Проектное обучение на уроках литературы в 5 классе
Оценка 4.6
Повышение квалификации
doc
русская литература
5 кл
01.05.2017
В основе проектной деятельности лежит идея о направленности деятельности (в ходе которой ребенок открывает для себя много нового и неизведанного ранее) на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Проектная деятельность может быть краткосрочной и долгосрочной (по продолжительности), индивидуальной, парной, групповой (по количеству участников), монопроектной и межпредметной (по комплектности), исследовательской, практико-ориентированной, творческой информационной и т.д. (по деятельности). Отличительные черты проектной деятельности: поиск социально значимой проблемы; проектирование (планирование) проекта; поиск, обработка, осмысление и представление информации; выход и презентация проекта.
Проектное обучение на уроках литературы.doc
Проектное обучение на уроках литературы
в 5 классе
Содержание
1. Проектная деятельность как педагогическая технология.
2. Применение проектной технологии на уроках литературы.
2.1. Методические рекомендации к организации проектной деятельности
в 5 классе.
2.2. Начало работы по созданию электронного альбома «Художники –
иллюстраторы сказок».
2.3. Организация работы с электронными презентациями.
2.4. Спектакль.
2.5. Урок праздник.
3. Заключение. 1. Проектная деятельность как педагогическая технология.
Особое место среди педагогических технологий занимает проектная
деятельность, так как позволяет учащимся приобретать необходимые умения
и качества: ответственность и адаптивность, творчество и любознательность,
межличностное взаимодействие и сотрудничество, коммуникативные умения
социальную ответственность, умение ставить и решать проблемы.
В основе проектной деятельности лежит идея о направленности
деятельности (в ходе которой ребенок открывает для себя много нового и
неизведанного ранее) на результат, который достигается в процессе
совместной работы взрослого и детей над определенной практической
проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в
реальной практической деятельности.
Проектная деятельность может быть краткосрочной и долгосрочной (по
продолжительности), индивидуальной, парной, групповой (по количеству
участников), монопроектной и межпредметной (по комплектности),
исследовательской, практикоориентированной, творческой информационной
и т.д. (по деятельности). Отличительные черты проектной деятельности:
поиск социально значимой проблемы; проектирование (планирование)
проекта; поиск, обработка, осмысление и представление информации; выход
и презентация проекта.
2 2. Применение проектной технологии на уроках литературы.
При изучении литературы проектная деятельность приобретает
особенно жизненный характер, так как влечет за собой объединение многих
тем и предметов гуманитарного цикла. В Федеральном государственном
образовательном стандарте подчеркивается, что «понимать литературу как
вид искусства в соотношении взаимосвязи с другими видами искусства
(музыкой, театром, живописью, кино) помогают опыт анализа и интерпретации
художественного произведения как художественного целого, концептуальное
осмысление его в этой целостности и взаимосвязях с культурной средой,
взгляд на его поэтику, как на воплощение своеобразия авторской личности и
художественных тенденций эпохи».1
В литературе «конечным продуктом» проектной деятельности может быть
webсайт, видеофильм, электронный альбом (газета или журнал), коллекция,
мультимедийная презентация, путеводитель, рекламный проспект, серия
иллюстраций, сказка, справочник, словарь, сравнительносопоставительный
анализ, статья, сценарий (спектакль), виртуальная экскурсия, сборник
сочинений, дневник путешествий и др.
2.1.Методические рекомендации к организации
проектной деятельности в 5 классе.
К предметной линии учебников под редакцией В.Я.Коровиной авторская
программа предлагает в 5 классе следующие проекты:
1. В форме электронного альбома: «Художники – иллюстраторы сказок»,
«Сюжет и герои русских летописей», «М.В.Ломоносов – великий
россиянин», «Герои басен И.А.Крылова в иллюстрациях», «События и
герои сказок А.С.Пушкина в книжной графике», «Словесные портреты и
пейзажи в повести “Муму” глазами книжных графиков»,
«Юмористические рассказы А.П.Чехова в иллюстрациях», «Стихи о
родине и родной природе в иллюстрациях», «Мои ровесники в повести
В.Г.Короленко “В дурном обществе”», «Русские поэты XX века о Родине
и родной природе», «Герои произведений Джека Лондона в экстремальных
ситуациях»
2. В форме презентаций: «Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира»,
«Фантастические картины “Вечеров на хуторе близ Диканьки” в
1 Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение,
2011 г, стр. 19.
3 иллюстрациях», «Жилин и Костылин: два характера – две судьбы»,
«Памятники литературным героям»
3. В форме спектакля: «Постановка по пьесесказке С.Я.Маршака “12
месяцев”»
4. В форме праздника: «Путешествие по стране Литературии 5 класса».
2.2. Начало работы по созданию электронного альбома «Художники –
иллюстраторы сказок».
При подготовке электронного альбома необходимо обратить внимание
учащихся на особенности организации, структуру и объем работы, предупредить
о тщательном отборе и систематизации найденной информации, все работы в 5
классе выполняются под руководством учителя. В начале урока можно
предложить рассмотреть и сравнить две книги со сказками: первая – с
иллюстрациями, вторая – без иллюстраций ("Какую книгу вам было бы
интереснее читать? Почему? "). Необходимо обратиться к словарю и уточнить,
правильно ли учащиеся понимают, что такое "иллюстрация". Заранее учащимся
выдаются индивидуальные задания по поиску 34 иллюстраций разных
художников к определённым сказкам («Царевна – лягушка», «Иван –
крестьянский сын и чудоюдо», «Солдатская шинель», «Журавль и цапля»).
