"Проектный метод деятельности старших дошкольников"
Оценка 4.7
Документация
docx
воспитательная работа
Детсад
05.09.2018
В проектной деятельности можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.Проектная деятельность как специфическая деятельность творчества, является универсальным средством развития ребенка. Проектная деятельность в обучении содержит в себе – игровую сущность; потребность создания своей предметной среды. Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей, которые бывают, бояться высказывать свое мнение.
проектный метод.docx
Проектный метод в деятельности старших дошкольников
Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста
является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности
ребенка в системе дошкольного образования. В ходе проектной деятельности дошкольник
исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям
выбирает оптимальный способ решения.
Проект это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская
самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели,
это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это звено
в системе воспитания, в цепи развивающей личность программы.
В своей работе педагоги МБДОУ «Детский сад №16 «Рябинушка» города Шумерля
Чувашской Республики активно используют исследовательские, проектные методы обучения.
В нашем арсенале их немного, но ведущее место занимает исследовательская деятельность
воспитанников. Главной идеей исследования в образовании является то, что оно направлено
на развитие личности воспитанников и на получение объективно нового результата, как в
"большой" науке. Учить исследованию надо уже в детском саду, именно на этом этапе
образовательная деятельность является ведущей и определяет развитие главных
познавательных способностей личности ребенка, инициирует детей к познанию мира, себя и
себя в этом мире.
Основные принципы нашей работы –доступность, добровольность, субъектность,
деятельностный и личностный подходы, преемственность.
Цель: создание условий для успешного освоения детьми основ исследовательской
деятельности.
Задачи: обучить ребят специальным знаниям, необходимым для проведения
формировать и развивать умения и навыки
самостоятельных исследований,
исследовательского поиска.
Для того, чтобы преодолеть барьер неуверенности перед проведением собственного
самостоятельного исследования, педагогами проводятся занятия в самых разнообразных
формах: игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, коллективные исследования.
Это помогает снять напряжение у детей и ближе подвести их к научному исследованию.
Главное для – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в
своих силах, а также привлечь родителей к участию в делах своего ребёнка.
Работа строится по следующему алгоритму:
1.Беседа с детьми. В непринужденной обстановке ребятам объясняется, что такое
исследование, из каких этапов оно строится. Каждый ребенок пытается ответить на вопросы:
Какие проблемы меня волнуют, на какой вопрос мне давно хочется найти ответ?
Чему я посвящаю свое свободное время?
О чём хотелось бы узнать как можно больше?
Для того, чтобы первые шаги в исследовательской работе были не такими трудными,
на первых занятиях мы уделяем большое внимание развитию творческого мышления.
Специфическая природа творческого мышления определяет нетрадиционный характер
проблемных заданий. Они могут быть такими:
Задание «Употребление предметов». Предлагается ребятам дать всевозможные
способы употребления следующих предметов: 1) пустые стеклянные бутылки, 2) древесные
опилки,3) полиэтиленовые пакеты и др. Через 2 минуты выслушиваются все способы
применения данных предметов. Учитывается количество вариантов и оригинальность.
Задание на умение пользоваться ассоциациями. Ребятам предлагаются называть
слова, сходные по значению с данным словом. Например, «тяжелый»: суровый, трудный,
веский, увесистый и др. 2. Постановка проблемы и выбор темы.
Формулировка темы и выдвижение гипотезы – такие этапы исследования, которые
максимально направлены на развитие творческого мышления, и здесь наша роль сводится к
тому, чтобы помочь детям увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые
темы. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге
интуитивного мышления. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем
большей ценностью она обладает. Выдвинуть гипотезу помогает использование следующих
слов: предположим, допустим, возможно, что, если…
3.Составление плана работы.
Для нас очень важно, чтобы ребята самостоятельно научились планировать ход своего
исследования. Здесь помощь заключается в том, что мы знакомим ребят с различными
методами исследования: наблюдением, анкетированием, экспериментом, моделированием и
другими. На этом очень важном этапе мы формируем и развиваем у ребят следующие
компетенции:
Умение работать с различными литературными источниками;
Умение критически осмысливать материал, представленный в книге, т.е. умение
самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы;
Умение чётко и ясно излагать свои мысли;
Умение работать с реальными объектами как источниками информации;
Умение работать в команде;
Умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
4.Защита исследовательских работ.
Конечно, не у всех ребят сразу получится правильно и грамотно представить
результаты своего исследования. Здесь роль педагогов сводится к тому, чтобы, не обидев
ребенка, аккуратно указать ему на ошибки, дать рекомендации, и, конечно же, похвалить –
потому, что даже маленький результат в детском исследовании – это огромное достижение
для самого ребенка. А иначе быть и не может – ведь он САМ, в ходе собственных изысканий
нашел ответ на интересующие его вопросы!
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность
экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и
коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся
ситуации школьного обучения.
"Проектный метод деятельности старших дошкольников"
"Проектный метод деятельности старших дошкольников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.