Проектно-исследовательская деятельность на уроках музыки в среднем звене
Слово «проект» постоянно звучит в современном культурно- образовательном пространстве. По наблюдению Н. М. Конышевой, «почти каждый день нам представляют новые проекты на телевидении, в образовании, медицине, организации разных сторон жизни и быта». При этом «в подавляющем большинстве случаев мы имеем дело лишь со словом, которое используется в описании самых привычных и давно известных видов деятельности». В этой связи А. В. Леонтович говорит о терминологической неопределенности, большой путанице с терминами, которой способствуют современные СМИ, именующие «проектами» различные мероприятия – спортивные, благотворительные, шоу-программы и др.
Поэтому мы считаем необходимым, прежде всего, обратиться к понятию «проект» и рассмотреть варианты его трактовок, содержащихся в различных источниках.
В толковых словарях русского языка представлено несколько значений слова «проект» (от лат. projectus – брошенный вперед):
1) разработанный план какого-либо механизма, устройства, здания, сооружения, изготовления чего-либо, а также соответствующие технические документы, чертежи, макеты;
2) предварительный, предположительный текст какого-либо документа;
3) замысел, план, намерение.
В. М. Полонский определяет проект как «совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета или разного рода теоретического продукта». Н. В. Матяш и В. Д. Симоненко характеризуют проект как прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, отмечая, что в некоторых случаях проект – это план, замысел какого-либо действия.
По мнению Н. М. Конышевой, каждое из значений слова «проект» «касается определенной стороны проектной деятельности». По мнению М. А. Ступницкой «проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата».
К. Н. Поливанова, как и другие исследователи, подчеркивает значимость замысла и формулировки идеи как характерных особенностей проекта: участники проекта ставят конкретную задачу, определяют способы и средства ее реализации. Но не менее важной является и процессуальная сторона проекта − последовательность реализации замысла, завершающаяся получением задуманного результата (продукта), который, в свою очередь, является мерилом успешности проекта. Обобщая позиции различных исследователей, К. Н. Поливанова формулирует следующие характерные особенности проекта:
− четкие временные рамки, ограничение во времени;
− ориентация на достижение результата – получение запланированного продукта, воплощение замысла;
− последовательная разработка, развитие во времени, прохождение определенных шагов – этапов.
Исследователи едины в своем понимании сущности работы над проектом, последовательности действий от замысла через его воплощение к результату. При этом они могут предлагать различные варианты подразделения процесса на этапы. Например:
− начинание, планирование, принятие решения, выполнение проекта, оценка результатов, защита проекта;
− проблематизация, целеполагание (в том числе создание мысленного образа желаемого результата работы – проектного продукта), планирование (включающее определение задач и способов их решения, разработку графика), реализация (включающая изменение в задачи и способы работы, а также изменения представлений о конечном результате, презентацию полученного продукта), рефлексия;
− выбор и обсуждение идеи, целей, задач проекта, организация работы обучающихся, подбор необходимых материалов, работа над проектом, обобщение и оформление результатов, презентация проекта;
− выбор темы проекта, постановка цели, определение конечного продукта, составление плана, выбор вида презентации проекта, формирование проектных групп и распределение задач, самостоятельная работа участников проекта по индивидуальным или групповым творческим планам, консультации учителя (руководителя проекта), предзащита, защита, рецензия на проект, коллективное обсуждение, выводы и оценка.
Профессиональная проектная деятельность и учебная проектная деятельность школьников, при общих чертах, рассматриваются исследователями как два разных вида деятельности.
В этой связи нам представляется необходимым подробнее остановиться на характеристиках учебной деятельности. При этом руководствуемся рекомендацией В. В. Давыдова о том, что в школьном обиходе, учебной практике термины «учебная работа» и «учебная деятельность» используются как синонимы, а человеческая активность является деятельностью в том случае, «если она приводит к существенному преобразованию ситуации, предмета, созданию чего-то нового в этом преобразовании».
Учебная деятельность в современном педагогическом знании рассматривается как специфический вид деятельности. Исследователи выделяют следующие характерные особенности учебной деятельности: она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач; в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия; общие способы действий предваряют решение задач; учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте; происходит изменение психических свойств и поведения обучающихся в зависимости от результатов его собственных действий. Предметом учебной деятельности является усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, в процессе чего происходит развитие самого ученика. Учебная деятельность носит общественный характер (направлена на усвоение общественного опыта, накопленного человечеством, общественно значима и общественно оцениваема).
