Проектно-исследовательская работа "Удмуртия - второй дом"
Оценка 4.8

Проектно-исследовательская работа "Удмуртия - второй дом"

Оценка 4.8
docx
28.04.2020
Проектно-исследовательская работа "Удмуртия - второй дом"
Проект Удмуртия-вторая родина.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная школа № 5

города Глазова Удмуртской Республики»

 

 

 

Проект:

«Удмуртиявторая родина»

В Белоруссии предлагают запретить георгиевскую ленту — Новости ...

 

Выполнили:

обучающиеся 10 класса

Руководитель:

 Чернявская Людмила Викторовна

 

 

2019 год

 

 

 

 

Глава 1. Великая Победа

На протяжении десятилетий День Победы 9 Мая оставался самым душевным праздником страны. Никакие другие праздники не могут с ним сравниться.

История учит помнить прошлое, чтобы выбрать правильную дорогу в настоящем и будущем.

Булдаков Михаил зачитывает стихотворение Василия Фетисова «Памятник славы»:

На поляне, от лагеря близко,

Где багульник все лето цветет,

На дорогу глядит с обелиска

Пехотинец, матрос и пилот.

Отпечаток счастливого детства

Сохранился на лицах солдат,

Но уже никуда им не деться

От военной суровости дат.

"Вот в таком же зеленом июне, –

Нам сказал пожилой старшина, –

Забрала их, веселых и юных,

И домой не вернула война.

На рассвете, прижав автоматы,

Шли солдаты на штурм высоты..."

Нестареющим нашим вожатым

Мы к ногам положили цветы.

Внезапно начавшаяся Великая Отечественная война застала многих детей во время летнего отдыха в пионерских лагерях, санаториях, на дачах. С первых ее дней правительству страны и руководителям на местах срочно пришлось заниматься вопросами эвакуации детей из фронтовой полосы и прифронтовых районов вглубь страны, в том числе в Удмуртскую Республику. (Слайд 2)

 

За годы Великой Отечественной войны на территорию Удмуртской Республики в порядке эвакуации прибыли дети из Мурманской, Калининградской, Курской, Смоленской, Ярославской областей, Белоруссии, Литвы, городов Москвы и Ленинграда. Они эвакуировались индивидуально или коллективно. К 1942 году для 2 339 эвакуированных в Удмуртской Республике были специально организованы 19 детских домов и интернатов. (Слайд 3.)

Постановление об обслуживании детей, эвакуированных из других союзных республик и областей от 26 сентября 1941 года.  (Слайд 4.)

Историей счастливого спасения можно назвать судьбу воспитанников литовского пионерского лагеря курорта Друскининкае. (Слайд 5.) Сюда в 1941 году на отдых приехали дети из ближайших населенных пунктов Литвы, Эстонии, Западной Белоруссии. В воскресенье 22 июня здесь услышали гул самолетов. И директор лагеря Самуил Певзнер принял решение лагерь экстренно эвакуировать. (Слайд 6.)

Читает Лебедев Иван

 «В тот воскресный вечер я был в пионерском лагере в Друскининкае. Еще вчера шла подготовка к торжественному открытию пионерлагеря. Приехали гости из Белостока и привезли много подарков. Все предвещало большое веселье, пионерский праздник и яркий солнечный день. В пятом часу утра меня разбудил необычный шум. Я вышел на улицу и, не веря своим глазам, смотрел на небо. Сотни тяжелых самолетов со свастикой летели на восток. Этих страшных чудовищ было так много, что временами небо казалось черным…» (Слайды 7,8.)

Вечером 22 июня эшелон с детьми двинулся в сторону города Гродно, однако мост через реку Неман был взорван немцами. Взрослые пассажиры начали требовать вернуться обратно, но Певзнер убедил машиниста вести состав в сторону Вильнюса, тем самым вновь спасая эвакуированных.

Уже на ближайшей станцией эшелон подвергся обстрелу с пикирующих самолетов. Такие атаки на поезд продолжались и далее. В Минске директор лагеря был контужен и ранен, ни один ребенок к счастью не пострадал. Ехали в неизвестность. …» (Слайды 9,10.)

Лишь на десятые сутки пути на станции Канаш дети, среди которых, были русские и литовцы, поляки и белорусы, евреи и украинцы смогли впервые организованно умыться. Здесь же эвакуированные узнали о том, что их поезд следует до Сарапула. …» (Слайд 11.)

