Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра естественнонаучных дисциплин
«Проектно - исследовательская деятельность обучающихся на уроках географии и внеурочной деятельности как условие для формирования УУД»
Воробьёва Светлана Анатольевна
Государственное бюджетное
профессиональное
образовательное учреждение
Московской области
«Электростальский техникум отраслевых технологий»
г.о.Электросталь
Научный руководитель
к.п.н., доцент Греханкина Л.Ф.
Москва 2015 год
Содержание:
Введение………………………………………………………………………с.3-4
Глава I. Проектная и исследовательская деятельность на уроках ……….с.4-
географии и внеурочной деятельности как условие для
формирования УУД.
1.1. Сравнительные особенности традиционного и проектного подхода.
1.2. Классификации и типология проектов.
1.3. Этапы работы над проектом.
1.4. Работа над проектом во внеурочной деятельности.
1.5. Продукты проектной деятельности.
Глава II. Проектная деятельность как условие для формирования УУД…………..с.27-32
2.1. Как формировать УУД обучающихся через проектную
деятельность.
2.2. Основные этапы работы над проектом и формируемые УУД.
2.3. Развитие УУД в процессе проектной деятельности.
Глава III. Результативность……………………………………с.32-37
3.1. Преимущества применения проектного метода.
3.2. Обучающиеся о проектной деятельности.
3.3. Проблемы развития и использования метода проектов.
3.4. Перспективы развития и использования опыта.
Заключение.
Литература.
Введение
Образованный человек в современном обществе - это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить знания в любой ситуации. Выпускник школы, который будет жить, и трудиться в XXI веке, должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
Для построения образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и возможности всех его субъектов, нужны системно - деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
Среди разнообразных направлений современных методик и технологий лучше подходит метод проектов.
Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать основные направления модернизации общего образования:
- интеграцию учебного содержания;
- развитие пользовательских навыков в информационных технологиях;
- формирование информационных, коммуникативных и социальных компетенций;
- формирование у учащихся особого отношения к себе как к субъекту знаний, практических умений и способностей.
Самое главное, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт (как школьникам, так и педагогам), невозможный при других формах обучения.
Цель моей работы: выявление преимущества проектной и исследовательской деятельности на уроках географии и внеурочной работе как условие для формирования УУД.
Данная цель реализуется с помощью решения следующих задач: -рассмотреть возможности применения метода проектов; - показать на конкретных примерах, как организуется проектная деятельность на
уроках географии и во внеурочной работе;
- провести диагностику и выявить преимущества применения метода проектов;
- выявить проблемы проектного метода;
- наметить перспективы дальнейшей работы по организации проектной деятельности на уроках географии и во внеурочной деятельности.
Гипотеза: проектная и исследовательская деятельность ориентированы на развитие активности и самостоятельности обучающегося, его способности к самостоятельному познанию нового, решению жизненных проблем и формирует учебные универсальные действия обучающихся.
Предмет: преимущества, практическая значимость метода проектов и исследовательской деятельности в творческом развитии обучающихся и формирование УУД.
Объект: проектно - исследовательская деятельность на уроках географии и внеурочной деятельности.
Методы исследования: поисково – теоретический, эмпирический (наблюдения, анкетирование), опытно - экспериментальный, заключительно - обобщающий.
1. Проектная и исследовательская деятельность на уроках географии и внеурочной деятельности как условие для формирования УУД.
1.1. Сравнительные особенности традиционного и проектного подхода.
В настоящее время можно заметить, что как в теории, так и в практике образования определились отличительные особенности традиционного подхода и проектного (на сегодняшний день инновационного) так называемые «знаниевый», с одной стороны, и «деятельностный», с другой. В таблице №1 приведены сравнительные особенности «знаниевой» и «деятельностная» (для простоты и краткости будем называть их так) педагогики.
Таблица №1
Сравнительные особенности традиционного и проектного подхода.
Параметры сравнения |
«Знаниевая педагогика» |
«Деятельностная» педагогика |
|
Цель |
Формирование знаний, умений, навыков. |
Развитие личности, способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых, нестандартных проблем: создавать в ходе проектной деятельности новые продукты - проекты. |
|
Интегральная характеристика |
«Школа памяти» |
«Школа развития» |
|
Преобладающий тип и характер взаимоотношений |
Субъект - объектный |
Субъект - субъектный |
|
Девиз педагога |
«Делай как я» |
«Я вместе с тобой», «Не навреди» |
|
Характер и стиль взаимодействия |
Авторитарность, монологичность, закрытость |
Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность |
|
Формы организации |
Фронтальные, индивидуальные |
Групповые, коллективные |
|
Методы обучения |
Иллюстративно- объяснительные, информационные |
Проблемные: проблемного изложения; частично - поисковый, эвристический; исследовательский, рефлексивный |
|
Ведущий принцип |
«Продавливание» |
«Выращивание» |
|
Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником. |
Репродуктивный, воспроизводящий |
Продуктивный, творческий, проблемный |
|
«Формула обучения» |
Знания - репродуктивная деятельность |
Проблемная деятельность рефлексия - знания |
|
Способы усвоения |
Заучивание, деятельность по алгоритму
|
Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия |
|
Функции учителя |
Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно- дисциплинарных знаний |
Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся |
|
Позиция ученика |
Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту |
Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности |
|
1.2. Классификации и типология проектов.
Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Общая типология проектов:
- по доминирующей деятельности
- по предметно-содержательной области
- по характеру координации
- по количеству участников
- по продолжительности выполнения
- по объекту проектирования
1.1. Типы проектов по доминирующей деятельности.
По доминирующей деятельности проекты делят на:
Исследовательские
Творческие
Прикладные
Информационные
Приключенческие, игровые, ролевые.
Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Такие проекты требуют:
Хорошо продуманной структуры,
Четко обозначенных целей,
Доказанной актуальности для всех участников проекта,
Социальной значимости, продуманных методов (экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов)
При выполнении исследовательского проекта ученик:
- Структурирует проект в логике научного исследования,
- Включает в проект аргументацию его актуальности,
- Определяет объект и предмет исследования,
- Обозначает цели и задачи проектного исследования.
- Формулирует гипотезу исследования,
- Определяет методы исследования,
- Конкретизирует источники информации,
- Выводит методологию исследования,
- Определяет пути решения проблем,
- Осваивает новое опытным путем,
- Оформляет проект в виде выводов,
- Подтверждает или опровергает гипотезу,
- Выходит на новый спектр проблем.
Таким образом, исследовательские проекты подчинены логике исследования и имеют структуру совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проекта предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, определение методов исследования, его предмета и объекта, источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей её решения (экспериментальных, опытных), обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, определение новых проблем для дальнейшего развития решения.
Творческие – эти проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.)
При выполнении проекта ученик:
- Договаривается с группой или учителем о жанре,
- Развивает проект в подчинение жанра конечного результата,
- Стремится получить творческий продукт,
- Задает жесткую структуру не самого проекта, а его оформления.
Они оформляются в виде фильма, игры, праздника.
Ролевые, игровые, приключенческие - участники таких проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои; имитируются социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. Результаты этих проектов намечаются в начале их выполнения, но окончательно вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высока.
Особенности такого проекта:
• Структура до завершения остается открытой
• Участники в роли художественных персонажей, деловых людей
Результат: овладение новой ролью, личные переживания участников
Прикладной проект. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих учащихся. Например: документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий (в природе, в обществе, в организации); проект закона; справочный материал; словарь; аргументированное объяснение какого-либо физического, химического явления; проект зимнего сада школы и т.д.
Прикладной проект требует:
тщательно продуманной структуры;
определения функций каждого из участников;
оформления результатов проектной деятельности;
"конечного продукта";
презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику; внешней оценки проекта (рецензирования).
Особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировке совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта
Информационные - направлены на сбор информации о каком – то объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов.
Особенности:
- Предполагают ознакомление участников проекта с информацией, ее анализ, обобщение фактов.
- Требуют хорошо продуманной структуры
Структура:
· Цель проекта, его актуальность
· Сбор и обработка информации
· Результат
· Презентация
1.2. Типы проектов по предметно содержательной области.
По предметно содержательной области:
Монопроекты
Межпредметные проекты
Надпредметные проекты
Монопредметный проект - проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.
К нему можно отнести:
- литературно – творческие,
- естественно – научные,
- экологические,
- языковые (лингвистические),
- культуроведческие,
- спортивные,
- географические,
- исторические,
- музыкальные,
- исторические.
Литературно – творческие – это проекты, предполагающие деятельность учащихся, выраженную в желании творить: написать какой-то рассказ, повесть, сценарий видеофильма, статью в газету, альманах, стихи и пр.
Естественнонаучны: чаще всего бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу ( например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране; самый лучший стиральный порошок; дороги зимой).
Экологические: также, как правило, требуют привлечения исследовательских, научных методов, интегрированного знания из разных областей. Чаще они бывают практико-ориентированными одновременно (кислотные дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры в промышленных городах; беспризорные домашние животные в городе , пр.).
Языковые (лингвистические): чрезвычайно популярны, поскольку они касаются проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных проектах и потому вызывает живейший интерес участников проектов.
Культурологические: связаны с историей и традициями разных стран. Без культурологических знаний очень трудно бывает работать в совместных международных проектах, так как необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре.
Спортивные: объединяют ребят, увлекающихся каким-либо видом спорта. Часто они в ходе таких проектов обсуждают предстоящие соревнования любимых команд ( или своих собственных); методики тренировок; делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр; обсуждают итоги крупных международных соревнований, пр.).
Географические: могут быть исследовательскими, приключенческими, пр.
Музыкальные: объединяют партнеров, интересующихся музыкой. Это могут быть аналитические проекты, творческие, когда ребята могут даже совместно сочинять какое-то музыкальное произведение, пр.
Исторические: позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие событий политических, социальных, анализировать какие-то исторические события, факты;
Межпредметный проект - проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности. Выполняются, как правило во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Телекоммуникационный образовательный проект- это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата и организованная на основе компьютерной телекоммуникации.
Телекоммуникационные образовательные проекты всегда межпредметны.
Надпредметный проект - внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.
1.3.Типы проектов по характеру координации.
По характеру координации С открытой Со скрытой
|
Проект с открытой, явной координацией – координатор проекта контролирует работу участников, открыто выполняя свои функции.
Проект со скрытой координацией – координатор не обнаруживает себя в деятельности групп участников (как правило это относится к телекоммуникационным проектам – форма обучения, когда практическая задача решается сетевыми коллективами учащихся, работающими независимо от фактора расположения или фактора времени. Сетевые коллективы объединяет общая информационная задача, которую они решают, собирая необходимую информацию по исследуемой проблеме в доступном для всех месте – определенном правилами проекта сайте.).
1.4.Типы проектов по количеству участников.
По количеству участников
Личностные
Парные
Групповые
Личностные – одним учащимся.
План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью. У учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него. Он приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии. Происходит формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.
Парные – двумя учащимися.
В проектной группе формируются навыки сотрудничества. Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне. На каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе. в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Групповые – несколькими учащимися (более 2).
Особенности те же, что и для парных.
