«ШУРУПОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»
ФИЛИАЛ МОУ «ЗЕЛЕНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
ФРОЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Проект по литературе на тему:
«Живая душа» Бориса Екимова»
ученицы 9 класса
Воронковой Варвары Витальевны
Руководитель проекта:
учитель русского языка и
литературы
Павлова Анна Владимировна
Х.Шуруповский
2018 г.
Введение……………….……………………………………………………..……….………… 3
2.2. Жизненные ценности………………………………………………………………….………..… 11
Приложение………………………………………………………………………...………… 17
Список литературы…………………………………………………………………………. 20
Введение
Как важно вовремя упеть
Сказать кому – то слово доброе,
Что б от волненья сердце дрогнуло!
Ведь все порушить может смерть.
Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить!
И знать, что будет так и впредь.
Но забывем мы подчас
Исполнить чью-то просьбу вовремя,
Не замечая, как обида кровная
Незримо отчуждает нас.
И запоздалая вина
Потом терзает наши души.
Всего-то надо – научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена.
А.Дементьев
Современная литература развивается в тесной связи с классическим художественным наследием. Ее стремление к новизне тесным образом сочетается с приверженностью к традициям и ориентацией на универсальны духовые ценности. Сегодня одновременное сосуществование различных художественных систем: сентиментализма, господствующего реализма, натурализма, модернизма - обеспечивает их взаимное влияние друг друга. Произведения писателей-классиков: В.Распутина, В.Белова, В.Астафьева - соседствуют с тем, что написано авторами, достаточно основательно утвердившими себя на литературном олимпе: В.Маканиным, Л.Петрушевский, Т.Толстой. Недавно вошедшие в достаточно высокую критическую оценку. Теперь настойчиво заявляют о себе новое поколение прозаиков так называемых «нулевых» годов: Илья Бояшов, Александр Иличевский, Захар Прилепин, Олег Зайончковский и др. И каждый из них уже привлек внимание «своего» читателя. Несмотря на такую широкую возможность выбора, критериями отбора текстов для обзорного изучения современной литературы должны оставаться эстетическая и общественная значимость произведения, а также следование традициям отечественной классической литературы. К таким, безусловно, можно отнести рассказы и повести Бориса Екимова.
Борис Петрович Екимов - русский писатель, который продолжает лучшие традиции отечественной классической литературы. Историзм, определенность авторской позиции, внимание к внутреннему миру человека, художественное совершенство его произведений объясняют интерес современной филологической науки к текстам.
Актуальность данного проекта:
Актуальность работы вызвана тем, что при проведении анкетировании среди учащихся 7-8 классов было выявлено незнание авторов Волгоградской области, их творчества и вклада в развитие современной русской литературы.
Цели:
● Воспитание ответственного отношения к жизни, гражданской позиции
● Формирование умения видеть современые проблемы общества в современной литературе, анализировать их и находить пути решения
● Знакомство с творчеством современного русского писателя Б. Екимова
Задачи проекта
● Рассмотреть тему «живой души» в рассказе Б. Екимова «Живая душа»;
● Проанализировать характеры персонажей с точки зрения их нравственного выбора;
● Показать гуманизм писателя на примере его творчества
Методы:
● Изучение жизни и творчества Б. П. Екимова
● Анкетирование школьников
Объект исследования – творчество Бориса Петровича Екимова
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка использованной литературы.
Практическая значимость:
Данная работа может иметь большую практическую значимость при организации внеурочного школьного курса литературы и поможет обратить внимание школьников на писателей Волгоградской области.
Глава 1.
Жизнь писателя
Борис Екимов – известный русский прозаик, мудрые произведения которого погружают читателя в знакомый до боли мир обычных житейских будней с ежедневными проблемами, вечным кризисом, постоянной борьбой и смирением.
Во всех биографиях Бориса Петровича упоминается, что он
родился в северном городе Игарке. Но мало в каких источниках сообщается, что
там, на севере Красноярского края, он и года не прожил, с 1939 г. после смерти
отца его семья перебралась в Иркутск, а еще через год - в Казахстан, где Борис
начал строить свою речь на родном языке. Только в 1945 г. Екимовы приехали на
Дон, поселились в уютном городе Калаче.
