаемся, где бы мы не странствовали в мире. Так как родная земля дает нам силу для жизни. Все, что нас окружает: небо, солнце, тучи, месяц и звезды, зеленые леса и плодородные поля, люди, которые рядом с нами в радости или в печали – это то, что поддерживает нас и дает силы жить и радоваться жизни, словно теплому поцелую матери.

На  память  приходит  стихотворение  З.Александровой  «Родина»


 

Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…

В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!


 

А есть  ли  у    жителей  нашего  села  дорогие  и  милые сердцу места? 

Захотелось узнать   о  своей родине, выяснить  памятные  места  и  узнать почему  они   дороги   и  милы людям  нашего  села?

 

Цель проекта:

изучение   родных  и  милых   мест   жителям   села  Невьянского 

 

Задачи:

·        изучить историю возникновения  села,

·        провести анкетирование  среди  жителей  

·        узнать места, которые  стали  памятниками  природы   села  Невьянского

·        выяснить  причину, почему  они  стали  памятны  и дороги

·        познакомиться  с  людьми  села, которые  в  наше  время  прославляют  его

Объект   исследования:

Родные  и  милые сердцу места села  Невьянского

 

Предмет исследования:

Развитие  и становление  села  Невьянского  с  момента  его  рождения

 

Гипотеза:

  Жители  села  Невьянского  знают  памятные  места  и  берегут  их.

 

Избранные методы исследования:

-беседа;

-наблюдения;

-опрос;

-анкетирование;

-поиск и изучение старых фотографий, стихов, картин, источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основная  часть

2.1Историческая  справка

Невьянская  слобода, ныне  село  Невьянское  Алапаевского  района  -  одно  из  старейших   поселений   на  территории   современной Свердловской области,  основанное в  1619 году.

 Оно  находится  почти  на  слиянии  рек  Нейвы и  Режа.

Невьянская  слобода  -  восточный   форпост  Верхотурского  уезда.

Невьянская слобода расположена на правом берегу реки Нейвы в северо-западной части уезда,, в 180 верстах от епархиального города. Благодаря возвышенному местоположению и соседству соснового леса (с восточной стороны), местность в климатическом отношении здоровая. Почва глинисто-песчаная. Основание слободы относится к первой половине XVII века, причем первыми поселенцами её были выходцы из Казанской губернии[1].

Вот  что  писал  о  происхождении  села  учёный  Г.Ф.Миллер  в  знаменитой   книге  «ИсторияСибири»,посетивший  эти  места  в 1742  году:  «Третьей  была   Невьянская  слобода, основание  которой   следует  отнести  к  7127 (1619)  году.  Жителей   для  неё  по  указу  из  Верхотурской  съезжей  избы  «называл»  известный   Артемий  Бабинов, тот  самый,  который  показал  дорогу  из  Соликамска   на  Верхотурье.  Этим  указом  для  слободы  отводились  земли   от  устья  речки  Режи  вверх  по  реке  Невье  на  10  вёрст  и  на  столько   же  вглубь, а  вновь   поселённые  жители  слободы   получали   на  5  лет   льготу  по  уплате  податей.[2]

Действительным основателем Невьянской слободы был Федор Иванович Тараканов, проводивший в 1621 году перепись Верхотурского уезда.В ходе переписи и был осуществлен прибор «на новые места меж Верхотурья и Туринского острогу в стороне на поле от Верхотурья сто тридцать верст на Невью реку и на Реж реку». Всего им было прибрано 47 человек. Из них восемь на льготу на два года, остальные – на четыре[6]. Это же число (47 человек) называет и грамота из Москвы на Верхотурье, написанная 11 декабря 1621 года. В тексте грамоты сказано, что призваны крестьян были «в прошлом во 129-м году»[7], то есть заселение произошло до 1 сентября 1621 года, когда по старорусскому летоисчислению начался 7130-й год. Самая  ранняя   из  известных  переписей  Верхотурского  уезда  -  дозорная   книга  Ф.Тараканова  1621  года.  Среди  крестьян  отмечен  Микитка  Вагин  с  детьми  Ивашком  и  Козёлкою.  Переписью  1624  отмечен  тот  же  Никитка  Вагин,  невьянский  крестьянин  - Ивашка  Важенин.  Также  названы  «Рябевы».

     Шесть  раз  отмечены  Важанины, невьянские  крестьяне  Ларка  Михайлов  Важенин   и  Ганка  Михайлов  Важенин, дьячёк  Невьянского  Богоявленского  монастыря  Сенька  Спиридонов  Важенин, крестьяне  -  Гришка  Фёдоров  Важанин, Ефтюшко  Родионов  Важанин  и  Евсючко  Миронов   Важенин.  Трижды  встречается  прозвище  «Вагин»,  стрелец  Юрка  Вагин, стрелецкий  сын  Ромашко  Вагин, тагильский  крестьянин  Лучка  Степанов  Вагин  Чусовитин.К сожалению, конец текста переписи Ф. И. Тараканова не сохранился. О происхождении большинства крестьян Тараканов не сообщает. Бросается в глаза различие в льготных сроках. Оно могло быть продиктовано разными суммами подъемных денег («подмоги»), но в царской грамоте 1621 года сказано, что « крестьяне сели без нашего жалованья», то есть, все были на равных. Остается предположить, что восемь человек с укороченным льготным сроком – «товарищи» Артемия Бабинова, которым зачли предыдущие два года.

