ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ГРАЖДАНСКИЕ КАЧЕСТВА
СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА
Плотникова С. С.
преподаватель
ГБПОУ ВО
«ЛПТТ имени А. К. Лысенко»,
г. Лиски, Воронежская область.
Дополнительное образование является одним из средств приобщения детей подростков к народному творчеству. Содержание дополнительного образования детей отражает: рекреативно-оздоровительное развитие ребенка; организацию и формирование нового социального опыта; психолого-педагогическую помощь и поддержку детям в индивидуальном развитии. Специфика дополнительного образования обеспечивает широкий спектр гуманного межличностного взаимодействия в социально востребованных содружествах и сообществах, развивает установки подростков на позитивную коммуникацию как средство успешного развития своего Я и совершенствования нравственно-деловых отношений в современном социуме.Дополнительное образование является одним из средств приобщения детей подростков к народному творчеству. Содержание дополнительного образования детей отражает: рекреативно-оздоровительное развитие ребенка; организацию и формирование нового социального опыта; психолого-педагогическую помощь и поддержку детям в индивидуальном развитии. Специфика дополнительного образования обеспечивает широкий спектр гуманного межличностного взаимодействия в социально востребованных содружествах и сообществах, развивает установки подростков на позитивную коммуникацию как средство успешного развития своего Я и совершенствования нравственно-деловых отношений в современном социуме.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ГРАЖДАНСКИЕ КАЧЕСТВА
СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА
Плотникова С. С.
преподаватель
ГБПОУ ВО
«ЛПТТ имени А. К. Лысенко»,
г. Лиски, Воронежская область.
В настоящее время в нашей стране проводятся несколько программ
поддержки талантливой и одаренной молодежи. Глобальный проект проходит в
рамках национального проекта «Образование». Этот проект ориентирован на
задачи поощрения талантливой молодежи. Их реализация происходит в
основном за счет выделения специальных денежных премий одаренным молодым
людям. Отбор талантливой молодежи проводится по пяти номинациям,
основной критерий – победа в олимпиадах. Таким образом, можно отметить, что
наиболее разработанной стороной системы поддержки талантливой и
инициативной молодежи является проведение конкурсов и олимпиад. В то же
время эксперты отмечают, что собственно «системой» эта совокупность
мероприятий еще не стала, и в настоящее время ее приходится рассматривать
именно как сумму отдельных программ и мероприятий. Существенной стороной
разработки программы поддержки одаренной молодежи является учет
психологических особенностей талантливых и инициативных молодых людей,
исследование и понимание их мотивационных особенностей, личностных
ценностей, особенностей взаимоотношений с окружающими. Отметим, что эта
проблема разрабатывалась в первую очередь за рубежом и, главным образом, на
примере детей и подростков, поэтому требуется тщательный научный анализ и
апробация зарубежного опыта в отечественных условиях. Кроме того,
необходим тщательный анализ специфических проблем и трудностей, с
которыми сталкивается одаренный молодой человек. Анализ современной
отечественной и зарубежной литературы показал, что можно выделить
следующие личностные особенности одаренных и талантливых молодых людей:
1) высокий энергетический уровень, активность в овладении интересующей их
сферы деятельности или знаний; 2) дисгармоничность развития в различных
сферах (преобладающее развитие одних сфер, отставание в других, проблема
компенсации дисгармоничности развития); 3) ярко выраженное стремление к
самоактуализации; 4) свободное, целостное мышление, в меньшей степени
ограниченное стереотипами, способность и потребность иметь дело с
неопределенными и неоднозначными явлениями окружающего мира; избегание
монотонной однообразной деятельности, однотипных задач; 5) сохранение и во
взрослом возрасте развитого воображения, способности к игре, детской
изобретательности; 6) при различных личностных особенностях существованиетаких центральных личностных структур, как творческая мотивация и
стремление к самоактуализации.
