Профессиональный стандарт педагога: особенности введения
Проект
Содержание
Введение …………………………………………………………………3
1. Содержание стандарта и компетенции, предлагаемые стандартом…6
2. Дорожная карта по внедрению стандарта……………………………22
3. Заключение……………………………………………………………...28
4. Список литературы………………………………………………..……29
Введение
В последнее время произошло и происходит много изменений в сфере образования на всех его уровнях, что привело к значительному изменению взглядов на формирование нового отношения к профессиональному совершенствованию учителей. К этим изменения можно отнести:
- развитие концепции и практики непрерывного образования;
- изменение роли учителя в условиях информационного общества и перехода на освоение ФГОС нового поколения;
- поиск путей оценивания качества образования;
- введение ОГЭ, ЕГЭ как итоговой формы аттестации школьников;
- поиск способов и критериев оценивания качества работы учителя;
- новый Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2013.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н утвержден профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
«Профессиональный стандарт» — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности[1]. Необходимость разработки и введения профессиональных стандартов определена Указом Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Профессиональный стандарт является новой формой определения квалификации работника по сравнению с единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих[1].
За три года в России должно появиться более 800 видов профессиональных стандартов, которые придут на смену единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих. Разработка профессиональных стандартов связана с тем, что в ТК РФ появилась новая статья – о квалификации работника. Теперь уровень знаний, умений и навыков будут определяться по новым правилам.
Профессиональные стандарты должны задать чёткие и ясные требования к компетенции специалистов, служить ориентиром для людей, какими знаниями, навыками они должны обладать, чтобы быть востребованными на современном рынке труда. Предполагалось, что стандарт вступит в действие с 2015 года. Но перенесли на 2017 год. Как охватить все эти изменения в работе с учителем, как помочь ему преодолеть трудности, неизбежно возникающие при освоении всего нового, и при этом не расстерять здоровье, оптимизм, веру в себя и своих учеников, творческий потенциал и уверенность в своём будущем?
В целях реализации новых требований высшего руководства страны и федерального законодательства в части разработки и применения профессиональных стандартов и в соответствии с приказом Минтруда России от 08.05.2013 г. №200 «Об утверждении перечня проектов профессиональных стандартов, разработка которых предусмотрена в 2013году за счет средств федерального бюджета» с изменениями, внесенными приказом Минтруда России № 294 от 04.06.2013г., указанным конкурсом была предусмотрена разработка профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации(управление в сфере образования)». Победителем конкурса по лоту № 1 «Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования)» был признан Российский университет дружбы народов(РУДН), имеющий большой опыт разработки подобных документов. Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования)» разрабатывают РУДН и Комитет по образованию Московской торгово-промышленной палаты. Подготовка документа находится на завершающей стадии. Стандарт касается всех уровней – от дошкольного до высшего. Основные позиции проекта документа: управленческая деятельность в нем рассматривается как замкнутый цикл: планирование – прогнозирование – организация – мотивация – контроль – коррекция. Следуя Общероссийскому классификатору занятий, разработчики стандарта отнесли деятельность руководителей образовательных учреждений к четырем видам: управление организацией, управление технологиями, управление проектами и процессами, управление отдельными работами в организации. Стандарт содержит описание трудовых функций. Прежде всего, это 20 обобщенных трудовых функций: разработка стратегии организации, демонстрация лидерских компетенций, инициирование изменений и развития технологий и т.п. Четыре набора обобщенных трудовых функций, соответствующие уровням руководства, раскрываются в конкретных трудовых функциях, а также в умениях и знаниях, необходимых для выполнения этих функций. Т.к. данный документ еще находится на стадии разработки, в своей работе я подробно остановлюсь на уже принятом стандарте педагога.
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.
Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.
Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.
Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.
Цель работы – введение профессионального стандарта учителя в деятельность образовательной организации.
Задачи работы:
1. Изучить содержание профессионального стандарта.
2. Проанализировать компетенции, предлагаемые профессиональным стандартом.
3. Составить дорожную карту для внедрения стандарта.
