Проектно-исследовательская деятельность как способ реализации и формирования гражданской позиции

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Право – одна из областей обществоведческого знания, наиболее широко представленная в ЕГЭ. Преподавание «Права» как самостоятельного отдельного предмета в классах социально-экономического профиля в течение 2 лет (10–11 классы) позволяет выпускникам школы значительно расширить объём знаний по вопросам правового характера, имеющихся в заданиях ЕГЭ. Но для выполнения заданий ЕГЭ по обществознанию недостаточно только комплекса обществоведческих знаний. Хороший результат ЕГЭ может быть обеспечен только за счёт формирования компетенций – комплекса, связывающего воедино знания, умения и действия, т.е. способность мобилизовать умения в конкретной ситуации. Это требуется как при выполнении задач-заданий, при выполнении теоретических заданий, а также при написании эссе. Компетентностный подход признан ведущим в построении гражданского образования.
Иконка файла материала Проектно-исследовательская деятельность.doc
Проектно­исследовательская деятельность как способ реализации и формирования гражданской позиции Право – одна из областей обществоведческого знания, наиболее широко представленная в ЕГЭ. Преподавание «Права» как самостоятельного отдельного предмета в классах социально­экономического профиля в течение 2 лет (10–11 классы)  позволяет выпускникам школы значительно расширить объём знаний по вопросам правового характера, имеющихся в  заданиях ЕГЭ. Но для выполнения заданий ЕГЭ по обществознанию недостаточно только комплекса обществоведческих знаний. Хороший результат ЕГЭ может быть обеспечен только за счёт формирования компетенций – комплекса, связывающего воедино  знания, умения и действия, т.е. способность мобилизовать умения в конкретной ситуации. Это требуется как при  выполнении задач­заданий, при выполнении теоретических заданий, а также при написании эссе. Компетентностный  подход признан ведущим в построении гражданского образования. Гражданская компетентность – это способность действовать в реальных ситуациях общественной жизни, включающая в  себя исследовательскую компетентность, компетентность социального выбора, компетентность социального действия,  коммуникативную компетентность и учебную компетентность. Гражданская компетентность способствует формированию  активной гражданской позиции личности, способной брать на себя ответственность, участвующей в совместном принятии  решений, регулирующей конфликты не насильственным путём. Необходимым условием формирования компетенций  является наличие личного опыта человека по решению проблем того или иного вида. Этому способствует активное  вовлечение учащихся в образовательный процесс через использование интерактивных методов обучения, к которым  относится и проектная деятельность учеников. Как отмечает Н.Ю. Пахомова в пособии для учителей и студентов педагогических вузов «Метод учебного проекта в  образовательном учреждении», проектная деятельность «…позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и  навыки, а именно учить: – проблематизации (рассмотрению проблемного поля, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи,  вытекающей из этой проблемы); – целеполаганию и планированию деятельности; – самоанализу и рефлексии; – презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов; – умению готовить материал для проведения презентаций в наглядной форме, используя для этого специально  подготовленный продукт проектирования; – поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля; – практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях; – выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования; – проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению)». Поэтому важным этапом проектной деятельности является вводный этап, на котором формулируется проблема,  определяются цели и задачи, организуются группы, планируется деятельность по решению задач, оговаривается продукт  деятельности и форма презентации результатов деятельности. Поскольку, как отмечают А.Ю. Лазебникова и О.А. Котова в «Тематическом планировании уроков подготовки к  экзамену» (изд­во «Экзамен», М, 2005), проблемной содержательной единицей, проверяемой в рамках ЕГЭ, является тема  «Правоохранительные органы», я называю учащимся данную тему как проблемную для экзаменующихся. На этом же  занятии я провожу мозговой штурм, позволяющий ответить на вопрос, почему задания, связанные с характеристикой  работы правоохранительных органов, вызывают затруднения. Ученики называют среди них кажущуюся общеизвестность,  приводящую к поверхностному отношению к теме, также отмечают отсутствие данной информации в учебнике Никитина  А.