Проектно-исследовательская деятельность на уроках родного языка и литературы
Оценка 4.7

Проектно-исследовательская деятельность на уроках родного языка и литературы

Оценка 4.7
docx
24.04.2024
Проектно-исследовательская деятельность на уроках родного языка и литературы
+проектно-исслед .работа на уроках родн.язя и лит..docx

МБОУ СОШ№26

Проектно-исследовательская деятельность на уроках родного языка и литературы

Всегда считалось, что задача учителя заключалась, в основном, чтобы передать ученикам определенную сумму знаний, проверить, степень их усвоения, оценить успеваемость и качество знаний. Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача - способствовать развитию творческих способностей учеников, учить их самостоятельно мыслить и добывать дополнительные знания, повышать мотивацию к изучению родного языка, поощрять их индивидуальные способности. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала.

Для каждого учителя важным является повышение эффективности обучения. И этот вопрос требует постоянного поиска решений, которые могли бы оптимизировать учебный процесс. Существует множество разнообразных форм, позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной.

В педагогическом процессе актуальным становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы. К таким методам и приемам могут быть отнесены проектные технологии, которые могут быть использованы как на уроке родного языка, так и во внеклассной работе. При выполнении проектов в полной мере развивается речевая культура - это не просто умение говорить и писать правильно в соответсвии с нормами литературного языка, но и формирование коммуникативной компетенции.

Преподавание родных языков становится очень важным в нашем современном мире. Сегодня, когда дети потихоньку переходят на русский язык, нам, учителям, надо не только научить правильно разговаривать на родном языке, но и  давать качественное обучение родного языка.  Изучение родного – это долгий процесс, который требует много времени и терпения.

Более пяти лет я серьёзно занимаюсь проблемой организации проектно-исследовательской деятельности на уроках родного языка и литературы. Хочу сказать о последней проектно-исследовательской работе, которая была организована вместе с учащимися 10 класса при изучении жизненного и творческого пути Абусупьяна Акаева- одного из лучших представителей дагестанской интеллигенции первой четверти XX века. Разделив класс на четыре группы, поручила каждой группе задания .Одна из групп учащихся должна была посетить на дому племянницу Абусупьяна Акаева- Патимат Магомедовну. После приятной и плодотворной беседы с ней учащиеся вернулись очень довольные. На итоговом уроке этими учащимися были представлены презентации, продемонстрированы видеофрагменты, сделанные в ходе беседы и это всё  заинтересовало и учащихся и учителей посетивших этот урок. Остальные группы тоже успешно справились с заданиями. В результате проектно-исследовательская работа была успешно выполнена и дети остались очень довольны.

Работу по проектированию ввожу постепенно, стараюсь брать большие и интересные темы. Ведь с помощью учебного проекта создаются условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся, а это всегда эффективно, если начинается с сильного мотива. Значит, нужна не просто проблема, она должна быть актуальна с точки зрения ученика и иметь практическую направленность. Деятельность учащихся в учебном проекте подчинена определённой логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и её осуществление. Завершается работа презентацией полученных результатов. Поскольку деятельность детей в проекте в основном самостоятельная, то именно во время защиты проекта мы узнаём, что было сделано во время проектной работы.

Учитель руководит проектной работой, направляя поиск в нужное русло, и подсказывает источники информации. Условиями успешности проектной деятельности становятся:

личный интерес учащегося;

четкость и конкретность постановки цели проекта;

определение планируемых результатов;

констатация исходных данных.

Учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учащихся. Речь идет о постепенном освоении исследовательского подхода к темам, о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений, полезной – в том смысле, что она может стать дорогой к творческому труду.

Исследование может быть организовано на всех этапах обучения: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в среднем звене, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.

В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов.

Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны, активно участвуют в деятельности школьной, районной научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня. Занимают призовые места на районных и республиканских олимпиадах.


 

МБОУ СОШ№26 Проектно-исследовательская деятельность на уроках родного языка и литературы

МБОУ СОШ№26 Проектно-исследовательская деятельность на уроках родного языка и литературы

Изучение родного – это долгий процесс, который требует много времени и терпения

Изучение родного – это долгий процесс, который требует много времени и терпения

Учитель руководит проектной работой, направляя поиск в нужное русло, и подсказывает источники информации

Учитель руководит проектной работой, направляя поиск в нужное русло, и подсказывает источники информации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2024