Проектное обучение на уроках литературы в 5 классе
Оценка 4.6

Проектное обучение на уроках литературы в 5 классе

Оценка 4.6
Повышение квалификации
doc
русская литература
5 кл
01.05.2017
Проектное обучение на уроках литературы в 5 классе
В основе проектной деятельности лежит идея о направленности деятельности (в ходе которой ребенок открывает для себя много нового и неизведанного ранее) на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Проектная деятельность может быть краткосрочной и долгосрочной (по продолжительности), индивидуальной, парной, групповой (по количеству участников), монопроектной и межпредметной (по комплектности), исследовательской, практико-ориентированной, творческой информационной и т.д. (по деятельности). Отличительные черты проектной деятельности: поиск социально значимой проблемы; проектирование (планирование) проекта; поиск, обработка, осмысление и представление информации; выход и презентация проекта.
Проектное обучение на уроках литературы.doc
Проектное обучение на уроках литературы в 5 классе Содержание 1. Проектная деятельность как педагогическая технология. 2. Применение проектной технологии на уроках литературы. 2.1. Методические рекомендации к организации проектной деятельности   в 5 классе. 2.2. Начало   работы   по   созданию  электронного   альбома  «Художники   – иллюстраторы сказок». 2.3.  Организация работы с электронными презентациями. 2.4.  Спектакль. 2.5.  Урок­ праздник. 3. Заключение. 1. Проектная деятельность как педагогическая технология. Особое   место   среди   педагогических   технологий   занимает   проектная деятельность, так как позволяет учащимся приобретать необходимые умения и качества:  ответственность и адаптивность, творчество и любознательность, межличностное взаимодействие и сотрудничество, коммуникативные умения социальную ответственность, умение ставить и решать проблемы. В   основе   проектной   деятельности   лежит   идея   о   направленности деятельности (в ходе  которой  ребенок  открывает  для  себя  много  нового и неизведанного   ранее)   на   результат,   который   достигается   в   процессе совместной   работы   взрослого   и   детей   над   определенной   практической проблемой.   Этот   результат   можно   увидеть,   осмыслить,   применить   в реальной  практической  деятельности. Проектная деятельность может быть краткосрочной и долгосрочной (по продолжительности),   индивидуальной,   парной,   групповой   (по   количеству участников),   монопроектной   и   межпредметной   (по   комплектности), исследовательской, практико­ориентированной, творческой информационной и   т.д.   (по   деятельности).  Отличительные   черты   проектной   деятельности: поиск   социально   значимой   проблемы;   проектирование   (планирование) проекта; поиск, обработка, осмысление и представление информации;  выход и презентация проекта.  2 2. Применение проектной технологии на уроках литературы. При   изучении   литературы   проектная   деятельность   приобретает особенно жизненный характер, так как влечет за собой объединение многих тем   и   предметов   гуманитарного   цикла.   В   Федеральном   государственном образовательном стандарте  подчеркивается, что «понимать литературу  как вид   искусства   в   соотношении   взаимосвязи   с   другими   видами   искусства (музыкой, театром, живописью, кино) помогают опыт анализа и интерпретации художественного произведения как художественного целого, концептуальное осмысление   его   в   этой   целостности   и   взаимосвязях   с   культурной   средой, взгляд на его поэтику, как на воплощение своеобразия авторской личности и художественных тенденций эпохи».1 В литературе «конечным продуктом» проектной деятельности может быть web­сайт, видеофильм, электронный альбом (газета или журнал), коллекция, мультимедийная   презентация,   путеводитель,   рекламный   проспект,   серия иллюстраций,   сказка,   справочник,   словарь,   сравнительно­сопоставительный анализ,   статья,   сценарий   (спектакль),   виртуальная   экскурсия,   сборник сочинений, дневник путешествий и др. 2.1.Методические рекомендации к организации  проектной деятельности в 5 классе. К предметной линии учебников под редакцией В.Я.