Проектная задача по химии "Углеводороды". 10 класс
Оценка 4.6

Проектная задача по химии "Углеводороды". 10 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
PDF
химия
10 кл
10.01.2017
Проектная задача по химии "Углеводороды". 10 класс
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме. Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Достигаемые метапредметные результаты: познавательные УУД – • осуществление поиска и выделение необходимой информации; • извлечение необходимой информации из текстов различных жанров; • определение основной и второстепенной информации. • анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. • анализ условий и требований задачи; • выполнение операций со знаками и символами; • выделение характеристик объектов, заданных словами; • структурирование знаний; • выражение смысла ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки); • составление целого из частей с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов; • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; • выделение объектов с точки зрения целого и частей; • установление причинно-следственных связей. коммуникативные УУД – • адекватное использование речевых средств для аргументации своей позиции; • умение представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме; • умение работать в группе. личностные УУД – • освоение общекультурного наследия России; • чувство гордости за свою страну; регулятивные УУД – • принятие познавательной цели; • обнаружение отклонений и отличий от эталона, внесение корректив; • оценивание результата;проектная задача, формирующая у учащихся универсальные учебные действия
задача_углеводороды.PDF

Проектная задача. Химия 10 класс. Перевалова Светлана Викторовна МАОУ «СОШ № 124» г. Перми

 

Цель: обобщить и систематизировать знания по теме. Тип урока:  обобщение и систематизация знаний.

 

Достигаемые метапредметные результаты:  познавательные УУД – 

      осуществление поиска и выделение необходимой информации;  извлечение необходимой информации из текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации.

      анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

      анализ условий и требований задачи; 

      выполнение операций со знаками и символами; 

      выделение  характеристик объектов, заданных словами;

      структурирование знаний; 

      выражение смысла ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки);

      составление целого из частей с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;

      выбор оснований и критериев для сравнения,  классификации объектов; выделение объектов с точки зрения целого и частей;

      установление причинно-следственных связей.

            коммуникативные УУД – 

      адекватное использование речевых средств для аргументации своей позиции;  умение представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме;

      умение работать в группе.

           личностные УУД – 

      освоение общекультурного наследия России; 

      чувство гордости за свою страну; 

          регулятивные УУД – 

      принятие познавательной цели; 

      обнаружение отклонений и отличий от эталона, внесение корректив; 

      оценивание результата;

 

УГЛЕВОДОРОДЫ.

Учащиеся 10 класса выполняли творческое задание по созданию обобщающей таблицы «Характеристика основных классов углеводородов». После окончания работы внезапно отключили электричество, часть информации таблицы не сохранилась, в некоторых столбцах данные перепутались. Ссылки на сайты, где дети искали информацию, пропали вследствие атаки компьютерного вируса. Учащиеся очень расстроились. Помогите восстановить данные таблицы. 

Признаки сравнения

Класс углеводородов

алканы

алкены

алкины

алкодиены

арены

 

Структурная формула

родоначальника ряда

 

 

 

 

 

 

Общая формула

 

 

 

 

 

СnH2n-2

 

СnH2n

 

СnH2n-2

 

СnH2n-6

 

СnH2n+2

Особенности строения (форма молекулы)

 

 

 

 

         

 

 

 

Тип гибридизации

 

 

Sp

Sp3

Sp2

Sp2

Sp2

Типы изомерии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номенклатура 

 

 

 

характеризуются суффиксом -ЕН

 

характеризуются суффиксом-АН

 

характеризуются суффиксом-ДИЕН

Систематические названия строят из названия углеводородного радикала(приставка) и слова бензол (корень)

 

характеризуются суффиксом-ИН

Нахождение в природе

 

 

 

 

 

 

Изопреновый фрагмент присутствует в структуре многих природных

Только нефть

 

 

 

 

соединений, например натурального каучука, гуттаперчи, терпенов, каротина, холестерина и т. д.

 

Характерные реакции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 1.

                        Используя информацию представленных текстов, определите,  о каком углеводороде идет речь?