Важнейшая задача современного общества обеспечение детям
достойного воспитания и образования, которые включают в себя доступ не
только к новым знаниям и технологиям, но и богатым культурным ценностям,
накопленным человеческой цивилизацией.
Следовательно, воспитание – это одна из категорий педагогики, без
которой не было бы общества. Роль воспитания очень велика в жизни человека,
потому что оно формирует личность. Цель воспитания всестороннее развитие
личности. А образование рассматривается как процесс приобретения знаний,
умений и навыков. Образование зависит от экономических, культурных и
национальных традиций.
Неотъемлемой составляющей современной государственной молодежной
политики является развитие художественного творчества и поддержка
талантливой молодежи, которые определены также частью приоритетного
национального проекта "Образование".
вперед!»
(опубликована 10.09.2009)
Таланты создают особое творческое напряжение в молодежной среде и в
обществе в целом, стимулируя творческую активность своего ближайшего
окружения. Поиск талантов, создание условий для их развития и последующего
применения, а также готовность общества принимать таланты и признавать
инновационных лидеров – это не просто дело престижа страны, но неотъемлемая
часть культурнообразовательной политики, без планомерного осуществления
которой не решить проблему создания инновационной экономики.
Председатель правительства Российской Федерации Д.А. Медведев в
статье «Россия,
утверждает:
«Инновационная экономика возникнет, конечно, не сразу. Она часть культуры,
основанной на гуманистических ценностях. На стремлении к преобразованию
мира ради лучшего качества жизни, ради освобождения человека от бедности,
болезней, страха, несправедливости. Талантливые люди, стремящиеся к
обновлению, способные создавать новое и лучшее, не прилетят к нам с другой
планеты. Они уже здесь, среди нас. И об этом недвусмысленно свидетельствуют
результаты международных интеллектуальных олимпиад, патентование за
рубежом изобретений, сделанных в России, и настоящая охота, ведущаяся
крупнейшими компаниями и университетами мира, за нашими лучшими
специалистами. Мы – государство, общество и семья – должны научиться
находить,
таких людей».
Профессиональное развитие талантливых, одаренных детей требует
особых подходов. В стране сформирована и действует определенная система
поддержки и развития талантливых детей и молодежи.
и беречь
растить,
воспитывать
На федеральном уровне законодательно закреплена преференция для
одаренных детей – призеров олимпиад: в Законе «Об образовании»
предусмотрены льготы при поступлении в образовательные учреждения высшего
и среднего профессионального образования победителям и призерамзаключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, членам сборных
команд Российской Федерации, участвовавшим в международных олимпиадах
по общеобразовательным предметам, победителям и призерам олимпиад
школьников. Порядок предоставления льгот победителям и призерам олимпиад
школьников при поступлении в учреждения среднего и высшего
профессионального образования основан на прямом соотнесении уровня
олимпиады с ее качественными показателями, то есть победители и призеры
олимпиад более высокого уровня (самым высоким считается I уровень) имеют
приоритет при получении льгот.
Большое значение имеет подпрограмма «Одаренные дети» Федеральной
целевой программы «Дети России». В рамках подпрограммы создана и успешно
функционирует система всероссийских массовых мероприятий (от уровня
образовательного учреждения до федерального уровня), направленных на
выявление, развитие и поддержку одаренных детей. Одной из наиболее
эффективных форм работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных
детей является развитие олимпиадного движения и системы творческих
конкурсов. В целях создания благоприятной среды для проявления и развития
способностей каждого ребенка внесены изменения в нормативные документы,
регламентирующие проведение Всероссийской олимпиады школьников,
предусматривающие максимальный охват обучающихся через эффективную
организацию школьного этапа олимпиады на основе единых подходов к ее
проведению,
работ.
