Профессиональная ориентация в начальной школе

  • docx
  • 04.04.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала проф.ориентация.docx

Реализация целей проф. ориентационной работы на I ступени общего среднего образования.

Одной из задач современного образования  является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору. Реально школьник, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых, совместной деятельности школы, семьи, социума.

Стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий охватывает большой период с 2,5-3 лет и продолжается вплоть до начала подросткового возраста.

В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия водителя, медсестры, воспитателя, учителя и др., основываясь на наблюдениях за взрослыми.

В начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев и впечатлений взрослого (работника).

На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой строится дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно.

Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.

Таким образом, основной задачей проф. ориентационной работы в начальных  классах является расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе общения с взрослым и организация работы по профессиональному самоопределению.

Обучающиеся 1-4 классов еще далеки от выбора профессии, но правильно поставленная среди них проф. ориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения учащихся в старших классах.

 

В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.

           На уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физи­ческой культуры, музыки учащиеся знако­мятся с различными профессиями, а учи­тель пытается донести до сознания детей их важность и значимость.

Профессиональная ориентация на уроках математики может осуществляться путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи или при решении задач, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности людей.

               На уроках окружающего мира происходит знакомство с профессиями в различных отраслях производства, пищевой промышленности, сельского хозяйства.

              На уроках русского языка младшие школьники также могут выполнять большое количество заданий, связанных с той или иной профессией. Можно использовать слова, предложения, тексты, связанные с той или иной профессией, для словарной, орфографической работы, для диктантов и списывания.

        Таким образом, для более эффективного воспитания в детях интереса к труду взрослых необходимо включать информацию о профессиях в процесс обучения. Беседы, экскурсии, работа с иллюстрациями и языковым материалом могут успешно осуществляться на уроках чтения, русского языка, математики, на классных часах, а также экскурсиях.

           Проф. ориентационная работа в начальной школе осуществляется в единстве урочной и внеурочной деятельности.

Первым этапом этой работы становится проф. информация, когда учащиеся знако­мятся с профессиями близких им людей. Профессии родителей. Ознакомить детей с трудом взрослых. расширить знание детей о мире профессий, значимости их в обществе.

    Внеурочная деятельность способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности.

           Один из видов внеурочной деятельности – экскурсия. Во время которых, расширяются представления детей о мире профессий, и происходит их наглядно-образное осмысление.

Одно из мероприятий, охватывающее большое количество разнообразных профессий это интерактивный образовательный город «КидБург».  В котором  дети не только знакомятся с профессиями, но и примеряют на себя ту или иную роль. Город, который позволяет ребенку осознать свои склонности к той или иной трудовой деятельности.

Экскурсия на типографию, цель которой познакомить детей с производством современной типографии. Дать представления о профессиях, необходимых в производстве печатной продукции (наборщик, специалист допечати, печатник, резчик (оператор резальной машины), переплетчик.

           Посещение Хлебобулочного завода. Даёт детям представление о профессии «пекарь», обобщить знания о хлебобулочных изделиях и технологию их приготовления.

            Кондитерская фабрика. Расширяет представления о профессиях. Знакомит с профессией пекаря-кондитера, с процессом приготовления кондитерских изделий. Развивает умение понимать общественную значимость труда пекаря-кондитера, его необходимость.                                                                     

                Киностудия. " Экскурсия в мир кино" - уникальное детское мероприятие, с увлекательным рассказом о кинопрофессиях и съемками своего собственного фильма.

         Выставочный поезд РЖД. Это передвижной музей который рассказывает об истории и настоящем РЖД. Макет диспетчерского пункта, всевозможных поездов, ж.д.станций и вокзалов. Знакомит ребят с кабиной электропоезда, его управлением и профессией машиниста.

         Посещение фермы и конюшни способствует расширению знаний об условиях содержания и ухода за животными, об особенностях их поведения и повседневной жизни. Расширяет  знания детей о труде животноводов. Подводит школьников к пониманию важности и необходимости труда доярки, скотника, ветеринарного врача, конюха. Показывает необходимость этого труда для общества.

           У младших школьников должно сформироваться добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развиваться интерес к профессиям родителей и ближайшего окружения, интерес к наиболее распространенным профессиям.

  Цель учителя начальных классов – развить интересы и способности школьников.