Читает Алиева Алсу.

«И вот мы на удмуртской земле. Не верится, что можно спокойно спать на чистых простынях, и ничто тебе не угрожает. Как родных приняла нас Удмуртия. Уютный дом отдыха в Сарапуле отдали нам, детям. Трехразовое питание, медицинское обслуживание, забота о нашем досуге. Казалось, что война скоро кончится...» (Слайд 12.)

Детский дом в Сарапуле организовали в летнем доме отдыха «Учитель». Первого сентября здесь начали новый учебный год. Для литовских ребят были созданы классы на родном языке, а учителями в них стали студенты Вильнюсского университета, прибывшие «детским эшелоном». (Слайд 13.)

Читает Аветисянц Елизавета.

 «Ирония судьбы! Кто бы мог подумать, что я окажусь так далеко от дома, в глухом удмуртском городке? Что стану воспитанницей детского дома, членом незнакомого коллектива, что стану жить совсем одна на чужбине? На чужбине. Какое страшное слово!» (Слайд 14.)

  В дальнейшем из-за неприспособленности дома отдыха к работе зимой детей пришлось разделить: 193 воспитанника Белостокского лагеря переехали на жительство в село Каракулино, а литовский лагерь – 188 человек, обосновался в Шаркане и позднее был переведен в село Дебесы. (Слайд 15.)

Дети тяжело переносили суровую зиму. В результате недостаточного количества витаминов в питании болели цингой, но быстро принятые меры врачебной помощи и завозка лука помогли ликвидировать заболевания.

 

 

 Читает Богданова Вероника.

«Мы имеем свое подсобное хозяйство: огород, коров. Я пасу коров, свиней. Свиней мы называем Гитлер, Геббельс. 21 января 1944 г. С Новым годом, с новым счастьем! Ждем гостей из Москвы. Готовимся к вечеру. 26 марта. С утра – сбор дружины. Я бегала к своим пионерам. Сбор прошел хорошо. После обеда рисовала газету, даже рука заболела. После ужина читала свою любимую «Педагогическую поэму» (Слайд 16.)

Все пять лет эвакуации в Удмуртии Певзнер оставался с детьми в должности директора детского дома села Каракулино. Он не только обеспечивал снабжение и питание детей, но и следил за их развитием: организовывал учебные будни и интересный досуг. (Слайды 17-22.)

 Ребята с воспитателями работали на полях копали картошку, собирали колоски ржи, работали на колхозных огородах.  Заработанные деньги отправляли на фронт. (Благодарственное письмо И. Сталина воспитанникам детского дома за деньги, переданные на строительство танковой колонны).

В то время как вывезенные Певзнером дети нашли приют в Удмуртии, их родной Белосток 27 июня был захвачен нацистами. Почти 50 тысяч белостокских евреев оказались в гетто, откуда их впоследствии депортировали в лагеря смерти. К моменту освобождения города советскими войсками в гетто их встретили всего 1 085 выживших евреев. И когда после окончания войны 140 детей из приюта вернулись в Польшу, лишь четверо из них смогли воссоединиться со своими выжившими родителями. Родители остальных погибли…(Слайд 24.)

После войны часть детей вернулась на Родину. Те же, кто потерял всех близких, остались в Удмуртии. Самуил Певзнер обосновался в Ижевске, столице республики, и некоторое время спустя женился на спасенной им девушке из детского дома. Он продолжил свою педагогическую карьеру и старался поддерживать контакты с воспитанниками. (Слайд 15.)

Несколько раз после войны воспитанники встречались в Удмуртии. Вспоминали о прошлом.

Читает Лебедев Иван.

«После двадцатидвухлетнего перерыва мы едем в Дебесы. Любуемся прекрасной природой, красотой берегов – вот какая наша вторая родина. Мы здесь были не приемышами, нет! Мы были настоящими ее детьми. А теперь мы здесь в гостях. И она, наша вторая родина, встречает нас, как мать встречает своих любимых детей – весь народ вышел нам навстречу. В нашу честь сорваны самые благоухающие цветы, выстроены самые красивые дети – пионеры, и рядом с флагом Удмуртии поднят и литовский флаг. Мы идем по дорожкам, протоптанным нашими босыми ногами, и каждое дерево, каждый дом, каждый уголок нам знакомы и бесконечно дороги. Здесь, в Дебесах, мы поняли, что только правда, красота и добро побеждают в жизни, и за это мы благодарны нашим бывшим учителям и воспитателям. Мы благодарны простому и искреннему удмуртскому народу!»

