Проект_Субкультуры в наше время_влияние субкультур на подростка
Оценка 4.9

Проект_Субкультуры в наше время_влияние субкультур на подростка

Оценка 4.9
docx
05.07.2022
Проект_Субкультуры в наше время_влияние субкультур на подростка
Проект_Субкультуры в наше время_влияние субкультур на подростка.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №3

города Галича Костромской области

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный проект

«Субкультуры в наше время: влияние субкультур на подростка»

 

 

 

 

Выполнил:

 Красин Дмитрий,

учащийся 8А класса

 

Научный руководитель:

Сизова Ольга Николаевна

учитель музыки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Галич

2021 год

 

Содержание

Введение. 3

Глава I. Молодежные субкультуры и их роль в современном обществе. 4

1.1.    Что такое субкультура? Как она возникает?. 4

1.2.    Разновидности субкультур и истории их возникновения. 5

1.2.1.    Панки – субкультура борцов с системой и продажностью.. 7

1.2.2.    Эмо – субкультура, основанная на эмоции. 8

1.2.3.    Готы – субкультура темных романтиков. 8

1.2.4.    Металлисты – независимость и свобода как образ жизни. 9

1.2.5.    Анимешники – субкультура из Японии. 11

1.2.6.    Геймеры.. 11

1.2.7.    Фрики. 12

1.2.8.    История возникновения скинхедов. 14

1.2.9.    Воркаутеры (уличные гимнасты, турникмены) 16

1.2.10. Хипстеры.. 17

1.2.11. Ванильки. 17

1.2.12. Корейская волна (халлю) 18

1.2.13. Паркур. 18

1.3.    Влияние субкультур на развитие подростка в современном обществе  19

1.4.    Как помочь подростку избежать опасности?. 21

Глава II. Исследование общей осведомлённости учащихся лицея о различных субкультурах. 23

Выводы.. 23

Заключение. 26

Список литературы.. 27

Приложения. 28

 

 

 

Введение

Время стремительно летит и мир подстраивается под его изменения. Однако всегда были те, кто считал нужным придерживаться выбранной идеологии, бросая вызов большинству окружающих. В ХХ столетии такие индивидуумы объединились под термином «субкультуры», и активно продолжают развивать свои сообщества.

В последнее время все больше подростков и вообще молодежи становятся представителями различных субкультур, или, по-другому – неформалами, причем не только своим внешним видом они выделяются из «серых масс». Представители различных субкультур по-разному воспринимают общество, какие-то субкультуры даже представляют для него опасность. Образ жизни, поведение, внутренний мир, круг общения, мысли, чувства, желания. Все это зависит от субкультуры. Можно сказать, что субкультура управляет человеком. Значит, что субкультуры сильно влияют на подростков. Какие-то субкультуры оказывают положительное влияние на несформировавшуюся психику, какие-то субкультуры  – отрицательное. Поэтому данная тема актуальна в нынешнее время.

     Эмо, готы, панки – многие слышали об этом, но даже не знают, когда и как возникла определенная субкультура. Нам необходимо знать, что представляет та или иная субкультура, как отличить одну от другой, чтобы быть готовыми к встрече с их представителями.

Цель моей работы заключается в изучении различных субкультур современности, изучении их влияния на подростков и выявлении наличия представителей субкультур в моём лицее.

Задачи:

1.     Изучить литературу по теме работы;

2.     Рассмотреть происхождения субкультур;

3.     Научиться отличать субкультуры;

4.     Исследовать общую осведомлённость учащихся о различных субкультурах;

5.     Провести социологический опрос среди учащихся лицея, сделать выводы по его результатам.

6.     Разработать практическое руководство для учителей и родителей «Как быть и что делать, если рядом неформал ...?» и памятку для родителей.

Объект исследования: молодежные субкультуры.

Предмет исследования – воздействие субкультур на подростков.

В основе рабочей гипотезы лежит предположение о том, что существующие молодёжные субкультуры оказывают существенное влияние, в том числе и отрицательное, на социальное воспитание и становление развивающейся личности. В связи с этим предполагается, что, изучив особенности влияния молодёжных субкультур и предпочтений подростков, можно частично регулировать процесс успешной социализации детей, корректировать и ограничивать взаимодействия ребенка с молодёжными субкультурами.

Методы исследования:

1)Теоретические методы исследования – выдвижение гипотезы, анализ литературных источников и ресурсов сети Интернет

2) Эмпирический метод – наблюдение

3) Социальный метод (метод сбора социальной информации) – социологический опрос

4) Статистический метод (сбор и анализ статистических данных)

Теоретическая значимость проекта заключается в возможности использования этого проекта для изучения субкультур учащимися самостоятельно.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в практической деятельности педагогов, социальных работников, психологов, родителей и других лиц, участвующих в процессе социализации личности.

Научная новизна моей работы заключается в том, что мною доказано влияние молодёжных субкультур на развивающуюся личность, выявлены основные направления взаимодействия подростка с молодёжными субкультурами, направленность его интересов, основные источники потребления информации, что может быть использовано в последующей корректировочной работе, направленной на характер воздействия молодёжных субкультур и личность самого ребенка.

Глава I. Молодежные субкультуры и их роль в современном обществе

 

1.1.          Что такое субкультура? Как она возникает?

Чтобы исследовать влияние субкультур на подростков, нужно понять, что такое субкультура, и в чем ее отличие от культуры.

«Культура» - совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности: отражающая определенный уровень исторического развития общества и человека; воплощенная в предметных, материальных носителях; и передаваемая последующим поколениям.

А теперь термин «субкультура» из того же источника:

«Субкультура» - система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры.

Субкультура возникает как позитивная или негативная реакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру среди различных социальных слоев и возрастных групп.

Если говорить проще, то субкультура – часть культуры, просто распространена она среди меньшего количества людей, но тоже массовое явление.

Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определённой цели, идее. Вторая особенность этих групп – соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чём-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодёжные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий, антипатий. Некоторые подростки даже не знают, что они состоят в определенной субкультуре, в частности, любители аниме и геймеры.

Субкультура – это весьма распространенное явление, делится на виды, каждый из которых имеет свои особенности и отличия. Как и прочие культурные явления, субкультуры образовались в культурно-насыщенной среде. Случилось это в начале ХХ столетия, в период перенасыщения обществом различными идеями и философскими течениями. В современном мире нельзя заявить, что субкультуры автономны и никак не связаны с прочими. Им приходится взаимодействовать, и в их отношениях нередко появляются конфликты.

Субкультуры очень разнообразны – ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых подростки тянутся друг к другу, образуя группы, течения, направления. Каждая такая группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы.

Возникновение субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие:

1.Социально-экономические причины (безработица, скучная, малоинтересная работа).

2. Различия между поколениями.

3. Особенности возрастной психологии. Молодежь эмоциональнее, динамичнее, независимее. У большинства еще нет семьи, профессии, того круга многочисленных обязанностей и обязательств, в который с возрастом попадает всякий взрослый человек.

4. Стремление молодежи создать свой особый мир ценностей, обрести осмысленный и значимый досуг, круг единомышленников, возможности самовыражения.

Далее я рассмотрю подробно каждую субкультуру, ее историю и время особой популярности.

 

1.2.           Разновидности субкультур и истории их возникновения

В рамках молодежной субкультуры принято выделять три направления:

1. Асоциальные молодежные объединения. Они стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу обществу, примерами таких объединений являются панки, рокеры. Нередко они связаны с определенным музыкальным стилем.

2. Антисоциальные объединения. Их протест может принимать социально опасные, агрессивные формы. Они открыто противостоят органам власти. Примером таких объединений является движение скинхедов. Среди них немало приверженцев фашистской идеологии. Современные фашисты выступают против мигрантов, число которых в России резко возросло. Таким образом, существуют объективные проблемы, которые "подпитывают" движение скинхедов. Согласно социологическим исследованиям, в России сейчас не менее 35 тысяч скинхедов, которые выступают под лозунгом "Россия для русских". К ним примыкают подростки 14 - 16 лет, их лидерам не более 20 - 23 лет.

3. Просоциальные объединения. Они приносят пользу обществу. Члены этих объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры.

В списке субкультур имеется несколько видов:

·        По музыкальным предпочтениям

Представители отдельных субкультур зачастую отдают предпочтение разной музыке. Готам нравится – готик-метал, маталлистам - хэви-метал и его виды, панкам – панк-рок, растаманам – регги, эмо – пост-хардкор и так далее.

·        Спортивные субкультуры

Одна из известнейших спортивных субкультур – паркур. Термин обозначает виртуозное искусство перемещения и огибание препятствий в пространстве. Ключевая идея паркура: «границы отсутствуют, есть только препятствия». Паркур стал особо популярен после выхода картин «Тринадцатый район», «Ямакаси».