Против  заселения казанских  важенских  переселенцев туринские  татары   подали  челобитную, в  которой   они  писали, что  места  на  реке   Невье  исстари   принадлежат  им, что  они  всегда   там  охотились, ловили  рыбу  и  владели  бобровыми  гонами.  Однако  их  челобитье   не  имело  успеха.  Слобода, поставленная  Бабиновым  на  южном  берегу   реки  Невьи, в  одной  версте  вверх от  устья  речки  Режи, не  только  продолжала  существовать, но  количество   жителей  её   увеличивалось, пока  при  ней   не  был  основан   монастырь».

    В  то  время  А.С.Бабинов    перенёс  управление  дорожным  строительством  на  реку  Нейву.  На правом  берегу   основал  деревню  Бабинову недалеко   от  устья  р.Реж.  Отсюда  он  руководил   не   только  прокладкой   Сибирской   дороги, но  и  строительством   слободы.  Первыми  его  строителями  были  «гулящие  люди» (отпущенные  на  свободу   вольные  крестьяне)   и  «ярыжки»  (голь  перекатная, беглые  бурлаки  и   гребцы).  Весной  1621  года   в  слободу     прибыл  посланник  Тобольского  архиепископа   Киприянасоловецкий  старец  Серапион,  чтобы  основать  здесь  монастырь.  Он  увидел   вблизи  строений   обширную  низину,  затопляемую   разливом  реки.  На  неудобье  не решился  ставить  божий  храм,  пошёл  вверх  течения.  И  выбрал  такое    в  13  верстах  от  слободы  и  заложил   Невьянский    Богоявленский    монастырь.  (ныне  с.Кировское)

Поняли  слободчане, что  не  следует   расширять   строительство   в  столь  неудобном  низовье, и  обратились   к  Верхотурскому   воеводе   князю  И.П.Вяземскому  с  прошением  перевести  слободу   от  устья  Режа  вверх   по  Нейве  на  три   версты.  В  1625   году  воевода   послал   боярского  сына  Фёдора  Буженинова  и   с  ним  58   «охочих  людей»  (добровольцев).   Это  были  поморские  и  волжские  переселенцы, большинство  из  них   называли   себя   «казанскими  переведенцами».  Они  и  построили   под  руководством   Фёдора  Васильевича   новую  Невьянскую  слободу, в  которую  вошли   семь  окрестных   деревень: Бабинова, Ключи, Елань,  Пердунова,  Вылекжанина,  Куземкина,  Костина.

     В  неспокойные   времена   жили   обитатели  слободы.  Опасность  угрожала   с  юга   от  кочевых   племён.  Частенько   русские  поселения   подвергались  опустошительным   набегам  калмыков, ногайцев,  татар  и  башкир. 

В первые годы своего существования Невьянская слобода служила сторожевым «острогом» от набегов башкирцев и калмыков, надлежаще оборудованным.

В  1626  году   её  обнесли  высоким частоколом   из  вкопанных   в  землю   мошных  брёвен, вырыли  глубокие  рвы  и  поставили  каменные  надолбы.   Так  был  заложен   острог   «от  прихода   басурман»  с  четырьмя   башнями   по  углам   и  двумя   у  главных  ворот.  В  нём  постоянно   несли   дозор  17  беломестных  казаков  (обелялись, освобождали  от  уплаты   всех  податей).  Вооружены  были  кремневыми   ружьями.  Из  бойниц  крепости   угрожали   своими  длинными  стволами   тяжёлые  затинные  (оборонительные)   полковые  пищали  - волконенки. Их  было   4  по  углам  стены.  У  ворот  стояла,  поблёскивая   желтизной, медная  пушка  с  грудой  чугунных  ядер, зажигательных, «каленых».

Кроме самой слободы, в состав прихода теперь входят деревни: Фабрика – в 1 в., Бабинова – в 3 в., Ялань – в 8 в., Пердунова – в 6 в., Михалева – в 6 в., Ключи – в 2 в., Манькова – в 6 в., Грязнуха – в 20 в., Федосова – в 7 в. и Ячменева – в 6 в. Общее число жителей прихода простирается до 7602 душ обоего пола.

Все они – крестьяне – великорусы, православнаго исповедания; раскольников и сектантов нет.  Последний  каменный  храм – третий по счету. Первый был деревянный, двухпрестольный – во имя собора пресв. Богородицы и свят.чудотв. Николая. Упоминание об этом храме встречается под 1665 годом, из чего можно заключать, что во 2-й половине XVII века он уже существовал. В 1735 году этот храм сгорел и вместо него был построен новый храм, то-же деревянный и в честь тех-же двух праздников. В 1787 – 1794 г.г. иждивением прихожан был построен каменный храм, доныне существующий. В этом храме первоначально был отделан южный придел, с перенесением в него из прежней деревянной церкви иконостаса и всей утвари церковной. В 1797 году придел этот был освящен во имя свят.ичудотв. Николая; деревянный же храм по ветхости разобран. В 1814 году освящен главный храм во имя собора Пресв. Богородицы. В 1864 – 1865 г.г. построен придел с северной стороны храма и освящен во имя Казанских чудотворцев Гурия и Варсанофия. Из предметов церковной утвари заслуживают внимания подревности – оловянные потир и дискос со звездицею, весом в 2 фунта во всем приборе.

