Проектные задачи, как средства реализации ФГОС.
Оценка 4.8

Проектные задачи, как средства реализации ФГОС.

Оценка 4.8
Семинары
doc
классное руководство
1 кл—4 кл
18.01.2017
Проектные задачи, как средства реализации ФГОС.
В последнее время в педагогических кругах активно обсуждаются вопросы модернизации российского образования, достижения новых образовательных результатов. Все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Проектные задачи, как средства реализации ФГОС..doc
Проектные задачи, как средства реализации ФГОС В   последнее   время   в   педагогических   кругах активно   обсуждаются   вопросы модернизации   российского   образования,   достижения   новых   образовательных результатов. Все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать   необходимую   информацию,   умение   выдвигать   гипотезы,   делать   выводы   и умозаключения.  Общая   дидактика   и   частные   методики   в  рамках   учебного   предмета   призывают   решать проблемы,   связанные   с   развитием   у   школьников   самостоятельности   и   стремления   к саморазвитию. А это предполагает поиск новых форм и методов, обновление содержания образования. "Признанными подходами здесь выступают деятельностно­ориентированное обучение;   обучение,   направленное   на   решение   проблем   (задач);   проектные   формы организации обучения"¹.   В проектах образовательных стандартов особое внимание уделяется универсальным учебным действиям на всех этапах общего образования, впервые рассматривается такое общеучебное, рефлексия.  универсальное действие, учебное как             Рефлексия учащимися по поводу своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности:  осознание учебной задачи (Что такое задача? Какие шаги необходимо осуществить для решения любой задачи? Что нужно, чтобы решить данную конкретную задачу?)  осознание  цели  учебной  деятельности (Чему  я научился  на уроке?  Каких целей добился? Чему можно было научиться еще?) Решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности младшего школьника  в   рамках  отдельных   учебных   дисциплин,  с  использованием  только  классно­ урочной   формы   организации   образовательного   процесса,   провести   оценку   полученных результатов,   используя   только   тестовые   проверочные   работы   и   пятибалльную   систему оценки,   практически   невозможно. Необходимо  осуществлять  поиск  способов  и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов.    Одной   из   таких   форм   является   проектная   деятельность. Однако   проектная деятельность играет ведущую роль в основной школе. В начальной школе могут возникнуть только   ее   прообразы   в   виде   творческих   заданий   или   специально   созданной   системы проектных задач.    Что такое проектная задача? Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через   систему   или   набор   заданий   целенаправленно   стимулируется   система   детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребенка результата   («продукта»),   и   в   ходе   решения   которой   происходит   качественное самоизменение группы детей. Проектная задача носит принципиально групповой характер. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и данных.  требуемых выполнения для их         Данный тип задач имеет следующие педагогические эффекты:  Обеспечивает сотрудничество детей между собой, определяет место и время для наблюдения за деятельность учащихся в группе и ее экспертных оценок; Учит способу проектирования через специально разработанные задания.  В   ходе   решения   системы   проектных   задач   у   младших   школьников   могут   быть сформированы следующие способности:  рефлексировать   (видеть   проблему,   ошибки,   анализировать   сделанное   –   почему получилось, почему не получилось); целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности); моделировать   (представлять   способ   действия   в   виде   схемы­модели,   выделяя существенное и главное); проявлять инициативу при поиске способов решения задачи; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою      позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Проектные   задачи   имеют   творческую   составляющую. Решая   их,   дети   не ограничиваются рамками обычного учебного задания. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, фантазию, помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат детей   видеть   и   слышать   друг   друга,   управлять   собственным   поведением   в   групповой работе.  Проектная   задача   ориентирована   на   применение   учащимися   способов   действий, средств   и   приемов   в   ситуациях,   по   форме   и   содержанию   приближенных   к реальным. Результатом такой задачи, во ­ первых, может быть текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков. Во­вторых,   это   нематериальный   «продукт»   ­   качественное   изменение   самого   ребенка (группы детей).    В проектной задаче должна быть описана проблемная ситуация, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации. Проблемная ситуация должна быть такой, несколько.  решения чтобы было       путей   её     Проектная задача должна содержать несколько заданий, которые должны быть выполнены группой   детей.   