А. Переведите текст с английского языка и определите о каком веществе идет речь.

The  suppliers  of  fruit  often  transport  their   perishable  goods  when  they   are   unripe.  Then  when  fruit   are   delivered    to   the   destination, they   use   unsaturated  hydrocarbon.  Ripe   fruit  of  many   plants  emit  this   hydrocarbon  gas.  Obviously   it  stimulates  processes  of   metabolism  by   dissolving   in  the  membrane  of  the   cell   and   increasing   its   permeability. This  hydrocarbon   consists   of    two   atoms   of   carbon   and   four    atoms    of   hydrogen.  Name   it   and   write   its   formula. (этилен)

Б. Прочитайте внимательно текст и определите о каком углеводороде идет речь.

Зоология может оказаться прекраснейшим вспомогательным средством для понимания поведения атома углерода. Вообразим теперь группу из шести представителей семейства макак, которые сцепились попеременно то одной, то двумя конечностями… образовав кольцо, получим аналогию с шестиугольником  по Кекуле. Три конечности каждой обезьяны образуют чередующиеся простые и двойные связи, четвертая нужна для связывания шести одновалентных остатков, а хвосты выступают в роли трех дополнительных связей. (бензол)

В. О каком углеводороде идѐт речь в стихотворении?

Болотный газ (Виктор Грабарев) Толпа младая жаждет знаний

И жизни вольной без забот;

Порой – лирических мечтаний И… возрождения болот.

Болота в обществе опасны,

Они струят горючий газ

И к здравым действам не причастны, Отцов не ведая наказ.

Тот газ  без запаха и цвета

Под действом ветра вредных стран Течѐт рекой по дну кювета Дороги, зревшей лишь туман. Раскаты громкие хуленья

Деяний власти средь болот

Не встретят в весях одобренье,

Познавших ценность их свобод.

Однако власть насторожилась:

Болото – ядерный фугас,

И коль событие свершилось - Клеймить его во весь анфас!

Готовых к бою шоуменов

У власти пруд большой пруди Средь бизнес-страта и спортсменов И лицедеев сцены мглы.

Подмостки сложного строенья

Несут событий жизни груз

И вопль младого поколенья, И поражений злых конфуз.

Болотный газ по рву стекает

В овраги дальние полей

И взрывом уж не угрожает

Во граде звѐзд пяти морей. (метан)

Г.  О каком углеводороде идѐт речь.

  Это вещество называют – светильный газ, получают его из карбида кальция. В конце XIX века значительной популярностью пользовались  светильники, в которых источником газа как раз служил дешевый карбид кальция. Их устанавливали на железнодорожном и водном транспорте, применяли для освещения улиц и больших помещений. С появлением электрических источников освещения карбидовые лампы использовать перестали, так как они небезопасны в применении. Сейчас они выпускаются небольшими партиями в качестве походного снаряжения. Всем походникам-туристам такая лампа знакома под названием «карбидка». (Ацетилен)

      

      Д. Определите, о чѐм идет речь?

— углеводород;

— дивинил;

— органическое соединение, газ для получения синтетических каучуков;

— органическое соединение, ненасыщенный углеводород алифатического ряда, газ; (бутадиен) ЗАДАНИЕ № 2.

М

Б 

И

Д 

Е

О

В

И 

Р

 

 

 

 

 

Е

В

О

Ж

Н

Н

В

Р

О

Т

Я

Г

О

И

А

Ф

П

Д

А

С

А

Р

Я

К

О

И

Н

Н

Т

З

О

Н

Л

Р

И

О

С

Ж

Е

Т

И

А

М

Т

Г

А

О

Р

,

С

Ж

Х

Е

Ф

О

З

Д 

Е

М 

Е

Ш 

И

Н

Е

Г 

А

Найдите закономерности шифра и прочитайте информацию:

 

 

 

(метан содержится в биогазе,  месторождения низших алканов в форме нефти и природного газа этилен — является гормоном для растений;

В природе алкины не встречаются. Ацетилен обнаружен в атмосфере Урана, Юпитера и Сатурна)

 

 

 

Задание № 3.