В настоящее время не существует никаких следов прежних укреплений. Сохранилось только темное предание, что там, где находятся теперь часовни (на север и юг от церкви) с иконами великомученицы Параскевы и свят.и чудотворца Николая, в старину стояли сторожевыя башни «острога».

 Главное занятие их – земледелие; кроме того они занимаются извозом, рубкою дров и жжением угля для ближних заводов. Невьянские  крестьяне  занимались  и хлебопашеством   и  кустарными  промыслами.  Гнали  дёготь,  собирали  дикий  хмель,   драли  лыко,  из  которого  плели  посуду:  зобенки,  пестери,   туески.   Ткали  мочальные   рогожи  и   попоны.  Из  конопли   выжимали  растительное масло.  Умели  изготовить  из  своего  леса  сани-розвальни. Добрым  мастерством  отличались  Матвей  Сысоев  и  Панкрат   Калугин.

С  1643  года  невьянцы   стали  посещать  ирбитскую  ярмарку.  На  ней  охотно  покупали  для  отправки  за  границу   мягкие  белые  холсты  и красивейшие половики   ткачей   Овчинниковых,   искусные  кованые  изделия  знатного  кузнеца  Степана  Ефимцева,  резвых  коней  семейства  Пыриных,  муку  лучшего  помола   с  мельницы   Алексея   Чапурина.  А  также  на  ярмарке  невьянцы  продавали  известь-кипелку,  воск,  мёд, кедровые  орехи.

      Но  мирная   жизнь   в  довольстве   и  достатке   не  могла  длиться  вечно.   30  июня  1663  года  с   южной  стороны   внезапно   налетела   конная  башкирская   тьма.  Часть  населения   слободы  укрылась  в  ближайшем  лесу, часть  -  за  стенами  острога.

      Во  время  второго  башкирского   нашествия  28  июля  1664  года  Невьянская  слобода  была  разорена вновь.

     Трудолюбивые   невьянцыбыстро  залечили    раны  -  восстановили   и  слободу.  Острог  из  пепла  и  руин  не  стали,  потому  что  отпала  в  нём  необходимость, потому  что   царь  Алексей  Михайлович   полностью  подчинил   восставших  башкир,  навсегда  усмирив  их   воинственный  пыл.  Угрозы   нападений   калмыков, ногайцев, татар  и  башкир   больше  не  существовало.  Невьянский  острог   просуществовал   38  лет, сыграв   свою  положительную   роль  в  защите   населения  от  внешних  врагов.

     В  1719  году  Указом  Петра  1  слобода   была  приписана  к   Алапаевскому   железоделательному   заводу   с  целью  обеспечения   его  рабочей  силой.  Вольготная  жизнь  окончилась.  Рубили  лес, заготовляли дрова, жгли  древесный  уголь  для  выплавки  чугуна, возили  руду  к  домнам.  И  всё это  доставляли  на  своих  лошадях   и  телегах.

    В  1783   году  по  Указу  императрицы  Екатерины  2  поселение, где  стоял  монастырь, стали  называть   Невьянским  экономическим  селом. Невьянскую  слободу  переименовали  в  село  Невьянское.

Вплоть  до  1914  по  соседству  на  ирбитском   тракте   существовало  два  села: Невьянское  Экономическое (ныне  Кировское)   и  Невьянское.  Но  местные  жители  называли  его  по  старой привычке   слободой  до  образования  колхозов, т.е. до  1930  года.

      В  настоящее  время  в  нашем  селе  проживает  553   жителя.  Всего    -  237  хозяйств.

  Всего  по  исторической  справке  к  Невьянской  слободе  относилось  19  деревень  и  насчитывалось  в ней  150  жителей.

          Село  находится  на  слиянии двух  рек  Нейвы  и Режа.  Дальше  несёт  свои    воды  вдаль река Ница. 

3.Практическая  часть.

3.1Памятники  природы

В  каждом  уголке  России   зоркий   взгляд  способен  в  обычном  увидеть  необычное.  Выделить  памятные  и  приметные  места. Бережное  и  почтительное  отношение   к  которым  передаются   из  века  в  век.  Есть  такие  места  и  в  нашем  старинном  селе.

Некоторые  предметы, явления, вещи  имели  для  наших предков  особый  смысл. Мир природы  богат.  К  особым   памятным  и  милым  сердцу  местам  издавна  относились  следующие: река, гора,дерево, камень, родник, озеро, излучина.

Действительно, село  наше  находится  на  высоком  холме, если посмотреть на него  с  восточной  стороны. Место  это  выбрано  не  просто  так.

