Межпредметная проектная задача «В поисках сокровищ»
Возрастная группа 6 класс
(литература, русский язык, биология, математика, музыка, информатика)
Цель: Формирование групповых форм учебного сотрудничества в ходе различных этапов решения поставленной задачи. Оценка уровня сформированности универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Задачи:
- Оценивание владения учащимися предметным материалом,
- Оценивание уровня сформированности регулятивных УУД: умение ставить цель, планировать деятельность, осуществлять контроль своей деятельности, основы самооценки и взаимооценки,
- Формирование и оценивание информационной компетентности (умение находить нужную информацию),
- Оценивание умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации,
- Оценивание умения создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели для решения познавательных задач,
- Оценивание умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы,
- Формирование и оценивание умения взаимодействовать в группе при решении общей задачи,
- Развитие экологического мышления.
Знания, умения и способы, на которые опирается задача:
1. Экономико- математические знания (расчет экономного бюджета, расчет пути).
2. Способы сотрудничества.
3. Изучение условий местопребывания, возможностей ситуации.
4. Поиск информации.
5. Составление инструкции, правил, советов во избежание проблем.
6. Определение скорости и времени по расстоянию.
7. Знание флоры и фауны местности.
8. Работа в малой группе (умение распределять обязанности).
9. Взаимоконтроль и взаимооценка в процессе работы над задачей.
Планируемый педагогический результат:
1. Демонстрация учащимися способности переносить ранее известные способы в новую ситуацию.
2. Сформированность групповых форм учебного сотрудничества в разновозрастной группе.
3. Оценивание умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы
Способ и формат оценивания результатов работы:
1. Оценка решения задачи, выполненной группой.
2. Оценка коммуникативных умений школьников.
3.Оценка итоговых продуктов экспертной комиссией и другими учащимися.
Сценарий
Слайд 1.
1.Организационный момент: Учитель:
-Если вы готовы к сотрудничеству, присоединяйтесь к мелодии моего хлопка.
2. Инструктаж по организации работы в группе, решению и оформлению результатов действий: (папки на столах, оформление заданий на доске, сотрудничество между группами, выбор роли).
Слайд 2
Прочитайте слова на слайде. Скажите, пожалуйста, какое произведение данные слова вас заставляют вспомнить?
Слайд 3 4 Исключите имена собственные…Что у нас осталось?
Слайд 5
На доске: Путешествие, клад, поход, сокровища.
Учитель:
Ребята, что общего между этими словами? Имя существительное.
Чтобы сформулировать тему урока, вам необходимо составить из данных существительных именное словосочетание. Допускается использование одного предлога, изменение падежа или формы одного слова.
Слайд 6.
Тема: Путешествие за сокровищами.
1.Человек без цели в жизни, подобен кораблю без порта следования. Каждый ветер для него качка.
2.К правильной цели может привести только правильный путь.
Сформулируйте цель нашего путешествия, если имеются следующие условия:
Группа людей.
Ситуация.
Движение.
Решение.
Слайд 7
Цель: Сотрудничество и взаимодействие группы в ходе решения какой-либо поставленной задачи .
Итак, дорогие ребята!
Изучая произведение М. Пришвина «Кладовая солнца», мы познакомились с удивительными детьми Настей и Митрашей, которые отправились за клюквой на Блудово болото. На пути они преодолели немало испытаний, но зато им открылись настоящие богатства. Ребята, вы хотите знать, что это за богатства, какие сокровища предстали перед детьми? Тогда предлагаю подобно героям тоже пройти испытания, но для этого вам потребуются знания из большинства школьных предметов. Кроме того, путь предстоит нелегкий, поэтому очень важно правильно распределить работу между собой. А также не забудьте захватить с собой чуточку фантазии и воображения.
Надеемся, что вам понравится эта задача, и вы с интересом будете ее решать. Желаем вам успеха!
Итак, в поисках сокровищ мы отправляемся в путь из г. Югорска.
