. |
Профессиональная ориентация обучающихся:
социально-педагогический аспект.
Факушина Айман Зинулловна
социальный педагог
ЧОУ лицея-интерната №5 ОАО «РЖД»
г. Красный Кут
2020 г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………….. ..стр.3-4
Теоретические аспекты формирования самоопределения старшеклассников
1.1 Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии ….стр.5-8
1.2 Профессиональная ориентация старшеклассника………………….стр.9-10
1.3 Социальная практика, принципы построения профориентационной работы………………………………………………………………..стр.11-12
Актуальность профессионального самоопределения……....................стр.13-16
Заключение………………………………………………………………стр.17
Список использованных источников………………………………… ..стр.18
Приложения………………………………………………………………стр.19-21
Введение
За последние несколько лет в нашей стране произошли серьезные социально-экономические изменения, которые привели к тому, что профессиональная ориентация старшеклассников происходит в других условиях, чем раньше. Исчезла система распределения выпускников в ВУЗах, появилась безработица. В связи с этим школьники вынуждены уделять большее внимание выбору профессии и своему профессиональному пути в целом. Появилась возможность свободного планирования карьеры, и этот процесс может начаться еще за школьной скамьей. Под карьерой мы понимаем индивидуальную последовательность аттитюдов и поведений, связанных с опытом и активностью в сфере работы на протяжении человеческой жизни. Проблема профессиональной ориентации личности относится к числу активно разрабатываемых психолого-педагогических проблем. Большое внимание к данной проблеме объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, глубокое исследование профессионального самоопределения личности отвечает насущным потребностям народного хозяйства. Это связано с тем, что незавершенность профессионального самоопределения, растянутость этого процесса во времени — во многих случаях причина недостаточной удовлетворенности части людей своей профессией, а следовательно, и текучести кадров, которая в условиях дефицита рабочих рук наносит немалый ущерб нашей экономике. Во-вторых, проблема профессионального самоопределения — это ключевая проблема психологии профессионального становления личности, в которой профессиональное самоопределение рассматривается, с одной стороны, как «ядро», наиболее значимый компонент профессионального развития человека, с другой — как критерий одного из этапов этого процесса. Здесь изучение профессионального самоопределения выступает как существенная составная часть общего цикла теоретико-экспериментальных исследований по построению научной теории профессионального становления личности. Углубление понятия об основных закономерностях профессионального самоопределения, разработка системы критериев и показателей его успешности являются основным условием сознательного и целенаправленного управления этим процессом (через систему профессиональной ориентации, и в ходе профессионального обучения). Как всякая фундаментальная научная проблема, проблема профессионального самоопределения имеет три уровня разрешения: методологический, теоретический и экспериментальный. Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.
Раздел I. Теоретические аспекты формирования самоопределения старшеклассников
Общие мировоззренческие поиски заземляются
и конкретизируются в жизненных планах. Жизненный план – понятие широкое. Он
охватывает всю сферу личного самоопределения – моральный облик, стиль жизни,
уровень притязаний.
Различные аспекты саморазвития личности становятся важными задачами школы.
Статья 14 Закона РФ "Об образовании" гласит: "Содержание
образования должно быть ориентировано на обеспечение самоуправления личности,
создание условий для ее самореализации". Идея становления творческой
личности, лежащая в основе гуманистического мировоззрения педагогов школы,
базируется на философии "самости". Являясь задачей познания личностью
себя, она стала в школе принципом признания способности личности к
саморазвитию, стремления ее к самосовершенствованию.
Успешность допрофессионального и профессионального образования сегодняшних школьников определяет место России в современной и завтрашней цивилизации и культуре. Изменения в характере труда работающих, в связи с компьютеризацией и автоматизацией всех видов трудовой деятельности, подняли волну пересмотра содержания образования.
При этом подход к образованию становится
как к средству и способу выживания в условиях постоянного выбора - познай свои
возможности, развивай свои способности, научись их реализовывать на всех
стадиях собственной деловой карьеры. Возникла необходимость создать такую
систему образования, которая способствовала бы расширению возможности выбора
каждым школьником своего жизненного пути.
Подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии - важная
социально-педагогическая задача школы. В Концепции модернизации российского
образования говорится о необходимости улучшения профессиональной ориентации
школьника.