1.5.Типы проектов по продолжительности выполнения.
По продолжительности выполнения
Краткосрочные (до недели)
Средней продолжительности (от недели до месяца)
Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
В своей работе я использую несколько типов проектов в зависимости от ряда типологических принципов:
- по содержанию: экологические, физико–географические, социально – экономические, комплексные, краеведческие, историко - географические;
- по уровню интеграции: монопредметные, межпредметные, надпредметные (на основе сведений, не входящих в школьную программу);
- по количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные;
- по продолжительности проектной деятельности: мини-проекты (несколько недель), средней продолжительности (несколько месяцев) и долгосрочные (в течение года) проекты;
- по способу преобладающей деятельности: познавательные, информационные, исследовательские, творческие, игровые, практико - ориентированные проекты.
Исследовательские проекты: микросоциологические исследования по выявлению к определенным проблемам, решение конкретных экологических проблем.
Творческие проекты: создание праздника, туристических буклетов, научного географического журнала, создание рекламы, которые связаны с городом, туризмом, краеведением.
Познавательные проекты: сбор информации о каком – то географическом объекте, разработка проектов, направленных на решение глобальных проблем современности.
Практико – ориентированные: акции «Чистый лес», создание плана местности, озеленение города, благоустройство городской территории.
Монопроекты применяю на уроках совместно с другими дисциплинами, где используется информация из других областей знания и деятельности.
1.3. Этапы работы над проектом.
Работа над проектами включает в себя несколько этапов. Содержание работы и деятельности учащихся и учителя на различных этапах представлены в таблице.
Таблица 2
Этапы работы над проектом.
Этапы |
Содержание работы |
Деятельность учащихся |
Деятельность педагога |
Начальный
|
Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы. |
Уточняют информацию. Обсуждают задание. |
Мотивирует уч-ся. Объясняет цели проекта. Наблюдает. |
Планирование |
Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. |
Формирует задачи. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха. |
Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). Наблюдает. |
Исследование
|
Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение проекта. |
Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект. |
Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе).
|
Защита Проектов.
|
Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка. |
Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта.
|
Участвуют в коллективном анализе результатов проекта.
|
Рефлексия
|
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели. |
Участвуют в коллективной самоанализе проекта и самооценке.
|
Наблюдает, Направляет процесс анализа (если необходимо).
|
Презентация
|
Рассказ о понимании проекта, о выбранном пути ее решения. Демонстрация результата продукта работы над проектом. |
Выбирают вид и форму презентации проекта. Кратко, но достаточно ПОЛНО рассказывают о постановке и решении задач проекта. |
Наблюдает, обобщает, резюмирует. |
1.4. Работа над проектом во внеурочной деятельности.
И все-таки наиболее глубокие и содержательные проекты выполняются, как правило, в ходе внеурочной деятельности. Организацию проектного обучения во внеурочной деятельности осуществляю в рамках:
• факультатива;
• кружка;
• элективных курсов;
• научного общества учащихся (НОУ).
Результатом проектной деятельности являются сформированные проектные умения. К таким проектным умениям относятся:
• умение - проблематизация;
• умение - целеполагание;
• умение - планирование;
• поисковые (исследовательские) умения;
• коммуникативные умения;
• презентационные умения;
• рефлексивные умения.
1.5. Продукты проектной деятельности.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний, умение применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творчества. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми»: если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в жизни).
2.1 Внешние продукты проектной деятельности.
§ Web-сайт - Веб-сайт - совокупность веб-страниц с повторяющимся дизайном, объединенных по смыслу, навигационно и физически находящихся на одном веб-сервере.;
§ Анализ данных социологического опроса- Эмпирическая основа для изучения социальных явлений. Эмпирические данные – это данные, характеризующие конкретные социологические факты; данные, в виде которых эти факты перед нами и выступают. Наиболее часто в социологических исследованиях данные представляют собой совокупность значений каких-либо признаков (характеристик, переменных, величин; будем считать эти термины синонимами), измеренных для каждого из изучаемых объектов.;
§ Атлас
– 1) систематическое собрание карт, выполненных по единой программе и изданных в виде книги или набора листов. Внутреннее единство атласа обеспечивается:
- сопоставимостью, взаимодополняемостью и увязкой карт и разделов;
- целесообразным выбором проекций и масштабов;
- едиными установками картографической генерализации;
- согласованной системой условных знаков; и
- единым дизайном.
2) Собрание изображений или таблиц для наглядного объяснения разных научных сведений (зоологический, исторический, анатомический атласы);
· Бизнес-план- план, программа осуществления бизнес-операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности ИЛИ документ, вырабатываемый новой или действующей фирмой, компанией, в котором систематизируются основные аспекты намеченного коммерческого мероприятия. Процедура разработки бизнес-плана позволяет предвидеть возможные проблемы, избегать ошибок в управлении, распознавать и оценивать два основных вида рисков, присутствующих в любом бизнесе: внутренний, над которым предприниматель в целом имеет контроль (персонал, товарно-материальные запасы, местоположение бизнеса), и внешний (экономические условия, поведение партнеров, конкурентов, новое законодательство, погода), т. е. то, что предприниматель не в состоянии изменить.
Структура бизнес-плана:
1) резюме (кратко суммирующее основные моменты Б.-п.);
2) сведения о компании (раскрываются содержание бизнеса и направления работы);
3) среда для бизнеса (определяются объем рынка сбыта для производимого продукта, услуг и т. п., доля рынка, которую предполагается занять);
4) план по маркетингу и продажам (показывает планируемые объемы продаж и то, как это будет достигнуто);
5) оперативный план (план приобретения оборудования, строительства, закупок и т. п.);
6) план по трудовым ресурсам (подготовка, наем рабочей силы);
7) финансовый план (обобщающий все перечисленное).
