Профессиональная компетентность педагога работающего в условиях инклюзии
Многочисленные
исследования, показали, что ни дети с ОВЗ, ни учителя массовых школ не готовы к
тому, чтобы инклюзия реализовалась
в общеобразовательных школах. Исходя из результатов исследования, только
школьники готовы, чтобы дети с ОВЗ стали их одноклассниками. Однако и этот факт
подвергается сомнению, потому что большинство школьников не имели опыт общения
с обозначенной категорией сверстников с ОВЗ [1, с. 4].
Современный мир
переживает коренную смену подходов к образованию
и к социокультурной политики в целом. Эти изменения в общественном сознании
вызвали появление новой парадигмы образования. К ним можно отнести, в
частности, понятие «инклюзивное образование».
Инклюзивное образование –
в Федеральном законе «Об образовании
в Российской Федерации» понимается «обеспечение равного доступа
к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей [5, с. 208].
Анализ литературы и практика показывают, что внедрение и развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы [3, с.142].
Все это актуализирует проблемы
и вопросы, связанные с организацией процесса развития и обучения детей с
особыми образовательными потребностями в массовой школе, круг которых
достаточно широк. В практике организации обучения детей с особыми
образовательными потребностями (ООП) существует ряд проблем как законодательного,
так
и правоприменительного характера к числу которых относят:
Во-первых, инклюзия детей с ООП в обычные образовательные учреждения не всегда носят спланированный характер;
Во-вторых, во многих
образовательных учреждениях пока не созданы условия для беспрепятственного
доступа детей с ООП
к образовательно-воспитательному процессу;
В-третьих, отсутствует достаточное количество качественных учебных пособий, специальных учебников и четких требований к результатам обучения на каждой ступени инклюзивного образования;
В-четвертых, имеется дефицит квалифицированных педагогических кадров, знающих специфику работы с детьми с ООП;
В-пятых, профессиональная не компетентность педагогов воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях [2, с. 204].
В современных
нормативно-правовых документах зафиксировано, что следует организовать
системную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников органов
управления образованием, педагогических работников, занимающихся реализацией
инновационных подходов
к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Данное условие
закономерно предполагает, что педагоги должны получить особую подготовку в области
специальной (коррекционной) педагогики, быть готовыми и профессионально
компетентными решать проблемы детей
с ограниченными возможностями здоровья.
Сабельникова С.И. по подготовке педагогов общеобразовательных учреждений к работе в условиях инклюзивного образования отмечает, что для профессиональной и личностной подготовки педагогов необходимы:
- представление и понимание, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;
- знание психологических
закономерностей и особенностей возрастного
и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;
- знание методов
психологического и дидактического проектирования учебного процесса для
совместного обучения детей с нарушенным
и нормальным развитием;
- умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством) [4, с. 43].
Современная педагогика для определения готовности учителей вводит понятие профессиональной компетентности, которое выражает единство теоретической и практической готовности педагогов к осуществлению педагогической деятельности и характеризует их профессионализм.
Важнейшими профессионально значимыми чертами личности педагога, работающего с детьми, имеющими отклонения в развитии, это высокая положительная самооценка, эмпатия, ответственность, терпение и терпимость, толерантность к стрессовым ситуациям, уважение к личности проблемного ребенка [4, с. 207] .
Среди непосредственных
умений, которые должны быть у педагога, работающего в условиях инклюзии:
диалоговые умения, гностические умения, дидактические умения, игровые умения,
организационные умения, коммуникативно-режиссерские, прогностические и
рефлексивные умения. Также должны нарабатываться мотивационные умения, т.е.
уметь так построить учебно-воспитательный процесс, чтобы дети понимали для чего
и зачем они учатся и как им это пригодится.
Список литературы:
1. Акимова О.Л. Инклюзивное образование
как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья /
Инклюзивное образование: проблемы, опыт перспективы: Материалы Всероссийск.
научно-практич. конф., 1 февраля 2011 г. – Мурманск: МГГУ, 2012. – С. 4-7.
2. Иванова Н.Н., Сидорова Н.Ю. Инклюзивное
образование: необычные дети
в обычной школе: Сб. конф. НИЦ «Социосфера». – 2011. - № 22. – С. 202-204.
3. Лавринец К.Ю. Инклюзивное образование: сущность, проблемы, перспективы развития // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2011. № 12. – С. 142-150.
4. Сабельникова С. И. Развитие
инклюзивного образования /
С. И. Сабельникова // Справочник руководителя образовательного учреждения.
2009. № 1. С. 42—54.
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013. – 208 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.