Профессиональная компетентность
Совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности; учитель на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Умение «переводить» содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.
2. Умение построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач, обоснованный отбор содержания образовательного процесса, оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.
3. Умение выделять и устанавливать взаимосвязь между компонентами и факторами воспитания, проводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.); активизация личности школьника, развития его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи школы со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.
4. Умение учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.
Пути развития профессиональной компетентности педагога:
1. Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (школьного и муниципального уровней);
2. Инновационная деятельность педагога;
3. Участие в конкурсах профессионального мастерства; мастер-классах, форумах, фестивалях и т.д.
Две группы ошибок
1. Ошибки стратегии профессионально-педагогической деятельности:
Целеполагание: неосознанность педагогом целесообразного характера педагогической деятельности; ошибки методики целеполагания; ошибки планирования педагогической деятельности.
Планирование:
Ошибки в оценке соподчиненности и последовательности или комплексности реализации целей с точки зрения достижения главной цели деятельности учителя;
Ошибочными представлениями о реальной педагогической ситуации;
Рассогласованием системы запланированных мер с задачами деятельности, главной целью;
Отсутствием критериев и показателей успешности планируемой деятельности или просчетами в их выборе или разработке;
Невнесением своевременных коррективов в запланированное вследствие догматического восприятия плана;
Внесением в запланированное необоснованных изменений или изменений, выходящих за рамки компетенции и функционала учителя.
2. Ошибки организации педагогического взаимодействия, педагогического общения, запредельно-этические ошибки.
Ошибки в современном преподавательской деятельности в ходе предъявления содержания преподаваемого предмета (методические просчеты);
Ошибки организации и руководства учебно-познавательной деятельности детей (ошибки педагогического менеджмента).
Виды педагогических умений
1. Психолого-педагогические – их центральной составляющей является умение учителя работать в изменяющихся педагогических ситуациях, учитывая индивидуально-психологические особенности учащихся и заботясь об их психическом развитии.
2. Коммуникативные – связанны с созданием атмосферы психологической безопасности для другого человека и обеспечением условий для самореализации его личности. В реализации коммуникативных умений большую роль играют педагогический такт учителя, его позиция как партнера по общению.
4. Диагностико-прогностические – необходимы учителю для составления верного представления об учащихся, причем не только в настоящее время, но и представление о том, что из них может получится в будущем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.