Футбольные болельщики также причисляются к ряду особой спортивной субкультуры. Более организованной группой они стали на рубеже 70-80 годов ХХ века.

·        По стилю

В числе субкультур, выделяющихся по стилю обычно отмечают: Visual kei, милитари, тедди-боев, кибер-готов, модов, стиляг, фриков. Все они имеют собственные отличительные признаки в имидже.

·        По общественным убеждениям

В списке субкультур есть и выделяющиеся по общественным убеждениям: битники, SHARP-скинхеды, RASH-скинхеды, стрейт-эджеры, анархо-панки, яппи, неформалы, нью-эйндж, хаппи.

·        По хобби

Люди, которых объединяет общее специфическое хобби и сопутствующая атрибутика тоже причисляют себя к одной из субкультур. Речь может идти о таких сообществах: байкеры, реконструкторы, геймеры, бибои, ролевики и так далее.

·        По хулиганскому поведению

Больше всего опасений у обычных граждан вызывают представители именно этих субкультур, схожих хулиганским и вызывающим поведением: ультрас, высокоорганизованные любера, руд-бои, футбольные дебоширы, и гопники.

·        По другим признакам

Существует немало молодежных субкультур, объединенных иными увлечениями. В их числе отаку – люди, обожающие и хорошо разбирающиеся в аниме и различной манги. Также довольно примечательны фурри, являющиеся поклонниками антропоморфных существ и причисляющие себя к фурри-фэндому.

         Список субкультур довольно обширен. Я рассмотрю самые популярные из них.

 

1.2.1.   Панки – субкультура борцов с системой и продажностью (приложение 1)

Панки - это музыкальная и глубоко политизированная субкультура, тесно связанная с панк-роком. Они появились во времена упадка экономики Британии и Штатов. Рабочая молодежь уже не могла себе позволить красивую одежду, байки, праздный образ жизни. Рок-н-Рол опопсел и прогнулся под коммерцию. Так родился панк, протестующий против гламура, продажности и, в конце концов, государства.

У панков трудно выделить одну единственную идеологию, потому что как социальный конструкт они развивались, делились, появлялось много направлений. Но, в целом, их объединяет нонконформизм, стремление к личной свободе и независимости, пропаганда принципов DIY (делай сам) и презрение к коммерции. Например, не круто купить нашивку на куртку, а круто ее сделать самому. Важную роль в жизни панка занимает протест. Он может быть культурным, пренебрегающим правилами морали и эстетики или социальным, борющимся за права людей, а может быть и анархистским, противодействующим государственному строю и общественным институтам.

Главный атрибут панков – ирокез. Изначально у панков не было ирокезов. Моду на них ввела британская панк-группа The Exploited в начале 1980-х годов. У первых панков были просто растрепанные волосы, куртки-косухи, металл. Манеру носить кеды ввела группа Ramones, а кожаную куртку популяризировала группа Sex Pistols.

По ходу развития субкультуры ключевым аспектом в имидже панка стала именно провокация. Необходимо было шокировать окружающих своим видом. Важно уходить от принятых в обществе норм, а также быть не похожими на хиппи (не все так пренебрежительно относились к Хиппи, как тут может показаться) и продажных глэм-рокеров. Поэтому они брили виски, красили волосы в кислотные цвета, вставляли в уши булавки и так далее.

Популярны были клетчатые или леопардовые яркие штаны, ботинки, футболки с символикой групп, разные принты. Несомненным атрибутом были разные нашивки на одежде. Это могли быть любимые группы или разные призывы. Причем, нужно было их делать самому, потому что если ты покупаешь нашивку, значит, ты предаешь идеалы DIY. Также распространены рокерские атрибуты — браслеты, ошейники, напульсники, цепи от соседской собаки.

 

1.2.2.   Эмо – субкультура, основанная на эмоции (приложение 2)

Её представителей называют эмо-киды, или, в зависимости от пола эмо-бой, эмо-гёрл. В России приобрела большую популярность в 2006-2008 годах. Представителей этой субкультуры можно увидеть и сегодня.

Выражение эмоций — главное правило для эмо-кидов. Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо-кид — ранимый и депрессивный человек.

Как и все “музыкальные” субкультуры, эмо возникли потому, что возник новый стиль музыки. В 1984 году группа Rites Of Spring начала эксперименты с хардкор стилем, в результате чего появилось новое направление, отличавшиеся резким вокальным переходом, от агрессивного крика до мелодичного пения. Такая музыка создавала сильные эмоциональные колебания, потому была названа эмокор, а позже просто эмо.

Наибольшей популярности, этот стиль, приобрел среди подростков, которые считаются наиболее эмоционально уязвимым и нестабильным возрастным периодом. Внутренние переживания стали выливаться наружу, формируя свой собственный стиль одежды и манеры поведения, в результате чего возникла новая субкультура.

Несмотря на то, что эмокор появился и развивался как подвид панк-рока, ценностные ориентации этих субкультур совершенно различны. В отличие от классических панков, эмо отличает романтизм и акцент на возвышенной любви. Внимание эмо чаще обращено на глубокие личные переживания, чем на общественные события. Идеология эмо - это эмоции.

Чувственное восприятие как основа познания окружающего мира. Эмокиды пропускают через себя, воспринимая слишком близко боль, переживания, грусть, страх, радость, любовь и т.д. В них нет серых будничных ситуаций, все густо приправлено эмоциями. Если радоваться то, прыгая и обнимая окружающих, если грустить, то в депрессии и даже с нанесением себе физической боли. Несовершенство мира, проблемы в личной жизни и в семье ставят уязвимых подростков в депрессию, и мысли о смерти.

Большинство эмо не доходят до самоубийства, хотя у них это и считается нормальным, но существуют неоднократные случаи суицида именно в этой субкультуре. В большинстве эмо мирный народ который больше углубляется в свои эмоциональные переживания чем пытается доказать кому-то что-то.

 

1.2.3.   Готы – субкультура темных романтиков (приложение 3)

Название субкультуры готов и музыкального жанра готик-рок появилось в английском языке в 1980-е. Точное авторство его неизвестно.

Одной из первых групп, получивших ярлык “готической”, была Joy Division — так назвал их критики Мартин Ханнетт и Тони Уилсон. По другой версии, названия происходит от Энди МакЭлиотта, вокалиста готик-роковой группы Sex Gang Children, который получил от Яна Астбэри (Ian Astbury) из Southern Death Cult прозвище “Граф Визигот” а его фанаты – “готы”. В октябре 1983 Tom Vague ссылался на “Орды Готов” в журнале Zig Zag, с этого времени и название и субкультура надежно закрепились. В то время этот эпитет означал скорее “готский”, то есть “варварский”, а не “готический”, но два значения быстро слились.

У готов за два десятилетия сложился достаточно узнаваемый имидж. Хотя внутри готической моды существуют многочисленные направления, их объединяют общие черты.

Основные элементы готического имиджа — преобладание чёрного цвета в одежде, использование металлических украшений с символикой готической субкультуры, и характерный макияж.

Типичная атрибутика, используемая готами — анкх (древнеегипетский символ жизни), черепа, кресты, прямые и перевернутые пентаграммы, летучие мыши.

Макияж используется и мужчинами, и женщинами. Он не является повседневным атрибутом, и как правило, наносится перед посещением концертов и готических клубов. Макияж обычно состоит из двух элементов: белой пудры для лица и тёмной подводки вокруг глаз. В этом отношении он схож с корпспэйнтом блэк-металлистов.

Прически в готической моде достаточно разнообразны. В эпоху пост-панка основным видом прически были средней длины растрепанные волосы. Но в современной субкультуре многие носят длинные волосы, или даже ирокезы. Для готов характерно красить волосы в чёрный или — реже — рыжий цвет.

Некоторые готы предпочитают одежду, стилизованную под моду XVIII—XIX вв. (викторианскую и более раннюю) с соответствующими атрибутами: кружева, длинные перчатки и длинные платья у женщин, фраки и цилиндры у мужчин. Встречаются также общие атрибуты с модой металлистов — частое использование кожаной одежды, цепей и металлических аксессуаров.

 

1.2.4.   Металлисты – независимость и свобода как образ жизни (приложение 4)

Наиболее распространена она в северных европейски странах, немного меньше – в Америке, немало есть металлистов, проживающих в южно-европейских странах. Между тем Ближний Восток данную субкультуру принимать не желает. Там ее представители подвергаются преследованию. Встретить их и других неформалов можно лишь в Турции и Израиле. Субкультура, история которой началась еще в прошлом веке, достаточно необычная. В английском языке есть свои аналоги слова «металлисты». Там их называют помешанными на металле, металлоголовыми (metalhead). И такие производные есть практически в каждом языке – они образуются от слова «металл», соединенного со специфическими приставками.