Количество   заданий   в   проектной   задаче   –   это   количество   действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена. Решить задачу ­ означает создать   какой­то   реальный   «продукт»,   который   можно   представить   публично   и оценить.  Проектная   задача   отличается   большим   объемом   и   неоднородностью материала. Описание жизненной ситуации может быть представлено в виде единого текста или отдельных отрывков с множеством различных данных, в том числе избыточных, не имеющих   отношения   к   конкретной   ситуации.   В   то   же   время   информация   может   быть неполной, недостаточной, что вынуждает детей самостоятельно обращаться к справочной литературе,   и   к   собственному   жизненному   опыту.    возможно,   а, Форму представления результата работы ученик выбирает самостоятельно и может использовать   при   этом   различные   текстовые,   знаковые,   графические   средства. При решении проектной задачи используется работа в малых группах (в отдельных случаях ­ в парах). При этом проявляются  умения планировать ход решения задачи, адекватно распределять   работу   между   членами   группы,   осуществлять   взаимопомощь   и взаимоконтроль.  После изучения темы учителю недостаточно провести одну проверочную работу, чтобы составить   ясное   и   полное   представление   об   уровне   усвоения   школьниками   учебного материала, формирования коммуникативных навыков. Создав на уроке нестандартную ситуацию, учитель сможет более объективно оценить знания детей и определить их проблемы. Для   педагога   важно   найти,   придумать   такую   ситуацию,   которая   была   бы интересна детям. Окунувшись с головой в проблему, дети не подозревают, что именно диагностирует учитель, они увлечены решением задачи, работают не «на учителя», а на свою общую цель, и, тем самым, не задумываясь об этом, демонстрируют свои истинные предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо более полном объеме.Зачастую именно в такой обстановке раскрываются учащиеся, на обычных уроках находящиеся в   тени. Проектные   задачи   являются   эффективным   средством   создания   таких нестандартных ситуаций.    По типу проектные задачи бывают предметными и межпредметными, разновозрастными и одновозрастными.   В   любом   случае, главное   условие,   позволяющее   отнести   задачу   к классу проектных, ­ это возможность переноса известных детям способов действий (знаний   и   умений)   в   новую   для   них   практическую   ситуацию,   где   итогом   будет реальный   детский   «продукт».   Подобные   задачи,   как   правило,   занимают   несколько уроков.  В   1­3   классах   основная   педагогическая   цель   проектных   задач   –   способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Именно такие задачи дают учителю возможность наблюдать за способами работы отдельных учащихся и целой группы школьников. К такой работе можно привлекать учителей, родителей, старшеклассников.  Эксперты на протяжении всех этапов наблюдают за процессом решения задачи, ни в коем случае не вмешиваясь в него, и фиксируют свои наблюдения в экспертных листах. В своих публичных  выступлениях   эксперты  отмечают  как  положительные,  так  и  отрицательные примеры   работы   групп   школьников.   Такие   выступления   проводятся   после   презентации учащимися   результатов   своих   работ   над   проектной   задачей.   Анализ   учителем   всех экспертных   листов   после   решения   проектной   задачи   дает   полную   картину   того,   как строили   свою   работу   школьники   на   всех   этапах   принятия   решений.  Сколько   проектных   задач   должно   быть   в   учебном   году,   где   их   место   в   учебном процессе? На   один   предмет   приходится,   исходя   из   количества   учебных   задач   и   фаз учебного   года,   минимум   4­5   проектных   задач:   одна   задача   (предметная   или межпредметная) в фазе запуска, 2 предметные проектные задачи в фазе решения учебных задач   и   1   проектная   задача   (предметная   или   межпредметная)   в   рефлексивной   фазе. Межпредметные   и   разновозрастные   проектные   задачи,   а   также   время   их   проведения должны   быть   согласованы   между   учителями   начальной   школы. Для   проектных   задач должно   быть   предусмотрено   время   в   календарно–тематическом   планировании (образовательной   программе)   учителей   начальной   школы. На   решение   предметных проектных задач требуется два урока, на решение межпредметных задач – по два урока ежедневно   в   течение   недели.   Такие   «недели   проектных   задач»   в   начальной   школе становятся кульминационными точками учебного года. В это время учащиеся и педагоги начальной   школы   имеют   возможность   подвести   промежуточные   итоги, продемонстрировать свои результаты, уйти от конкретных уроков и учебных дисциплин. В общей   сложности,   на   решение   проектных   задач   по   одному   предмету   в   течение учебного года потребуется 20­30% учебного времени. Однако  эти  «потери»   учебных часов (когда не изучается материал в рамках обычного урока) оправданы тем, что задачи современной   начальной   школы   связаны   не   только   с   приобретением   знаний,   умений   и навыков,   но   и   с   проявлением   этих   знаний,   умений   и   навыков   в   новом   качестве.  