Профессия все больше начинает рассматриваться и как средство для достижения
жизненного успеха, и как средство для нахождения своего места в обществе, и как
средство самореализации личности. Проблема самоопределения становится
актуальной как для самого ученика, так и для общества. Адекватное
профессиональное самоопределение - это главное достижение успеха в
профессиональной деятельности.
Переход на предпрофильное и профильное обучение актуализировал необходимость
проведения специальной работы, направленной на оказание учащимся и родителям
помощи в определении дальнейшего образовательного маршрута с учетом
индивидуальных способностей и возможностей.
Обучающиеся выпускного класса основной
школы часто испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения в
старшей школе. Как правило, они делают этот выбор под действием случайных
факторов (например, за компанию, по совету взрослых или друзей). При этом
подростки считают, что располагают достаточным количеством информации о той или
иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения.
По данным региональных органов по труду, составивших примерный перечень
дефицитных специальностей, первую десятку занимают в основном специальности
ремесленников и работников сферы услуг. Но выпускники с упорством несколько лет
подряд на первое место ставят профессии юриста, экономиста, менеджера.
Большинство выпускников не имеют ясной жизненной перспективы и, как следствие
этого, оказываются не востребованными, вынуждены работать не по специальности.
При выборе проектов учитываются индивидуальная заинтересованность обучающихся в
их реализации, социальная значимость изготавливаемых изделий, моделей и
возможности достижения результатов подготовки по овладению умственными и
практическими действиями, комбинирующими технологическую цепочку
преобразовательной деятельности. Практические работы, проектные задания, как
правило, в образовательном процессе занимают 60-70% от предусматриваемого
учебного времени, что, в свою очередь, способствует процессу самопознания и
саморазвития личности каждого ученика.
Результаты диагностических обследований и анализ бесед с обучающимися показали,
что подростки не готовы самостоятельно, сознательно выстраивать своё будущее.
Причиной этого является недостаточные знания о конкретных особенностях каждого
вида деятельности, низкая мотивация к этой проблеме, неумение соотнести свои
желания с реальными способностями и возможностями.
Самым важным, неотложным
и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Психологически
устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через
незавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь
кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной
жизни, которая одновременно манит и пугает его.
Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, прежде всего, зависит от
того – сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и
беспечным не выглядел юноша, выбор профессии – его главная и постоянная забота.
В пору юности все определенней и отчетливей оказывается индивидуальный облик
каждого молодого человека, все ясней выступают те его индивидуальные
особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности.
Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту
и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и
интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются
и в выборе жизненного пути. Юность – это возраст, когда складывается
мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки.
По сути, это период, когда осуществляется
переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени
ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни
общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем,
профессионального становления. Юношеский возраст по Эриксону, строится вокруг
процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных
выборов, идентификации, профессионального становления.
Как уже говорилось, профессиональное самоопределение начинается в детстве, а
заканчивается в ранней юности. Экспериментальное изучение значимости мотивов
учебной деятельности и профессионального выбора подростков и юношей.
Определяющее значение в учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения
и узкопрактические, в выборе профессии – мотивация выбора профессии у юношей не
подвержена изменению с возрастом. У девушек происходит переход от мотивации на
общественные нужды к общей мотивации на профессию.
Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения.
На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу
выбора будущей сферы деятельности, с учетом имеющегося психологического и
психофизиологического ресурсов. В это время у обучающихся формируется отношение
к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в
соответствии с выбранной профессией.
Молодой человек, вступающий с самостоятельную взрослую жизнь, имеет сегодня возможность свободно выбирать не только профессию, но и образ жизни, и то, какое социальное место в обществе он займёт, кем хочет быть - предпринимателем, т.е. работодателем, наёмным работником или государственным служащим. Он будет создавать рабочие места и условия для эффективной работы наёмных работников или продавать свои знания, свой профессионализм, свои способности и силы работодателю. Это сегодня лежит в основе активного профессионального самоопределения и диктует определённые условия при выборе профессии.
Учитывая, что каждая профессия (и социальное положение) требует от человека не только определённых общих и специальных умений и знаний, но и конкретных способностей и личностных качеств, черт характера, хорошего знания рынка труда и рынка профессий, можно назвать три основных составляющих содержания профессионального самоопределения:
ü самопознание (самоосознание своих возможностей, способностей, особенностей характера и т.д.);
ü самооценивание (сравнение результатов самопознания с теми требованиями, которые предъявляет избираемая профессия к человеку);
ü саморазвитие (развитие в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения избранной профессиональной деятельности и той социальной роли, к которой готовит себя молодой человек).