3 -5 минут
Задача № 1
Слайд 8
Даны условия: 1.Маршрут: Югорск – Ярославль; 2.Кол-во человек в группе - 20 ч.3.Расстояние между Югорском (Россия) и Ярославлем (Россия) - 2045 км 4.Время года - весна. 5.Информация из интернета (имеются неточности).
Экономика должна быть экономной, бюджет не резиновый, поэтому нам необходимо выбрать наиболее экономичный вид транспорта, которым мы и будем добираться. Определите решающие аргументы в пользу того или иного вида транспорта.
2-3 минуты
Задача №2
Слайд 9 Итак, мы прибыли в один из красивейших городов нашей Родины. Телефоны, к сожалению, разрядились. 1.Вам необходимо отправить телеграмму родителям на имя директора, на адрес школы, что мы доехали хорошо. Заполните бланк по образцу, с учетом правил заполнения бланка.
3 минуты
Телеграмма заполняется прописными буквами четким разборчивым почерком. в адресе указать: индекс, название области, название района, название города/населенного пункта, название улицы (ул.), номер дома, номер квартиры(кв.) и фио адресата (слова область, район и др... - пишутся полностью) Написать текст с пропусками между словами в два пробела, используя телеграфный язык, исключающий предлоги, союзы и знаки препинания в середине текста, знаки препинания - точка и восклицательный знак ставятся только в конце предложений.
3 минуты
Задача № 3
Наше путешествие продолжается, и мы отправляемся непосредственно в город, где и происходили события, описанные в произведении М.Пришвина, который славится …, впрочем, об этом вы расскажете сами. Ваша задача, используя материалы домашнего задания и статью (по желанию) представить нам этот город…К сожалению, в статье есть ошибки и части ее перепутаны…Попробуйте восстановить текст и использовать его в своем представлении (буклете, рекламе и т.д.).
Историко-культурный центр "Русский парк"
1.В этом городе время словно заблудилось в тихих улочках, среди деревя…ых домов. Быть может, оно не заблудилось вовсе, а ост..новилось отдохнуть, п..любоваться бе..крайней далью Плещеева озера, послушать ш..пот его волн, увидеть багря..ые лики заката? Действительно, воздух тут имеет особую окраску, он наполнен ар…матами лесов и лугов, свою особую нотку вносят воды Плещеева озера. 2.Те, кто хоть раз посетил Переславль, стараются вернуться сюда снова и снова. 3.Переславль-Залесский город, который обычно в представлении не нуждается, он давно получил пр..знание у туристов за свое богатое историко культурное наследие, природные ресурсы, отсутствие суеты. В городе в полной мере можно отдохнуть от привычной серости будней. В городе приезжему человеку всегда есть что посмотреть и, даже если вы уже бывали в Переславле, всегда откроете для себя что-то новое, доселе незнакомое. 4.Именно таким местом станет для вас историко культурный центр «Русский парк» - единственное место, где в одном пространстве собраны образцы культурного наследия русского народа XIX - XX веков. В Переславль - Залесском находятся и знаменитые музеи. 5.Это город входит в ……..кольцо Ро….ии.
4 минут Слайд 10 |
Задача № 4
Наши сокровища уже где-то рядом. Осталось добраться до Блудова болота. Надо собраться в дорогу. Необходимо взять, подобно Насте и Митраше продукты питания. Запишите номера. Добавьте недостающие предметы.
_____________________________________________________________________
2 3
1 4
5 6 8
7
8 10 11 12
14 15
13
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слайд 11.
1-2 минуты
Задача №5
Слайд 12
Молодцы, в дорогу мы собраны. Но мы отправляемся в опасные места.
Условия: лес, болотистая местность, большая группа. Прочитайте, запишите правила безопасности при передвижении по болотистым участкам маршрута, которые необходимо помнить в пути. Условие: это правило, это болото, это группа. Не менее 5 правил.