Таким образом, введение в начальную школу проектных задач как прообраза проектной деятельности   потребует   и   от   учителя,   и   от   администрации   школы   изменений образовательной   среды   школы,   поиска   эффективных   технологий,   которые   позволят высвободить   учебное   время   для   решения   новых   образовательных   результатов.  Выводы Одной   из   главных   задач   начальной   школы   является   формирование   группы   детей   как учебного   сообщества.   Местом   рождения   учебного   сообщества   является   1   класс. Если учитель откладывает задачу организации учебного сотрудничества хотя бы на год, то возникают   дополнительные   трудности:   ему   приходится   не   только   учить   детей сотрудничеству,   но   и   переучивать,   преодолевать   стереотипы   фронтального обучения. В   связи   с   этим   организация   групповой   работы   учащихся   является   особой педагогической учителя.  задачей       работа   позволяет:  Групповая а) детям:   б) учителю   получить эмоциональную поддержку; попробовать   свои   силы   в   ситуации,   где   нет   давящего   авторитета   учителя   и внимания всего класса;  приобрести опыт выполнения важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование); использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения; сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», одновременно строить личностно­ эмоциональные и деловые отношения детей;  вести систематическое наблюдение за формированием учебного сотрудничества в классе. Разные   способы   группового   взаимодействия   учитель   может   отслеживать   с   помощью специальных проектных задач, которые можно вводить в учебный процесс уже с первой класса.  четверти 1             хочу статью Свою Выготского:  «То,   что   дети   могут   сделать   вместе   сегодня,   завтра   каждый   из   них   сможет   сделать самостоятельно». __________________________  ¹ Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к завершить словами   Л. мысли.   Пособие   для   учителя/   Под   ред.А.Г.   Асмолова.   ­   М.:   Просвещение,   2008.  Используемая литература: Проектные   задачи   в   начальной   школе:   пособие   для   учителя/   А.Б.   Воронцов,   В.М. Заславский и др.– М.: Просвещение, 2011.   Проектные задачи в начальной школе. Посредством каждой предметной области в начальной школе важно решить проблемы,  связанные с развитием у младших школьников умений и навыков самостоятельности и  саморазвития. Поэтому приоритетом начального общего образования в ФГОС является  формирование общеучебных (универсальных учебных действий) умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых предопределяет успешность всего  последующего самообразования. Выпускник начальной школы должен уметь пользоваться  арсеналом различных учебных средств, в том числе, в новой незнакомой нестандартной  ситуации. Дети от природы­народ любознательный и интересующийся. Однако, как показывает  практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно  становится всё менее и менее заметным. У маленьких учеников Спросил художник Токмаков: "А кто умеет рисовать?" Рук поднялось­не сосчитать. Шестые классы. Токмаков И тут спросил учеников: "Ну, кто умеет рисовать?" Рук поднялось примерно пять. В десятом классе Токмаков Опять спросил учеников: "Так кто ж умеет рисовать?" Рук поднятых и не видать. А ведь, ребята ,в самом деле Когда­то рисовать умели, И солнце на листвах смеялось. Куда всё это подевалось? (Валентин Берестов) У современного учителя есть множество возможностей для того, чтобы избежать столь  печального развития событий. Один из эффективных способов формирования  самостоятельности и развития познавательных умений­метод проектов. Сегодня всё более признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными  знаниями и навыками. В системе образования начинают преобладать методы,  обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности  учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. С введением новых  образовательных стандартов главными становятся следующие ценностные ориентиры  начального образования:  Формирование доброжелательности, доверия и внимательности к людям,  готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, то в ней нуждается;  умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное  мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; Развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности,  мотивов познания и творчества;   Формирование способности к организации своей учебной деятельности  (планированию, контролю, оценке);  Формирования самоуважения и эмоционально­положительного отношения к себе,  готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим  поступкам и умения адекватно их оценивать;  Развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности  за их результаты;  Формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей,  готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма. Необходим поиск новых способов и форм организации образовательного процесса, с  помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. Одной из таких  форм является проектная деятельность. Однако проектная деятельность своё центральное  место занимает в основной школе. В начальной школе могут возникнуть только её  прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. Проектная задача­это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути  достижения результата в виде реального "продукта". Фактически проектная задача задаёт  общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного)  результата. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи  школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и  требуемых для их выполнения данных. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть  сформированы следующие способности:    рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное­почему получилось,  почему не получилось; видеть трудности, ошибки); целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности);  моделировать (представлять способ действия в виде схемы­модели, выделяя всё  существенное и главное);   проявлять инициативу при поиске способа решения задачи; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою  позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других). Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками  обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи  поддерживают детскую индивидуальность. Они помогают сложиться учебному  сообществу. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация  группы и каждого внутри её, управление собственным поведением в групповой работе. Как же устроена проектная задача? Основные этапы любого проекта. 1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы)­исследовательской,  информационной, практической. Надо ли её разрешать и в чём проблема?  Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей её преодоления было  "несколько". 2. Формулирование принципов отбора целей. Зачем двигаться в этом направлении? 3. Планирования действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого  проекта, в частности с определения вида продукта. Куда придём в итоге? 4. Поиск средств, возможных путей решения­перевод проблемы в задачу. Задача  должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной  ситуации. 5. Выбор средств решения проблемы. Что будем делать и каким будет результат?  Количество заданий в проектной задаче­это количество действий, которые  необходимо совершить, чтобы задача была решена. 6. Решение проблемы (реальное продуктивное действие). Создание какого­то  реального "продукта", который можно представить публично и оценить. 7. Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой. Разрешили ли мы  проблему? Место сборки "продукта", оформление итогового результата. 8. Представление окружающим полученного результата("продукта")в виде различных  текстовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жёстко  определённую форму ответа. В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или  области знаний, к которым относятся те или иные задания. Школьники находятся в  состоянии неопределенности относительно способа решения и, тем более, конечного  результата. Решение проектной задачи требует коллективно­распределённой деятельности  учащихся­работы в малых группах (в отдельных случаях в парах). Не секрет, что после изучения темы учителю недостаточно провести одну проверочную  работу, чтобы составить ясное и полное представление об уровне усвоения школьниками  учебного материала, формирования коммуникативных навыков. Создав на уроке  нестандартную ситуацию, учитель сможет более объективно оценить знания детей и  определить их проблемы. Для педагога важно найти, придумать такую ситуацию, которая  была бы интересна детям. Окунувшись с головой в проблему, дети не подозревают, что  именно диагностирует учитель, они увлечены решением задачи, работают не "на учителя", а на свою общую цель и тем самым, не задумываясь об этом, демонстрируют свои истинные  предметные знания. Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными. В любом случае главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных,­это  возможность переноса известных детям способов действий(знаний и умений) в новую для  них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский "продукт". В 1­3 классах основная педагогическая цель проектных задач­способствовать  формированию разных способов учебного сотрудничества. Основной метод­встроенное  наблюдение. У эксперта будет карта наблюдения, которая нужны для анализа. В роли  экспертов можно привлекать учителей, родителей, старшеклассников. Обязательно должно присутствовать публичное выступление экспертов, в которых отмечаются как  положительные, так и отрицательные примеры работ групп школьников над проектной  задачей. В 4­5 классах ситуация с проектными задачами меняется. Здесь основной педагогической  целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов  действий в новую для них модельную ситуацию. Способы учебного сотрудничества,  приобретённые в первые три года обучения в школе, становятся средством для  эффективного решения проектной задачи. Сколько проектных задач должно быть в учебном году? Количество и содержание  проектных задач задаётся деятельностной технологией той образовательной системы,  которая реализуется в школе. Например, на один предмет приходится минимум 4­5  проектных задач:одна задача(предметная или межпредметная) в фазе запуска, две  предметные проектные задачи в фазе решения учебных задач и одна проектная  задача(предметная или межпредметная) в рефлексивной фазе. Для проектных задач должно быть предусмотрено специальное время в рабочей программе  учителей начальной школы. Как правило, на решение предметных проектных задач  требуется два урока, на решение межпредметных задач­по два урока ежедневно в течение  недели. Очень важно овладеть основами способа проектирования и сформировать интерес к нему  ещё на этапе начальной школы. Эта цель достигнута с помощью решения проектных задач. Решение проектных задач требует коллективно­распределенной деятельности учащихся.  