· Видеофильм - Объект авторского права, являющийся аудиовизуальным произведением и представляющий собой фильм, снятый на видеопленку ИЛИ более длительный, чем видеоролик, рекламный фильм на видеопленке ;
· Видеоклип - короткий музыкальный видеосюжет ИЛИ непродолжительная по времени художественно составленная последовательность кадров. Видеоклипы наиболее часто применяются для рекламы товаров и услуг и для визуального сопровождения аудиокомпозиций на телевидении. Искусство съёмки и монтажа видеоклипов выделяют как отдельный подвид киноискусства. Клипы обычно имеют более «дробный» монтаж, по сравнению с короткометражным кино, и в них более часто используются спецэффекты.;
· Электронная газета – это сайт, где размещаются новости, обзоры, аналитические материалы, а также статьи о развитии бизнеса, малом предпринимательстве, экономике, политике.;
· Электронный журнал - сайт, на котором размещается периодически обновляющаяся информация определенной тематики.;
· Законопроект- текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный для внесения на рассмотрение законодательного органа или на референдум. Процесс подготовки З. включает принятие решения о подготовке проекта, выработку его текста, обсуждение и доработку первоначального проекта, согласование его со всеми заинтересованными органами и организациями.;
· Карта - картографическое произведение; построенное в картографической проекции, уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли, поверхности другого небесного тела или внеземного пространства, показывающее расположенные на них объекты (предметы и явления) в определенной системе условных знаков.
Различаются карты географические (поверхности Земли), топографические (с подробным изображением поверхности, позволяющим определить как плановое, так и высотное положение точек), отраслевые (с изображением объектов, изучаемых и используемых к.-л. отраслью науки или нар. хозяйства), тематические (отображающие в основном конкретную тему), комплексные (показывающие несколько взаимосвязанных объектов, каждый в своих показателях), аналитические (дающие конкретные необобщенные и малообобщенные показатели), синтетические (показывающие объекты как единое целое на основе объединения ряда показателей), государственные (изданные гос. учреждением в качестве официального документа), первичные (полученные в результате съемки или составленные по материалам, не являющимся картами), производные (составленные по ранее созданной карте), звездные (звездного неба), физико-географические (с главным содержанием — изображением географической среды и географической оболочки), социально-экономические (главное содержание — изображение социально-экономических объектов), экономико-географические (главное содержание — изображение состояния и развития народного и мирового хозяйства), карты природы (главное содержание — изображение природы), рельефные (передающие рельефы местности в объемной форме).;
· Коллекция – это (от лат. collectio — собирание, собрание), систематизированное собрание каких-либо предметов (однородных или объединённых общностью темы) ИЛИ совокупность предметов, объединенных общей социальной, культурной, эстетической или иной целью и составляющих единое целое (коллекция произведений живописи, монет, марок и др.);
· Дизайн – макет - это крупное изображение, результат графического исполнения какого-то объекта согласно техническому заданию.;
· Модель –
1) воспроизведение предмета в уменьшенном виде.—2) Точный образец обыкновенно в малом виде, по которому изготовляют какое-либо изделье;
§ Музыкальное произведение - сочинение:
- состоящее из сочетаний звуков с текстом или без текста; и
- предназначенное для исполнения на музыкальных инструментах и/или с помощью голоса;
§ Мультимедийный продукт - интерактивная, компьютерная разработка, в состав которой могут входить музыкальное сопровождение, видеоклипы, анимация, галереи картин и слайдов, различные базы данных и т. д.
Мультимедийные продукты можно подразделить на:
- энциклопедии;
- обучающие программы;
- развивающие программы;
- программы для детей;
- игры.
Одним из видов может быть мультимедийная презентация - обычное, в смысле: показ нового товара, предъявление широкой публике новой коллекции мод или кинофильма; то же самое для новой компьютерной программы перед началом её продаж; рекламная, популяризирующая акция; узкое, в смысле: документ, созданный в программе PowerPoint;
§ Пакет рекомендаций –
1) письменный или устный благоприятный отзыв.
2) совет, указание об определенном образе действий;
§ Письмо –
1) сообщение, выраженное в компактной форме и предназначенное для обмена информацией между людьми;
2) знаковая графическая система для фиксации или передачи речи;
§ Прогноз –
1) предсказание будущего с помощью научных методов или сам результат предсказания. Прогнозирование, разработка прогноза; в узком значении — специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо процесса.
Прогнозы делятся
-по срокам: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
-по масштабу: личные, на уровне предприятия (организации), местные, -региональные, отраслевые, страновые, мировые (глобальные).
2) научно обоснованная гипотеза о вероятном будущем состоянии экономической системы и экономических объектов и характеризующие это состояние показатели.;
§ Публикация –
1) печатное объявление;
2) предание гласности какой-либо информации. Этим же словом называют единую по форме и содержанию работу, преданную публикации (опубликованную).
§ Путеводитель –
1) ;краткое справочное издание. Путеводитель по стране, городу и т.п., предназначенные главным образом для туристов, содержат сведения о местных достопримечательностях, учреждениях культуры, путях сообщения, отелях и т.п.
2) печатный, электронный или аудиовизуальный справочник о каком-нибудь городе, историческом месте, музее, туристическом маршруте. Используются туристами для лучшего ориентирования в незнакомой местности.