Правила техники безопасности
Соблюдение правил техники безопасности всеми участниками группы, а также инструкторами – обязательно!
Наиболее коварные препятствия в тайге - это болота и трясины.
Заболоченные участки иногда составляют от 15 и больше процентов туристского маршрута. Немало физических и психологических усилий приходится затрачивать на преодоление препятствия болотистого характера. Много времени уходит на проведение разведки и организацию страховки.
Характерной особенностью болотистой местности является ее слабая обжитость, отсутствие дорог, наличие труднопроходимых, а порой и совершенно непроходимых участков. Болота редко бывают одинаково проходимыми на всем протяжении и в разное время года. Их поверхность очень обманчива. Наиболее труднопроходимы топяные болота, отличительными признаками которых является белесоватость поверхностного слоя.
Небольшие заболоченные места легко обойти, наступая на кочки или корневища кустарников, или перейти вброд, предварительно ощупав шестом дно.
Убедившись в невозможности пройти или обойти опасные участки, можно набросать немного веток, положить крест-накрест несколько жердей или связать мат из камыша, травы, соломы и по этому подготовленному "мосту" перебраться на твердую почву.
Большую опасность для человека представляют озера, заросшие торфяно- растительным покровом. Они нередко имеют глубокие тенистые водоемы, сверху затянутые плавучими растениями и травой, причем эти "окна" внешне почти ничем не выделяются. Провалиться в них можно внезапно, если пренебречь мерами предосторожности. Поэтому, проходя через незнакомое болото, следует ступать не спеша, осторожно, не делая резких движений, всегда иметь с собой шест и прощупывать впереди почву.
Провалившись в болото, не нужно поддаваться панике, делать резкие движения. Необходимо осторожно, опираясь на лежащий поперек шест, принять горизонтальное положение, затем попытаться достать руками камыш, траву и, подтягиваясь, отползти от опасного места. Если по болоту передвигается несколько человек, надо держаться ближе друг к другу, чтобы иметь возможность в любую минуту оказать помощь товарищу.
Проверить толщину торфяного слоя, его плотность и твердость грунта можно с помощью металлического штыря диаметром 20 мм с насечками через 10 см. Для преодоления обширных заболоченных пространств можно изготовить из подручных средств «болотоступы» и другие приспособления.При необходимости идти через болото надо выбрать наиболее безопасный путь. Если на болоте растет кустарник или деревья, значит, под слоем вязкой поверхности лежит жесткий грунт. Корни кустарника на болоте — хорошая опора для ног. Кустарник, деревья на водораздельных гребнях — это и есть наиболее благоприятный путь. Преодолевают болота, наступая или перепрыгивая с кочки на кочку, если есть возможность, держась за ветки.
Наибольшую опасность для движения представляют болота, образовавшиеся в результате зарастания водоемов. Их поверхность покрыта зыбкой «сплавиной», а под нею вода или ил. При вынужденном переходе через такое болото соблюдают особую осторожность. Толщину сплавины, а она может быть разной, определяют заостренным шестом. Идут не в ногу, с шестами в руках, соблюдая интервал 5—б м. В случае провала шест используется для страховки, с его помощью выбираются на поверхность. Если этого не удается сделать, а погружение продолжается, движение следует прекратить и ожидать помощи товарищей. Для оказания помощи из шестов, ветвей мостят гать и вытаскивают на нее провалившегося.
Наиболее характерные ошибки при движении по болоту, могущие создать аварийную ситуацию:
· ходьба по болоту без разведки;
· неверная тактика движения;
· отсутствие ориентиров;
· быстрый темп, резкие движения;
· не использование шестов в качестве самостраховки и их непрочность;
· несоблюдение дистанции между участниками группы
· небрежно подогнанное снаряжение: не заправлены брюки, неплотно сидит на ноге обувь, не расслаблены лямки рюкзака.
Инструкция по безопасности. Запиши 5 важных правил.
