Проектный метод «Права детей среди людей»
Бактыбаева И.Н. воспитатель I категории
ГККП ясли-сад №3 «Күншуақ» г.Нур-Султан
«Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит моральнонравственный климат в обществе в целом».
Н.А.Назарбаев
12 апреля 2017 года была опубликована статья Главы Государства Казахстана, направленная на модернизацию общественного сознания. Сохранить и приумножить духовные и культурные ценности — вот основная цель работы по программной статье президента «Болашаққа бағдар: Рухани жаңғыру» («Курс в будущее: духовное обновление»). Программа «Взгляд в будущее: модернизация духовного сознания» - новый подход к реализации задач, связанных с воспитанием казахстанского патриотизма. В ней нашел отражение социальный заказ государства на воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны. Затрагивая основные аспекты реализации программы «Рухани Жангыру» в нашем детском саду складывается тип образования, ориентированный на развитие личности, её индивидуальности, удовлетворение её образовательной, духовной культуры и жизненных потребностей, т.е. формируется личностно-ориентированный тип образования.Гуманистические технологии ставят воспитателя в позицию творчества и рефлексии, освоения способов индивидуального проектирования своей деятельности.
Выбор темы проекта «Права детей среди людей» обусловлен в первую очередь приоритетным направлением нашего детского сада– социально-правовое воспитание дошкольников.
Творческие проекты «Права детей среди людей» реализовывались в течение двух лет, в средней и старшей группе, с постепенным усложнением.
Работа над проектом в средней группе включала четыре этапа:
1. Предварительная работа.
2. Моделирование проблемной ситуации
3. Реализация проекта
4. Презентация проекта
На каждом этапе планировалась работа с детьми, работа с родителями и работа по созданию развивающей среды и методического обеспечения
1 этап. Предварительная работа.
Содержанием работы с детьми являлось знакомство их с правами и обязанностями. В этом возрасте мы выбрали такие права детей как право на жильё и право на здоровье. Выбор этих прав обусловлен тем что, эти права доступны детям и каждый ребёнок должен знать эти права и чувствовать себя защищённым. Параллельно мы знакомили детей и с обязанностями:
- не причинять вреда своему здоровью и здоровью окружающих квест «Лучики здоровья»
- с уважением относиться к окружающим «Сердце отдаю людям»
- заботиться о своём жилище (поддерживать порядок в своей комнате, помогать родителям).
При знакомстве детей с правами использовались разнообразные формы работы:
- беседы: «Моя семья», «Я- счастливый ребенок», «Без семьи нет счастья». В процессе бесед до сознания детей доводилась значение прав, знакомили с обязанностями.
- чтение художественной литературы И. Алтынсарина: легенда «Кара батыр», сказка «Каракылыш». Цель прочитанных произведений – через сказку показать, как могут нарушаться права и как их можно защитить.
- рассматривание иллюстраций: иллюстрации к сказкам, демонстрационный материал «права детей»;
- театрализованная деятельность; инсценирование сказок «Адам және табиғат», «Алдар косе и жадный бай»
- занятия на тему «Моя семья» (познавательная деятельность).
- просмотр мультфильма «Маугли» (для моделирования проблемной ситуации);
- дидактические игры, сюжетно ролевые игры, праздники и развлечения, досуги.
Содержанием работы с родителями являлось правовое просвещение, знакомство их с «Конвенция о правах ребенка» .Для этого использовались:
- консультации. «Роль семьи в социально – нравственном воспитании», «Реализация прав ребёнка в дошкольном образовании учреждении и в семье»». Цель этих консультаций помочь родителям познакомиться и правильно реализовывать права детей;
- стендовая информация: «Воспитание любовью», « Ребенок учиться тому, что любит он в своем дому» .Повышение педагогической компетентности родителей.
Большую помощь оказали родители в создании альбомом «Счастливая семья», «Я и мой дом», «Вместе дружная семья», «Біз бергеміз»и т.д. Проявили большую активность родители в проведении досугов , развлечений и праздников.
Необходимым условием эффективной реализации проекта является взаимодействие воспитателя с другими специалистами. Проект «Права детей среди людей» предполагал участие методиста (разработке методического обеспечения), психолога (контроль за психологическим благополучием детей, профилактика перегрузок в процессе реализации проекта), муз. работника. Под лозунгом: «Болашаққа бағдар: Рухани жаңғыру» с детьми была поставлена музыкальная композиция «Мы- дети солнца!».
2 этап. Моделирование проблемной ситуации.
Для моделирования проблемной ситуации использовался персонаж сказки Р.Киплинга «Маугли» - мальчика, выросшего не среди людей, а среди зверей в джунглях. Постановка проблемы производилась путем погружения в игровую ситуацию. В группу пришло письмо от Маугли, который в младенчестве попал в джунгли и провёл там много лет. Живя с дикими животными, он не знал элементарных правил поведения с людьми, не говоря о своих правах и о правах других людей. Мы обсудили эту проблему, можем ли мы помочь Маугли узнать о правах детей, каким образом и определили конечную цель: сделать для Маугли книгу о правах детей в мире людей, фотоальбомы и альбомы детских рисунков, отражающих права детей, изготовить макет улицы с домами, где живут дети.
