Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. На решение этих задач направлена и национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”, в которой особая роль отводится развитию творческой среды для выявления и развития особо одарённых ребят, так как именно они в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся, которая ставит перед собой задачу формирования творческой личности, становится одним из приоритетных направлений образования. Л.Н.Толстой сказал ещё в начале XX века сказал замечательные слова, которые сегодня находят отражение в национальном проекте “Наша новая школа”: “ Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать”.
Проектноисследовательская деятельность у одаренных детей
Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом
в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. На решение этих задач направлена и национальная
образовательная инициатива “Наша новая школа”, в которой особая роль отводится развитию творческой среды для
выявления и развития особо одарённых ребят, так как именно они в дальнейшем станут носителями ведущих идей
общественного процесса. Таким образом, проектноисследовательская деятельность учащихся, которая ставит перед
собой задачу формирования творческой личности, становится одним из приоритетных направлений образования.
Л.Н.Толстой сказал ещё в начале XX века сказал замечательные слова, которые сегодня находят отражение в
национальном проекте “Наша новая школа”: “ Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только
подражать и копировать”.
Как указывает А.В.Леонтович, председатель Оргкомитета Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ
им. В.И.Вернадского, в этимологии слова “исследование” заключено указание на то, чтобы извлечь нечто “из следа”, т.е.
восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. “…исследование, отличие от
проектирования, конструирования и организации, есть самый “деликатный” по отношению к объекту вид деятельности,
его главная цель – установление истины. …развитие способности занимать исследовательскую позицию является
важнейшей задачей образования и воспитания как средства оценки своей деятельности, ее возможных последствий.
Источник исследования как вида деятельности – в свойственном человеческой природе стремлении к познанию”.
По моему мнению, проектноисследовательская деятельность на уроках истории, обществознания и внеурочной
деятельности, одна из самых значимых в модели развивающего обучения и работы с одарёнными детьми, так как
ориентирована на: развитие личности одаренных учащихся; развитие позитивной Яконцепции; развитие творческой
самостоятельности; развитие коммуникативных умений; развитие рефлексивных умений.
В сентябре 2006–2007 года среди учеников 711х классов мной была проведена анкета ““Потребность в выполнении
исследовательских проектов”. Результаты указали на наличие большой группы детей, имеющих высокую мотивацию к
проектноисследовательской деятельности.
За пять последующих лет мною накоплен определенный опыт организации проектноисследовательской деятельности
школьников. Исследование как метод и как самостоятельная технология стал использоваться мною как на уроках, так и во
внеклассной работе по истории и обществознанию. Стала внедрять исследование, как в групповой, так и в индивидуальной
форме. Данная работа очень нравится учащимся, кроме того, показывает, что любое событие в истории, в обществе
независимо от времени его протекания, связано с современностью. Приведу примеры заданий таких исследований:
по истории: “Наши современники о событиях Октября”; “Судьба моей семьи в истории страны”; “Самое яркое
событие века”, “Самая колоритная личность” и др.
по обществознанию: “Проблема “отцов” и “детей”; “Роль шпаргалки в учебном процессе”; “Как люди выбирают
профессию”; “Нужна ли абсолютная свобода?” и др.
Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы, хотя ее формулировка рождается не сразу. Выбор
темы исследования – непростой момент. Анализ тем исследовательских работ, выполненных учащимися, показывает, что
круг их интересов весьма широк: “белые пятна” отечественной и мировой истории разных периодов, краеведение,
культура и др. Поэтому с учащимися для исследовательской работы мы выбираем темы, которые:
актуальны, т.е. являются требованием времени (посвящены юбилейным событиям, например в 2010г. – темы,
посвященные 65летию Победы в Великой Отечественной войне – “Одна на всех Победа”, “Детство, опалённое
войной”, “Учитель школы – участник Великой Отечественной войны”, “Военнопленные в годы Второй мировой
войны”.)
будут интересны самим учащимся и аудитории (“Терроризм: от истоков до современности”, “Подросток и
общение”, “Обряды и праздники на Урале”).
связаны с историей родного края, посёлка, школы (“Моя малая родина – посёлок Восточный в прошлом,
настоящем, будущем”, “Символика родного края”, “Трагедия гражданской войны на Урале”, “Мои земляки –
гордость края”.)
связаны с историей семьи, рода, так как такая тема всегда актуальна и интересна автору (“XX век в истории моей
семьи”, “Мой дом – моя крепость”.)
актуальные политические и социальные темы (“Проблема Курильских островов в контексте российской истории”,
“Царская семья как образец для подражания современной семье”, “Мы выбираем будущее”).С целью организации учебноисследовательской деятельности учащихся, формирования у детей исследовательского типа
мышления, в рамках программы патриотического воспитания учащихся и государственной программы “Одаренные дети”
на базе школы был создан и функционирует историкокраеведческий музей, который в прошлом году прошёл процедуру
аттестации.
Так, в 20092010 году в рамках урока истории и внеурочной деятельности в музее был реализован проект “Одна на всех
Победа”. Творческие группы учащихся проводили сбор документальных и исследовательских материалов, которые
впоследствии использовались для оформления временной выставки “Всё для фронта”. Продолжением данного замысла
стал проект “Живая история”, в ходе которого учащиеся записывали воспоминания очевидцев военных событий и
создавали школьную медиатеку о трагических годах отечественной истории. Общаясь с тружениками тыла и ветеранами
войны, участники проекта не только расширяли свой информационный опыт, но и получали уроки нравственности,
сострадания, взаимопонимания. В ходе работы над проектом группой учащихся был создан видеоролик “Учитель школы –
участник Великой Отечественной войны”.
Обучение методики исследовательской работы происходит через непосредственный контакт с судьбами односельчан.
Ученики 57х классов получают исследовательские навыки через выполнение заданий по изучению истории своей семьи,
сбору экспонатов для тематических выставок “История одной вещи”, “Новогодняя игрушка”, “Мой край родной”,
“Школьный альбом” и др.
Ученики 911х классов занимаются исследовательской деятельностью, работают над долгосрочным проектом “Восточный
в прошлом, настоящем, будущем”. Составной частью проекта стали исследовательские работы: “Мои земляки – гордость
края”, “Нет Родины милее, чем моя”. Оформляются выставки и учебные проекты. Ребята готовят слайдовые фильмы.
Материалы, полученные в рамках исследовательской работы над проектом, используются для проведения Дня посёлка,
часть материалов размещена в сети Интернет. Таким образом, наряду с обучением исследовательской деятельности
формируются духовные ценности учащихся, такие как патриотизм.
Работают мои ученики и над краткосрочными проектами. Так, например, продуктами работы над проектом “Народные
праздники Урала” стала исследовательская работа “Народные обряды и традиции”, компьютерные презентации и сценарий
Масленицы. Именно этот сценарий использовали ученики 11го класса для проведения общешкольного мероприятия
Масленица.
Проектноисследовательскую деятельность учащихся я считаю не только специфическим этапом формирования знаний,
но он служит определенным стимулом и мотивацией для дальнейшей деятельности, помогает каждому ученику
совершенствовать индивидуальные способности, способствует самовыражению и повышению ответственности, позволяет
осуществить индивидуализацию обучения и формирует устойчивый интерес к предметам обществоведческого цикла.