В ходе профориентационной работы необходимо расширить возможность социализации обучающихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием и более полно подготовить выпускников школы к освоению программ среднего и высшего профессионального обучения.
Исходя из вышесказанного можно определить несколько целей и задач курса профориентации в школе: дать представление обучающимся старших классов об основных направлениях и методах работы по профессиональному самоопределению и выбору профессии в условиях современного рынка труда и рыночных отношений; научить реально, оценивать свои способности и экономическую ситуацию на современном рынке труда; выявить и развивать способности обучающихся с учётом их профессиональной направленности; способствовать успешной самореализации старших школьников, приобретению ими навыков самопознания и профессионального самоопределения, умения планировать свою профессиональную карьеру, исходя из своих индивидуальных особенностей, а также - спроса рынка труда.
В этом смысле цели и задачи профориентации
созвучны с задачами профильного обучения.
Целенаправленное формирование у подростков профессиональной направленности
должно осуществляться в системе профессиональных консультаций, которые включают
в себя профессиональный отбор, который осуществляется, как правило, вне школы.
Профессиональная консультация - одно из важнейших звеньев системы
профориентационной работы, предполагающей целенаправленное и педагогическое
воздействие на молодёжь для её подготовки к сознательному выбору профессии и
построению реальных жизненных планов. Когда мы на первое место при выборе
профессии ставим потребность общества в кадрах, то имеем ввиду не столько
необходимость обеспечения сферы материального производства, сколько гарантию
предоставления человеку возможности работать по избранной им профессии. В
сложившихся условиях рыночных отношений важно помочь молодым людям не
растеряться, а своевременно, ещё учась в школе, профессионально
самоопределиться, выбрать профессию, которая удовлетворяла бы их духовные и
материальные потребности, позволяла максимально использовать и развивать свои
природные способности и личностные качества.
Идеальных профессий не бывает - любая имеет свои положительные и отрицательные стороны. Выбирая профессию, человек чаще всего не знает (или не хочет знать) о её объективных минусах, судит о ней из различных источников информации. Однако, для людей с разными желаниями и внутренними ресурсами одни трудности представляются непреодолимыми, а другие - вполне терпимыми. Одной из возможностей реально оценить свои силы и способности, проверить правильность выбора профессии являются профессиональные практики. В ходе таких практик молодые люди знакомятся с конкретными условиями труда и требованиями, которые предъявляются к данной профессии, примеряют на себя конкретную специальность и соизмеряют уровень своих притязаний и ожиданий с действительностью. Думается, что возвращение к производственным практикам в процессе профориентационной работы, является насущной потребностью и одним из основных условий правильного выбора молодыми людьми будущей профессии.
Практика показывает, что профессиональная
направленность молодежи не соответствует ни реальной потребности общества в
кадрах, ни возможностям и способностям самих школьников, определенная часть
которых к окончанию школы не имеет конкретно выраженных профессиональных
стремлений и планов. Это приводит к тому, что часть молодых людей не может
разумно воспользоваться своим правом на выбор профессии.
Выбор профессии тогда удачен, когда работа доставляет человеку удовлетворение
от деятельности. Это означает, что она соответствует физическим и духовным
способностям человека, его психическим особенностям, состоянию здоровья,
интересам, знаниям и умениям. Если данные обстоятельства не учитываются, выбор
профессии может стать неудачным. В таком случае каждодневная работа становится
обременительной и нудной обязанностью, выполнение которой может неблагоприятно
сказаться на духовном и физическом состоянии человека, а также человек не
сможет принести пользу обществу.
Очень часто молодой человек теряется в огромном количестве профессий и не может
остановить свой выбор на конкретной профессии. Кто и как может помочь человеку
в профессиональном самоопределении? В условиях социально- экономической
нестабильности школа играет решающую роль в формировании личности будущего профессионала,
обладающего трудовой мобильностью и способностью выдержать любую конкуренцию на
рынке труда. Особую значимость в этом приобретает системная, комплексная работа
по профориентации обучающихся на протяжении всех лет обучения в школе. Система
должна обеспечивать непрерывность, последовательность и преемственность
профориентационного процесса, как между возрастными группами обучающихся, так и
различными формами работы на разных возрастных уровнях (начальные, средние и
старшие классы).