В  неспокойные   времена   жили   обитатели  слободы.  Опасность  угрожала   с  юга   от  кочевых   племён.  Частенько   русские  поселения   подвергались  опустошительным   набегам  калмыков, ногайцев,  татар  и  башкир. 

Обратились тогда слободчане к  Верхотурскому   воеводе   князю  И.П.Вяземскому  с  прошением  перевести  слободу   от  устья  Режа  вверх   по  Нейве  на  три   версты.  Вскоре    воевода   послал   боярского  сына  Фёдора  Буженинова  и   с  ним  58   «охочих  людей»  (добровольцев).   Это  были  поморские  и  волжские  переселенцы, большинство  из  них   называли   себя   «казанскими  переведенцами».  Они  и  построили   под  руководством   Фёдора  Васильевича   новую  Невьянскую  слободу.

Со  дня основания  Невьянской  слободы  радовала  человеческий  взгляд  излучина  довольно  большой  и  тихой  реки  Невьи.  Излучина  -  крутой  поворот, изгиб  реки, напоминающий  туго натянутый лук. В старину  её  так  и  называли  лука. Преимущество  излучины  использовали при  строительстве  острога, крепости  невьянские  крестьяне, чтобы  защититься  от  набега  башкир (так  они называли  в  своих  донесениях  местное население). ВНевьянском  остроге  несли  службу  семь  казаков  с  пищалями. Врагу  было  трудно  подойти  незамеченным, так, как  с  излучины открывался  широкий  обзор  местности.

   А теперь  обратимся  к  озеру. Уважительное  и трепетное  отношение   было  у наших  предков  к  озеру. Шаповское,  Старица,  Круглое – вот  те  озёра, которые  расположены  в нашей  местности. Озёра  образовались  от старого  русла  реки Невьи.

    В нашей  местности  есть    тропки  к целебному  роднику. Людей  всегда  волновала  тайна  его  происхождения. Что  породило  это  маленькое  чудо? Какая  неведомая сила   выплёскивает  из  недр   прозрачную  студёную  воду?

  Изначально  человек  знал:  без  воды  нет  и  не  может быть  жизни. Не  удивительно, что  вечно  живой  родник  напоминал  об  источнике  жизни. К  тому  же  он  оживлял  и  поил  другую   великую  силу- землю. Удивляло  и  то, что  даже  в лютые  морозы  родники  не  замерзали, а  в  летний  палящий  зной   были  холодны  как  лёд  и  прозрачны  как  хрусталь. У  родников  есть  свои истории. Например,  родник  посреди  села  издавна называется  Учительским, потому  что  около  него  жили  учителя, берегли  чистоту, ухаживали  за  родником.  Традиция  эта  сохранилась  и  сейчас.

Поповский  ключик  получил  своё  название  в  честь  того, что  во  времена  существования  церкви  в  селе  Невьянском, на  этот  ключик  ездили  священники  целыми  семьями  и во  время  праздников  устраивали  там  чаепития. Раньше  он  находился  в  густом  лесу, а  теперь  на  обочине  шумной  дороги  Алапаевск-Ирбит. Так  он  выглядел  совсем  недавно. А  сейчас  освящён  во  имя мученицы  Елизаветы  и  инокини  Варвары  архиепископом  Викентием  в  2008  году  и  выглядит  так. А  обустроил  его  в 2007 г. ОАО  «Транслес».  Источники  берегли  как  святыню  - в  них  не  позволялось   стирать  одежду, мыть  посуду, плевать, бросать  мусор  или  брать   воду  для  бытовых нужд. Нередко  рядом  с  родниками  ставили  крест  или  часовню, отмечая  тем  самым  особую  ценность  или  святость.  К  ним  приходили  издалека, обливались  их  светлой  водой, брали  её  с  собой.  Соседние  деревья  украшали  разноцветными  ленточками, вышитыми  полотенцами.  Люди молились, чтобы  не  умалялись  и  не  иссякали  светлые  струи   живого  источника.

    Издавна  в  народном  сознании  дерево занимало  особое  место.  Ещё  в  дохристианские  времена   оно  напоминало  нашим  предкам  тело  человека.  Его  ствол  казался  туловищем, корни-ногами, крона – головой, ветви – руками. Дерево  росло  и  мужало  как  человек, старело и  умирало. Дерево  давало  плоды. В  нём  шло  движение  соков, как в  человеке  течёт  кровь.  Оно  могло  болеть, стонать, скрипеть.  Оно  обладало  такими  человеческими   достоинствами  как  сила, крепость, твёрдость, выносливость. Наши  предки имели обычай  сажать дерево  около дома.  Обязательно  сажали  деревья  на  погосте. Так  возникали  священные  заповедные  рощи.  Старые деревья  рассказывали свою историю. Около  больничного  родника, чьи  воды  поят всё  село, растут  необычные  для  нашей  местности  деревья – чёрные  тополя. Откуда  они  взялись? Вот  что  содержится в  старой подписке  «Алапаевской  искры»  в статье  И.Жижелева  «Евдокимова  фабрика»:  «В  XVIII  веке  приехал  в  слободу  Невьянскую  предприимчивый  владелец  ткацкой  мануфактуры.  Облюбовал  место  на  высоком  правом  берегу  около  родника. Построил  фабрику, дом, посадил  аллею осокорей. В  конце  мануфактура превратилась  в фабрику, которая  процветала. В  последней  четверти  XIX века производственная  деятельность  фабрики  пошла  на  убыль. Собственник фабрики  продал имущество  с молотка  и  уехал. Часть  станков  купил  местный торговец  Иван  Прохорович  Зимин, построил  ткацкий  цех, поставил в  нём станки, нанял  работниц. Его  фабрика  просуществовала  вплоть  до революции 1917 г.»1 Вот  в  какую  глубь истории  ведут   старые  осокоря.

