Профессиональное самоопределение в разных возрастных группах
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
математика +2
Взрослым
24.09.2018
Работа по результатам научно- исследовательской работы с целью выявления профессионального самоопределения. В исследовании участвовали 137 обучающихся с 8 по 11 классы. По результатам нашего исследования получилось, что с высоким уровнем профессионального самоопределения больше среди обучающихся 10 класса. Рекомендуем работу использовать для дальнейших исследований в этой сфере.
профориентация.docx
Профессиональное самоопределение в разных возрастных
группах
Введение
Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной
подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы
профессиональной ориентации молодежи,
поскольку профессиональные намерения
значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в
кадрах определенной профессии.
Подготовка к выбору профессии важна потому, что она является неотъемлемой частью
всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и
взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и
физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебновоспитательного
процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным
моментом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.
Вопросы профориентационной работы рассматривались отечественными учеными К.М.
Гуревичем, А.Е. Голомштоком, Е.А. Климовым, Т.В. Кудрявцевым, Б.Ф. Ломовым, А.К.
Марковой, К.К. Платоновым, Н.С. Пряжниковым, М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко, С.Н.
Чистяковой, В.Б. Успенским и др. Зарубежная наука, связанная с проблемами
профессиональной ориентации подрастающего поколения, располагает исследованиями Ф.
Парсонса, З. Фрейда, А. Маслоу, К. Роджерса, У. Джейда, Д. Сьюпера, А. Анастази, Л.
Тайлора, Д. Голланда и др. Н.С.Пряжников писал: «Понятие «самоопределение» вполне
соотносится с такими модными ныне понятиями, как «самоактуализация», «самореализация»,
«самоосуществление». Причем самореализацию, самоактуализацию и т. п. часто связывают с
трудовой деятельностью, с работой, а именно — с нахождением смысла в своей работе.
Сущность профессионального самоопределения можно определить как поиск и нахождение
личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а
также — нахождение смысла в самом процессе самоопределения». В настоящее время
становится модным понятие «Дизайн человека», которое может помочь в профориентационной
работе.
Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека», поскольку от того,
насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его
место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервнопсихическое
здоровье, радость и счастье.
Цель работы: определение уровня готовности учащихся разных возрастных групп к выбору
профессии.
Объект работы: профессиональная ориентация 811 классов.
Предмет работы: готовность к профессиональному выбору.
Гипотеза исследования: обучающиеся 9 классов обладают большей готовностью к выбору
профессии.
Задачи научнопрактической работы:
1. Изучить психологопедагогическую литературу по проблеме профессиональной ориентации
старшеклассников.
2.Провести тестирование среди учащихся 811 классов.
3. Проанализировать полученные результаты.
Методы исследования: изучение литературы, систематизация научных знаний (теоретический
анализ), тестирование. Основная часть
Начало профориентации нередко относят к 1908 г. — к моменту открытия первого
профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно другой точке зрения
профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Возникла профориентация
из потребностей развития человеческого общества, а потому она, как и общество, имеет свою
историю и предысторию. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем
появились профессии, а, следовательно, и потребность в ориентации на эти профессии [1].
История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в
глубину веков. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в
середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ,
готовивших писцов. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессионально
подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел
измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время
испытаний проверяли его умения разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знания
всех четырех арифметических действий.
В январе 1908 года в г. Бостоне начало работу первое бюро профориентации молодежи для
оказания помощи подросткам в определении их жизненного трудового пути. Деятельность
этого бюро и принято считать началом профориентации. Затем аналогичное бюро учредили в
НьюЙорке. В его задачи входило изучение требований, предъявляемых к человеку различными
профессиями, более детальное познание способностей школьников. Бюро вело свою работу в
контакте с учителями, пользуясь тестами и анкетами. Опыт деятельности этих бюро стал
широко распространяться в США, Испании, Финляндии, Швейцарии, Чехословакии и других
странах.
Как видно из истории, сама жизнь привела к появлению профориентации как практики, и
вследствие междисциплинарного научного знания. Подготовка учащихся к осознанному
выбору профессии важная социальнопедагогическая задача школы. Переход на
предпрофильное и профильное обучение актуализировал необходимость проведения
специальной работы, направленной на оказание учащимся и родителям помощи в определении
дальнейшего образовательного маршрута с учетом индивидуальных способностей и
возможностей. Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального
самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя
задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и
психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к
определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с
выбранной профессией. Ещё один момент, связанный с самоопределением, — изменение
учебной мотивации. Старшеклассники начинают рассматривать учёбу как необходимую базу,
предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют главным образом, те
предметы, которые будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость
(если они решили продолжить образование). Отсюда и недостаточное внимание к “ненужным”
учебным дисциплинам, и отказ от того подчёркнуто пренебрежительного отношения к
отметкам, которое было принято среди младших подростков. Как считает А.В. Петровский,
именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению [3].
Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является
профессиональное просвещение – сообщение школьникам сведений о различных профессиях,
их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях,
предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их
получения, оплате труда. [2]
Составная часть профориентации – готовность к выбору профессии с целью успешного
выполнения трудовых обязанностей. В соответствии с темой исследования была использована методика на профессиональное самоопределение, позволяющая выявить готовы ли учащиеся к
выбору профессии.
Мы провели тестирование по методике В.Б.Успенского, в котором участвовало 137 человек.
Из них с высоким уровнем готовности6%, с средним уровнем готовности64%, с низким
уровнем готовность26% и не готовы4%. Результаты диагностики приведены в таблице 1.