И здесь донская речь впиталась в языковое сознание мальчика. И вошла она
настолько прочно, что ее не уничтожили, не разрушили, не смыли ни служба в
армии, ни разъезды по стране (а будущему писателю пришлось поработать на
стройках в Казахстане и в Тюменской области, токарем, наладчиком, слесарем,
электромонтером на заводе, учителем труда в сельской школе), ни частые отлучки
в Москву, ни учеба на Высших литературных курсах при Литературном институте им.
А.М. Горького.
Донской край, обильный на яркое, сочное слово, пробудил в мальчике внимание к народной речи, но формирует языковое сознание ребенка семья. Его мать и тетушка Нюра заложили в Боре любовь к художественному тексту, к русской литературе, к классике, не ведая таких высоких слов: «Бабушка моя, вятская крестьянка Евдокия Сидоровна, в школе не училась, грамоты не знала, но дочери ее, моя мать и тетушка, услыхали, запомнили и при случае повторяли до веку суровой зимой: “Малыш уж отморозил пальчик... - это мамочка наша всегда говорила”.
Сейчас писатель живет, как сам часто говорит, «на два дома»: в Волгограде и Калаче-на-Дону.
Его дебют как прозаика состоялся в 1965 году, после публикации рассказа в журнале «Молодая гвардия». «Девушка в красном пальто» (1974) - первая книга автора, опубликованная издательством «Современник», сразу стала заявкой на персональную нишу в литературе. В 1976 году был принят в Союз писателей России, а в1979 году окончил Высшие литературные курсы.
За свою многолетнюю писательскую деятельность Борис Екимов создал более 200 произведений. Печатается в самых популярных литературных изданиях: «Наш современник», «Знамя», «Новый мир», «Нива Царицынская», «Россия». Наиболее заметный интерес у читательской аудитории вызывали публикации в «перестроечные» годы на пике тиражности «толстых изданий»: сборники рассказов «За теплым хлебом», «Ночь исцеления», романы «Родительский дом», «Пастушья звезда». [1]
«Пастушья звезда» включена в президентскую библиотеку – серию книг выдающихся произведений российских авторов.
Борис Екимов – член правления Союза писателей РСФСР ( с 1985 по 1991 годы) и Союза писателей России ( с 1994 года). Был членом редколлегии еженедельника «Литературная Россия» (с 1987года). Член редколлегий журналов «Отчий край», «Роман-газета» (с 1998 года) Член комиссии по государственным премиям при Президенте РФ (1997)
Борис Екимов нередко называют «проводником литературных традиций Донского края».
В родном Волгограде писатель Борис Петрович Екимов является самым признанным автором, а его произведения переводились на английский, испанский, итальянский, немецкий, французский и другие языки. В 2014 году стал лауреатом в номинации «Современная классика», получив денежную премию в размере 900 000 рублей за произведение «Пиночет». Также Борис Екимов был неоднократно награжден многими премиями.
Премии
● Лауреат премии журнала «Наш современник» (1976)
● Лауреат премии «Литературной газеты» (1987)
● Лауреат премии им. И. А. Бунина (1994)
● Лауреат премии журнала «Новый мир» (1996)
● Лауреат первой премии «Москва — Пенне» (1997)
● Лауреат Государственной премии РФ (1997)
● Лауреат всероссийской литературной премии «Сталинград» (1999)
● Лауреат премии Александра Солженицына (2008) — «за остроту и боль в описании потерянного состояния русской провинции и отражение неистребимого достоинства скромного человека; за бьющий в прозе писателя источник живого народного языка»
● Лауреат премии Ясная поляна (2014)
● Лауреат Патриаршей литературной премии (2016)[2]
Глава 2.Творчество
2.1.Патриотизм в произведениях Бориса Екимова.
Что новое поколение знает о творчестве писателя Бориса Петровича Екимова? Да пожалуй, практически ничего. Если наши отцы что-то и слышали о деревенской прозе, то могли вспомнить «Холюшино подворье» и другие рассказы и повести, выходившие в советское время в толстых журналах. Но вряд ли их память назовёт имя и фамилию автора, написавшего эти удивительные произведения. Может, это получится у поколения постарше, у тех, кто в шестидесятые-семидесятые был молод и прочитывал от корки до корки «Новый мир», «Знамя», «Юность», «Октябрь».