Анализируя учебную деятельность, важно учитывать структуру мотивационной сферы личности. При доминировании внешних мотивов учебная деятельность становится средством для достижения других целей и носит до некоторой степени вынужденный характер; при доминировании внутренних мотивов становится основной целью ученика и направляется интересом к самим знаниям, способам их получения, любознательностью, стремлением повысить свой образовательный уровень (при наличии внутренней мотивации).
Главным компонентом в структуре учебной деятельности является учебная задача. Ее основное отличие от других задач состоит в том, что цель и результат заключаются в изменении самого субъекта учебной деятельности, а не предметов, с которыми он действует. Е. И. Машбиц формулирует следующие требования к учебным задачам: конструироваться должна не одна учебная задача, а их набор; система задач должна обеспечивать достижение не только ближайших, но и отдаленных учебных целей; учебные задачи должны обеспечивать усвоение системы средств, необходимой для успешного осуществления учебной деятельности; учебная задача должна конструироваться так, чтобы средства деятельности, которые необходимо усвоить, выступали как прямой продукт обучения.
Целью обучающегося становится найти способ решения задачи (под способом понимается процедура, обеспечивающая решение задачи) или единственный, или, в случае возможности решения несколькими способами, оптимальный. Принимая учебную задачу, ученик осознанно или неосознанно соотносит ее со значимым для него смыслом учения и со своими возможностями, демонстрируя степень готовности к учебной деятельности.
Практически вся учебная деятельность может быть представлена как система учебных задач, которые даются в определенных учебных ситуациях и предполагают выполнение соответствующих учебных действий. Учебные действия подразделяются на общие для различных учебных предметов и специфические, отражающие особенности изучаемого предмета и использующихся в пределах данной области знаний. В другом варианте учебные действия соотносятся с определенными этапами учебной деятельностии подразделяются на действия целеполагания, программирования, исполнительские (вербальные, практические, умственные, в свою очередь, подразделяющиеся на перцептивные, мнемические, мыслительные), действия контроля или самоконтроля, оценки или самооценки. Совокупность учебных действий образует способ решения учебной задачи.
С учетом сказанного вернемся к вопросу о сходстве и различии профессиональной проектной деятельности и учебной проектной деятельности школьников.
Сходство профессиональной проектной деятельности и учебной проектной деятельности школьников, по мнению Н. В. Конышевой, обусловлено опорой на единую модель, суть которой состоит в том, «что проектная деятельность субъекта будет в любом случае носить поисковый характер. Данная модель основывается на исследовательской работе, предполагает выдвижение гипотезы, которая затем проверяется практическим путем. Н. В. Конышева подчеркивает, что исследование, которое проводится в рамках проекта, в любом случае является «одной из форм познавательной деятельности, а его результатом будет или новое знание, или новый способ действия».
Различия профессиональной проектной деятельности и учебной проектной деятельности школьников, по мнению Н. В. Конышевой, начинаются на уровне постановки цели. Профессиональная проектная деятельность направлена на решение реальных производственных или научных проблем и предполагает внесение изменений в реальную жизнь. Учебная проектная деятельность имеет дидактический смысл и предназначена «для изучения деятельности человека, а также для формирования у самих учащихся соответствующих способов деятельности (познавательной и творческой). Различаются и результаты, обусловленные целью: в профессиональной проектной деятельности они обладают объективной новизной, а в учебной представляют собой «открытия для себя». В профессиональной проектной деятельности отдельные этапы могут быть выполнены разными специалистами (например, конструктор может выдвинуть идею, а ее материальное воплощение будет осуществлять производственный коллектив, где каждый разработки будет выполнять свою функцию). В учебной деятельности проект чаще всего выполняется учеником от начала до конца. По мнению Н. М. Конышевой «это обусловлено именно дидактическими соображениями: необходимостью формирования у каждого школьника определенной системы знаний, умений и навыков». Учебные проекты, как правило, менее сложны и трудоемки, требуют меньших материальных затрат, чем профессиональные проекты.
Главное отличие учебных проектов от профессиональных Н. М. Конышева видит в том, «что они должны быть сугубо дидактическими… причем… речь идет не о специальных проектных знаниях и умениях, а об углублении общеобразовательной подготовки и развитии творческих способностей учащихся». Проектная деятельность в школе является «исключительным по своей эффективности средством развития у школьников способностей к изобретательству, рационализаторству и творческой деятельности» и не должна рассматриваться как самоцель.
Обобщая определения учебного проекта, представленные в различных работах, М. Ю. Бухаркина отмечает, что все они сводятся к следующему: учебный проект представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель и согласованные способы, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.