Чем же больше всего отличаются от других неформалов металлисты? Субкультура, какой бы она ни была, чаще всего имеет определенное четкое мировоззрение. У металлистов его нет. Все тексты групп, работающих в этом стиле, говорят о самостоятельности, уверенности и независимости. Многие металлисты 80-х и 90-х делали из личности человека некий культ. Очень часто в песнях звучат призывы к разрушению.

Но не стоит думать, что металлисты призывают к полному уничтожению всего вокруг. Основная мысль – разрушить старое и построить что-то лучшее, новое. Стоит отметить, что далеко не все коллективы увлекаются этой темой.

Металлисты – субкультура весьма неоднозначная. Часто их песни говорят о том, что необходимо уметь быть терпимым, сострадать ближнему своему, придерживаться основных моральных норм поведения. Многие из представителей данной субкультуры являются очень образованными людьми. Большинство из них увлекаются мистикой, фантастической литературой, мифологией и т. д. Многие из них прекрасно играют на музыкальных инструментах, чаще всего на гитаре. Подростки создают собственные музыкальные коллективы. Много чем отличаются металлисты.

Субкультура, признаки которой легко заметить, привлекает многих. На концертах своих любимых музыкальных коллективов поклонники часто громко подпевают, высоко подпрыгивают, размахивают волосами, трясут головой, толкаются и т. д. Постоянно в толпе можно увидеть выброшенную вверх «козу», которая является характерным жестом, присущим всем металлистам. Они вскидывают вверх кулак, оставляя выпрямленными указательный палец и мизинец.

Субкультура предполагает преобладание черного цвета. Для многих людей образ металлиста неразрывно связан с косухой, украшенной огромным количеством цепочек и заклепок. Стоит отметить, что данный стиль стал модным благодаря одному определенному человеку. Роб Хэлфорд, вокалист известной группы Judas Priest, впервые вышел на сцену в черной одежде с украшениями из металла и такого же цвета кепке в 1978 году. Долгое время его стиль оставался неизменным. Также Роб украшал себя огромным количеством шипов и носил ошейник.

Современные металлисты часто носят балахоны и футболки, на которых изображены логотипы либо фото их кумиров. Предпочитают джинсы, армейские штаны, кожаные куртки с заклепками либо нашивками, жилеты, длинные плащи, тяжелую обувь и т. д. Парни нередко отращивают длинные волосы и бороды. Представительницы прекрасного пола носят футболки, кожаные юбки или штаны, высокие ботинки, темные колготки и лосины. Они ярко красятся, акцентируя внимание на губах и глазах. Любимые аксессуары металлистов – тяжелые медальоны и браслеты, цепи, перчатки без пальцев (как у мотоциклистов), банданы, ошейники и напульсники с шипами.

Некоторые представители данной субкультуры любят наносить на свое лицо корпспэйнт. Это специфический грим, в котором преобладают черный и белый цвета. Белый оттенок покрывает все лицо человека, а черным оттеняются губы и глазные впадины. Такая раскраска придает живому человеку черты мертвеца. Между тем далеко не все представители данной субкультуры желают соблюдать такой дресс-код. Несмотря на свою любовь к данному стилю музыки, они продолжают одеваться как большинство обычных людей.

 

1.2.5.   Анимешники – субкультура из Японии (приложение 5)

Субкультура анимешники образовалась в ХХ веке на просторах Японии. Тогда по мангам (комиксы) массово начали выпускаться мультфильмы с необычными героями, которые до сих пор воплощают идеал красоты для всей японской молодежи, например в Токио даже существуют целые центры с товарами, направленными на то, чтобы сделать людей похожими на героев аниме.

В России анимешники появились и в 2000-х на волне популярности мультфильмов «Сейлор Мун», «Покемоны», «Золотой мальчик». На улице анимешников легко узнать: цветные волосы, значки и сумки с изображением героев мультфильмов, готические платья. Безусловно, эта субкультура – прерогатива молодежи, конечно, есть уникумы, которые и в 30 лет увлечены аниме, но такие люди слегка инфантильны, они зависают в детстве. Еще одна черта субкультуры анимешников – музыка J-Rock (Japanrock – японский рок), в которой соединены такие музыкальные направления, как джаз, альтернативный рок и метал. Многие музыкальные группы этого направления используют классические инструменты: фортепиано, скрипку, арфу и традиционные японские инструменты. Аниме сериалы всегда сопровождает характерная музыка, порой она напоминает попсовую песню, а порой поэтичную балладу.

В крупных городах субкультура анимешников является очень сплоченным сообществом, они проводят фестивали косплея и кинопоказы, открывают аниме-клубы. Родителям подростков-анимешников не о чем беспокоиться, ведь предметом увлечения выступают добрые фантастические мультики с наивными героями, некоторые настолько увлекаются культурой Японии, что изучают язык.

 

1.2.6.   Геймеры (приложение 6)

Субкультура геймеров – пожалуй, самая большая из существующих и самая незаметная субкультура в мире. Но те, кто к ней принадлежит порой даже не осознают этого. Геймеры — способны просидеть в одиночестве за компом множество часов подряд без еды и сна проходя новую игру. Средний возраст геймера – от тринадцати до двадцати лет. В основном геймерами становятся пацаны, а девушек в геймерском сообществе намного меньше потому, что программисты, пишущие на C++ игры в основном мужики и игры, в основном делают для пацанов и мужиков.

Геймеры, в отличие от других субкультур не отличаются какими-то особыми мировоззренческими стандартами как киберготы или не притесняют тех, кто отличается от них, как это делают скинхеды. Всё, что их объединяет — это какая либо игра или игровой жанр. Отличить их по внешнему виду от других практически невозможно, а и их пристрастие к игре можно определить разве, из-за бледной кожи потому, что они редко бывают на солнце и синяки под глазами по тому, что геймеры нередко недосыпают. Но такое можно сказать почти про каждого и считать, что эти признаки есть только у геймеров нельзя.

Многие считают геймеров антисоциальными типами, потому, что они живут в виртуальном мире игр. Виртуальный мир настолько увлекателен, что многие геймеры настолько погрузились в него и не меняют его на реальный мир. И действительно, игровой мир становится самой настоящей альтернативой реальному миру. Ведь в игре прыщавый ботаник может стать непобедимым героем и вершителем судеб! А рас так, то зачем ему тогда нужна эта реальность, где его все считают неудачником? Вот почему так и получается — многие дети и подростки и даже взрослые люди всё своё свободное время, тратят на прохождение игр и виртуальный мир, где они могут быть кем захотят. Где, даже совершив ошибку, можно всегда перезагрузится и начать все сначала. Виртуальным мир так глубоко проникает в сознание геймеров, что они даже в жизни они говорят, используя свой жаргон, а их шутки понятны только тем, кто в теме. С развитием широкополосного интернета субкультура геймеров перешла на новый уровень развития! Теперь появились онлайн игры и возможность обсуждать игровые моменты, сюжеты и все, что связано с их любимыми играми, а также возможность проводить соревнования по киберспорту, которые уже давно проводятся на мировом уровне. Ходят слухи, что это стало настолько популярным, что этот своеобразный вид спорта включат в программу олимпийских игр.

 

1.2.7.   Фрики (приложение 7)

Необычные люди, выделяющиеся из толпы, существовали всегда, так же, как и интерес общественности к ним. Слово «фрик» довольно плотно вошло в обывательский лексикон, люди активно употребляют его по отношению к ярким персонажам, которые своим внешним видом сильно отличаются от основной массы. Часто этого звания без разбора удостаиваются чудаки, «городские сумасшедшие», представители практических всех «неформальных» субкультур (будь то готы, панки и проч.). Отношение общественности к ним неоднозначно. Одни откровенно осуждают, другие искренне восхищаются их смелостью и силой духа, третьи проявляют явную агрессию. В любом случае никто не остаётся равнодушным. Эти люди всегда привлекают внимание, вызывают эмоции, на них смотрят, о них говорят.

Дословно фрик означает «уродец» (от англ. «freak»). Изначально так называли людей с  какими-либо физиологическими нарушениями, генетическими заболеваниями. Чтобы считаться фриком, человеку достаточно было иметь какое-то сильное отклонение от нормы во внешности – слишком высокий/низкий рост, большой/маленький вес, буйную растительность на лице и теле и т.п. Такие люди часто выступали в балаганах, так называемых «цирках уродцев», которые были популярны в Америке и Европе, начиная с XIX века. Это и бородатые женщины, и карлики, и чересчур высокие люди (великаны), горбуны, сиамские близнецы, люди, страдающие микроцефалией или не имеющие конечностей, гермафродиты и проч. Серьёзные генетические заболевания делали внешний вид этих людей экзотическим, что всегда привлекало внимание зрителей. «Шоу уродцев» приносили неплохой доход владельцам цирков и просуществовали довольно долго (до середины XX века).