Уровень
готовности
класс
8
9
10
11
Высокий
уровень
Кол
во
чел.
3
1
3
1
%
7
1
16
3
Средний
уровень
Кол
во
чел.
25
27
12
24
%
61
67
66
66
Таблица 1 Готовность к выбору профессии
Низкий
уровень
Кол
во
чел.
11
13
2
11
%
27
32
12
31
Неготовность Всего
Колво
чел.
2
1
1
0
%
5
1
6
0
Кол
во
чел.
41
42
18
36
%
100
100
100
100
Диаграмма 1 Готовность учащихся 8 классов к выбору профессий
8 класс
высокий ур.
средний ур.
низкий ур.
негот овн.
На этой диаграмме видно, что учащиеся 8 классов имеют средний уровень готовности к
выбору профессии (61%), затем низкий уровень (27%) и высокий (7%). Не готовы к выбору
профессии 2 ученика, что составляет 5% протестированыых восьмиклассников.
Диаграмма 2 Готовность учащихся 9 классов к выбору профессий 9 класс
высокий ур.
средний ур.
низкий ур.
негот овн.
На этой диаграмме мы видим, что обучающиеся 9 классов имеют средний уровень готовности
к выбору профессии (67%), низкий – 32%, не готовы и высокий уровень по 1%. По сравнению с
8ым классом уменьшилось количество детей, имеющих высокий уровень готовности к выбору
профессии. Таких в 8м классе 7%, а в 9м – 1%. Мы связываем это с тем, что
девятиклассникам предстоит сдать выпускные экзамены. Возможно, мысли у них больше
связаны с этим важным моментом в своей жизни.
Диаграмма 3 Готовность учащихся 10 классов к выбору профессий
10 класс
высокий ур.
средний ур.
низкий ур.
негот овн.
Из этой диаграммы видно, что учащиеся 10 классов имеют средний уровень (66%), а также
обладают высоким уровнем готовности к выбору профессии (16%), низкий уровень (12%) и не
готов один ученик (6%).
Диаграмма 4 Готовность учащихся 11 классов к выбору профессии 11 класс
высокий ур.
средний ур.
низкий ур.
негот овн.
На этой диаграмме мы видим, что учащиеся 11 классов имеют средний уровень (66%), низкий
уровень (31%), высокий (3%) и нет ни одного ученика, не готового к выбору профессии.
Одиннадцатиклассники, конечно, готовятся к экзаменам. Они в большинстве, уже сделали свой
выбор и беспокоятся о том, чтобы сдать на ЕГЭ на уровне, достаточном для поступления в
выбранное учебное заведение. Возможно, именно с этим связано увеличение количества
обучающихся с низким уровнем готовности к выбору профессии. Таких в 10 классе было 12 %,
а в 11ом стал 31%. Но после 11го класса всем надо определиться, поэтому, возможно, кому
то нужна помощь в этом направлении
Диаграмма 5 Готовность учащихся 811 классов к выбору профессии
80
70
60
50
40
30
20
10
0
высокий ур.
средний ур.
9 класс
8 класс
низкий ур.
негот овн.
10 класс
11 класс
На диаграмме видно, что большинство обучающихся готовы к выбору профессии на среднем
уровне. На первом месте по количеству находится средний уровень. На высоком уровне готовы дети, обучающиеся 10 классов (16%) и 8 классов (7%). Но также 10(5%) и 8(6%) классы не
готовы к выбору профессии. Все ученики 11классов в той или иной степени готовы к выбору
профессии. Только в десятом классе на втором месте находится высокий уровень готовности, в
других классах на этом месте низкий уровень.
Заключение
Наша гипотеза, что наиболее готовы учащиеся 9 классов не подтвердилась. По результатам
нашего исследования наиболее готовы к выбору профессии учащиеся 10 классов. Мы видим,
что в середине учебного года (исследование проводилось в ноябре декабре) у большинства
девятиклассников средний уровень готовности. А у большинства десятиклассников
сформирован высокий уровень готовности. Мы считаем, что это объясняется следующими
факторами:
1) в 911 классах больше волнуются по поводу сдачи выпускных экзаменов;
2) десятиклассники прошли курс «Психология и выбор профессии». 82% десятиклассников
готовы к выбору профессии.
По результатам нашего исследования видно, что уменьшается количество обучающихся с
высоким уровнем готовности к выбору профессии в 11м классе. В связи с чем мы считаем, что
профориентационную работу с ними надо усилить, хотя понятно, что они находятся в
стрессовой ситуации, и в основном заняты именно подготовкой к сдаче ЕГЭ. Мы считаем
важным проведение в школе профориентационной работы для оказания помощи обучающимся
в правильном выборе профессии. С тем чтобы каждый человек, работая на «своём» месте,
получал удовольствие от работы и приносил пользу обществу.
Литература
1. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н. Захаров. М.: П
2. Саруханов, Э.Р. Проблемы управления профессиональной ориентацией / Э.Р. Саруханов. —
Л.: Ленинград, 1991. – 274 с.
3.Сафронова, Г.Я. Технический лицей — новая форма профессиональной подготовки
молодежи / Г.Я Сафронова, В.В. Темник // Методологические и теоретические проблемы
всеобщей профессиональной подготовки молодежи. 1991. № 3 С. 69—77.
Профессиональное самоопределение в разных возрастных группах
Профессиональное самоопределение в разных возрастных группах
Профессиональное самоопределение в разных возрастных группах
Профессиональное самоопределение в разных возрастных группах
Профессиональное самоопределение в разных возрастных группах
Профессиональное самоопределение в разных возрастных группах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.