§ Рекламный проспект - печатная реклама, красочное издание, буклет, содержащие информацию о товаре или группе товаров родственного назначения, предлагаемых одной фирмой;
§ Серия иллюстраций. ИЛЛЮСТРАЦИЯ — изображение в издании, поясняющее текст, помогающее читателю лучше понять его благодаря своей наглядной изобразительной форме или дополняющее текст, выражающее содержание, которое либо вообще нельзя передать в текстовой форме, либо передать в ней гораздо сложнее, а воспринимать намного труднее. Серия иллюстраций содержит набор таких изображений.;
§ Сказка –
1) вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность. Сказочный фольклор противостоит "строгодостоверному" фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, кощуна, предание, быличка).
2) жанр литературного повествования. Литературная сказка, либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература), на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной;
§ Справочник - издание практического назначения, с кратким изложением сведений в систематической форме, в расчёте на выборочное чтение, на то, чтобы можно было быстро и легко навести по нему справку. Многие справочники снабжаются вспомогательными указателями (алфавитным, предметным, именным и пр.);
§ Словарь - справочная книга, содержащая собрание слов (или морфем, словосочетаний, идиом и т. д.), расположенных по определенному принципу, и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении, переводе на др. язык и т. п. (лингвистические словари) или информацию о понятиях и предметах, ими обозначаемых, о деятелях в каких-либо областях науки, культуры и др.;
§ Сравнительно-сопоставительный анализ – анализ чего-либо, построенный на сравнении и сопоставлении литературных героев, медицинских терминов, других объектов;
§ Статья - один из основных жанров журналистики. Общие отличительные признаки статьи: осмысление и анализ значительного явления (или группы явлений), аргументированные обобщения и выводы, подтверждающие выдвинутую концепцию, идею. В зависимости от целевого назначения статьи могут быть пропагандистскими, проблемными, критическими, научными и т.д. или произведение публицистики, научной, научно-популярной, технической и иной литературы, аналитически рассматривающее какую-либо проблему или их комплекс и являющееся составной частью периодического или продолжающегося издания, непериодического сборника, словаря, энциклопедии, а также элементом аппарата издания;
§ Сценарий - литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино- или телефильма. Сценарий в кинематографе, как правило, напоминает пьесу и подробно описывает каждую сцену и диалоги персонажей. Иногда сценарий представляет собой адаптацию отдельного литературного произведения для кинематографа, иногда в этом случае автор романа бывает и автором сценария. В современном зрелищном искусстве сценарии разрабатываются для цирковых клоунад и реприз, пантомим, эстрадных комических и пародийных номеров. В драматургии термин "сценарий" может относиться к плану будущей пьесы, наброску драматического произведения (чаще — "сценарная разработка").
В балетном театре сценарий включает в себя подробную запись сюжета с описанием всех танцевальных и пантомимических партий.
В оперном театре термин "сценарий" употребляется в качестве синонима слова "либретто", драматургического плана спектакля.;
§ Виртуальная экскурсия - представляет собой программно-информационный продукт в виде гипертекста, предназначенный для интегрированного представления материалов экспедиции по программе
§ Сборник сочинений- энциклопедия, антология или другое издание, представляющее собой по подбору и расположению материалов результат творческого труда. Могут быть стихотворения, рассказы, повести и т.д.;
§ Дневник путешествий – последовательное изложение передвижений по какой-либо территории, акватории с целью их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и др. целями. Могут содержать путевые впечатления, описание дорожных происшествий, наблюдений;
§ Главы из несуществующего учебника - созданные тексты для несуществующего учебника на основе исследований, экспериментов и т.д.
§ Костюм - Одежда человека или Маскарадная или театральная одежда
§ Выставка -публичная демонстрация достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства и других областях общественной жизни.
§ Игра - разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей. Понятие общенаучное, поэтому в зависимости от того, где используется игры могут различаться: спортивная, дидактическая, интеллектуальная, музыкальная и.т.д.
§ Фотоальбом - альбом, изобразительным материалом в котором являются репродукции фотографий
2.2. Внутренние продукты проектной деятельности.
Внутренние продукты проектной деятельности заключаются в развитии у учащихся следующих способностей:
1. Вербально-лингвистические. Они заключаются в природной способности читать и писать слова. Это очень важный дар, потому что в основном именно таким способом люди собирают информацию и делятся ею. Таким талантом часто наделены журналисты, писатели, юристы и учителя. Это способность эффективно применять слова либо в устной (ведущий передачи, оратор , политик, рассказчик), либо в письменной форме (журналист, драматург, поэт, редактор). Учащийся, обладающий высоким уровнем вербального/лингвистического интеллекта, любит читать, писать, рассказывать истории и наслаждается играми в слова. Такие учащиеся способны умело обращаться с языком: со структурой и правилами языка (например, использовать пунктуацию для эффектности выражения); со звуками языка (например, использовать рифму); со значением языка (например, понимать двусмысленность выражений); с прагматикой языка; с использованием языка как средства убеждения (риторика); с использованием языка для запоминания информации (использование мнемоники); с использованием языка для объяснения (подробное описание); с использованием языка для рассказа о себе (мета-язык).
2. Логико-математические. Определяют способность исследовать и классифицировать категории и предметы, выявлять отношения между символами (числами) и понятиями путем манипулирования ими. Людям с этим типом интеллекта не составляет труда разобраться в сложной схеме или прочесть чертеж. Они любят решать математические и логические задачи, и, как правило, чем задача труднее, тем им интереснее ее решать. Соответственно, детям легче всего даются математики, физика, химия и экономика. Они:
3. Легко воспринимают абстрактные идеи
4. Как правило, пунктуальны и требуют того же от других.
