"Проектный метод деятельности старших дошкольников"

  • Документация
  • docx
  • 05.09.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В проектной деятельности можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.Проектная деятельность как специфическая деятельность творчества, является универсальным средством развития ребенка. Проектная деятельность в обучении содержит в себе – игровую сущность; потребность создания своей предметной среды. Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей, которые бывают, бояться высказывать свое мнение.
Иконка файла материала проектный метод.docx
Проектный метод в деятельности старших дошкольников Одним   из   эффективных   методов   работы   с   детьми   старшего   дошкольного   возраста является   метод   проектной   деятельности,   который   основан   на   понимании   роли   личности ребенка в системе дошкольного образования. В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный способ решения. Проект­ это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, ­ это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это­ метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это­ звено в системе воспитания, в цепи развивающей личность программы. В своей работе педагоги МБДОУ «Детский сад №16 «Рябинушка» города Шумерля Чувашской Республики активно используют исследовательские, проектные методы обучения. В нашем арсенале их немного, но ведущее место занимает исследовательская деятельность воспитанников. Главной идеей исследования в образовании является то, что оно направлено на развитие личности воспитанников и на получение объективно нового результата, как в "большой"   науке.   Учить   исследованию   надо   уже   в   детском   саду,   именно   на   этом   этапе образовательная   деятельность   является   ведущей   и   определяет   развитие   главных познавательных способностей личности ребенка, инициирует детей к познанию мира, себя и себя в этом мире.  Основные   принципы   нашей   работы   –доступность,   добровольность,   субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность. Цель:   создание   условий   для   успешного   освоения   детьми   основ   исследовательской деятельности. Задачи:   обучить   ребят   специальным   знаниям,   необходимым   для   проведения   формировать   и   развивать   умения   и   навыки самостоятельных   исследований, исследовательского поиска. Для того, чтобы преодолеть барьер неуверенности перед проведением собственного самостоятельного   исследования,   педагогами   проводятся   занятия   в   самых   разнообразных формах: игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, коллективные исследования. Это помогает снять напряжение у детей и ближе подвести их к научному исследованию. Главное для – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в делах своего ребёнка. Работа строится по следующему алгоритму: 1.Беседа с детьми. В непринужденной обстановке ребятам объясняется, что такое  исследование, из каких этапов оно строится. Каждый ребенок пытается ответить на вопросы:  ­ Какие проблемы меня волнуют, на какой вопрос мне давно хочется найти ответ? ­Чему  я посвящаю свое свободное время? ­ О чём хотелось бы узнать как можно больше?  Для того, чтобы первые шаги в исследовательской работе были не такими трудными, на   первых   занятиях   мы   уделяем   большое   внимание   развитию   творческого   мышления. Специфическая   природа   творческого   мышления   определяет   нетрадиционный   характер проблемных заданий. Они могут быть такими: ­Задание   «Употребление   предметов».   Предлагается   ребятам   дать   всевозможные способы употребления следующих предметов: 1) пустые стеклянные бутылки, 2) древесные опилки,3)   полиэтиленовые   пакеты   и   др.   Через   2   минуты   выслушиваются   все   способы применения данных   предметов. Учитывается количество вариантов и оригинальность. ­   Задание   на   умение   пользоваться   ассоциациями.   Ребятам   предлагаются   называть слова,   сходные   по   значению   с   данным   словом.   Например,   «тяжелый»:   суровый,   трудный, веский, увесистый и др.2. Постановка проблемы и выбор темы. Формулировка   темы  и   выдвижение  гипотезы  –  такие  этапы  исследования,  которые максимально направлены на развитие творческого мышления, и здесь наша роль сводится к тому, чтобы помочь детям увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы.     Гипотезы   рождаются   как   в   результате   логических   рассуждений,   так   и   в   итоге интуитивного   мышления.   Чем   большее   число   событий   может   предвидеть   гипотеза,   тем большей ценностью она обладает. Выдвинуть гипотезу помогает использование следующих слов: предположим, допустим, возможно, что, если…  3.Составление плана работы.  Для нас очень важно, чтобы ребята самостоятельно научились планировать ход своего исследования.   Здесь   помощь   заключается   в   том,   что   мы   знакомим   ребят   с   различными методами исследования: наблюдением, анкетированием, экспериментом, моделированием и другими.   На   этом   очень   важном   этапе   мы   формируем   и   развиваем   у   ребят   следующие компетенции:  ­Умение работать с различными литературными источниками; ­Умение   критически   осмысливать   материал,   представленный   в   книге,   т.е.   умение самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы; ­Умение чётко и ясно излагать свои мысли; ­Умение работать с реальными объектами как источниками информации; ­Умение работать в команде; ­Умение сравнивать, классифицировать, обобщать. 4.Защита исследовательских работ.    Конечно,   не   у   всех   ребят   сразу   получится   правильно   и   грамотно   представить результаты своего исследования. Здесь роль педагогов сводится к тому, чтобы, не обидев ребенка, аккуратно указать ему на ошибки, дать рекомендации, и, конечно же, похвалить – потому, что даже маленький результат в детском исследовании – это огромное достижение для самого ребенка. А иначе быть и не может – ведь он САМ, в ходе собственных изысканий нашел ответ на интересующие его вопросы!                        Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные   навыки,   что   позволяет   ему   успешно   адаптироваться   к   изменившейся ситуации школьного обучения.