В 1991 году Самуил Маркович, несмотря на пожилой возраст, а было ему уже за 80 лет, сумел организовать встречу в селе Каракулино бывших воспитанников Каракулинского детского дома, живущих ныне в разных странах – Израиле, Польше и провести праздник 50-летия детского дома. (Слайд 26.)

Заключение.

 Необходимо, чтобы каждый человек знал историю своей Родины, помнил тех, кто отдал жизнь за наше светлое будущее. (Слайд 27.)

Прошли годы…

Сегодня дети войны стали нашими дедушками и бабушками, и их память цепко хранит события военных лет. Государство по достоинству оценило труд детей в годы войны, наградив их медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.». Им же будет в двойне приятно, если мы, сегодняшнее поколение, будем интересоваться их жизнью сейчас и в те далекие страшные годы, будем рассказывать о ней другим.

 Что может быть страшнее смерти ребенка? Дети на войне… Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, кто попали в войну, расстались с детством навечно.

В лагерях смерти детей заставляли выполнять непосильную работу, производили над ними медицинские опыты. Когда крематории не справлялись с людским потоком, то немцы бросали живых детей в раскаленные печи.

Фонограмма «Бухенвальдский набат»

Обучающийся 1:

По рассказам и книжкам я знаю войну,

Что сиротами сделала многих детей.

Что заставила плакать седых матерей.

По рассказам и книжкам я знаю войну.

Обучающийся 2:

 По рассказам и книжкам я вижу войну.

Вижу стены, разорванный бомбами дом.

Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.

По рассказам и книжкам я вижу войну.

Обучающийся 3:

По рассказам и книжкам я слышу войну

Слышу грохот орудий и раненых крик.

Слышу вздох партизан, затихших на миг.

По рассказам и книжкам я слышу войну.

Обучающийся 4:

Я не знаю войны, да зачем она мне?

Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.

Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде

Знали б лишь о прошедшей войне.

Да будет светлой жизнь детей!

Как светлый мир в глазах, открытых!

О, не разрушь и не убей-

Земле достаточно убитых!

Вечный огонь.

Минута молчания…

Фонограмма «Метронома»

Склонитесь, и молод, и стар.

В честь тех, кто за счастье,

Кто жизнь ради жизни отдал.

Если бы захотели почтить минутой молчания каждого погибшего на войне, то человечеству пришлось бы замолчать на 25 лет.

Мария Ухитилова автор мемориала Детям – жертвам войны в Лидице, Чехии, увековечила память погибших детей. В мемориале 40 мальчиков и 42 девочки разных возрастов. (Слайд 28.)

Читает Булдаков Михаил.


Дети войны-

И веет холодом,

Дети войны-

И пахнет голодом.

Дети войны-

И дыбом волосы-

На челках детских

Седые полосы.

Земля омыта

Слезами детскими

Детьми советскими

И не советскими.

Их кровь алеет

На плацах маками,

Трава поникла-

Где дети плакали. -

Дети войны-

И боль отчаянна!

О, сколько надо им

Минут молчания.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть,

Она, как сила, нам нужна…(Ю,Воронов)

 


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа № 5 города

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа № 5 города

Глава 1. Великая Победа На протяжении десятилетий

Глава 1. Великая Победа На протяжении десятилетий

Удмуртскую Республику. (Слайд 2)

Удмуртскую Республику. (Слайд 2)

Певзнер убедил машиниста вести состав в сторону

Певзнер убедил машиниста вести состав в сторону

Дети тяжело переносили суровую зиму

Дети тяжело переносили суровую зиму

Он продолжил свою педагогическую карьеру и старался поддерживать контакты с воспитанниками

Он продолжил свою педагогическую карьеру и старался поддерживать контакты с воспитанниками

Что может быть страшнее смерти ребенка?

Что может быть страшнее смерти ребенка?

Как светлый мир в глазах, открытых!

Как светлый мир в глазах, открытых!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2020