5. Опираются больше на логику и разум, чем на чувства
6. Хорошо разбираются в технике, любят с ней работать
7. Решая проблему, стараются обдумать и проанализировать возможные варианты решения и выбрать оптимальный
8. Предпочитают составлять аккуратные конспекты по пройденному материалу
9. Гораздо лучше запоминают лица, чем имена
Это способность использовать индуктивное и дедуктивное умозаключение, решать абстрактные проблемы, понимать сложные отношения взаимосвязанных концепций, идей и вещей. Навыки делать умозаключения применимы во множестве областей и включают в себя использование логического мышления в естесственных науках, обществоведении, литературе и других областях. Данный интеллект охватывает навыки классифицирования, прогнозирования, выделения первостепенной важности и формулирования научных гипотез, а также и понимание причинно-следственных связей. Дети развивают данный интелект по мере работы с конкретными предметами и усвоения концепций исчисления и индивидуальных отношений.
3. Визуально-пространственные.
Люди, обладающие визуально-пространственным типом мышления:
Обладают развитым образным мышлением (т. е. создают из полученной информации "картинку")
Часто используют метафоры в устной и письменной речи (наверное, поэтому они так любят сказки, байки, пословицы и всевозможные "меткие словечки")
Любят изобразительное искусство и, как правило, хорошо разбираются в нем разбираются
Легко читают географические карты, схемы и диаграммы
Надолго и в деталях запоминают изображения, особенно красочные
Обладают развитиым "чувством цвета"
Интеллект, задействованный для понимания картин и образов, подразумевает способность точно ощущать зрительный мир и воссоздавать собственные зрительные впечатления. Данный интеллект развивается путём обострения сенсомоторных восприятий. Художник, скульптор, архитектор, садовник, картограф, инженер и художник-оформитель – все они переносят свои мысленные образы на создаваемые или изменяемые ими предметы. Зрительные восприятия комбинируются с предшествующими знаниями, опытом, эмоциями и образами, что позволяет создавать новое видение для других. Учащиеся с развитым пространственным интеллектом способны тонко воспринимать цвета, линии, состояния, формы, пространство и взаимосвязи, существующие между этими элементами. Визуальный/Пространственный интеллект позволяет учащимся мысленно видеть, графически изображать зрительные и пространственные идеи, понимать местоположение в конкретном графике.
4. Моторно-двигательные.
Сознание всего тела даёт возможность контролировать и интерпретировать движения, управлять физическими предметами, устанавливать гармонию тела и разума. Он присущ не только спортсменам, поскольку включает в себя навыки, необходимые, например, в работе хирурга при проведении сложной хирургической операции или в работе штурмана при регулировании сложных приборов. «Данный интеллект включает в себя такие физические качества, как координация, баланс, ловкость, сила, гибкость, а также и и осязательные способности»
5. Межличностные.
Представлен способностью быстро распознавать и оценивать настроения, намерения, мотивации и чувства других людей. Данный интеллект включает в себя восприимчивость к выражению лица, к голосу и жестам, способность распознавать множество различных межличностных сигналов и умение точно реагировать на эти сигналы с точки зрения прагматики. Межличностный интеллект «подразумевает навыки вербальной и невербальной коммуникации, навыки совместной работы, умение сглаживать конфликтные ситуации, умение достигать конценсуса, способность доверять, уважать, руководить и мотивировать других к достижению взаимовыгодной цели» (Bellanca, 1997). Так, например, на элементарном уровне данный тип интеллекта наблюдается у тех детей, которые замечают и реагируют на настроения окружающих их взрослых. Более комплексные межличностные навыки представлены способностью распознавать и интерпретировать скрытые намерения других.
6. Внутриличностные.
редставлен способностью чётко воспринимать себя (видеть собственные преимущества и недостатки), сознательно замечать внутреннее настроение, намерения, мотивации, темперамент и желания; способностью самодисциплины, самопонимания и самооценки. Человек, обладающий данным типом интеллекта чувствует себя лучше, если имеет возможность обдумывать действия и поступки и делать самооценку. Потребность в самоанализе делает данный тип интеллекта наиболее личным. По словам Гарднера, «внутриличностный интеллект означает способность различать чувство удовольствия от чувства боли и, основываясь на этом различии, либо далее увлекаться ситуацией, либо выходить из неё»
7. Музыкально-ритмические.
Этому интеллекту способствует чувство звука и эмоциональная способность реагировать на него. По мере того, как учащиеся развивают свои знания о музыке, они развивают основы данного интеллекта. Дальнейшее развитие этого интеллекта происходит тогда, когда учащиеся создают более сложные и более точные вариации музыкальных образцов, развивают навыки игры на музыкальных инструментах и продвигаются к более сложным композициям. Этот интеллект совершенствуется с опытом прослушивания муыкальных произведений. Данный тип представлен «способностью воспринимать (подобно страстному поклоннику музыки), распознавать (подобно музыкальному критику), трансформировать (подобно композитору) и выражать (подобно исполнителю) музыкальное произведение»
8. Натуралистические.
Это способность обучаться посредством природы. Для таких учащихся важно, чтобы обучение проходило на открытом воздухе. Такие учащиеся получают удовольствие от проектов, связанных с природой, как например, наблюдение за птицами, коллекционирование бабочек и насекомых, исследование деревьев или воспитание животных. Им нравится изучать экологию, природу, растения и животных.
Выбор формы продукта проектной деятельности — важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта — презентабельной и убедительной, а предложенные решения — полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.
Продукты проектной деятельности, которые я использую на уроках географии и внеклассной работе:
— анализ данных социологического опроса;
— атлас;
— бизнес-план;
— газета;
— журнал;
— законопроект;
— игра;
— карта;
— коллекция;
— мультимедийный продукт;
— оформление кабинета;
— прогноз;
— путеводитель;
— серия иллюстраций;
— сравнительно-сопоставительный анализ;
— статья;
— сценарий;
— экскурсия;
— путешествие.
