Проектная технология как средство достижения новых образовательных результатов
Оценка 4.9

Проектная технология как средство достижения новых образовательных результатов

Оценка 4.9
Повышение квалификации
doc
администрации
Взрослым
06.01.2017
Проектная технология как средство достижения новых образовательных результатов
Сегодня в соответствии с требованиями ФГОС на первый план выходит системно-деятельностный подход. Развитие личности обучающегося происходит на основе освоения способов деятельности, обеспечивающих «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы». Проектная технология – одно из перспективных направлений в деятельности школы. Проекты и учебные исследования выполняются не «по желанию», а обязательно всеми обучающимися независимо от их склонностей и способностей и представляют собой особую форму организации деятельности обучающихся и предполагает выполнение работы обучающимся самостоятельно или в группах под руководством учителя по выбранной теме. В содержание образования включаются рефлексия, самоанализ, самоконтроль, самооценка, формируется система адекватной оценки результативности учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Проектная технология.doc

Проектная технология как средство достижения новых образовательных результатов на основе образовательных потребностей и интересов обучающихся

 

При переходе на новый федеральный государственный образовательный стандарт меняются требования к организации обучения. Ключевыми идеями образовательного стандарта являются опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования и ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов.

На первый план выходит системно-деятельностный подход, развитие личности обучающегося происходит на основе освоения способов деятельности. Образовательная программа школы должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы».

Деятельность обучающихся претерпевает изменения: проекты и учебные исследования выполняются не «по желанию», а обязательно всеми обучающимися независимо от их склонностей и способностей. Формируется система адекватной оценки результативности учебно-исследовательской и проектной деятельности. В содержание образования включаются рефлексия, самоанализ, самоконтроль, самооценка.

Проектная технология – одно из перспективных направлений в деятельности школы. Проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся и предполагает выполнение работы обучающимся самостоятельно или в группах под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов или в рамках внеурочной деятельности.

Проектная технология — это способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы, которая в конечном итоге приводит к вполне реальным, осязаемым практическим результатам.

Проектная технология предполагает:

-                 наличие проблемы, решение которой требует интеграции знаний;

-                 практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

-                 самостоятельную деятельность учащихся;

-                 структурирование проекта с указанием поэтапных результатов;

-                 использование исследовательских методов (постановка цели, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы, анализ результатов, оценка, рефлексия).

В условиях ИКТ-насыщенной среды организовать проектную деятельность педагог может с использованием разных сетевых сервисов. В гимназии используются ресурсы всероссийской образовательной сети Дневник.ру. Этот сервис открывает возможность непосредственно на уроке и во внеурочное время организовать взаимодействие обучающихся для обсуждения тем и содержания проектов, для совместной разработки плана работы, требований и критериев оценки проекта, для загрузки своих проектов в сеть, их просмотра и  взаимооценки. В ходе работы над проектом обучающиеся приобретают умения работы с сетевыми технологиями. 

Альтернативной применению сервиса Дневник.ру может служить использование сервисов Google, которые также обеспечивают создание условий для освоения предметного материала, формирования метапредметных умений, развития коммуникативной компетентности у обучающихся, их личной ответственности за результаты работы.

Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого обучающегося. Оно позволяет учителю четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;  сделать обучающегося субъектом образовательной и оценочной деятельности. Обучающимся формирующее оценивание помогает видеть ошибки, понять, что важно, что у них получается, обнаруживать, что они не знают и не умеют.

Критериями успешности реализации проектной технологии можно считать следующие образовательные эффекты:

образовательная самостоятельность — умение обучающегося создавать и использовать средства для собственного личностного развития (ученик продумывает цельный, содержательный проект, использует в своих проектах межпредметные связи и др.);

образовательная инициатива — умение выстраивать свою образовательную траекторию, создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовать (использовать сетевые технологии для организации взаимодействия, самостоятельно разрабатывать критерии оценки проекта и др.);

•   образовательная ответственность — умение принимать для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях (критически подходить к оценке своей деятельности, осуществлять самооценку и взаимооценку деятельности, корректно вести дискуссию, отстаивать и аргументировать свое мнение и др.);

Проектная деятельность позволяет формировать:

личностные результаты

•  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

•  формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

•  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

•  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

метапредметные результаты

•  умение самостоятельно определять цели своего обучения;

•  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

•  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

•  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

предметные результаты (в рамках предмета информатики)

•  осознание значения информатики и информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни человека;

•  понимание роли информационных процессов в современном мире;

•  развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием компьютера и сетевых технологий;

•  формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;

•  формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

•  формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

В качестве возможных рисков использования проектной технологии можно указать:

-                 низкую мотивацию учителей к использованию данной технологии;

-                 низкую мотивацию обучающихся к участию в проекте;

-                 недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности;

-                 недостаточную проработку критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.

Технология проекта – не только одно из перспективных направлений в деятельности школы, но и увлекательное и интересное занятие и для обучающихся, и для учителя. Обучающиеся получают возможность проявить себя в значимой самостоятельной деятельности, взаимодействие ученика и учителя переходит на качественно новый уровень. В целом это приводит к формированию личностных, метапредметных, предметных результатов. И вышеуказанные риски следует рассматривать как направления профессионального роста педагога.


Проектная технология как средство достижения новых образовательных результатов на основе образовательных потребностей и интересов обучающихся

Проектная технология как средство достижения новых образовательных результатов на основе образовательных потребностей и интересов обучающихся

Проектная технология — это способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы, которая в конечном итоге приводит к вполне реальным, осязаемым практическим результатам

Проектная технология — это способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы, которая в конечном итоге приводит к вполне реальным, осязаемым практическим результатам

Обучающимся формирующее оценивание помогает видеть ошибки, понять, что важно, что у них получается, обнаруживать, что они не знают и не умеют

Обучающимся формирующее оценивание помогает видеть ошибки, понять, что важно, что у них получается, обнаруживать, что они не знают и не умеют

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; метапредметные результаты • умение самостоятельно определять цели своего…

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; метапредметные результаты • умение самостоятельно определять цели своего…

Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права

Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017