«Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»

  • docx
  • 17.04.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников».docx

 

«Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»

Вся наша жизнь - череда различных проектов, и задача воспитателя (учителя) научит ребенка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

Проектирование - одна из инновационных технологий, позволяющая скоординировать нам действия в триаде «Педагог - Родители - Дети»

Проект – это практические действия, направленные  на  изучение подразделов  темы, на приобретение новых знаний и навыков деятельности.Особенность взросло-детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме занятия, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс что, естественно сказывается на результатах.

В проектной деятельности ребёнок сталкивается с необходимостью проявлять свою самостоятельность, особенно когда необходимо:

- заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнёрами (детьми и взрослыми);

- открыто и чётко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и себе;

- согласовать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.

По методу проектов начала работать с детьми среднего дошкольного возраста.Это был познавательно- творческий проект «Золотая Осень».Проект был направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Цель:     создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки  совместного проекта «Золотая осень».

Задачи: расширить представления об изменения в природе, об овощах и фруктах - дарах природы, вовлечь и поддерживать интерес детей в исследовательскую работу – проведение опытов и наблюдений.

Мы использовали следующие виды деятельности:

Игровая деятельность:

- Сюжетно-ролевые игры:

- «овощной магазин»

- «семейные заготовки».

Умственное воспитание:

- ребенок и окружающий мир:

Беседы об осени, о съедобных и ядовитых грибах, об овощах, фруктах и ягодах.

Составление детских рассказов по темам: «Наш участок осенью», «Листопад», «Осенний лес».

Рассматривание сюжетных рисунков «Работа на участке», «Уборка урожая в поле», «Дети собирают грибы».

• Дидактические игры:

«Чудесный мешочек» (муляжи овощей и фруктов)

«Что растет на грядке? », «Что растет на дереве? », «Четвертый лишний», «Лото»

• Нравственное воспитание:

- подборка иллюстраций о золотой осени, о труде взрослых осенью, о жизни и подготовке к зиме животных и насекомых, рассматривание и обсуждение их.

• Художественно-эстетическое воспитание.

- ручной труд/конструирование

(осенние букеты, животные)

- рисование (кисть рябины,

осеннее дерево, животные

осенью).

-аппликация (фрукты и овощи,

осенний пейзаж) .

-лепка (фрукты и овощи, цветы)

-музыка (разучивание песен об

 осени, прослушивание) .

Трудовое воспитание:

-сбор природного материала на прогулке (семена цветов, , сбор шишек, листочков для гербария.)

-совместная работа детей с родителями, конкурс поделок из   природного материала «Природа и фантазия»

Дети с удовольствием выполняли задания. Замечая первые попытки детей самостоятельно решить проблему, обязательно поощряла их, что позволяло детям сообщать о их успехах: «Ты быстро придумал! »; «Хорошо, что ты вовремя пришёл на помощь! ». Это помогало детям осознать своё поведение, понять, что он делает правильно, где допускает ошибки.

В результате проекта: у детей сформировались элементарные представления о солнышке; дети освоили различные способы изображения солнышка;

-развились личностные качества, познавательный интерес, активность, любознательность.

- дети получили эмоционально-радостное ощущение от активного участия в совместной деятельности. (взрослые дети, ребенок-ребенок)

В ходе реализации проекта дети расширяли знания об осени, её признаках и явлениях; представления о многообразии и пользе овощей и фруктов. Дошкольники были вовлечены в разговор во время рассматривания картин, таким образом происходило развитие диалогической формы речи, дети учились вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. Дети прочитывали наизусть небольшие стихотворения, исполняли различные образы при пении.

Проект реализовывался, используя дидактические, коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры; непосредственно образовательную деятельность; беседы; рассматривание иллюстраций, открыток; DVD для просмотра презентации об осени; активное взаимодействие с родителями.Конечным продуктом стало развлечение, выставка поделок из овощей «Природа и фантазия».

Проектная деятельность способствует сплочению детского коллектива. В коллективе ребенок учится взаимодействовать со сверстниками; происходит обмен информацией.         Проектирование детской деятельности позволяет систематизировать   все компоненты обучающего процесса, помогает подчинить основную часть самостоятельной, совместной и организованной деятельности единой теме и цели, которые определяются с учетом возможностей дошкольников.