Гипотеза: введение профессионального стандарта учителя в деятельность образовательной организации будет успешным, если:
-изучить компетенции,
- составить дорожную карту по внедрению профессионального стандарта.
В первой главе стандарта указываются общие сведения.
Во второй главе содержится описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
Третья глава даёт характеристику обобщенных трудовых функций.
1. Содержание профессионального стандарта и компетенции, предлагаемые стандартом
Рассмотрим основное содержание профессионального стандарта.
Общепедагогическая функция.
Трудовые действия
· Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы
· Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
· Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды
· Планирование и проведение учебных занятий
· Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению
· Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися
· Формирование универсальных учебных действий
· Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ)
· Формирование мотивации к обучению
· Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
Необходимые умения
· Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
· Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
· Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде
· Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
· Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)
· Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона
Необходимые знания
· Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке
· История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества
· Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики
· Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях
· Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения
· Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
· Рабочая программа и методика обучения по данному предмету
· Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства
· Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи
· Конвенция о правах ребенка
· Трудовое законодательство
Другие характеристики
·
Соблюдение
правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
Воспитательная деятельность (функция)
Трудовые действия
· Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды
· Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности
· Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера
· Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации
· Проектирование и реализация воспитательных программ
· Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)
· Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)
· Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления
· Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации
· Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
· Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде
· Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Необходимые умения
· Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей
· Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их
· Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников
· Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность
· Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу
· Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях
· Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися
· Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.
· Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач
Необходимые знания
· Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
· История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества
· Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях
· Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики
· Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки
· Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
· Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)
Другие характеристики
· Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
Развивающая деятельность (функция)
Трудовые действия
· Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития
· Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе
· Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка
· Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью
· Оказание адресной помощи обучающимся
· Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
· Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка
· Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу
· Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
· Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения
· Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся
Необходимые умения
· Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья
· Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий
· Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ
· Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)
· Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося
· Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
· Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся
· Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик
· Формировать детско-взрослые сообщества
Необходимые знания
· Педагогические закономерности организации образовательного процесса
· Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития
· Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся
· Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ
· Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью
· Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей
· Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ
Другие характеристики
· Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
Педагогическая деятельность (функция) по реализации программ начального общего образования
Трудовые действия
· Проектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной
· Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе
· Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования
· Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек
· Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника
· Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек
· Проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе
Необходимые умения
· Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы
· Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания
· Во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования
Необходимые знания
· Основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов
· Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программ
· Дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий
· Существо заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях
· Особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования
Другие характеристики
· Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.
Педагогическая деятельность (функция) по
реализации программ основного и среднего общего образования
Трудовые действия
· Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира
· Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития
· Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т. д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся
· Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования
· Применение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры, и развития навыков поликультурного общения
· Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения
· Организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др.
Необходимые умения
· Применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы
· Проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения
· Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой
· Разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение
· Организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую
· Разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности
· Осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе
· Использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся)
· Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования
· Владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием
· Владеть методами убеждения, аргументации своей позиции
· Устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работниками
· Владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения
Необходимые знания
· Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета)
· Программы и учебники по преподаваемому предмету
· Теория и методы управления образовательными системами, методика учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средства обучения и их дидактические возможности
· Современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
· Методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения
· Основы экологии, экономики, социологии
· Правила внутреннего распорядка
· Правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды
Другие характеристики
· Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
Модуль «Предметное обучение. Математика»
Трудовые действия
· Формирование способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность
· Формирование способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств
· Формирование конкретных знаний, умений и навыков в области математики и информатики
· Формирование внутренней (мысленной) модели математической ситуации (включая пространственный образ)
· Формирование у обучающихся умения проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример
· Формирование у обучающихся умения выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий
· Формирование у обучающихся умения пользоваться заданной математической моделью, в частности, формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат моделирования (например - вычисления)
· Формирование материальной и информационной образовательной среды, содействующей развитию математических способностей каждого ребенка и реализующей принципы современной педагогики
· Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно
· Формирование способности преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам
· Сотрудничество с другими учителями математики и информатики, физики, экономики, языков и др.