Надо заметить, что художественная культура занимает важнейшее место в
жизни общества, снижение ее уровня порождает духовный вакуум, нарушает
принципы нормального развития социума. Искусство – содержательное ядро
художественной культуры, один из основных механизмов познания человека и
окружающей его действительности, формирования системы его ценностных
установок. Для детей восприятие искусства – один из путей освоения мира,
существенно влияющий на становление его личности.
составлению
проверке
заданий
и
Актуальное направление современной педагогики педагогика искусства,
приобщение детей к лучшим образцам искусства различных видов и жанров.
Такой вид педагогики способствует развитию ребёнка как личности, а также
помогает усвоить материал некоторых дисциплин (например, литература, МХК
и др.). Проблема ознакомления учащихся с искусством может быть решена при
использовании качественных программ и технологий, при высоком уровне
профессиональной подготовки педагогов, ведущих художественные занятия,
педагогов дополнительного образования и их взаимодействии со всем
педагогическим коллективом.
Эффективность ознакомления детей с искусством значительно возрастает
при условии координации действий всех участников педагогического процесса.
Не менее важно и участие родителей в этой интересной работе, привлечение их
вместе с детьми к богатейшему миру искусства. Педагоги обеспечивают
расширение культурного пространства ребенка организацию совместных сродителями посещений музыкальных театров, художественных музеев.
Посещение театров, историкоархитектурных ансамблей также связано с
воздействием на ребенка различных видов искусства: архитектуры, живописи,
скульптуры, музыки, художественного слова. Дети впитывают в себя
разнообразные художественные впечатления, это способствует амплификации,
обогащению их художественного и общекультурного развития.
Процесс приобщения детей и подростков к народному искусству, к
традициям народной художественной культуры в целом протекает в школе,
дошкольных, внешкольных учреждениях. Система овладения художественными
традициями осуществляется на трех уровнях: восприятия, воспроизведения и
творчества. Выделяют три группы форм приобщения личности к народному
творчеству: массовые формы работы, коллективные и индивидуальные.
Дополнительное образование является одним из средств приобщения
детей подростков к народному творчеству. Содержание дополнительного
образования детей отражает: рекреативнооздоровительное развитие ребенка;
организацию и формирование нового социального опыта; психолого
педагогическую помощь и поддержку детям в индивидуальном развитии.
Специфика дополнительного образования обеспечивает широкий спектр
гуманного межличностного взаимодействия в социально востребованных
содружествах и сообществах, развивает установки подростков на позитивную
коммуникацию как средство успешного развития своего Я и совершенствования
нравственноделовых отношений в современном социуме.
Литература
1. Апатенко С.Н. О мерах по реализации приоритетного национального проекта
«Образование» в части государственной поддержки талантливой молодежи //
edu.lokos.net/sm.aspx?uid=34080
2. Воробьев Н.Е., Бабашев А.Э. Школьное образование в США и Западной
Европе. Луганск, 2004.
3. Джуринский А.И. Развитие образования в современном мире. М., 2004.
4. Одаренные дети / Пер. с англ.; Под общ. ред. Г.В. Бурманского и В.М. Слуц
кого. М., 1991.
5. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. Лейтеса. М., 1996.
6. Программа «Дети России». Подпрограмма «Одаренные дети» // http://
odardeti.ru/static.php?mode=program_0001
7. Сайт Инновационного Конвента – 2008 // http://zv.innovaterussia.ru/zv_
project/events/502 Проблемы педагогической психологии и психологии
образования.
8. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования: учеб. Пособие для студентов учреждений сред.проф.образования/
В.П.Голованов. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004. 239с.
9. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного
образования детей (утв. постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N233) (с изменениями от 22 февраля 1997 г., 8 августа 2003 г., 1 февраля 2005 г.,
7 декабря 2006).
10. ФЗ РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 32661 (ред. от 10.11.2009).
11. mboguchar.ru>Статьи>Творчество и культура.
. adminliski
12. http
городского поселения.
официальный сайт администрации
:// www
. ru / culture
/