Профессиональное самоопределение

  • doc
  • 22.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Профессиональное самоопределение.doc

Приложение № 32

к основной образовательной программе

начального общего образования

УТВЕРЖДЕНА

приказом по основной деятельности

№ 137  от 30.08.2019 г.

Рабочая программа по профсамоопределению.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Обучающиеся должны знать:

значение профессионального само­определения для личности и об­щества, требования к составлению личного профессиональ­ного плана;

правила выбора профессии, карьеры;

понятие о профессиях и профессиональной деятельности;

понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с вы­бором профессии;

понятие о темпераменте, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях;

значение творческого потенци­ала человека, карьеры.

Учащиеся должны иметь представления:

 о смысле и значении труда в жизни человека и общества;

о современных формах и методах организации труда;

о сущности хозяйственного меха­низма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве;

     о рынке труда.

Учащиеся должны уметь:

 соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;

ис­пользовать приемы самосовершенствования в учебной и трудо­вой деятельности;

анализировать профессиограммы, информа­цию о профессиях по общим признакам профессиональной дея­тельности, а также о современных формах и методах хозяйство­вания в условиях рынка;

пользоваться сведениями о путях полу­чения профессионального образования

 

Формируемые знания и умения.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Характерные для подросткового  периода становление нового уровня развития самопознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиций в жизни активизируют процессы профессионального самоопределения В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Профессиональное самоопределение» являются задачи курса:

обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельнос­ти, профессиях, карьере;

сформировать знания и умения объективно осуществлять са­моанализ уровня развития своих профессионально важных ка­честв и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудо­вой деятельности к человеку

сформировать положительное отношение к самому себе, осоз­нание своей индивидуальности, уверенность в своих силах при­менительно к реализации себя в будущей профессии;

ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных от­ношений и конкуренции кадров;

развивать представление о народном хозяйстве и потребнос­ти в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

воспитывать уважение к рабочему человеку.

Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личнос­ти, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с тре­бованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намере­ний. Проводимые одновременно с изучением курса профессиональные пробы дают им возможность углубить и закрепить полу­ченные знания и умения. Школьники приобретают практичес­кий опыт работы по конкретной профессии и на основании это­го определяют путь дальнейшего профессионального обучения.

Содержание учебного предмета

1. Вводное занятие 1ч.

Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по пси­хологическим основам выбора профессий. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу «Твоя профессио­нальная карьера».

Знакомство с дневником выбора профессии.

2. Внутренний мир человека и система представлений о себе (2 ч)

Сущность концепции «я». Самооценка и ее роль в професси­ональном самоопределении личности. Методика определения уровня самооценки.

Составление «дерева» психологи­ческих качеств личности

3.       Многообразие мира профессий —1ч.

Труд в жизни человека и общества.

Разнообразие профессий. Развитие личности и профессио­нальное самоопределение.

Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.

Составление словаря профессий.

4.      Представление о себе и проблема выбора профессии — 2 ч.

«Образ «Я» как система представлений о себе. Структура «образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).

Диагностические процедуры. Методика «Кто я?».

Развивающие процедуры. Методика «Произвольное са­моописание» (с учетом модификации «я» в глазах другого); ме­тодика самооценки (соотношение «реального» и «идеального «я»»).

5.      «Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «на­до») — 2 ч.

«Хочу» — склонности, желания, интересы личности; «мо­гу» — человеческие возможности (физиологические и психоло­гические ресурсы личности); «надо» — потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.

Общее понятие о профессии, специальности, должности.

Личный профессиональный план.

Практическая работа. Ответы на вопросы: какие три спе­циальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, тера­певт, невропатолог? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается пере­чень профессий).

6.       Профессиональные интересы и склонности  («хо­чу») — 2 ч.

Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов.

Индивидуальные интересы.

Профессиональные намерения.

Диагностические процедуры. Карта интересов; опрос­ник профессиональной готовности.

Развивающие процедуры. Актуализация профессиональ­ных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.

7.      Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») — 2 ч.

Понятие профпригодности. Профессионально важные каче­ства. Активная роль личности при выборе профессии.

Диагностические процедуры. Методика самооценки ин­дивидуальных особенностей.

Знакомство с описаниями профес­сий.

8.       Социальные проблемы труда («надо») — 3 ч.

8.1.       Разделение труда (1ч).

Общественное разделение труда. Территориальное разделе­ние труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций.

Профессионализация. Специализация. Квалификация.

Развивающие процедуры. Игровая дискуссия «Кто ну- . жен нашему городу?».

8.2.       Содержание и характер труда (1 ч).

Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Характер труда. Культура труда.