В  центре  села  лежит  большой  камень

Наши  предки  чувствовали  в  камне  особую  символику. Не  случайно  же   они  упоминали  о  нём  во многих  жизненных  обстоятельствах.  При  дурном  предчувствии  говорили:  «Словно  камень на  сердце  лёг», а при  неожиданном  исчезновении  человека  говорили:  «Пропал, как  камень на  дно  упал». А  как  выразительны  слова: камень  веры, камень  преткновения.

При  строительстве  храма  кладут камни – один  закладной  и  ещё  четыре  по  углам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

____________________________

1Жижелев  И. Евдокимова  Фабрика «Алапаевская  искра» №202 от 15.06.2000г

3.2  Святое  место.

Возвышенная, праздничная  и  молитвенная  жизнь  крестьян  отделялась  от  повседневной, обыденной  житейской. Труд  земной  и  труд  души 

 получали  каждый  своё  место  в  жизненном  пространстве  русского  человека.

Храм  как  символ  мира  небесного  ставился   на  высоком  и видном  месте. Храм  всегда  был  на  первом  плане  в  зрительной  композиции  местности. Наш  храм  был  виден  как  со  стороны  села  Костино, так и  со  стороны  Голубковского  и  Кировского.

Первый храм  был  деревянный, двухпрестольный  во имя  Пресвятой  Богородицы  и  Пресвятого  Николая  Чудотворца. Храм  сгорел. И  в  1787-1794  был  построен  храм  каменный. Строили    всем   миром.  Ходили  по дворам, собирали  яйца  для  раствора. Яйца   закладывали  в  известь и  песок  для  лучшей клейкости.Старожилы  рассказывают, что  после  прихода  революции  1917 г. Храм  прекратил  свою  деятельность.  В  нём  сначала  был  размещён  клуб, позже -  зерносклад. Потом  несколько  лет  здание  пустовало. А  в 1974 г. былразрушен.  Это  было  жарким  июньским  днём.  Возле  церкви  собрались все  жители  села, кто  мог  прийти, от  мала  до велика. Все стояли молча. Только  одна  пожилая  женщина  ЯчменёваТатьяна  Яковлевна  ругала  водителей  железных  машин  и  называла  их  антихристами.  Храм  удалось  уронить с  третьей  попытки  шести гусеничным  тракторам. Было  много  копоти и  пыли, из - под  обломков в  небо  взвилась  стая  голубей.Кирпичами   засыпали  дорогу  от  Невьянского  до  деревни  Ключи. Позднее  положили    асфальт.Лишь  только некоторые  предметы  быта  Невьянской  церкви  служат  экспонатами  в  музее  Н.Синячихи.

В  архиве  Невьянской  администрации  мы  нашли  документы, раскрывающие  историю  нашей  церкви  от  10 февраля 1973 года, №246.В  селе  Невьянском Алапаевского  района  находится  каменная  церковь Пресвятой  Богородицы, возведённая  в 1787-1794годах.

«Данный  собор  один  из  самых  ранних  каменных  построек  на  Урале, а  так  же  учитывая  его  историю  -  художественную  ценность, просим  взять  под  охрану  местного  значения. (прилагается  заключение  Свердловского  архитектурного  института).»2

«Основной объём  памятника  был решён  в  форме  восьмерика  на  четверике. Стены  четверика  завершались  посередине  циркульными  фронтончиками  с  круглыми окнами. Трапезная  расширена  двумя  пределами. Алтарные  выступы  пределов  части закрывают  нижнюю  часть четверика храма.  С  запада  над  входом  в  трапезную  поставлена  колокольня. Прямоугольная  в  основании  состоит  из  одинаковых  восьмигранных  ярусов, прорезанных  арочными  проёмами. Ордер  на  фасадах  представлен  пилястрами, закрепляющими  углы  четверика   и  объединяющими  грани  восьмерика. Наиболее  интересны  наличники  храма, которые  отмечены  явным  архаизмом, особенно  в  нижнем  ряду  четверика, а  также  на  апсиде  храма. Причём  рисунок  этих  обрамлений  восходит  к  архитектуре  XVII века. Несмотря  на  немногую  суховатость  исполнения, её  наличники  показывают  удивительную  стойкость  древнерусской  традиции  в провинциальном зодчестве.