В последние десятилетия, когда, кажется, само существование русской деревни выпало из нашего поля зрения, не говоря уж об окоеме искусства, - Борис Екимов вошел в литературу новым писателем -"деревенщиком".
А что же такое патриотизм? Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё.
Как же патриотизм проявляется в творчестве Бориса Петровича? Проявление патриотизма в творчестве Екимова, это описании неизвестных, но таких родных деревень. Почему родных? А потому что, естественные, непридуманные, в этом описании можно увидеть свою деревню, любимое место, знакомые с детства тропинки. Во множестве ярких рассказов и очерков Екимов рисует мало кому знакомую обстановку нынешней сельской местности с ее новым бытом, манящими возможностями и крутыми угрозами. Этот живой поток екимовских картин, раздвигая наши представления о непростой жизни сегодняшней деревни, помогает восстановить, хотя бы мысленно, единство национального тела. А уж как интересно послушать суждения из донской глубинки - о событиях новейших.
Его рассказы очаровывают своей задушевностью. Особенно хороши «запевы» – в них естественность, простота, органичность письма, ёмкие диалоги, прекрасное знание материала, бытовых подробностей сельской жизни. Реплики героев рассказов невозможно выдумать, кажется, что речь их подслушана внимательным автором и тотчас записана. Екимов – убористый писатель, лишённый излишеств, экспериментов. Критики его хвалят, называют продолжателем «деревенщиков», говорят, что его рассказы – это «традиционная русская проза в её современном исполнении», неизменно подчёркивают социальность тем, над которыми работает писатель, а давняя его повесть «Пиночет» вообще произвела фурор – о ней много писали и говорили.[3]
Герой Екимова, как когда-то и Шукшина, оказался не только
незнакомым, а отчасти непонятным.
Любители “дистиллированной” прозы требовали “красивого героя”, требовали,
чтобы писатель выдумывал, чтобы не дай бог не растревожить собственную душу.
Полярность мнений, резкость оценок возникали, как не странно, именно потому,
что герой не выдуман. А когда герой представляет собой реального человека, он
не может быть только нравственным или только безнравственным. А когда герой
выдуман в угоду кому-то, вот здесь полная безнравственность. Нет. Екимов не идеализирует
своих странных, иногда непутевых героев. Идеализация вообще противоречит
искусству писателя. Но в каждом из них он находит то, что близко ему самому.
Тема деревенского запустения, обнищания села, деградации её
жителей – пожалуй, ключевая в творчестве Бориса Екимова. И вероятно, картины
эти, нарисованные писателем, отчасти милы нашим «городским критикам»,
убеждённым, что уж они-то (и их близкие) как-нибудь прокормятся и без
Тарасовых, Каргиных, Холюш и прочих аборигенных персонажей. Иногда Борис Екимов
проявляет творческую волю и «принудительно» создаёт «образ положительного
героя». К таким персонажам можно отнести председателя колхоза из повести «Пиночет».
Напомним суть произведения: вернувшийся в родное село Корытин взваливает на
себя нелёгкую долю руководителя. Он правит жёстко, его ненавидит половина села,
зато Пиночет (так прозвали земляки председателя) ставит колхоз на ноги.
История рядовая и, в общем-то, имеющая право на
существование. Но образ главного героя – слишком прямолинеен, художественно не
мотивирован. Председатель Корытин – фигура искусственная, неразработанная,
неубедительная. Писатель её, против обыкновения, не «взял из жизни», а выдумал,
создал авторским воображением (точно так же, как прежде он нафантазировал
явление мальчика Якова в рассказе «Фетисыч», там девятилетний ребёнок спасает
от разрушения деревенскую школу). Но чтобы персонаж, лишённый земной основы,
прототипа, действовал героически - достоверно в реалистическом произведении,
нужно, чтобы и сам писатель был немного героем в реальной жизни. Только так –
величайшим духовным напряжением – рождается образ, который будет действовать в
жизни.
