Проектная задача. Химия 10 класс. Перевалова Светлана Викторовна МАОУ «СОШ № 124» г. Перми
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме. Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Достигаемые метапредметные результаты: познавательные УУД –
• осуществление поиска и выделение необходимой информации; извлечение необходимой информации из текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации.
• анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
• анализ условий и требований задачи;
• выполнение операций со знаками и символами;
• выделение характеристик объектов, заданных словами;
• структурирование знаний;
• выражение смысла ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки);
• составление целого из частей с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; выделение объектов с точки зрения целого и частей;
• установление причинно-следственных связей.
коммуникативные УУД –
• адекватное использование речевых средств для аргументации своей позиции; умение представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме;
• умение работать в группе.
личностные УУД –
• освоение общекультурного наследия России;
• чувство гордости за свою страну;
регулятивные УУД –
• принятие познавательной цели;
• обнаружение отклонений и отличий от эталона, внесение корректив;
• оценивание результата;
УГЛЕВОДОРОДЫ.
Учащиеся 10 класса выполняли творческое задание по созданию обобщающей таблицы «Характеристика основных классов углеводородов». После окончания работы внезапно отключили электричество, часть информации таблицы не сохранилась, в некоторых столбцах данные перепутались. Ссылки на сайты, где дети искали информацию, пропали вследствие атаки компьютерного вируса. Учащиеся очень расстроились. Помогите восстановить данные таблицы.
Признаки сравнения |
Класс углеводородов |
||||
алканы |
алкены |
алкины |
алкодиены |
арены |
|
Структурная формула родоначальника ряда
|
|
|
|
|
|
Общая формула
|
СnH2n-2 |
СnH2n |
СnH2n-2 |
СnH2n-6 |
СnH2n+2 |
Особенности строения (форма молекулы)
|
|
|
|
|
|
Тип гибридизации
|
Sp |
Sp3 |
Sp2 |
Sp2 |
Sp2 |
Типы изомерии
|
|
|
|
|
|
Номенклатура
|
характеризуются суффиксом -ЕН |
характеризуются суффиксом-АН |
характеризуются суффиксом-ДИЕН |
Систематические названия строят из названия углеводородного радикала(приставка) и слова бензол (корень) |
характеризуются суффиксом-ИН |
Нахождение в природе
|
|
|
|
Изопреновый фрагмент присутствует в структуре многих природных |
Только нефть |
|
|
|
|
соединений, например натурального каучука, гуттаперчи, терпенов, каротина, холестерина и т. д. |
|
Характерные реакции
|
|
|
|
|
|
Применение
|
|
|
|
|
|
Задание № 1.
Используя информацию представленных текстов, определите, о каком углеводороде идет речь?
А. Переведите текст с английского языка и определите о каком веществе идет речь.
The suppliers of fruit often transport their perishable goods when they are unripe. Then when fruit are delivered to the destination, they use unsaturated hydrocarbon. Ripe fruit of many plants emit this hydrocarbon gas. Obviously it stimulates processes of metabolism by dissolving in the membrane of the cell and increasing its permeability. This hydrocarbon consists of two atoms of carbon and four atoms of hydrogen. Name it and write its formula. (этилен)
Б. Прочитайте внимательно текст и определите о каком углеводороде идет речь.
Зоология может оказаться прекраснейшим вспомогательным средством для понимания поведения атома углерода. Вообразим теперь группу из шести представителей семейства макак, которые сцепились попеременно то одной, то двумя конечностями… образовав кольцо, получим аналогию с шестиугольником по Кекуле. Три конечности каждой обезьяны образуют чередующиеся простые и двойные связи, четвертая нужна для связывания шести одновалентных остатков, а хвосты выступают в роли трех дополнительных связей. (бензол)
В. О каком углеводороде идѐт речь в стихотворении?
Болотный газ (Виктор Грабарев) Толпа младая жаждет знаний
И жизни вольной без забот;
Порой – лирических мечтаний И… возрождения болот.
Болота в обществе опасны,
Они струят горючий газ
И к здравым действам не причастны, Отцов не ведая наказ.
Тот газ без запаха и цвета
Под действом ветра вредных стран Течѐт рекой по дну кювета Дороги, зревшей лишь туман. Раскаты громкие хуленья
Деяний власти средь болот
Не встретят в весях одобренье,
Познавших ценность их свобод.
Однако власть насторожилась:
Болото – ядерный фугас,
И коль событие свершилось - Клеймить его во весь анфас!
Готовых к бою шоуменов
У власти пруд большой пруди Средь бизнес-страта и спортсменов И лицедеев сцены мглы.
Подмостки сложного строенья
Несут событий жизни груз
И вопль младого поколенья, И поражений злых конфуз.
Болотный газ по рву стекает
В овраги дальние полей
И взрывом уж не угрожает
Во граде звѐзд пяти морей. (метан)
Г. О каком углеводороде идѐт речь.
Это вещество называют – светильный газ, получают его из карбида кальция. В конце XIX века значительной популярностью пользовались светильники, в которых источником газа как раз служил дешевый карбид кальция. Их устанавливали на железнодорожном и водном транспорте, применяли для освещения улиц и больших помещений. С появлением электрических источников освещения карбидовые лампы использовать перестали, так как они небезопасны в применении. Сейчас они выпускаются небольшими партиями в качестве походного снаряжения. Всем походникам-туристам такая лампа знакома под названием «карбидка». (Ацетилен)
Д. Определите, о чѐм идет речь?
