Детско-юношеский центр
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Тема : Профессиональное самоопределение молодежи как основа профессионального выбора
Выполнила : Калганова А.
Педагог дополнительного образования
2020
Наличие сформированного самоопределения и будет результатом профессиональной ориентации, поэтому управление профориентацией может осуществляться только через процесс развития профессионального самоопределение личности. Весь этот процесс можно разделить на несколько этапов.
Перед молодым человеком лежит множество путей достижения цели профессионального самоопределения. Но на определенном этапе она еще не конкретизирована, скорее не установлена для него, но потенциально существует и опирается на накопленный человеческий опыт. Этот период времени можно рассматривать как:
1. Направленной активности личности в выборе своего жизненного пути, своеобразный период «активного поиска цели»; он может отличаться по времени, по глубине проникновения в суть явлений и зависеть от роли общественных институтов, социального положения индивида и других факторов, воздействующих на его профессиональное и в целом социальное становление.
2 . В выборе личностью своего места в жизни является «осознание цели» для себя и значимости ее для общества. На этой ступени происходит усвоение субъектом определенных ценностей, направленных на него со стороны общества. Степень осознанности может быть различной: от примитивных форм функционирования до убеждений.
3 . Профессионального развития индивида является реализация им жизненных ценностей. В это понятие мы включаем как активность общества, так и активность самого человека. Формирование активной жизненной позиции человека – вот одна из главных задач как в целом социальной, так и профессиональной ориентации [2, с. 25].
Процесс профессионального самоопределения – длительный процесс, завершенность его можно констатировать только тогда, когда у человека сформируется положительное отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Поэтому выбор профессии – это лишь показатель того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития [2, с. 25].
Ситуация выбора профессии (проектирования профессионального пути и прежде всего его старта) при всем разнообразии у каждого человека конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру. Можно выделить восемь важнейших обстоятельств, влияющих на выбор профессионального будущего современной молодежи:
позиция родителей;
позиция друзей и сверстников;
авторитет отдельных личностей, представляющих данную профессию;
сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы;
главная цель;
внешние условия достижения целей;
представление о собственных возможностях [10, с. 125].
К концу школы у человека наступает период его окончательного самоопределения относительно его будущей сферы деятельности. По степени сформированности профессионального выбора выпускников школы обычно разделяют на 4 группы: определившихся; колеблющихся; неустойчивые; пассивные [10, с. 125].
Таким образом, около трети учащихся, оканчивающих школу, не знают, что они будут делать дальше. Данная ситуация вызвана целым рядом причин. Здесь в определенной мере проявились общие изменения в стиле жизни молодежи, особенно той ее части, для которой ценности созидательного труда утратили значение, причем не без влияния разочарования в них представителей прежних выпусков. Дело, таким образом, заключается не в легкомыслии части молодых людей. Существуют объективные трудности профессионального самоопределения молодежи в условиях неясности перспектив развития в стране ряда отраслей производства, плохого материального обеспечения сфер науки, культуры, образования. Ощущается и определенный спад в этих условиях профориентационной деятельности не только со стороны школы, но и предприятий, высших учебных заведений, общеобразовательных объединений [10, с. 126].
Модели профессионального самоопределения молодежи.
1. значительная часть молодежи из числа оканчивающих полную среднюю школу (среднее профессиональное учебное заведение) ориентирована на высшее образование. При этом содержание и характер труда не являются доминирующими мотивами выбора профессии, что чревато «издержками» в будущем.
2. не определены конкретные формы профессионального образования и формы его получения. Ситуация находится во власти случая, а определяющим фактором становится возможность поступить в то или иное профессиональное учебное заведение. Молодые люди в период конкурсных испытаний предпринимают несколько попыток, перемещаясь от института до училища, или из училища в училище. Данная модель также не лишена возможных негативных последствий.
3. поиск работы. Модель более распространена в крупных городах и областных центрах, где вероятность найти работу намного выше, чем в малых городах и сельской местности. Основной контингент – молодежь из групп риска. Ввиду отсутствия квалификации и профессии положение данной группы на рынке труда неустойчиво, а шансы получить профессиональное образование – невелики [15, с. 14].
Таким образом, управление профессиональной ориентации происходит через процесс самоопределения личности, который осуществляется в три этапа: «поиск цели», «осознание цели», «реализация жизненных ценностей». Профессиональное самоопределение – это длительный и многоступенчатый процесс выбора профессии личностью, отражающийся в ее профессиональных планах. Существуют различные модели профессионального самоопределения молодежи: первая – молодежь ориентирована на высшее образование; вторая – не определены конкретные формы профессионального образования и формы его получения; третья – ориентация на поиск работы. Каждая из рассмотренных моделей в индивидуальном плане проявляется в неопределенности профессионального самоопределения и возможности осуществления жизненных планов.
Список использованной литературы
1 Абульханова К.А. Психология и сознание личности / К.А. Абульханова. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1999. – 224 с.
2.Антипьев А.Г. Профориентация молодежи: сегодня и завтра / А.Г. Антипьев // Человек и труд. – 2012. – №7. – С. 27 – 34.
3.Антипьев А.Г., Волегов В.С. Структура спроса на профессии / А.Г. Антипьев, В.С. Волегов // Вестник Пермского университета. Серия: Философия. Психология. Социология. – 2011. – №4 (8). – С. 13 – 21.
4. Гудкова Е.В. Основы профориентации и профессионального консультирования: учебное пособие / [под ред. Е.Л. Солдатовой]. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 125 с.
5.Дунаева Н.В., Салахутдинов Р.Ф. Эффективная занятость российской молодежи – стратегическая проблема / Н.В. Дунаева, Р.Ф. Салахутдинов // Человек и труд. – 2010. – №2. – С. 13 – 19.
6.Зеер Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. – М.: Академ. проект, 2003. – 330 с.
7.Климов Е.А. Пути в профессионализм / Е.А. Климов. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. – 320 с.
8. Митина Н.А., Нуржанова Т.Т. Система профессиональной ориентации молодежи на педагогические специальности / Н.А. Митина, Т.Т. Нуржанова // Молодой ученый. – 2014. – №4. – С. 1037-1040.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.