За что же
хвалили критики «Пиночета»? За чувство меры. Писатель нигде не пережал. Никого
не укорил, всех простил, всё объяснил. Показал страшные картины нищеты, пьянь и
безалаберность русскую. И председателя колхоза, картонного Пиночета, вроде как
наводящего порядок (почти Путин!), явил читающей публике. Всё есть, всё
«правдиво». А правды – нет. Чувство меры – нигде не нарушено. Простота фразы,
короткость пейзажа. Но во дни потрясений, когда родина наша рушится, разве
чувство меры спасало и спасёт народ?! Нет! Спасают родину, на обывательский
взгляд, безумцы – герои, подвижники, святые. Словом и делом, молитвой и
подвигом. А писатель – каждодневным духовным трудом. На высоте тонких,
невидимых (и всё же реально существующих) сфер видна и понятна любая житейская
хитрость, расчёт. Вопрос: является ли «традиционная русская проза»
православной по своему глубинному содержанию, наверное, стоит считать
риторическим. Чехов в своих рассказах показал драму безрелигиозного,
расщеплённого интеллигентского сознания и сделал это с неподражаемым мастерством.
Классические «деревенщики» создавали образы своих героев, вольно или невольно,
ориентируясь на православный идеал – и это во времена насильственного атеизма
придавало новизну и актуальность их произведениям.
Иногда кажется, что героев Екимова такие высокие
материи, как Бог и любовь, не волнуют – сознание их так же обыденно и просто,
как деревенский быт. В тех же произведениях, где лирический герой повествования
выступает от лица автора, тоже разгадку не найти. Хотя на первый взгляд, всё ясно: «Неторопливо
иду белою полевою дорогой. Одолел перевал. Вот она – пологая просторная долина.
Скошенные поля, копны пахучей золотистой соломы. Хорошо в них лежать и глядеть
в небо. Там просторней, чем на земле. Тянутся облака, тоже копны – высокие,
белые. В небесных полях, конечно, просторней, торжественней, краше. Там –
Божье, там – праздник высокий. Зато в наших пределах, земных, пахнет спелым
зерном, и это – душе отрада. Празднуй, человече... Твой час. Радуйся хлебу,
остальное, поверь мне, приложится».[4]
В интервью Бориса Екимова газете «АиФ» мы можем увидеть подлинный екимовский патриотизм:
«- Труд русского народа, как это и раньше бывало, сохранит Россию в её долгом и трудном пути», - считает знаменитый писатель.
- Но выход-то где? Ну не может выжить страна, в которой будет два больших города, Сибирь с недрами, а посередине - пустота. Она развалится!»
- Никуда она не развалится! О том, что Россия развалится, пропадёт, говорено много и давно. Сейчас люди уже поняли, что надеяться нужно только на себя, на свою голову и на свои руки. И на ближний круг. Трудиться. Труд русского народа, как и раньше бывало, сохранит Россию в её долгом и трудном пути » [5]
Борис Екимов уважительно относится к читателю – в его рассказы можно погружаться без опаски: в них нет (и никогда не было) непристойностей, цинизма, физиологических подробностей, «чернухи», нет и «переливания» в чужую душу собственных психокомлексов. По нынешним временам – это немало. Нет, впрочем, и словесных вывертов, краснобайства, пустословия – прозаик завидно лаконичен. И это тоже делает ему честь: писатель бережёт читательское время, эмоции. Пишет о том, что знает. Воображение его работает естественно и чутко: главное, не уклониться от правды жизни. Вернее, от мелких, повседневных деталей деревенского бытия (реплик, слов), которые создают картину предельной достоверности, правдивости происходящего. Умеренность и аккуратность – вот, пожалуй, основные качества, которыми можно охарактеризовать прозу Бориса Екимова. Именно «спокойная жизнь» отражена в большинстве екимовских вещей (несмотря на внешние приметы острой социальности). Многое из того, что издатели называют рассказами, таковым вовсе не является – это художественные очерки («Каргины»), зарисовки («Ты не всё написал…»), этюды («Говори, мама, говори…»). Но во всех этих произведениях есть чувство меры, прекрасное знание материала, наработанная интонация, пластика, и всё это вместе умело маскирует «спокойствие» писательской души. Не рассказы, но добротная, культурная проза. Духовные искания самого автора спрятаны надёжно, глубоко. Это заставляет задуматься: а существуют ли они вообще и в чём их смысл, суть?
