Панчук Александр Мефодиевич
Заместитель директора
Учитель истории и обществознания
МОУ «ШКОЛА «КОРН» ГОРОДА ДОНЕЦКА»
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ УПРАВЛЕНЦА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Личность человека всегда была и остается самой главной тайной, которую стремились исследовать ученные разных эпох и разных профессий. Во многих учебных пособиях по менеджменту личность не является предметом изучения. Всё внимание концентрируется на планировании, экономике, рассматривается организационно-техническая сторона деятельности управленца. Человеческий фактор начали изучать гораздо позже. В современной науке стали активно исследовать основные характеристики группы людей и поведение личности.
Наибольшим достижением большинства исследователей системы управления стало изучение самого человека, его личностных качеств. Следует отметить, что при обозрении проблемы под таким углом использовались достижения психологов, педагогов, историков, культурологов, филологов, медиков и других научных направлениях. Н.А. Бердяев писал, что человеческая личность в большей мере таинственна нежели целый мир [2].
Новый подход к управлению, к деятельности управленца в современной науке все больше базируется на признании приоритета личности над производством, и, даже прибылью, интересами фирмы [1]. Следовательно, одной интуиции, личных интересов уже недостаточно. Менеджеру необходимы новые научные знания о личности работника и профессиональный подход к работе с персоналом. В такие условия разговор об устройстве отдела кадров может быть устаревшим и нерентабельным. Целесообразно рассматривать организацию работы службы управления человеческими ресурсами или создавать целую систему управления персоналом, имеющую в своих структурных подразделениях специалистов разных направлений: психологов, социологов. Назначение таких служб – изучение работников не только на соответствие квалификационным требованиям, но и, как личность.
Актуальность исследования. Развитие социальной сферы общества является приорететным в современном государстве с демократическим устройством. Граждане отличаются своим статусом, материальным уровнем, интелектуальными интересами и духовными потребностями, все требуют своего признания со стороны государства и общества. Следовательно, государстенные институты должны учитывать интересы каждого человека и создавать условия для защиты прав и свобод граждан. Важную роль в работе такого механизма должны сыграть управленцы.
Цель исследования – теоретически обосновать механизм и условия профессионального становления управленца.
Теоретическое значение исследования заключается в расширении знаний о процессе становления управленца, разработке социальной педагогико-психологичной моделе управленца в сопровождении социально-психологического обеспечения.
Опробация исследования. На основании иследования проблемы могут быть сформированы положения по выявлению и использованию внутренних резервов профессионального становления управленца. Разработанные инструментарии могут использоваться в процессе оценки эффективности деятельности управленческих кадров.
Современное государство постоянно сталкивается с такими социальными детерминантами, как логика профессионального становления управленца, которую нельзя игнорировать в социальном управлении и в кадровой политике [6]. Это обстоятельство диктует необходимость детального изучения организационных подходов к содержанию профессиональных качеств управленческого аппарата.
Таким образом, можно констатировать тот факт, что профессиональное становление управленца позитивно влияет на развитие его профессиональных качеств. Просматриваются основные инструментальные составляющие профессионального становления личности управленца:
1. Психическое здоровье.
2. Познавательные процессы.
3. Эмоционально-волевые процессы.
4. Деятельность.
5. Духовность управленца.
Изучение этих аспектов могут дать возможность для установления реальной творческой возможности управленца и создать условия для дальнейшего саморазвития.
Очевидно, что отыт и профессиональное умение руководителя обеспечивает развитие управленческой творчести и включает такие показатели:
1) опыт и стаж работы;
2) управленческие навыки;
3) умение принимать решения и реализовать их на практике;
4) умение организовывать межличностные контакты;
5) коммуникативность;
6) умение оказывать психологическое влияние.
Для оптимизации становления управленческой социальной сферы государству необходимо провести ряд мероприятий, а именно:
- для профессионального роста нужно обеспечить достойные условия труда;
- включить в программу подготовки резерва руководителей всех уровней;
- формирование программы социально-экономического характера для решения проблемных вопросов руководителя;
- для реализации изложенного необходимо создать психологические службы.
Таким образом, исследование личности управленца и его профессиональное становления происходят в разных сферах науки. Анализ иследований данной проблемы позволяет обозначить ряд подходов.
Выводы. Результаты разработки проблемы позволят на качественно новом уровне решать вопросы становления управленцев в государственном пространстве. Научных исследований этой темы уже имеются, но они не могут притендовать на совершенство и вычерпанность. Перспективы усовершенствования научных походов мы видим в систематицированном подходе отображения процессов становления, как один целостный процесс.
Если на проблему посмотреть глобально, то можно сделать вывод – управлениц, у которого выявляются все профессиональные показатели, но доминирующим является духовно-креативный аспект, живет и будет жить ради сохранения мира на Земле, для блага всех людей. Проблема воспитания управленческих кадров достойна дальнейшего разноуровнего исследования.
Список литературы.
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001.
2. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. - 383с.
3. Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М.: Луч. 1993г. - 253с.
4. Вернадский В.И. "Научная мысль как планетарное явление"
5. Пантилеев С. Р. Строение самоотношения как психологическая проблема. / С.Р. Пантилеев // Психология самосознания: Хрестоматия / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахра Х. – М., 2003. – С.208-220.
6. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности / П.Р. Чамата Проблемы самосознания. - М.: Высшая школа, 1986. С. 84-104.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.