В школах сложилась определенная система профессиональной работы с обучающимися 1-11 классов. В основном она состоит из двух направлений. Просветительная работа: внеклассные и внешкольные групповые и массовые мероприятия, уроки с профориентационным содержанием, справочно-информационные консультации, работа с родителями. Второе направление - консультационная работа: профориентационные, психологические и диагностические индивидуальные консультации. Одним из главных организаторов профориентационной работы является классный руководитель. От того, как он построит свою работу, каким содержанием, методами, формами работы он воспользуется, будет зависеть конечная цель - готовность старшеклассников к выбору профессии. Основными формами работы по профориентации могут быть: индивидуальные - беседа, консультация, диагностика и групповые- урок, классный час, сбор, утренник, игра, вечер, встреча, экскурсия, конкурс, путешествие и др. Но классному руководителю в одиночку справиться с такой работой порой не по силам. Поэтому необходима совместная тесная работа классного руководителя со всеми участниками профориентационной работы в школе: учителями предметниками, педагогом-психологом, социальным педагогом, медицинским работником, библиотекарем, педагогами дополнительного образования, зам. директора по воспитательной работе и конечно, с родителями. Именно они оказывают большое влияние на выбор профессии школьников. Работа с родителями в школе может быть представлена в формах бесед, лекториев, родительских собраниях, педагогических чтений по вопросам выбора профессии. На родительских собраниях могут обсуждаться вопросы: изучение интересов и склонностей ребенка в семье; формирование устойчивых интересов и склонностей ребенка в семье; формирование профессиональной направленности ребенка; о способностях детей и др.
Конечно, родители или классный руководитель может воспользоваться услугами специальных профцентров, где проводится компьютерное тестирование, консультационная работа. Но не всегда и у всех имеется такая возможность.
II. Актуальность профессионального самоопределения обучающихся
Школа-интернат № 5 была создана в 1962 году для обучения и воспитания детей железнодорожников с линейных станций Саратовского, Астраханского и Алгайского направлений. Многие обучающиеся-выпускники шли учиться в железнодорожные институты и техникумы, выбирали железнодорожные профессии машиниста, путевых рабочих и т.п. Эта традиция преемственности железнодорожных профессий от родителей к детям продолжается и в настоящее время.
В сентябре 2004 года решением совета директоров открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в целях оказания помощи семьям железнодорожников в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни и работы учреждена Негосударственная общеобразовательная гимназия-интернат № 5 ОАО «Российские железные дороги», с 2010 году в НОУ «Лицей-интернат №5 ОАО «РЖД», а с 2014 года в частное общеобразовательное учреждение «Лицей-интернат № 5 ОАО «РЖД»
Главной особенностью лицея-интерната на фоне современного разнообразия форм организации образовательного процесса является традиция соединения учебного и воспитательного процесса, выработанная в рамках интерната. Мы исходим из того, что родители наших воспитанников – железнодорожники. Их работа требует высокой степени ответственности, часто имеет разъездной характер. Родители должны быть спокойны за своих детей, а дети получать в школе кроме полноценного образования полное социальное обеспечение.
Главная наша задача – обеспечить психологически комфортное и социально защищенное пространство для развития ребёнка в соответствии с условиями жизни современного общества. Для нас школьные годы, как и детство, вообще, не есть время «подготовки к жизни». Школа это не особое, изолированное пространство, где только готовятся жить, а неотъемлемая часть целостной человеческой жизни. Поэтому особенно важно, чтобы каждый ребёнок нашёл своё место в этой жизни.
Большая часть учащихся проживает в течение рабочей недели в общежитии. Остальные находятся в лицее в течение всего рабочего дня. Целесообразность именно такой организации обуславливается, кроме прочего, проблемами, связанными с «беспризорностью» детей и подростков во внеурочное время, занятостью родителей, дефицитом в сфере услуг дополнительного образования, отсутствием детских и юношеских общественных организаций и т.п.
Специфика роли лицей-интернат № 5 в окружающем социальном пространстве заключается в том, что для небольших железнодорожных станций и разъездов школа становится центром социально-культурной жизни.
Социально-экономические условия жизни, культурного и бытового обслуживания в них оставляют желать лучшего. Поэтому лицей-интернат ставит своей главной задачей обеспечение детям благоприятного для всестороннего развития условий обучения и проживания.