Произведения Бориса Екимова в лучших своих образцах ритмичны, музыкальны, но сказать, что автор в душе своей поэт, о Екимове, наверное, нельзя. Рассчитанность, выверенность эмоции не позволяет вырваться на свободу живому, незамаскированному «обязательствами» чувству. Эта внутренняя скованность характерна для очень многих произведений писателя. Там же, где он позволяет себе быть естественным, нестеснённым (в элегических повествованиях от первого лица, например, в рассказе «На воле»), лиричность его тоже кажется «обязательной». Сельские виды, близость природы и естественных основ жизни, казалось бы, располагают к поэтичности. Но она, эта поэтичность, больше созерцательная, чем «безумная». Слова не бегут, обгоняя мысль и чувство, они благородно и культурно их иллюстрируют. Не потому ли так мало у Екимова рассказов о любви? Эта тема, в отличие от социальных наблюдений и обличений, как раз и требует «безумства», напрочь отрицая «умеренность и аккуратность». Разумеется, моё мнение о творчестве Бориса Екимова – только мнение. Быть честным писателем – самое тяжёлое дело.
2.2. Жизненные ценности.
Одно из интервью Бориса Екимова: «Есть хлеб, вода и нет войны!»
«А вот пример. Хутор Большой Набатов. Развал колхоза. Растаскивать и разворовывать колхозное добро стали не рядовые колхозники, а те, кто повыше. «Продавали» всё сами себе или друзьям за копейки. Сначала разобрали и увезли дом, где была почта, - опомниться никто не успел. Потом пришёл черёд столовой, клуба, магазина. Вот здесь, поняв, хуторяне кое-что перехватили по мелочи. Жестяную вывеску магазина, стёкла в запас, какую-то доску. Не более. Новые хозяева своё блюли. В Большой Голубой всё совхозное добро - скотные фермы, мастерские, амбары, склады - за бесценок забрал пронырливый кавказец и сказал твёрдо: «Здесь теперь всё моё! Любой, даже ржавый гвоздь! Не сметь ничего трогать! Накажу!»
В моём посёлке от бывших невеликих предприятий остались лишь кирпичные стены да крыша. А ведь там стояли станки, конвейеры, другое оборудование. Всё это было вывезено - конечно, не простыми рабочими. В нашем порту в те годы постоянно у пирса стояли, сменяя друг друга, два грузовых судна типа «река - море». Туда со всего района везли так называемый металлолом, а на самом деле станки, технику. Всё уплывало в Израиль, Турцию, Грецию. Скажите мне: простому рабочему, колхознику разве такое под силу? В Москве растаскивали по карманам нефтяные, угольные предприятия, заводы, золотые прииски. А мой приятель-хуторянин принёс домой жестяную вывеску от сельмага. Вот и получается, что в среднем весь народ в России ворует, хотя в этом колхозе - сначала им. Будённого, а потом Голубинском - у моего приятеля работали дед с бабкой, потом погибший на войне отец, мать, недолго и он поработал. Три поколения! А нажиток - вывеска от магазина»
Так вводится в рассказ значимая для Б. Екимова тема- тема памяти, связи поколений. Именно через связь поколений, через духовную преемственность происходит «утверждение добра». Будущее, по мысли автора, не выносимо без памяти о прошлом, без опоры на его лучшие традиции. Сохраняя веру в «живую душу» народа, Борис Екимов достойно продолжает важнейшие традиции русской классики, ищет в современной жизни доброту, человечность, способность к состраданию, все те качества, которые сейчас в большом дефиците.
Любимые екимовские герои обладают главным, по мнению их создателя, достоинством – «Живой душой»; их нравственная сила раскрывается в конкретных поступках, в малых добрых делах.
С особенной любовью изображает писатель главных героев: стариков и детей. Старики Б. Екимова наделены жизненной мудростью, сердечной теплотой, памятливой душой и трудолюбием.
Так в рассказе «Живая душа» писатель изображает два типа людей: одни - представители «живой души», другие лишены этого качества. Перед героями поставлена задача: решить судьбу теленка, появившегося на свет вопреки ожиданиям. Как же поступают взрослые? Что для них важнее: «живая душа» или бумаги или распоряжения?
Написанные строки в феврале 2008 г., за полгода до кончины А.И. Солженицына, стали его своеобразным завещанием, на которое Б.П. Екимов откликнулся новыми произведениями, напечатанными в московских и провинциальных журналах. И во всех рассказах звучит мысль о человеческой доброте и памяти: Не растеряй в длинной жизни своей эту детскую доброту и долгую человечью память («Не забудь»). Разумеется, в наибольшей степени отражают донские диалектные лексические и фразеологические единицы. Это дух народности. Он один и тот же, только с оттенками во всех краях земли».
