Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках системы Л.В.Занкова (1-4 кл.)
Оценка 4.9

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках системы Л.В.Занкова (1-4 кл.)

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
09.12.2017
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников  в рамках системы Л.В.Занкова (1-4 кл.)
В статье говорится о том, как выстроить в начальной школе по годам проектно-исследовательскую деятельность младших школьников в урочное и внеурочное время, формы ее организации. Приводятся примеры из опыта работы по системе развивающего обучения Л,Занкова. Итогом такой работы являются успешные выступления учащихся со своими работами на научно-практических конференциях разных уровней, пополнение портфолио.
Мартьянова Е.docx
Мартьянова Е.Г.,                                                                                                учитель начальных классов                                                                                                МАОУ «Лицей №1»,                                                                                                    г.Стерлитамак Республика Башкортостан Проектно­исследовательская деятельность младших школьников  в рамках системы Л.В.Занкова В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования подчеркнуто, что цель образования в развитии личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Эта установка совпадает с целью системы развивающего обучения   Л.В.   Занкова,   сформулированной   более   полувека   назад   как «достижение оптимального общего развития каждого ребенка». Развитие познавательных потребностей и интересов ребёнка во многом зависит   от   того,   насколько   он   вовлекается   в   собственный   творческий, исследовательский поиск, в самостоятельное открытие новых знаний. И здесь очень   уместна   и   ценна   проектно­исследовательская   деятельность обучающихся  как на уроках, так и во внеурочное время.    Обучение, выстроенное на основе природного стремления ребенка к познанию окружающего, называется исследовательским. Исследовательское   поведение   –  это   возрастная   потребность   ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения.  Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Что дает ребенку такой подход?  Во­первых, ученики получают новую роль ­ "исследователей", под "скрытым" руководством учителя они открывают для себя новые знания.  Во­вторых,   процесс   учения   становится   не   репродуктивным,   а поисковым и творческим. При этом ориентировка на мышление обеспечивает развитие поисковой, исследовательской деятельности.  В­третьих, важнейшим методом обучения становится не образец, который   обычно   открывает   процесс   получения   новых   знаний,   а   выбор, альтернатива,   то   есть   предоставление   учащимся   возможности   путем размышления самим выбрать  алгоритм учебной деятельности. Эта   работа   может   иметь   и   локальный   и   фронтальный   характер.   Её можно проводить индивидуально, с небольшой группой детей или в процессе основных учебных занятий.  В   ходе   учебных   занятий   в   основном   используется   экспресс­ исследование. Экспресс­исследование   –   это   оперативное   кратковременное исследование по предложенной теме. Приведу   несколько   примеров   экспресс­исследований   на   уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова. Исследовать: Как вы дышите – через нос или через рот?  Долго ли вы можете не дышать?  Замерьте вашу грудную клетку при вдохе и выдохе.  Сравните результаты. На   уроках   математики   наиболее   активно   учащиеся   включаются   в исследовательскую   деятельность   в   процессе   дополнительной   работы   над задачей (заданием). Исследовательская работа состоит в выделении способа решения, в выявлении возможных различий в задачах, нахождении различных способов решения одной и той же задачи, составлении задач обратных данной. Такая   работа   настраивает   обучающихся   на   активную   исследовательскую деятельность, поиск.  Обратимся к примеру.  В     первом   классе   обучающимся   предлагается     прочитать   текст, определить,   чего   не   хватает,   чтобы   текст   стал   задачей.   Затем,   исследуя предложенные     решения,   дети   формулируют   недостающие   вопросы   и приходят к выводу: решение задачи зависит от заданного  вопроса.   Или,  предлагая  поставить три точки и построить  треугольник,  после нескольких проб учащиеся приходят к выводу, что все точки не могут лежать на одной прямой. Каждый   самостоятельно   сделанный   вывод,   каждый   прожитый, пережитый,   перечувствованный   день   вносит   свою   лепту   в   формирование самооценки, самосознания маленького, но уже чувствующего себя личностью человека. Исследовательская   работа   на   уроках   предполагает   массовое   участие детей и одаренных, и тех, кто не может быть отнесен к этой категории. Работа над развитием всех учащихся как сильных, так и слабых является одним из основных дидактических принципов построения системы Л.В.Занкова. В   образовании   и   исследование,   и   проектирование   очень   важны,   но путать их друг с другом не стоит. Исследование ­ творчество в чистом виде, а проектирование – творчество по плану. В ходе коллективной работы в нашем классе родились проекты «Моя родословная», «Птицы моего края». Современного   ребенка   следует   обучать   и   умениям   бескорыстного поиска истины, и проектированию. Рассмотрим,   где,   кроме   урока   можно   осуществлять   проектно­ исследовательскую деятельность? Учебные   исследования   могут   выполняться  во   время   домашних заданий:          проведение наблюдений,          постановка опыта,          проблемный анализ текста,          подготовка вопросов  анкеты,          творческие работы.      Так   в   нашем   классе   родился   первый   сборник   творческих   начинаний «Небылицы нашего класса». В рамках ФГОС второго поколения представлен раздел «Внеурочная работа»,   который   предоставляет   большой   простор   для   обучения   детей правилам   исследовательской   деятельности  вне   уроков,     в   режиме продленного дня. Так ребенок, выбирая по своему вкусу дополнительные занятия, имеет возможность выбрать направление и для своего развития, и для своих исследований, например: Направление деятельности Спортивно­оздоровительное Художественно­эстетическое Название кружка «Крепыш» «Мы танцуем и поем» «Юный художник» «Занимательная математика» «Веселая грамматика» «Родное гнездо»     (сотрудничество с городским историко­ краеведческим музеем) «Умелые ручки» «Я ­  исследователь» Образовательное Патриотическое Общественно­полезное Проектная деятельность Например,   занимаясь   в   кружке   «Родное   гнездо»,   ребенок   может исследовать   историю   своей   школы,   улицы,   города.   