ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Задача человеческого общества – сберечь и передать будущему поколению имеющиеся духовные ценности, в числе которых и природоохранная культура, поэтому, в современной педагогике сложившееся концепция не- прерывного экологического образования и формируется четкое мировоззренческое видение данного направле- ния [2,3]. Безусловно, начальным звеном экологического образования является сфера дошкольного обучения, потому что именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ре- бенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни.
Таким образом, уже в этот период закладываются основы экологического мышления, сознания, экологиче- ской культуры. Экологическое мышление, согласно статьям, посвященным данной тематике [6,7], – это соот- ветствующий образ мыслей, чувств, и побуждаемых ими действий, для которого характерны: убеждение во взаимосвязи природных и социальных процессов, связи природы и общества; чувство личной ответственности за будущее человечества и природы. Формирование экологического мышления способствует развитию соци- ально-активной личности. У детей дошкольного возраста складывается фундамент, на которой строится миро- ощущение, то есть: развитие эмоций; связанных с природой и социумом; создание основы природоохранного сознания, экологической культуры; накопление знаний о различных видах и формах существования.
Различные аспекты проблемы экологического воспитания дошкольников изучаются всесторонне и охваты- вают в том числе такие вопросы, как формирование концентрированной эколого-формирующей сферы (окру- жающей среды), обстоятельства развития экологической культуры ребенка и другие.
Наибольших результатов в рамках экологического воспитания дошкольников возможно достичь с помощью современных технологий развивающего обучения, одним из методов данных технологий, направленных на ак- тивизацию познавательного интереса и разностороннее развитие личности ребенка в деятельности, является организация проектно-исследовательской деятельности.
Проектная деятельность – один из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направ- ленный на выработку самостоятельных исследовательских умений. Иными словами, это учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта).
Использование технологии исследовательского проектирования позволяет дошкольникам стать активными участниками образовательного процесса, становится инструментом их саморазвития. У дошкольника развива- ется уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает при- вычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.
В данной статье описан педагогический эксперимент на тему «Проектно-исследовательская деятельность в экологическом воспитании в дошкольном образовательной организации». Как и в любом формирующем экспе- рименте, он был составлен из трех этапов: Констатирующий; Формирующий; Контрольный этапы.
В констатирующем эксперименте были выявлены уровни знаний у дошкольников из четырёх групп ДО. Так как формирующий эксперимент предполагает целенаправленные воздействия на испытуемого с целью созда- ния, выработки определенных качеств, умений, с воспитанниками была проведена определенная работа по за- ранее составленному плану. Фактически, это являлось применением развивающего метода в условиях специ- ально созданного экспериментального педагогического процесса.
Целью экспериментального исследования явилось изучение уровня экологической воспитанности и знаний, подбор эффективных форм проектно-исследовательской деятельности.
В экспериментальном исследовании принимает участие четыре группы. Экспериментальная группа - 29 воспитанников, посещали занятия по выбору в качестве кружка дополнительного образования. Контрольные группы -28 учащихся, все посещают занятия, предусмотренные программой. Методики работы с контрольной группой и группой дополнительного образования ничем не отличаются.
Для изучения уровня экологической воспитанности и знаний используются следующие диагностические ме- тодики: анкетирование «Я и природа», диагностика в игровой форме, рисуночный тест, моделирование, проек- тирование, анализ документации.
Для старшего дошкольного возраста доступны понятия хороших и плохих поступков. Под хорошим поведе- нием они подразумевают прилежное отношение, полезный труд, соблюдение элементарного порядка, проявле- ние вежливости, дружбу со сверстниками, честность и правдивость.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педа- гога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Следовательно, педагог ДО должен быть подготовлен к осуществлению этой работы.
В современных условиях необходимо прослеживать уровень экологической воспитанности детей, проводя диагностику каждые полгода. Результаты будут более достоверными, если использовать при тестировании раз-
ные методики, а также если исследования будут проводиться в различных условиях (успеха и неуспеха). Полу- ченные данные можно сопоставлять и обобщать.
На констатирующем этапе проводилось анкетирование воспитанников и диагностика экологических знаний дошкольников. Для изучения уровня экологической воспитанности, знаний и навыков используются различные диагностические методики.
Анализ первичных результатов показывает, что в некоторых тестах дети очень затруднялись, однако все ис- пытуемые делали задания.
Таким образом, представления дошкольников о бережном отношении к природе и ее многообразии, о по- мощи животным и растениям, об охране природы и правилах поведения в природе несовершенны, неглубоки и имеются далеко не у всех дошкольников. Методика анкетирования и тестирования детей помогает оценить уровень экологической воспитанности и знания дошкольников подготовительной к школе группы.