Главное, что хочет сказать знаменитый писатель: русская литература жива. Она жива и литераторами, которые заканчивают свой литературный век, и теми молодыми, о которых мы с вами говорим. Литература не может исчезнуть. И не потому, что мы этого не хотим, а потому, что это просто невозможно. Она часть культуры человека, а значит, и часть самого человека. Без нее человек будет умирать. Литература создает человека порой незаметно для него, как вода, как воздух. Почему сейчас появилось так много пустых глаз? Потому что мы и наши власти забыли, что человеческое общество строят не армия, не милиция и даже не экономика. Сначала человека созидает культура, а уже затем человек создает армию и экономику. Или это уже не человек.[6]
2.3.Донская кухня и не только…
Отражения казачьего быта, традиций, обычаи - они столь умело вводятся писателем в художественную ткань, так уместны в повествовании, что при чтении не затрудняют понимание текста, вызывают у читателя уважение к народным традициям, эстетическое наслаждение, желание побольше узнать о жизни донских казаков. В произведениях Б.П. Екимова можно увидеть картину мира донских казаков, их представление о жизненных ценностях.
Творчество Бориса Екимова заставляет нас еще раз убедиться в том, что подлинная русская литература не может пренебрегать народным словом, что опора на народную речь для писателя становится тем стержнем, вокруг которого естественным образом разрастается ткань художественного текста, писательское слово становится ясным, открытым, естественным, ненатужным. Сам Борис Петрович 14 мая 2013 г. в интервью в связи с 30-летием со дня кончины Фёдора Александровича Абрамова (1920-1983) говорил:« Для меня Федор Абрамов - еще и хранитель русского языка. Некоторые упрекали его за диалектизмы - дескать, не всем они понятны. Но диалектизмы - часть русского языка. Река не может быть прямым руслом, прямое русло - уже не река, а канал. А река - это русло, а еще - притоки, ручьи, старицы, плесы, перекаты, займищные озера. И любой язык, русский в том числе, обогащается, ширится родниками народного говора. Федор Абрамов - один из тех, кто сохранил для нас это богатство. И за это я тоже ему благодарен». Эти слова писателя перекликаются мыслями известного русского историка языка и лексикографа И.И. Срезневского: «В каждом народном языке, в каждом местном наречии есть сила неосязаемая и, тем не менее, мощная»
В ряде рассказов писателя ярко, с уместными подробностями, аппетитно повествуется об особенностях казачьей кухни. На Дону казачки готовят каймак, о котором в других регионах России не знают или знают понаслышке. Это густые подрумяненные пенки, снятые с топленого молока. Вот с какой любовью говорит Б.П. Екимов об этом блюде: Спросите у русского человека, любит ли он каймак. В ответ чаще всего недоуменье: «Что это за штука?». Наверное, и вправду донской наш, казачий край - не Россия. Потому что свой народ, коренной ли, завзятый казачура или просто в наших краях поживший, тут же заулыбается, замаслятся глазки, а губы сами собой причмокнут: «Каймачок...». И весь тут ответ. Но конечно же за каймаком лучше пойти ли, поехать утром во двор, где держат коров и делают каймаки. На тот же хутор Камыши, он рядом. Надбежишь ко времени, хозяйка улыбается: «Сейчас буду снимать». Именно «снимать», каймаки снимаются. «Каймачный съем» называется. Один съем, два съема... Вот приносится с холода тяжелый казан или просторная кастрюля с молоком, и на твоих глазах деревянной лопаткой ли, ложкой снимается вершок - пышный, ноздреватый блин застывших топленых сливок, огромная пенка в густых подтеках, сочная и душистая. Одним словом, каймак. Благодари хозяйку, расплачивайся и правься к своему базу утренний чай пить со свежим каймаком. Желательно с горячими пышками. Отламываешь горячей пышки кусок, наверх - холодный каймак, который тут же начинает плавиться, подтекать. Скорее в рот... Пахучая горячая хлебная плоть и холодок тающего на языке душистого каймака. Ешь - не уешься. Не баловство, не лакомство - лишь каймак. Он в наших краях с детства до старости. Даже на поминках, после горячего хлебова, обязательно подают со взваром щедро намазанные каймаком пышки. [7]