Виды презентаций проектов.
Выбор формы презентации проекта на уроках географии и во внеклассной работе — задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов) — артистических, художественных, организационных.
Виды презентационных проектов, которые применяю на уроках географии и внеклассной работе:
— деловая игра;
— продукта, выполненного на основе информационных технологий;
— иллюстрированное сопоставление фактов, карт;
— научная конференция;
— научный доклад;
— отчет исследовательской экспедиции;
— пресс-конференция;
— путешествие;
— реклама;
— ролевая игра;
— экскурсия;
2. Проектная деятельность как условие для формирования УУД.
2.1. Как формировать УУД обучающихся через проектную деятельность
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом.
Изучив программу формирования УУД, мы стараемся организовать учебно-воспитательный процесс с ориентировкой на деятельностный подход к обучению. «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю», этими словами Конфуция можно кратко и ёмко охарактеризовать деятельностную педагогику.
Что же такое "проект"? В дидактическом аспекте - это план, замысел. Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.
Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность обучающихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что обучающийся сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность обучающихся и учителя. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Работа над проектом - дело творческое.
Универсальные Учебные Действия:
Личностные универсальные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные универсальные действия дают обучающимся организовать их учебную деятельность.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, возможно, проследить при организации проектной деятельности на уроке окружающего мира или во внеурочной деятельности по содержанию курса.
2.2. Основные этапы работы над проектом и формируемые УУД.
1. Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач.
Регулятивные действия – целеполагание.
Познавательные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
2. Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта.
Регулятивные действия – планирование и прогнозирование.
Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
3.Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа обучащихся. Оформление полученных результатов.
Регулятивные действия - саморегуляция и оценка, контроль и коррекция.
Познавательные действия - структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование.
Коммуникативные действия – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
4. Презентация результатов.
Познавательные действия – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Коммуникативные действия – владение монологической и диалогической формами речи.
Роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий:
Виды проектов |
УУД |
Результативность деятельности |
Творческие |
Регулятивные метапредметные |
– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, – работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом, – понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.
|
Информационные |
Познавательные |
– предполагать, какая информация нужна, – отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, – сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников: словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков, сети Интернет.
|
Коллективные |
Коммуникативные |
– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.), – предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений, – оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ, – при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.
|
Культурно-исторической тематики |
Личностные |
формирование самоопределения обучающихся как граждан России.
|
Процесс работы над проектом и формируемые универсальные учебные действия представлены в таблице.
2.3. Развитие УУД в процессе проектной деятельности
Этапы проекта |
Роль учителя |
Роль ученика |
Формируемые УУД |
Замысел |
Организатор |
Участник |
В сфере личностных УУД - обучащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. В сфере регулятивных УУД - обучащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия. В сфере познавательных УУД - обучащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования. В сфере коммуникативных УУД - обучащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли. |
Деятельностный этап |
Консультант |
Творец |
В сфере личностных УУД - формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи. В сфере регулятивных УУД - формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. В сфере познавательных УУД — умение сравнивать данные, находить отличия. В сфере коммуникативных УУД — учиться договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей. |
Представление работы |
Координатор |
Актер |
В сфере личностных УУД - самоопределение, действия нравственно-этического характера. В сфере регулятивных УУД - обучащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата. В сфере познавательных УУД - обучащиеся учатся строить сообщения в устной форме. В сфере коммуникативных УУД — обучащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
3. Результативность.
3.1. Преимущества применения проектного метода.
1. Работа над проектами стимулирует познавательную внутреннюю мотивацию и способствует повышению интереса к предметам. Это подтверждается следующими фактами:
- уроки стали проходить более оживленно, обучащиеся с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап - презентацию;
- прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований, привлекают и делают проекты лично значимыми для обучащихся;
- у обучающихся появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы.
2. Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям обучащихся. Наибольший эффект для развития личностных качеств она имеет у трех категорий обучающихся.
Первая группа - это проблемные обучащиеся, которые учатся без интереса и с трудом. В школе они не столько учатся, сколько просто вынужденно проводят время. Заинтересовавшись какой-то проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, они часто повышают самооценку, приобретают уверенность в своих силах. Пусть проект выполнен неблестяще, но для таких обучающихся это огромный личный скачок, конкретное индивидуальное продвижение и успех.
Вторая группа - это те, которые чего-то добиваются за счет трудолюбия и старательного, пошагового организованного получения знаний, под руководством учителя. Они не в состоянии приобретать системное знание, их нужно направить, поддержать, помочь. Выполняя проекты, обучающиеся в группе отводят им роль «исполнителя» - сбор информации, набор текста на компьютере, оформление результатов. Но это тоже своеобразный результат их работы.
Третья группа - это одаренные, очень успешные обучающиеся, работа с которыми для педагога является совместным творчеством. Как правило, таким студентам требуется помощь только в виде консультирования.
3. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала обучащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей.
3.2. Обучающиеся о проектной деятельности.
Так, на вопрос: «Для чего обучающиеся участвуют в проектной деятельности?» были получены следующие ответы:
«Я участвую в проектной деятельности потому, что...»
1 - возможность раскрыть свои способности, подняться в глазах своих товарищей на более высокий уровень; 2- узнать что-то новое, интересное;
3 - пообщаться со сверстниками;
4 - другое.
«При выполнении проекта самым трудным оказалось ...»