Исходя из актуальных потребностей в экологическом воспитании была разработана программа проектно- исследовательской деятельности для старшей группы ДО. Данная программа направлена на формирование эко- логической культуры дошкольников, на расширение знаний о живой и неживой природе, понятий о причинное
– следственных связей в окружающем мире.
Программа была составлена на основе авторской программы доктора педагогических наук Н.А. Рыжовой
«Наш дом – природа», а также использовались технологии программы экологического образования дошколь- ников «Развитие» под редакцией А.И. Ивановой, технологии программы экологического образования детей
«Мы» под редакцией Н.Н. Кондратьевой, парциальная программа «Юный эколог» С. Н. Николаевой. Безуслов- но, реализация данной программы предусматривает решение ведущих целей и задач, отраженных в общей направленности Программы, и конкретных задач по ФГОС.
В ходе дополнительного образования дошкольников актуально построение педагогического процесса на принципах развивающего обучения. Непосредственно образовательная деятельность данного обучения способ- ствует развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста в целом: формируются умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Продолжается развитие связной речи дошкольников, развивается мышление, формируются детские творческие способности.
Проектно-исследовательская деятельность в экологическом воспитания дошкольников подготовительного к школе возраста предполагает интегрированный подход в обучении.
Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании изобразительной деятельности, художественной литературы, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности. Формы проведения работы включает в себя следующие компоненты:
• проведение Литературной гостиной по тематике «Времена года», соответственно осенью, зимой и летом, выполнение творческих заданий, разучивание стихов о природные явленья, свойственных времени годы, ознакомление с художественными произведениями по теме;
• выполнение проектов по теме: «Вулканы» и «Космос» для участия в городских мероприятиях;
• циклы наблюдений в повседневной жизни (за домашними растениями, аквариумной рыбой, декоратив- ной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцвета- ми). Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные зна- ния об этих объектах природы;
• ежемесячные (в течение одной недели) наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ведением календаря;
• участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются в специальном еже- дневно в течение 1-2 недель в разгар зимней подкормки;
• проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим лу- ком ведутся в течение 4-5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;
• совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями - дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;
• рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;
• проведение экологических занятий один раз в неделю;
• игры-путешествия;
• экскурсии в природу;
• проведение экологических досугов.
Анализ и интерпретация результатов проведенного эксперимента – это ключевой компонент его констати- рующего этапа. Подводя итоги опытно-экспериментальной деятельности по внедрению программы экологиче- ского воспитания дошкольников подготовительного к школе возраста, можно отметить, что уровень экологиче- ских знаний детей значительно повысился, можно говорить о формировании экологического мышления. На начало работы уровень экологических знаний в контрольной группе составил: 15 % - низкий уровень, 65 % - средний уровень, 20 % - высокий уровень. На настоящем этапе уровень экологических знаний в группе, следу- ющий: низкий уровень – 0 %, средний уровень – 73 %, высокий уровень - 27 %.
Очевидно, что уровень экологической воспитанности в контрольной группе и группе дополнительного об- разования значительно возрос. Распределение воспитанников, посещавших кружок дополнительного образова-
ния, среди трех экспериментальных групп повлияло и на их уровень экологических знаний, однако для тех де- тей, кто занятия не посещал, с кем не велась проектная работа, этот уровень не изменился.
Можно отметить, что отношение детей к природным объектам изменилось в сторону большей сознательно- сти. В процессе непосредственных наблюдений за природой дошкольники получили полноценное представле- ние о предметах и явлениях природы, знания о взаимосвязях в живой природе. Дети правильно называют при- родные объекты, понимают их ценность.
На занятиях по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитатель отвечает. Зна- ния, полученные на занятиях, дети применяют в самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.
Во время прогулок и экскурсий дети стали бережнее относится к деревьям, насекомым и другим живым су- ществам во время прогулок и экскурсий. Все дети из группы понимают, что человек и природы неразрывно связаны. То есть, дошкольники правильно ведут себя по отношению к окружающим объектам и несут ответ- ственность за свои поступки, и понимают их последствия для окружающего мира.
В ходе мониторинга проделанной работы мы можем подчеркнуть ряд положительных результатов: повы- сился уровень нравственно-экологической культуры у детей; дошкольники научились осознанно и правильно относиться к объектам и явлениям природы, понимают правила рационального природопользования; развива- ются творческие способности детей; особенно развиваются умения сравнивать и обобщать, экспериментиро- вать, проводить синтез и анализ, делать выводы и умозаключения.