Коровиной авторская программа предлагает в 5 классе следующие проекты: 1. В  форме   электронного   альбома:  «Художники   –  иллюстраторы   сказок», «Сюжет   и   герои   русских   летописей»,   «М.В.Ломоносов   –   великий россиянин»,   «Герои   басен   И.А.Крылова   в   иллюстрациях»,   «События   и герои сказок А.С.Пушкина в книжной графике», «Словесные портреты и пейзажи   в   повести   “Муму”   глазами   книжных   графиков», «Юмористические   рассказы   А.П.Чехова   в   иллюстрациях»,   «Стихи   о родине и родной природе в иллюстрациях», «Мои ровесники в повести В.Г.Короленко “В дурном обществе”», «Русские поэты XX века о Родине и родной природе», «Герои произведений Джека Лондона в экстремальных ситуациях» 2. В форме презентаций: «Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира», «Фантастические   картины   “Вечеров   на   хуторе   близ   Диканьки”   в 1 Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение,  2011 г, стр. 19. 3 иллюстрациях»,   «Жилин   и   Костылин:   два   характера   –   две   судьбы», «Памятники литературным героям» 3. В   форме   спектакля:   «Постановка   по   пьесе­сказке   С.Я.Маршака   “12 месяцев”» 4. В форме праздника: «Путешествие по стране Литературии 5 класса». 2.2. Начало работы по созданию электронного альбома «Художники – иллюстраторы сказок». При   подготовке  электронного   альбома   необходимо   обратить   внимание учащихся на особенности организации, структуру и объем работы, предупредить о тщательном отборе и систематизации найденной информации, все работы в 5 классе   выполняются   под   руководством   учителя.   В   начале   урока   можно предложить   рассмотреть   и   сравнить   две   книги   со   сказками:   первая   –   с иллюстрациями,   вторая   –   без   иллюстраций   ("Какую   книгу   вам   было   бы интереснее читать? Почему? "). Необходимо обратиться к словарю и уточнить, правильно ли учащиеся понимают, что такое "иллюстрация". Заранее учащимся выдаются   индивидуальные   задания   по   поиску   3­4   иллюстраций   разных художников   к   определённым   сказкам   («Царевна   –   лягушка»,   «Иван   – крестьянский   сын   и   чудо­юдо»,   «Солдатская   шинель»,   «Журавль   и   цапля»). Каждая новая страница электронного альбома – иллюстрации к одной из сказок с определением выбора той или иной работы художника, защитой презентаций. В результате индивидуальной работы учащихся создается коллективный проект.  2.3. Организация работы с электронными презентациями. В начале учебного года можно предложить учащимся темы для создания электронных  презентаций.  В процессе   учебной  деятельности  учащиеся  под руководством учителя организуют работу по отбору материала.  Этапы совместной работы учителя с учеником над презентацией:  - - - - - выбор темы; обсуждение плана работы над презентацией; помощь в освоении материала по теме; просмотр отобранного учеником материала, его обсуждение; обсуждение назначения работы, способа использования презентации;  знакомство ученика с соответствующими требованиями к презентации; просмотр готовой презентации и текста комментариев; репетиция выступления; публичное представление презентации учеником; рефлексия. - - - - 4 Необходимо организовать работу с учащимися по оформлению работы. Часто   они   уже   умеют   пользоваться   шаблонами   дизайна,   однако   не   всегда выбранный ими стиль хорошо соответствует теме работы. Важно, чтобы фон слайдов   и   цветовая   гамма   презентации   соответствовали   её   содержанию.   Кроме чувства   стиля   и   вкуса,   нужно   формировать   понимание композиции   слайда.   Соблюдение   границ   объектов,   выдерживание   рамок вокруг   информационных   материалов,   равномерное   размещение   по   всей площади слайда и прочие «мелочи» оформления очень важны для целостного восприятия информации. Большую помощь в этом оказывают обычно макеты разметки сладов.  Своевременно   необходимо   сориентировать   ученика   в   объемах информации, которые целесообразно поместить на том или ином слайде. Это поможет избежать ошибки перегруженности слайда, его трудной читаемости. Как   правило,   школьники,   особенно   те,   которые   только­только познакомились   с   возможностями   пакета   по   разработке   презентаций (например,   Power   Point).   