Проектно-исследовательская деятельность школьников при обучении математике.
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
математика
5 кл—11 кл
25.02.2018
В статье приводится описание проектно-исследовательского метода, в чем заключается его суть. Рассматриваются три уровня самостоятельности при выполнении проекта. Из опыта работы приведены наиболее эффективные проекты и примеры их реализации. Проектно-исследовательская работа со школьниками способствует усвоению алгоритма исследования, формированию научного мировоззрения учащихся, расширяет кругозор, вооружает универсальными способами учебной деятельности, активизирует личностную позицию учащегося в образовательном процессе, развивает способности к саморазвитию, самоорганизации, самоанализу самоконтролю и самооценке, формирует социальный опыт в труде и общении.Проектно - исследовательская деятельность учащихся на уроках математики.
Статья, Зобова Н.В. — копия.docx
Зобова Наталья Владимировна.
Проектноисследовательская деятельность школьников при обучении математике.
Современный этап общественного развития предъявляет новые требования к школьному
образованию. Изменяются приоритеты и акценты, образование становится направленным на
формирование у учащихся качеств и умений, которые в дальнейшем помогут им
самостоятельно добывать знания, осваивать новые виды деятельности и, как следствие,
быть успешными в жизни. Проектноисследовательский метод дает возможности для
решения этой задачи, так как характеризуется высокой степенью самостоятельности,
формирует умение работать с информацией, помогает планировать свою деятельность,
учит обобщать и делать выводы. Вовлечение в проектноисследовательскую деятельность
позволяет перейти к активному обучению. Занятия выходят на уровень практических
действий учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается
мотивация. Осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем. Учитель
занимает позицию сотрудничества с учащимися. Усиливается индивидуальная
ответственность учащегося за конкретную работу, так как каждый должен представить
группе результаты своей деятельности.
В процессе проектноисследовательской
деятельности реализуются этапы, характерные для исследований в научной сфере:
постановка проблемы, изучение теории, выдвижение гипотезы исследования, подбор
методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и
обобщение, собственные выводы.
Суть проектноисследовательской деятельности при обучении математике в том, что его
участники реально моделируют процесс научного поиска. Наиболее эффективными
считаю: исследование на уроке (мини – исследования, решение исследовательских задач),
исследование в домашнем задании, проект по теме, проект долгосрочный (индивидуальный
или групповой), исследовательские работы, представляемые на научнопрактических
конференциях.
Выполнение проекта проходит на трех уровнях самостоятельности.
1 уровень (56 классы). Урок «Длина окружности» является наглядным примером
урокаисследования. Учащиеся приносят на урок предметы круглой формы. С помощью
нити они измеряют по контуру длину окружности и находят отношение длины окружности
к радиусу. Результаты заносят в таблицу и делают вывод: полученные отношения являются
постоянным числом. Таким образом, узнают о числе Пи. После вычислений ученики
обозначают все величины буквами и получают продукт формулу длины окружности.
Учащиеся выполняют проект в рамках урочной и внеклассной работы по предмету под
непосредственным руководством учителя на конкретном математическом или
историческом материале. Проект реализуется в рамках коллективной работы, не содержит
глубоких исследований и математических выкладок, носит исторический информационный
характер. Работа основана на использовании нескольких источников, иногда достаточно
одного. Это могут быть темы: «Великие математики», «История счета», «Римская
нумерация», «Золотое сечение», «Мир оригами» и т.д. Цель: знакомство с биографией и
открытиями великих математиков, с интересными фактами, углубление знаний в области
наглядной геометрии.
2 уровень (79 классы). Учащиеся самостоятельно изучают математический материал.
Тема проектной работы совпадает с тематикой учебной деятельности. Урок дает азы,
опору коллективной проектной работе, которая в свою очередь расширяет, углубляет
знания урока. Материал выходит за рамки учебника. Роль учителя состоит в том, чтобы помочь собрать информацию по теме, объяснить, какими источниками можно
пользоваться, вместе с учащимися поработать с одним из источников, показывая, как
работать с информацией и составлять план своего проекта. Этот этап необходим, так как
многие ученики теряются в огромном количестве информации, доступной в наше время.
Научившись выбирать источники материалов и работать с ними, ученик сделает первый
шаг к приобретению учебноисследовательских навыков. И чем раньше он приобретет опыт
подбора материала для проекта, тем больше количество источников станет для него
доступным впоследствии. Растет уровень самостоятельности учащихся в реализации всех
этапов проекта. Создается продукт (презентация, макет, наглядные пособия,
дидактический материал), который ребята сами представляют на уроке обобщения,
систематизации знаний. Темы проектов: «Четыре замечательные точки треугольника»
исследование высот, медиан, биссектрис, серединных перпендикуляров треугольника,
составление условий задач; «Площади фигур» создание справочника по теме, подборка
практических задач, связанных с выполнением строительных и ремонтных работ,
«Египетский треугольник и Пифагоровы тройки» справочник, опорные таблицы и т.д.
Можно предложить долгосрочный проект «Функции, их свойства и графики » на три года
(79 классы) – создание электронного справочника по мере изучения темы по вертикали. В
10–11классах можно продолжить работу над данным проектом, уточнив тему «Функции
школьного курса математики, их свойства и графики».
3 уровень (1011 классы). Учащиеся выполняют проектноисследовательскую работу
на высоком уровне самостоятельности: постановка цели, планирование, поиск и обработка
информации, согласование и консультирование в группе, создание продукта деятельности
и его представление. На этом этапе определяются учащиеся, способные самостоятельно
выполнить индивидуальную исследовательскую работы по математике или в другой
области знаний.
«Сечения в
многогранниках», «Экономические задачи на оптимизацию», «ТРИЗ», «Выгодные кредиты
для физических лиц», «Нестандартные способы решения задач»; библиографический
словарь «Великие математики» долгосрочный проект на 7 лет, включает сведения о
великих ученых, знакомство с которыми происходит при изучении школьного курса
математики. Выполнение проектов второго и третьего уровней выходят за рамки одного
урочного или внеурочного занятия. Лучшие проекты представляют на городских,
всероссийских научно–практических конференциях учащихся.
Темы проектов: «Правильные многогранники»,
Проектноисследовательская деятельность, с точки зрения учащихся, – это
возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя
свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои
силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат,
самоутвердиться.
Учащиеся получают представление об общих требованиях к подготовке, проведению
и оформлению учебной работы. Проектноисследовательская деятельность позволяет
выявить творческие способности учащихся, их деловые качества.
Проектноисследовательская работа со школьниками способствует усвоению алгоритма
исследования, формированию научного мировоззрения учащихся, расширяет кругозор,
вооружает универсальными способами учебной деятельности, активизирует личностную
позицию учащегося в образовательном процессе, развивает способности к саморазвитию,
самоорганизации, самоанализу самоконтролю и самооценке, формирует социальный опыт
в труде и общении.
Литература. 1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В. Концепция развития исследовательской
деятельности учащихся. // ж.“Исследовательская работа школьников”, 2001, №1, с. 2434.
2. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. М.,
центр “Педагогический поиск”, 2006.6.Савенков А.И. Исследовательское обучение и
проектирование в современном образовании. // ж. “Исследовательская работа
школьников”, 2004, № 1, с. 2231.
3.Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах :
пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.В. Байбородова, Л.Н.
Серебренников. – М.:Просвещение, 2013, с.1315.
Проектно-исследовательская деятельность школьников при обучении математике.
Проектно-исследовательская деятельность школьников при обучении математике.
Проектно-исследовательская деятельность школьников при обучении математике.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.