Позже фриками стали называть людей, не имеющих каких-то физиологических особенностей, но шокирующих общество необычным внешним видом или странным поведением. Можно сказать, что одними из первых знаменитых фриков в этом значении слова были: Сальвадор Дали, любивший гулять с муравьедом на поводке и появляться обнажённым в общественных местах; Николай Врубель, красивший волосы в зелёный цвет.

Фрик-культура (фрик-сцена) как субкультура появилась в 60-70-х годах XX века в среде хиппи, панков, рокеров, любителей психоделической музыки и лёгких наркотиков. Цель – противопоставить себя «серой массе», бросить вызов обществу, политическому строю. Члены этого движения называли себя фриками, чтобы подчеркнуть, что они другие. Они были чудаковаты, устраивали лёгкие шалости, хулиганили, носили экстравагантную одежду, делали необычные причёски. Как отдельная субкультура, имеющая чёткую идеологию, просуществовала недолго. Но именно с этого времени слово «фрик» приобретает значение, которое дошло до наших дней.

В современном понимании фрик – это человек, сильно выделяющийся из общества, он шокирует окружающих своим внешним видом (странная, вызывающая одежда, татуировки по всему телу, шрамирование, пирсинг в огромном количестве, всякого рода импланты, рога, нарощенные клыки и проч.). Современные фрики в основном – «freak made», дословно – «сделанные». То есть, если раньше они имели врождённые или приобретённые после какого-то заболевания особенности внешности, то теперь эти люди сами модифицируют свой облик. Помимо экстравагантного, а порой и устрашающего внешнего вида фрики имеют своеобразное мировоззрение и свои собственные, нестандартные взгляды на окружающую действительность, пренебрегают общепринятыми социальными стереотипами. Словом, они моделируют не только свой образ, но и собственный мир, выстраивают свою реальность. Их возраст разнообразен, но начинается всё, как правило, с подросткового возраста. Фрики в большинстве своём миролюбивы, они позитивно настроены к людям, в них нет агрессии. Этим людям необходимо внимание, они яркие экстраверты, в желании привлечь к своей персоне как можно больше взглядов они совершают самые невообразимые чудачества. Чаще фрики не пугают людей, а забавляют, а порой и вызывают сочувствие.

Всех современных фриков можно условно разделить на группы:

«настоящие», убеждённые фрики (люди, имеющие соответствующее мировоззрение, мышление). Для них «фричество» – это образ жизни);

поддавшиеся моде, ставшие фриками «за компанию» (такие обычно поверхностно относятся к фрик-культуре, чаще соблюдают только внешний антураж, не углубляясь в суть);

использующие свою необычность как способ заработка, их чудачества – это сценический образ, источник дохода (музыканты-фрики, блогеры-фрики и т.п.); люди с психическими отклонениями.

В наше время назвать фриков субкультурой в полном смысле этого слова нельзя, так как субкультура подразумевает под собой наличие определенных правил, условий, идеологии, особенностей поведения. Сами фрики никак себя не называют, не являются представителями какого-либо движения, они не объединяются на почве каких-то музыкальных увлечений, политических или религиозных убеждений (в отличие от растаманов, рокеров, готов, кришнаитов, скинхэдов и прочих субкультур, представители которых тоже выглядят довольно экстравагантно). Настоящий фрик свободен, он не вписывается ни в какие строгие рамки, он никому ничего не должен. Основная его задача – эпатировать публику, привлекать как можно больше внимания, бросать обществу вызов, пренебрегая всеми социальными устоями и правилами. А уж как он это будет делать – тут полная свобода самовыражения. Но в любом случае фрик-культура объединяет людей, решивших выделиться из толпы. Фрики устраивают свои вечеринки, фрик-парады, шоу. Так как больше всего фриков в подростковой среде, они предпочитают держаться вместе. Так им проще противостоять общественному мнению, которое, безусловно, оказывает на них определённое давление. И, кроме того, фрикам необходимо общение, а люди традиционных взглядов не всегда оказываются готовы подружиться с ними.

 

1.2.8.   История возникновения скинхедов (приложение 8)

Субкультура скинхедов радикально отличается от любой другой культуры, возникшей под влиянием музыки. Началось все, конечно же, в Англии, в старом добром Лондоне. Что и неудивительно – спокойные и надменные англичане славятся умением основывать дикие и буйные молодежные течения.

Итак, движение скинхедов (skinheads, кожаные головы – англ.) взяло старт с 60-х годов двадцатого века в бедных рабочих кварталах. И произошло оно от очень популярного движения модов (modernist, или, как их еще называли, стиляги), движения teddy boys (а по-русски гопников) и футбольных хулиганов. Носили они тяжелые строительные ботинки, тяжелые куртки докеров — донки, армейские футболки да джинсы на подтяжках. Ничего не напоминает? Совершенно верно, стиль одежды современного скина сформировался на заре движения. Это была типичная одежда лондонского работяги, зарабатывавшего свой хлеб тяжелым физическим трудом. Бритая голова – классический опознавательный знак скина – служила защитой от лишней грязи и пыли, скапливающейся в доках, а также вредных насекомых типа вшей. Вообще головы часто не брили, а лишь подстригали под «ежик». Прозвище «бритоголовый» в те времена было обидным, унизительным, так обзывали работяг.

«Униформа» скинхедов взята у самых истоков движения, а именно у лондонских портовых рабочих. Это тяжелые ботинки, камуфляжные штаны и футболки. Классический вид скина – это черный «бомбер» (широкая тяжелая куртка), синие либо черные джинсы с подвернутыми штанинами, подтяжки и черные «берцы». Естественно, выбритая до блеска голова.

Идеал обуви для скина – это так называемые «гриндера» (ботинки Grinders). Однако стоят они недешево, поэтому в основном ограничиваются военной обувью. Шнурки – отдельная тема в экипировке скина. По цвету шнурков можно определить его принадлежность к той или иной группе движения. Например, белые шнурки носят те, кто убил или участвовал в убийстве «нерусского» человека, красные – антифа, коричневые – неонацисты. Можно, конечно, носить шнурки любой расцветки, не относясь к той или иной группе, но в таком случае скинам, чтущим традиции, на глаза лучше не попадаться. Вообще, одежда скинхеда очень практична – она помогает защититься в драке и существенно утяжеляет удары. Этой же цели служат и атрибуты – металлические цепи, карабины и так далее. Некоторые скины любят нашивки в виде немецких крестов, свастик и тому подобное. Правда, используют их очень редко, ведь в таком случае скин становится легкой добычей милиции, обнаруживая свои ультраправые взгляды.

Многие скинхеды любят татуировки. Их обычно наносят на закрытые части тела, которые не видно под курткой на улице, поскольку по ним легко обнаружить сторонника движения. Тематика тату в основном однообразна – это политические ультраправые лозунги, символы свастики, немецкий и кельтский кресты, изображения самих скинов в различных позах, различные надписи типа “Skinhead”, “White Power”, “Working class”, “National Front” и так далее. За такие татуировки скинхеды часто подвергаются преследованию и насилию со стороны правоохранительных органов, так как они прямо кричат о нацистских убеждениях, поэтому некоторые предпочитают наносить менее очевидные изображения вроде языческих богов, оружия, зверей и так далее.

Идеология движения скинхедов. Скин движение можно разделить на три основных течения – классические скинхеды, наци скинхеды и красные скинхеды.

 Классические скинхеды. Стояли у истоков всего движения, поэтому являются заслуженными ветеранами. Их идеология – противопоставление простого рабочего класса буржуазии, противостояние молодежи родителям. Это отпор власти над бедными и родительским запретам. Это гордость за простых работяг и ненависть к богачам. Классические скины аполитичны. Они пьют пиво и любят футбол – дань футбольным хулиганам, которые оказали серьезное влияние на течение. Ни один классический скинхед не обойдется без хорошей драки – опять же заметно влияние хулиганов. Собственно, больше про это течение сказать ничего особенного нельзя.

Наци-скины или скинхеды-расисты – бич современного общества. Они постоянно устраивают драки, избиения иностранных граждан, акции протеста. Их арестовывают, осуждают, сажают, но они остаются верными своим идеалам. Идея проста – превосходство белой расы и очистка страны от чужеродных элементов. Пользуясь народной неприязнью к иностранцам, скинхеды часто вербуют в свои ряды внушительное количество молодых людей.