1.____________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________
3._____________________________________________________________________
4._____________________________________________________________________
5._____________________________________________________________________
3 -4 минуты Выключаем
Задача № 6
Ребята, вы отлично, справились с предыдущими заданиями, а теперь и правила безопасности, которые необходимо помнить в пути, мы составили. Но как быть дальше? У нас нет плана местности. Хотя…у вас на рабочем столе есть материал, который вам поможет это сделать.
Найдите файл «План местности». Откройте, изучите. Ваши действия:
1.На слайде № найдите рисунок, отвечающий требованиям «План местности»;
2.Закопируйте план и разместите его на следующем слайде;
3.Зная определения понятий: "План местности", "Масштаб", «Условные обозначения», обозначьте на плане Палестинку, Слепую Елань, Звонкую борину, Лежачий камень.
Звонкая борина - бор это сосновый лес.
Лежачий камень в произведении - это просто "большой плоский камень" в Блудовом болоте.
Палестинка - Красивое, приятное местечко в лесу.
Слепая Елань - топкое место (болото)
5 минут
Задача№ 7
Слайд 13 ( показать и выключить)
Отлично! Посмотрите на эту карту, и вы увидите: мы практически рядом с Блудовым болотом.
Планирование – важная часть любых действий человека. Вы согласны? Вот и нам необходимо спланировать (рассчитать) время, чтобы засветло вернуться обратно.
Учитывая, что движение на болоте затруднено, а ведро ягод набирается за 2 часа, рассчитайте, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы вернуться не позднее 5-6 часов вечера.
1.Действие.
2.Действие.
3.Действие.
3 -4 минуты
Задача 8
Итак, мы уже на полпути в поиске сокровищ в Блудовом болоте. Путь Насти и Митраши (а значит, и наш) лежит через Звонкую борину. Какие птицы и зверюшки встретятся нам на пути? Подпишите те картинки. Какое животное является домашним – обведите кружком.
Вы можете воспользоваться интернетом, библиотекой, задать вопрос залу, проконсультироваться у учителя.
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2-3 минуты
Слайд 14. Выключаем
Задача№ 9
Блудово болото, по которому мы продолжаем путь, богато различными ягодами. А съедобны ли они? Можем ли мы подкрепиться в пути? Узнайте ягоды по описанию.
1) "…Стебелечек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зеленые маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком ‹…› черные ягодки с черным пушком". (_______________)
2) "…Кровяно-красная ягода, листики темно-зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом, и так много бывает ягоды, что место кажется кровью полито". (______________)
3) "…Красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе". (___________________)
4) "…Ягода ‹…› прячется в болотной кочке и почти невидима сверху. ‹…› Наклонишься взять одну, попробовать - и тянешь вместе с одной ягодинкой зеленую ниточку со многими ‹…›. Захочешь - и можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных кровяно-красных ягод". (____________)
Составьте описание-загадку ягоды, которая растет в нашей местности на болоте
Подсказка: желто-оранжевая
2 минуты
Слайд 15 Выключаем
Задача №9
Наш путь нелегкий…но веселый, ведь мы совсем скоро найдем «кладовую солнца с великими сокровищами. Может быть, песня нам поможет в пути? Подберите, исполните 1-й куплет и припев.
2 -3 минуты
Задача №10
Слайд 16
Нам песня жить и любить помогает…Увы, не всегда… Ребята, а вы комфортно себя чувствуете в команде? Между вами не возникал спор?
Помните, что произошло между Митрашей и Настей во время похода за клюквой и почему? Как могло случиться, что такие дружные ребята как Митраша и Настя не просто поссорились, а и покинули друг друга? Ведь они знали, что в лесу бродит безжалостный Серый помещик, что в болоте есть гибельное место? Что победило в ссоре?
Попробуйте изменить диалог так, чтобы наши герои договорились…Распределите роли и обыграйте.
Проверив по компасу направление троп, Митраша, указывая на слабую тропу, сказал:
- Нам надо по этой на север.