Ф. «Правоведение 10–11 кл.», по которому работают учащиеся. Отмечают и недостаточную востребованность  информации в конкретных жизненных ситуациях, которые чаще касаются дееспособного взрослого населения;  профориентационная работа тоже даёт лишь поверхностную характеристику профессий юридического профиля. Отвечая на вопрос «Что делать?», мы определяем цель проекта – собрать и систематизировать материал об особенностях  правоохранительной деятельности представителей юридических профессий (судья, адвокат, следователь, прокурор,  нотариус, судебный пристав) в виде учебного пособия для учащихся старшей школы, который можно использовать и для  подготовки к ЕГЭ, и для проведения профориентационной работы. Напомнив учащимся, что задача проекта – это организация и проведение определённой работы для поиска способов  решения проблемы, я предлагаю им сформулировать задачи проекта. Среди задач учащиеся определили:– поиск и обработку теоретической информации о специфике той или иной юридической профессии; – встречу с представителями профессий, выявление психологических особенностей их деятельности, социального статуса; – изучение общественного мнения по оценке продуктивности их деятельности. На вводном занятии оговаривается и продукт деятельности – оформление информационного материала в виде реферата,  включающего и процессуальное описание проекта. Форму презентации учащиеся определяют самостоятельно, но  обязательным условием является приглашение представителя той или иной профессии. Сформировав группы по интересам, учащиеся включаются в поисково­исполнительский этап. В связи с тем, что ученики  уже имеют навыки исследовательской работы, роли в группе они распределяют самостоятельно исходя из своих желаний,  умений, навыков и возможностей. Ребята самостоятельно планируют работу, но учителю важно отслеживать её и  направлять в нужное русло. С этой целью провожу консультации по графику и по необходимости учащихся. Если  возникают проблемы с исследованием, предлагаю составить следующую таблицу: Какую информацию надо  найти, как будет оформлен  результат? Кто будет этим  заниматься и какова  его роль? Что для этого нужно сделать (что  подготовить, какие ресурсы найти,  куда пойти и т. д.)? Когда это  можно  сделать?           В графе «Что делать?» могут быть следующие действия: – составить анкету; – выбрать респондентов, тех, кого нужно опросить; – выбрать время и место опроса, заготовить первые фразы для разговора; – провести опрос; – обработать данные; – написать отчёт, составить графики. На обобщающем этапе важно научить учащихся отстаивать свою позицию по защите результатов выполненной работы и  совместном оформлении продукта проектной деятельности. Предлагаю учащимся использовать уже известную им ПОПС­ формулу, которую придумал профессор права Дэйвид Маккойд­Мэйсон из ЮАР, а перевёл на русский язык Аркадий  Гутников – вице­президент Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование». П – позиция (в чём заключается ваша точка зрения ) – я считаю, что … О – обоснование (на чём вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) – …потому, что… П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) – …например… С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) – …поэтому… Анализируя, отбирая и оформляя собранный материал, ученики вновь обращаются к социальному опыту, своему и своих  товарищей, вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, преодолевают конфликты,  находят общие точки соприкосновения, учатся находить компромисс. Итогом деятельности обобщающего этапа является отредактированная информационная часть проекта, его  процессуальное описание и план презентации продукта деятельности. Конечный продукт учащиеся представляют в виде  письменного отчёта и доклада в электронном виде. Заключительный этап включает в себя презентацию, в ходе которой учащиеся демонстрируют, как они поняли проблему,  цели и задачи проектной деятельности, как сумели спланировать и осуществить её, распределив роли при создании  продукта – доклада и наглядного пособия в виде буклета. Приглашение на урок­презентацию специалистов: следователя, прокурора, адвоката, судьи, нотариуса, судебного пристава – даёт возможность каждому ученику удовлетворить свой индивидуальный запрос и задуматься над вопросами  нравственности и общего блага местного сообщества, России и всех людей. На данном этапе необходимо подвести итоги  деятельности и оценить работу участников проекта. Рефлексия – осознание того, что было сделано, достигнута ли поставленная цель, что нового узнали, каким навыкам  научились, как это может пригодиться в дальнейшей учебной деятельности и жизни. Оценка проекта складывается из суммы среднеарифметической величины коллективной оценки класса, самооценки  рабочей группы, оценки преподавателя и оценки приглашённого специалиста той или иной профессии  правоохранительных органов. Лучшие проекты учащиеся представляют на общешкольную научную конференцию, куда приглашаются учащиеся и  преподаватели других школ города, района, районов­участников региональной проектной площадки.Возможности и условия применения опыта:    использование опыта педагогами, начинающими изучать и применять метод учебного проекта; использование продукта данного проекта учителями обществознания при изучении блока правовых вопросов и  при подготовке учащихся к ЕГЭ; использование продукта данного проекта в качестве информации при проведении классных часов, связанных с  профориентацией учащихся общеобразовательных и профильных классов. Перспектива развития: – вовлечение учащихся в разработку социальных проектов; – участие в конкурсах разных уровней.