Следует  также  отметить, что  Невьянский  храм  стоит  несколько  особняком  в  уральской  архитектуре  того  времени. Местные  однотипные  храмы  с  большими восьмериками  немногочисленны  и обычно  отражают  влияние  столичных  архитектурных  форм.

Своими  несомненными  историко-художественными  достоинствами  церковь  в  селе  Невьянском  заслуживает  постановки  на государственную  охрану  как  памятник  архитектуры»  преподаватель  Свердловского  архитектурного  института, искусствовед  А.Ю.Карпиков.

Увы, это  заключение  не  помогло  спасти  наш храм, и  в  1974  году  он  был  разрушен. О  том, что  он  разрушен  напоминают   только  старые  фотографии  и одинокий  камень  посреди  села.

_____________________________________

2 РСФСР всероссийское  общество  охраны  памятников  и культуры. Совет  областного отделения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Памятники  истории

В  центре  села  расположен  памятник, сделанный из  бетона  и  железа.  Он разделён  на  две  части. На  одной  высечено  лицо  красноармейца  в будёновке  и  штык  винтовки, написаны  имена  погибших  в  1918-1919  годах, на  другой половине  изображён воин   Советской  армии, высечены  цифры 1941-1945. Большую  часть  памятника  занимают  списки  погибших  и  умерших  от  ран  невьянцев, ключан, первунят, яланцев.  Ежегодно  собираются  люди  со  всех  сёл  почтить  память  погибших.

   Всего  за  четыре  года  на  войну   из сельского  совета   ушли  пятьсот  девяносто  человек. Невьянцы  защищали  небо Родины, водили  танки, освобождали  Варшаву, брали  Вену, сражались  за  Будапешт  и  Берлин. Воевали  на  фронтах: первом  Белорусском – Овчинников  Михаил  Митрофанович, Первом  Украинском – Томшин  Николай  Иванович (учитель), Западном –Устюгов  Георгий  Фёдорович (учитель), Сталинградском  - Зенков Иван  Степанович. Родина  высоко  оценила  ратные  подвиги  наших  земляков. На  груди наших  односельчан  засветились  ордена  и  медали:

Бушуев  Владимир  Григорьевич  - орден  Отечественной  войны  1 степени, 

                                                            Орден Красной  Звезды, Орден  Славы  и                                                   

Орден Славы 2 и 3 степеней, орден Знак 

                                                            Почёта  и  9 медалей.

Калугин  Егор  Григорьевич  -        Орден  Славы  и  Орден Красной  Звезды

Евдокимов  Валентин  Дмитриевич – медали за  взятие  Будапешта  и  Праги,

                                                                 Орден  Жукова.

Пали  смертью  храбрых  из  деревни  Ключи  ---------  52  человека

                                                Деревни  Бабинова ---------23 человека

из  Елани ----------------------44  человека

                                              из Превуновой ----------------73 человека

из с.Невьянского ------------88  человек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4 Знакомство

1.Гладкова  Галина  Петровна  -  заведующая  больницей  (сейчас  находится  на  заслуженном  отдыхе).  Она  поделилась  с  нами  фотографиями  старой  больницы. 

Больница  находилась  в  самом  конце  улицы Набережной. Место  живописное.  Внизу  холма  -  речка. Кругом  деревья.  Чистый  воздух.Здесь находилась  амбулатория,  стационар, лаборатория.  В  стационаре  была  предоставлена  возможность  поправить  своё здоровье  не только  жителям  села  Невьянского, но  и  д.Ключи,   д.Первуновой, д. Михалёвой, с.Голубковского. Было  30  койкомест. Ещё  раньше  на  территории  больницы  располагался  морг. Было  своё  родильное  отделение. Во  дворе  больницы  была  кухня  и  прачечная.  Водопровода  не  было, вода  находилась  в  трёхстах  метрах  в  роднике.  Для  этого  держали  лошадь, на  ней  и  подвозили  воду.  Перед  больницей  был  огромный  покос.  Заготавливали    сено  для  лошади. Однажды  на  покос  приземлялся  вертолёт  увезти  тяжелобольного  в  Свердловск  (нынче  г.Екатеринбург).

2.Шалаева  Елена  Ивановна – учитель  нашей  школы.  Она  преподаёт  физику  и  информатику.  Елена  Ивановна  сочинила  стихи  о   нашем  селе. На  слова  наложил  музыку  Серебренников  Владимир – получилась  песня. 

3.Панова  Ирина  Савельевна – жительница  нашего  села.  Приехала  сюда  с  семьёй  более  двадцати лет  назад. К  сожалению, познакомиться с  ней  не  удалось, болеет.  О  ней  рассказала  Слобожанина  Нина  Евгеньевна  -  наш  учитель  литературы.  Поделилась  стихами.   Ещё  она  рассказала  о  поэте  Клёпове  Николае, уроженце  д.Бабиновой.   Николай  Клёпов  проживает  в  г.Каменск-Уральском, а  стихи  пишет  о  своей  родине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Заключение

В  каждом  уголке  зоркий  взгляд  способен  в  обычном  увидеть  необычное. Выделить  памятные  и приметные  места, бережливое  и  почтительное  отношение  к  которым  передаются  из века  в  век.  Есть  такие  места  и  в  нашем  селе, которое  в  2019 году  отметит  своё  400-летний  юбилей.