Каждая новая страница электронного альбома – иллюстрации к одной из сказок с
определением выбора той или иной работы художника, защитой презентаций. В
результате индивидуальной работы учащихся создается коллективный проект.
2.3. Организация работы с электронными презентациями.
В начале учебного года можно предложить учащимся темы для создания
электронных презентаций. В процессе учебной деятельности учащиеся под
руководством учителя организуют работу по отбору материала.
Этапы совместной работы учителя с учеником над презентацией:
-
-
-
-
-
выбор темы;
обсуждение плана работы над презентацией;
помощь в освоении материала по теме;
просмотр отобранного учеником материала, его обсуждение;
обсуждение назначения работы, способа использования презентации;
знакомство ученика с соответствующими требованиями к презентации;
просмотр готовой презентации и текста комментариев;
репетиция выступления;
публичное представление презентации учеником;
рефлексия.
-
-
-
-
4 Необходимо организовать работу с учащимися по оформлению работы.
Часто они уже умеют пользоваться шаблонами дизайна, однако не всегда
выбранный ими стиль хорошо соответствует теме работы. Важно, чтобы фон
слайдов и цветовая гамма презентации соответствовали её содержанию.
Кроме чувства стиля и вкуса, нужно формировать понимание
композиции слайда. Соблюдение границ объектов, выдерживание рамок
вокруг информационных материалов, равномерное размещение по всей
площади слайда и прочие «мелочи» оформления очень важны для целостного
восприятия информации. Большую помощь в этом оказывают обычно макеты
разметки сладов.
Своевременно необходимо сориентировать ученика в объемах
информации, которые целесообразно поместить на том или ином слайде. Это
поможет избежать ошибки перегруженности слайда, его трудной читаемости.
Как правило, школьники, особенно те, которые толькотолько
познакомились с возможностями пакета по разработке презентаций
(например, Power Point). Необходимо объяснить ученику, что чрезмерное
увлечение средствами оживления слайдов – дурной вкус, частое
использование анимации не помогает, а наоборот мешает воспринять
содержание презентации.
2.4. Спектакль.
Инсценирование на уроках литературы помогает пробудить и развить
несловесные виды восприятия и мышления через слово, потому что словесный
художественный образ преобразуется на сцене в пластически выразительный,
зримый сценический образ, представляющий героя во всем многообразии его
духовных, нравственных и физических возможностей.
В подготовке спектакля можно выделить следующие этапы:
- подготовительный (первичное чтение, фрагментарное чтение, восприятие
текста, осмысление, анализ текста),
- исполнительский (интерпретация художественного текста, дополненная
элементами театральной технологии: интонирование, мизансцены, эскизы,
костюмы, декорации),
- репетиционный,
- рефлексия (обмен впечатлениями после просмотра, создание проблемной
ситуации, сопоставление художественного текста и инсценированного
эпизода.
-
5 2.5. Урок – праздник.
Данный урок предполагает итоговый контроль знаний, требующий
серьёзности и подготовленности. Так как в 5 классе учащиеся ещё достаточно
серьёзно увлечены игровой деятельностью, любят сказки, поэтому и форма
организации урока выбрана не случайно. Организовать праздник по итогам
изучения литературы в 5 классе можно в виде викторины, путешествия по
станциям, КВНа, игры «Что? Где? Когда?» и др. Путешествие по стране
«Литературия 5 класса состоит из шести пунктов («УНТ», «Древняя Русь»,
«Басни», «Литература XIX века», «Литература XX века», «Творческий
эпилог»). В процессе игры проверяются базовые знания учащихся 5 класса по
литературе:
теоретические знания учащихся (литературоведческая
терминология, родовые и жанровые разновидности произведений); знание
текстов изученных произведений, биографий писателей и поэтов, историко
культурных сведений, необходимых для адекватного понимания пройденного
материала. Проверяются умение определять главную идею и основные темы
произведения; а также способность реализовывать полученные знания, умения
и навыки на практике (определение размера и вида рифмы в стихотворении,
определение средств выразительности). Данная работа рассчитана также на
развитие творческих способностей, речевой компетенции учащихся и
познавательной активности.
6 3. Заключение.
Проектная деятельность способствует формированию у учащихся
личной ответственности за результат учебной и внеурочной деятельности,
помогает приобрести опыт самостоятельной деятельности по организации
процесса достижения результата. Использование проектных технологий
помогает сформировать четыре ключевые компетенции: исследовательскую,
коммуникативную, информационную и предметную, а ведь именно
компетентностный подход в современном образовании определяет уровень
образованности выпускников, помогает им приобретать не просто багаж
знаний, но и способность решать проблемы различной сложности на основе
имеющихся знаний.2
2 Коваленко О. А., Шаталова Т. А. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в рамках
реализации ФГОС основного общего образования // Школьная педагогика. — 2016. — №3. — С. 3537.
7
Проектное обучение на уроках литературы в 5 классе
Проектное обучение на уроках литературы в 5 классе
Проектное обучение на уроках литературы в 5 классе
Проектное обучение на уроках литературы в 5 классе
Проектное обучение на уроках литературы в 5 классе
Проектное обучение на уроках литературы в 5 классе
Проектное обучение на уроках литературы в 5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.