· Развитие инициативы обучающихся по использованию математики
· Профессиональное использование элементов информационной образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретной образовательной организации
· Использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов
· Содействие в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях
· Формирование и поддержание высокой мотивации и развитие способности обучающихся к занятиям математикой, предоставление им подходящих заданий, ведение кружков, факультативных и элективных курсов для желающих и эффективно работающих в них обучающихся
· Предоставление информации о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения математики в других образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий
· Консультирование обучающихся по выбору профессий и специальностей, где особо необходимы знания математики
· Содействие формированию у обучающихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания
· Выявление совместно с обучающимися недостоверных и малоправдоподобных данных
· Формирование позитивного отношения со стороны всех обучающихся к интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достижения
· Формирование представлений обучающихся о полезности знаний математики вне зависимости от избранной профессии или специальности
· Ведение диалога с обучающимся или группой обучающихся в процессе решения задачи, выявление сомнительных мест, подтверждение правильности решения
Необходимые умения
· Совместно с обучающимися строить логические рассуждения (например, решение задачи) в математических и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихся
· Анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения; помощь обучающимся в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении; оказание помощи в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения
· Формировать у обучающихся убеждение в абсолютности математической истины и математического доказательства, предотвращать формирование модели поверхностной имитации действий, ведущих к успеху, без ясного понимания смысла; поощрять выбор различных путей в решении поставленной задачи
· Решать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе работы с обучающимися, задачи олимпиад (включая новые задачи регионального этапа всероссийской олимпиады)
· Совместно с обучающимися применять методы и приемы понимания математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации, трансформации
· Совместно с обучающимися проводить анализ учебных и жизненных ситуаций, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты (например, динамические таблицы), то же - для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом
· Совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные представления математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера)
· Организовывать исследования - эксперимент, обнаружение закономерностей, доказательство в частных и общем случаях
· Проводить различия между точным и (или) приближенным математическим доказательством, в частности, компьютерной оценкой, приближенным измерением, вычислением и др.
· Поддерживать баланс между самостоятельным открытием, узнаванием нового и технической тренировкой, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, характера осваиваемого материала
· Владеть основными математическими компьютерными инструментами: визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, геометрических объектов; вычислений - численных и символьных; обработки данных (статистики); экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика)
· Квалифицированно набирать математический текст
· Использовать информационные источники, следить за последними открытиями в области математики и знакомить с ними обучающихся
· Обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый материал (из всего курса математики), в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных); осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи других педагогических работников, в частности тьюторов
· Обеспечивать коммуникативную и учебную «включенности» всех учащихся в образовательный процесс (в частности, понимание формулировки задания, основной терминологии, общего смысла идущего в классе обсуждения)
· Работать с родителями (законными представителями), местным сообществом по проблематике математической культуры
Необходимые знания
· Основы математической теории и перспективных направлений развития современной математики
· Представление о широком спектре приложений математики и знание доступных обучающимся математических элементов этих приложений
· Теория и методика преподавания математики
· Специальные подходы и источники информации для обучения математике детей, для которых русский язык не является родным и ограниченно используется в семье и ближайшем окружении
Другие характеристики
· Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
Модуль «Предметное обучение. Русский язык»
Трудовые действия
· Обучение методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации
· Осуществление совместно с обучающимися поиска и обсуждения изменений в языковой реальности и реакции на них социума, формирование у обучающихся «чувства меняющегося языка»
· Использование совместно с обучающимися источников языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности, этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики»)
· Формирование культуры диалога через организацию устных и письменных дискуссий по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций
· Организация публичных выступлений обучающихся, поощрение их участия в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернет-конференции
· Формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате
· Стимулирование сообщений обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства
· Обсуждение с обучающимися образцов лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п.
· Поощрение индивидуального и коллективного литературного творчества обучающихся
· Поощрение участия обучающихся в театральных постановках, стимулирование создания ими анимационных и других видеопродуктов
· Моделирование видов профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных обучающихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.д.)