Необходимо   объяснить   ученику,   что   чрезмерное увлечение   средствами   оживления   слайдов   –   дурной   вкус,   частое использование   анимации   не   помогает,   а   наоборот   мешает   воспринять содержание презентации. 2.4. Спектакль. Инсценирование на уроках литературы помогает пробудить и развить несловесные виды восприятия и мышления через слово, потому что словесный художественный образ преобразуется на сцене в пластически выразительный, зримый сценический образ, представляющий героя во всем многообразии его духовных, нравственных и физических возможностей.  В подготовке спектакля можно выделить следующие этапы: - подготовительный  (первичное  чтение, фрагментарное  чтение,  восприятие текста, осмысление, анализ текста), - исполнительский   (интерпретация   художественного   текста,   дополненная элементами театральной технологии: интонирование, мизансцены, эскизы, костюмы, декорации), - репетиционный,                                                            - рефлексия (обмен впечатлениями после просмотра, создание проблемной ситуации,   сопоставление   художественного   текста   и   инсценированного эпизода. - 5 2.5. Урок – праздник. Данный   урок   предполагает   итоговый   контроль   знаний,   требующий серьёзности и подготовленности. Так как в 5 классе учащиеся ещё достаточно серьёзно увлечены игровой деятельностью, любят сказки, поэтому и форма организации урока выбрана не случайно. Организовать праздник по итогам изучения литературы в 5 классе можно в виде викторины, путешествия по станциям,   КВНа,   игры   «Что?   Где?   Когда?»   и   др.  Путешествие   по   стране «Литературия 5 класса состоит из шести пунктов («УНТ», «Древняя Русь», «Басни»,   «Литература   XIX   века»,   «Литература   XX   века»,   «Творческий эпилог»). В процессе игры проверяются базовые знания учащихся 5 класса по литературе:   теоретические   знания   учащихся   (литературоведческая терминология,   родовые   и   жанровые   разновидности   произведений);   знание текстов изученных произведений, биографий писателей и поэтов, историко­ культурных сведений, необходимых для адекватного понимания пройденного материала. Проверяются умение определять главную идею и основные темы произведения; а также способность реализовывать полученные знания, умения и навыки на практике (определение размера и вида рифмы в стихотворении, определение средств выразительности). Данная работа рассчитана также на развитие   творческих   способностей,   речевой   компетенции   учащихся   и познавательной активности. 6 3. Заключение. Проектная   деятельность   способствует   формированию   у   учащихся личной   ответственности   за   результат   учебной   и   внеурочной   деятельности, помогает   приобрести   опыт   самостоятельной   деятельности   по   организации процесса   достижения   результата.   Использование   проектных   технологий помогает сформировать четыре ключевые компетенции: исследовательскую, коммуникативную,   информационную   и   предметную,   а   ведь   именно компетентностный   подход   в   современном   образовании   определяет   уровень образованности   выпускников,   помогает   им   приобретать   не   просто   багаж знаний, но и способность решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.2  2 Коваленко О. А., Шаталова Т. А. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС основного общего образования // Школьная педагогика. — 2016. — №3. — С. 35­37. 7

Проектное обучение на уроках литературы в 5 классе

Проектное обучение на уроках литературы в 5 классе

Проектное обучение на уроках литературы в 5 классе

Проектное обучение на уроках литературы в 5 классе

Проектное обучение на уроках литературы в 5 классе

Проектное обучение на уроках литературы в 5 классе

Проектное обучение на уроках литературы в 5 классе

Проектное обучение на уроках литературы в 5 классе

Проектное обучение на уроках литературы в 5 классе

Проектное обучение на уроках литературы в 5 классе

Проектное обучение на уроках литературы в 5 классе

Проектное обучение на уроках литературы в 5 классе

Проектное обучение на уроках литературы в 5 классе

Проектное обучение на уроках литературы в 5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2017