Действия скинов находят огромный резонанс в современном обществе – их ненавидят, презирают, пытаются отловить и наказать. Убийства людей, конечно, это есть преступление.

Красные скины, рэдскинс, как их еще называют. Сторонники красного движения выступают против расовых предрассудков и продвигают левосторонние взгляды – коммунизм, классовую борьбу, «фабрики — рабочим» и так далее. Помимо «левых» взглядов, антифа обладают еще одной особенностью. Они ненавидят скинов и проводят акции, направленные на их подавление. Драки между скинхедами и антифа – не редкость сегодня. И опять же, спорный вопрос, как относиться к антифашистам современному человеку. С одной стороны, противодействие расовым убийствам – это, конечно, хорошо. С другой – борьба методами противника бессмысленна. Можно сказать, что антифа создают столько же проблем, сколько создают скинхеды. Более того, борьба рэдскинов подобна открытию «второго фронта» во время Второй Мировой – поздно и малорезультативно. Скинхеды успевают отбивать атаки антифа и планировать собственные расистские акции. Борьба с незаконной деятельностью должна проводиться органами правопорядка, а не группой молодежи, настроенной столь же агрессивно, как и нацисты.

 

1.2.9.   Воркаутеры (уличные гимнасты, турникмены) (приложение 9)

Название произошло от английского «workout», что в переводе означает тренировка. Эти позитивные ребята – приверженцы здорового образа жизни. Их основная цель - красивое накачанное тело, обретение силы и выносливости.

 Времяпровождение воркаутеров подразумевает активные спортивные тренировки. Они занимаются не в фитнес-клубах, а на открытом воздухе. Их можно встретить на дворовых площадках, оборудованных тренажерами, турниками и брусьями. Комплексы упражнений они обычно находят в интернете, предпочитая не тратиться на услуги фитнесс-тренера. У воркаутеров в приоритете здоровое питание, отказ от курения и употребления алкоголя.

Как выглядят? Современные воркаутеры предпочитают спортивный стиль, выбирая одежду известных брендов. Спорт-стайл помогает им подчеркнуть красоту своего тела и выразить социальные взгляды.

 

1.2.10.                      Хипстеры (приложение 10)

Словом «хипстер» (от английского «to be hip» - «быть в теме») изначально называли движение любителей джаза. Современные хипстеры – интеллектуальная, обеспеченная молодежь, следующая прогрессивным тенденциям современного общества.

Хипстеры не представляют жизнь без продвинутых гаджетов и девайсов, преимущественно компании Apple. Они заводят профили во всех популярных соцсетях (Инстаграм, Твиттер), ведут личные блоги. Список интересов этих продвинутых ребят весьма обширен. В него входит альтернативная музыка, авангардное искусство, артхаусное кино.

 Распознать хипстера непросто: в нем есть что-то от эмо, хиппи и панков. Приветствуются длинные волосы, борода у парней, цветные очки с толстой оправой, шляпы. В фаворе винтажная одежда: джинсы-скинни, клетчатые рубашки, ковбойские сапоги, яркие кеды, майки с прикольными девизами, объемные шарфы.

 

1.2.11.                      Ванильки (приложение 11)

Ванильные девушки - новое прочтение образа тургеневской барышни. Хрупкие романтичные особы, грезящие о книжной любви и прекрасном принце. Основная идея субкультуры — женственность во всех ее аспектах. Считается, что это движение стало протестом против вульгарности и мужеподобности современных девушек.

Специфически женское подростковое направление зародилось в начале 2000-х. Название объясняется двояко: любовью к одежде ванильных тонов либо ассоциацией с культовым фильмом «Ванильное небо». Любая субкультура – это, в той или иной мере, бунт против традиционной морали общества. У ванилек он проявляется в уходе в себя, отстраненности, депрессивности, скрытом трагизме.

 В образе присутствует нежный, романтичный стиль. Ванильные девушки любят воздушную одежду пастельных тонов, кружева, каблуки, футболки с надписью «I love NY», принты с британским флагом, вязаные шапочки, угги.

Особенности, которые помогают узнать ванильку: фотоаппарат; модные журналы; пирожные, сахарная вата; неаккуратный пучок волос; легкий макияж; модные большие очки.

 

1.2.12.                      Корейская волна (халлю) (приложение 12)

Одна из самых современных субкультур зародилась в Южной Корее и нашла в России благодатную почву. Она состоит из фанатов корейских музыкальных групп (K-POP). Название «корейская волна» родом из Китая, на который она нахлынула гораздо раньше нас. Сегодня халлю вовсю теснит субкультуру анимешников (отаку) - поклонников японской мультипликации анимэ и комиксов манга.

В чем же секрет такой неимоверной популярности корейских групп во всем мире? Во-первых, их довольно массовый состав: от 5 до 10 человек. Между участниками коллективов существуют сложные отношения, следить за которыми можно как за сериалом. В среде поклонников K-POP ценятся постеры с изображением кумиров. «Корейская волна» также включает в себя увлечение кухней, видео-играми, фильмами и языком Южной Кореи.

Как узнать? Идеальная внешность для поклонников субкультуры выражается понятием «ольджан», что переводится как «красивая мордашка». Так называют людей с огромными глазами, маленьким носом и губами. Кукольные пропорции лица достигаются, как правило, благодаря пластической хирургии и фотошопу.

 

1.2.13.                      Паркур (приложение 13)

Паркур – это одна из субкультур, которая прочно вошла в жизнь многих людей. Нужно отметить, что эта субкультура превратилась для некоторых в стиль жизни. По сути, это способность передвигаться в городских условиях, стараясь сделать путь короче, интереснее и веселее. Так называемыми основателями паркура стали Дэвид Белль и Себастьян Фукан.

 Дэвид Белль и Себастьян Фукан пришли к этому направлению не случайно: оба воспитывались в спортивных семьях, занимались атлетикой и гимнастикой в команде «Ямакаси», где они научились управлять своим телом. Группа становится известной и ее участников приглашают для участия в мюзикле «Notre Dame de Paris». Однако Дэвид и Себастьян отказываются от участия в постановке и начинают заниматься паркуром в чистом виде.

 Они собирали группы трейсеров, объясняли им философию паркура, его особенности и даже давали уроки. Постепенно между ними возникают разногласия, так как Себастьян создает на основе паркура бизнес – берет деньги за уроки, участвует в коммерческих проектах. После съемок фильмов он основывает новое течение фриран. То есть основателями паркура можно считать обоих, но Белль внес в простые гимнастические упражнения еще и собственную философию, создав паркур таким, каким он существует в настоящее время.

 Что может стать препятствием в паркуре, которое необходимо преодолеть? Нужно отметить, что все предельно просто: препятствиями могут быть любые ограждения, перила, стены и даже специально создаваемые конструкции. Нужно отметить, что основание паркура имеет более глубокие идеи, нежели это, кажется на первый взгляд. Итак, это умение владеть своим телом, что в экстремальных ситуациях является жизненной необходимостью.

 В основе паркура лежит даже не сила, а умение применить эту силу в определенной точке пространства без специальных приспособлений. Однако, как и у каждого движения, у паркура есть свои ограничения – это безопасность, простота и эффективность. То есть все передвижения должны быть безопасными для человека, при этом препятствие должно преодолеваться просто и качественно. Все предельно просто, но проделать такие необычные прыжки, висы и прочее не так-то и просто.

 Настоящие трейсеры умеют многое – карабкаться, прыгать, висеть. Но главное стремление трейсера – скорость реакции, умение оценить соответствие своих возможностей и обстановки. Несмотря на такую спортивную основу паркура, в нем нет места соревновательности, желания стать первым. Эти два момента также можно отнести к правилам движения.

 Итак, каковы стремления трейсеров, что они хотят доказать, занимаясь паркуром? В первую очередь основатели советовали познать себя, ощутить гармоничное единение с окружающей действительностью. Гармония должна быть во всем – с окружающим, между телом и духом. После этого необходимо научиться оценивать обстоятельства. Безрассудные действия в этом движении не приветствуются и нужно выбирать только те препятствия, которые действительно преодолимы. Еще одной аксиомой движения можно считать борьбу со своими страхами и недостатками. Поэтому обычно паркуру предшествует йога или единоборства.

 Таким образом, в чистом виде паркур имеет своим особенности, которые не могут заинтересовать. В первую очередь это философская подоплека обычных прыжков и других гимнастических трюков. Кроме того, паркур учит своих последователей многим правилам, которые в современной жизни могут стать определяющими. Конечно, современный паркур имеет разные течения, но в чистом виде он диктует определенные постулаты, которые перекликаются с так называемым списком человеческих ценностей.

