Профессиональная ориентация на уроках швейного дела
Профориентационная работа в условиях школы – интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет большое своеобразие в силу особенностей умственного и физического развития учащихся. У учащихся с интеллектуальным недоразвитием отсутствует ясная жизненная позиция, недостаточно сформирована способность оценки своих возможностей в выборе профессии, как правило, самооценка завышена, неадекватна.
С 5 класса начинаю знакомить с профессиями швейного производства, так как, по этим специальностям выпускники смогут работать в дальнейшем. Специальность швея приемлема для воспитанниц, потому что длительное время выполняется одна или несколько технологических операций, что дает возможность выработки устойчивого навыка. Отсюда качество работы, скорость, выполнение нормы и как следствие, заработок. На уроках швейного дела учащиеся овладевают навыками пошива швейных изделий, необходимых для дальнейшей жизни в социуме.
Эффективное усвоение учебного материала по швейному делу возможно лишь при решении специфических задач, вытекающих из особенностей психофизиологического развития обучающихся и определяющих коррекционную направленность трудового обучения.
Правильная организация учебной мастерской способствует эффективной подготовке учащихся к трудовой деятельности. Швейная мастерская оборудована с учётом требований технологией определённого вида труда.
Материально-техническое обеспечение: кабинет швейного дела- мастерская оснащена швейными машинами, посадочными рабочими местами учащихся, оборудованием для влажно - тепловой обработки и раскройным столом.
В мастерской оформлен уголок по профориентации, который играет большую роль для учащихся в профориентации. Так как наглядное отражение профориентационной работы с учащимися в школе оказывает неоценимое воздействие на активизацию работы учащихся.
Оформление уголка осуществлено по принципу доступности и наглядности. Материал привлекает оригинальностью оформления, актуальностью тематики.
Основные функции уголка по профориентации:
· уголок профориентации оказывает информационно-справочные услуги учащимся, учителям, родителям;
· в уголке профориентации содержатся материалы о местных и других учебных заведениях (перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка, условия приёма и учёбы, распределение после окончания учёбы);
Особое значение для профессионально ориентационной работы имеет приобретение трудовых навыков и умений. Именно на уроках швейного дела учащиеся не только получают знания о различных видах труда, но и в процессе своей деятельности, приобретают специальные навыки, развивают свои способности, пробуют себя в труде.
Для адекватного выбора профессии детьми с нарушением интеллекта профориентационная работа должна быть грамотно индивидуально поставлена. Применяемые меры индивидуализации обучения чаще всего не основаны на всестороннем изучении возможностей ребенка, а являются вынужденными. Для осуществления индивидуального подхода большое значение имеет знание психологических особенностей различных групп учащихся, поэтому для успешного проведения работы в области профориентации составляется диагностика психо-физического развития детей, которая отражает структуру личности обучаемых детей класса.
Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть программа, содержащая систему организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся школы. Ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию выпускников формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии, необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации.
Основной формой организации профориентационной работы в процессе трудового обучения служит урок. В ходе урока в зависимости от его содержания решаются следующие профориентационные задачи: воспитание у учащихся ответственного и активного отношения к сознательному и самостоятельному выбору профессии, формирование у них правильного понимания сущности профессионального самоопределения; развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого отношения к труду, наблюдательности, пытливости, инициативы; формирование профессионально важных качеств с целью профессионального самоопределения в соответствии с особенностями личности.
Урок с сообщением определенных сведений профориентационного характера, а так же с демонстрацией по ходу урока или практических занятий.
Профориентационная беседа- наиболее распространенный метод.
Примерный план беседы о профессии:
1.Знакомство с историей развития данной профессии.
2. Основное содержание труда специалистов этой профессии.
3.Орудия труда и материалы, используемые специалистами этой профессии.
4.Условия труда.
5. Общетрудовые, общетехнические и специальные знания, умения и навыки которыми должен обладать рабочий данной профессии.
6.Психофизические требования профессии к человеку.
7.Экономические сведения о профессии.
8.Подготовка кадров и возможности профессионального роста.
Профессиональное просвещение. Важность просвещения в том, что благодаря ему, расширяются рамки свободы выбора профессии, чем больше будут знать учащиеся о различных видах производства и профессиях, об условиях труда, о том, где можно обучиться той или иной специальности, тем осознаннее будет его выбор.
Дети знакомятся с рейтингом спроса рабочей силы на рынке труда города, заполняют таблицу.
Данные из таблицы выносятся на обсуждение детей, например:
- какая профессия пользуется большим спросом на рынке труда?
- от чего зависит заработная плата?
- что должен уметь делать……?
- все ли желающие могут работать по данной……. профессии?
Знакомимся с оптимальным выбором профессии, где стараемся рассмотреть каждое условие применимое как к выбранной профессии так и личности учащегося.
Эффективной формой профориентации учащихся являются праздники труда. Учащиеся заранее готовят выставку изделий, выполненных на уроках трудового обучения, готовят показы моделей одежды.
Неделя труда показывает не только трудовые умения и навыки учащихся, но и большую их ответственность, любовь к урокам труда, помогает учащимся увидеть роль труда в жизни человека и настроить их на дальнейший выбор профессии. Одним из таких мероприятий был проведён общешкольный фестиваль профессий, где учащимся предоставлялась возможность защитить профессию в той или иной форме.
Для оценки способностей школьника к данному виду труда используются профессиограммы специальностей. Профессиограмма отражает систему требований, предъявляемых той или иной профессией к человеку. В ней указывается следующее:
1. основные, наиболее часто встречающиеся работы в данной профессии;
2. операции, приёмы и действия, выполняемые при работе;
3. общие и специальные знания, необходимые для выполнения данной работы;
4. общие и специальные умения и навыки;
5. основные противопоказания к освоению профессии.
Выбор профессии в значительной мере определяется здоровьем человека. На здоровье влияют многие факторы, в том числе — состояние окружающей природной и производственной среды, санитарно-гигиенические условия работы. Выбирающему профессию необходимо знать факторы, которые считаются неблагоприятными для организма.
Насколько объективно будут выявлены и учтены особенности темперамента человека, настолько полно будет реализованы его профессиональные качества в конкретной деятельности выбранной сферы труда. Знакомятся с различными типами темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
Важную роль в правильном выборе профессии играет характер человека, его свойства. В профессиональной деятельности большое значение имеют волевые качества личности. Именно они определяют умение человека сознательно направлять свою деятельность в соответствии с определенными целями, преодолевать трудности и препятствия в работе. Особую ценность представляют сведения о том, как проявляются профессиональные мастерство и творчество, в чем заключается профессиональная этика специалиста, какие моральные, волевые и другие качества ему необходимы.
Постоянно с детьми проводятся беседы, какая профессия больше подойдет. Учитываются особенности школьников и дифференцированный подход к профориентационной работе.
Дифференциация профориентационной работы осуществляется по следующим направлениям:
- по содержанию трудового обучения (наличие программ);
- по способностям, интересам и практическим возможностям подростков (возможность выбора профиля специализации);
- по качеству сформированных рабочих навыков, уровня усвоения технологических знаний, состояния скоростных показателей;
- по полу, месту жительства, уровню трудового воспитания учащихся.
Очень важна в профориентационной работе связь с родителями, которых также необходимо ориентировать на выбор профессии их детей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.