Писатель рассказывает о специфике приготовления донских щей - жидкого казачьего кушанья на мясном бульоне с капустой, картофелем, томатом. А главная еда конечно же - щи. Не русские, а наши, донские щи. Это большая разница, как говорят у нас: и рядом не постановишь. Приготовить донские щи не больно просто. Щи, которые варят в срединной России, ту бледную немочь, посмеиваясь, называю я сиротскими щами или тюремными. Они и на погляд сиротские. Наши, донские, в тарелке ли, в миске, словно полыхают багряным ли, кумачовым огнем. Вся заправка в конце приготовления должна хорошо протомиться на жару, стать крутой, потеряв влагу, дают капусте повариться, чтобы стала мягкой, пять ли, десять минут и закладывают резаный картофель, а потом толченый из тех целиком сваренных картофелин, которые ждут своего часа. Уже готовые щи надо с огня убрать, но дать на легком жару настояться хотя бы десять-пятнадцать минут. А уж тогда - крышку прочь! - являются миру и семье горячие донские щи («Летняя кухня»). В рассказе «“Слухай сюда!..”, или Щи рыбные» Б.П. Екимов устами своего персонажа повествует об особенностях приготовления на Дону донских рыбных щей - жидкого казачьего кушанья, супа из вяленой рыбы с капустой, картофелем, томатом и др. (Там же): Донские рыбные щи - дело серьезное, но порой нынешней их варят не часто. Настоящие наши рыбные щи, какие от веку. Ешь - не уешься. Рыбу чистят, потрошат, крупную пластуют. Солят, но не круто, как по весне, на вялку. День полежала в соли, сразу - на волю подвесили, чтобы обве-нулась, на ветерке подсохла. И сразу ее - на противнях в русскую печь, на легкий жар постановят. Чтобы она запеклась до хруста. Вот это самая рыба для щей. Из печи ее вынули, в сапетку сложили и прямым ходом на подловку. Подвесили от мышей. Достал с подловки рыбу, в жаровню поклал, водички туда плеснул, чтобы отволгла. А потом - томату, морковочки да лучку, как положено. Пошкворчит на малом жару, хорошо потомится. Щи сварятся, как обычные, постные: капуста, картошка. Сварились, закладываешь из жаровни рыбу. [8]
Умеют и любят донские казаки вялить и коптить рыбу. Писатель- сам рыбак, хорошо разбирается в видах лодок, особенностях лова,в разновидностях донской рыбы, немало его рассказов посвящено рыбалке ( «Высшая мера», « В займище», «День до вечера» и мн. другие).
В творчстве Б. П. Екимова содержатся объемные неделимые контексты, в которых подробно и объстаятельно повествуется о казачьем жилье. («На усадьбе»).
Борис Петрович исходил вдоль и поперек все балки, ложбины и теклины на Среднем Дону, знает заповедные уголки донской земли и готов с обстоятельностью и яркими подробностями рассказывать о них читателю, помогая представить красоту и ширь донского края.
Заключение
Бориса Екимова называют «лучшим русским рассказчиком» современности, а его прозу – «обостренно совестливой, строгой до боли, умно выстроенной и – вопреки грустным сюжетам – полнящейся гармонией».
Этот писатель отмечен счастливой писательской судьбой; он любим и критиками, и читателями, а это уже само по себе редкость.
Обозреватель газеты «Труд» Д. Шеваров писал, что всякий кто читал хоть один рассказ Екимова, наверняка запомнил писателя. И хотя все его герои – жители задонских хуторов, каждый скажет: это про нас, про меня. Про нашу жизнь – тревожную, разбитую на осколки. Силой таланта и любви писатель бережно собирает эти осколки в повествование, которое надолго останется в русской литературе как честное свидетельство обо всем, что мы испытали за последние 20 лет»
О творчестве замечательного русского прозаика и нашего земляка
Бориса Екимова написано много, но, возможно самым ёмким высказыванием стала
формулировка премии Александра
Солженицына: «За остроту и боль в описании потерянного состояния русской
провинции и отражение неистребимого достоинства скромного человека; за бьющий в
прозе писателя источник живого народного языка».
