Проектно-исследовательская деятельность школьников при обучении математике.
Оценка 4.6

Проектно-исследовательская деятельность школьников при обучении математике.

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
математика
5 кл—11 кл
25.02.2018
Проектно-исследовательская деятельность школьников при обучении математике.
В статье приводится описание проектно-исследовательского метода, в чем заключается его суть. Рассматриваются три уровня самостоятельности при выполнении проекта. Из опыта работы приведены наиболее эффективные проекты и примеры их реализации. Проектно-исследовательская работа со школьниками способствует усвоению алгоритма исследования, формированию научного мировоззрения учащихся, расширяет кругозор, вооружает универсальными способами учебной деятельности, активизирует личностную позицию учащегося в образовательном процессе, развивает способности к саморазвитию, самоорганизации, самоанализу самоконтролю и самооценке, формирует социальный опыт в труде и общении.Проектно - исследовательская деятельность учащихся на уроках математики.
Статья, Зобова Н.В. — копия.docx
Зобова Наталья Владимировна. Проектно­исследовательская деятельность школьников при обучении математике.  Современный этап общественного развития предъявляет новые требования к школьному образованию. Изменяются приоритеты и акценты, образование становится направленным на формирование   у   учащихся   качеств   и   умений,   которые   в   дальнейшем   помогут   им самостоятельно добывать знания, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть   успешными     в   жизни.  Проектно­исследовательский   метод   дает   возможности   для решения   этой   задачи,   так   как   характеризуется   высокой   степенью   самостоятельности, формирует   умение   работать   с  информацией,   помогает   планировать  свою   деятельность, учит обобщать и делать выводы. Вовлечение  в проектно­исследовательскую деятельность позволяет   перейти   к   активному   обучению.   Занятия   выходят   на   уровень   практических действий   учащихся,   затрагивая   их   эмоциональную   сферу,   благодаря   чему   усиливается мотивация. Осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем. Учитель занимает   позицию   сотрудничества   с   учащимися.  Усиливается   индивидуальная ответственность учащегося за конкретную работу, так как каждый должен представить группе   результаты   своей   деятельности.  В   процессе   проектно­исследовательской деятельности   реализуются   этапы,   характерные   для   исследований   в   научной   сфере: постановка   проблемы,   изучение   теории,   выдвижение   гипотезы   исследования,   подбор методик   и   практическое   овладение   ими,   сбор   собственного   материала,   его   анализ   и обобщение, собственные выводы. Суть проектно­исследовательской деятельности при обучении математике в том, что его участники   реально   моделируют   процесс   научного   поиска.  Наиболее   эффективными считаю: исследование на уроке (мини – исследования, решение исследовательских задач), исследование в домашнем задании, проект по теме, проект долгосрочный (индивидуальный или   групповой),   исследовательские   работы,   представляемые   на   научно­практических конференциях.  Выполнение проекта проходит на трех уровнях самостоятельности.          1 уровень (5­6 классы). Урок «Длина окружности» является наглядным примером урока­исследования. Учащиеся приносят на урок предметы круглой формы. С помощью нити они измеряют по контуру длину окружности и находят отношение длины окружности к радиусу. Результаты заносят в таблицу и делают вывод: полученные отношения являются постоянным   числом.   Таким   образом,   узнают   о   числе   Пи.   После   вычислений   ученики обозначают все величины буквами и получают продукт ­   формулу длины окружности. Учащиеся выполняют проект в рамках   урочной и внеклассной работы по предмету под непосредственным   руководством   учителя   на   конкретном   математическом   или историческом материале. Проект реализуется в рамках коллективной работы, не содержит глубоких исследований и математических выкладок, носит исторический информационный характер. Работа основана на использовании нескольких источников, иногда достаточно одного.   Это   могут   быть   темы:   «Великие   математики»,   «История   счета»,   «Римская нумерация», «Золотое сечение», «Мир оригами» и т.д. Цель: знакомство с биографией и открытиями великих математиков, с интересными фактами, углубление знаний в области наглядной геометрии.  2 уровень (7­9 классы). Учащиеся самостоятельно изучают математический материал. Тема   проектной   работы   совпадает   с   тематикой   учебной   деятельности.   Урок   дает   азы, опору   коллективной   проектной   работе,   которая   в   свою   очередь   расширяет,   углубляет знания урока. Материал выходит за рамки учебника.  