Разгадайте ребусы и определите типы изомерии для представленных классов углеводородов.

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ № 4.

С помощью кодовой таблицы расшифруйте  названия типов реакций и поместите их в соответствующие ячейки таблицы.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

З 

Б

Ю

Ж

И

Т

Ц

Й

К

Е

Н

Г

Ш

Ь

И

Ф

Ь 

А

П

Р

А

М

И

Т

Р

О

Л

Д

Ж

С

М

Ь

О

Л

У

К

Е

Н

Р

Г

Ш

Щ

З

Х

Ъ

Э

Ю

Ж

Д

Ь

О

Ц

У

М

К

Е

Н

Г

Г

Т

О

Ь

Б

Б

Ю

Ж

В

С

Я

Ч

С

С

М

И

Т

Е

Ь

Б

Ю

Ф

Ы

В

А

П

Р

У

Щ

Й

Ё

Ф

Ы

Ф

В

А

П

Р

О

Л

Д

Ж

Э

Х

Й

Ц

У

К

Е

Н

С

Н

Г

Ш

Щ

З

Х

Ъ

С

М

И

Ы

Ф

В

А

П

И

М

И

Т

Ь

Б

Ю

Я

Ч

С

С

М

Й

Ц

Ё

У

К

Е

Н

Г

Ш

Н

Г

Ш

Щ

З

Х

Ъ

Э

@

Ф

Ы

В

А

П

Р

О

Л

П

М

И

Т

Ь

Б

Ю

Б

М

£

Ы

В

А

П

Р

О

Л

Д

Ж

А

О

С

М

М

И

Й

Ц

¥

Й

Ё

Ё

Ц

У

К

Е

Н

Г

Ш

Щ

З

Х

Т

К

Я

Ч

©

Ф

Ы

В

А

П

Р

О

Л

П

М

И

Т

Ц

У

К

Е

Н

Ђ

Ф

Ч

С

М

И

Т

Ь

Б

Ю

Ж

О

Л

П

Я

Ч

С

М

Ճ

Й

Ч

Ё

У

К

Е

М

И

Т

О

В

Л

Я

Ч

С

С

М

պ

Ф

Ы

В

А

П

Р

О

Л

П

М

И

Т

М

А

П

Д

М

Е

Ф

Ы

В

А

П

Р

О

Л

П

М

И

Т

Ё

У

К

Т

1, 4, 3, 8, 2, 8,10,6,8__________________________________________________________________

9@,5,6,7,11£,8,16 պ, 6,10,8,10,6,8____________________________________________________

11£,15¥,6,7,12 Ճ, 8,10,6,8__________________________________________________________________

9@,11£,12 Ճ, 6,3,8,5,6,1,4,13©,6,14Ђ_____________________________________________________

11£,17€,2, 8,9@,12 Ճ, 8,10,6,14Ђ_____________________________________________________________

ЗАДАНИЕ № 5

Внимательно рассмотрите рисунки и определите использование углеводородов, чтобы заполнить таблицу.

Проектная задача. Химия 10 класс

Проектная задача. Химия 10 класс

Ссылки на сайты, где дети искали информацию, пропали вследствие атаки компьютерного вируса

Ссылки на сайты, где дети искали информацию, пропали вследствие атаки компьютерного вируса

Характерные реакции

Характерные реакции

В. О каком углеводороде идѐт речь в стихотворении?

В. О каком углеводороде идѐт речь в стихотворении?

Подмостки сложного строенья

Подмостки сложного строенья

С Ж Е Т

С Ж Е Т

ЗАДАНИЕ № 4. С помощью кодовой таблицы расшифруйте названия типов реакций и поместите их в соответствующие ячейки таблицы

ЗАДАНИЕ № 4. С помощью кодовой таблицы расшифруйте названия типов реакций и поместите их в соответствующие ячейки таблицы

Й Ц У К

Й Ц У К

Проектная задача по химии "Углеводороды". 10 класс

Проектная задача по химии "Углеводороды". 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017