В заключении работы хотелось бы дать совет любителям хорошей прозы – читать в обязательном порядке. Каждый рассказ или очерк – как гранёный алмаз, проработан до малейших подробностей и деталей, что не оставляет равнодушным. В наши дни мало по-настоящему сильных книг, но и среди океана песка можно и нужно отыскать родник, коим для многих станет двухтомник Бориса Петровича Екимова. Любите литературу, друзья.
Приложение № 1
Анкета для учащихся 7 – 8 классов «Шуруповской основной школы»
1.Как вы относитесь к творчеству?
a)Положительно
b)Отрицательно
c)Не интересуюсь
d)Затрудняюсь ответить
2.Какие виды творчества вам близки?
a)Музыка
b)Кулинария
c)Литература
d)Художественное творчество
e)Танцы
f)Свой вариант
______________________________________________
3. Как вы относитесь к творческим людям?
a)Положительно
b)Отрицательно
c)Не встречал таких
d)Свой вариант
________________________________________________
4.Как вы относитесь к произведениям писателей Волгоградской области?
a)Положительно
b)Отрицательно
c)Не интересуюсь
d)Затрудняюсь ответить
5.Знакомы ли вы с произведениями писателей Волгоградской
области?
a)да b)нет
c)Не интересуюсь
d)Затрудняюсь ответить
6.Можете ли вы назвать несколько фамилий писателей Волгоградской области?
a)да ________________________________________________
b)нет
7.Знаете ли вы кто такой Борис Петрович Екимов?
a)да b)нет
c)Затрудняюсь ответить
8.Знакомы ли вы с творчеством Бориса Екимова?
a)да b)нет
c)Затрудняюсь ответить
9.Хотели бы вы узнать кто такой Борис Петрович Екимов и познакомиться с его творчеством?
a)да
b)нет
c)Не интересуюсь
Приложение № 2
Анализ ответов учащихся на анкету из приложения № 1
Список литературы
1. Екимов Б.П. Рассказ «Слухай сюда!..», или Щи рыбные»// Новый мир, 2006 № 4
2. Екимов Б.П. Рассказы//Новый мир, 2006. №12
3. Екимов Б.П. Родительская суббота: рассказы разных лет // Роман-газета, 2006, № 15
4. Екимов Б.П. «Возвращение», 2016
5. Екимов Б.П. «Рассказы о живой жизни»// Новый мир,2006
6. Екимов Б.П. « Фетисыч» // Новый мир, 1996, № 2
7. Екимов Б.П. «Ночь исцеления», 2008
8. Екимов Б.П. «Пиночет»//Новый мир, 1999, № 4
9. Екимов Б.П. «Говори, мама, говори»// новый мир, 2006 № 12
10. Научная статья по языкознанию «Донская казачья лингвокультура в произведениях Б.П. Екимова: к юбилею писателя»//журнал «Известия ВГПУ» Супрун В.И. Кудряшова Р.И. Брысина Е.В., 2013 С. 79-85
Список интернет-ресурсов
1. http://fb.ru/article/240012/boris-ekimov-tvorchestvo-russkogo-pisatelya
2. http://kratkoe.com/boris-ekimov-biografiya-kratkaya/
3. http://fb.ru/article/240012/boris-ekimov-tvorchestvo-russkogo-pisatelya
4. http://www.aif.ru/culture/person/pisatel_boris_ekimov_lyudi_uzhe_ponyali_chto_nadeyatsya_nuzhno_tolko_na_sebya
5. https://web.archive.org/web/20140403022118/http://litrossia.ru/2011/02-03/05894.html
6. https://rg.ru/2008/05/15/ekimov.html
7. http://www.pravoslavie.ru/105772.html
8. https://ru.m.wikipedia.org
9. https://books.vremya.ru
10. https://rulibs.com/
Скачано с www.znanio.ru
[1] https://books.vremya.ru
[2] https://ru.m.wikipedia.org
[3] http://fb.ru/article/240012/boris-ekimov-tvorchestvo-russkogo-pisatelya
[4] https://rg.ru/2008/05/15/ekimov.html
[5] http://www.aif.ru/culture/person/pisatel_boris_ekimov_lyudi_uzhe_ponyali_chto_nadeyatsya_nuzhno_tolko_na_sebya
[6] https://web.archive.org/web/20140403022118/http://litrossia.ru/2011/02-03/05894.html
[7] https://rulibs.com/
[8] Рассказ «Слухай сюда!..», или Щи рыбные»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.