· Формирование у обучающихся умения применения в практике устной и письменной речи норм современного литературного русского языка
· Формирование у обучающихся культуры ссылок на источники опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав
Необходимые умения
· Владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том числе как не родному
· Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья
· Вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы
· Проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона
· Проявлять позитивное отношение к родным языкам обучающихся
· Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики
· Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека
Необходимые знания
· Основы лингвистической теории и перспективных направлений развития современной лингвистики
· Представление о широком спектре приложений лингвистики и знание доступных обучающимся лингвистических элементов этих приложений
· Теория и методика преподавания русского языка
· Контекстная языковая норма
· Стандартное общерусское произношение и лексика, их отличия от местной языковой среды
Другие характеристики
· Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
Таким образом, рассмотрены основные трудовые действия, необходимые умения и необходимые знания, которые позволяют создать дорожную карту.
Очевидно, такой перечень обязательных требований к педагогу непривычен для учителя – практика. Однако следует отметить, что многое из перечисленного успешно выполнялось и выполняется большинством учителей, имеющих достаточный опыт работы. Например:
- планирование и проведение учебных занятий;
- систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;
- организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;
- организация различных видов внеурочной деятельности: игровой, учебно-исследовательской, культурно-досуговой с учётом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона;
- использование методов организации экскурсий, походов, экспедиций и т.д.;
- сотрудничество с другими специалистами в решении воспитательных задач;
- помощь семье в решении вопросов воспитания ребёнка;
- помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления;
- создание, поддержка уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.
В перечне требований, предъявляемых учителю, есть непривычные и пока не совсем понятные с точки зрения инструментария и способов действия по их освоению.
Директору и заместителям потребуется команда единомышленников для формирования тех знаний и умений, которых не достаёт учителю современной школы.
Заместитель директора, работая с МО, может инициировать создание временных творческих коллективов из педагогов разных предметных областей и направлений деятельности. Эти коллективы будут авангардом в освоении недостающих знаний и умений, предлагая свои способы, приёмы, методики, технологии для организации успешного образовательного процесса и профессионального совершенствования учителя.
Итак, профессиональные стандарты утверждены и через два года они вступят в силу, а мы должны их будем исполнять, поэтому в каждой образовательной организации нужно составлять дорожную карту.
2. Дорожная карта № 1 для внедрения профессионального стандарта
Мероприятие |
Предполагаемый результат |
Ответственный |
Срок исполнения |
1. Организационно-правовое и информационно-методическое обеспечение |
|||
1. Организация ознакомления педагогических работников ОУ с содержанием профессионального стандарта «Педагог»: · Организация обсуждения на педагогических, методических советах и др.; · Размещение информации на стендах в ОУ.
2. Разработка, согласование и утверждение локальных правовых актов в области формирования кадровой политики, трудовых отношений с учителями (воспитателями).
3. Ознакомление педагогических работников с вновь разработанными локальными нормативными актами, регламентирующими социально-трудовые отношения в организации, изменениями в ранее изданные нормативные акты |
Знание педагогами содержания профессионального стандарта «Педагог».
Соответствие локальных правовых актов трудовому законодательству.
Доведение до педагогических работников под роспись вновь разработанных локальных нормативных актов, регламентирующих социально-трудовые отношения в организации, изменений в ранее изданные нормативные акты. |
Администрация образовательной организации
Руководители МО
Руководители МО
Администрация образовательной организации
Администрация образовательной организации
|
Февраль-март 2015
До декабря 2015
До декабря 2015 |
2. Формирование кадровой политики и управление персоналом |
|||
1. Разработка, согласование и утверждение локальных нормативных актов по вопросам кадровой политики (управления персоналом), либо внесение изменений в действующие правовые акты.