В качестве итогов проведенной опытно-экспериментальной работы мы можем сделать следующие выводы: Проектно-исследовательская деятельность в рамках экологического воспитания дошкольников – приоритет-
ное направление в работе ДО, осуществляющееся с учетом возраста детей, имеющее конечной целью формиро- вание экологического мышления и воспитание социально-активной личности ребенка, понимающей окружаю- щий мир.
Для систематизации работы необходима тщательно разработанная программа проектно-исследовательской деятельности в экологическом воспитании дошкольников, обеспечивающая организацию познавательной, практической и исследовательской деятельности детей, использование и сочетание нетрадиционных и традици- онных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материа- ла.
Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, способствует значительному развитию экологического мышления школьников.
Подготовка и проведение констатирующего эксперимента в рамках программы проектной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников, безусловно, убеждает в важности дальнейшей работы, направлен- ной на развитие экологического мышления детей подготовительного к школе возраста.
Таким образом, можно подчеркнуть, что продуктом данного исследования, с одной стороны, является раз- работанная и апробированная программа экологического воспитания дошкольников подготовительного к шко- ле возраста. Программа, основанная на принципах проектно-исследовательской деятельности и использует ме- тодики для непосредственного вовлечения воспитанников в образовательную деятельность, главная цель по- добной деятельности – высокая мотивация будущих школьников к исследованию и самостоятельному получе- нию знаний, а также построению алгоритмов, решению задач и рефлексии собственной деятельности. С другой стороны, продукт описанного выше эксперимента – это повышение уровня экологических знаний в отдельно взятом ДО, среди детей, которые изъявили желание примерить на себя роль исследователей. Повышение уров- ня экологических знаний не только благоприятно влияет на способности к дальнейшему обучению и развитию в данной области, но и формирует моральные качества, такие как эмоциональное восприятие окружающего мира, ответственность, милосердие и отзывчивость. Кроме того, проектно-исследовательская деятельность от- лично показала себя как метод вовлечения детей в групповую, командную работу, что является полезным уме- нием для будущей учебы и работы.
Современная ДО – это площадка, которая закладывает черты личности, умения и способности для будущей жизни. У детей дошкольного возраста закладывается база, на которой строится мироощущение. Одна из неотъ- емлемых черт гармоничной личности – бережное отношение к окружающему миру, особенно в черте города, где живая природа сдается под натиском урбанизации.
Образовательную и воспитательную деятельность в ДО, в том числе и вопросы экологического воспитания, консолидирует грамотный управленец, который понимает приоритеты и стратегию развития современного об- разования. Подбор педагогических кадров, повышение квалификации, внедрение новых методик, последова- тельная методическая работа, нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса – все это сфера ответственности административной команды школы. Важнейшая часть систематизации экологического воспи- тания – это составление и согласование рабочей программы. Рабочая программа должна учитывать следующие критерии:
• Структура организации и функции ее подразделений;
• Миссия организации (базируется на целях и ценностях);
• Стратегия развития организации;
• Содержание образовательного процесса;
• Управление качеством образования.
Безусловно, рабочая программа составляется с учетом ФГОС ДО, что позволяет решить стратегическую за- дачу образования Российской Федерации - повышение качества образования, достижение новых образователь- ных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
Библиографический список
1. Барковская,О.М. Содержание, цель и задачи программы экологического воспитания / О.М.Барковская. // Начальная школа. – 2016. –
№2. – С.32-33.
2. Выгодский, Л.С. Мышление и речь// Собрание сочинений: в 6т. – Т2. – М.,1982. – С.319-328.
3. Дорошко, О.М. Формирование экологической культуры как направление педагогической деятельности // Вестник ЧГПУ. – 2011. – №11 С.59-65.
4. Егорова,О.А. Природа – наш общий дом. / О.А.Егорова. // Начальная школа. – 2012. – №6. – С.87-90.
5. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. — М.: Академия, 2006. – 192 с.
6. Захарченко И.С., Школьная Л.Р., Корнеенков А.Д. Экологическое мышление в современном образовании. // Международный журнал экспериментального образования. – 2013.
7. Макарова О.В., Николаева О.В. Экологическое мышление и экологическая культура в российском образовании. // Царскосельские чтения. – 2010.
8. Сергеева О.А. Эмоциональное стимулирование как педагогическая технология //Педагогическое обеспечение работы с молодежью: Материалы научно-практической конференции (5-6 мая 2008г.). - Ярославль, 2008 - С. 233-235
9. Стаценко, В. Некоторые подходы к экологическому воспитанию младших школьников / В.Стаценко, Г. Петрова] // Начальная школа. -
№7-2011.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.