Право – одна из областей обществоведческого знания, наиболее широко представленная в ЕГЭ. Преподавание «Права» как самостоятельного отдельного предмета в классах социально-экономического профиля в течение 2 лет (10–11 классы) позволяет выпускникам школы значительно расширить объём знаний по вопросам правового характера, имеющихся в заданиях ЕГЭ.
Но для выполнения заданий ЕГЭ по обществознанию недостаточно только комплекса обществоведческих знаний. Хороший результат ЕГЭ может быть обеспечен только за счёт формирования компетенций – комплекса, связывающего воедино знания, умения и действия, т.е. способность мобилизовать умения в конкретной ситуации. Это требуется как при выполнении задач-заданий, при выполнении теоретических заданий, а также при написании эссе. Компетентностный подход признан ведущим в построении гражданского образования.
Проектноисследовательская деятельность как способ реализации и
формирования гражданской позиции
Право – одна из областей обществоведческого знания, наиболее широко представленная в ЕГЭ. Преподавание «Права» как
самостоятельного отдельного предмета в классах социальноэкономического профиля в течение 2 лет (10–11 классы)
позволяет выпускникам школы значительно расширить объём знаний по вопросам правового характера, имеющихся в
заданиях ЕГЭ.
Но для выполнения заданий ЕГЭ по обществознанию недостаточно только комплекса обществоведческих знаний. Хороший
результат ЕГЭ может быть обеспечен только за счёт формирования компетенций – комплекса, связывающего воедино
знания, умения и действия, т.е. способность мобилизовать умения в конкретной ситуации. Это требуется как при
выполнении задачзаданий, при выполнении теоретических заданий, а также при написании эссе. Компетентностный
подход признан ведущим в построении гражданского образования.
Гражданская компетентность – это способность действовать в реальных ситуациях общественной жизни, включающая в
себя исследовательскую компетентность, компетентность социального выбора, компетентность социального действия,
коммуникативную компетентность и учебную компетентность. Гражданская компетентность способствует формированию
активной гражданской позиции личности, способной брать на себя ответственность, участвующей в совместном принятии
решений, регулирующей конфликты не насильственным путём. Необходимым условием формирования компетенций
является наличие личного опыта человека по решению проблем того или иного вида. Этому способствует активное
вовлечение учащихся в образовательный процесс через использование интерактивных методов обучения, к которым
относится и проектная деятельность учеников.
Как отмечает Н.Ю. Пахомова в пособии для учителей и студентов педагогических вузов «Метод учебного проекта в
образовательном учреждении», проектная деятельность «…позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и
навыки, а именно учить:
– проблематизации (рассмотрению проблемного поля, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи,
вытекающей из этой проблемы);
– целеполаганию и планированию деятельности;
– самоанализу и рефлексии;
– презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;
– умению готовить материал для проведения презентаций в наглядной форме, используя для этого специально
подготовленный продукт проектирования;
– поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
– практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
– выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
– проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению)».
Поэтому важным этапом проектной деятельности является вводный этап, на котором формулируется проблема,
определяются цели и задачи, организуются группы, планируется деятельность по решению задач, оговаривается продукт
деятельности и форма презентации результатов деятельности.
Поскольку, как отмечают А.Ю. Лазебникова и О.А. Котова в «Тематическом планировании уроков подготовки к
экзамену» (издво «Экзамен», М, 2005), проблемной содержательной единицей, проверяемой в рамках ЕГЭ, является тема
«Правоохранительные органы», я называю учащимся данную тему как проблемную для экзаменующихся. На этом же
занятии я провожу мозговой штурм, позволяющий ответить на вопрос, почему задания, связанные с характеристикой
работы правоохранительных органов, вызывают затруднения. Ученики называют среди них кажущуюся общеизвестность,
приводящую к поверхностному отношению к теме, также отмечают отсутствие данной информации в учебнике Никитина
А.Ф. «Правоведение 10–11 кл.», по которому работают учащиеся. Отмечают и недостаточную востребованность
информации в конкретных жизненных ситуациях, которые чаще касаются дееспособного взрослого населения;
профориентационная работа тоже даёт лишь поверхностную характеристику профессий юридического профиля.
Отвечая на вопрос «Что делать?», мы определяем цель проекта – собрать и систематизировать материал об особенностях
правоохранительной деятельности представителей юридических профессий (судья, адвокат, следователь, прокурор,
нотариус, судебный пристав) в виде учебного пособия для учащихся старшей школы, который можно использовать и для
подготовки к ЕГЭ, и для проведения профориентационной работы.