1- распределить обязанности между участниками проекта;
2 - подготовить проект к защите и презентации;
3 - защитить и презентовать свой проект;
4 - отобрать необходимую информацию;
5 - спланировать работу над проектом;
6 - проанализировать собственные действия;
7 - другое.
«Чему научились в проектной деятельности?»
1 - презентовать результаты своей работы;
2 - формулировать и достигать цели;
3 - выбирать проблему для исследования;
4 - работать в команде;
5 - самостоятельно выполнять проект;
6- нести ответственность за совместную работу;
7 - другое.
4. У обучащихся, выполняющих проекты, сформированы проектные умения работать в автономном режиме:
- самостоятельно выявлять проблемы;
- самостоятельно ставить цели и задачи исследовательского типа;
- конкретизировать тему проекта;
- планировать самостоятельную работу;
- выбирать рациональные и оптимальные способы достижении цели;
- формулировать выводы, оценивать результаты свое деятельности, рефлексировать.
Умения коммуникативного характера:
- организовывать внутригрупповое сотрудничество и деловое общение;
- согласовывать план совместных действий;
- совместно вырабатывать решения;
- публично выступать, презентовать результаты совместной работы, дискутировать;
- разрешать демократическим путем конфликтные ситуации т.д.
5. Повышается уровень активности обучающихся и качеств знаний в предметных областях.
6. Работа в качестве учителя - координатора проектов важна и полезна. Умение пользоваться методом проектов – показатель совершенствования и развития учителя.
Таким образом, как показывает практика, учебно-проектная деятельность помогает мне формировать новый тип обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.
3.3. Проблемы развития и использования метода проектов.
Но у каждой медали есть и обратная сторона. Есть такая сторона и в моей работе, есть проблемы:
- работа над проектом - объемная, кропотливая. Это поиск информации, чтение научной литературы, написание рефератов, выполнение исследования. Возникает опасность перегрузки обучащихся. Поэтому стараюсь избегать больших временных затрат, проекты на уроках провожу нечасто, не «давлю» на обучащегося, строю отношения сотрудничества;
- иногда учащиеся с желанием, интересом начинают работу, но постепенно, столкнувшись с трудностями, бросают проект. Поэтому стараюсь анализировать причины неудач;
- недостаточное владение компьютерной грамотностью;
- недостаточно используются возможности современных компьютерных технологий в проектной деятельности;
- самым сложным для меня является выполнение роли независимого консультанта, очень трудно удержаться от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда». Однако необходимо помнить, что проекты должны выполняться обучающимися самостоятельно.
Однако, несмотря на трудности, есть над, чем работать в перспективе.
3.4. Перспективы развития и использования опыта.
Однако, несмотря на трудности, есть над чем работать в перспективе.
• увеличение доли проектов исследовательского характера;
•дальнейшее использование возможностей современных информационных технологий для создания проектов;
• участие в телекоммуникационных проектах и их организация;
• руководство сильных обучающихся, с развитыми проектными умениями, работой над проектами более слабых сверстников;
• проведение семинаров-практикумов по организации проектной деятельности для педагогов города, обмен опытом работы;
• участие в организации и проведении городского конкурса учебных проектов;
• разработка элективных курсов, уроков, семинаров предметного и межпредметного содержания для профильного обучения;
• участие в конкурсах инновационных проектов;
• проведение проектного дня на природе.
Данный опыт проектной деятельности на уроках географии и во внеклассной работе, который указывает на несомненные преимущества применения метода проектов, может быть использован в практике работы учителей географии города и учителей-предметников.
4. Заключение
...Итак, понятие «проект» снова актуально для российской педагогики. И еще не осмыслено до конца. Но уже ясно: проект многогранен. Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем! Подведем некоторые итоги: что же такое проект?
Проект — это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Проект — это форма организации учебного процесса. Полноценный проект «не вписывается» в уроки. Природа проекта и природа урока принципиально различны. Проектная деятельность снова может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее школы — в балансе альтернатив.
Проект — это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Философия, далекая от формирования теоретической образованности. Она была отторгнута советской школой, славной своими знаниями. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.
Школа будущего — школа проектов?
Да! Она поможет реализовать стандарты нового поколения. Поможет выпускнику адаптироваться в жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
Литература:
1) Байбородова Л.В., Матвеев А.В. Обучение географии в средней школе. ООО Гуманитарный издательский центр «Владос», 2009
2) Болотникова Н.В. Интегрированные уроки в школе. География 6-10 классы. Волгоград, 2004
3) Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. -М., 2000
4) Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Издательство «КАРО», -Санкт-Петербург, 2006
5) Зверева И.В. Организация учебно – исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении. Издательский торговый дом «Корифей», Волгоград, 2007
6) Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. -М., «АРКТИ»,2005
7) Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., «АРКТИ»,2005
8) Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. М.,«АРКТИ», 2007
9) Татьянкин Б.А. и др. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе. - М. ООО «5 за знания»,2007
10) Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательство «КОРИФЕЙ», Волгоград, 2007
11) Яковлева Н.В. Проектная деятельность учащихся 9-11 классов. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008
Анкета для обучающихся.
Нам нужно узнать? Твое мнение о проектной неделе. Заполни, пожалуйста, анкету, закончив следующие предложения.
1. Я готовлю проект по предмету ____________ потому, что _____________________________________________________________
2. По-моему, проектная неделя нужна для _________________________
3. Во время подготовки к проектной неделе я _____________________
4. Мне кажется, что в подготовке проекта самое трудное _____________________________________________________________
5. Я участвую в проекте потому, что ______________________________
6. Самое важное, чтобы на проектной неделе я ____________________
7. Если бы можно было _________________________________________
8. Если хочешь, назови свое имя, класс ___________________________
Благодарим за сотрудничество.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.