  В ходе  работы  над  проектом  изучили  историю  и  развитие  села  Невьянского  с  момента  его  рождения. Невьянская  слобода, ныне  село  Невьянское    Алапаевского  района  -  одно  из  старейших   поселений   на  территории   современной Свердловской области,  основанное в  1619 году. Узнали, что  Невьянская  слобода  сначала  была  построена  на  слиянии  рек  Нейвы и  Режа.  А  только  через  три  года  перенесена  «казанскими  переведенцами»  на  высокий  берег  из-за  набегов  кочевников. Там слободу  обнесли  высоким  частоколом, построили  четыре сторожевые  башни, поставили  людей  на  охрану  слободы. В 1783  году  по  Указу  императрицы  Екатерины  Невьянскую  слободу  переименовали  в  село  Невьянское.

    В  каждом  уголке  России   зоркий   взгляд  способен  в  обычном  увидеть  необычное.  Выделить  памятные  и  приметные  места. Бережное  и  почтительное  отношение   к  которым  передаются   из  века  в  век.  Есть  такие  места  и  в  нашем  старинном  селе.

  Мы  выяснили, что  жители  села  Невьянского   помнят  о  таких  местах, любят  их.  Но,  к  сожалению,  время  скоротечно  и  беспощадно. Так  в  селе  в 1974  году  был  разрушен  Храм, не  стало  больницы  в  живописном   месте  нашего  села.  Но  построены  новые  объекты, такие  как  памятник  погибшим  воинам  в  центре  села, торговый  центр,  скоро  откроет  свои двери  для  ребятишек новый  детский  сад, идёт  строительство    моста  через  реку  Нейва.

  Интересно  было  узнать   от  старожил  о  деревне  Фабрик, которая  имела  свою  мануфактуру  и  находилась  совсем  неподалёку  от  села  Невьянского.

  На  основе  собранных  материалов  нам  удалось  создать  фильм, который  с  удовольствием  продемонстрируем  всем  желающим.  Также  нами  создан  буклет, который  с  удовольствием  принесём  в  подарок.

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Список  использованной  литературы

Архипова  Н.П. Заповедные  места  Свердловской  области

Архипова Л., Белоусов В. Бунташный  город

И.Жижелев  «Евдокимова  фабрика»  «Алапаевская  искра»

Журнал  «СХПК  «Пламя»  50 лет, 1960-2010»

Г.Ф.Миллер «История  Сибири»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

3.4Результаты  анкетирования.

Опрошено   50 человек

 

До 10 лет

10-20

20-40

Свыше  40

итого

Храм

 

 

 

15

15

родники

 

2

2

2

6

памятник

2

3

3

5

13

Старая  больница

 

 

5

3

8

Свой  дом

 

 

3

 

3

Место  работы

 

1

 

1

2

Парк  возле  старой  школы

 

1

2

 

3

итого

 

 

 

 

50

 

 

 

 

 


Приложение 2

Названия  памятных и приметных  мест  с.Невьянского

·        Балдараки (лес  под  горой)

·        Бор (сосновый  лес)

·        Григорьево  (покосы)

·        Зеленцово  (поля)

·        Кобыльи рёбра (лесная  дорога)

·        Кордон (граница)

·        Кузнецов  лог

·        Овчинниково (покосы)

·        Поповский  ключик (родник)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Село  Невьянское

1.Течёшь  ты  речка, речка  Нейвушка,

   А  на  высоком  берегу

  Стоит  село, село  Невьянское,

  В  котором  я  сейчас  живу.

 

2.Вокруг  леса, леса богатые

И  на  лугах-то  всё  в  цвету

У  нас  поля, поля  бескрайние

На  это  с  гордостью  смотрю. 

 

3. Живут  здесь  люди, люди  добрые

   И  на  работу  удальцы.

   Поют  здесь  песни, песни  славные 

   Что  нам  напели  их  отцы.

 

4.Течёшь  ты  речка, речка  Нейвушка,

   А  на  высоком  берегу

  Стоит  село, село  Невьянское,

  В  котором  я  сейчас  живу.

 

Шалаева   Елена  Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  4

...

Вот  снова  плеск  реки

Под  старые  подмостки.

Песчаный  берег  греет  мои  ноги.

Не  из  моей  деревни  мужики

Сюда  приходят  по  моей  дороге.

И  воду  пьют  из  моего  ключа,

Кадык  переворачивая  с  треском.

И  засыпают  сладко  по  ночам

Под  плеск  зарниц   над  первуновским  лесом.

Далёкая  провинция  моя!

Распахан  сад, и  нет  давно  часовни,

Но  только  здесь  под  пылью  бытия

Крестьянские  мои  ветвятся  корни.

Вот  тропка  под  горой  ещё  жива,

Бегущая  навстречу  мне из  детства

Ещё  в  лугах  былинная  трава

Мне  шепчет  сказки, прижимаясь  к  сердцу.

Но  травы  скоро  скосят  мужики,

И  связь  с  моей  глубинкой  оборвётся.