В лицее-интернате учащиеся пользуются услугами врача, социального педагога, педагога-психолога, учителя-логопеда. Богатая библиотека, компьютерная мастерская, подключенная в сеть Интернет, секции, кружки, клубы по интересам и т.п., во-первых, предоставляют возможность развивать каждому ребёнку свои природные задатки и устремления.
Наличие прочной материально-технической базы, достаточной полезной площади, высококвалифицированного педагогического коллектива постоянная помощь со стороны ОАО «РЖД» позволяет лицею реализовать образовательную модель школы полной занятости.
В названии «школа полной занятости» (в отличие от распространённого термина «школа полного дня») акцентируется стремление превратить школу не просто в «камеру хранения», а создать условия для максимально полной и успешной социализации воспитанника.
Школа полной занятости даёт возможность ребёнку реализовать свои способности и устремления не только на уроках, но и во внеурочной продуктивной деятельности. Школа полной занятости раскрывает потенциал каждого ребёнка, помогает выстраивать отношения с окружающим миром.
Лицей- интернат № 5 в своей профориентационной работе руководствуется основными положениями отраслевой целевой программы «Молодежь Компании 2010-2015 годы» и решает задачи целенаправленного и непрерывного формирования кадрового потенциала отрасли, начиная с младшего школьного возраста.
Кадровая политика любой крупной корпорации строится на привлечении наиболее качественного человеческого ресурса из внешней среды. Но не всякая компания имеет возможность выращивать (воспитывать) качественные кадры внутри своей социально-культурной среды, начиная с детсадовского возраста. В системе МПС и РЖД накоплен богатейший опыт воспитания молодёжи, нацеленной на работу именно в системе железных дорог. А поскольку в нашем небольшом городке и тем более в окружающих станциях железная дорога является крупнейшим (а порой и единственным) работодателем, этот опыт чрезвычайно востребован
В современных сложных социально-экономических условиях социализация подрастающего поколения требует особого внимания к успешной адаптации к рынку труда.
Дальнейшая работа строится на основе технологии социально-педагогического комплекса.
Социально-педагогический комплекс объединяет школу с социальными объектами: производственными подразделениями, учебными заведениями ОАО «РЖД», дошкольными учреждениями, учреждениями дополнительного образования. В целях повышения эффективности процесса социализации воспитанников, ведётся работа по созданию целостной системы, обладающей своей социально-культурной атмосферой, психологическим воспитательным климатом в педагогическом коллективе, среди детей и родителей.
СПК предполагают интегрированную, педагогически целесообразную организацию учебного и воспитательного процесса:
а) с участием всех субъектов воспитания (педагоги, воспитатели специальных учреждении, родители);
б) в различных сферах микросреды личности (семья, класс, школа, производство, деловые круги, дом, клуб, неформальная группа );
в) в условиях практической социально-экономической обстановки;
г) на всех возрастных этапах (дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник, выпускник).
Результативность деятельности СПК
№ п/п |
Направление деятельности |
Критерии результативности |
Обеспечение результативности |
|
Социально-экономическая адаптация выпускника. |
успешное поступление выпускников лицея в вузы, трудоустройство. |
система внеклассных мероприятий, экскурсий и т.п. программа подготовки старшеклассников к ЕГЭ; профориентационная работа; подготовительные курсы для выпускников поступающих в ВУЗы |
|
Социальная и профессиональная адаптация (технология контекстного профессионально-ориентированного обучения). |
приобщение учащихся к обобщенному и систематизированному опыту социальной практики общества; включение теоретических предметных знаний, связанных с железнодорожной отраслью в УВП.