2. Принятие локального акта, утверждающего нормы профессиональной этики педагогических работников. |
Локальные нормативные акты, принятые с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии) |
Администрация образовательной организации |
До декабря 2015
Август 2015 |
3. Организация обучения педагогических работников |
|||
1. Планирование и осуществление повышения квалификации (профессиональной переподготовки) учителей (воспитателей) на очередной учебный год с учетом предложений и рекомендаций коллегиальных органов управления организации, представительных органов участников образовательных отношений, аттестационных комиссий и др. |
Утвержденный план повышения квалификации (профессиональной переподготовки) педагогических работников, либо соответствующее приложение к годовому плану организации |
Администрация образовательной организации |
Ежегодно |
4. Аттестация педагогических работников |
|||
1. Создание и организация деятельности аттестационной комиссии в организации с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности. |
Кадровое и организационно-методическое обеспечение деятельности аттестационной комиссии в организации |
Администрация образовательных организаций |
|
2. Организация обучения (специальной подготовки) руководителя и членов аттестационной комиссии, а также ее экспертов. |
Необходимая компетентность членов, экспертов аттестационной комиссии |
Администрация образовательных организаций |
|
3. Организация и проведение квалификационных испытаний педагогических работников. |
Экспертные заключения о соответствии педагогических работников занимаемой должности |
Администрация образовательных организаций |
|
5. Заключение трудовых договоров, разработка должностных инструкций |
|||
1. Разработка, согласование и утверждение локальных правовых актов области организации, нормирования, оценки качества труда учителей. |
Соответствие локальных правовых актов трудовому законодательству |
Администрация образовательных организаций |
|
2. Разработка, согласование и утверждение локальных нормативных актов, устанавливающих порядок урегулирования споров между участниками образовательных отношений, либо внесение изменений в действующие правовые акты. |
Локальные нормативные акты, принятые с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии) |
Администрация образовательной организации |
|
3. Ознакомление педагогических работников с вновь разработанными локальными нормативными актами, регламентирующими социально-трудовые отношения в организации, изменениями в ранее изданные нормативные акты. |
Доведение до педагогических работников под роспись вновь разработанных локальных нормативных актами, регламентирующих социально-трудовые отношения в организации, изменений в ранее изданные нормативные акты |
Администрация образовательной организации |
|
6. Установление систем оплаты труда |
|||
6.1. Локальный уровень |
|
|
|
1. Разработка, согласование и утверждение локальных правовых актов оплаты труда учителей (воспитателей). |
Соответствие локальных правовых актов трудовому законодательству |
Администрация образовательных организаций |
|
2. Ознакомление педагогических работников с вновь разработанными локальными нормативными актами, регламентирующими вопросы оплаты труда изменениями в ранее изданные нормативные акты |
Доведение до педагогических работников под роспись вновь разработанных локальных нормативных актами, регламентирующих социально-трудовые отношения в организации, изменений в ранее изданные нормативные акты |
Администрация образовательных организаций |
|
Дорожная карта № 2 по подготовке к внедрению
«Профессионального стандарта педагога»
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Отметка о выполнении |
Организационное обеспечение введения Профессионального стандарта педагога |
||||
1 |
Организация изучения Профессионального стандарта педагога |
|
|
|
2 |
Мониторинг уровня готовности школы к введению Профессионального стандарта педагога |
|
|
|
3 |
Создание совета, обеспечивающего координацию действий коллектива школы и отвечающего за информационное, научно-методическое, экспертное сопровождение процесса |
|
|
|
4 |
Утверждение плана работы по введению Профессионального стандарта педагога |
|
|
|
5 |
Участие в мероприятиях по обсуждению и изучению Профессионального стандарта педагога районного, муниципального, регионального уровней |
|
|
|
6 |
Приведение нормативной базы в соответствие с введением Профессионального стандарта педагога |
|
|
|
7 |
Разработка плана методической работы, обеспечивающей сопровождение введения Профессионального стандарта педагога |
|
|
|
Информационное обеспечение введения Профессионального стандарта педагога |
||||
8 |
Размещение информации о ходе введения Профессионального стандарта педагога на страницах сайта школы, в СМИ |