3 этап: реализация проекта:
Для реализации проекта распределили между детьми кто, чем будет заниматься. При распределении видов деятельности учитывались инициатива и возможности каждого ребёнка. Это необходимо для того, что бы создать ситуацию успешности каждому участнику проекта. Всего в проекте принимали участие 12 человек.
Виды деятельности распределили следующим образом. 6 детей составляли книгу. Для изготовление книг были взяты листы ватмана размером А 1, на которых были изображены иллюстрации сказок, отражающие права детей. Участие детей заключалось в отборе и разукрашивании этих иллюстраций. Разукрашивание проводилось при организации самостоятельной деятельности детей. 6 детей занимались изготовлением макета. Каждый из детей нарисовали вместе с родителями свою семью, свой дом, отдых. В группе мы составили альбомы с детскими рисунками, к ним были приложены фотографии дома, семьи, и как дети отдыхают.
4 этап — презентация проекта.
Совместно с детьми и родителями подготовили и провели презентацию, на которой, дети и родители представили результат совместной продуктивной деятельности, способствующий решению проблемы – познакомить Маугли с правами детей. Презентация в прошла в виде итогового занятия, на котором дети показали свои знания о правах и оказали Маугли помощь которую обещали.
Проектная деятельность вызвала интерес и у детей, и у родителей, желание продолжить работу в этом направлении. Живое внимание и интерес вызвала именно сама форма проектного метода. Это послужило основанием для продолжения реализации проектного метода как средства правового воспитания в старшей группе.
Задачи проектного метода остались теми же. А вот права мы добавили.
- право на образование;
- право на жизнь.
Выбор этих прав был обусловлен тем, что дети идут в школу. Необходимо выработать положительные эмоции к школе, заинтересовать, вызвать желание учиться. С поступлением в школу связано и другое право – право на жизнь. Детям придётся сталкиваться с потенциально опасными для их жизни ситуациями - оставаться одним дома, самостоятельно ходить в школу и домой, вступать во взаимодействие с посторонними людьми
Работа над проектом в старшей группе так же включала четыре этапа.
1. Предварительная работа.
2. Моделирование проблемной ситуации
3. Реализация проекта
4. Презентация проекта
На каждом этапе как и в средней группе планировалась работа с детьми, работа с родителями и работа по созданию развивающей среды и методического обеспечения. Изменилось содержание форм работы, использованных в средней группе, добавились другие формы работы: экскурсии, практикум для родителей.
1 - этап предварительная работа:
На первом этапе изменились содержание бесед :«У родного очага», «Семейный быт», «Я- будущий первоклассник»,тематика консультаций с детьми и родителями «Семейное древо», «Семья- драгоценная чаша».
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважение и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Для этого организуется – поисковая деятельность детей «Рассказ аксакала» «Семейные традиции» (работа в группе по разрешению ситуаций), создаются условия для продуктивной деятельности (изготовлением альбомов «Мои любимые», «Время и мы», их презентация).
- художественное слово.
2- этап моделирование игровой ситуации:
Если в средней группе дети получили звуковое письмо от Маугли, то в старшей группе Маугли сам пришел в гости к детям. Он хотел познакомиться с ребятами, которые рассказали ему о правах и поблагодарить за чудесную книгу. Дети поделились с Маугли тем, что они начинают готовиться к школе, потому что все дети имеют право на образование. Маугли совершенно не знал, что все дети достигшие шести лет идут в школу и не понимает для чего это нужно. Дети решили помочь Маугли понять, зачем нужно учиться и зачем человеку право на образование.
Мы обсудили проблему и определили конечную цель - убедить Маугли в необходимости учиться.
3 этап реализация проекта:
Для реализации проекта мы определили, что нам необходимо посетить школу. Если в средней группе в проекте участвовали 12 человек, то в старшей участие принимали все дети, так как все дети после выпускного шли в школу. Всем детям необходимо познакомиться со школой. Были организованы экскурсии в школу: 1 сентября на линейку, и в учебное время. Детям была предоставлена возможность посидеть за партами, поработать у интерактивной доски, с ноутбуками. В процессе экскурсий дети наглядно получали опыт перехода дороги, наблюдали за движением транспорта, сигналами светофора. Закреплялись навыки безопасного поведения на улице. Особое внимание уделялось формированию навыков безопасного поведения при взаимодействии с незнакомыми людьми. Знакомить с опасными ситуациями, возникающими дома и на улице. Учить правильно себя вести: вовремя распознать опасность, принимать меры предосторожности. Уметь защищать себя. После экскурсий проведены беседы: «Что тебе понравилось», «Хотите ли вы в школу». Рассматривали иллюстрации «Алпамыс идет в школу», заучивали стихи о школе.