Направлять   и корректировать     исследования   будет   руководитель   в   лице   педагога   или родителя. Внеурочная   исследовательская   деятельность   младших   школьников должна развивать личность ребенка по следующим направлениям: духовно­ нравственное, спортивно ­ оздоровительное, социальное, общекультурное или общеинтеллектуальное. Как   же   выстроить   исследовательскую   деятельность?   Рассмотрю практику работы в своем классе. Организация   работы   в   нашем   классе   началась   с   подготовительного этапа. На родительском собрании провела  анкетирование родителей с целью:    исследовательская 1)     определить   понимают   ли   родители,   что   деятельность       призвана развить их  детей;   2) определить готовность родителей к сотрудничеству. На   этом   же   этапе   педагог­психолог   провела   тестирование   детей   на   определения   стартовых предмет   развития   мыслительных   приемов, возможностей и интересов. Занимаясь   научно­исследовательской   деятельностью   именно   во внеурочное время,  дети имеют преимущество,  которое  заключается в том, что юным исследователям не спускают сверху то, что им предстоит изучить, по типу единого государственного стандарта, однозначно определившего, что нужно   знать   младшему   школьнику,   а   предлагают   самому   выбрать направление,   в   котором   он   будет   искать   истину,   в   соответствии   с   его интересами, природными склонностями и способностями. Когда   каждый   ребенок   выбрал   себе   тему   исследования,   я   заполнила таблицу, в которой отразила предполагаемый практический выход.  Результаты   исследований   будут   зависеть   от   возможностей   каждого ребенка и могут быть представлены в следующем виде:  ­самостоятельное написание реферата или творческой работы;  ­выступление   на   классном   часе,   перед   сверстниками   в   параллельном классе, перед родителями на собрании;  ­защита проекта;  ­оформление выставки; ­выступление   на   школьной   НПК,   выступление   на   НПК   городского, республиканского  уровня. Часто   эти   мероприятия   снимаются   на   видеопленку.   Она   дает возможность проанализировать культуру выступления, увидеть свои ошибки, понять,   насколько   интересна   слушателям   предлагаемая   работа.   Следует заметить, что этот этап проводится только с согласия ребенка. Огромную   положительную   роль   играет   и   торжественность, эмоциональная   окрашенность,   атмосфера   праздника   на   конференциях. Соответственно оформляется зал: развешиваются рисунки, чертежи, таблицы, плакаты; устанавливаются макеты, компьютер, магнитофон, соответственно росту   детей   трибуна;   участники   празднично   одеваются.  Все   это   позволяет ребятам почувствовать ответственность, свою значимость. Во многих школах работают научные общества учащихся. Школьники 1­4 классов к работе в научном обществе, как правило, привлекаются либо в качестве гостей на итоговую конференцию, либо как выступающие в секции начальных   классов.   То   есть   работа   носит   эпизодический,   выборочный характер.   Проанализировав   информацию   из   Интернета,   я     представила   в таблице   работу   по   обучению   ребят   младшего   звена   исследовательской деятельности по годам. Обучение младших школьников исследовательской деятельности в школьном НОУ Период обучения Что должен узнать Результат деятельности 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения 4 год обучения Знакомство   с   термином   «наука»,   с   тестирование научным   обществом, педагога­психолога,   развитие начальных   логических   приемов мышления, присутствие на НПК своего НОУ.     с основными Знакомство   исследовательской   компонентами   и   методами   сбора деятельности   информации,   с   требованиями   к содержанию   и   оформлению   своей работы, с культурой защиты.         явления   Творческая   работа   в   форме какого­либо описания предмета,   с применением умений выделять   свойства,   общие   и отличительные признаки, сравнивать, классифицировать,   подводить под   понятие,   устанавливать причины и следствия и т. п. Выступление   с   результатами своей исследовательской работы научной конференции в школе. на             с основами   Знакомство деятельности, исследовательской видами   исследования,   методами   сбора информации (работа в сети Интернет). Учиться   оперировать   научными терминами, обращаться к опыту ранее проведенных   по   данной   тематике исследований   с   указанием   автора   и   Защита своей исследовательской   работы   на городской НПК.   Защита своей исследовательской   работы   на НПК   регионального   или всероссийского уровня. источника   полученной   информации.   В оформление   работы   добавляется важное   условие   –   наличие   ссылок   и библиографии. Главное   –   заинтересовать   ребёнка,   вовлечь   в   атмосферу исследовательской деятельности, научить его тому, как нужно исследовать. Исследовательская   деятельность   позволяет   раскрыть   индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения. Хочется, чтобы в результате этой работы любой ученик мог сказать: «Я знаю, для чего я познаю мир, я могу применить свои знания, я умею добывать новые и успешно делаю это самостоятельно».

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках системы Л.В.Занкова (1-4 кл.)

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников  в рамках системы Л.В.Занкова (1-4 кл.)

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках системы Л.В.Занкова (1-4 кл.)

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников  в рамках системы Л.В.Занкова (1-4 кл.)

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках системы Л.В.Занкова (1-4 кл.)

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников  в рамках системы Л.В.Занкова (1-4 кл.)

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках системы Л.В.Занкова (1-4 кл.)

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников  в рамках системы Л.В.Занкова (1-4 кл.)

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках системы Л.В.Занкова (1-4 кл.)

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников  в рамках системы Л.В.Занкова (1-4 кл.)

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках системы Л.В.Занкова (1-4 кл.)

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников  в рамках системы Л.В.Занкова (1-4 кл.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2017