Профессиональное самоопределение в разных возрастных группах
Оценка 4.6

Профессиональное самоопределение в разных возрастных группах

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
математика +2
Взрослым
24.09.2018
Профессиональное самоопределение в разных возрастных группах
Работа по результатам научно- исследовательской работы с целью выявления профессионального самоопределения. В исследовании участвовали 137 обучающихся с 8 по 11 классы. По результатам нашего исследования получилось, что с высоким уровнем профессионального самоопределения больше среди обучающихся 10 класса. Рекомендуем работу использовать для дальнейших исследований в этой сфере.
профориентация.docx
Профессиональное самоопределение в разных возрастных группах Введение             Возросшие   требования   современного   производства   к   уровню   профессиональной подготовленности   кадров   в   еще   большей,   чем   раньше,   степени   актуализируют   проблемы профессиональной   ориентации   молодежи,   поскольку   профессиональные   намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии.            Подготовка к выбору профессии важна потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно­воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.          Вопросы профориентационной работы рассматривались отечественными учеными ­ К.М. Гуревичем,   А.Е.   Голомштоком,   Е.А.   Климовым,   Т.В.   Кудрявцевым,   Б.Ф.   Ломовым,   А.К. Марковой,   К.К.   Платоновым,   Н.С.   Пряжниковым,   М.В.   Ретивых,   В.Д.   Симоненко,   С.Н. Чистяковой,   В.Б.   Успенским   и   др.   Зарубежная   наука,   связанная   с   проблемами профессиональной   ориентации   подрастающего   поколения,   располагает   исследованиями   Ф. Парсонса,   З.   Фрейда,   А.   Маслоу,   К.   Роджерса,   У.   Джейда,   Д.   Сьюпера,   А.   Анастази,   Л. Тайлора,   Д.   Голланда   и   др.   Н.С.Пряжников   писал:   «Понятие   «самоопределение»   вполне соотносится с такими модными ныне понятиями, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление». Причем самореализацию, самоактуализацию и т. п. часто связывают с трудовой   деятельностью,   с   работой,   а   именно   —   с   нахождением   смысла   в   своей   работе. Сущность профессионального самоопределения можно определить как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также   —   нахождение   смысла   в   самом   процессе   самоопределения».   В   настоящее   время становится модным понятие «Дизайн человека», которое может помочь в профориентационной работе.      Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека», поскольку от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место   среди   других   людей,   удовлетворенность   работой,   физическое   и   нервно­психическое здоровье, радость и счастье.     Цель работы: определение уровня готовности учащихся разных возрастных групп к выбору профессии. Объект работы: профессиональная ориентация 8­11 классов. Предмет работы: готовность к профессиональному выбору. Гипотеза исследования:  обучающиеся 9 классов обладают большей готовностью к выбору профессии.  Задачи научно­практической работы: 1. Изучить психолого­педагогическую литературу по проблеме профессиональной ориентации старшеклассников. 2.Провести тестирование среди учащихся 8­11 классов. 3. Проанализировать полученные результаты. Методы исследования: изучение литературы, систематизация научных знаний (теоретический анализ), тестирование. Основная часть         Начало   профориентации   нередко   относят   к   1908   г.   —   к   моменту   открытия   первого профконсультационного   бюро   в   г.   Бостоне   (США).   Однако   согласно   другой   точке   зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Возникла профориентация из потребностей развития человеческого общества, а потому она, как и общество, имеет свою историю и предысторию. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появились профессии, а, следовательно, и потребность в ориентации на эти профессии [1].         История   появления   некоторых   элементов   оценки   профпригодности   человека   уходит   в глубину веков. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших   писцов.   Благодаря   обширным   по   тем   временам   знаниям   профессионально подготовленный   писец   был   центральной   фигурой   месопотамской   цивилизации;   он   умел измерять   поля,   делить   имущество,   петь,   играть   на   музыкальных   инструментах.   