 

1.3.          Влияние субкультур на развитие подростка в современном обществе

Принадлежность к той или иной неформальной группе – часто обязательный элемент процесса социализации в подростковом возрасте. Именно входя в группу сверстников, подросток имеет возможность осваивать модели межличностного общения, «примерять» на себя разнообразные социальные роли. Подростковый возраст – сложный этап перехода от детства к взрослению. А объединение в группы – способ почувствовать защиту и свою принадлежность к миру. Любое подростковое сообщество является попыткой отделиться от родителей, быть самостоятельным, но при этом не оставаться в одиночестве. Подростковая группа представляет собой новый специфический вид эмоциональных контактов, не возможных в семье. Неформальные объединения для ребят – это способ свободного самовыражения, неограниченного проявления инициативы и бесконтрольного (со стороны взрослых) общения.

         Они играют важную роль в жизни детей, подростков и молодежи, удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем не так просто поговорить с родителями, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей. И это в равной степени относится как к кровным, так и к приемным детям.

         Для родителей часто подросток – это ребёнок, который вдруг стал вести себя плохо, странно и неадекватно. Разумеется, родители стараются защитить его от «вредного воздействия улицы, последствий негативного опыта в родной семье, дурного примера», что вполне логично для их положения, но тяжело для подростка, который уже не считает себя ребёнком и хочет самоутвердиться в этом мире в новом качестве – в качестве взрослого человека, который волен самостоятельно принимать решения. И эта гремучая смесь из трёх компонентов: желание родителей защитить ребенка, стремление подростка к самостоятельности, всплеск гормонов, связанный с перестройкой его организма, приводит к взрывам эмоций, скандалам и непониманию в семье молодого человека.

         Итак, не находя понимания в семье, подросток ищет его в других местах, которыми и являются различные неформальные объединения. В итоге практически все молодые люди склонны вступать в неформальные объединения, но вот степень этой склонности определяется именно особенностями отношений в их семьях. А именно тем, насколько родители способны и готовы понять ребенка и уважать его в разных проявлениях, и на сколько сам подросток готов уважать и понимать родителей.

         Насколько у подростка хорошие отношения с родителями, настолько он свободен от влияния любых сообществ. И наоборот, если эмоциональная связь с родителями нарушена, то любое неформальное сообщество способно захватить ребёнка «с головой».

Охарактеризовать подростка, более склонного вступать в неформальные объединения, можно следующим образом:

·        не уверен в себе и обладает низкой самооценкой;

·        агрессивен к миру (из-за обид на родителей);

·        растерян (из-за непонимания своего пути и своей роли в мире).

Для очень большого числа подростков ценностные ориентации и моральные принципы, проповедуемые референтно значимой группой, являются личностно значимыми, причем эта значимость намного превосходит в сознании подростка «семейные» и «школьные» нормы и ценности. Именно этим во многом объясняется низкая эффективность воздействия воспитательных мер на трудного подростка: в его сознании совершенное им негативное действие таковым не является, так как оно одобрено с точки зрения референтной группы (например, грубость по отношению к воспитателю или школьному учителю расценивается им не как нарушение норм поведения, а как подвиг, который будет поддержан сверстниками).

Многое зависит от прежнего опыта каждого подростка, от его включенности в социально полезную деятельность. Хорошо, если подростки в таких неформальных объединениях будут включены в позитивную общественно значимую деятельность, если же дворовые, уличные компании подростков оказываются вне контроля взрослых, школы и общественных организаций, а предоставлены сами себе, то с уверенностью можно сказать, что они будут развиваться по криминогенному пути. Сегодня в нашей стране насчитываются десятки тысяч неформальных молодежных объединений разной направленности, за деятельностью которых невозможно проследить.

Наряду с группами, деятельность которых носит антисоциальный характер, существуют самодеятельные объединения, которые борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по-своему борются с коррупцией.

Подобные просоциальные формирования можно, как показывает опыт, использовать в воспитательных целях, поскольку главное, что отличает их членов – неравнодушие к происходящему вокруг них, желание активно влиять на процессы, идущие в общественной жизни страны, конкретная деятельность. А ведь это та основа, на которой формируется истинная гражданственность. О больших потенциальных возможностях использования самодеятельных объединений в целях гражданского становления молодых говорит тот факт, что на практике они порой достаточно успешно участвуют в социальной реабилитации так называемых «трудных», в том числе представителей спонтанных подростковых и молодежных группировок. При правильном влиянии неформальные объединения являются для молодого человека своего рода школой социального творчества, благодаря возможности систематического воспитывающего воздействия на личность. Одновременно они способствуют развитию коллективизма, формированию социально-психологической общности людей. Наконец, участие в объединениях дает дополнительную возможность для самореализации личности.

 

1.4.          Как помочь подростку избежать опасности?

Объединение подростков в ту или иную группу по интересам необходимо для социализации молодого поколения. Это можно назвать репетицией вступления во взрослую жизнь. Именно в подростковый период – переходный этап взросления, – человек начинает процесс самоидентификации.

Подростки часто не хотят быть похожими на людей старшего поколения. Они выходят во взрослый мир, но совсем не знают, как в нём жить, а советов старших не приемлют, вот и пытаются разобраться сами методом проб, ошибок и экспериментов, порой безумных и безрассудных. Это естественный путь взросления. Подросток – это бунт, он противопоставляет себя всему на свете, родители редко являются для него авторитетом, они ничего не понимают, они устарели и отстали. Он готов спорить по любому поводу, доказывать, что чёрное – это белое и наоборот. «Пробующее поведение» характерно для подростков, так они прощупывают дорогу во взрослую жизнь. У них появляется потребность отделиться от родителей, для этого они объединяются в группы своих, равных, создают свой мир, куда родителям вход закрыт. Это может быть любое объединение ребят по интересам – на почве спорта, музыкальных предпочтений.

Дети находятся в постоянном поиске способов удовлетворения своих потребностей. Одни самоутверждаются в кружках, секциях, другие же – в конфликтах с родителями и учителями. И задача родителя состоит в том, чтобы заразить растущую личность многообразием возможных интересов, пробудить собственные желания и стремления и познакомить с существующими допустимыми и недопустимыми средствами их реализации. Именно родные люди могут помочь подростку обрести собственное неповторимое лицо, используя лучше черты многих «неформалов» – товарищество, взаимовыручку, творчество, нетерпимость к проявлениям социальной несправедливости.

Важно разобраться в проблемах, волнующих ребят, попытаться помочь в их решении. Необходимо найти с этими подростками общий язык, пути создания условий для их самовыражения и самореализации.

Как можно оградить ребенка от приобщения к неформальным движениям? Есть ли какие-то профилактические действия? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно понять в первую очередь: зачем подростку вступать в неформальные организации? Что он там хочет и может найти? Разумеется, спрашивать об этом надо прежде всего у самих подростков, но ответы скорее всего будут примерно об одном:

·        новые друзья;

·        интересные способы проводить свободное время;

·        получение любви и понимания;

·        выплёскивание эмоций;

·        возможность «быть собой» и быть принятым.

Соответственно, профилактические действия со стороны родителей могут быть такими:

·        искренность и уважение;

·        интерес к миру ребёнка;

·        совместный отдых;

·        отказ от «двойных стандартов»;

·        дать право подростку на любые эмоции и чувства;

·        поддерживать сильные стороны;

·        выяснить, где «пробел» в отношениях.

Очень опасно открыто противодействовать, запрещать и требовать от ребёнка не вступать в неформальные организации или срочно уходить из них – ведь это может вызвать у подростка только дополнительное сопротивление и ещё большее желание принадлежать к организации!

Предотвратить негативное влияние неформальных организаций на подростка можно только хорошим эмоциональным климатом в семье, справедливым и честным обращением и уважением к подростку и его личной жизни. Когда человеку дома психологически тепло и уютно, то искать любовь и понимание в других местах уже нет необходимости.

Чтобы осознать влияние субкультур на подростков, необходимо понять смысл их существования. Ведь различные молодежные течения возникают вследствие определенных тенденций общества. Агрессия в субкультурах становится ответом на несправедливость взрослых, военные конфликты и неправильное воспитание, а броский внешний вид свидетельствует о бунтарстве против норм. Поэтому родителям следует понять своих детей и дать им некоторую свободу. Подростки, как правило, «перерастают» свои увлечения. Влияние субкультур в таком случае постепенно ослабевает и со временем полностью исчезает.

В рамках проекта я создал практическое руководство для педагогов и родителей «Как быть и что делать, если рядом неформал ...?», в котором отразил то, чего нельзя делать ни в коем случае и, наоборот, то, что можно и нужно делать (приложение 14).

Кроме этого, сформировал некоторый свод правил для родителей – памятку «Станьте подростку другом!» (приложение 15).