- Это не тропа! — ответила Настя.
- Вот еще! — рассердился Митраша. — Люди шли, — значит, тропа. Нам надо на север. Идем, и не разговаривай больше.
Насте было обидно подчиниться младшему Митраше.
- Кра! — крикнула в это время ворона в гнезде.
И ее самец мелкими шажками перебежал ближе к Косачу на полмостика.
Вторая круто-синяя стрелка пересекла солнце, и сверху стала надвигаться серая хмарь. Золотая Курочка собралась с силами и попробовала уговорить своего друга.
- Смотри, — сказала она, — какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умней всех?
- Пусть ходят все люди, — решительно ответил упрямый Мужичок в мешочке. — Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке.
- Отец нам сказки рассказывал, он шутил с нами, — сказала Настя, — и, наверно, на севере вовсе и нет никакой палестинки. Очень даже будет глупо нам по стрелке идти — как раз не на палестинку, а в самую Слепую елань угодим.
- Ну ладно, — резко повернул Митраша, — я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север.
И в самом деле пошел туда, не подумав ни о корзине для клюквы, ни о пище.
Насте бы надо было об этом напомнить ему, но она так сама рассердилась и пошла за клюквой по общей тропе.
5 -7 минут
Слайд 17
Задача № 11
Поздравляю! Вы только посмотрите, что мы с вами нашли. Это «кладовая солнца с великими сокровищами жизни». Кладовая солнца – это не только торф как полезное ископаемое, а это солнечное тепло и свет, которые нужны всему живому и людям на земле. Солнце как основа жизни.
Как вы думаете, какие сокровища жизни в этой кладовой?
Чему научило и нас, и Настю с Митрашей это путешествие? Что пригодится в жизни?
Слайд 18
Перечислите, какие сокровища жизни вы сегодня нашли или чему вас научило это путешествие:
Продолжите фразу |
научило это путешествие |
1.Отправляясь в путешествие необходимо: 2.Чтобы не волновались ваши близкие, надо… 3.В путешествии важно отмечать ….. 4.Чтобы не попасть в беду и обезопасить себя, необходимо: 5.Отправляясь в путешествие необходимо взять… 6.Чтобы вовремя вернуться домой, необходимо: 7.Зная флору и фауну местности………. 8.Чтобы не заблудиться, необходимо иметь…. 9.Чтобы не случилось ссоры в пути, нужно уметь….. 10. Что помогает справиться с трудностями, страхом и конфликтом? 11.Знания по преодолению испытаний и трудностей
|
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11.
|
3 минуты
Слайд 19
Итоги:
Спонсоры, которые нам помогли в этом путешествии, попросили оформить итоги путешествия на наше усмотрение и предоставить их где-нибудь…Как в сказке: найди то, не знаю, что (кстати, мы с вами с этим справились и нашли), пойди туда, не знаю куда.. Подумайте: как вы можете представить результаты вашего труда и где…
Волшебная палочка: Статья в учебнике «Сказка-быль – особенности жанра», интервью у героев путешествия, презентация книги «Кладовая солнца», телерепортаж «В поисках сокровищ», «Иллюстрированный путеводитель по местам героев сказки-были «Кладовая солнца», «Справочник юного туриста-путешественника», «Книжка-раскраска» .
2 минут
Слайд 20 - Цель
Учитель:
Оценивание
Ребята, вы молодцы, нашли несметные сокровища, а сейчас оцените свою работу, определите самое сложное задание (красным цветом) и самое легкое (желтым). Выберите тот шарик, который покажет достижения вашей группы.
Этапы |
Уровень невысокий |
Средний уровень |
Высокий уровень |
1.Бюджетный выбор транспорта |
|
|
|
2.Телеграмма |
|||
3.Достопримечательности города Переславль - Залесский |
|||
4.Рекламный буклет |
|||
5.Сборы в дорогу |
|||
6.Инструкция по безопасности |
|||
7.Расчет времени |
|||
8.Флора и фауна |
|||
9.Карта Блудова болота |
|||
10.Песня |
|||
11.Диалог - театр |
|||
12.«Сокровища жизни» |
А я в свою очередь тоже оценю работу вашей группы. Совпадет ли наша оценка…посмотрим…
Дарю шары группам.