Роль учителя состоит в том, чтобы помочь   собрать   информацию   по   теме,   объяснить,   какими   источниками   можно пользоваться,   вместе   с   учащимися   поработать   с   одним   из   источников,   показывая,   как работать с информацией и составлять план своего проекта. Этот этап необходим, так как многие ученики теряются в огромном количестве информации, доступной в наше время. Научившись выбирать источники материалов и работать с ними, ученик сделает первый шаг к приобретению учебно­исследовательских навыков. И чем раньше он приобретет опыт подбора   материала   для   проекта,   тем   больше   количество   источников   станет   для   него доступным впоследствии.  Растет уровень самостоятельности учащихся в реализации всех этапов   проекта.   Создается   продукт   (презентация,   макет,   наглядные   пособия, дидактический   материал),   который   ребята   сами   представляют   на   уроке   обобщения, систематизации   знаний.   Темы   проектов:  «Четыре   замечательные   точки  треугольника»  ­ исследование   высот,   медиан,   биссектрис,   серединных   перпендикуляров   треугольника, составление условий задач; «Площади фигур» ­ создание справочника по теме, подборка практических   задач,   связанных   с   выполнением   строительных   и   ремонтных   работ, «Египетский треугольник и Пифагоровы тройки» ­ справочник, опорные таблицы и т.д. Можно предложить долгосрочный проект «Функции, их свойства и графики » на три года (7­9 классы) – создание электронного справочника по мере изучения темы по вертикали. В 10–11классах можно продолжить работу над данным проектом, уточнив тему «Функции школьного курса математики, их свойства и графики».   3 уровень (10­11 классы).  Учащиеся выполняют проектно­исследовательскую работу на высоком уровне самостоятельности: постановка цели, планирование, поиск и обработка информации, согласование и консультирование в группе, создание продукта деятельности и его представление. На этом этапе определяются учащиеся, способные самостоятельно выполнить   индивидуальную   исследовательскую   работы   по   математике   или   в   другой области   знаний.   «Сечения   в многогранниках», «Экономические задачи на оптимизацию», «ТРИЗ», «Выгодные кредиты для   физических   лиц»,   «Нестандартные   способы   решения   задач»;   библиографический словарь «Великие математики» ­ долгосрочный проект на 7 лет, включает   сведения о великих   ученых,   знакомство   с   которыми   происходит   при   изучении   школьного   курса математики. Выполнение проектов второго  и третьего уровней выходят за рамки одного урочного   или   внеурочного   занятия.   Лучшие   проекты   представляют   на   городских, всероссийских научно–практических конференциях учащихся.    Темы   проектов:   «Правильные   многогранники», Проектно­исследовательская   деятельность,   с   точки   зрения   учащихся,   –   это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои   возможности;   это   ­   деятельность,   позволяющая   проявить   себя,   попробовать   свои силы,   приложить   свои   знания,   принести   пользу   и   публично   показать   результат, самоутвердиться. Учащиеся получают представление об общих требованиях к подготовке, проведению и   оформлению   учебной   работы.   Проектно­исследовательская   деятельность   позволяет выявить творческие способности учащихся, их деловые качества. Проектно­исследовательская   работа   со  школьниками   способствует   усвоению   алгоритма исследования,   формированию   научного   мировоззрения   учащихся,   расширяет   кругозор, вооружает  универсальными   способами  учебной   деятельности,   активизирует   личностную позицию учащегося в образовательном процессе, развивает способности  к саморазвитию, самоорганизации,  самоанализу самоконтролю и самооценке, формирует социальный опыт в труде и общении. Литература. 1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. // ж.“Исследовательская работа школьников”, 2001, №1, с. 24­34. 2. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. М., центр   “Педагогический   поиск”,   2006.6.Савенков   А.И.   Исследовательское   обучение   и проектирование   в   современном   образовании.   //   ж.   “Исследовательская   работа школьников”, 2004, № 1, с. 22­31. 3.Байбородова   Л.В.   Проектная   деятельность   школьников   в   разновозрастных   группах   : пособие   для   учителей   общеобразоват.   организаций   /   Л.В.   Байбородова,   Л.Н. Серебренников. – М.:Просвещение, 2013, с.13­15.

Проектно-исследовательская деятельность школьников при обучении математике.

Проектно-исследовательская деятельность школьников при обучении математике.

Проектно-исследовательская деятельность школьников при обучении математике.

Проектно-исследовательская деятельность школьников при обучении математике.

Проектно-исследовательская деятельность школьников при обучении математике.

Проектно-исследовательская деятельность школьников при обучении математике.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018