 

Глава II. Исследование общей осведомлённости учащихся лицея о различных субкультурах

 

В рамках проекта мною было проведено социологическое исследование, вначале которого мною было выдвинуто предположение, что наиболее популярные у подростков субкультуры в нынешнее время - это анимешники и геймеры.

Цель исследования: выяснить общую осведомленность и причастность учащихся лицея к различным субкультурам. 

Для достижения этой цели было необходимо выполнить ряд исследовательских задач:

• Исследовать общую осведомлённость о различных субкультурах: выяснить, что такое «субкультура», какие субкультуры известны респондентам.

• Исследовать степень идентификации респондентов с какой-либо из субкультур.

• Исследовать установки по отношению к различным субкультурам: установки по отношению к мотивам участия в жизни различных субкультур.

Мною была разработана анкета (приложение 16).

Я провел опрос среди учащихся 6 и 8 классов. Всего было опрошено 48 человек, из них 25 женского пола, 23 мужского пола.

Получились следующие результаты (приложение 17):

1.     Знаете ли вы, что такое субкультура?

«Да» ответили 33 человека, «Нет» - 15 чел.

 

2.     Как вы относитесь к представителям следующих субкультур

 

нейтрально

положительно

отрицательно

панки

30

8

10

готы

27

7

14

эмо

31

3

14

фрики

29

4

15

анимешники

28

12

8

геймеры

22

24

2

 

3. Есть ли среди ваших знакомых представители субкультур?

У 26 опрошенных нет знакомых представителей субкультур.

10 человек ответили, что есть знакомые, но представителями каких конкретно субкультур не указали.

У 12 опрошенных есть знакомые неформалы, из них:

4 чел. - анимешники и геймеры (одновременно)

1 чел. - гранж

1 чел. - геймер и панк (одновременно)

3 чел. - геймеры

3 чел. - фрики

 

4. Являетесь ли вы представителем субкультуры?

14 опрошенных являются представителями следующих субкультур:

9 чел. - геймеры (трое из 8 класса, шестеро из 6 класса)

1 чел. - гранж (8 класс)

1 чел. - анимешник и геймер (6 класс)

1 - панк (8 класс)

1 - геймер, панк (8 класс)

1 – анимешник, панк (8 класс)

 

Результаты опроса доказали мои предположения. Из 48 опрошенных представителями субкультур являются 14 человек (29% от общего кол-ва). 11 из них являются геймерами, двое анимешниками, трое панками. Также есть представитель субкультуры гранж. Я думаю, что те опрошенные, которые ответили, что являются панками, не полностью понимают суть данной субкультуры, ведь суть завязана на политике. Но, тем не менее, результаты подтверждают мою гипотезу: подростки становятся анимешниками и геймерами. Причем геймеры преимущественно юноши, а в нескольких субкультурах (совместно с геймерством) состоят девушки, к примеру: геймер и панк, геймер и анимешник. Кроме того, тот факт, состоит человек или нет в субкультуре, никак не влияет на то, есть ли в его окружении представители субкультур.

Также, я проанализировал отношение опрашиваемых к представителям различных субкультур. Наиболее негативно опрашиваемые относятся к эмо и фрикам, а наиболее позитивно к геймерам. 

Итак, подведем итог: каждый третий подросток сейчас является представителем той или иной субкультуры, и наиболее распространены такие неформалы как анимешники, геймеры и панки, скорее всего, последняя субкультура видоизменилась в понимании подростков, но тем не менее оказывает влияние.

 

Выводы

Молодежные субкультуры всегда ассоциируются с чем-то подпольным. На самом деле в них нет ничего запретного – просто они не такие, как все. Под этим явлением понимается группа людей, выбирающая манеры поведения, ценности и стиль, язык, отличные от большинства. Подростковые направления как только ни называют: «городские племена», «неформалы», «клубы», «тусовка».

В какой же мир уходят современные дети? В своём проекте я собрал самые популярные субкультуры среди подростков 21 века. Познакомившись с особенностями молодежных течений, родители лучше поймут внутренний мир ребенка. Главное, что должны усвоить взрослые: примыкание взрослеющего человека к какой-либо субкультуре – не криминал.

Тревогу стоит бить лишь в том случае, когда она заменяет все остальные сферы жизни и оказывает негативное влияние на психику подростка. Особую опасность представляют современные субкультуры, культивирующие депрессивный настрой, суицидальные наклонности, агрессию к окружающим.

Важно - не контролировать каждое телодвижение ребенка, а искренне интересоваться его мироощущением, проявлять дружелюбие, даже если изменения внешности и поведения кажутся шокирующими. Тогда период странных нарядов, сумасшедших причесок и вызывающего макияжа пройдет гораздо быстрее и безболезненнее.

Основная задача общества заключается в признании того, что субкультура – часть общей культуры. Вовсе не обязательно применять привычные радикальные меры, пытаясь доказать значимость своего мнения и собственную правоту. Многие родители беспокоятся, узнав, что их дети становятся частью какой-либо субкультуры, но, если речь идет о безобидных видах, вроде тех, которые проявляются в том или ином стиле одежды, позвольте подростку проявить свою индивидуальность. Многие молодые люди пытаются выразить протест, примкнув к той или иной группе – покажите им, что вы на одной стороне с ними и противостоять друг другу нет нужды.

Исследование по теме проекта позволило выяснить, какие субкультуры известны респондентам, общую осведомленность подростков нашего лицея, понять степень идентификации респондентов с какой-либо из субкультур, установки по отношению к различным субкультурам и к мотивам участия в жизни различных субкультур.

 

Заключение

Дать точное определение субкультуре достаточно сложно. Но можно точно сказать, что субкультура возникает, как некая оппозиция, культуре, которая является в широком смысле этого понимания, массовой культурой. Хотя некоторые теоретики с этим не согласны. Существует контркультура, которая напрямую противостоит основной культуре, но это направление не является частью субкультуры.

Субкультура, как культура, части населения делится по нескольким категориям: по возрасту, по этнической принадлежности, по расе и даже по полам. Этот список можно продолжать. То сообщество, которое привержено к определенной субкультуре, старается выделиться из общей массы человечества, тем самым, демонстрируя свое единство.      

Обычно приверженцы субкультуры выделяются своей одеждой и поведением, выделяя определенный стиль, или устанавливая свои символы, которые трактуют в определенном смысле, чаще всего противоречащие общей культуре. Теоретики от культуры стараются изучить и понять эту символику, и сравнить ее с символами массовой культуры.

Но, как часто бывает, в движение субкультуры всегда вмешивается бизнес. Продавать определенный товар с символикой субкультуры с недавнего времени стало популярным и очень востребованным. Поэтому внедрение субкультуры в массы через торговлю убивает ее, как субкультуру. Она становится постепенно доминирующей в жизни большой массы народа. Но это дает приверженцам субкультуры искать новые стили, новые символы и тому подобное для развития нового направления в движении субкультуры. В этом смысле показательными были музыкальные субкультуры.

Вспомним такие стили, как джаз, хип-хоп и многие другие, которые оставили свой след в массовой культуре, но не задержались надолго. Каждый из этих музыкальных стилей был определенным шагом в развитии музыкальной культуры в общем. И, как обычно, эти стили пострадали от влияния бизнеса. Но их поклонники старались идти вперед и опять попадали под пресс коммерческой выгоды. Процесс, как нам кажется, будет идти постоянно.

И немного о стильности субкультур. Не все течения стараются обзавестись отличительными чертами внешней атрибутики.

 Особенно это касается современных стилей. Сегодня многие течения стараются придать своей субкультуре политические или нравственные убеждения, а это уже большому количеству народа не продашь. Многие современные сторонники субкультур не отличаются по стилю одежды или поведения, от того какую музыку они слушают. Все больше их отличает от основной массы людей отношением к природе, к человеку, к укладу жизни, к своей стране, к нравственным и моральным ценностям и даже к искусству в целом. Так же перестали быть интересны бизнесу так называемые ультрареакционные течения субкультур. И все же основное население почему-то считает, что именно это отклонение некоторых субкультур и является субкультурой. Неверное понимание и незаслуженное клеймо для большого количества прекрасных стилей.

Список литературы

 

·        Владимирская Е.А. Методологические подходы к исследованию подростковых субкультур // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный ресурс] -   https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-podhody-k-issledovaniyu-podrostkovyh-subkultur (дата обращения: 04.04.2021 г.)

·        Чернуцкий К.Д. Субкультурная революция // Школьный научный журнал «Старт в науке» [Электронный ресурс] -  https://school-science.ru/2/8/31270 (дата обращения: 20.01.2021 г.)