2 -3 минуты
Слайд 21
Учитель: Ребята, вспомните, какую цель мы ставили, отправляясь в путешествие? Достигли мы ее? Открылась у нас кладовая в душе? Поднимите руки. Индивидуальную оценку предлагаю поставить дома.
Слайд 21.
Спасибо за работу, желаю всем научиться преодолевать препятствия и удачи во всех ваших жизненных поисках. И аплодисментами мы заканчиваем нашу работу.
2 минуты
Имя _____________________
Ответь, пожалуйста, на вопросы:
1. Тебе понравилось работать в группе__________________________________________
2. Тебе понравился урок?____________________________________________________
3. Что тебе было более интересно выполнять?____________________________________
4. Какое задание было самым лёгким? ____________________________________________
5. Какое задание было самым сложным? ______________________________________________
Оцени своё отношение к данной работе, раскрасив шарик:
• У меня всё получилось – • Мне было трудно – • Мне было легко
Имя _____________________
Ответь, пожалуйста, на вопросы:
6. Тебе понравилось работать в группе__________________________________________
7. Тебе понравился урок?____________________________________________________
8. Что тебе было более интересно выполнять?____________________________________
9. Какое задание было самым лёгким? ____________________________________________
10. Какое задание было самым сложным? ______________________________________________
Оцени своё отношение к данной работе, раскрасив шарик:
• У меня всё получилось – • Мне было трудно – • Мне было легко
Имя _____________________
Ответь, пожалуйста, на вопросы:
11. Тебе понравилось работать в группе__________________________________________
12. Тебе понравился урок?____________________________________________________
13. Что тебе было более интересно выполнять?____________________________________
14. Какое задание было самым лёгким? ____________________________________________
15. Какое задание было самым сложным? ______________________________________________
Оцени своё отношение к данной работе, раскрасив шарик:
• У меня всё получилось – • Мне было трудно – • Мне было легко
Имя _____________________
Ответь, пожалуйста, на вопросы:
16. Тебе понравилось работать в группе__________________________________________
17. Тебе понравился урок?____________________________________________________
18. Что тебе было более интересно выполнять?____________________________________
19. Какое задание было самым лёгким? ____________________________________________
20. Какое задание было самым сложным? ______________________________________________
Оцени своё отношение к данной работе, раскрасив шарик:
• У меня всё получилось – • Мне было трудно – • Мне было легко
Имя _____________________
Ответь, пожалуйста, на вопросы:
21. Тебе понравилось работать в группе__________________________________________
22. Тебе понравился урок?____________________________________________________
23. Что тебе было более интересно выполнять?____________________________________
24. Какое задание было самым лёгким? ____________________________________________
25. Какое задание было самым сложным? ______________________________________________
Оцени своё отношение к данной работе, раскрасив шарик:
• У меня всё получилось – • Мне было трудно – • Мне было легко
Правила работы
в группе для учащихся при решении проектных задач
* Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.
* Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
* Не бойся высказывать своё мнение.
* Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.
* Думай сам, а не рассчитывай на других.
* Отвечай громко, чётко, кратко.
* В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.
* Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу, то примените считалочку или жребий.
Правила работы
в группе для учащихся при решении проектных задач
* Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.
* Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
* Не бойся высказывать своё мнение.
* Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.
* Думай сам, а не рассчитывай на других.
* Отвечай громко, чётко, кратко.
* В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.
* Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу, то примените считалочку или жребий.
Определи свою роль в работе группы:
1. Командир группы
2. Техник
3. Картограф
4. Дизайнер - оформитель
5. Организатор
6. Биолог
7. Завхоз
8. Летописец
9. Знаток
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.