Проектная технология как средство достижения новых образовательных результатов

  • Повышение квалификации
  • doc
  • 06.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сегодня в соответствии с требованиями ФГОС на первый план выходит системно-деятельностный подход. Развитие личности обучающегося происходит на основе освоения способов деятельности, обеспечивающих «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы». Проектная технология – одно из перспективных направлений в деятельности школы. Проекты и учебные исследования выполняются не «по желанию», а обязательно всеми обучающимися независимо от их склонностей и способностей и представляют собой особую форму организации деятельности обучающихся и предполагает выполнение работы обучающимся самостоятельно или в группах под руководством учителя по выбранной теме. В содержание образования включаются рефлексия, самоанализ, самоконтроль, самооценка, формируется система адекватной оценки результативности учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Иконка файла материала Проектная технология.doc

Проектная технология как средство достижения новых образовательных результатов на основе образовательных потребностей и интересов обучающихся

 

При переходе на новый федеральный государственный образовательный стандарт меняются требования к организации обучения. Ключевыми идеями образовательного стандарта являются опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования и ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов.

На первый план выходит системно-деятельностный подход, развитие личности обучающегося происходит на основе освоения способов деятельности. Образовательная программа школы должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы».

Деятельность обучающихся претерпевает изменения: проекты и учебные исследования выполняются не «по желанию», а обязательно всеми обучающимися независимо от их склонностей и способностей. Формируется система адекватной оценки результативности учебно-исследовательской и проектной деятельности. В содержание образования включаются рефлексия, самоанализ, самоконтроль, самооценка.

Проектная технология – одно из перспективных направлений в деятельности школы. Проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся и предполагает выполнение работы обучающимся самостоятельно или в группах под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов или в рамках внеурочной деятельности.

Проектная технология — это способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы, которая в конечном итоге приводит к вполне реальным, осязаемым практическим результатам.

Проектная технология предполагает:

-                 наличие проблемы, решение которой требует интеграции знаний;

-                 практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

-                 самостоятельную деятельность учащихся;

-                 структурирование проекта с указанием поэтапных результатов;

-                 использование исследовательских методов (постановка цели, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы, анализ результатов, оценка, рефлексия).

В условиях ИКТ-насыщенной среды организовать проектную деятельность педагог может с использованием разных сетевых сервисов. В гимназии используются ресурсы всероссийской образовательной сети Дневник.ру. Этот сервис открывает возможность непосредственно на уроке и во внеурочное время организовать взаимодействие обучающихся для обсуждения тем и содержания проектов, для совместной разработки плана работы, требований и критериев оценки проекта, для загрузки своих проектов в сеть, их просмотра и  взаимооценки. В ходе работы над проектом обучающиеся приобретают умения работы с сетевыми технологиями. 

Альтернативной применению сервиса Дневник.ру может служить использование сервисов Google, которые также обеспечивают создание условий для освоения предметного материала, формирования метапредметных умений, развития коммуникативной компетентности у обучающихся, их личной ответственности за результаты работы.

Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого обучающегося. Оно позволяет учителю четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;  сделать обучающегося субъектом образовательной и оценочной деятельности. Обучающимся формирующее оценивание помогает видеть ошибки, понять, что важно, что у них получается, обнаруживать, что они не знают и не умеют.

Критериями успешности реализации проектной технологии можно считать следующие образовательные эффекты:

образовательная самостоятельность — умение обучающегося создавать и использовать средства для собственного личностного развития (ученик продумывает цельный, содержательный проект, использует в своих проектах межпредметные связи и др.);

образовательная инициатива — умение выстраивать свою образовательную траекторию, создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовать (использовать сетевые технологии для организации взаимодействия, самостоятельно разрабатывать критерии оценки проекта и др.);

•   образовательная ответственность — умение принимать для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях (критически подходить к оценке своей деятельности, осуществлять самооценку и взаимооценку деятельности, корректно вести дискуссию, отстаивать и аргументировать свое мнение и др.);

Проектная деятельность позволяет формировать:

личностные результаты

•  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

•  формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

•  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

•  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

метапредметные результаты

•  умение самостоятельно определять цели своего обучения;

•  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

•  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

•  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

предметные результаты (в рамках предмета информатики)

•  осознание значения информатики и информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни человека;

•  понимание роли информационных процессов в современном мире;

•  развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием компьютера и сетевых технологий;

•  формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;

•  формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

•  формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

В качестве возможных рисков использования проектной технологии можно указать:

-                 низкую мотивацию учителей к использованию данной технологии;

-                 низкую мотивацию обучающихся к участию в проекте;

-                 недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности;

-                 недостаточную проработку критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.

Технология проекта – не только одно из перспективных направлений в деятельности школы, но и увлекательное и интересное занятие и для обучающихся, и для учителя. Обучающиеся получают возможность проявить себя в значимой самостоятельной деятельности, взаимодействие ученика и учителя переходит на качественно новый уровень. В целом это приводит к формированию личностных, метапредметных, предметных результатов. И вышеуказанные риски следует рассматривать как направления профессионального роста педагога.


Посмотрите также