Напомнив учащимся, что задача проекта – это организация и проведение определённой работы для поиска способов
решения проблемы, я предлагаю им сформулировать задачи проекта. Среди задач учащиеся определили:– поиск и обработку теоретической информации о специфике той или иной юридической профессии;
– встречу с представителями профессий, выявление психологических особенностей их деятельности, социального статуса;
– изучение общественного мнения по оценке продуктивности их деятельности.
На вводном занятии оговаривается и продукт деятельности – оформление информационного материала в виде реферата,
включающего и процессуальное описание проекта. Форму презентации учащиеся определяют самостоятельно, но
обязательным условием является приглашение представителя той или иной профессии.
Сформировав группы по интересам, учащиеся включаются в поисковоисполнительский этап. В связи с тем, что ученики
уже имеют навыки исследовательской работы, роли в группе они распределяют самостоятельно исходя из своих желаний,
умений, навыков и возможностей. Ребята самостоятельно планируют работу, но учителю важно отслеживать её и
направлять в нужное русло. С этой целью провожу консультации по графику и по необходимости учащихся. Если
возникают проблемы с исследованием, предлагаю составить следующую таблицу:
Какую информацию надо
найти, как будет оформлен
результат?
Кто будет этим
заниматься и какова
его роль?
Что для этого нужно сделать (что
подготовить, какие ресурсы найти,
куда пойти и т. д.)?
Когда это
можно
сделать?
В графе «Что делать?» могут быть следующие действия:
– составить анкету;
– выбрать респондентов, тех, кого нужно опросить;
– выбрать время и место опроса, заготовить первые фразы для разговора;
– провести опрос;
– обработать данные;
– написать отчёт, составить графики.
На обобщающем этапе важно научить учащихся отстаивать свою позицию по защите результатов выполненной работы и
совместном оформлении продукта проектной деятельности. Предлагаю учащимся использовать уже известную им ПОПС
формулу, которую придумал профессор права Дэйвид МаккойдМэйсон из ЮАР, а перевёл на русский язык Аркадий
Гутников – вицепрезидент Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование».
П – позиция (в чём заключается ваша точка зрения ) – я считаю, что …
О – обоснование (на чём вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) – …потому, что…
П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) – …например…
С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции)
– …поэтому…
Анализируя, отбирая и оформляя собранный материал, ученики вновь обращаются к социальному опыту, своему и своих
товарищей, вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, преодолевают конфликты,
находят общие точки соприкосновения, учатся находить компромисс.
Итогом деятельности обобщающего этапа является отредактированная информационная часть проекта, его
процессуальное описание и план презентации продукта деятельности. Конечный продукт учащиеся представляют в виде
письменного отчёта и доклада в электронном виде.
Заключительный этап включает в себя презентацию, в ходе которой учащиеся демонстрируют, как они поняли проблему,
цели и задачи проектной деятельности, как сумели спланировать и осуществить её, распределив роли при создании
продукта – доклада и наглядного пособия в виде буклета.
Приглашение на урокпрезентацию специалистов: следователя, прокурора, адвоката, судьи, нотариуса, судебного пристава
– даёт возможность каждому ученику удовлетворить свой индивидуальный запрос и задуматься над вопросами
нравственности и общего блага местного сообщества, России и всех людей. На данном этапе необходимо подвести итоги
деятельности и оценить работу участников проекта.
Рефлексия – осознание того, что было сделано, достигнута ли поставленная цель, что нового узнали, каким навыкам
научились, как это может пригодиться в дальнейшей учебной деятельности и жизни.
Оценка проекта складывается из суммы среднеарифметической величины коллективной оценки класса, самооценки
рабочей группы, оценки преподавателя и оценки приглашённого специалиста той или иной профессии
правоохранительных органов.
Лучшие проекты учащиеся представляют на общешкольную научную конференцию, куда приглашаются учащиеся и
преподаватели других школ города, района, районовучастников региональной проектной площадки.Возможности и условия применения опыта:
использование опыта педагогами, начинающими изучать и применять метод учебного проекта;
использование продукта данного проекта учителями обществознания при изучении блока правовых вопросов и
при подготовке учащихся к ЕГЭ;
использование продукта данного проекта в качестве информации при проведении классных часов, связанных с
профориентацией учащихся общеобразовательных и профильных классов.
Перспектива развития:
– вовлечение учащихся в разработку социальных проектов;
– участие в конкурсах разных уровней.