В результате работы над проектом были создан фото альбом «Мы на экскурсии в школе», организованна выставка детских рисунков «Скоро в школу», разработан кодекс школьника (правила поведения школьника). Но самым главным результатом является формирование учебной мотивации, положительного отношения к школе.
4 - этап презентация:
Презентация представляла собой развлечение на которое был приглашён Маугли. Дети объяснили Маугли, что школа это необходимо и наглядно показали, что было бы, если б не было школ. В процессе праздника Маугли понял и согласился идти в школу вместе с детьми. Во время презентации была затронута тема безопасности и права на охрану жизни и здоровья. Дети предложили Маугли остаться навсегда с людьми, так как в джунглях его подстерегают множество опасностей, угрожающих его жизни и здоровью. А в нашем обществе заботятся о жизни и здоровье детей: дети учатся безопасному поведению дома, на улице, правильному обращению с огнем, способам самопомощи и умению позвать на помощь в опасной для жизни ситуации. учат правилам безопасной жизни деятельности, есть специальные люди которые: заботятся о жизни и здоровье детях – милиционеры, пожарники, врачи, воспитатели, родители.
В результате я сделала выводы:
1.Использование метода проектов в практике дошкольных учреждений является подготовкой детей к проектной деятельности в начальной школе.
2.Проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность воспитанников и учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного результата и его публичного предъявления.
3.Метод проектной деятельности можно использовать в работе с дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
4. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Проектный метод «Права детей среди людей» способствовал развитию познавательного интереса дошкольников к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогло почувствовать им свою значимость, ощутить себя полноправными участниками событий, способствовало усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею».
Коллективный характер всех этапов работы над проектом позволил каждому ребенку увидеть себя в проекте, оценить свое личное участие, убедиться в пользе общих усилий для достижения единой цели.
Так как программа «Рухани жанғыру» построена на национальных, общечеловеческих, культурных ценностях, которые должны стать основными жизненными ориентирами для обучающихся, ценностях, определяющих жизненный путь, помогающих стать патриотами, активными гражданами своей страны, то реализация программы модернизации общественного сознания позволяет консолидировать общество, объединить родителей и детей, педагогов и родителей. Эмоциональное общение, участие в общем деле способствует сплочению коллектива взрослых и детей вокруг идей, провозглашенных Первым Президентом Республики Казахстан.
Тем не менее, в процессе работы над реализацией проектов пришлось столкнуться с некоторыми проблемами:
1. Изъявили участвовать в проекте дети, у которых хорошо развита речь, а остальных пришлось постепенно привлекать, заинтересовывать игровой деятельностью.
2. В проекте участвуют не все дети группы, поэтому знания, которые давались детям, участвовавшим в проекте, давались остальным в свободное время.
3. Мотивация родителей не всегда шла успешно. Взрослые ссылались на нехватку времени, неумение изготовить ту или иную работу. В индивидуальных беседах разъясняла значение проектного метода для развития речи детей, опиралась на более активных родителей, которые своим примером заражали других.
4. Анализируя знание детей, их практическое применение в детском саду и дома, пришла к выводу, что права дети умеют применять, но об обязанностях забывают. Поэтому следует больше внимания уделять обязанностям, как в семье, так и в обществе.
Рекомендации педагогам по использованию проектного метода в своей работе.
1. Работа должна быть организована так, чтобы каждый ребёнок участвовал в ней с желанием, проявлял инициативу, чувствовал, что его работу никто кроме него сделать не сможет.
2. Детям нужна свобода выбора, в котором проявляется индивидуальность каждого ребёнка. В процессе проекта проявляются черты характера, психологические особенности детей.
3. Для любого педагога важен вопрос: что же делать, если родители не захотят участвовать в проекте? Главным здесь являются искренняя заинтересованность педагога, его творческий потенциал и умение увидеть, услышать, и даже почувствовать, что интересно детям, куда они хотят «отправиться», какие новые открытия .
Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого.
Марк Аврелий
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. 1. Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», 12.04.2017 г. // www.akorda.kz
2. Давыдова «Беседы об ответственности и правах ребенка». ТЦ сфера, 2008 г.
3. Зеленова Н.Г. «Я – ребенок и я имею право». Издательство 2 Скрипторий, 2003 г».
4. Козлова С.А. Программа социального развития «Я – человек».
5. Конвенция о правах ребенка. Москва. Издательский дом ИНФРА, 2003 г.
6. Миков П.В. « Права вашего ребенка» педагогическое общество России, 2005 г.
7. Миков П.В. «Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе». Педагогическое общество России, 2005 г.
8. Шорыгина Т. А. «Беседы о правах ребёнка». Творческий центр. Москва, 2008 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.