Поэтому, особую роль проектные задачи играют в становлении учебного сотрудничества в  малых группах. Взаимодействуя в группе, дети приходят к пониманию того, что для  достижения общей цели всем участникам группы необходимо договариваться между собой, вырабатывать общий путь решения задачи, распределять обязанности, осуществлять  взаимопомощь и взаимоконтроль в процессе решения задачи. Решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности,  формированию умений общаться, договариваться со сверстниками. Педагогическая  эффективность решения проектных задач на уроках проявляется и в формировании путем  их решения у младших школьников такой способности, как целеполагание. Ведь для  успешного решения поставленной задачи требуется самостоятельная постановка  учениками цели и следование ей, т.е. её "удерживание". Между тем в традиционном  образовательном процессе начальной школы функции целеполагания, контроля и оценки  остаются исключительно прерогативой учителя. Решение проектных задач в процессе обучения в начальной школе на различных учебных  предметах будет способствовать получению качественно новых результатов в усвоении  учащимся содержания программного материала и заложит основу для эффективного  внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в  подростковом возрасте. Проектная задача как оценочная процедура достаточно эффективна, поскольку она позволяет   не   только   увидеть   сформированность   метапредметных   и   личностных результатов   школьников,   выявить   «сильные»   и   «слабые»   стороны   образовательного процесса. При   работе   с   данной   технологией   для   себя   выделила   сильные   стороны.   Работа   с текстом дает возможность правильно понимать поставленную задачу. Дети стали меньше задавать вопросов, так как всю информацию черпают из заданий. Планируют свою работу, пытаются распределить между собой роли. Мне, как учителю­наставнику, представилась возможность работать со ВСЕМ классом одновременно! Конечно, есть и слабые стороны. На начальном этапе у детей были затруднения в выделении   существенной   информации   в   тексте.   Неумение   самостоятельно   работать   по инструкции. Низкий навык групповой работы. Низкая скорость работы. Слабые стороны выявились   при   подготовке   к   занятию.   Уходит   много   времени   на   поиск   и   разработку проектной задачи. Мало практического материала. На занятии трудно удержать внимание детей и регулировать дисциплину, так как проектная задача носит групповой характер. Работа над задачей, порой, выходит за рамки 40­минутного урока. Какие могут возникнуть риски? Неумелое   использование   технологии   не   приведет   к   результату,   если   задания нелогично   встроены   в   систему   учебных   занятий.   Если   предлагать   детям   однотипные задания, может пропасть интерес к занятиям. Приступая к работе, ребенок должен владеть необходимым   набором   знаний.   В   противном   случае   ему   не   хватит   знаний   и   умений выполнить поставленную задачу. Какие основные пути и средства повышения эффективности РПЗ? Должен быть разработан   методический   комплекс,   который   включает   развернутые   методические разработки   занятий,   согласующиеся   с   темами   по   основным   предметам   (математика, русский язык, литература, окружающий мир, технология). На каждом занятии должны быть раздаточные   материалы,   презентационное   сопровождение. Листы   рассадки   учащихся в классе и оценочные листы по работе в группе. Детей рассаживала в группе по желанию, по индивидуальным особенностям, по степени активности. Каждый раз результаты были разные. И главное, систематичность проведения данных занятий. Начинать всегда трудно, но я вижу результаты своего труда, и это дает силу для дальнейшего творчества!

Проектные задачи, как средства реализации ФГОС.

Проектные задачи, как средства реализации ФГОС.

Проектные задачи, как средства реализации ФГОС.

Проектные задачи, как средства реализации ФГОС.

Проектные задачи, как средства реализации ФГОС.

Проектные задачи, как средства реализации ФГОС.

Проектные задачи, как средства реализации ФГОС.

Проектные задачи, как средства реализации ФГОС.

Проектные задачи, как средства реализации ФГОС.

Проектные задачи, как средства реализации ФГОС.

Проектные задачи, как средства реализации ФГОС.

Проектные задачи, как средства реализации ФГОС.

Проектные задачи, как средства реализации ФГОС.

Проектные задачи, как средства реализации ФГОС.

Проектные задачи, как средства реализации ФГОС.

Проектные задачи, как средства реализации ФГОС.

Проектные задачи, как средства реализации ФГОС.

Проектные задачи, как средства реализации ФГОС.

Проектные задачи, как средства реализации ФГОС.

Проектные задачи, как средства реализации ФГОС.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2017