|
|
|
9 |
Внесение информации о ходе введения Профессионального стандарта педагога в Публичный отчет ОУ |
|
|
|
Создание организационно-управленческих условий введения Профессионального стандарта педагога |
||||
10 |
Проведение совещаний по введению Профессионального стандарта педагога |
|
|
|
11 |
Введение внутреннего аудита, обучение его проведению |
|
|
|
12 |
Организация отчетности |
|
|
|
Создание кадрового обеспечения внедрения Профессионального стандарта педагога |
||||
13 |
Создание условий для прохождения курсов повышения квалификации для учителей. Создание (корректировка) плана - графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников |
|
|
|
14 |
Проведение педагогического совета«О введении Профессионального стандарта педагога: проблемы и перспективы» |
|
|
|
Создание материально-технического обеспечения внедрения Профессионального стандарта педагога |
||||
15 |
Обеспечение соответствия материально-технической базы школы действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения |
|
|
|
16 |
Обеспечение укомплектованности библиотеки ОУ печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана |
|
|
|
17 |
Обеспечение доступа учителям к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных. |
|
|
|
18 |
Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет |
|
|
|
Контроль за реализацией запланированных изменений в образовательной системе |
||||
19 |
Степень овладения педагогами формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков (лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.) |
|
|
|
20 |
Мониторинг работы учителей с одаренными детьми |
|
|
|
21 |
Мониторинг работы учителей с учениками, имеющими проблемы в развитии и с социально запущенными детьми |
|
|
|
22 |
Мониторинг владения учителями ИКТ-технологиями |
|
|
|
23 |
Осуществление внутреннего аудита (включающего анализ планов и отчетов, посещение уроков, опрос, выслушивание, наблюдения, анализ документов, записей) |
|
|
|
Дорожная карта № 3 по подготовке к внедрению
«Профессионального стандарта педагога»
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Отметка о выполнении |
1 |
Проведение МО по изучению и обсуждению профессионального стандарта педагога |
|
Рук. МО |
|
2 |
Проведение анкетирования педагогов по выявлению слабых и сильных сторон ОО (при внедрении ПСП) и |
|
ЗД |
|
3 |
Составление понятийного аппарата |
|
МО УРЯиЛ |
|
4 |
Знакомство с моделями инклюзивного образования: - полная инклюзия - дети-инвалиды посещают общеобразовательные учреждения наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальным учебным планам, которые могут совпадать с учебным планом соответствующего класса, а также могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др.; - частичная инклюзия - дети-инвалиды совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением общеобразовательного учреждения и обучаются по индивидуальным учебным планам; - внеурочная инклюзия - дети-инвалиды (инвалиды) обучаются только на дому и посещают кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др. в общеобразовательном учреждении по согласованию с родителями (законными представителями). Изучение опыта работы других ОО. |
|
Временная группа |
|
5 |
Организация факультатива для педагогов «По волнам памяти» (разговорный иностранный язык) |
|
Учит ин.яз |
|
6 |
Организация круглых столов по вопросам возрастной и гендерной психологии, специальной психологии и педагогики. |
|
Временные группы |
|
7 |
Организация практических занятий для педагогов по информационным технологиям. |
|
Учит информ |
|
8 |
Проведение практических занятий по методике преподавания предметов с приглашением методистов НМЦ |
|
ЗД |
|
9 |
Игровые технологии (как форма работы с детьми, для которых русский язык не является родным) |
|
ТГ |
|
Заключение
Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность.
Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности.
В ходе работы цель достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.
Список литературы
1. Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования)»
2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Приказ № 555 от 18.10.2013.
3. Фещенко Т.С., «Работа с учителем, или как нам реализовать профессиональный стандарт педагога и ФГОС ОО»
4. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачёва И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: книга для учителя. – М.: Вита – Пресс, 2008.-288с.
5. Научно-практический журнал для администрации школ «Управление современной школой. Завуч». № 8,2014-88с.
6. Ямбург Е.А. «Что принесёт учителю новый профессиональный стандарт педагога?», Просвещение, 2014.
7. Eduinspector.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.