·        Влияние субкультур // информационно-справочный портал «ТопГород» [Электронный ресурс] -   https://topgorod.com/deti/podrostki/11645-vliyanie  (дата обращения: 04.02.2021 г.)

·        Что такое субкультура - её роль в обществе, список субкультур // электронный журнал «PsyLogik» [Электронный ресурс] -   https://yandex.ru/turbo/psylogik.ru/s/82-chto-takoe-subkultura.html (дата обращения: 24.01.2021 г.)

·        Современные молодежные субкультуры // Журнал Mamsy [Электронный ресурс] -   https://mamsy.ru/blog/sovremennye-molodezhnye-subkultury/ (дата обращения: 15.03.2021 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1

Фото 1. Панки

Приложение 2

Фото 2. Эмо

 

Приложение 3

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1034365/pub_5c502b48625c7200acbc1748_5c503168fff27d00ae1a7aeb/scale_1200

Фото 3. Готы

Приложение 4

https://otvet.imgsmail.ru/download/274844345_e7e873b77fad5ec69c85f686e217ac56_800.jpg

Фото 4. Металлисты

 

 

Приложение 5

https://medaboutme.ru/upload/medialibrary/519/shutterstock_1106032583.jpg

Фото 5. Анимешники

Приложение 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 7

 

 

Фото 6. Геймеры

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

 

http://img.crazys.info/files/pics/2017.12/52017-12-13-13_23_56.jpghttps://fs.tonkosti.ru/79/c6/79c61qpnlp4wc8g4g04gsg4w4.jpg

 

Фото 7. Фрики

 

Приложение 8

 

https://img-fotki.yandex.ru/get/5901/97833783.f46/0_14e649_f6659c13_XXXL.jpg

 

Фото 8. Скинхеды

 

 

Приложение 9

https://content.onliner.by/news/2015/09/large/20dcdc0143deab5943593bad4cfd1d64.jpg

 

Фото 9. Воркауты

Приложение 10

 

https://vechny.files.wordpress.com/2018/08/hipsters.jpg

 

Фото 10. Хипстеры

 

Приложение 11

https://sun9-4.userapi.com/B14IHshNIBhkbKFTEG71Ii_jgcJ7WLYeEk_0UA/u2PHWABeWuA.jpg

Фото 11. Ванильки

Приложение 12

https://pbs.twimg.com/media/D4ypsuzWkAImbfo.jpg

 

Фото 12. Корейская волна (халлю)

 

 

 

 

Приложение 13

https://i.pinimg.com/originals/3f/05/82/3f0582ed2971a439063b26781f41a21f.jpg

 

Фото 13. Паркур

 

Приложение 16

Анкета

 

Укажите ваш пол и возраст:______________________________     

1. Знаете ли вы, что такое субкультура?___________________________

2. Как вы относитесь к представителям следующих субкультур (нейтрально, положительно, отрицательно):

А) панки __________Б) готы___________

В) эмо___________ Г) фрики___________

Д) анимешники______________________

Е) геймеры__________________________

3. Есть ли среди ваших знакомых представители субкультур? Если да, то сколько, и каких именно?___________________________________________ 

4. Являетесь ли вы представителем субкультуры? Если да, то какой?_______ _________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

Приложение 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №3 города

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №3 города

Проект_Субкультуры в наше время_влияние субкультур на подростка

Проект_Субкультуры в наше время_влияние субкультур на подростка

Введение Время стремительно летит и мир подстраивается под его изменения

Введение Время стремительно летит и мир подстраивается под его изменения

Методы исследования: 1)Теоретические методы исследования – выдвижение гипотезы, анализ литературных источников и ресурсов сети

Методы исследования: 1)Теоретические методы исследования – выдвижение гипотезы, анализ литературных источников и ресурсов сети

Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чём-то даже самых близких ему людей

Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чём-то даже самых близких ему людей

Современные фашисты выступают против мигрантов, число которых в

Современные фашисты выступают против мигрантов, число которых в

Существует немало молодежных субкультур, объединенных иными увлечениями

Существует немало молодежных субкультур, объединенных иными увлечениями

Эмо – субкультура, основанная на эмоции (приложение 2)

Эмо – субкультура, основанная на эмоции (приложение 2)

Death Cult прозвище “Граф Визигот” а его фанаты – “готы”

Death Cult прозвище “Граф Визигот” а его фанаты – “готы”

Чем же больше всего отличаются от других неформалов металлисты?

Чем же больше всего отличаются от других неформалов металлисты?

Некоторые представители данной субкультуры любят наносить на свое лицо корпспэйнт

Некоторые представители данной субкультуры любят наносить на свое лицо корпспэйнт

C++ игры в основном мужики и игры, в основном делают для пацанов и мужиков

C++ игры в основном мужики и игры, в основном делают для пацанов и мужиков

Эти люди всегда привлекают внимание, вызывают эмоции, на них смотрят, о них говорят

Эти люди всегда привлекают внимание, вызывают эмоции, на них смотрят, о них говорят

Фрики в большинстве своём миролюбивы, они позитивно настроены к людям, в них нет агрессии

Фрики в большинстве своём миролюбивы, они позитивно настроены к людям, в них нет агрессии

Носили они тяжелые строительные ботинки, тяжелые куртки докеров — донки, армейские футболки да джинсы на подтяжках

Носили они тяжелые строительные ботинки, тяжелые куртки докеров — донки, армейские футболки да джинсы на подтяжках

Классические скинхеды. Стояли у истоков всего движения, поэтому являются заслуженными ветеранами

Классические скинхеды. Стояли у истоков всего движения, поэтому являются заслуженными ветеранами

Комплексы упражнений они обычно находят в интернете, предпочитая не тратиться на услуги фитнесс-тренера

Комплексы упражнений они обычно находят в интернете, предпочитая не тратиться на услуги фитнесс-тренера

Корейская волна (халлю) (приложение 12)

Корейская волна (халлю) (приложение 12)

Итак, это умение владеть своим телом, что в экстремальных ситуациях является жизненной необходимостью

Итак, это умение владеть своим телом, что в экстремальных ситуациях является жизненной необходимостью

Неформальные объединения для ребят – это способ свободного самовыражения, неограниченного проявления инициативы и бесконтрольного (со стороны взрослых) общения

Неформальные объединения для ребят – это способ свободного самовыражения, неограниченного проявления инициативы и бесконтрольного (со стороны взрослых) общения

Многое зависит от прежнего опыта каждого подростка, от его включенности в социально полезную деятельность

Многое зависит от прежнего опыта каждого подростка, от его включенности в социально полезную деятельность

Это естественный путь взросления

Это естественный путь взросления

Очень опасно открыто противодействовать, запрещать и требовать от ребёнка не вступать в неформальные организации или срочно уходить из них – ведь это может вызвать у…

Очень опасно открыто противодействовать, запрещать и требовать от ребёнка не вступать в неформальные организации или срочно уходить из них – ведь это может вызвать у…

Я провел опрос среди учащихся 6 и 8 классов

Я провел опрос среди учащихся 6 и 8 классов

Кроме того, тот факт, состоит человек или нет в субкультуре, никак не влияет на то, есть ли в его окружении представители субкультур

Кроме того, тот факт, состоит человек или нет в субкультуре, никак не влияет на то, есть ли в его окружении представители субкультур

Исследование по теме проекта позволило выяснить, какие субкультуры известны респондентам, общую осведомленность подростков нашего лицея, понять степень идентификации респондентов с какой-либо из субкультур, установки по…

Исследование по теме проекта позволило выяснить, какие субкультуры известны респондентам, общую осведомленность подростков нашего лицея, понять степень идентификации респондентов с какой-либо из субкультур, установки по…

Все больше их отличает от основной массы людей отношением к природе, к человеку, к укладу жизни, к своей стране, к нравственным и моральным ценностям и…

Все больше их отличает от основной массы людей отношением к природе, к человеку, к укладу жизни, к своей стране, к нравственным и моральным ценностям и…

Приложения Приложение 1

Приложения Приложение 1

Приложение 3 Фото 3. Готы

Приложение 3 Фото 3. Готы

Приложение 5 Фото 5. Анимешники

Приложение 5 Фото 5. Анимешники

Приложение 7 Фото 7. Фрики

Приложение 7 Фото 7. Фрики

Приложение 9 Фото 9. Воркауты

Приложение 9 Фото 9. Воркауты

Приложение 11 Фото 11. Ванильки

Приложение 11 Фото 11. Ванильки

Приложение 13 Фото 13. Паркур

Приложение 13 Фото 13. Паркур

Приложение 17

Приложение 17

Проект_Субкультуры в наше время_влияние субкультур на подростка

Проект_Субкультуры в наше время_влияние субкультур на подростка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.07.2022