Проектная технология как средство достижения новых образовательных результатов на основе образовательных потребностей и интересов обучающихся
При переходе на новый федеральный государственный образовательный стандарт меняются требования к организации обучения. Ключевыми идеями образовательного стандарта являются опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования и ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов.
На первый план выходит системно-деятельностный подход, развитие личности обучающегося происходит на основе освоения способов деятельности. Образовательная программа школы должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы».
Деятельность обучающихся претерпевает изменения: проекты и учебные исследования выполняются не «по желанию», а обязательно всеми обучающимися независимо от их склонностей и способностей. Формируется система адекватной оценки результативности учебно-исследовательской и проектной деятельности. В содержание образования включаются рефлексия, самоанализ, самоконтроль, самооценка.
Проектная технология – одно из перспективных направлений в деятельности школы. Проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся и предполагает выполнение работы обучающимся самостоятельно или в группах под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов или в рамках внеурочной деятельности.
Проектная технология — это способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы, которая в конечном итоге приводит к вполне реальным, осязаемым практическим результатам.
Проектная технология предполагает:
- наличие проблемы, решение которой требует интеграции знаний;
- практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельную деятельность учащихся;
- структурирование проекта с указанием поэтапных результатов;
- использование исследовательских методов (постановка цели, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы, анализ результатов, оценка, рефлексия).
В условиях ИКТ-насыщенной среды организовать проектную деятельность педагог может с использованием разных сетевых сервисов. В гимназии используются ресурсы всероссийской образовательной сети Дневник.ру. Этот сервис открывает возможность непосредственно на уроке и во внеурочное время организовать взаимодействие обучающихся для обсуждения тем и содержания проектов, для совместной разработки плана работы, требований и критериев оценки проекта, для загрузки своих проектов в сеть, их просмотра и взаимооценки. В ходе работы над проектом обучающиеся приобретают умения работы с сетевыми технологиями.
Альтернативной применению сервиса Дневник.ру может служить использование сервисов Google, которые также обеспечивают создание условий для освоения предметного материала, формирования метапредметных умений, развития коммуникативной компетентности у обучающихся, их личной ответственности за результаты работы.
Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого обучающегося. Оно позволяет учителю четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу; сделать обучающегося субъектом образовательной и оценочной деятельности. Обучающимся формирующее оценивание помогает видеть ошибки, понять, что важно, что у них получается, обнаруживать, что они не знают и не умеют.
Критериями успешности реализации проектной технологии можно считать следующие образовательные эффекты:
• образовательная самостоятельность — умение обучающегося создавать и использовать средства для собственного личностного развития (ученик продумывает цельный, содержательный проект, использует в своих проектах межпредметные связи и др.);
• образовательная инициатива — умение выстраивать свою образовательную траекторию, создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовать (использовать сетевые технологии для организации взаимодействия, самостоятельно разрабатывать критерии оценки проекта и др.);
• образовательная ответственность — умение принимать для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях (критически подходить к оценке своей деятельности, осуществлять самооценку и взаимооценку деятельности, корректно вести дискуссию, отстаивать и аргументировать свое мнение и др.);
Проектная деятельность позволяет формировать:
личностные результаты
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
• формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
метапредметные результаты
• умение самостоятельно определять цели своего обучения;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
предметные результаты (в рамках предмета информатики)
• осознание значения информатики и информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни человека;
• понимание роли информационных процессов в современном мире;
• развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием компьютера и сетевых технологий;
• формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
• формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
• формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
В качестве возможных рисков использования проектной технологии можно указать:
- низкую мотивацию учителей к использованию данной технологии;
- низкую мотивацию обучающихся к участию в проекте;
- недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности;
- недостаточную проработку критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.
Технология проекта – не только одно из перспективных направлений в деятельности школы, но и увлекательное и интересное занятие и для обучающихся, и для учителя. Обучающиеся получают возможность проявить себя в значимой самостоятельной деятельности, взаимодействие ученика и учителя переходит на качественно новый уровень. В целом это приводит к формированию личностных, метапредметных, предметных результатов. И вышеуказанные риски следует рассматривать как направления профессионального роста педагога.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.