|
Организация профессиональной деятельности (деловые и другие игровые формы). учебно-профессиональная (исследовательская) деятельность, реализуемая через проектную технологию. |
|
Комплексное изучение индивидуальных особенностей «Социальная карта» |
учёт индивидуальных особенностей воспитанников в учебно-воспитательном процессе; организация индивидуальных дифференцированных занятий с учащимися. |
наличие банка данных учащихся 1-11 классов; данные о социально-экономическом положении семей учащихся 1-11 классы; сведения о детях, оставшихся без попечения родителей. |
В работе применяются информационно-коммуникационные технологии:
1. Информационная поддержка деятельности на основе материалов сети Интернет, ежемесячно обновляющегося ресурса поиска и анализа правовой информации «Система Гарант. Прайс», «Административное управление образовательным учреждением. Социально-психологическая работа с учащимися», издательство «Учитель»;
2. Разработка компьютерной базы данных воспитанников
лицея-интерната № 5;
3. Создание мультимедийных презентаций для элективных курсов «Профессии железнодорожного транспорта», «История железных дорог», а также по темам систематических мероприятий «Зову в профессию»
Таким образом, анализ ситуации позволил определить следующие задачи: воспитать у обучающихся потребность к самореализации; развивать способности обучающихся к созидательной, преобразовательной и творческой деятельности, подготовка к решению практических задач; формировать у обучающихся знания и умения осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, энергии, информации с учетом социальных, экономических и экологических последствий; совершенствовать знания обучающихся о себе, своих личностных особенностях, интересах, склонностях, способностях; дать ребенку почувствовать радость самопознания, помочь осознать свою неповторимость; расширить систему представлений о мире современных профессий, их содержании, востребованности; ознакомить обучающихся с системой профессиональной подготовки в России.
Ведущая педагогическая идея заключается в том, что через профориентационое обучение актуализировать у обучающихся процесс профессионального и личностного самоопределения, повысить самооценку, совершенствовать навыки самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут в успешной социальной и профессиональной адаптации.
1. Вехова А.П., Кузибецкий А.Н.Жизненное самоопределение старшеклассников: педагогические условия развития. Волгоград: ВГИПК РО,2003.
2. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения//Вопросы психологии. 1994.
3. Голованова Н.Ф.Социализация школьников как явление педагогическое// Педагогика.1998.
4. Загашев И.Как решить любую проблему. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК,2001 (Серия «Школа мастера».)
5. Игры-обучение, тренинг, досуг…/Под ред.В.В Петрусинского//В четырёх книгах. - М.:Новая школа,1994.
6. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991
7. Пряжников Н.С. Карточные профконсультационные методики. М.,1993.
8. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. - СПб,2003.
9. Столин В.В. Самосознание личности.- М.,1983.
10. Тюшев Ю.В.Выбор профессии: тренинг для подростков. - СПб.: Питер,2006.: ил. - (Серия «Практическая психология»).
Приложение № 1.
Социальный портрет выпускника
Социально – демографические характеристики ученического контингента.
Таблица 1
Пол учащихся (в %)
Варианты ответа: |
Ответы: |
Мужской |
55 |
Женский |
45 |
ИТОГО: |
100 |
Таблица 2
Социальное самочувствие учащихся (в %)
Варианты ответа: |
Ответы: |
С надеждой и оптимизмом |
70 |
спокойно, без особых надежд |
15 |
с тревогой, неуверенностью |
10 |
со страхом и отчаянием |
5 |
ИТОГО: |
100 |
Таблица 3
Оценка возраста, в котором человек должен задумываться о своём будущем (в %)
Варианты ответа: |
Ответы: |
В старших классах |
85 |
после окончания института (техникума, училища) |
10 |
после получения профессиональной подготовки |
5 |
ИТОГО: |
100 |
Приложение № 2.
Отношение учащихся к своей образовательной перспективе.
Таблица 4
Планирование образовательной траектории после окончания школы (в%)
Варианты ответа: |
Ответы: |
Поступать в ВУЗ |
100 |
2 высших |
15 |
Пойду работать |
10 (совмещать работу и учёбу) |
Затрудняюсь ответить |
4 |
Выше приведённые данные хорошо согласуются с ценностными представлениями учащихся о достаточности полученного в будущем уровня профессионального образования т.к. 100% учащихся считает необходимым получить высшее профессиональное образование.
Приложение № 3.
Отношение учащихся к своему профессиональному будущему.
В какой сфере ты бы хотел работать после получения профессионального образования?» лидирующие позиции заняли (табл.5):
1 место – Железнодорожный транспорт – 40%;
2 место – Экономика – банковская сфера и строительство – по 20%;
3 место – Торговля, компьютерные и информационные технологии - по 15%
Анализ ответов , показал, что предпочтение обучающиеся отдают тем сферам железнодорожного транспорта, которые представлены в регионе (1 место). Можно также предположить, что на их выбор большое влияние оказывают профили, которые предлагаются в школе. Следует отметить также, что, несмотря на популярность профессий, составляющих эти сферы железнодорожного транспорта , выбор школьников опирался, скорее всего, на общественный престиж, на реальный семейный опыт, чем на собственные профессиональные интересы и склонности.
Рис. 1
Рис. 2.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.