Практическая работа. Определить, в деятельности каких профессионалов преобладает труд сложный, простой, умствен­ный, физический (предлагается перечень профессий).

8.3.       Процесс и условия труда (1 ч).

Современные требования к труду. Предметы и средства труда. Условия труда.

Письменная работа на тему «Труд в современном обществе» с последующим обсуждением.

9. Современный рынок труда и его требования к профессио­налу — 2 ч.

Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации, объединения. Кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность.

Новый тип организации людей в производственной деятель­ности в условиях рыночной экономики. Самоокупаемость. Само­финансирование.

Рынок, его функции, структура. Спрос и предложение, ме­тоды их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конку­ренция. Конъюнктура рынка. Формирование рыночной инфраструктуры. Развитие предпринимательства.

Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Прогнозирование состояния рынков рабочей силы.

Занятость населения. Безработица.

Перспективы изменения мира профессий в связи с НТП.

Развивающие процедуры. Деловая игра «Малое предприятие».

Определение изменений состава профессий на одном из предприятий за последние пять лет.

10. Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении (2 ч)

Восприятие, внимание, память, мышление. Выявление и оценка уровня кратковременной наглядно-образной памяти (ме­тодика КНОП), пространственных представлений (методика «Кубика Косса»), внимания (тест Бурдона, «Красно-черная таблица»), мышления (методики ШТУР, тесты Амтхауэра, Равена). Темперамент, черты характера и их проявление в профес­сиональной деятельности. Выявление типа темперамента. Тест Русалова.

Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента, в конкретных ситуациях.

11 Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении (2 ч)

Выявление ведущих мотивов деятельности (методика ДВМ). Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации». Условия их формирования. Классификация мотивов деятель­ности. Значение мотивов деятельности и ценностных ориен­тации в профессиональном самоопределении и служебной карьере.

12.  Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность (2 ч)

Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Профессиональная деятельность и ка­рьера. Профессиональная пригодность. Тест Холланда.

13.  Здоровье и выбор профессии (2 ч)

Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека. Реакция на различные раздражители (звуковой, тепловой, световой).  

Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы.

Работа с «Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.

14.  Анализ профессий -2 ч.

.            Основные признаки профессиональной деятельности

Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда.

Формула профессии. Понятие о профессиограмме.

Конкурс «Угадай профессию».

15.  Отрасли общественного производства. Профессии, специальности, должности (3 ч)

Производство средств производства. Роль тяжелой промышленности и сельского хозяйства. Структура тяжелой промышленности. Добыча сырья и топлива и добывающие отрасли промыш­ленности. Энергетический комплекс. Перерабатывающие отрас­ли промышленности. Металлургия, производство конструкци­онных материалов. Машиностроение. Приборостроение. Химическое и биологическое производство. Строительство. Сельское хозяйство. Легкая промышленность, полиграфия, транспорт. Сфера услуг. Торговля. Жилищно-коммунальное хозяйство и бы­товое обслуживание. Системы передачи информации: телефон­ная связь, радиосвязь, радиовещание, телевидение; просвеще­ние, культура, медицинское обслуживание.

Классификация профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям и условиям труда. Профессии типов «человек — чело­век», «человек — техника», «человек — природа», «человек -знаковая система», «человек — художественный образ». Форму­ла профессии. Деловая игра «Профессиографическое лото». Про-фессиограмма и психограмма. Проектирование профессиональ­ного плана и его коррекция с учетом рынка труда. Занятость и самозанятость. Профессиограммы наиболее распространенных профессий.

Составление формул профессий.

16.  Профессиональная проба (4 ч)

Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении. Уточнение профессиональных интересов с помощью опросника профессиональной готовности (ОПГ).

Моя профессиональная карьера  Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессио­нальной компетентности.

Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.

Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.

Развивающие процедуры. Деловые игры «Биржа труда» (защита профессии), «Профконсультация».

Анализ личного профессионального плана.

Тематическое планирование

 

№ п/п

Тема

Количество учебных часов

1

Вводное занятие

1

2

Внутренний мир человеками система представлений о себе

2

3.

Многообразие мира профессий

 1

4.

Представление о себе и проблема выбора профессии

2

5.

«Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «на­до»)

2

6.

Профессиональные интересы и склонности («хочу»)

2

7.

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)

2

8.

Социальные проблемы труда («надо»)

3

9

Современный рынок труда и его требования к профессио­налу

2

10

Психические процессы и их роль в профессиональной деятельности

2

11

Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении

2

12

Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность

2

13

Здоровье и выбор профессии

2

14

Отрасли общественного производства. Профессии, специальности, должности

3

15

Анализ профессий

2

16

Профессиональная проба

4

 

ИТОГО

34