Во   время испытаний проверяли его умения разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех четырех арифметических действий.     В январе 1908 года в г. Бостоне начало работу первое бюро профориентации молодежи для оказания   помощи   подросткам   в   определении   их   жизненного   трудового   пути.   Деятельность этого бюро и принято считать началом профориентации. Затем аналогичное бюро учредили в Нью­Йорке. В его задачи входило изучение требований, предъявляемых к человеку различными профессиями, более детальное познание способностей школьников. Бюро вело свою работу в контакте   с   учителями,   пользуясь   тестами   и   анкетами.   Опыт   деятельности   этих   бюро   стал широко распространяться в США, Испании, Финляндии, Швейцарии, Чехословакии и других странах. Как видно из истории, сама жизнь привела к появлению профориентации как практики, и вследствие   ­   междисциплинарного   научного   знания. Подготовка   учащихся   к   осознанному выбору   профессии   ­   важная   социально­педагогическая   задача   школы. Переход   на предпрофильное   и   профильное   обучение   актуализировал   необходимость   проведения специальной работы, направленной на оказание учащимся и родителям помощи в определении дальнейшего   образовательного   маршрута   с   учетом   индивидуальных   способностей   и возможностей. Выбор   профессии   и   овладение   ею   начинается   с   профессионального самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу   выбора   будущей   сферы   деятельности   с   учетом   имеющегося   психологического   и психофизиологического   ресурсов.   В   это   время   у   учащихся   формируется   отношение   к определенным   профессиям,   осуществляется   выбор   учебных   предметов   в   соответствии   с выбранной   профессией. Ещё   один   момент,   связанный   с   самоопределением,   —   изменение учебной мотивации. Старшеклассники начинают рассматривать учёбу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют главным образом, те предметы, которые будут нужны в дальнейшем, их снова начинает  волновать успеваемость (если они решили продолжить образование). Отсюда и недостаточное внимание к “ненужным” учебным   дисциплинам,   и   отказ   от   того   подчёркнуто   пренебрежительного   отношения   к отметкам, которое было принято среди младших подростков. Как считает А.В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению [3].         Важным   компонентом   системы   профессиональной   ориентации   учащихся   является профессиональное просвещение – сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда. [2]                                                                     Составная часть профориентации – готовность к выбору профессии с целью успешного выполнения трудовых обязанностей. В соответствии с темой исследования была использована методика на профессиональное самоопределение, позволяющая выявить готовы ли учащиеся к выбору профессии.     Мы провели тестирование по методике В.Б.Успенского, в котором участвовало 137 человек. Из   них   с   высоким   уровнем   готовности­6%,   с   средним   уровнем   готовности­64%,   с   низким уровнем готовность­26% и не готовы­4%. Результаты диагностики приведены в таблице 1. Уровень готовности класс 8 9 10 11 Высокий уровень Кол­ во чел. 3 1 3 1 % 7 1 16 3 Средний уровень Кол­ во чел. 25 27 12 24 % 61 67 66 66 Таблица 1 Готовность к выбору профессии Низкий уровень Кол­ во чел. 11 13 2 11 % 27 32 12 31 Неготовность  Всего  Кол­во чел. 2 1 1 0 % 5 1 6 0 Кол ­во чел. 41 42 18 36 % 100 100 100 100  Диаграмма 1 Готовность учащихся 8 классов к выбору профессий 8 класс высокий ур. средний ур. низкий ур. негот овн.      На этой диаграмме видно, что учащиеся 8 классов имеют средний уровень готовности к выбору профессии (61%), затем низкий уровень (27%) и высокий (7%). Не готовы к выбору профессии 2 ученика, что составляет 5% протестированыых восьмиклассников.  Диаграмма 2 Готовность учащихся 9 классов к выбору профессий 9 класс высокий ур. средний ур. низкий ур. негот овн.    На этой диаграмме мы видим, что обучающиеся 9 классов имеют средний уровень готовности к выбору профессии (67%), низкий – 32%, не готовы и высокий уровень­ по 1%. По сравнению с 8­ым классом уменьшилось количество детей, имеющих высокий уровень готовности к выбору профессии.   Таких   в   8­м   классе   7%,   а   в   9­м   –   1%.   Мы   связываем   это   с   тем,   что девятиклассникам   предстоит   сдать   выпускные   экзамены.   Возможно,   мысли   у   них   больше связаны с этим важным моментом в своей жизни.    