На  берега  простуженной  реки

Опять  вернётся  прежнее  сиротство.

Затопит, поднимаясь  из  низин,

Сырой  туман  родное  захолустье.

Остановлюсь  на  горестном  распутье.

Задумаюсь  о  жизни  и  судьбе

И  оглянусь  с  нахлынувшей  тревогой,

Пока  ещё   к  родительской  избе

Не  заросла  быльём  моя  дорога.

Николай  Клёпов

 

Речка   Нейва

 


 

Речка  Нейва – капелька  Невы,

Выткана  из  светлой  синевы.

Дай  тебя  в  ладонях  подержу,

Свежестью  твоею  подышу.

Обжигают  памятью  слова:

Жив  отец  мой, мать  ещё  жива.

 

И  меня  качает,  пацана,

Вышитая  солнышком  волна.

Речка  Нейва – капелька  Невы,

Выткана  из  свежей   синевы.

Посижу  я  рядышком  с  тобой

Да  умоюсь  ключевой  водой.


 

 

 

 

 

 

Приложение  5

Селянка

 

Я  просто  женщина, иду  своей  тропою,

Живу  в  старинном  небольшом  селе.

Порою  спорю  со  своей  судьбою –

Какой  мне  след  оставить  на земле.

 

Живу  я  там, где  небо  вдвое  выше

И  вдвое  чище  утренний  восход,

И  за  окном  соседский  кот  на  крыше

Мохнатой  лапой  утром  моет  рот.

 

Здесь  так  чудесно  дышится  на  воле,

Где  синь  реки, на  берегу  покос,

А  вдалеке  чуть  золотится  колос.

Как  светлая  волна  есенинских  волос.

 

Себя  большим  поэтом  не  считаю.

Куда  бы  мысль  меня  не  завела.

Хочу  сказать: давно  и  твёрдо  знаю,

Что  люди  -  украшение  села.

 

Я  говорю  о  тех, кто  водит  трактор  в  поле,

Растит  зерно  на  вспаханной  земле,

Где  сладок  ветер  сельского  раздолья

И  запах  хлеба  утром  на  столе.

 

Зарю  встречая, встану  спозаранку –

На  сердце  благодать.  И  тем  ещё  горжусь,

Что  двадцать  лет  живу  в  селе  Невьянском,

И  тем, что  я  селянкою  зовусь.

 

Ирина  Панова


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Википедия

[2]пр

Министерство общего и профессионального образования

Министерство общего и профессионального образования

Содержание 1.Введение……………………………………………………………

Содержание 1.Введение……………………………………………………………

Введение Наша родина - село

Введение Наша родина - село

Предмет исследования: Развитие и становление села

Предмет исследования: Развитие и становление села

Основная часть 2.1Историческая справка

Основная часть 2.1Историческая справка

Богоявленского монастыря

Богоявленского монастыря

В первые годы своего существования

В первые годы своего существования

Гнали дёготь, собирали дикий хмель, драли лыко, из которого плели посуду: зобенки, пестери, туески

Гнали дёготь, собирали дикий хмель, драли лыко, из которого плели посуду: зобенки, пестери, туески

Практическая часть. 3.1Памятники природы

Практическая часть. 3.1Памятники природы

Удивляло и то, что даже в лютые морозы родники не замерзали, а в летний палящий зной были холодны как лёд и прозрачны как хрусталь

Удивляло и то, что даже в лютые морозы родники не замерзали, а в летний палящий зной были холодны как лёд и прозрачны как хрусталь

Его фабрика просуществовала вплоть до революции 1917 г

Его фабрика просуществовала вплоть до революции 1917 г

Святое место. Возвышенная, праздничная и молитвенная жизнь крестьян отделялась от повседневной, обыденной житейской

Святое место. Возвышенная, праздничная и молитвенная жизнь крестьян отделялась от повседневной, обыденной житейской

Ордер на фасадах представлен пилястрами, закрепляющими углы четверика и объединяющими грани восьмерика

Ордер на фасадах представлен пилястрами, закрепляющими углы четверика и объединяющими грани восьмерика

Памятники истории В центре села расположен памятник, сделанный из бетона и железа

Памятники истории В центре села расположен памятник, сделанный из бетона и железа

Знакомство 1.Гладкова Галина

Знакомство 1.Гладкова Галина

Заключение В каждом уголке зоркий взгляд способен в обычном увидеть необычное

Заключение В каждом уголке зоркий взгляд способен в обычном увидеть необычное

Список использованной литературы

Список использованной литературы

Приложение 1 3.4Результаты анкетирования

Приложение 1 3.4Результаты анкетирования

Приложение 2 Названия памятных и приметных мест с

Приложение 2 Названия памятных и приметных мест с

Приложение 3 Село Невьянское 1

Приложение 3 Село Невьянское 1

Приложение 4 ... Вот снова плеск реки

Приложение 4 ... Вот снова плеск реки

Приложение 5 Селянка Я просто женщина, иду своей тропою,

Приложение 5 Селянка Я просто женщина, иду своей тропою,
Скачать файл