— углеводород;
— дивинил;
— органическое соединение, газ для получения синтетических каучуков;
— органическое соединение, ненасыщенный углеводород алифатического ряда, газ; (бутадиен) ЗАДАНИЕ № 2.
М |
Б |
И |
Д |
Е |
О |
В |
И |
Р |
|
Е |
В |
О |
Ж |
Н |
Н |
В |
Р |
О |
|
Т |
Я |
Г |
О |
И |
А |
Ф |
П |
Д |
|
А |
С |
А |
Р |
Я |
К |
О |
И |
Н |
|
Н |
Т |
З |
О |
Н |
Л |
Р |
И |
О |
|
С |
Ж |
Е |
Т |
И |
А |
М |
Т |
Г |
А |
О |
Р |
, |
С |
Ж |
Х |
Е |
Ф |
О |
З |
Д |
Е |
М |
Е |
Ш |
И |
Н |
Е |
Г |
А |
Найдите закономерности шифра и прочитайте информацию:
(метан содержится в биогазе, месторождения низших алканов в форме нефти и природного газа этилен — является гормоном для растений;
В природе алкины не встречаются. Ацетилен обнаружен в атмосфере Урана, Юпитера и Сатурна)
Задание № 3.
Разгадайте ребусы и определите типы изомерии для представленных классов углеводородов.
ЗАДАНИЕ № 4.
С помощью кодовой таблицы расшифруйте названия типов реакций и поместите их в соответствующие ячейки таблицы.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
|
З |
Б |
Ю |
Ж |
И |
Т |
Ц |
Й |
К |
Е |
Н |
Г |
Ш |
Ь |
И |
Ф |
Ь |
|
А |
П |
Р |
А |
М |
И |
Т |
Р |
О |
Л |
Д |
Ж |
С |
М |
Ь |
О |
Л |
|
У |
К |
Е |
Н |
Р |
Г |
Ш |
Щ |
З |
Х |
Ъ |
Э |
Ю |
Ж |
Д |
Ь |
О |
|
Ц |
У |
М |
К |
Е |
Н |
Г |
Г |
Т |
О |
Ь |
Б |
Б |
Ю |
Ж |
В |
С |
|
Я |
Ч |
С |
С |
М |
И |
Т |
Е |
Ь |
Б |
Ю |
Ф |
Ы |
В |
А |
П |
Р |
|
У |
Щ |
Й |
Ё |
Ф |
Ы |
Ф |
В |
А |
П |
Р |
О |
Л |
Д |
Ж |
Э |
Х |
|
Й |
Ц |
У |
К |
Е |
Н |
С |
Н |
Г |
Ш |
Щ |
З |
Х |
Ъ |
С |
М |
И |
|
Ы |
Ф |
В |
А |
П |
И |
М |
И |
Т |
Ь |
Б |
Ю |
Я |
Ч |
С |
С |
М |
|
Й |
Ц |
Ё |
У |
К |
Е |
Н |
Г |
Ш |
Н |
Г |
Ш |
Щ |
З |
Х |
Ъ |
Э |
@ |
Ф |
Ы |
В |
А |
П |
Р |
О |
Л |
П |
М |
И |
Т |
Ь |
Б |
Ю |
Б |
М |
£ |
Ы |
В |
А |
П |
Р |
О |
Л |
Д |
Ж |
А |
О |
С |
М |
М |
И |
Й |
Ц |
¥ |
Й |
Ё |
Ё |
Ц |
У |
К |
Е |
Н |
Г |
Ш |
Щ |
З |
Х |
Т |
К |
Я |
Ч |
© |
Ф |
Ы |
В |
А |
П |
Р |
О |
Л |
П |
М |
И |
Т |
Ц |
У |
К |
Е |
Н |
Ђ |
Ф |
Ч |
С |
М |
И |
Т |
Ь |
Б |
Ю |
Ж |
О |
Л |
П |
Я |
Ч |
С |
М |
Ճ |
Й |
Ч |
Ё |
У |
К |
Е |
М |
И |
Т |
О |
В |
Л |
Я |
Ч |
С |
С |
М |
պ |
Ф |
Ы |
В |
А |
П |
Р |
О |
Л |
П |
М |
И |
Т |
М |
А |
П |
Д |
М |
€ |
Е |
Ф |
Ы |
В |
А |
П |
Р |
О |
Л |
П |
М |
И |
Т |
Ё |
У |
К |
Т |
1, 4, 3, 8, 2, 8,10,6,8__________________________________________________________________
9@,5,6,7,11£,8,16 պ, 6,10,8,10,6,8____________________________________________________
11£,15¥,6,7,12 Ճ, 8,10,6,8__________________________________________________________________
9@,11£,12 Ճ, 6,3,8,5,6,1,4,13©,6,14Ђ_____________________________________________________
11£,17€,2, 8,9@,12 Ճ, 8,10,6,14Ђ_____________________________________________________________
ЗАДАНИЕ № 5
Внимательно рассмотрите рисунки и определите использование углеводородов, чтобы заполнить таблицу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.