Проектная учебная деятельность учащихся –одно из условий реализации образовательного процесса в соотвествии с ФГОС
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельностиПроектная учебная деятельность учащихся – сторона, компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной.
проектное обучение.doc
Проектная учебная деятельность учащихся
О проектном обучении можно говорить в том случае, если метод проектов является основным
в процессе обучения, а все остальные методы выполняют вспомогательную роль. Проектная
учебная деятельность учащихся – сторона, компонент проектного обучения, связанного с
выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и
создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или
субъективной новизной. Она представляет собой творческую учебную работу по решению
практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и
осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при
консультации учителя. Отсюда следует, что другой стороной, компонентом проектного
обучения является деятельность педагога. Опираясь на опыт и интересы школьника, учитель
помогает ему выбрать направление, цели и содержание учебной деятельности в зоне
ближайшего развития, пути и формы ее реализации, методы анализа и оценки результата,
выстроить деятельность по выполнению проекта. Следовательно, когда речь идет о
взаимодействии учителя и ученика в процессе создания проекта, правильнее говорить о
методе проекта. Таким образом, понятия «проектное обучение», «метод проектов», «учебная
проектная деятельность» взаимосвязаны, а метод проектов и проектная учебная деятельность
являются компонентами проектного обучения. В педагогической практике использование
метода проектов может целенаправленно решать задачи индивидуальноориентированного
образования. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет детям выбрать
деятельность по интересам, которая соответствует их способностям, и направлен на
формирование у них знаний, умений и навыков. Выполняя проекты, школьники осваивают
алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и
анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям,
восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач. При использовании
данного метода существенно изменяются и роли участников педагогического процесса:
учитель не является экспертом, он – демократичный руководитель, консультант, помощник;
соответственно ученик выполняет роль активного участника процесса проектирования.
Развитие субъектности ученика проявляется в целеполагании и планировании учебно
познавательной деятельности, ее организации и обеспечении. Важно, что работа над проектом
предполагает обязательную рефлексивную деятельность: оценку того, что каждый приобрел в
процессе выполнения учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины
неудач и как их можно избежать в будущем. Проектное обучение своим предметом полагает
не столько специальные области знания, сколько метазнание (знание о том, как приобретать
знания) и познавательные навыки, которые могут быть успешно перенесены на другие сферы
деятельности. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся
выбрать деятельность по интересам и через дело, которое соответствует их развивающимся
способностям, дает знания и умения и способствует устремлению к новым делам.
Разрабатывая и реализуя проекты, учащиеся развивают навыки мышления, поиска
информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной работы и
работы в группах. Из вышесказанного очевидно, что практическим результатом учебной
проектной деятельности является проект. Слово «проект» (в буквальном переводе с
латинского – «брошенный вперед») толкуется в словарях как план, замысел, текст или чертеж
чеголибо, предваряющий его создание. Это толкование получило свое дальнейшее развитие:
«Проект – прототип, прообраз какоголибо объекта, вида деятельности и т. п., а
проектирование превращается в процесс создания проекта». Когда проект выполняется при
непосредственном руководстве учителя, учащиеся последовательно осуществляют рекомендации педагога о порядке действий, следует говорить об исполнительском проекте.
Выполнение таких проектов неизбежно на начальном этапе использования проектного
обучения, поскольку у учащихся недостаточно опыта для самостоятельного поиска. Но и в
этом случае учитель не навязывает своих мнений, а вносит варианты для обсуждения
совместных действий, показывая логику построения проектной деятельности, проходя вместе
с детьми путь создания проекта. Конструктивный уровень проекта возможен тогда, когда
учащиеся способны, обсудив с учителем тему, проблему, план действий, самостоятельно
выполнить проект. Если учащиеся сами выдвинули идею проекта, сами разработали план
действий и реализовали его, создав реальный качественный, обладающий новизной продукт,
то можно охарактеризовать этот проект как творческий. У каждого проекта есть своя
направленность. Она помогает учителю понять, на какие этапы деятельности следует
обратить главное внимание в данном проекте и как изменить задачи проекта, чтобы достичь
поставленных педагогических целей. Проекты могут выполняться индивидуально либо в
группах. В групповых проектах отдельные разделы выполняются индивидуально. Но и в
проектах, выполняемых индивидуально, есть элементы групповой работы, например, при
проведении мозгового штурма или взаимной оценки первоначальных идей друг друга.
Включение групповой работы в каждый проект помогает развивать навыки сотрудничества и
чувство коллективной ответственности. При этом необходимо обеспечить индивидуальный
подход к детям, давая задания, соответствующие уровню их возможностей, постепенно
усложняя содержание работы. При групповой работе школьники усваивают материал в
совместной инновационной форме его изучения, обсуждения и взаимообучения с выработкой
обобщенного, коллективного решения. Учащиеся в группе осваивают элементы
организационной деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая социальный опыт
практической деятельности. Обладая широким диапазоном возможностей, проектное
обучение может быть организовано как в одном классе, так и в разновозрастных группах,
может строиться на основе индивидуальной или совместной проектной деятельности
учащихся, распределяемой по содержанию, назначению, трудоемкости и обеспечению.
Проектная учебная деятельность учащихся
Проектная учебная деятельность учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.