Диаграмма 3 Готовность учащихся 10 классов к выбору профессий 10 класс высокий ур. средний ур. низкий ур. негот овн. Из этой диаграммы видно, что учащиеся 10 классов имеют средний уровень (66%), а также обладают высоким уровнем готовности к выбору профессии (16%), низкий уровень (12%) и не готов один ученик (6%).  Диаграмма 4 Готовность учащихся 11 классов к выбору профессии 11 класс высокий ур. средний ур. низкий ур. негот овн.    На этой диаграмме мы видим, что учащиеся 11 классов имеют средний уровень (66%), низкий уровень   (31%),   высокий   (3%)   и   нет   ни   одного   ученика,   не   готового   к   выбору   профессии. Одиннадцатиклассники, конечно, готовятся к экзаменам. Они в большинстве, уже сделали свой выбор и беспокоятся о том, чтобы сдать на ЕГЭ на уровне, достаточном для поступления в выбранное   учебное   заведение.   Возможно,   именно   с   этим   связано   увеличение   количества обучающихся с низким уровнем готовности к выбору профессии. Таких в 10 классе было 12 %, а в 11­ом стал 31%. Но после 11­го класса всем надо определиться, поэтому, возможно, кому­ то нужна помощь в этом направлении Диаграмма 5 Готовность учащихся 8­11 классов к выбору профессии 80 70 60 50 40 30 20 10 0 высокий ур. средний ур. 9 класс 8 класс низкий ур. негот овн. 10 класс 11 класс    На диаграмме видно, что большинство обучающихся готовы к выбору профессии на среднем уровне. На первом месте по количеству находится средний уровень. На высоком уровне готовы дети, обучающиеся 10 классов (16%) и 8 классов (7%). Но также 10(5%) и 8(6%) классы не готовы к выбору профессии. Все ученики 11классов в той или иной степени готовы к выбору профессии. Только в десятом классе на втором месте находится высокий уровень готовности, в других классах на этом месте низкий уровень.                                                   Заключение     Наша гипотеза, что наиболее готовы учащиеся 9 классов не подтвердилась. По результатам нашего исследования наиболее готовы к выбору профессии учащиеся 10 классов. Мы видим, что в середине учебного года (исследование проводилось в ноябре­ декабре) у большинства девятиклассников   средний   уровень   готовности.   А   у   большинства   десятиклассников сформирован   высокий   уровень   готовности.   Мы   считаем,   что   это   объясняется   следующими факторами: 1) в 9­11 классах больше волнуются по поводу сдачи выпускных экзаменов; 2) десятиклассники прошли курс «Психология и выбор профессии». 82% десятиклассников готовы к выбору профессии.       По результатам нашего исследования видно, что уменьшается количество обучающихся с высоким уровнем готовности к выбору профессии в 11­м классе. В связи с чем мы считаем, что профориентационную   работу   с   ними   надо   усилить,   хотя   понятно,   что   они   находятся   в стрессовой  ситуации,  и в основном заняты  именно подготовкой к сдаче ЕГЭ. Мы  считаем важным проведение в школе профориентационной работы для оказания помощи обучающимся в правильном выборе профессии. С тем чтобы каждый человек, работая на «своём» месте, получал удовольствие от работы и приносил пользу обществу.                                                         Литература 1. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н. Захаров. ­ М.: П 2. Саруханов, Э.Р. Проблемы управления профессиональной ориентацией / Э.Р. Саруханов. — Л.: Ленинград, 1991. – 274 с. 3.Сафронова,   Г.Я.   Технический   лицей   —   новая   форма   профессиональной   подготовки молодежи   /   Г.Я   Сафронова,   В.В.   Темник   //   Методологические   и   теоретические   проблемы всеобщей профессиональной подготовки молодежи. ­ 1991. ­ № 3 ­ С. 69—77.

Профессиональное самоопределение в разных возрастных группах

Профессиональное самоопределение в разных возрастных группах

Профессиональное самоопределение в разных возрастных группах

Профессиональное самоопределение в разных возрастных группах

Профессиональное самоопределение в разных возрастных группах

Профессиональное самоопределение в разных возрастных группах

Профессиональное самоопределение в разных возрастных группах

Профессиональное самоопределение в разных возрастных группах

Профессиональное самоопределение в разных возрастных группах

Профессиональное самоопределение в разных возрастных группах

Профессиональное самоопределение в разных возрастных группах

Профессиональное самоопределение в разных возрастных группах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.09.2018